Научная статья на тему 'Обеспечение профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов'

Обеспечение профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность / физподготовка / студенты / анализ / анкета / professionally-oriented / physical training / students / questionnaires / analysis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кладкин Н. Н.

В статье рассматриваются особенности профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов, физическое воспитание, анализируются данные анкетного опроса, выявляются ценностные отношения, определяются виды спорта, наиболее приемлемые в условиях полевой практики, устанавливается роль плавания для допуска к прохождению полевой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses how to consider in physical training of graduates studying geology the professional skills they will need in their career. Having analyzed the data derived from questionnaires filled in by students, the author identifies the values they have and determines the sports that better match the conditions of field training. Further, the author shows how swimming can be used as a means of measuring the preparedness of a student to field work.

Текст научной работы на тему «Обеспечение профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов»

Н. Н. Кладкин

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ

Работа представлена кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. А. Даншов

В статье рассматриваются особенности профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов, физическое воспитание, анализируются данные анкетного опроса, выявляются ценностные отношения, определяются виды спорта, наиболее приемлемые в условиях полевой практики, устанавливается роль плавания для допуска к прохождению полевой практики.

Ключевые слова: профессиональная направленность, физподготовка, студенты, анкета, анализ.

The article discusses how to consider in physical training of graduates studying geology the professional skills they will need in their career. Having analysed the data derived from questionnaires filled in by students, the author identifies the values they have and determines the sports that better match the conditions of field training. Further, the author shows how swimming can be used as a means of measuring the preparedness of a student to field work.

Key words: professionally-oriented, physical training, students, questionnaires, analysis.

Особо трепетное наше внимание к студенческой молодежи объясняется тем, что студенты вузов являются авангардным отрядом всей молодежи Якутии. И от их фи-

зического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, кото-

рыи они призваны внести в дальнейшем на благо Родины. Именно они должны стать примером для всей молодежи, быть образцом, которому желали бы следовать, подражать подростки, юноши и девушки в повседневной жизни, учебе, труде.

Мы руководствовались высказыванием известного ученого С. В. Обручева, занимавшегося отчасти организацией экспедиций на Крайнем Севере: «При подборе сотрудников следует обратить внимание не только на их научную квалификацию, но и на их физические данные и психические особенности» . Это же подчеркивается в «Правилах безопасности при геологоразведочных работах»: «Работники геологических организаций до начала полевых работ, кроме профессиональных приемов работ, должны быть обучены приемам, связанным со спецификой полевых работ в данном районе (это плавание, гребля, пользование альпинистским снаряжением, верховая езда, умение оседлать и вьючить животных, обращение с огнестрельным оружием и т. п.), а также методам и приемам оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и заболеваниях, и мер предосторожности от ядовитой флоры и фауны» .

Требования профессиональной направленности физического воспитания студентов-геологов в полевых условиях и в период теоретического обучения в университете могут быть разными, с учетом регионально-местных условий. Для уточнения программы опытной работы на горно-геологических специальностях был проведен анкетный опрос студентов. Им были охвачены студенты с первого по третий курсы, всего 400 человек. Целью анкетного опроса было выяснить личностный аспект ориентации студентов на жизненные ценности, отношение к тем или иным видам деятельности, касающееся как будущей профессии, так и самого студента.

В данную статью мы сочли возможным внести только те вопросы, которые считаем, с нашей точки зрения, наиболее важны-

ми. Вопросов в анкетном опросе было 15. И наше анкетирование выяснило следующее.

Как видно из ответа на вопрос 5 анкетного опроса (рис. 1), к горно-геологической специальности стремились всего 36% студентов. Как выяснилось, здесь немаловажную роль играет и будущая зарплата горняка или геолога. И почти столько же, или 35%респондентов, имели желание получить лишь высшее образование. И в условиях приема в вузы только по результатам ЕГЭ, без учета других параметров, это вполне закономерно.

