Научная статья на тему 'Обеспечение равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в органах законодательной власти'

Обеспечение равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в органах законодательной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВНЫЕ ПРАВА / РАВНЫЕ СВОБОДЫ / РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / EQUAL RIGHTS / EQUAL FREEDOMS / EQUAL OPPORTUNITIES / MEN AND WOMEN / GENDER EQUALITY / LEGISLATIVE BODIES OF STATE POWER / POSITIVE DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стребкова Елена Геннадьевна

Введение: вопросы, касающиеся обеспечения равных прав и свобод мужчин и женщин остаются актуальными для современной юридической науки. Реализация равных прав мужчинами и женщинами в органах законодательной власти является необходимым индикатором развития демократического режима в государстве. Цель: на основе комплексного анализа исследовать сущность и содержание категории равенства прав и свобод мужчин и женщин в законодательных органах власти, определить со временные тенденции в практике государств по обеспечению равенства мужчин и женщин в законодательных органах государственной власти, а также перспективы их развития. Методологическая основа: исторический, сравнительно-правовой, системный, анализ и синтез, системно-структурный методы исследования. Ре зультаты: предлагается авторская дефиниция понятий «равные права и свободы», «равные возможности»; анализируются статистические данные об участии жен щин в парламентах различных государств, а также особенности реализации прав мужчин и женщин в законодательных органах. Выводы: ценность права состоит в юридических гарантиях его реализации. Достижение фактического равенства мужчин и женщин в законодательных органах государственной власти является правовым идеалом, к которому следует стремиться современному демократическому правовому государству. Поддержка женщин в реализации их прав в законодательных органах государственной власти наравне с мужчинами является временно необхо димой мерой до достижения фактического равенства в реализации прав мужчин и женщин. Обеспечение равных прав и равных возможностей их реализации для мужчин и женщин это единственный путь к цивилизованному государству, в котором комфортно всем гражданам страны.Background: issues related to ensuring equal rights and freedoms of men and women remain relevant for modern legal science. The realization of equal rights by men and women in legislative bodies is a necessary indicator of the development of a democratic regime in the state. Objective: on the basis of a comprehensive analysis, to study the essence and con tent of the category of equality of rights and freedoms of men and women in the legislative authorities, to identify current trends in the practice of states to ensure equality of men and women in the legislative bodies of state power, as well as their development prospects. Methodology: historical, comparative legal, systemic, analysis and synthesis, systemic and structural research methods. Results: author’s definition of the concepts of “equal rights and freedoms”, “equal opportunities” is proposed; statistical data on the participation of women in the parliaments of various states, as well as features of the realization of the rights of men and women in the legislative bodies are analyzed. Conclusions: the value of law is the legal guarantees of its implementation. Achieving de facto equality of men and women in the legislative bodies of state power is the legal ideal to which the modern democratic rule of law should strive. Support for women in parliaments is needed as a temporary measure until the barriers to women’s legislative bodies are removed. Ensuring equal rights and equal opportunities for their realization for men and women is the only way to a civilized state in which all citizens of the country are comfortable.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в органах законодательной власти»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10042 УДК 342.722.1

Е.Г. Стребкова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ И СВОБОД МУЖЧИН И ЖЕНЩИН И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ОРГАНАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Введение: вопросы, касающиеся обеспечения равных прав и свобод мужчин и женщин остаются актуальными для современной юридической науки. Реализация равных прав мужчинами и женщинами в органах законодательной власти является необходимым индикатором развития демократического режима в государстве. Цель: на основе комплексного анализа исследовать сущность и содержание категории равенства прав и свобод мужчин и женщин в законодательных органах власти, определить современные тенденции в практике государств по обеспечению равенства мужчин и женщин в законодательных органах государственной власти, а также перспективы их развития. Методологическая основа: исторический, сравнительно-правовой, системный, анализ и синтез, системно-структурный методы исследования. Результаты: предлагается авторская дефиниция понятий «равные права и свободы», «равные возможности»; анализируются статистические данные об участии женщин в парламентах различных государств, а также особенности реализации прав мужчин и женщин в законодательных органах. Выводы: ценность права состоит в юридических гарантиях его реализации. Достижение фактического равенства мужчин и женщин в законодательных органах государственной власти является правовым идеалом, к которому следует стремиться современному демократическому правовому государству. Поддержка женщин в реализации их прав в законодательных органах государственной власти наравне с мужчинами является временно необходимой мерой до достижения фактического равенства в реализации прав мужчин и женщин. Обеспечение равных прав и равных возможностей их реализации для мужчин и женщин — это единственный путь к цивилизованному государству, в котором комфортно всем гражданам страны.

