Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сбалансированность / отрасль / кластер / субъект кластера / конкурентоспособность / потенциал / потребительская кооперация / balance / industry / cluster / cluster subject / competitiveness / potential / consumer cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Павел Дмитриевич

В статье предлагается кластерный подход к исследованию развития и управления экономическим потенциалом региональной организации потребительской кооперации. Региональная организация потребительской кооперации представляет собой горизонтально интегрированную структуру, включающую торговлю, производство, общепит и заготовки. Их можно объединить в кластер не только по принципу взаимодополнения этих отраслей, но и по географическому принципу, поскольку они располагаются на одной территории. В свою очередь сам кластер позволяет обеспечить не только сбалансированность субъектов, но и повысить уровень конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes a cluster approach to the study of the development and management of the economic potential of a regional consumer cooperation organization. The regional consumer cooperation organization is a horizontally integrated structure that includes trade, production, catering and procurement. They can be combined into a cluster not only according to the principle of complementarity of these industries, but also according to the geographical principle, since they are located on the same territory. In turn, the cluster itself makes it possible to ensure not only the balance of subjects, but also to increase the level of competitiveness.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ»

УДК 332.14

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ

Иванов Павел Дмитриевич, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва

E-mail: ivanovpd@yandex.ru

Аннотация. В статье предлагается кластерный подход к исследованию развития и управления экономическим потенциалом региональной организации потребительской кооперации. Региональная организация потребительской кооперации представляет собой горизонтально интегрированную структуру, включающую торговлю, производство, общепит и заготовки. Их можно объединить в кластер не только по принципу взаимодополнения этих отраслей, но и по географическому принципу, поскольку они располагаются на одной территории. В свою очередь сам кластер позволяет обеспечить не только сбалансированность субъектов, но и повысить уровень конкурентоспособности.

Abstract. The article proposes a cluster approach to the study of the development and management of the economic potential of a regional consumer cooperation organization. The regional consumer cooperation organization is a horizontally integrated structure that includes trade, production, catering and procurement. They can be combined into a cluster not only according to the principle of complementarity of these industries, but also according to the geographical principle, since they are located on the same territory. In turn, the cluster itself makes it possible to ensure not only the balance of subjects, but also to increase the level of competitiveness.

Ключевые слова: сбалансированность, отрасль, кластер, субъект кластера, конкурентоспособность, потенциал, потребительская кооперация.

Key words: balance, industry, cluster, cluster subject, competitiveness, potential, consumer cooperation.

Введение. Процесс образования кластера базируется на обмене информацией, касающейся потребностей, техники и технологий между отраслями, осуществляющими покупку продукции, поставщиками продукции и родственными отраслями. Конкуренция, существующая между субъектами кластера, способна оказать негативное влияние на обмен информацией, поскольку каждый из них желает пользоваться ей самостоятельно.

Механизм, обеспечивающий взаимообмен информацией между кластерами, выступает условием, способствующим облегчению движения информации и уточнения интересов как вертикально, так и горизонтально связанных фирм.

Актуальность. Процесс развития отрасли способен создать или расширить кластер, выходящий за отраслевые рамки и обеспечить устойчивое

экономическое развитие. Практика показывает, что устойчивое развитие конкурентоспособности экономической системы возможно благодаря комплексному использованию теории кластерного механизма и современных концепций инновационного развития [3].

Основная часть. Модель кластерной организации полнее учитывает формы конкуренции и источники, способствующие формированию конкурентных преимуществ. Кластерный метод дает возможность использовать доминирующие взаимосвязи в технологиях, присущие целым комплексам фирм и отраслей. Эти взаимосвязи в значительной степени влияют на направление и темпы инвестиций, а также на повышение конкурентоспособности конечной продукции. При создании кластеров необходимо учитывать сложившиеся в их рамках вертикальные и горизонтальные кооперативные и другие хозяйственные связи, имеющие место на региональном уровне [1].

Кластеры формируются согласно следующих признаков [7]:

- географический: построение кластеров активности от местных до глобальных;

- горизонтальный: ряд отраслей или их секторов входят в более крупный кластер;

- вертикальный: в кластерах возможно присутствие смежных этапов производственного процесса;

- латеральный: различные секторы, имеющие общие возможности способны обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что способно привести к новым комбинациям;

- технологический: множество отраслей, применяющих одни и те же технологии;

- фокусный: кластеры, сосредоточенные вокруг одного центра.

В литературе нашли отражение три широких определения кластеров, акцентирующих внимание на определенном аспекте их функционирования.

1. Регионально определяемые формы экономической активности в рамках родственных секторов, связанные с конкретным научным учреждением, университетом и т.д.

2. Вертикальные производственные цепочки, представляющие собой секторы, подчиняющиеся ядру кластера.

