Научная статья на тему 'Обеспечение социально - психологического благополучия ребенка в условиях групп компенсирующей направленности'

Обеспечение социально - психологического благополучия ребенка в условиях групп компенсирующей направленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С ЗПР / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / РЕЛАКСАЦИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелентьева А.В., Павлова О.В., Пыжова О.А.

В статье представлены формы работы по достижению психологического комфорта детей в адаптационный период в группе компенсирующей направленности, созданной для воспитанников с ЗПР. Особое внимание уделяется построению коррекционно-развивающего процесса с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка. Авторы считают, что грамотно организованная работа педагогов, эффективно используемые условия дошкольного учреждения положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка и дальнейшую его социализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение социально - психологического благополучия ребенка в условиях групп компенсирующей направленности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

6. Плескачевский Ю.М., Копылов С.В., Смирнов В.В., Дубова Е.Б. // А. с. № 592164 СССР, МКИ С 10 М 1/18 №2362582/04; Бюл. № 36

7. www.forstudents.ru,www.free-referat.com

© Копылов С.В., 2017

УДК 373.25

А.В.Мелентьева, О.В.Павлова

воспитатели О.А.Пыжова

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 131» г. Череповец, Вологодская область, Российская Федерация

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье представлены формы работы по достижению психологического комфорта детей в адаптационный период в группе компенсирующей направленности, созданной для воспитанников с ЗПР. Особое внимание уделяется построению коррекционно-развивающего процесса с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка. Авторы считают, что грамотно организованная работа педагогов, эффективно используемые условия дошкольного учреждения положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка и дальнейшую его социализацию.

Ключевые слова

Ребенок с ЗПР, адаптация, психоэмоциональное благополучие, релаксация, музыкотерапия,

игротерапия, театрализованная деятельность.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является здоровье подрастающего поколения. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того, насколько грамотно организована здоровьесберегающая деятельность, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Особенно актуальной данная проблема является в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Анализ контингента воспитанников с ОВЗ, в частности детей с задержкой психического развития, показывает, что на протяжении последних лет усложняется структура дефекта у воспитанников группы компенсирующей направленности. Задержка психического развития детей носит церебро- органический характер, вследствие этого их нарушение имеет сложную структуру дефекта, к тому же у большинства дошкольников грубо нарушено речевое развитие, у многих регистрируются расстройства эмоционально-волевой сферы, возрастает количество детей-инвалидов. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с воспитанниками с ЗПР является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Исходя из этого, на начало учебного года нами была поставлены задачи - сплотить вновь собравшийся детский коллектив; обеспечить комфортное и позитивное пребывание каждого ребенка в детском саду. Выбор задач основывался на понимании того, что эмоциональный настрой, психологическое благополучие,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

Для решения поставленных задач и проверки эффективности исходных положений важны следующие психолого-педагогические условия эмоционального комфорта детей в детском саду: состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада; особенности взаимодействия ребенка со взрослыми; специфика взаимодействия ребенка с детьми группы компенсирующей направленности; эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в ДОУ; социально-психологический климат в семье ребенка.

Остановимся подробнее на основных направлениях работы нашего педагогического коллектива в группе компенсирующей направленности, созданной для детей с ЗПР с целью сплочения детского коллектива и обеспечения комфортного и позитивного пребывания в детском саду.

Одним из направлений работы, обеспечивающих снижение уровня напряжения психоэмоционального состояния ребенка в адаптационный период, является комплексное использование психологически комфортной среды. Педагогами группы был создан уголок релаксации и психологической разгрузки. Для его оформления использовалась легкая цветная вуаль, настенная аппликация с изображением любимых мультипликационных героев, мягкий ковер, релаксационные подушечки. Создание данного уголка позволило воспитанникам с ЗПР в любой для них некомфортный момент уединятся, успокаиваться, снимать напряжение, поиграть наедине со своей любимой игрушкой, посмотреть альбом с семейными фотографиями. Наблюдения показали, что все это способствовало быстрой и успешной адаптации у большинства воспитанников группы.

