Таким образом, можно утверждать, что представители данной профессиональной группы обладают достаточно высоким потенциалом профессионального роста. Об этом говорят положительная мотивация к профессиональной деятельности, которая способствует стремлению к повышению профессионального уровня и квалификации, высокая степень удовлетворенности профессией, высокий уровень развития личностных качеств. Все это может положительно сказываться на уровне конкурентоспособности социальных работников. Однако реализацию высокого профессионального потенциала ограничивают объективные условия, поскольку формирование профессионализма в значительной степени, во-первых, зависит от того, в какой степени общество, та или иная его сфера имеют потребность в профессионалах и могут соответствующим образом их оценить и стимулировать к работе; во-вторых, важно то, какова ценность, значимость в обществе той сферы, в которой работает человек, так как престиж сферы стимулирует развитие профессионального мастерства
работающих, снижение престижа, напротив, уменьшает мотивацию к успеху; в-третьих, значимым фактором, детерминирующим развитие профессионализма, является наличие соответствующих норм, эталонов, на базе которых формируются требования к работнику той или иной сферы, занимающему в ней соответствующее положение, причем необходимо не просто наличие этих норм, а их корректировка с учетом современного состояния развития профессии и требований рынка труда; в-четвертых, нечеткие нормы и образцы профессиональной деятельности, во многом заниженные квалификационные требования обусловливают неадекватную (часто завышенную) самооценку профессиональных способностей и возможностей, профессиональной подготовки, что также снижает уровень профессионализма социальных работников в целом.
Примечание
’ О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // http://www.edu.ru/index.php.
Е.В. СЕЛИВЕРСТОВА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТЕЗНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ ПОСТРАДАВШИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Оплата дополнительных расходов на протезирование осуществляется Фондом социального страхования в соответствии с п. 2 Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2001 г. № 332, на основании договоров с расположенными на территории Российской Федерации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также с гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Обеспечение пострадавшего протезами, протезно-ортопедическими изделиями
и их ремонт осуществляются в порядке и на условиях, установленных действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации1. Оплата расходов на эту помощь (услуги) не может производиться без заключения медико-технических комиссий предприятий по месту проживания пострадавшего о наличии медицинских или медико-социальных показаний для изготовления конкретного вида протезно-ортопедического изделия, а также предприятий, организаций, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Стоимость протезно-ортопедического изделия рассчитывается на основе калькуляции фактических затрат (по всей или укрупненной номенклатуре изделий или индивидуальной в случае особо сложного и атипичного протезирования) с уровнем рентабельности не более 35% к себестоимости2.
© Е.В. Селиверстова, 2007
Укрупненная номенклатура определяется протезно-ортопедическими организациями в зависимости от видов выпускаемых изделий и обслуживаемого контингента: протезы — в зависимости от уровня ампутации, аппараты, корсеты и бандажи — от тяжести поражения, ортопедическая обувь — от степени деформации, ремонт — от видов работ. Калькуляция предусматривает фактические затраты сырья, материалов, полуфабрикатов, на комплектацию изделий, трудовые затраты, накладные расходы и другие затраты, относимые на себестоимость.
Оплата стоимости протезно-ортопедической помощи (включая учет нуждающихся в такой помощи, обслуживание их выездными бригадами протезистов, подготовку к протезированию с использованием медицинских и других средств, изготовление протезно-ортопедических изделий, обучение пользованию ими, периодическое наблюдение за изделиями и их ремонт, другие услуги, связанные с протезированием) производится Фондом социального страхования в порядке, предусмотренном договором, при предъявлении счета, кассового чека и (или) счета-фактуры.
Окончательная оплата протезно-ортопедических изделий осуществляется после получения изделия пострадавшим, обучения его пользованию и установления режима пользования изделием. При возмещении расходов на протезы и протезно-ортопедические изделия, приобретенные пострадавшими самостоятельно в негосударственных организациях, следует исходить из сложившейся в субъекте Российской Федерации средней цены на аналогичные изделия в государственных организациях (разъяснение Министерства социальной защиты Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 12/5-42).
