Научная статья на тему 'Региональный кластер: сущностные подходы к определению'

Региональный кластер: сущностные подходы к определению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТИПОЛОГИЯ КЛАСТЕРОВ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОЛЬ КЛАСТЕРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ НОВШЕСТВО / CLUSTER / A TYPOLOGY OF CLUSTERS / THE SYNERGY EFFECT / THE REGIONAL CLUSTER / THE CLUSTER ORGANIZATION / THE ROLE OF THE CLUSTER / ENTREPRENEURIAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караева Фатима Ехьяевна, Шогенова Зарема Хажмуратовна

В статье рассматриваются сущностные подходы к определению понятия «региональный кластер», учитывающие положения классического кластерного подхода, виды кластерных межотраслевых взаимосвязей, основные кластерные свойства и отраслевые аспекты территориальной организации экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный кластер: сущностные подходы к определению»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: СУЩНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

REGIONAL CLUSTER: THE ESSENTIAL APPROACHES TO THE DEFINITION OF

УДК 332.1

Аннотация.

В статье рассматриваются сущностные подходы к определению понятия «региональный кластер», учитывающие положения классического кластерного подхода, виды кластерных межотраслевых взаимосвязей, основные кластерные свойства и отраслевые аспекты территориальной организации экономики.

Ключевые слова: кластер, типология кластеров, синергетический эффект, региональный кластер, кластерная организация, роль кластера, предпринимательское новшество.

Abstract.

The article is devoted to the natural approaches to the definition of «regional cluster», taking into account the provisions of the classical cluster approach, the types of cluster cross-sectoral linkages, the main cluster properties and the sectoral dimension of the territorial organization of economy.

Key words: Cluster, a typology of clusters, the synergy effect, the regional cluster, the cluster organization, the role of the cluster, entrepreneurial innovation.

Современное состояние теории кластеров и ее применение в России привело к тому, что «...несмотря на весьма распространенное представление об эффективности кластеров и отношение к ним как к универсальному средству решения проблем развития регионов и муниципальных образований, нет общепринятого мнения о том, что такое кластер, в чем его суть и каковы принципы кластеризации» [1, с. 156]. Нечеткость и путаница в определениях,

составляющих основу кластерной концепции, отмечаются также в [2] и [3] (таблица).

Таким образом, существует множество различных определений кластеров, что объясняется большим числом и неоднозначностью кластерных характеристик, выражающих типологию (типовую классификацию) кластеров. Можно выделить семь основных свойств (кластерных характеристик), определяющих различия в типологии кластеров.

Таблица

Кластеры: путаница в определениях [2, с. 25-26]

Источник Определение

Porter (1998) Кластер представляет собой группу взаимосвязанных предприятий и сопутствующих институтов в определенной области, географически близко расположенных и связанных через какую-либо общность или взаимодополняемость

Crouch & Parrell (2001) Обобщенная концепция «кластеров» предполагает наличие чего-либо рассредоточенного: это тенденция фирм, относящихся к одному и тому же типу бизнеса, располагаться поблизости друг от друга, но не образуя при этом значительной степени присутствия на территории

senfeld (1997) Понятие «кластер» используется для обозначения скопления фирм, которые производят синергетический эффект из-за своей географической близости и взаимозависимости, даже если количество рабочих мест при этом не является существенным

Feser (1998) Экономические кластеры являются не просто взаимосвязанными отраслями и институтами, скорее, взаимосвязанные институты являются в большей степени конкурентоспособными вследствие этих взаимоотношений

Swann & Prevezer (1996) Под кластерами понимаются группы фирм, относящихся к одной отрасли, располагающихся на одной и той же географической местности

Simmie& Sennet Мы определяем инновационный кластер как значительное количество взаимосвязанных промышленных компаний (и/или производителей услуг), имеющих высокую степень сотрудничества, которое проявляется через цепочку создания стоимости, и работающих в одних и тех же рыночных условиях

Swann & Prevezer (1998) Кластер означает крупную группу фирм, относящихся к связанным между собой отраслям, расположенным на определенной территории

Roeland & den Hertag (1999) Кластеры могут быть охарактеризованы как совокупность производителей, относящихся к тесно связанным между собой фирмам (включая специализированных поставщиков), которые соединены друг с другом посредством цепочки создания стоимости

Van den Berg, Braun & van Win-den (1998) Популярный термин «кластер» в наибольшей степени относится к этой местной или региональной совокупности сетевых отношений... В большинстве определений кластеры трактуются как локализованные совокупности специализированных организаций, чьи производственные процессы тесно связаны между собой посредством обмена товарами, услугами и / или знаниями

Enright M. (1996) Региональный кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы-участницы расположены близко по отношению друг к другу

Географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до глобальных (аэрокосмический кластер).

Горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система метакластеров в экономике Нидерландов).

Вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем научных разработок и инноваций в рамках кластера.

Латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер).

Технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (например, биотехнологический кластер).

Фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения.

Качественная: основана на качестве взаимодействия. Сеть не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Часто в сетях, напротив, подавляются инновацион-

ные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими [4, с. 18].

Как видно, межотраслевая взаимосвязь в кластере может иметь как вертикальный, так и горизонтальный характер. Кроме того, «важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши» [5, с.84].

Соответственно для эффективного функционирования в своем составе отраслевой кластер «должен иметь три основных взаимосвязанных элемента. Первым компонентом являются ключевые фирмы - лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы региона. Второе, что необходимо для осуществления деятельности этих фирм, - сеть производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющих для них сервисные, логистические услуги и т.п. И, наконец, третий важный компонент - бизнес-климат - инфраструктура, система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие носителей инноваций - научно-исследовательских институтов и центров» [6].

Соответственно, кластер - «.это не что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается, прежде всего, си-

нергетический эффект1, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным» [7, с. 182].

В рамках отраслевых кластеров могут образовываться следующие виды синергетических эффектов:

• технологический - совместное использование базовых технологий, диффузия технологических новшеств, передача ноу-хау;

• ресурсный - совместное использование на льготных условиях ключевых видов ресурсов (производственных площадей, ЦКП технологическим оборудованием);

• инфраструктурный - совместное использование на льготных условиях элементов инфраструктуры, необходимых для всех предприятий (банковских, страховых, консалтинговых услуг);

• информационный - формирование единого информационного пространства в родственных и сопутствующих секторах определенной отрасли народного хозяйства (в данном случае - промышленности) [8, с. 143-144].

Так, синергетический эффект в применении кластерного подхода для развития экономики региона проявляется в следующем [9]:

• кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технолог ий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу, имеющуюся в регионе. Новые производители, приходящие из других отраслей кластера, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходят свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, име-

1 Синергетические эффекты - это эффекты, определяющие самоорганизацию и саморазвитие открытых (внешних) систем. В процессе самоорганизации такой системы возникает взаимосвязь (согласованное взаимодействие) ее разнохарактерных структурных уровней разного масштаба в виде кооперации частей системы с возникновением нового качества системы (общего положительного эффекта ее деятельности).

ющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри регионального кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности к развитию. Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации;

• предприятия кластера получают дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение промышленных инноваций;

• важной особенностью кластеров является наличие в их структуре гибких предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона (в этой связи необходимо отметить наличие следующих признаков эффективно функционирующего кластера:

• высокой концентрации носителей инноваций (малых инновационных компаний, исследовательских институтов);

• современной отраслевой опытно-экспериментальной инфраструктуры для освоения инноваций в мелкосерийном производстве;

• источников подготовки квалифицированных специалистов для отраслевого сегмента кластера).

Кроме того, кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства в регионе: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной рыночной ниши [8, с. 142].