Ключевые слова: равные права, равные свободы, равные возможности, мужчины и женщины, гендерное равенство, законодательные органы государственной власти, позитивная дискриминация.

© Стребкова Елена Геннадьевна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: strebkowa.lena@yandex.ru © Strebkova Elena Gennadievna, 2020 98 Candidate of law, Associate professor, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)

E.G. Strebkova

ENSURING EQUAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MEN AND WOMEN AND EQUAL OPPORTUNITIES FOR THEIR IMPLEMENTATION IN LEGISLATIVE BODIES

Background: issues related to ensuring equal rights and freedoms of men and women remain relevant for modern legal science. The realization of equal rights by men and women in legislative bodies is a necessary indicator of the development of a democratic regime in the state. Objective: on the basis of a comprehensive analysis, to study the essence and content of the category of equality of rights and freedoms of men and women in the legislative authorities, to identify current trends in the practice of states to ensure equality of men and women in the legislative bodies of state power, as well as their development prospects. Methodology: historical, comparative legal, systemic, analysis and synthesis, systemic and structural research methods. Results: author's definition of the concepts of "equal rights and freedoms", "equal opportunities" is proposed; statistical data on the participation of women in the parliaments of various states, as well as features of the realization of the rights of men and women in the legislative bodies are analyzed. Conclusions: the value of law is the legal guarantees of its implementation. Achieving de facto equality of men and women in the legislative bodies of state power is the legal ideal to which the modern democratic rule of law should strive. Support for women in parliaments is needed as a temporary measure until the barriers to women's legislative bodies are removed. Ensuring equal rights and equal opportunities for their realization for men and women is the only way to a civilized state in which all citizens of the country are comfortable.

Key-words: equal rights, equal freedoms, equal opportunities, men and women, gender equality, legislative bodies of state power, positive discrimination. ш

е т s

Женщины без мужского общества блекнут, а а мужчины без женского глупеют. о

А.П. Чехов К

с

С XIX в. не прекращается борьба за фактическое и юридическое равенство а

мужчин и женщин. В XXI в. проблемы гендерного равенства продолжают вол- В

новать умы ученых-правоведов. В частности, следует отметить таких ученых, о

как В.В. Чвыкалов, который провел историко-правовое исследование гендер- Ю

ного равенства в праве, Д.Ф. Латыпова изучившая историко-методологический |

аспект правового положения женщин, И.Б. Карамурзова проанализировав- К

шая проблемы гендерного равенства в трудовом праве России, Р.А. Торосян, а

диссертация которой посвящена конституционному регулированию запрета д

е

дискриминации мужчин в России, М.К. Гордина изучившая теоретические и |

практические вопросы гендерного равноправия граждан в современной России, №

Э.М. Ефремова, которая провела теоретико-правовой анализ реализации прин- 1

ципа равноправия женщин в Российской Федерации, А.А. Максимов исследо- -

вавший конституционно-правовые основы обеспечения равенства прав и свобод 2

о

мужчин и женщин, И.И. Ларинбаева, работа которой посвящена юридической онтологии гендерного равноправия, Л.П. Рыбка рассмотревшая гендерный аспект реализации принципа равного доступа граждан к военной службе по контракту.

Несмотря на юридически закрепленное равенство женщин и мужчин, участие в политической деятельности продолжает оставаться той сферой общественной жизни, в которой доминируют мужчины. Особый интерес представляет диссер- 99

тация А.В. Кочеткова «Конституционно-правовые основы обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах Российской Федерации и зарубежных стран». Следует согласиться с тем, что «отсутствие гендерно сбалансированной системы представительства в органах публичной власти на всех уровнях в большинстве стран являются фактами, которые признаются демократическим мировым сообществом» [1, с. 8].

Для того, чтобы начать исследовать проблемы обеспечения равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации, следует сначала определиться с тем, что следует понимать под равными правами, равными возможностями. Являются ли данные понятия синонимами или это совсем разные понятия, имеющие различный смысл?