3. Отрасли промышленности или совокупности секторов, принадлежащие тому или иному уровню агрегации.

Кластерам присущи две альтернативные стратегии развития, которые дополняют друг друга:

- стратегии, ориентированные на повышение наукоемкости в кластерах;

- стратегии, направленные на формирование сотрудничества внутри кластера.

Кластерный подход создает благоприятные условия для поиска и создания новых форм интеграции знаний.

Существует система содействия создания кластера, включающая программы объединения деловых людей, инициативы по подбору партнеров, финансирование посреднических инициатив, шефские инициативы, государственное финансирование [5].

Достижение успеха в развитии кластеров возможно при совместном решении возникших проблем бизнесом и органами власти. Только объединение усилий обеспечит достижение позитивных результатов.

До сих пор мы вели речь о кластерах, обходя стороной определение этой категории. Что же собой представляет кластер? Кластер является сконцентрированным по географическому признаку совокупности взаимосвязанных организаций в определенных областях, конкурирующих между собой, но осуществляющих совместную деятельность. Кластеры нельзя воспринимать без конкуренции и влияния местоположения. Присутствие в экономике кластеров, а не просто автономных организаций, отражает важность характера конкуренции и влияния географического положения, обеспечивающего конкурентные преимущества.

Концепция кластеров является новым способом восприятия экономики, отражает новые роли организаций, органов власти различных уровней и других субъектов хозяйствования, которые стремятся к росту конкурентоспособности. Наличие кластеров отражает то обстоятельство, что основной выигрыш конкуренции обеспечивается не в рамках организаций, а в месте ее географического расположения.

Возникает вопрос - в чем заключается целесообразность рассмотрения экономики потребительской кооперации с позиции теории кластеров, а не через привычную группировку организаций? Кластеры подвержены более адекватному согласованию характера конкуренции и источников приобретения конкурентных преимуществ. Они наиболее органично охватывают наиболее важные связи, взаимодополняемость организаций, внедрение технологии, компетенций и информации. Именно эти связи выступают в качестве основополагающих в процессе конкурентной борьбы, в повышении производительности, выявлении стратегических направлений развития кооперативных организаций и внедрении инноваций. В большинстве случаев участники объединения непосредственно не конкурируют между собой. Наряду с этим их объединяет много общих потребностей и возможностей, они подвергаются множеству общих ограничений и препятствий в своей хозяйственной деятельности. Рассмотрение организаций потребительской кооперации в качестве участников объединений дает возможность определить благоприятные условия для координации действий в рамках их общих интересов без угрозы конкуренции. Кластер обеспечивает кооперативным организациям осуществление диалога между организациями одной системы и их поставщиками, с органами власти и другими участниками рынка. Инвестиции, нацеленные на улучшение условий хозяйственной деятельности субъектов такого объединения, дает положительные результаты для многих организаций. В объединениях организаций потребительской кооперации переплетены и прогрессивные технологии, и слабо технологичные отрасли, производство и сервис.

Осознание роли подобных объединений в конкурентной борьбе обусловливает внедрение кластеров в динамическую теорию конкуренции, акцентирующей внимание на издержках, дифференциации, инновациях, учитывая при этом наличие глобальных факторов и товарных рынков. Объединения взаимосвязанных организаций является характерной чертой рыночной экономики [2].

Влияние определенных факторов экономического состояния, к числу которых относятся транспортная инфраструктура, налогообложение, законодательство в большинстве случаев несет немаловажный характер. Тем не менее наиболее важные условия экономической обстановки зачастую приобретают специфическое значение для конкретного кластера. Вследствие

этого подход с позиции теории кластеров оказывает существенное влияние как на стратегию кооперативной организации, так и на ее экономическую политику. Наиболее значительно они влияют на местный спрос. Местный спрос в основном зависит от способности хозяйствующего субъекта осуществить переход от традиционных видов деятельности к ведению конкуренции на основе дифференциации. Прогресс в этой области будет заметен при развитии рынков с возрастающим спросом. Местный спрос позволяет выявить те сегменты рынка, в которых организации осуществляют дифференциацию. Качество местного спроса в экономике обладает большим значением, чем его размер.

Заслуживает внимания вопрос о конкурентных преимуществах, используемых организациями одного кластера в конкурентной борьбе.

Кластеры оказывают влияние на конкурентную борьбу посредством трех наиболее важных способов [4]:

1. Путем роста производительности в организациях, входящих в их состав.

2. Путем роста способностей в рамках технологических и технических новшеств.

3. Путем стимулирования новых видов хозяйственной деятельности, внедряющих инновации.

Все вышесказанное приводит к выводу, что кластер организаций потребительской кооперации можно определить как систему взаимосвязанных организаций, значимость которых в виде целого превышает значимость отдельных составных элементов.