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие общие признаки отраслевого кластера:

• географическая локализация участников кластерной организации производства, определяющая их географическую близость;

• широкий («критический») набор участников кластера, имеющих конкурентные преимущества:

• отраслевые предприятия-лидеры (ядра кластера), имеющие конкурентоспособную конечную продукцию, ориентированную на импортозамещение в пределах национальной территории (страны или региона) или на экс-

порт. Данные предприятия определяют конкурентную, инновационную, маркетинговую, ценовую и иные виды хозяйственной политики всех участников кластера;

• широкая сеть поставщиков, своевременно снабжающих лидеров качественным сырьем, комплектующими, специализированными услугами;

• кластерная инфраструктура - система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, налогообложения, транспортной инфраструктуры, наличие носителей инноваций - научно-исследовательских институтов и центр, формирующих соответствующий бизнес-климат и инновационную направленность деятельности участников кластера;

• наличие системы устойчивых добровольных взаимосвязей (хозяйственных, научных) между участниками кластера (формальных и неформальных), имеющих как вертикальный, так и горизонтальный характер, с доминированием этих взаимосвязей для большинства участников кластера;

• наличие совместной саморегулируемой организационной структуры (бизнес-ассоциации), позволяющей осуществлять координацию деятельности участников кластера при реализации ими производственных программ, осуществлении инновационной деятельности, контроля качества, коллективного мониторинга.

В то же время существует ряд признаков, по которым кластеры отличаются друг от друга. М. Портер выделяет следующие параметры, по которым кластеры отличаются друг от друга:

• размеры кластера;

• широта охвата;

• уровень развития кластера;

• наличие связи с университетами;

• соотношение в кластере мелких, средних и крупных фирм.

Вслед за М. Портером скандинавские ученые Б. Даум и К. Педерсен также выделяют несколько параметров, по которым кластеры могут отличаться друг от друга:

• различие кластеров по размерам. Некоторые из них отличаются высокой степенью географической концентрации, другие - дис-

персным расположением фирм-членов кластера;

• глубина кластера - степень развития вертикальной интеграции кластерных фирм, т.е. наличие в кластере всех уровней цепочки добавленной стоимости производимого продукта;

• ширина кластера - степень развития горизонтальной интеграции кластерных фирм (количество фирм, кооперирующихся на одинаковых стадиях производства, наличие образовательных центров, каналов дистрибуции произведенной продукции);

• соотношение в кластере малых и средних фирм, филиалов и дочерних компаний ТНК, крупных местных фирм;

• присутствие НИИ и вузов в кластере [10].

Географическая локализация отраслевого

кластера, согласно классическому кластерному подходу, связана с наличием конкуренции, а также с детерминантами конкурентного преимущества М. Портера. Согласно теории конкурентных преимуществ, конкуренция на международной арене определяется конкуренцией в рамках некоего системного целого - кластера, имеющего общую цель, направление деятельности и взаимодействующих участников. В [4, с. 5] также отмечается, что “кластеры обеспечивают основу конкурентного успеха, но суть кластеров невозможно понять, рассматривая их независимо от теории конкуренции и местоположения компании в глобальной экономике”.

При этом конкуренция внутри кластера не выливается в конкурентные войны, а превращается в механизм активного распространения конкурентных преимуществ. Не случайно растущей популярностью у современных рыночных практиков пользуется бенчмаркинг, целями которого являются выявление передовых предприятий, определение факторов их успешного функционирования и последующее использование этих факторов (обычно путем копирования) в своей деятельности, что позволяет в сжатые сроки и с наименьшими затратами произвести усовершенствование бизнес-процессов.

В отечественных источниках, в зависимости от географической локализации, класте-

ры разделяются на территориальные и региональные [5, с. 124].

С позиции системного подхода и в содержательном плане, можно выделить следующее определение территориального кластера - это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг и расположенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации [11]. Поскольку в РФ под регионом понимается субъект РФ, то региональный кластер - это кластер, расположенный на территории одного субъекта РФ.

Отраслевой аспект территориальной организации экономики региона выражается тем сегментом региональной экономики, в котором осуществляет свою деятельность территориальный (региональный) кластер. Это важный аспект в выявлении свойств кластерной организации региональной экономики, поскольку «отрасль - нечто большее, чем совокупность независимых фирм, а межфирменные отношения - нечто большее, чем ценовая конкуренция. Отраслевые институты могут оказывать обратное влияние на организацию отдельных фирм, их стратегию, их коллективную конкурентоспособность. С этой точки зрения фирмы не только конкурируют, но они могут также кооперироваться для осуществления совместных услуг для формирования «правил игры» и для создания взаимодополняющих инвестиционных стратегий» [12, с. 29].