Замена протезов и других изделий, на которые не установлены сроки пользования, оплачивается на основании заключения медико-технических комиссий об их износе или о наличии у пострадавших соответствующих медико-социальных показаний.
Оплата протезно-ортопедических изделий: супинаторов, пронаторов и других вкладных ортопедических изделий, корсетов, бандажей, одежды для безруких, вкладных башмачков, протезов грудных желез производится в связи с их износом, но не ранее
окончания гарантийного срока, указанного в сертификате (технических условиях).
Оплата расходов на протезирование органов слуха, зрения, голосовых связок и др. осуществляется на основании заключения (протокола) медицинской комиссии центра (кабинета) слухопротезирования или решения клинико-экспертной комиссии государственного или муниципального медицинского учреждения по месту проживания пострадавшего о необходимости протезирования или замене протеза.
Оплата зубных протезов из драгоценных металлов, металлокерамики и других приравненных к ним по стоимости дорогостоящих материалов не производится.
Пострадавшему оплачивается: один раз в четыре года слуховой аппарат отечественного производства с одним комплектом питания; один раз в три года аппарат для голосообра-зования с одним комплектом питания. Замена аппаратов оплачивается на основании заключения медицинской комиссии о необходимости замены аппарата другой моделью или в связи с его разрушением, ремонтонепригодностью. При приобретении пострадавшим слухового аппарата или аппарата для голосообразования импортного производства за наличный расчет ему оплачиваются расходы в размере розничной цены аппарата отечественного производства. В случае утери аппарата оплата его замены производится за счет средств пострадавшего. В случае самостоятельного приобретения слухового аппарата или аппарата для голосообразования оплата осуществляется на основании документа об оплате аппарата, копии сертификата соответствия купленного изделия установленным стандартам или техническим условиям, копии лицензии торгующей организации на право продажи изделий медицинского назначения, заверенных организацией, продавшей изделие.
Пострадавшему оплачиваются стандартные глазные протезы или индивидуальные глазные протезы из расчета один основной и один запасной протез в год, изготовленные из стекла. Глазные протезы, изготовленные из других материалов (пластмассы), оплачиваются пострадавшему из расчета один основной протез раз в два года. Оплата стоимости услуг, связанных с глазным протезированием, производится Фондом социального страхова-
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
ния по прейскурантным (стандартное протезирование) или договорным (индивидуальное протезирование) ценам по безналичному расчету на основании счета и при предъявлении пострадавшим справки исполнителя, подтверждающей изготовление протеза по безналичному расчету, и счета-фактуры.
В случае приобретения пострадавшим глазного протеза или изготовления зубного протеза за наличный расчет страховщик оплачивает ему расходы на основании договора, заключенного между пострадавшим и организацией, предоставляющей эти услуги, кассового чека и (или) счета-фактуры. Оплата досрочной замены глазных протезов при их повреждении происходит по заключению комиссии учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения (акт о списании). При установлении комиссией виновных в повреждении глазных протезов оплата замены происходит за их счет. Оплата расходов в случае отказа от получения изделий или выдача пострадавшим денежных средств на их приобретение нормативными и правовыми документами не предусмотрены.
Согласно п. 13 Порядка, оплата расходов, связанных с обеспечением пострадавших приспособлениями (техническими средствами реабилитации) и прочими предметами ухода, производится Фондом социального страхования на основе заключения договоров с расположенными на территории Российской Федерации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Оплата
расходов Фондом социального страхования осуществляется в безналичном порядке на основании договора и по счетам организаций. Возмещение расходов на приобретенные пострадавшим за собственный счет приспособления или предметы ухода, указанные в его программе реабилитации, производится на основании документа об оплате изделия, при необходимости — копии сертификата соответствия купленного изделия установленным требованиям, копии лицензии исполнителя на право производства (продажи) изделий в пределах средних сложившихся в регионе цен согласно данным органов исполнительной власти или государственной статистики на аналогичные изделия отечественного производства. Оплата досрочной замены изделий, на которые не установлены сроки пользования, производится по заключению медико-технических комиссий протезно-ортопедических предприятий, других специализированных организаций, осуществляющих ремонт технических средств реабилитации.