СЗ был случайным

• получить высшее образование

• желание получить специальность инженера

• работать в горно-добывающей отрасли

• выбор сделан под влиянием родителей

О желание увидеть места, где не был

• желание получить отсрочку от армии

Рис. 1. Вопрос 5. Поступление в вуз на специальность ГТИ,%

Далее в вопросе 7 было выяснено, занимаются ли спортом студенты и их отношение к этому. Полученные данные представлены на рис. 2. Как видно, 75% студентов не имеют спортивных разрядов, 7% имеют разряды по вольной борьбе, 6,5% - по мини-футболу. Беседы со студентами дополнили эти данные тем, что многие не занимаются теми или иными видами спорта. Если брать по курсам сведения об отношении студентов к спорту, то многие студенты первого курса пожелали бы заниматься спортом по душе со второго семестра. А большинство студентов вторых курсов уже занимаются разными видами спорта, но многие не записались в секции из-за ограничения записи. Это связано с тем, что тренеры в свои секции по видам спорта заинтересованы брать студентов, имеющих спортивные разряды, и только единицы без спортивных разрядов студенты попадают в секцию. Та-

ким образом, основная масса студентов, не попавших в спортивную секцию, пополняет контингент, занимающийся обычными занятиями по физическому воспитанию. Как мы выше отметили, основной контингент студентов-геологов составляют юноши, а это около 70% всего состава.

0,5-

нет

разряд по волейболу по вольной борьбе по боксу

по легкой атлетике по шашкам по мини-футболу фехтование

Рис. 2. Вопрос 7. Имеющие спортивный разряд студенты 1ГИ, %

О нет

• бег 3000 м

• бег на лыжах 5 км

• национальные виды спорта

• бег 100 м

• прыжок в длину

• подтягивание на перекладине

• упражнения на гибкость

Рис. 3. Вопрос 8. Трудности зачетных нормативов для студентов, %

Вопрос 8, касающийся наличия затруднений при сдаче зачетных нормативов, был задан студентам первого курса в конце второго семестра, но перед выездом на полевую практику, а всем остальным студентам других курсов вопрос был задан в середине учебного процесса зимнего семестра.

На рис. 3 видно, что лишь 8% респондентов не испытывают затруднений в выполнении зачетных нормативов. Почти одна треть (30%) затрудняется в выполнении упражнений на гибкость, 23 % - в беге на 3000 м и почти каждый пятый (21%) - в пятикилометровом беге на лыжах и т. д. Основную трудность юноши испытывают в таком виде, как выносливость, где проявляется именно беговая выносливость. В последние годы в школах нашего регио-

на мало уделяется внимания развитию выносливости у школьников в таких видах спорта, как лыжная подготовка на 5 км и кроссовые забеги на 3000 м. Вот почему наши студенты на первых двух курсах испытывают в этих видах программы особую трудность. Следовательно, интересен и тот факт, что в течение весеннего семестра на занятиях по физическому воспитанию, а именно на занятиях по лыжной подготовке, число студентов старших курсов в учебных группах становится меньше. И это с каждым годом повторяется у старшекурсников, но контингент первых курсов на тех же занятиях почти не изменяется.

Результат опроса студентов в вопросе 9 о видах спорта, наиболее подходящих в полевых условиях, показывает, что большинство студентов на первое место ставят мини-футбол, далее идут по значимости волейбол, спортивное ориентирование, кросс по пересеченной местности, упражнения на гибкость, упражнения для брюшного пресса и т. д. (рис. 4). На этот вопрос наиболее точно ответили студенты вторых и третьих курсов, которые уже успели побывать на полевых практиках и на себе испытали «прелести и трудности» полевой жизни, ежедневных геологических маршрутов.