Таким образом, основываясь на вышеизложенном определении территориального кластера, с учетом отраслевого аспекта и положений классического кластерного подхода (наличие конкуренции и конкурентных преимуществ), можно определить понятие регионального кластера следующим образом.

Региональный кластер - это совокупность экономически взаимосвязанных хозяйствующих субъектов: предприятий, поставщиков специализированных производственных

и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в соответствующей отрасли (виде экономической деятельности), расположенных на территории одного региона (субъекта РФ) и осуществляющих деятельность либо по производству конкурентоспособной продукции, как правило, реализуемой за пределы региона (в другие регионы или на экспорт), либо по производству конкурентоспособных услуг материального или нематериального характера.

Соответственно, участниками регионального кластера являются: региональные предприятия (центр кластера - горизонтальная кластерная схема), которые специализируются на производстве конкурентоспособной продукции или конкурентоспособных услуг; обеспечивающее звено (вертикальная кластерная схема): предприятия-поставщики

для предприятий центра кластера; региональные предприятия, обеспечивающие доступ предприятий центра к объектам транспортной, энергетической, информационной, инженерной инфраструктуры; некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; научно-исследовательские и образовательные организации; организации инновационной инфраструктуры (технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансферта знания) и другие поддерживающие организации.

Региональный кластер может включать большое или малое количество предприятий, а также большие и малые предприятия в разном соотношении. В состав регионального кластера могут входить подразделения региональной и муниципальной власти (профильные комитеты), которые нередко оказывают существенное воздействие на процессы его формирования и развития.

Проявлением общественной роли кластеров как экономического явления являются их функции. Классический кластерный подход выделяет несколько функций, которые выполняют кластеры в экономическом развитии любой страны:

• кластеры - критические двигатели в экономической структуре национальной и региональной экономики. Процветание региона зависит от значимых позиций в определенном количестве конкурентоспособных кластеров;

• кластеры могут определять фундаментальные задачи в национальных или региональных условиях ведения бизнеса: кластеры в большой мере соотносятся с природой конкуренции и микроэкономическими факторами, которые влияют на конкурентные преимущества;

• кластеры обеспечивают новый способ мышления в сфере экономики и усилий по развитию ее организации. Так, кластер заставляет пересмотреть роли частного сектора, правительства, торговых ассоциаций, образовательных и исследовательских учреждений в экономическом развитии, а также определить общие возможности, а не только общие проблемы фирм и компаний всех форм собственности [13].

Кроме того, выделяют ряд преимуществ наличия кластера в регионе и пребывания предприятий в кластере:

• наблюдается повышение производительности и качества продукции (услуг) благодаря наиболее эффективной комбинации факторов производства, доступу к информации, лучшей координации деятельности, созданию общественных благ (квалифицированная рабочая сила, специализированная инфраструктура, снижающая издержки и т. д.), стимулированию соперничества, ограничению влияния недобросовестной конкуренции;

• происходит возникновение новых деловых структур внутри кластера благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации, концентрации и доступности любых необходимых для образования предприятия ресурсов, в том числе информационных;

• идет широкое распространение инноваций благодаря быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, наличию информации о новых методиках, технологиях, возможностях осуществления

поставок или экспериментирования с меньшими издержками;

• создание кластера способствует распространению новых технологий, согласованию уровней и стандартов технологии и организации производства в рамках «вертикали действий». Развиваются не только взаимосвязи между фирмами, но и эффективное взаимодействие профилирующей отрасли с наукой, образованием, влияющее и на стратегию региональных властей;

• доступность фирм и местных организаций внутри кластера к информации о маркетинге, технологиях, текущих потребностях покупателей, которая может быть лучше организована и требует меньших затрат, что позволяет компаниям работать более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности;

• разделение высоких затрат и рисков инноваций между участниками сети, которые не под силу изолированной фирме. Снижение издержек на приобретение и распространение знаний и технологий становится возможным благодаря включению в состав объединения производителей знаний, кадровой миграции между участниками кластера и непрерывному обучению в результате реализации формальных и неформальных связей;

• возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона, предоставления адресных льгот определенным группам компаний, имеющим важное значение для экономики;