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона равенство как политический принцип представляет собой начало государственного устройства, по которому все граждане без различия происхождения, расы, нации, вероисповедания, сословия, класса, пола пользуются одинаковыми гражданскими политическими правами. Равенство стало идеалом к которому стремятся все реформы политического строя в демократическом духе [2, с. 477].

Исходя из современной концепции права в субъективном смысле, право следует понимать, как меру дозволенного государством поведения индивида в обществе. То есть право рассматривается как рекомендуемое правомочие, которое без его реализации остается лишь формальным правилом, позволяющим государству называться правовым и демократическим. Для реализации прав, закрепленных в законодательстве, необходимы условия при которых правовые

0 нормы для каждого индивида превращаются в реальные возможности удо-

CD

? влетворения своих потребностей и интересов. При этом равные возможности

m

а в юридическом аспекте следует определять, как одинаковые инструменты для g реализации индивидами своих прав.

1 Термин «свобода» имеет множество значений, будем исходить их концепции | понимания свободы как самостоятельности субъектов, способности делать соб-i ственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями, § проявить личный творческий потенциал, удовлетворить свои социальные и | личностные потребности.

| Итак, в понятия «равные права и свободы», «равные возможности» следует

'I вкладывать различный смысл. Равные права — это одинаковые правомочия, | т.е. мера дозволенного государством поведения индивида в обществе. А равные | возможности — это одинаковые инструменты для реализации индивидами своих прав. Равенство индивидов заключается не только в их одинаковом правовом положении. Между ними существуют реальные биологические и социальные g различия, которые носят объективный характер и проявляются в возможностях § реализации их прав. Равенство и неравенство проявляется не только в отноше-| ниях индивидов друг к другу, но и в отношении к ним общества, в их реальных J возможностях для удовлетворения своих потребностей и интересов. Определившись с понятиями, проанализируем проблемы обеспечения гендерного равенства.

Для начала проанализируем исторические этапы борьбы женщин за свои права. Термин «суфражизм» (пер. с англ. suffrage) означает «избирательное право», именно этим термином обозначалось движение женщин за политическое равноправие. Суфражизм как течение, просуществовал в Великобритании 100 достаточно долго. Он зародился в 1865 г. с создания Комитета женских изби-

рательных прав, который был одной из первых суфражистских организаций. Завершился суфражизм лишь в 1928 г. принятием парламентского закона о народном представительстве, в соответствии с которым английские женщины наделялись такими же избирательными правами, как и мужчины. Британским суфражисткам пришлось через многое пройти, чтобы добиться равенства избирательных прав. Они устраивали демонстрации, особо радикально настроенные женщины поджигали дома известных политиков, провоцировали столкновения с полицией, объявляли голодовку.

Финские женщины наделялись избирательными правами уже в 1906 г. При этом следует помнить, что Финляндия в то время находилась в составе Российской империи и стала первой страной в Европе, в которой женщины получили право голоса. Норвежские женщины получили право голосовать несколько позже — в 1913 г., датские и исландские женщины — в 1915 г., канадские — в 1918 г. Женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга и Чехословакии были наделены избирательными правами в 1919 г., в 1922 г. эти права получили женщины Ирландии, а в 1931 г. женщины Испании и Португалии, наконец, сумели получить избирательное право [3, с. 193].

Только в 1945 г. женщины во Франции завершили победой борьбу за равенство в избирательных правах с мужчинами. Что касается США, то избирательные права у американских женщин появились немного раньше, чем у англичанок. Девятнадцатая поправка к Конституции США, гарантирующая право голоса американкам, была принята Сенатом США в 1920 г.

Швейцария оставалась до 1971 г. последней страной в Европе, где женщины не имели равных избирательных прав с мужчинами. Однако в некоторых швейцарских кантонах женщины не имели права голосовать на местных выборах значительно позднее. В 1991 г. в кантоне Аппенцелль — Иннерроден женщины, наконец, получили равные избирательные права с мужчинами.

Конечно, правовое положение женщин в мире существенно улучшилось, право голоса стало универсальным. Джорджтаунский Институт по делам женщин, мира и безопасности и Институт по исследованию проблем мира в Осло составил рейтинг лучших стран для женщин по индексу «Женщины, мир и безопасность - 2018» (WPS - 2018).