В помощь сотрудникам фонда в выборе протезно-ортопедических изделий, технических средств реабилитации подготовлены и направлены материалы: справочники предприятий, выпускающих протезно-ортопедические изделия, а также технические средства реабилитации, и «Ориентировочный перечень технических и иных средств реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и сроков их эксплуатации», который доведен до сведения всех региональных отделений фонда письмом от 5 февраля 2002 г. № 02-18/10-783.
369
2004 2005 2006
Количество получателей протезно-ортопедических изделий, пострадавших на производстве Иркутской области в 2004—2006 гг., чел.
Известия ИГЭА 2007. № 5 (55)
Расходы на проезд с целью получения протезно-ортопедической помощи, включая сложную ортопедическую обувь, в пределах субъекта Российской Федерации, в котором проживает пострадавший, оплачиваются не более чем за четыре поездки (в оба конца) с учетом поездок для заказа, примерок и получения готового изделия. Поездка с целью ремонта протезно-ортопедического изделия оплачивается не более 2 раз в год (в оба конца). Оплата расходов на проезд на протезноортопедические предприятия (мастерские), расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, производится не более чем за две поездки (в оба конца).
На рисунке показано количество пострадавших на производстве в 2004-2006 гг., получивших протезы.
Прежде всего нужно отметить, что обеспечение необходимыми изделиями пострадавших на производстве с каждым годом растет, но не только потому, что количество травм увеличилось, а в большей части потому, что количество обратившихся стало больше в результате совместной работы сотрудников
Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования, органов здравоохранения, Медико-социальной экспертизы и протезно-ортопедических предприятий. Для разъяснения пострадавшим их прав в фонде работают квалифицированные специалисты отдела страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и юристы.
Примечания
1 Инструкция о порядке обеспечения населения
протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов: утв. приказом Минсобеса РСФСР от
15 февр. 1991 г. № 35; Инструкция о порядке снабжения населения протезно-ортопедическими изделиями: утв. приказом Минсобеса РСФСР от 4 дек. 1964 г. № 122 и согласованная с Минфином РСФСР и Г оспланом РСФСР (п. 23); Об оплате слуховых аппаратов, выдаваемых населению: разъяснение Минздрава РСФСР от 17 дек. 1985 г. № 32-03/919; О мерах по дальнейшему улучшению глазопротезной помощи населению СССР: прил. № 4 к приказу Минздрава СССР и Минмедпрома от 13 мая 1977 г. № 494/253.
2 О реализации протезно-ортопедических изделий: постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 694.
М.В. ВИХОРЕВА
кандидат экономических наук, старший преподаватель
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Города играют важную роль в жизни страны. Ученые отмечают основные тенденции развития городов Европы, которые также находят отражение в развитии российских городов: с одной стороны, децентрализация, рост экономических возможностей, а с другой — глобализация экономики, повышение роли межгосударственного уровня в принятии решений1.
Конкурентоспособность города зависит от конкурентоспособности предприятий и организаций, расположенных в нем. Но чтобы привлечь и удержать фирмы в городе, необходимо предоставить им условия, благоприятствующих их конкурентоспособности. В связи с этим одним из направлений расширения сферы деятельности исполни-
тельно-распорядительных органов местного самоуправления является территориальный маркетинг, который представляет собой маркетинг в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория2.
Деятельность субъектов маркетинга территории ориентирована на формирование, поддержание или изменение определенных мнений, намерений и/или поведения субъектов-потребителей относительно территории, ее возможностей, а также возможностей самих этих субъектов на искомой территории3.
На сегодняшний день маркетинговые принципы редко используются при принятии решений на государственном и муниципальном уровнях власти. Однако усиливающаяся
© М.В. Вихорева, 2007