• кластер оказывает позитивное влияние на повышение конкурентоспособности продукции, воздействуя на две основные ее составляющие: цену и качество. Он дает возможность снижения затрат на переподготовку кадров, консалтинговые услуги, разработку и внедрение новых технологий - словом, то, что раньше каждая компания, каждая фирма осуществляла самостоятельно. Плюс ко всему, кластер позволит решать и социальные задачи: малые и средние предприятия, обслуживающие «головные» предприятия кластера, станут местом трудоустройства высококвалифицированных кадров, будь то рабочие, специалисты по консалтингу, маркетингу, юриспруденции и т. д. [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыночный характер кластерных образований выражает еще одну отличительную черту кластера - целевую предпринимательскую деятельность в кластерной организации. Данное кластерное свойство определяется тем, что «в рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственнорыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстроменяющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах оказалось достаточно эффективным» [15, с. 8].

В связи с этим необходимо отметить, что наличие целевой предпринимательской деятельности в кластерной организации производства выражает еще одну характерную особенность кластера - его инновационный характер.

Данное определение предпринимательства выделяет его как особый вид экономической деятельности, главная цель которой не получение прибыли, а удовлетворение спроса путем создания продукции на основе новаторства. Прибыль здесь не мера успеха, а побудительный мотив предпринимательства [16].

Таким образом, высокий уровень инновационности кластерной организации проявляется именно в наличии постоянно действующей, целевой системы поиска предпринимателями новшеств через новаторство, возможности их осуществить в условиях рынка, оценки эффективности их внедрения, что и обеспечивает возможность получения кластером определенных конкурентных преимуществ. Поэтому сущностной стороной целевой предпринимательской деятельности в кластерах является содержательная цепочка: новаторство - новшества - инновации - конкурентные преимущества - конкурентоспо-

собность предприятий и продукции - конкурентоспособность кластера. Соответственно, конкурентоспособность является неотъемле-

мым свойством кластерной организации экономики региона, формируемой посредством активной новаторской деятельности.

Список литературы

1. Марков Л. С, Ягольницер М. А. Измерение эффективности функционирования кластера информационных технологий // Регион: экономика и социология. 2006. № 1. С. 155-170.

2. Ферова И. С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 106 с.

3. Бочкова Е. В., Кузнецова Е. Л. Эволюция территориальных форм общественного разделения труда: Монография. Краснодар: Краснодар. ЦНТИ, 2011. 134 с.

4. Куприянов С. А. Кластер как форма организации экономики и современного развития промышленности (теория и методология): монография / С. В. Куприянов, Е. А. Стрябкова. Белгород: БГТУ, 2007. 97 с.

5. Анискин Ю. П. Корпоративное управление инновационным развитием: Монография / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 411 с.

6. Мищенко К. С. Кластерный подход организации производственного взаимодействия // Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. 2006. № 4. С. 83-91.

7. Послание Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан 3 марта 2006 г.

8. Третьяк В. П. Квазиинтеграция - экономическая основа инновационных кластеров предприятий: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.riep.ru/works/alma-nach/0004/almanach0004_174-192.pdf

9. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростов. гос. ун-та. 2007. № 1. Ч. 2. С. 180-184.

10. Кархова И. Ю., Кунаков Д. А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.rosez.ru.

11. Enright M. (1996) Region Clusters, Economic Development: A Research Agenda, // Staber, U.,Schaefer, N., Sharma, B., (Eds) Busines Network: Prospekts for Regional Development, Berlin: Walter de Gruyter, pp. 190-193.

12. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Разработана подкомитетом ТПП по субконтрактации и кластерным технологиям.

13. Порфирьева О. Б. Промышленные округа в Италии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://geo.1september.ru/2005/20/3.htm.

14. Хасанов Р Х. Реализация региональной промышленной политики с использованием кластерных подходов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pmjobs.net/ art/7.doc.

15. Осадчая О. П., Коробкина Е. В. Кластерный подход к повышению конкурентоспособности региона: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://elib.altstu.ru/elib/ books/Files/pa2009_1/pdf/280osadchaya.pdf.

16. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост.: С. Ф. Пяткин, Т. П. Быкова. Минск: Тесей, 2008. 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.