Научная статья на тему 'Осуществление расходования средств федерального бюджета по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации в Российской Федерации: правовые аспекты модернизации системы'

Осуществление расходования средств федерального бюджета по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации в Российской Федерации: правовые аспекты модернизации системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНВАЛИДЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ / ЦЕЛЕВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Алексей Владимирович

Статья посвящена аспектам совершенствования действующего российского законодательства, регулирующего механизм осуществления расходов федеральных средств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также отдельных категорий лиц из числа ветеранов – протезами (кроме зубных протезов). Содержащиеся в статье конкретные предложения по оптимизации действующего законодательства для предлагаемого внедрения в практику реабилитационного сертификата и целевой социальной выплаты направлены на повышение доступности и качества предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации, избавление от излишних административных барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максимов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal budget expenditure for the purpose of provision of rehabilitation equipment to disabled persons in the Russian Federation: legal aspects of system modernization

The article considers the aspects of improvement of the current Russian law regulating the mechanism of federal budget expenditure for the purpose of provision of rehabilitation equipment to disabled persons, as well as provision of prostheses (except dental prostheses) to some categories from among veterans. Some specific proposals, stated in the article, on optimization of the current law for practical application of rehabilitation certificate being proposed and target social benefits are aimed at increase of availability and quality of rehabilitation equipment being provided to disabled persons, as well as at escape from excessive administrative barriers.

Текст научной работы на тему «Осуществление расходования средств федерального бюджета по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации в Российской Федерации: правовые аспекты модернизации системы»

© 2013 г. А. В. Максимов

осуществление расходования средств федерального бюджета по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации в РОССИЙСКОЙ федерации: правовые аспекты модернизации системы

Максимов Алексей Владимирович - начальник юридического отдела Северо-Западного института управления - филиала ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», канд. филос. наук.

(E-mail: alvmax@yandex.ru)

В настоящее время в связи с возникшими экономическими трудностями и отдельными сложностями формирования бюджета страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов (в частности, Фонда социального страхования РФ) на 2014 год, сохранением всех социальных обязательств государства, на первый план выходят вопросы оптимизации издержек и эффективного расходования имеющихся бюджетных средств. В этой связи представляются актуальными содержащиеся в предлагаемой статье конкретные предложения по оптимизации действующего законодательства, регулирующего механизм осуществления расходов федеральных средств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8 % населения страны1. 25 октября 2012 года для России вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 года. В целях приведения национального законодательства в соответствие с Конвенцией, проводится работа по разработке и внедрению правовых норм, обеспечивающих реализацию прав инвалидов в различных сферах. Одним из направлений социальной политики, проводимой в Российской Федерации, является реабилитация инвалидов (детей-инвалидов) и обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти2.

1 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р.

2 Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2012 за № 26297).

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации3.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев4, разрабатываемых и утверждаемых в порядке5, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Эффективное правовое регулирование в социальной сфере крайне необходимо, так как его отсутствие приводит к социальной нестабильности в обществе. На практике встает вопрос об использовании инноваций в процессе производства технических средств реабилитации и обеспечения ими инвалидов. В этой связи предлагается минимизировать существующие административные процедуры, заменить избыточные и крайне не эффективные административные механизмы государственного контроля рыночными механизмами.

Правовая регламентация указанной деятельности имеет не только теоретическое, но и существенное практическое значение. В настоящее время государство гарантирует данным группам лиц за счет средств федерального бюджета получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных соответствующим федеральным перечнем6. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу, являются: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ряд подзаконных актов Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как отмечено в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», эффективность функционирования системы реабилитации инвалидов остается низкой, нормативные правовые акты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, как по горизонтали, так и по вертикали во взаимоотношениях организаций федерального и регионального подчинения. В результате остаются низкими уровень и качество предоставления инвалидам соответствующих государственных услуг. Правовые, организационные и финансовые механизмы обеспечения техническими средствами реабилитации нередко приводят к приобретению инвалидами изделий низкого качества, которые нуждаются в частом ремонте или замене, не учитывают особые потребности инвалидов, ограничивают их мобильность, не обеспечивая эффективной реабилитации, при этом способствуют неоправданному росту бюджетных расходов на эти цели7.

3 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

4 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 11.03.2010 за № 16603).

5 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 4, ст. 453; 2010, № 47, ст. 6186).

7 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р.

В настоящее время осуществление расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами8. Действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации представлена в схеме 1.

Схема 1. Система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

ониторинг ситуации с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации ука ывает на устойчивую тенденцию нарастания претензий к качеству протезно-ортопедических изделий. В числе основных из них называются следующие претензии:

- непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия,

8 Статья 5 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»; Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (ред. от 26.09.2013) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных пр тезов), протезно-ортопедическими изделиями»; Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»; Приказ Минздравсоцразвития Россиии от 31.01.2011 № 57н (ред. от 08.09.2011) «Об утв рждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и(или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок ин ормирования граждан о размере указанной компенсации» (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 за № 19694); Приказ Минтруда России от 24.05.2013 № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных ме оприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.005 № 2347-р» (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2013 за № 28858).

- отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов,

- длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации,

- недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида,

- низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие9.

Как отмечалось Конституционным судом Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, гарантируется каждому социальное обеспечение в случае инвалидности. Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения10. В настоящее время задача, на наш взгляд, состоит не просто в защите интересов и прав инвалидов, а в создании такой правовой модели, которая обеспечивала бы соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон - инвалидов, государственных органов, бизнеса.

Анализ действующей конструкции правового регулирования вызван необходимостью введения новыч механизмов и методов регулирования сферы обеспечения инвалидов качественными техническими средствами реабилитации, в том числе введением принципа саморегулирования в указанной области и отмены существующих бюрократических барьеров, показавших свою неэффективность. Логичным шагом в этом направлении было бы введение в практику реабилитационного сертификата и целевой социальной выплаты (схема 2).

V

V

РЕАБИЛИТАЦИОННЫМ СЕРТИФИКАТ

ЦЕЛЕВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА

Схема 2. Новые способы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

В час совершенствования законодательства и в целом модернизации механизма обеспечения инвалид в техническими средствами реабилитации можно предложить следующие меры.

1. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании реаби-ли ационных сертификатов или за счет средств целевой социальной выплаты в порядке, оп еделяемом Правительством Российской Федерации. Порядок предоставления тех-ни еских средств реабилитации застрахованным лицам по обязательному социальному

9 Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов. / Божков И.А., Дикаев С.У, Максимов А.В., Севастьянов М.А.. Научно-практический журнал «Юридическая мысль» № 1(75), 2013.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 № 13-П.

страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Фондом социального страхования Российской Федерации.

2. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов (за исключением застрахованных лиц вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Финансирование расходных обязательств по обеспечению застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций на осуществление уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты и порядок представления отчетов об осуществлении уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

5. Обеспечение инвалидов лечебно-тренировочным протезом при первичном протезировании предлагается осуществлять при наличии заключения врачебной комиссии медицинского учреждения на основании реабилитационного сертификата.

6. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее - заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется на всей территории Российской Федерации путем предъявления инвалидом (ветераном) или его законным представителем реабилитационного сертификата на получение технического средства реабилитации (изделия) в организации, обеспечивающие техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющиеся членами саморегулируемой организации. Указанные организации обязаны иметь необходимое оборудование для работы с пластиковой социальной картой.

8. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены (нормативные сроки пользования) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования осуществляется организациями, обеспечивающими техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющимися членами саморегулируемой организации. Стоимость такого ремонта входит в стоимость реабилитационного сертификата и дополнительной оплате не подлежит.

9. Досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, хищение и т.д.), подтверждаемых документально, а также изменений антропометрических параметров инвалида или течения его болезни, подтверждаемых заключением федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном для их получения. Обслуживание, ремонт,

досрочная замена технического средства реабилитации (изделия), пришедшего в негодность в результате нарушений инвалидом (ветераном) требований инструкции производителя или иного небрежного обращения, осуществляется за счет собственных средств инвалида (ветерана).

10. Замена технического средства реабилитации (изделия) осуществляется по истечении установленного нормативного срока пользования по решению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида (ветерана) на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления. Замена технических средств реабилитации (изделий) осуществляется в порядке, установленном для их получения.

Рассматриваемые в настоящей статье новые способы обеспечения инвалидов существующими видами технических средств реабилитации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Виды технических средств реабилитации и способы их обеспечения

№ п/п Виды технических средств реабилитации Способы обеспечения техническими средствами реабилитации

1 Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) Обеспечение осуществляется инвалидом (законным представителем ребенка-инвалида) самостоятельно за счет средств целевой социальной выплаты

2 Абсорбирующее белье, подгузники

3 Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни

4 Противопролежневые матрацы и подушки

5 Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами

6 Телефонные устройства с текстовым выходом

7 Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом

8 Сигнализаторы звука световые и вибрационные

9 Ортопедическая обувь

10 Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения

11 Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления

12 Специальная одежда

13 Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов

14 Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные Обеспечение осуществляется инвалидом (законным представителем ребенка-инвалида) на основании реабилитационного сертификата

15 Кресла-стулья с санитарным оснащением

16 Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы

17 Голосообразующие аппараты

18 Собаки-проводники с комплектом снаряжения

В связи с изложенным выше, нам представляется, что необходимо освободить территориальные органы ФСС РФ от несвойственных им функций (как страховщика по двум видам обязательного социального страхования) и установить для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов право на получение напрямую реабилитационного сертификата, оформленного специалистами бюро медико-социальной экспертизы (имеющих специальное образование и необходимую квалификацию) и целевой социальной выплаты.

