Научная статья на тему 'Некоторые закономерности функционирования армянских общин в инокультурной среде'

Некоторые закономерности функционирования армянских общин в инокультурной среде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ИНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОБЩИНА / АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА / АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В РОССИИ / АРМЯНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аракелян Ф.А.

Современное городское общество трудно представить без этнических групп, которые возникли внутри другой культуры в определенный исторический период и постоянно находятся в состоянии борьбы за сохранение этнической идентичности. Статья отражает некоторые закономерности формирования, функционирования и разрушения этнических общин в иной культурной среде, выведенные на основе истории армянских диаспор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые закономерности функционирования армянских общин в инокультурной среде»

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АРМЯНСКИХ ОБЩИН В ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

© Аракелян Ф.А.*

Северо-Западный институт печати СПГУТД, г. Санкт-Петербург

Современное городское общество трудно представить без этнических групп, которые возникли внутри другой культуры в определенный исторический период и постоянно находятся в состоянии борьбы за сохранение этнической идентичности. Статья отражает некоторые закономерности формирования, функционирования и разрушения этнических общин в иной культурной среде, выведенные на основе истории армянских диаспор.

Ключевые слова миграция, инокультурная среда, община, армянская диаспора, армянская диаспора в России, армяне.

Процессы переселения народов, этнических групп и общностей происходили постоянно в течение многих веков длительный исторический период. Благодаря этому во всех регионах мира сформировались классические диаспоры некоторых народов, которые, из-за культурно-исторических обстоятельств и социально-политических потрясений вынуждены были оставить места своего происхождения, где проживали несколько тысячелетий. В новых регионах они образовали устойчивые общины с развитой коммуникационной сетью. До последнего времени социальные науки мало обращались к изучению миграции и миграционных процессов. Цель данной статьи обобщить и вывести некоторые закономерности возникновения армянских общин и выявить причины их исчезновения. Предположительно эти закономерности повторяются и у других этнических общий.

Мы исходим из того тезиса, что миграционные процессы происходят свободно или регулируются. Регулирование осуществляется государством на основе принятых законов или насильно. Для нас интерес вызывают миграции, происходящие свободно, мирным путем.

Внутренние и внешние факторы, которые влияют на миграционные процессы и приводят к формированию диаспоры, этнических общин в инокуль-турной среде заключаются в следующем (доказательства следующих тезисов можно найти в богатой истории армян):

Внутренние факторы:

1. Урбанизация (формирование и развитие городов) является мощным национальным консолидирующим фактором. Она централизует интеллектуальные силы и формирует профессиональную интеллектуальную деятель-

* Доцент кафедры Журналистики и медиатехнологий, кандидат филологических наук.

ность во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, науке и технике. Города становятся толчком развития общественно-культурной, политико-экономической жизни общества, формирования и укрепления нации.

Отсутствие социальных предпосылок для качественной профессиональной деятельности, патриархальность и отсталость среды заставляют представителей из менее развитых регионов и стран, мигрировать в соседние и отдаленные регионы и страны для реализации собственных интеллектуальных сил и делового потенциала, а также для удовлетворения своих духовных потребностей и духовных потребностей своего народа. В связи с этим повышается значимость городов как ближайшего региона или страны, так и крупных экономических, культурных и политических центров отдаленных стран. Нередко значимые национальные, общественно-культурные явления и события в жизни одного народа, происходили именно в иной этнокультурной среде.

Это явление имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.

С одной стороны, другая этнокультурная среда способствует национальному развитию, как правило, малочисленных народов, здесь формируется и развивается ведущая - национальная интеллигенция. С другой стороны, действуя в чужих странах и городах, эта интеллигенция проходит настолько глубокую социализацию, что забывает о своем статусе чужака (мигранта), постепенно проходя этапы аккультурации, ассимилируясь и растворяясь в доминирующей этнической общности.

Например, большая и лучшая часть армянских газет и журналов в конце XIX в. начале XX в. выходила в Тифлисе (Россия) и Константинополе (Турция) и фактически замещали «центральную» печать армян. В то время, как выпускавшаяся периодика в центре Эриванской губернии в городе Эривани значительно уступала тифлисским и константинопольским изданиям по характеру содержания, уровню подготовки опубликованных текстов и качеством печати. Дело доходило до того, что редакторы тифлисских газет выражали недовольство по поводу широкой национально-политической программы ереванских газет. Так, редактор газеты «Мшак», выходившей в Тифлисе (18721920 гг.), Григор Арцруни считал, что ереванская газета «Псак» должна была заниматься только анализом губернских событий. А общие вопросы, относящиеся к общественно-политической, общественно-национальной жизни -прерогатива «центральных», то есть тифлисских газет [8, с. 14].

В условиях тех исторических обстоятельств за пределами общественного сознания оставался тот факт, что эта периодика, несмотря на многочисленность и свойственные ей черты национальной журналистики, все же выходила за границами Армении, в местах компактного проживания армян. С изменением политической ситуации количество этих периодических изданий сократилось или они исчезли, уступив место прессе доминирующего этноса.

2. Толчком для миграции интеллектуалов из мест исторического проживания становится социально-политическая обстановка в родном регионе или стране. Причем, обостренная политическая обстановка не всегда связана с иностранными завоевателями или иностранным господством. Невозможность свободно действовать заставляет интеллектуалов выехать в ближайшие регионы и отдаленные страны. Примером этого могут служить биографии многих известных армянских деятелей культуры, науки и др.

3. Немаловажную роль играет и экономическая ситуация на родине. Данный фактор влияет на миграцию более широких социальных слоев населения - ремесленников, рабочих, крестьян.

4. По словам социолога Н. Смелзера [9, с. 249, 264], обычно мигрируют «неприспособленные», отверженные от традиционного общества личности, т.е. неординарные, предприимчивые, часто обладающие высоким интеллектуальным потенциалом лица, не находившие свое место в провинции.

Все вышесказанное объясняет ту активную, целенаправленную, иногда непримиримую из-за безысходности деятельность, которую ведут переселенцы в новом окружении, в процессе завоевания социальной ниши среди доминирующего этноса.

5. Переселяясь в чужие страны с древнейших времен, армяне нередко становились основоположниками новых городов и поселений на чужбине, или принимали активное участие в строительстве и развитии уже существующих. Это обстоятельство давало переселенцам статус «первых жителей города/столицы», «первых вкладчиков в развитие города/столицы», что закрепляло за ними право на постоянное проживание на данной территории, в данной местности. Таким образом открывался путь для новых мигрантов, для начала процесса «цепной миграции», когда благодаря родственным и дружеским связям начинается непрерывный процесс переселения на освоенные предшественниками территории. Тем самим состав местной общины постоянно обновлялся.

6. Как утверждает другой специалист по вопросам диаспор З. Левин: «Именно от них, первых переселенцев, в основном людей, готовых преодолевать трудности, зависит, как сложится судьба диаспоры, ее жизнеспособность, устойчивость, влияние. От их активности зависит эффективность общинных институтов, от качественного состава - образовательного, профессионального уровня - своеобразие менталитета диаспоры» [6, с. 41]. В первых общинах проявляются лидеры, благодаря деятельности которых устанавливаются традиции, нормы и правила общинной жизни, сохраняющие свою актуальность длительный период, определяются социальные ниши, обеспечивающие жизнедеятельность местной общины и диаспоры в целом.

