Список литературы:
1. Армяне в мире. Краткий энциклопедический словарь / Сост. А. Пет-росян, А. Исоян, К. Худовердян; подг. гл.ред. Армянской энциклопедии. Ереван, 1995. - С. 123. - (на арм. яз.)
2. Армянская ССР // БСЭ. Т. 2. - М., 1970.
3. Библиография армянской периодической печати (1794-1967) / Сост. А. Киракосян. - Ереван, 1970.
4. Вебер М. История хозяйства. Город. - М., 2001.
5. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. - М., 2000.
6. Левин З.И. Менталитет диаспоры: Системный и социокультурный анализ. - М., 2001.
7. Магирянц Л. Великое переселение армян в XII в. и их состояние в Польше // Журнал «Аракс». Кн. 1. - СПб., 1889.
8. Назарян С.С. Периодическая печать Еревана (1880-1917). - Ереван, 1986.
9. Смелзер Н. Социология. - М., 1998.
10. Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. В 82 полутомах и 4 доп. т. - СПб., 1890-1907.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
© Кислица А.С.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В статье раскрыты теоретические подходы к определению понятий «сиротство», «социальное сиротство», дана расширенная классификация видов и причин к ним приводящих. Процесс социализации рассмотрен с позиции двух подходов: субъект-объектного (социального детерминизма) и субъект-субъектного (символического интеракцио-низма), выявлены факторы процесса социализации. В статье приведен обзор критериев успешной социализации.
Ключевые слова социализация, сиротство, социальный сирота, адаптация, социальный детерминизм, символический интеракционизм, уровень социализированности, социальное самоотождествление.
Социально-экономические и политические преобразования в современной России явились предпосылкой гуманизации процесса воспитания под-
* Студент кафедры Социальных технологий.
растающего поколения, развития разнообразных форм и видов образовательных учреждений, решения проблем социальной защиты детей. Одновременно современное общество выявило ряд основных социальных проблем, которые требуют неотложного решения, как в теоретическом, так и в практическом плане. В частности, остра и актуальна проблема социальной защиты и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, количество которых значительно возросло за последние годы [1].
Социальные изменения, наблюдаемые в современном обществе, объективно провоцируют увеличение числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подход к изучению ситуации сиротства в России через институциональное поле социальной политики, через сознание, поведение различных людей, социальных групп, слоев и интересы самих детей, рассмотрение детей как «полноправных» (реализующих свои права, хотя и недееспособных) и вполне активных субъектов социальной политики придает качественную определенность проблеме.
Сиротство - это временное или постоянное состояние одиночества, лишения семейного окружения и необходимой защиты и жизнеобеспечения в процессах подрастания, первичной социализации и взросления[2]. Сиротство - обобщающее понятие, отражающее социальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эта проблема не нова, ее корни уходят в далекое прошлое, когда во времена эпидемий, стихийных бедствий, войн, голодовок, погибали люди, дети которых становились сиротами. На сегодняшний день ситуация отличается не процентным соотношением детей сирот, а причинами, которые приводят к сиротству.
Существует множество подходов к классификации видов и причин сиротства. Например, Е.А. Тюгашев выделяет следующие:
1. Сироты, то есть дети, чьи родители рано умерли и которые вынуждено оказались в детском доме.
2. «Лишенцы» - дети, чьи родители были лишены родительских прав.
3. «Отказники» - дети, родители которые отказались от родительских прав.
4. Интернатские сироты - дети, чье воспитание осуществляется в интернате далеко от родителей, которые практически в нем не участвуют.
5. Домашние сироты - дети, которые имеют живых родителей и проживают вместе с ними, но предоставленные сами себе. Как правило, в таких семьях родители не принимают участие в воспитании своих детей.
Современные ученые выделяют два основных типа сиротства [3]:
- сиротство обыкновенное, которое наступает вследствие гибели родителей ребёнка при различных обстоятельствах;
- социальное сиротство, возникающее тогда, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности родителей исполнять родительские обязанности, из-за чего родители отказываются от ребёнка или «уклоняются» от его воспитания, то есть, так называемые дети, оставшиеся без попечения родителей.
На протяжении многих столетий в мире преобладало сиротство обыкновенное. Однако, с середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причём рост числа детей, оказавшихся без попечения при живых родителях наблюдается в различных странах мира, в том числе и в развитых. Социальное сиротство представляет собой социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Дети-сироты занимают особое место среди социально уязвимых групп населения: они не могут представлять и отстаивать свои интересы самостоятельно, и зависимы от воли взрослых [4]. Поэтому, первостепенной задачей общества является интеграция детей в социум, а так же передача жизненно необходимых навыков, которые облегчат процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процесс социализации практически не знает завершения и продолжается в течение всей жизни. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена места жительства и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации:
- первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
- вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [5].
Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались. Все концепции социализации тяготеют к одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-субъектному. Первый предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации (Э. Дюрк-гейм, Ж. Лафонтен, Т. Парсон), а второй активную (Д.Г. Мид, Ч. Кули). Второй подход характеризует социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры и происходит во взаимодействии (взаимовлиянии) человека со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Представители социального детерминизма, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление социальной среды, на-
пример Э. Дюркгейм, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Лафонтен Ж. показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку акцентирует внимание на функциональной значимости стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей.
В основу изучения процесса социализации положены разработки Дж. Мида - основоположника символического интеракционизма. По его мнению сознание является средством приспособления индивида к среде, а человеческое «Я» - продукт исключительно социальный, являющийся результатом взаимодействия (интеракций) с другими людьми, в котором решающее значение принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дал Основной вывод в работах Дж. Мида состоит в том, что социальное целое предшествует индивидуальному разуму: мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы, которая приводит к развитию мыслительных процессов самосознания и самоидентификации.
Таким образом, социализацию необходимо рассматривать как важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение.
Процесс социализация проходит под влиянием двух разных факторов: целенаправленных воспитательных воздействий на индивида со стороны школы, семьи и общественных институтов, а так же стихийных воздействий различных социальных ситуаций, СМИ, компании сверстников.
Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней навыки, ценности, модели поведения, традиции и идеологии. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление - возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.
Таким образом, показателем эффективности процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их социальная компетентность и социальная уверенность.
Существует множество подходов к определению критериев успешной социализации. Так, например, по Смелзеру успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму [6].
Известные социологии П. Бергман и Т. Лукман, отмечали, что не бывает ни полностью успешной, ни абсолютно неуспешной социализации. Первое означало бы неукоснительное следование индивида всем существующим в обществе нормам, полное согласие со всеми аспектами социальной жизни и полное удовлетворение своим местом в социальной структуре. Однако в реальности такая ситуация практически не возможна. Абсолютно неуспешная социализация означала бы, что человек игнорирует все без исключения нормы и установки, порождаемые обществом [7]. Такой вариант возможен лишь в случае тяжелейших психических расстройств. Поэтому говорить можно лишь о более или менее успешной социализации, критерием которой может быть соответствие, гармония между представлением человека о самом себе и социальной реальности и объективно существующей социальной реальностью вне его. Иными словами, если действия, направленные вовне, встречают ожидаемую ответную реакцию, то в таком случае можно говорить о приемлемом уровне «социализированности».
Рассмотрев различные подходы к определению критериев успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно заключить, что на наш взгляд, более полно и содержательно они рассмотрены И.А. Дядюновой, и включают:
- усвоение социально-бытовых, морально-нравственных и социокультурных ценностей в соответствии с возрастными возможностями и формирование на их основе социально значимых ценностных ориентаций;
- овладение способами освоения действительности, сформирован-ность коммуникативных качеств личности, готовность к выбору профессии;
- высокую познавательную активность, любознательность по отношению к миру, преходящую в преобразовательную деятельность, творчество;
- формирование относительно целостной Я-концепции, осознание наличия у себя определенной социальной роли и выполнение связанных с ней функций;
- развитие механизмов адаптации к социальной среде, отсутствие агрессивности, высокого уровня тревожности и импульсивности;
- стремление к достижению желаемого [8].
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проходят совершенно иной путь развития, чем дети из благополучных семей. Проживая в дисфункциональных семьях, они сталкиваются с множеством травмирующих ситуаций, стрессов, насилием (психическим, физическим, сексуальным) и эти ситуации не проходят для них бесследно, оставляя в психике ребёнка глубокий след. Эффективная социализация личности подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, адекватного требованиям социального заказа государства. Она предполагает, с од-
ной стороны, способность быть конформным обществу (когда оно здорово), с другой - способность ему противостоять, если в нем появляются тенденции к отходу от моральных ценностей. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.
Список литературы:
1. Ерёменко Т.В. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приоритетное направление социальной защиты // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 2. - С. 288.
2. Рассохина И.Ю. Участие российского института социальной политики в решении проблемы сиротства: автореф. дисс ... канд. социол. наук / 23.00. - Кемерово, 2005. - С. 8.
3. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение. - Новосибирск, 2003. -С. 124.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 46.
5. Имашева З.З., Баграмова К.Р. Социальная адаптация детей сирот в России // Управление экономикой: методы, модели, технологии. - Уфа, 2014. - С. 60.
6. Смелзер Н. Социология. - М., 1998. - С. 267.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995. - С. 192.
8. Дядюнова И.А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в условиях семейного клуба: автореф. дисс. ... кандид. пед. наук / 13.00.01. - Нижний Новгород, 2008. - С. 19.
ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© Коротков П.А.*, Загайнова Е.А.*
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Рассматриваются методы измерения мотивации в социальной психологии. Предложено направление разработки метода измерения актуальной мотивации коллективного субъекта деятельности.
Ключевые слова мотивация, мотивационное возбуждение.
* Доцент кафедры Транспортно-технологических машин Поволжского государственного технологического университета, кандидат экономических наук.
* Студент 2-го курса Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета.