Научная статья на тему 'О совершенствовании предоставления государственных социальных услуг за счет бюджетных средств'

О совершенствовании предоставления государственных социальных услуг за счет бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ / МОНЕТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / КОМПЕНСАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синицин Н.А.

В статье рассматривается действующий порядок предоставления государственных социальных услуг, в частности, инвалидам и ветеранам. Отмечаются определенные проблемы в их финансовом обеспечении, а также в оформлении заказов на получение. Обосновывается целесообразность монетизации льгот, касающихся обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, упрощения порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг населению на основе использования современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синицин Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании предоставления государственных социальных услуг за счет бюджетных средств»

Бюджетная политика

Удк 336.1

о совершенствовании предоставления государственных социальных услуг за счет бюджетных средств

Н. А. СИНИЦИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: sinna39@rambler.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматривается действующий порядок предоставления государственных социальных услуг, в частности инвалидам и ветеранам. Отмечаются определенные проблемы в их финансовом обеспечении, а также в оформлении заказов на получение. Обосновывается целесообразность монетизации льгот, касающихся обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, упрощения порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг населению на основе использования современных информационных технологий.

Ключевые слова: бюджетные средства, финансирование расходов, монетизация, социальные льготы, компенсации.

В последние годы проведено много мероприятий, направленных на приведение в соответствие современным требованиям доступности и качества предоставления социальных услуг населению, в том числе ветеранам и инвалидам. Имеется в виду монетизация льгот, разработка программ реабилитации и т. д. В принятых нормативных правовых актах [1, 2, 3, 10] подчеркивается необходимость повышения эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, для поддержания их способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Постоянно возрастали суммы финансового обеспечения этих льгот. Вместе с тем появились проблемы, связанные с финансированием расходов на обеспечение ветеранов, инвалидов техническими средствами реабилитации, усложнением порядка оформления и предоставления соответствующих услуг.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, были определены в сумме: 6 378 591,2тыс. руб. — на 2007 г., 8 989 699 тыс. руб. - на 2008 г., 9 404 414,6 тыс. руб. -на 2009 г. и 8 495 300,6 тыс. руб. - на 2010 г. [4, 5, 6, 7]. Уменьшение в 2010 г. по сравнению с 2009 г. бюджетных ассигнований на 9,7 % обусловлено тем, что часть средств предусматривалось направить на субвенции бюджетам субъектов РФ в случае заключения ими соответствующего соглашения с Министерством здравоохранения и социального развития РФ об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Общий суммарный объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования РФ и в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на указанные цели, в 2010 г. составит 10 016,6 млн руб.

В 2010 г. планировалось передать часть федеральных полномочий 7 субъектам РФ, не считая г. Москвы, с которым такое соглашение было заключено в 2009 г. В связи с этим не был представлен проект распределения бюджетных ассигнований по субвенции на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (1 521,3 млн руб.).

Как показала практика, средства на эти цели в первые два квартала года не осваиваются. Следует отметить очень низкое качество указанных технических средств и изделий, возросшие бюрократизацию и волокиту при их получении инвалидами и ветеранами по сравнению с порядком, который действовал до принятия законодательства о монетизации льгот.

С принятием Федерального закона от22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между инвалидами (ветеранами) и протезно-ортопедическими предприятиями появились промежуточные органы:

— федеральные учреждения медико-технической экспертизы;

— исполнительные органы Фонда социального страхования РФ;

— врачебные комиссии медицинских организаций, оказывающих помощь инвалидам и ветеранам.

Это коснулось и людей, уже имевших к тому времени бессрочную инвалидность.

В некоторой степени установленную систему предоставления названных льгот упростили правила обеспечения указанных лиц техническими средствами и изделиями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». В частности, при замене ранее предоставленного технического средства (изделия) уже не требуется повторного посещения учреждения медико-социальной экспертизы.

Предусмотрены следующие формы обеспечения указанных лиц техническими средствами и изделиями:

— предоставление соответствующего технического средства (изделия);

— оказание услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

— выплата компенсации расходов на перечисленные мероприятия в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана.

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Указанный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно он высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные им в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в организации, обеспечивающей техническими средствами.

В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел его за счет собственных средств, выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается на основании заявления инвалида (ветерана) о возмещении этих расходов, а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы. Отказ инвалида (ветерана) от обеспечения его техническим средством (изделием) не дает права на получение компенсации.