О мини-футбол • спортивная ориентация

• волейбол • кросс по пересеченной местности

• якутские национальные прыжки И национальная борьба "Хапсагай"

• шашки, шахматы О подтягивание на перекладине

• ушу • упражнения на пресс

• геологическая эстафета В отжимание в упоре лежа

Рис. 4. Вопрос 9. Наиболее преемлемые виды спорта и виды упражнений для полевой практики, %

Вопрос 10 был одним из главных, с нашей точки зрения. Он касался сдачи раздела «Плавание» студентами перед выездом

на полевую практику (рис. 5). Надо заметить следующее, еще в 2000 г. администрацией Якутского госуниверситета был издан приказ о допуске студентов к летней полевой практике после сдачи ими раздела «Плавание» практически. И это коснулось всех студентов первых двух курсов таких факультетов, как горный, геолого-разведочный, исторический и биолого-географический, которые ежегодно каждое лето выезжают на учебно-полевые и производственные практики. В целом студенты признают полезность и необходимость плавания как одного из видов по технике безопасности и крайне важного навыка. При этом большинство (52%) не связывают это с горно-геологической деятельностью, считая, что плавание нужно всем независимо от того, на каком факультете учится студент.

• как лишнее

Вкрайне необходимой п ТЕ

• нужно независимо от полевой практики

Рис. 5. Вопрос 10. Сдача раздела «плавания» перед полевой практикой, %

А 13% опрошенных респондентов считают плавание лишним. По всей вероятности, так ответили те студенты, которые испытывают трудности в освоении плавания или вообще не умеют плавать.

Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в студенческие годы. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и т. д. К сожалению, детство и отрочество нынешнего поколения студенчества целиком приходятся на постперестроечный период, когда в силу известных социально-экономических и экологических причин заметно ухудшилось здоровье населения в целом и детей в особенности. А ведь именно эти вчерашние дети приходят сегодня в вузы, пополняя студенческие ряды. И в связи с этим возник

следующий вопрос анкеты - - 12 об изучении ценностных ориентации студентов (рис. 6). Наиболее значимыми ценностями у них являются: личное здоровье, здоровье близких и родственников, наличие верных и хороших друзей, наличие счастливой семейной жизни, жизненная активность. Забота о личном здоровье и здоровье близких отрадно для студента, а также иметь в наличии верных и хороших друзей в наше смутное время - наиболее верное решение. А наименее ценностными отношениями наши респонденты отметили благополучие Отечества, физическое совершенство и творчество. Здесь, конечно, студенты перегнули палку, отметив благополучие Отечества в последнюю строчку. От благополучия Отечества зависит и личное здоровье, здоровье близких и родственников.

-;

III

О здоровье близких • личное здоровье

• наличие верных и хороших друзей • наличие счастливой семейной жизни

• активная жизнь • любовь Щфизическое совершенство • благополучие отечества

Рис. 6. Вопрос 12. Какие ценности личности наиболее значимы для студентов ГТИ, %

В вопросе 13 (рис. 7) из внешних и внутренних факторов, наиболее отрицательно влияющих на личное здоровье, наши респонденты, во-первых, выделили вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков; на второе место студенты поставили стрессовые ситуации (в учебе, жизни, семье), а на третьем месте - экология города и окружающей среды. Указывая на стрессовые ситуации, студенты, видимо, имели в виду экзаменационную сессию, когда почти все студенты, готовясь к экзаменам, нарушают режим дня, у них прояв-

ляется недосыпание, боязнь провалить экзамен и т. д., и все это создает стрессовые ситуации. Здесь надо отмстить также следующее: экология нашего города Якутска, конечно, желает лучшего, так как у города своеобразное географическое расположение. Например, с севера, далее на запад и кончая югом города, тянутся сопки высотой около 500 м, свалка находится в западной части города на сопке в пределах 45 км от черты города. А как мы знаем, все западные ветры приносят городу весь запах горящих отходов свалки. Особенно это чувствуется зимой в самое холодное время, весной и летом в жаркое время. Зимой в холодное время над городом месяцами стоит туман, когда человека можно заметить только в пределах от 3 до 4 м, автомашины в это время двигаются со скоростью до 3 км/час, даже иногда еще меньше. А летом, когда ветра почти нет, над городом стоит стойкий смог. Особенно это заметно с запада при спуске с сопки в черте города и с юга при подходе к черте города. И в качестве наименее отрицательно влияющего на здоровье фактора студенты отметили малоподвижный образ жизни и наследственность.

