Научная статья на тему 'Кооперация рыночных агентов в составе кластера'

Кооперация рыночных агентов в составе кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА / ФОРМА КООПЕРАЦИИ РЫНОЧНЫХ АГЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприн А. А., Шафикова Н. Р.

В статье описана форма взаимодействия рыночных агентов через создание кластера. Выделена эффективность такой кооперации. Определены основные цели, задачи и принципы создания и функционирования кластеров. Рассматривается конкурентоспособность кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF MARKET AGENTS IN THE CLUSTER

In the essay described a form of interaction between market agents through the development of the cluster. Highlighted the effectiveness of such cooperation. The main aims, objectives and principles for the establishment and functioning of clusters. Examines the competitiveness of the cluster.

Текст научной работы на тему «Кооперация рыночных агентов в составе кластера»

Куприн А. А.

к. э. н., доцент кафедры экономики Северо-Западный институт управления РАНХиГС

при Президенте РФ г. Санкт-Петербург Шафикова Н. Р. магистрант

Северо-Западный институт управления РАНХиГС

при Президенте РФ г. Санкт-Петербург

КООПЕРАЦИЯ РЫНОЧНЫХ АГЕНТОВ В СОСТАВЕ КЛАСТЕРА

Аннотация. В статье описана форма взаимодействия рыночных агентов через создание кластера. Выделена эффективность такой кооперации. Определены основные цели, задачи и принципы создания и функционирования кластеров. Рассматривается конкурентоспособность кластера.

Ключевые слова: кластер, методика формирования кластера, форма кооперации рыночных агентов.

Kuprin A. A.,

Candidate of Economic Sciences, North-West Institute of Management, Branch of RANEPA

Shafikova N. R. graduate student

North-West Institute of Management, Branch of RANEPA

COOPERATION OF MARKET AGENTS IN THE CLUSTER

Abstract. In the essay described a form of interaction between market agents through the development of the cluster. Highlighted the effectiveness of such cooperation. The main aims, objectives and principles for the establishment and functioning of clusters. Examines the competitiveness of the cluster.

Keywords: cluster, methods of cluster formation, form of cooperation market agents.

В настоящее время, когда идёт усиленное наращивание производства и увеличения глобализации, необходимо выделить такие принципы развития, которые позволили бы создавать

конкурентоспособные фирмы, для обеспечения развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе.

В многочисленных исследованиях форм организации и кооперации рынка кластер занимает отдельное место. Он обеспечивает эффективную передачу информации и технологий между участниками кластера. Таким образом, сформулировано определение: Кластер - это область экономических отношений, которые включают в себя отношение социального капитала, конкуренции и кооперации, позволяющих эффективно обмениваться информацией, создавать новое знание и интернализировать внешние эффекты между участниками на замкнутой территории [1].

Благодаря потенциальным преимуществам кластера может быть разработан план кластерной региональной политики, когда вместо поддержки отраслей осуществляется поддержка кластера [2].

Кластерная кооперация рынков наиболее эффективна, так как она:

1. Гибкая и неоднородная структура, которая состоит из множества потенциально заменяемых различных организаций, что позволяет иметь способность кластера к быстрой адаптации под любые изменения и вызовы внешней среды.

2. Определенная территория размещения кластера позволяет использовать кластер не как отдельную фирму, а как территориально-производственное объединение.

3. Инновационный потенциал, который поддерживает конкурентоспособность внутри страны и за её пределами.

4. Интернационализация признаков большой и малой организации.

Выделяют 5 основных характеристик, которые необходимы для успешного образования кластера [3]:

1. Присутствие конкурентоспособных организаций на определённом рынке.

2. Конкурентные преимущества в регионе для развития кластера. Для примера можно привести наличие ресурсов (необходимое сырьё), а так же специализированной рабочей силе (специализированных учебных заведений и образовательных программ), НИОКР.

3. Близость и географическая концентрация для обеспечения активного взаимодействия.

4. Большое количество участников для образования кластера. Это компании, производящие продукцию, сырьё, а так же экспортирующие конечный продукт в другие регионы.

5. Прочные связи и наличие взаимодействия между участниками кластера.

Благодаря кластеру производится повышения производительности путём улучшения факторов производства, а так же тем, что кластер обеспечивает слаженное взаимодействие участников

производственного процесса. Благодаря такому сотрудничеству происходит взаимодополняемость продуктов [4].

Совместная работа, чёткая координация существует в каждой части кластера. Такой эффект возникает из-за близкого территориального расположения организаций входящих в кластер. Именно этот эффект увеличивает качество и эффективность производства. Из-за того, что предприятия находятся достаточно близко исчезают затраты на дорогу, ускоряется процесс производства.