Эксперты проанализировали данные из 153 стран, чтобы определить, какие и них являются лучшими для прекрасной половины человечества. Первое место заняла Исландия. В первую десятку вошли также Норвегия, Швейцария, Словения, Испания, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швеция и Бельгия. В списке худших стран для женщин первое место с конца поделили Сирия и Афганистан, дальше в порядке улучшения следуют Йемен, Пакистан, Централь-ноафриканская республика, Конго, Ирак, Мали, Судан и Нигер. Россия в этом списке расположилась на 55 месте, позволив обогнать себя не только развитым европейским государствам, но и почти всем странам постсоветского пространства. США расположились на 22 месте, поскольку там высокий уровень семейного насилия, а женщин в парламенте — только 19% (в Исландии — 48%). Очень широким оказался разброс по такому критерию, как представленность женщин в парламенте: он варьируется от 56% в Руанде до нуля в Катаре1.

1 См.: Иванова Н. Худшие страны для женщин. URL: https://news.ru/obshestvo/nazvany-luchshie-i-hudshie-strany-dlya-zhenshin-rejting/ (дата обращения: 20.09.2018).

Несмотря на всеобщую демократическую направленность мировой политики, еще остаются страны, где женщинам не совсем доверяют участвовать в избирательном процессе. Например, Ватикан является абсолютной теократической монархией, которой управляет Папа Римский. Он избирается на пожизненный срок тайным голосованием кардиналов. Женщин среди последних быть не может, т.к. Ватикан не признает посвящения в духовный сан представительниц прекрасного пола. В Ливане участвовать в выборах могут только женщины, предоставившие справку о начальном образовании, при этом они могут идти или не идти на избирательные участки по желанию, тогда как для мужчин голосование является обязательным2.

Одним из критериев оценивания обеспечения равноправия женщин и мужчин является количество мест, которые занимают женщины в законодательном органе страны. Женщины продолжают завоевывать мир. До 1945 г. в мире была лишь одна женщина, возглавлявшая парламент Австрии. В настоящее время 51 председательствует в одной из палат 193 парламентов. В этом списке присутствует и Россия, где Совет Федерации возглавляет Валентина Матвиенко2.

Межпарламентский союз на основе информации, предоставленной национальными парламентами ежегодно публикует списки стран с информацией о процентных показателях доли женщин в национальных парламентах стран мира. На официальном сайте Межпарламентского союза https://www.ipu.org можно найти сведения о количестве избранных в национальные парламенты женщин по странам с 1997 г. С каждым годом количество стран, включенных в таблицу, увеличивается. Например, в 1997 г. их было 177, а на 1 января 2019 г. уже 193. По данным на 1 февраля 2019 г. только в парламентах трех стран — Федеративных Штатов Микронезии, Папуа — Новой Гвинеи, Вануату — женщины не получили ни одного места. Самый большой процент женщин (61,3) в парламенте Руанды, на втором месте с результатом 53,2% Куба, на третьем (53,1%) — Боливия. Россия на 131 месте: только женщин 15,8% в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указанные данные свидетельствуют об отсутствии связи между уровнем социально-экономического развития стран и представительством женщин в парламентах.

Отсутствие в парламенте Микронезии женщин можно объяснить традиционной социальной и экономической дискриминацией, причиной которой является доминирование мужчин. Микронезийские женщины приобрели избирательные права после принятия Конституции в 1979 г. Согласно разд. 4 ст. 4 «Декларация прав» Конституции Микронезии принцип равной защиты права не может быть запрещен или нарушен по признаку пола, расы, происхождения, национального происхождения, языка или социального положения. Однако несмотря на закрепление принципа гендерного равенства в Конституции, женщины Микронезии до сих пор подвергаются дискриминации. Конвенция ООН о запрещении всех форм дискриминации женщин была ратифицирована Микронезией в октябре 2003 г., однако положения, предписывающие работодателям равноценно опла-

2 См.: Кирсанов С. 5 стран, где у женщин ограничено право на выбор. URL: https:// rg.ru/2014/02/06/vibor-site.html (дата обращения: 10.03.2018).

3 См.: Мисливская Г. Галина Карелова избрана председателем форума женщин-парламентариев. URL: https://rg.ru/2017/10/14/reg-szfo/galina-karelova-izbrana-predsedatelem-

102 foruma-zhenshchin-parlamentariev.html (дата обращения: 10.08.2018).

чивать женскии труд и предоставлять женщинам оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, ратифицированы не были4.