Аналогичный порядок установлен и в отношении ремонта технического средства (изделия). Замена осуществляется по решению исполнительного органа Фонда социального страхования РФ по месту жительства на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы в следующих случаях:

— по истечении установленного срока пользования при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида (ветерана) техническим средством (изделием), выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей ему помощь;

- при невозможности ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

Выплата компенсации инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).

Финансирование расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий.

Но на практике подобный порядок влечет массу проблем для инвалидов и ветеранов. Прежде всего, обеспечение ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в соответствии с заключениями, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам [8]. В связи с этим у инвалидов (ветеранов) возникает закономерный вопрос - чем обусловлена необходимость установления указанного заключения? Ведь данное требование усложняет получение установленных законодательством технических средств (изделий). Надо сходить в поликлинику по месту жительства не менее двух раз (сначала посетить врача-травматолога и заместителя заведующего поликлиникой, а за заключением врачебной комиссии медицинской организации явиться в день ее работы). Причем подобные процедуры повторяются каждый раз, когда наступает срок получения изделия. Затем приходится дважды обращаться в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства. В первый раз, чтобы написать заявления (причем отдельно на изготовление протеза, на чехлы к нему, обувь на протезы, трости, костыли и т. д.) и представить заключение врачебной комиссии о необходимости в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями. Во второй раз — для получения направлений и оформленных гарантийных

писем на оплату заявленных изделий. После этого везти документы в разные места: на протезно-ортопедическое предприятие, на обувную фабрику, на предприятие, где изготовляют трости и костыли. В итоге многие инвалиды и ветераны вынуждены отказываться от получения данных изделий в силу подобного порядка.

Льготные категории граждан вправе самостоятельно приобрести изделия за счет собственных средств, но сумма компенсаций далеко не соответствует реальной стоимости технического средства (изделия). Да, случается, что инвалиды не могут ее получить из-за отсутствия средств в Фонде социального страхования РФ. По этой же причине инвалиды (ветераны), подавшие в мае и последующие месяцы 2010 г. заявки на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями, так и не получили гарантийных писем и направлений на их изготовление. А с 01.01.2011 данный вид государственных услуг в ряде субъектов РФ, в том числе и в Московской обл., был передан из Фонда социального страхования РФ управлениям социальной защиты населения местных администраций [9]. За счет субвенций из федерального бюджета средства, потраченные некоторыми инвалидами (ветеранами) на приобретение изделий, были возмещены. Однако до сих пор не решен вопрос об обеспечении изделиями лиц, оформивших все необходимые документы еще в мае 2010 г.

На взгляд автора, для решения данной проблемы и упрощения процедуры связи с организациями, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги населению, следует ввести уведомительный подход. Тем более, что у многих ветеранов есть возможности пользоваться электронной почтой как для получения информации о ходе выполнения заказа на изделия, так и для оформления заказа на изделия, которые не требуют примерки (костыли, трости и др.). При таком порядке пожилые люди и инвалиды, с одной стороны, не беспокоились бы понапрасну, а с другой - не отвлекали работников Фонда социального страхования РФ или управления социальной защиты населения от работы.

Кроме того, такие новации отвечают целям федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.012002 № 65. В этом документе ставятся следующие задачи:

— придание официального статуса электронным формам взаимодействия;

— повышение оперативности предоставления государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия;

— снижение числа обращений граждан и организаций в органы государственной власти и сокращение времени вынужденного ожидания;

— создание условий для предоставления государственных услуг на принципе «одного окна».

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» подчеркивается, что следует исключить саму возможность волокиты и коррумпированности на стадии оформления гражданами необходимых документов для получения той или иной поддержки, а в случае подобных проявлений необходимо жестко на них реагировать, обеспечить реальные гарантии поступления средств адресатам поддержки без прохождения унизительных, оскорбляющих честь и достоинство граждан процедур.

Руководством страны неоднократно подчеркивалось, что условия предоставления изделий и услуг инвалидам и ветеранам не должны ухудшаться. На практике все пошло вразрез с этим требованием. Раньше инвалиды имели дело только с одной организацией — протезно-ортопедическим предприятием, т. е. действовал принцип «одного окна». Не требовалось писать заявлений, оформлять гарантийных писем на оплату изделий. На предприятии была необходимая документация по каждому инвалиду (ветерану), и они могли согласно установленным срокам заказать протезы, другие изделия, подобрать обувь, трости, костыли и т. д. Наименование изделий и их стоимость отражались в учетной карте выдачи протезно-ортопедических изделий, оформляемой органами социальной защиты субъекта РФ инвалиду (ветерану). Все расходы финансировались из региональных бюджетов.