Тем более, что возложение в настоящее время на ФСС РФ государственной функции по осуществлению расходов по предоставлению незастрахованным лицам-инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями носит временный характер и не соответствует принципам страхования.

В этой связи следует наделить бюро медико-социальной экспертизы полномочиями по оформлению и выдаче указанным категориям лиц реабилитационных сертификатов. Порядок их оформления, выдачи, определения его размера и финансирования, а также порядок выпуска, выдачи и погашения реабилитационных сертификатов правильнее будет возложить на Правительство Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Кроме того, необходимо закрепить соответствующие полномочия по организации и контролю по перечислению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов за счет средств субсидий из федерального бюджета целевой социальной выплаты, перечисляемой на социальную карту, за уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит использовать эти карты на всей территории Российской Федерации.

Предлагаемая модернизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты представлена в схеме 3.

Схема 3. Модернизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

Думается, что предлагаемая правовая конструкция расширит возможности распорядиться средствами наиболее эффективным и рациональным способом с учетом интересов указанной группы населения.

Внедрение новых методов обеспечения техническими средствами реабилитации путем реализации предлагаемых правовых норм связана с повышением качества социальной защиты рассматриваемой группы населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, предоставления инвалидам социальных услуг на всей территории Российской Федерации.

Можно констатировать, что в целом все эти меры направлены на усиление социальной защищенности инвалидов. Представляется, что внесение предложенных выше поправок в действующее российское законодательство в целях совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации повысит эффективность расходования средств федерального бюджета, ликвидирует административные барьеры, обеспечит равенство инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством.

Реабилитационный сертификат

1. Реабилитационный сертификат является именным документом, подтверждающим право инвалида (ребенка-инвалида) на обеспечение отдельными видами технических средств реабилитации.

2. Форма реабилитационного сертификата, правила его оформления и порядок обеспечения бланками реабилитационных сертификатов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, их учета и хранения утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Изготовление бланков реабилитационных сертификатов обеспечивает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. Бланки реабилитационных сертификатов направляются предприятием-изготовителем в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (далее - Федеральное бюро медико-социальной экспертизы) в соответствии с заявкой Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, формируемой на основании отчетов-заявок на получение бланков реабилитационных сертификатов, передаваемых главными бюро медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы на соответствующий квартал года.

4. Реабилитационный сертификат состоит из двух частей:

первая часть - корешок реабилитационного сертификата, предназначенный для подтверждения выдачи реабилитационного сертификата;

вторая часть - реабилитационный сертификат, предназначенный для предъявления в организации, предоставляющие инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и являющиеся членами саморегулируемой организации и последующей его оплаты указанным организациям, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Реабилитационные сертификаты являются документами строгой отчетности. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны вести строгий количественный учет реабилитационных сертификатов. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет контроль за организацией учета и хранения бланков реабилитационных сертификатов в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.

6. Срок действия реабилитационного сертификата устанавливается в один год со дня его выдачи и указывается в самом сертификате. Действие реабилитационного сертификата прекращается по истечении установленного срока действия, а также с момента смерти инвалида (ребенка-инвалида).

7. Реабилитационный сертификат, корешок реабилитационного сертификата одновременно заполняются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при предъявлении инвалидом паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации, в установленных случаях - заключения врачебной комиссии медицинского учреждения, или при предъявлении ветераном паспорта и заключения об обеспечении протезом, протезно-ортопедическими изделиями, выдаваемого врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам.

8. При рассмотрении заявления о выдаче реабилитационного сертификата федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах. Указанные запросы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

Реабилитационный сертификат выдается:

инвалиду - федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства одновременно с выдачей индивидуальной программы реабилитации инвалида;

ветерану - федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства по его заявлению либо лицу, представляющему в установленном порядке его интересы.

При последующих обращениях в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы реабилитационный сертификат выдается по заявлению инвалида либо лица, представляющего в установленном порядке его интересы.

Стоимость реабилитационных сертификатов на предоставление конкретного вида технического средства реабилитации (изделия) указывается в самом реабилитационном сертификате и определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации, а также перечисление средств в размере суммы, указанной в реабилитационном сертификате уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации путем перечисления денежных средств на расчетный счет организациям, обеспечивающим техническими средствами реабилитации на основании реабилитационного сертификата, производится в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.

Заявление на получение реабилитационного сертификата может подаваться инвалидом (ветераном), либо лицом, представляющим в установленном порядке его интересы непосредственно в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида (ветерана) или через многофункциональный центр.