Рассуждая о том, почему в парламенте Папуа-Новой Гвинеи нет женщин, следует помнить, что это «молодое» государство не так давно обрело независимость от Австралии, является членом Британского содружества, поэтому формой правления в указанном государстве является конституционная монархия, возглавляемая королевой Елизаветой II, представляемой в лице генерал-губернатора. Он назначается королевой по предложению законодательного органа Папуа-Новой Гвинеи. Несмотря на то, что формальным главой государства является Британский монарх, ситуация с правами женщин в Папуа-Новой Гвинеи еще далека от европейских стандартов. До сих пор женщины, подозреваемые в колдовстве, подвергаются ритуальным убийствам. Большая часть женщин Папуа-Новой Гвинеи насилию в семье со стороны мужчин5! О каких политических правах женщин в данной стране может идти речь, если даже личные права женщины не могут реализовать должным образом?

Еще одним государством, в парламенте которого отсутствуют женщины, является Вануату. 30 июля 1980 г. была принята Конституция Вануату, согласно которой государство является республикой, основанной на демократической модели парламентаризма Великобритании. Согласно пп. «к» ч. 1 ст. 5 ч. 1 «Фундаментальные права» гл. 2 «Фундаментальные права и обязанности» Конституции Вануату Республика Вануату гарантирует каждому основные права и свободы независимо от расы, происхождения, религиозных или традиционных убеждений, политических взглядов, языка или пола, но при условии соблюдения прав и свобод других лиц, обеспечения обороны, безопасности, общественного порядка, благосостояния6. Однако несмотря на провозглашение равенства в Конституции Вануату, ситуация с обеспечением фактического равенства полов довольно сложная, женщины из политической системы Вануату исключены.

Задумываясь над ответом на вопрос: «Почему в современной России так мало женщин в законодательных органах»? Следует отметить несколько причин. Во-первых, это отсутствие правового механизма обеспечения гарантий для реализации подлинного гендерного равенства в парламенте. Во-вторых, это стереотипы, сложившиеся в нашем обществе, отражающие консервативное отношение к женщине, ее роли в современном обществе и защите прав. По данным ВЦИОМ, около 70% россиян уверены, что мужчины и женщины и по Конституции, и в реальности имеют равные права. При этом 51% опрошенных выступают за квотирование мест для женщин в органах власти (против — лишь 15). Однако при этом лишь 9% выбрали бы себе женщину в начальники (мужчину — 56, остальным — не важно)7.

Базовый принцип гендерного равенства закреплен в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако, как известно, фактическая конституция может значительно отличаться от юридической. Указанный

4 См.: URL: http://www.hyno.ru/tom3/1500.html (дата обращения: 23.05.2019).

5 См.: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/nanya_—_Новая_Гвинея#Папуа_—_Новая_ Гвинея_и_Содружество_Наций (дата обращения: 20.08.2019).

6 См.: URL: http://www.paclii.org/vu/legis/consol_act/cotrov406/ (дата обращения: 21.03.2019).

7 См.: Яковлева Е. Стеклянный потолок. Почему общество, гарантируя равноправие, не отдает власть женщине? URL: https://rg.ru/2019/03/06/pochemu-obshchestvo-garantiruia-ravnopravie-ne-otdaet-vlast-zhenshchine.html (дата обращения: 07.03.2019). 103

принцип равенства прав мужчин и женщин, будучи базовым конституционным принципом, получил свое развитие в действующем законодательстве Российской Федерации. В данной статье проанализируем лишь те нормативно-правовые акты, которые связаны с регулированием правоотношений, возникающих в процессе реализации прав мужчинами и женщинами в законодательных органах государственной власти.

Обеспечение равного участия женщин в деятельности законодательных органов государственной власти уже давно является важнейшей целью государственной политики России. Еще Президент Б.Н. Ельцин в своем Указе от 4 марта 1993 г. № 3378 определил первоочередной задачей для центральных органов власти обеспечение условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях. Затем Указом Президента от 18 июня 1996 г. № 9329 Правительству поручается разработка Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. с выделением средств на финансирование указанного плана.

29 августа 1996 г. Правительство РФ утверждает Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.10 8 марта 2017 г. утверждается Национальная стратегия действий в интересах женщин11, одним из направлений реализации которой является расширение участия женщин в общественно-политической жизни путем снижения диспропорций по признаку пола в руководящем составе федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Следует отметить, что Национальный план 2000 г. предусматривал уточнение системы показателей гендерной статистики и внедрение ее в государственную статистическую отчетность. Однако в 2017 г. разработчики Национальной стратегии констатировали, что к 2022 г. необходимо добиться более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Таким образом, задача по уточнению сбора показателей гендерной статистики так и не решилась за двадцать лет. Остается надеяться, что в ближайшие два года поставленная еще Б.Н. Ельциным задача все же будет решена.