На взгляд автора, целесообразно ввести монетизацию льгот по указанным услугам, чтобы граждане могли накопить средства на качественные изделия, включая и иностранные. Это должно повысить конкуренцию среди отечественных производителей, послужить стимулом к использованию инновационных технологий, высококачественных легких и прочных материалов и т. п. Перевод основной массы натуральных льгот в денежные выплаты безусловно сказывается на темпах инфляции. Однако использование по своему усмотрению компенсаций инвалидами и ветеранами в определенной степени может положительно повлиять на получение более качественных платных услуг, поскольку конкуренция неизбежно инициирует ускорение инновационных процессов в социальной сфере.

Существующий порядок прикрепления инвалида, ветерана только к той организации, с которой исполнительный орган Фонд социального страхования РФ по месту их жительства заключил договоры для размещения заказов на выполнение работ и оказание услуг, вряд ли способствует инновационному развитию этих организаций. Другое дело, когда гражданин сам выбирает ту или иную организацию для размещения заказа на техническое изделие или оказание услуги.

Для создания социального общества важное значение имеют не только виды льгот и кому они предоставляются, но и как они предоставляются. Последнее непосредственно связано с инновационным процессом в сфере обслуживания. Люди, отказавшиеся от бесплатного получения лекарств и санаторно-курортного лечения, вынуждены были каждый год писать заявления в Пенсионный фонд РФ, выстаивать в очередях. Эта проблема была решена в результате введения в 2009 г. вместо заявительного порядка автоматического продления действия поданного ранее заявления на следующий год, если пенсионер не примет иного решения до 1 октября текущего года.

До введения нового законодательства лица, имеющие право на бесплатный проезд в электропоездах пригородного сообщения, редко вставали в очередь к билетным кассам. Но затем им при каждой поездке пришлось брать билеты, предъявляя вначале паспорт и справку из органа Пенсионного фонда РФ о льготе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а позднее — только социальную карту. При этом до 2008 г. разрешалось оформить в билетной кассе путем отметки в социальной карте проезд на срок до трех месяцев, затем только на один месяц и обязательно в день поездки. Однако у многих льготников не оказалось отметки в социальной карте на право бесплатного проезда, хотя все документы представлялись ими в управления социальной защиты для получения этой карты. С 2009 г. на каждую поездку пригородным железнодорожным транспортом инвалидам и ветеранам необходимо брать билет в кассе и только в день поездки.

Согласно правилам формирования, предоставления и распределения субсидий и субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий и субвенций, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели. Остаток неиспользованных субсидий (субвенций) при установлении главным распорядителем средств федерального

бюджета отсутствия потребности в них субъектов РФ подлежит возврату в доход федерального бюджета. По состоянию на 01.01.2009 остатки субсидий (субвенций), переданных из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, составили 92,4 млрд руб. (на 01.01.2008 — 67,6 млрд руб.). На счетах 33 субъектов РФ находились неиспользованные субсидии (субвенции) в сумме 66,3 млрд руб. (71,8 % общего объема остатков субсидий). Общий объем поступивших в 2008 г. из бюджетов субъектов РФ доходов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет составил 5,5 млрд руб. [11]. Эти остатки можно рассматривать в качестве потенциального источника пополнения бюджетных доходов субъектов РФ. Часть указанных доходов можно было бы направлять на финансирование инновационных процессов при предоставлении государственных услуг в социальной сфере.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2. О бюджетной политике в 2011—2013 годах: Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 8.05.2010 № 83-ФЗ.

4. О федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ.

5. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»: Федеральный закон от 28.04.2009 № 76-ФЗ.

7. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 2.12.2009 № 308-Ф3.

8. Об утверждении формы заключения врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и порядка ее заполнения: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.07.2008 № 370н.

9. О заключении соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Московской области о передаче правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно: постановление правительства Московской области от 20.10.2010 г. № 913/48.

10. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.06.2008 № 1101-р.

11. URL: http://www.ach.Gov.ru/userfiles/tree/09-tree_files-fi-172pdf.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет ЛицензияАА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «а 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцоеская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.