Внешние факторы:

1. Известный социолог М. Вебер, анализируя характерные особенности города и его социальный состав, указывал, что там, где жил сеньор, его се-

мья с подчиненными и дружиной, поселялись ремесленники и торговцы для удовлетворения потребностей обособленной части общества и пользовались предоставляемой защитой. Сам властитель бурга (города) был «заинтересован в привлечении этих классов общества, так как это влечет за собою увеличение денежных поступлений, достигаемое посредством обложения налогом торговли и промысла, или путем финансового участия в торговле, или путем собственной торговли, даже с монополизацией ее» [4, с. 352]. Город, по М. Веберу, имеет следующий социальный состав: аристократия, военные, бюрократия, промышленники, торговцы, купцы, ремесленники, служители (слуги). Здесь уместно вспомнить указы российских императоров Петра I, Екатерины II и др., по которым они приглашали представителей разных народов в пределы России для выполнения определенных социально-экономических, культурно-образовательных задач.

Социальная структура города, тем более столиц и крупных общественно-политических, экономических и культурных центров, открывала возможности для самореализации и широкое поле деятельности для активных, склонных к инновациям личностей.

В странах, где был низкий уровень мобильности широких слоев населения, миграционные процессы регулировались, создавались трудности для концентрации большого количества членов одной этнической группы. Это означает, что социальный состав этнической общины оставался избранным, состоящим из индивидов, которые своей деятельностью целенаправленно или благодаря сложившимся обстоятельствам становились выдающимися личностями и основоположниками общественно-экономических, научно-технических и культурных явлений в разных областях общественной жизни.

Например, несмотря на малочисленность, армянская община в Санкт-Петербурге имела особый статус. Здесь обосновались армянские дворянские семьи, в высших учебных заведениях столицы учились армянские студенты, в разные времена здесь работали и жили крупные армянские политические, общественные, литературные деятели, цвет армянской интеллигенции. Нередко армяне получали высокие звания (действительные тайные советники, действительные титулярные советники и др.) и занимали высокие государственные и военные посты.

2. Американский политолог Дж. Армстронг выдвинул модель мобильных групп-диаспор [5, с. 103-105] и дал её определение. По его наблюдению, в полиэтнических государствах правительство сотрудничает с группами-диаспорами, представители которых, в силу развитой внутриэтнической сети интенсивных коммуникаций и знания языков, превращаются в специалистов в деле посредничества и новаторства и определяют свою деятельность в качестве купцов, предпринимателей, ростовщиков, медиков и дипломатов. Мобильные группы-диаспоры берут на себя те функции, которые, по каким-то причинам, не может выполнять доминирующая этническая группа.

Выезжая за пределы исторической родины, в чужие страны армяне использовали там свой интеллектуальный и трудовой потенциал, создавая эти мобильные группы-диаспоры. Наряду с армянами, немецкий исследователь А. Каппелер в число мобильных групп-диаспор России включает также евреев, немцев, волжских татар.

Специфика армянских групп-диаспор заключалась в том, что этническая территория армян находилась в составе трех государств: России, Турции и Персии. Армяне одновременно составляли мобильные группы-диаспоры не только в России, но и в других странах мира: и на Западе, и на Востоке, позже и на американском континенте. Древняя история, древняя культура и письменность, в некоторых странах также приверженность к христианской религии и тот факт, что они первыми официально признали учение Христа, а также активная деятельность в жизни государства, определили высокий культурный, социальный, экономический и военный статус армян в чужих странах, среди народов, принимавших их. Армяне подчас достигали вершин популярности в высшей бюрократической системе, военном деле, дипломатии, экономике, искусстве и других сферах общественной жизни. «... Армяне были посредниками в торговле между Западом и Востоком, вследствие чего в их руках скоплялись громадные богатства и вся страна при них богатела. Армяне тоже отличались образованностью и никогда не уклонялись от общественных тягостей и налогов; они всегда верно служили той стране, в которой находили приют» [10, с. 130],- такое отражение получил образ армян, живущих в Польше, в известном русском энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

«Я увидел, что во всех специальностях, будь то торговля, ремесло, государственная служба, у армян нет конкурентов» [1, с. 123], - признавался Генри Линч, известный английский географ.

Классическая армянская община развивалась по следующей схеме.

Поселившись в чужой стране, в основном в столицах и крупных культурно-экономических центрах, армяне создавали колонии, основывали типографии, печатали книги, учебники, выпускали журналы и газеты, открывали театр, благотворительные организации. До 1920 г. по всему миру почти в 32 странах разновременно действовало более 460 типографий, которые печатали книги, журналы и газеты на армянском языке. До 1917 г. в самой Армении вышло 30 новых периодических изданий, в то время как в других частях Российской империи, в основном в Тифлисе, их общее число доходило до 228 [3]. В 1913 г в Армении было издано всего 2 журнала и 6 газет [2, с. 238].

3. Но общинная жизнь - не идиллия, а ежедневная борьба за существование. Далее тот же американский политолог Дж. Армстронг утверждает, что эти мобильные группы-диаспоры зависимы от протекции правительства и всегда находятся в опасности от того, что при социальной мобилизации низов доминирующей этнической группы «они будут принесены в жертву» [5].

Технология «приношения в жертву» в каждой стране имеет свою специфику и обусловлена такими факторами, как:

1) проводимая внутренняя политика со стороны правительства, нацеленная на гомогенизацию населения страны и ассимиляцию инородных этнических групп, поддержка разрушительных процессов внутри общины;

2) общественно-политическая культура доминирующего этноса;

3) сложившиеся историко-культурные взаимоотношения малочисленной этнической общности и доминирующего этноса;

4) усиление некоторых стереотипов внутри общины, их мифологизация.

В армянской действительности фактом является то, что «от знаменитых

и значимых великих дел» бывших цветущих армянских колоний от «Ганге-са до Амстердама» остались лишь некоторые материальные свидетельства и память.

Приведем один исторический пример из истории армянской общины в Польше [1, 7].

О своем путешествии в армянские места в Польше в конце XIX в. рассказывает Л. Магирянц в журнале «Аракс» (СПб., 1889 г.). Польская община была сформирована в XI в. после падения столицы Ани, когда потоки армянских переселенцев продвинулись на север. В Крыму была создана армянская колония, численность которой, по преданиям, доходила до 300 000, а количество построенных церквей - до 35. К концу XIX в. количество этих церквей сокращено до четырех. Часть армян, убегая от турецкого нашествия в XV в., переселилась из Крыма на северо-запад - в Молдову, Валахию, Венгрию и Трансильванию, а также в регионы, принадлежавшие тогда Польше.

Конец XVII в. - число армян в Польше доходит до 20 тыс. человек. Построены около 20 церквей, действовали школы, семинария, типография.

До середины XVIII в. - армяне еще исповедовали веру армянской апостольской церкви и «заслуживали уважение местного населения своим трудолюбием и честностью» [7, с. 131]. Они занимались ремеслами, торговлей, земледелием, многие имели богатые поместья. Существовала свобода вероисповедания и самоуправление. Ими правил Общинный совет.

Конец XIX в. - об армянском присутствии здесь напоминают некоторые памятники духовной материальной культуры.

Самая старая церковь в городе Каменец-Подольске относилась к XIV в., но самым значимым архитектурным памятником являлась армянская католическая церковь Св. Богоматери, построенная предположительно в XV в. в итальянском стиле. Об армянском присутствии напоминали: мраморные доски внутри церкви с именами меценатов и чудодейственная икона Богоматери в алтаре. По преданию, этот портрет произведение руки евангелиста Луки, который армяне привезли с собой из города Ани после его крушения. Церковь Св. Богоматери еще имела библиотеку армянских церковных руко-

писных книг, несмотря на то, что самые ценные книги были проданы частным лицам. На стенах церкви висели портреты когда-то знаменитых лиц, епископов. Сохранились также армянские письмена на дверях старых домов и на каменных плитах.