Теория утверждает, что каждое из трех перечисленных влияний кластеров на конкурентную борьбу в той или иной мере зависит от межличностных отношений. Несмотря на то, что деятельность объединения облегчает динамика таких отношений и обеспечивает повышение эффективности, все же этот процесс не носит автоматический характер. Зачастую имеют большое значение в успешной деятельности объединений как формальные и неформальные организационные механизмы и нормы культуры. Это можно аргументировать дальнейшим изучение конкурентных преимуществ кластеров.

Доступ организаций к специализированным факторам производства и рабочей силе. Местоположение в рамках объединения способно обеспечить более дешевый доступ к таким специализированным факторам производства как оборудование, бизнес-услуги, трудовые ресурсы в отличие от вариантов более отдаленных источников. Получение ресурсов за пределами кластера может оказаться целесообразным при недоступности их получения от конкурентоспособных местных поставщиков. Получение факторов производства от субъектов кластера обеспечивает более низкую стоимость сделок, нежели при использовании удаленных источников. Доступность местных ресурсов позволяет оптимизировать размер материально-производственных запасов, сокращает затраты на доставку товаров. Снабжение ресурсами в рамках объединения в значительной мере облегчает коммуникацию, сокращает затраты на адаптацию и способствует облегчению обслуживания.

При отсутствии конкурентоспособных местных поставщиков утрачивается рост конкурентных преимуществ кластера организаций потребительской кооперации. Тем не менее внутренние, присущие объединениям преимущества, обладают сильным стимулирующим фактором воздействия на местных поставщиков.

Стимулы и измерение производительности. Кластер позволяет избежать или, по крайней мере, смягчить негативное воздействие организационных проблем.

Объединения организаций потребительской кооперации повышают значимость стимулов, существующих в рамках организаций, для получения более высокой производительности, поскольку [6]:

- соперничество с организациями системы существенно стимулирует рост из-за постоянного сравнения результатов. Наличие амбиций и желаний хорошо выглядеть среди местных субъектов рынка, способствует стремление обойти друг друга;

- существование возможности сравнения затрат при проведении сделок между организациями объединения и оценки эффективности труда работников стимулирует снижение производительных затрат;

- ограничение возможности негативных действий, позволяющих одним участникам получать преимущества за счет других.

Доступ к организациям и общественным благам. Кластеры формируют большое количество факторов производства, которые иногда становились слишком дорогостоящими для организаций потребительской кооперации. Например, комплектовать штат работников, которые готовятся по заявкам, устраняет, что существенно снижает или вообще устраняет затраты внутреннего обучения. Зачастую организации могут иметь доступ к такому виду выгод, как специализированная инфраструктура, экспертная и консультационная помощь при низких затратах. Информация формирования в рамках объединения или системы потребительской кооперации по своей сути может представлять из себя общественное благо.

Доступ к информации. В рамках организаций потребительской кооперации накапливаются глубокие знания по маркетингу, технологиям, другим разновидностям информации. Доступ к этой информации можно организовать с меньшими затратами внутри объединения, давая возможность работать благодаря этому более эффективно. Такой же эффект достигается при обмене информацией между подразделениями одной организации. Наличие близости друг к другу, связи по поставкам и технологиям, постоянных личных контактов и общественных связей в значительной мере облегчают движение потоков информации в рамках кластера, в том числе включая и служебную информацию. В качестве важнейшего информационного преимущества выступает доступность информации о текущих потребностях потребителей.

Взаимодополняемость. Кластер обеспечивает повышение производительности не только за счет приобретения факторов производства, но и посредством обеспечения развития взаимодополняемости между видами деятельности его участников. Зачастую участники объединения сильно зависят друг от друга, при этом недобросовестная работа одних может влиять на успех других. Подобная взаимодополняемость, ориентированная на формирование покупательского спроса, имеет довольно широкое распространение в таких сферах, как в области предоставления услуг, в дизайне товаров, в материально-техническом обеспечении, в послепродажном обслуживании. Объединений стремлений к совершенствованию, координации усилий могут значительно повысить общее качество и эффективность деятельности. Близкое расположение способствует установлению технических связей и проведению непрерывного координирования работы. Еще одной формой взаимодополняемости в рамках

объединения, в том числе и внутри союзов потребительских обществ, выступает маркетинг. Наличие группы взаимосвязанных организаций служит эффективности совместного маркетинга. Можно перечислить множество преимуществ, связанных с объединением в кластеры объектов, относящимся к подразделениям в рамках одной организации. Интеграция усилий, связанных с исследованием и развитием, маркетингом, поддержкой заказчиков, другими видами деятельности обеспечивают облегчение внутренних потоков ресурсов и информации, взаимную дополняемость и другие преимущества.