Также педагогами группы был оформлен экран «Наше настроение»- эстетично оформленный сказочный сюжет с детскими фотографиями. Каждое утро все ребята, приходя в детский сад, выбирали смайлик с изображением своего настроения и вкладывали в кармашек со своей фотографией. Так педагоги могли отследить эмоциональный фон ребенка и в случае «плохого» настроения воспитанника могли создать условия для коррекции, предложив ему различные игры для улучшения эмоционального состояния, беседовали с ним, стараясь выяснить причину плохого настроения и играли в коллективную игру «Я в лучах солнца».

Для детей со средней степенью адаптации педагогами был предложен для родителей метод «Мама -терапия». Данный метод заключался в том, что мама после засыпания ребенка разговаривала с ним набором определенных фраз, которые давали установку детскому организму на физическое и психологическое здоровье.

К тому же при непосредственном участии родителей в начале учебного года педагогами группы были организованы фотовыставки «Давайте познакомимся» (детские фотографии), «Моя семья» (семейные фотографии), «Семейные традиции», «Наш выходной день», «Вместе с мамой», «Вместе с папой». В дальнейшем эти фотографии были помещены в альбом «Домотека», который использовался детьми в уголке релаксации и психологической разгрузки.

Особенно важно в ходе реализации образовательного процесса применять здоровьесберегающие технологии. Так, для формирования эмоциональной стабильности детей педагогами использовались такие методы, как релаксация, музыкотерапия, игротерапия.

Релаксация - это снятие психологического и мышечного напряжения. Нами использовалась релаксация с целью успешной адаптации детей в детском саду, а в последующем - для снятия напряжения и усталости, которое возникало у воспитанников с ОВЗ не только из-за психофизических особенностей детей, но и в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы. Для проведения релаксационных пауз и упражнений детям предлагалось удобно располагаться на ковре с закрытыми глазами под музыку и послушать, представив то, что воспитатель негромким успокаивающим голосом рассказывает. Умение расслабляться позволяло устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливало силы и увеличивало запас энергии.

Также в своей работе педагоги использовали музыкотерапию, так как музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла и обеспечивает психологическое благополучие.

Одной из главных проблем многих воспитанников с ЗПР является системное нарушение речи, которое

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

затрудняет адаптацию воспитанников. Для того, чтобы стимулировать общение и научить взаимодействовать педагоги использовали метод игротерапии и театрализованную деятельность, так как данные методы мягко и осторожно позволяют воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. По данному поводу верно заметили И.Ю. Медведева, Л.Н. Левченко и др.: «...занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в коррекции психоэмоционального состояния...» [1, с. 19] Наблюдения показали, что сначала дети научились общаться между собой невербальными способами и постепенно начали переходить на речевой уровень. Игровой метод помог детям с нестабильной эмоционально-волевой сферой постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. И наоборот, заторможенные, скованные, вялые и робкие дети приобретали уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Таким образом, педагогами решается вопрос грамотной организации социально - психологического благополучия воспитанников с ЗПР, что определяется ситуацией смены образовательной парадигмы, широкого распространения интеграционных и инклюзивных процессов в образовании. Создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствует успешной адаптации, сохранению и укреплению здоровья, а также оптимальной коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений в познавательной, речевой и личностной сфере.

Список использованной литературы:

1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М., "Academia", 2001.

2. Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями [ Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vseodetishkax.ru

© Мелентьева А.В., Павлова О.В., Пыжова О.А., 2017

УДК 378.17 : 316.728

Н. Н. Скоромная

К.мед.н., доцент А. Н. Скоромный

К.мед.н., доцент

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

г. Симферополь, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования здоровьесберегающего поведения у студенческой молодежи. Обсуждаются факторы, влияющие на здоровье молодых людей. Показано, что необходимым условием здоровьесбережения является сочетание профилактической работы с образовательными программами воспитания здорового образа жизни.

Ключевые слова

Студенты, образ жизни, факторы здоровья.

Постановка проблемы. Состояние здоровья молодого поколения как интеллектуального потенциала нации имеет приоритетное значение для любого учебного заведения [4, с.12; 8, с. 1670]. Актуальность проблемы так же продиктована прогрессирующим снижением уровня здоровья студентов за время обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.