Как мы видим, нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение равноправия женщин и мужчин являются подзаконными (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства) и носят программный характер. В действующем российском законодательстве отсутствует полноценный федеральный закон, регламентирующий особенности реализации равных прав

" 8 См.: Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государ-

! ственной политики в отношении женщин» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1993. J № 11, ст. 937.

9 См.: Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» // Российская газета. 1996. 25 июня.

10 См.: Постановление Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» // Российская газета. 1996. 12 сентяб.

11 См.: Распоряжение Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы». Официальный интернет-

104 портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.03.2017).

и возможностей для мужчин и женщин в политической сфере. Небольшое упоминание о равенстве по признаку пола содержится в ч. 4 ст. 8 Закона о политических партиях1211согласно которой политические партии должны создавать мужчинам и женщинам равные возможности для представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Однако вопрос о том, каким образом политические партии должны обеспечивать равные возможности, остался без ответа, т.е. правовой механизм обеспечения равных возможностей для обоих полов в законодательстве отсутствует.

В 1997 г. Государственной Думой была одобрена Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Одним из предложений по совершенствованию избирательного законодательства было внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им пассивных избирательных прав.

На наш взгляд, в настоящее время нет необходимости принятия отдельного законодательного акта, гарантирующего равные права и возможности мужчин и женщин, а вот предусмотреть правовой механизм реализации указанного конституционного принципа путем внесения изменений в действующее законодательство вполне возможно. В частности, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнить абзацем следующего содержания: «Список кандидатов политической партии не должен включать более семидесяти процентов лиц одного пола». По нашему мнению, формирование списков, в которых будет пятьдесят процентов мужчин и пятьдесят процентов женщин, довольно затруднительно в современных реалиях нашей страны, а достижение уровня в тридцать процентов женщин в списке той или иной партии вполне возможно.

Что же необходимо сделать для увеличения доли женщин в мировых парламентах? Европейская комиссия за демократию через право в принятой Декларации об участии женщин в выборах провозгласила, что реализация принципа равенства должна предусматривать на выборах по списочной системе чередование кандидатов мужчин и женщин в партийном списке; отказ в регистрации партийных списков, которые не соблюдают это правило. На выборах в одномандатных округах, по мнению комиссии, необходимо обеспечить сбалансированный процент женщин и мужчин среди кандидатов от одной партии, а также санкции в случае уклонения от соблюдения этого обязательства.

В Докладе Европейской комиссии за демократию через право о влиянии избирательных систем на представительство женщин в политике сделан вывод о том, что существует широкий спектр социально-экономических, культурных и политических факторов, которые могут препятствовать или, наоборот, облегчать доступ женщин в парламент. Однако как избирательная система, так и гендерные квоты — даже если они не являются единственными факторами,

12 См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Российская газета. 2001. 14 июля; 2019. 5 дек.

определяющими представительство женщин в парламенте — могут, тем не менее, оказывать сильное влияние на представительство.

Статья 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин12 предусматривает принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, что не считается дискриминационным. Это так называемая позитивная (положительная) дискриминация, т.е. система привилегий для группы, подвергнутой дискриминации, позволяющая уравнять их права.

С постепенным повышением уровня защищенности ранее уязвимых групп может возникнуть проблема дискриминации в отношении «большинства» вследствие принятия такого рода мер. Защита прав женщин, их широкая регламентация превратилась в целое движение и сегодня дискриминация в правовом положении между мужчинами и женщинами, казалось бы, сводится к нулю. Наделение женщин правами во всех сферах общественной жизни позволяет говорить об их равном правовом положении с мужчинами.

Следует согласиться с М.В. Пресняковым, который пишет о том, что «фактическое равенство может и должно выступать в качестве цели правового регулирования. Правовые неравенства в виде льгот и привилегий призваны скомпенсировать изначальное фактическое неравенство и обеспечить им равные по сравнению с другими гражданами возможности реализации своих прав» [4, с. 14].