По причине возникших обстоятельств, под влиянием внешних и внутренних разрушительных факторов армяне, проживающие в этих регионах, постепенно рассеялись по другим колониям или, принимая католичество, ассимилировались с местным населением. И если еще до начала 60-х годов XIX в. они сохраняли в богослужениях армянский язык, армянские обряды и священниками назначались армяне-католики, то после 60-х годов в армянских поселениях назначаются польские священники, богослужения проводятся на польском. К концу XIX в. некогда многочисленная армянская колония в Каменец-Подольске насчитывала всего несколько десятков семей, которые помнили несколько армянских слов и носили армянские фамилии с окончанием «-ич». Например: Баласанович, Ованович и т.д. Остались еще армянские письмена на каменных плитах, название - Армянская церковь и память.

Примерно такая же участь постигла армян, живущих в двадцати верстах от Каменец-Подольска в поселении Жванец. Свидетельством о когда-то многолюдной армянской колонии являлась книга регистрации рождений и портрет Григория Просветителя в жванецкой церкви с изображением его 12 муче-ничеств. По этой книге рождений Магирянц сделал следующие наблюдения: журнал начат на армянском языке с середины XVIII в., в начале XIX в. записи смешанные с польским языком, а с 10-х годов того же века - только на польском. В конце XIX в. здесь уже не осталось ни одного человека, который считал бы свое происхождение армянским.

Мало чем отличалась судьба армян в городе Могилеве. О многочисленности армян в городе свидетельствовало название центральной улицы -Армянская. На этой улице стояла Армянская церковь. Внутри церкви сохранились могильные камни с армянскими письменами, портрет с изображением Григория Просветителя и икона алтаря с армянскими письменами. По мнению Магирянца ассимиляция армян с поляками и смена вероисповедания произошли относительно недавно, так как могилевские армяне в тот период еще гордились своим происхождением и во время крещения давали своим детям армянские имена: Трдат, Тигран, Ашот и др. Они знали несколько армянских слов.

Конец ХХ в. - только 12 тыс. человек в Польше, называли себя поляками армянского происхождения. Современные польские армянские общины сформированы из армян, переселенных после трагических событий наших времен, после землетрясения, сумгаитских и бакинских событий и карабахского движения.

Начало XXI в. - проводятся экскурсии по армянским местам названных местностей.

Список литературы:

1. Армяне в мире. Краткий энциклопедический словарь / Сост. А. Пет-росян, А. Исоян, К. Худовердян; подг. гл.ред. Армянской энциклопедии. Ереван, 1995. - С. 123. - (на арм. яз.)

2. Армянская ССР // БСЭ. Т. 2. - М., 1970.

3. Библиография армянской периодической печати (1794-1967) / Сост. А. Киракосян. - Ереван, 1970.

4. Вебер М. История хозяйства. Город. - М., 2001.

5. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. - М., 2000.

6. Левин З.И. Менталитет диаспоры: Системный и социокультурный анализ. - М., 2001.

7. Магирянц Л. Великое переселение армян в XII в. и их состояние в Польше // Журнал «Аракс». Кн. 1. - СПб., 1889.

8. Назарян С.С. Периодическая печать Еревана (1880-1917). - Ереван, 1986.

9. Смелзер Н. Социология. - М., 1998.

10. Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. В 82 полутомах и 4 доп. т. - СПб., 1890-1907.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

© Кислица А.С.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В статье раскрыты теоретические подходы к определению понятий «сиротство», «социальное сиротство», дана расширенная классификация видов и причин к ним приводящих. Процесс социализации рассмотрен с позиции двух подходов: субъект-объектного (социального детерминизма) и субъект-субъектного (символического интеракцио-низма), выявлены факторы процесса социализации. В статье приведен обзор критериев успешной социализации.

Ключевые слова социализация, сиротство, социальный сирота, адаптация, социальный детерминизм, символический интеракционизм, уровень социализированности, социальное самоотождествление.

Социально-экономические и политические преобразования в современной России явились предпосылкой гуманизации процесса воспитания под-

* Студент кафедры Социальных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.