Организации, входящие в кластер, способны адекватнее реагировать на потребности покупателей. Они способны распознать тенденции покупательского спроса быстрее, чем отдельные организации, конкурирующие с ними. Участие в кластере обеспечивает преимущество в доступности к новым технологиям, методам организации работы, а также возможностям проведения поставок товаров. Участники объединения быстрее получают информацию о прогрессе в технологии, о доступности более совершенного оборудования и товаров, о новых подходах в обслуживании и маркетинге, поскольку эти задачи решаются посредством постоянных взаимоотношений, визитов и личных контактов. Деятельность в составе кластера обеспечивает возможность непосредственного наблюдения за работой других организаций. В отличие от этого изолированная организация обладает более узким доступом к информации и вынуждена при этом нести более весомые денежные затраты; для нее также растет необходимость увеличивать ресурсы на получение информации [9].

Кластеры в течение длительного срока могут оставаться конкурентоспособными. Тем не менее, несмотря на теоретически существующие конкурентные преимущества, поддержание конкурентоспособности по факту не гарантировано. В качестве причин ослабления позиций кластера и его упадка выступают две группы:

- эндогенные (внутренние);

- экзогенные (внешние).

Внутренние источники упадка вытекают из наличия внутренней негибкости, снижающейся производительности и замедляющейся инновации. Ранее уже упоминалось о наличии группового мышления участников кластера, которое может выступать в виде одной из форм утраты гибкости. Именно подобная ситуация сложилась в сфере потребительской кооперации.

Внешняя угроза для эффективной деятельности кластера сопряжена в результате нескольких случаев. К ним относятся разрывы в технологических цепочках. Рыночная информация, квалификация работников, совершенствование технологий, касающихся потребностей кластера могут оказаться непригодными. В случае, когда отсутствуют возможности получения всего этого из других источников или усовершенствовать их достаточно быстро, то конкурентное преимущество от кооперативных организаций переходит к другим участникам рынка.

Снижение платежеспособного спроса также является еще одной потенциальной внешней угрозой производительности и обновлению в кластере, в том числе потребительской кооперации.

Значительную роль в теории кластеров играют органы власти и управления. В общем виде эта роль состоит в устранении неблагоприятных условий, препятствий и ограничений к нововведениям, в обеспечении конкуренции на товарных рынках. Тем организациям, которые выполняют

социальные функции, органы власти оказывают финансовую поддержку, что способствует выравниванию условий хозяйствования организаций на рынке. Данный факт позиционируется как конкурентное преимущество, которым пользуется кластер [8].

Выводы. Таким образом, формирование кластера в рамках региональной организации потребительской кооперации позволяет повысить конкурентные преимущества субъектам кластера, используя которые, организация в процессе конкурентной борьбы с другими участниками регионального потребительского рынка создаст сбалансированную структуру между субъектами кластера. При этом успешное развитие организации в первую очередь будет обеспечивать сбалансированность элементов ее экономического потенциала, на базе которого достигается сбалансированное развитие субъектов кластера в рамках региональной организации потребительской кооперации.

Список использованных источников:

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 512 с.

2. Букина Т.В. Формирование и развитие кластера лесопромышленного комплекса на территории Пермской области // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Сб. материалов Межд. науч.-практич. конференции / Под ред. И.В. Скопиной. Киров: Изд-во ВятГУ, 2003. - С. 25-28.

3. Белякова Г.Я. Кластерный потенциал развития промышленного сектора региона / Г.Я. Белякова, Т.Н Плотникова, А.А. Мюллерсон // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2018. - № 4 (34). - С. 21-25.

4. Васильев К.А., Шамин А.Е. Кластер как основа устойчивого развития АПК региона (на материалах Кемеровской области). - М.: ИРБИС, 2015. - 218 с.

5. Гриценко Г.М. Кластерный подход к определению перспектив развития сельской территории и роль инноваций в этом процессе // Никоновские чтения. -2008. - № 13. - С. 341-344.

6. Зайцева О.П. Методика комплексного анализа основных средств потребительской кооперации: Социально-экономические и финансовые аспекты: учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2003. - 100 с.

7. Капелюк З.А., Мейкшан Ю.В. Агропромышленные кластеры как основа инновационного развития экономики регионов // Взаимодействие науки, бизнеса и общества как фактор развития регионов: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Чита, 15 марта 2019). Ч.1. Новосибирск: ЗИПСибУПК, 2019. - С. 116-122.

8. Шаланов Н.В. Системный анализ. Кибернетика. Синергетика: математические методы и модели. Экономические аспекты. - Новосибирск: НГТУ, 2020. - 288 с.

9. Щетина И.В. Роль агропромышленных кластеров в инновационном развитии АПК // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 4. - С. 96-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.