• экология окружающей среды

• экология города

• вредные привычки: курение

18%: алкоголь 13%; наркотик

10%

• стрессы: в учебе 13%: в семье 3%. в жизни 8%; в работе 0%

• малоподвижный образ жизни

наследственность

рам. И менее полезными средствами для укрепления здоровья они считают аутотренинг (самовнушение), различные лекарства (рис. 8).

• физические упражнения I 2 И прогулка на природа

!6 • раздельное питание

• специальные дыхательные упражнения

• закаливающие процедуры

• массаж, самомассаж, сауна, баня,

В лекарство

аутотренинг(самовнушение)

Рис. 7. Вопрос 13. Какие внешние и внутренние факторы отрицательно влияют на здоровье, %

Рис. 8. Вопрос 14. Какие формы и средства

наиболее полезны для укрепления, поддержания и профилактики здоровья, %

Последним вопросом анкеты нашим респондентам было выяснение их отношения к утренней гигиенической гимнастике. Вопрос включен потому, что утренняя гигиеническая гимнастика в учебно-полевых условиях практики проводится вот уже многие годы. А в условиях университета каждую весну проводятся организованные утренние зарядки на стадионе «Юность». Как видно из рис. 9, систематически по утрам делают зарядку только 7% студентов, 25% делают зарядку от случая к случаю, 30% респондентов называют ее излишней, считая достаточным, двухразовых занятий в неделю по физическому воспитанию, и 38% студентов считают утреннюю зарядку полезным и нужным, но рано вставать ленятся.

Таким образом, из числа студентов 38% с наступлением теплых дней решаются вый-

• делаю ежедневно

Далее респондентам был задан вопрос 14 вопрос о том, какие средства полезны для укрепления, поддержания и профилактики здоровья. Студенты предпочтение отдают физическим упражнениям, прогулке на природе, раздельному питанию, массажу, посещению сауны и закаливающим процеду-

I • делаю от случая к случаю

1 не делаю, считаю достаточным занятий по ф/в 2 раза в неделю нужно, полезно, но вставать рано утром лень

Рис. 9. Вопрос 15. Отношение к внутренней гигиенической гимнастике

ти на утреннюю зарядку. Этим высказываниям наших респондентов, конечно, трудно верится, но если даже выйдут на зарядку хотя бы 20 или 30%, это будет большой нашей победой. Этому может способствовать хорошее музыкальное сопровождение утренней зарядки на стадионе, которая прекрасно слышна из всех окон студенческого городка, а также организованный утренний подъем в местах компактного проживания студентов в условиях университета. А во время учебно-полевой практики выход на утреннюю гигиеническую гимнастику расписан в распорядке дня полигона. Утренний подъем на полигоне проходит организованно, где дежурная бригада звонит в колокол.

В заключение по итогам анкетного опроса надо отметить, что для студентов геологической специальности рекомендуется отдельная проработанная учебная программа по физическому воспитанию для условий учебно-полевых практик с учетом их интересов и мотивации, где каждой учебной группе (бригаде) должны быть прописаны оптимальный режим физической нагрузки, адекватный личным склонностям, местным географическим условиям прохождения практики, состоянию здоровья. Совершенствование процесса физического воспитания студентов представляется более эффективным при учете интереса и желаний занимающихся.

ПРИМЕЧАНИЯ

2 Изучай свой край: Книга краеведа / Под общ. ред. С. В. Обручева. М., 1951. Геологосъемочная практика: Учеб. пособие/В. И. Жижин, В. М. Никитин, В. С. Оксман и др. Якутск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.