С одной стороны, у женщин есть конституционное право избирать и быть избранной в органы государственной власти наравне с мужчинами, с другой стороны — в органах законодательной власти женщин очень мало. В современных развитых странах женщины по социальному статусу и социальной роли в своем большинстве сравнялись с мужчинами, что нашло отражение в понятии гендерного равенства. Но это равенство в трудовых, политических и экономических правах не привело к исчезновению традиционных различий в повседневной жизни прежде всего потому, что на жизнедеятельность женщины существенное влияние оказывает ее природное неравенство и невозможность его полностью компенсировать в личной и общественной жизни. Беременность, рождение ребенка, круглосуточная забота о нем, от которых свободен отец ребенка, меняют прежний образ жизни женщины.

Однако современные женщины успешно совмещают материнство и работу депутата в одном лице. Как им это удается? 9 мая 2017 г. сенатор Ларисса Уотерс впервые в истории парламента Австралии покормила грудью свою двухмесячную дочь в парламенте. Депутат Бразилии Мануэла Д'Авила кормила дочь грудью, произнося речь в парламенте. Испанский депутат Каролина Бесканс кормила сына грудью на заседании и одновременно избиралась на пост спикера13.

В настоящее время гендерные роли в обществе претерпевают изменения, отцы тоже выполняют семейные обязанности без отрыва от работы. Так, спикер парламента Новой Зеландии Тревор Маллард председательствовал на парламентском заседании с младенцем на руках. Он кормил ребенка из бутылочки, играл с ним и при этом вел заседание. Ребенок оказался сыном другого члена

12 См.: Ведомости ВС СССР. 1982. 23 июня. № 25, ст. 464.

13 См.: Политик впервые покормила грудью ребенка в парламенте Австралии. URL: https:// 106 www.bbc.com/russian/news-39866879 (дата обращения: 01.03.2018).

парламента Тамати Коффи. Он вышел на работу после декретного отпуска и на первое же заседание взял с собой ребенка14.

Равенство заключается не в одинаковых правах мужчин и женщин, а в отношении к ним со стороны окружающих как равным социальным субъектам. Равенство не значит одинаковость. Равенство невозможно без учета индивидуальности людей, их объективных различий, которые необходимо учитывать. Объявленное мировым сообществом равенство прав мужчин и женщин, к которому должны стремиться все государства, проявляется в предоставленных государством возможностях проявить женщине личный творческий потенциал, найти удовольствие в работе и удовлетворить свои социальные и личностные потребности.

В заключение отметим следующее. Обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин для их реализации в органах законодательной власти является необходимой предпосылкой и условием для построения правового государства. Конституция РФ обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. В России женщины не уступают мужчинам, а порой даже превосходят их. Однако существует колоссальный разрыв между теорией и практикой в отношении общественно-политического статуса женщин. Отсутствие женщин в парламенте страны — один из серьезнейших просчетов модернизации общества. Обеспечение равных прав и равных возможностей их реализации для мужчин и женщин — это единственный путь к цивилизованному государству, в котором комфортно всем гражданам страны.

Библиографический список

1. Кочетков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 22 с.

2. Брокгауз ФА.., Ефрон ИА. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2003. 672 с.

3. Алиева Л.А.. Из истории женского избирательного права в Азербайджане (19051920 гг.) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 188-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пресняков М.В. Конституционные параметры фактического равенства и фактической справедливости // Гражданин и право. 2011. № 6. С. 3-14.

References

1. KochetkovA.V. Constitutional and Legal Foundations for Ensuring Gender Balanced Representation in the Legislative Bodies of the Russian Federation and Foreign Countries: Comparative Legal Study: extended abstract of dis. ... cand.of law. Moscow, 2009. 22 p.

2. Brockhaus F.A., Efron I A. Encyclopedic Dictionary. Modern version. Moscow: Eksmo, 2003. 672 р.

3. Alieva LA. From the History of Women's Suffrage in Azerbaijan (1905-1920) // XXI Century: Results of the Past and Problems of the Present Plus. 2015.Vol. 1. No. 6 (28). Р. 188-194.

4. Presnyakov M.V. Constitutional Parameters of Actual Equality and Actual Justice. Citizen and Law. 2011. No. 6. P. 3-14.

14 См.: Спикер парламента Новой Зеландии на заседании нянчил ребенка одного из депутатов. URL: https://www.bbc.com/russian/other-news-49423199 (дата обращения: 23.08.20l9). 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.