Правительство так же задействовано в формировании кластера. Для улучшения экономики страны необходима правильная региональная политика, которая будет способствовать развитию чистой конкуренции и поможет небольшим организациям не обанкротиться [5]. Однако, на пути к улучшению экономики встают некоторые проблемы. Главным направлением деятельности правительства в этом секторе должно быть уничтожение препятствий для совершенствования и роста уже существующих, а так же растущих кластеров.

Для привлечения иностранного капитала роль кластера довольна значительна. Благодаря кластеру создаётся стабильная площадка для взаимодействия между национальными и иностранными фирмами (обмен опытом, технологиями, сырьём) [6].

Кластеры существуют в большинстве типов отраслей. От узкого вида деятельности (антикварные вещи, рестораны) до крупных отраслей (добыча, переработка сырья). Условия для деятельности кластера есть и в крупных городах и в сельской местности. Учитывая то, что части кластера в большинстве случаев относятся к разным отраслям, то некоторые кластеры остаются незамеченными.

Кластер, хоть и объединяет отрасли и организации, занятые в этих отраслях в общую область, но, тем не менее, создаёт благоприятные условия для конкуренции. Связи, создаваемые внутри кластера, являются основополагающими в конкурентной борьбе. Большинство частников кластера не конкурируют друг с другом, а обслуживают разные сегменты отрасли, но у них могут встречаться одинаковые потребности, на этом месте и возникает конкуренция

Благодаря тому, что группа компаний может помочь эффективному развитию каждого из них, благодаря координации взаимного воздействия в сферах общих интересов без угроз возникновения хищнической конкуренции и ограничения соперничества. Благодаря кластеру возможен эффективный диалог между фирмы, которые могли бы конкурировать, но идут на конструктивную беседу [7].

На эффективность взаимодействия экономических агентов внутри кластера во многом влияет множество внутренних производителей и их рост. Факторы производства включают материальные активы (такие как физическая инфраструктура), информацию, законодательную систему, а также исследовательские мощности, на которые фирмы опираются в конкурентной борьбе [8].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного развития экономики страны роль кластера очень важна. Благодаря правильной кооперации рыночных агентов можно достичь повышенной эффективности деятельности, когда и капитал и ресурсы используются наиболее эффективно. Так же объединение организаций в кластер позволяет затрачивать намного меньше ресурсов за счёт объединения капиталов, что помогает развитию мало конкурентных фирм. И наконец, кластер может успешно интернализировать внешние эффекты, т. е., занимая определённую территорию, объединять в себе признаки малых и больших организаций.

Список литературы

1. Кудряшов В. С. Методика формирования промышленных кластеров /

B. С. Кудряшов // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 2. -

C. 49-54.

2. Барсуков Д. П. Механизм взаимосвязанного управления кластером на основе определения полномочий его участников в рамках договорных отношений / Д. П. Барсуков, В. С. Кудряшов // Вестник Российской академии естественных наук. - 2014. - Т. 18. - № 4. - С. 40-43

3. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Портер; под ред. и с пред. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.

4. Кудряшов В. С. Анализ теоретических положений по формированию логистического кластера в целях развития транспортного комплекса России /

B. С. Кудряшов // Дизайн. Материалы. Технология. - 2014. - № 1 (31). -

C. 83-86.

5. Барсуков Д. П. Формирование промышленного кластера: теоретические и методические аспекты /Д. П. Барсуков, В. С. Кудряшов. -СПб.: СПбГИКиТ, 2014. -170 с.

6. Кудряшов В. С. Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации (на примере банковской сферы) / В. С. Кудряшов, Е. В. Тетерева // Инвестиции в России. - 2016. - № 2 (253). - С. 16-21.

7. Богославец Д. М. Эволюция понятия «кластер» различных научных школ / Д. М. Богославец // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 101103.

8. Кудряшов В. С. Теоретические и методические аспекты анализа платежеспособности финансовой устойчивости предприятий / В. С. Кудряшов // Стратегии бизнеса. - 2016. - № 12 (32). - С. 11-19.

Куренкова О. Ю.

студент

Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Россия

ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается финансовая деятельность организации. Особое внимание уделяется управлению финансовыми ресурсами.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, деятельность организации, финансовый менеджер.

Kurenkova O. Y.

Student of

Michurinsk state Agrarian University, Michurinsk, Russia

THE VALUE OF THE FINANCIAL MANAGEMENT OF FINANCIAL ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION

Abstract. The article deals with the financial of the organization. Particular attention is paid to the management of financial resources.

Keywords: financial resources, activities of the organization, financial manager.

В управлении финансовыми ресурсами руководители организации нередко сталкиваются с проблемами: выясняется, что ранее планируемые показатели и процедуры не только не повышаются, но и деятельность организации сводят в получении прибыли к нулю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.