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы рассматривает заявление в 10-дневный срок с даты его поступления и высылает (выдает) инвалиду (ветерану) реабилитационный сертификат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целевая социальная выплата

1. Назначение указанной выплаты производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

2. Целевая социальная выплата направляется на финансирование предоставления инвалиду отдельных видов технических средств реабилитации. Целевая социальная выплата выплачивается в размере и порядке установленном Правительством Российской Федерации.

3. Средства указанной в настоящей статье выплаты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

4. Перечисление инвалиду целевой социальной выплаты осуществляется на пластиковую социальную карту.

5. Средства целевой социальной выплаты, причитающиеся инвалиду и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

6. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Перевод денежных средств при предоставлении специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), абсорбирующего белья, подгузников осуществляется равными долями поквартально. Все неизрасходованные по состоянию на последний день текущего квартала денежные средства отзываются. Перевод денежных средств на следующий квартал производится не позднее, чем за пять календарных дней до окончания текущего квартала. При первичном обращении заявителя в текущем квартале размер целевой социальной выплаты рассчитывается, исходя из количества календарных дней, оставшихся до конца квартала со дня обращения. Перевод денежных средств при предоставлении иных технических средств реабилитации (протезно-ортопедических изделий), предоставляемых за счет средств целевой социальной выплаты, осуществляется в соответствии с нормативными сроками пользования или в случае их досрочной замены.

Средства на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета субъекту Российской Федерации и направляются на оплату:

а) стоимости реабилитационного сертификата организациям, предоставляющим инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и являющихся членами саморегулируемой организации;

б) инвалидам стоимости технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезно-ортопедических изделий приобретаемых за счет средств целевой социальной выплаты;

в) проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую предъявляется реабилитационный сертификат, и обратно, а также лица, сопровождающего инвалида (ветерана);

г) расходов на проживание инвалида (ветерана), сопровождающего лица в случае изготовления технических средств реабилитации, протезов (кроме зубных протезов) в амбулаторных условиях.

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства.

Целевая социальная выплата назначается решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) в размере нормативов финансирования на основании представленного заявления на перечисление целевой социальной выплаты на социальную карту. Перечисление целевой социальной выплаты инвалиду (ветерану) осуществляется путем перечисления средств на

пластиковую социальную карту заявителя (обеспечение карты оформляется в виде отзывного аккредитива).

Организации, предоставляющие инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и(или) за счет средств целевой социальной выплаты, и являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны иметь на пунктах обслуживания необходимое банковское оборудование и терминал для самостоятельного оформления документов подтверждающих получение технических средств реабилитации (изделий).

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на реализацию мер по финансированию предоставления инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации перечисляет организациям, предоставляющим инвалидам технические средства реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационного сертификата и являющимся членами саморегулируемой организации, средства на оплату стоимости реабилитационного сертификата при предъявлении этими организациями оригинала реабилитационного сертификата.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сводит полученные от субъектов Российской Федерации бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на финансирование расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты, выделенных на соответствующий квартал. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежемесячно направляет субъектам Российской Федерации средства на обеспечение финансовых расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты.

Субъекты Российской Федерации представляют Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации сведения о количестве инвалидов, которым предоставлены технические средства реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и за счет средств целевой социальной выплаты, о количестве отдельных категорий граждан из числа ветеранов, которым предоставлены протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия на основании реабилитационных сертификатов и за счет средств целевой социальной выплаты за предыдущий месяц.

Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий на основании реабилитационных сертификатов и(или) за счет средств целевой социальной выплаты, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.

В связи с изложенным выше и как уже неоднократно отмечалось11, в результате предлагаемых изменений законодательства устанавливаются общие принципы содействия инвалидам в наиболее полном осуществлении своих прав, в том числе свободе делать собственный выбор, вовлеченность в принятие решений относительно программы реабилитации, которая их прямо касается, приводит к усилению принципа адресности реабилитации, повышения ее эффективности, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг для рассматриваемой группа населения Российской Федерации. Переход на новую систему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации потребует изменения, признания утратившими силу, или принятия действующих актов федерального законодательства.

Предлагаемые и рассмотренные в настоящей статье правовые новации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации служат источником для научного осмысления путей дальнейшей оптимизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации.

11 Божков И.А., Дикаев С.У, Максимов А.В., Севастьянов М.А. «Анализ возможностей совершенствования правового регулирования действующего порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с подписанием и ратификацией Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов». / Научно-практический журнал «Юридическая мысль» № 1(75), 2013; Божков И.А., Дикаев С.У, Максимов А.В. , Севастьянов М.А. «Правовые аспекты наделения Фонда социального страхования Российской Федерации полномочиями по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов технических средств реабилитации». / Научно-практический журнал «Юридическая мысль» №2 (76), 2013; Максимов А.В. «Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу как элемент модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации». / Научно-практический журнал «Управленческое консультирование» № 9, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.