Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности в Казанской губернии на основе реформы 1900 года'

Обеспечение продовольственной безопасности в Казанской губернии на основе реформы 1900 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЛЕБНЫЕ ЗАПАСЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УЕЗДНЫЙ СЪЕЗД / ВОЛОСТЬ / GRAIN STOCKS / FOOD CAPITAL / KAZAN PROVINCE / DISTRICT CONGRESS / VOLOST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ялтаев Дмитрий Анатольевич

В статье проанализированы причины и положения реформы 1900 г. по введению в действие Правил по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей. Определены направления реформы: разделение хлебных магазинов и продовольственных капиталов, передача контроля от земских органов местного самоуправления к государственным учреждениям. Изучены особенности проведения реформы в уездах Казанской губернии. Сделаны выводы о том, что местные власти положительно относились к монетизации системы обеспечения населения зерном в случае неурожая. Исключение составляли волости, где уже до реформы были построены качественные зернохранилища. Губернская власть воспринимала изученную реформу в качестве одной из наиболее приоритетных задач своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING FOOD SECURITY IN KAZAN PROVINCE BASED ON 1900 REFORM

The article analyses the causes and the regulations of the 1900 reform on implementing the Procedures of ensuring food needs of rural inhabitants. There have been defined the goals of the reform: differentiation between food shops and food capital, delegation of control powers from territorial local governments to public institutions. The author also studied the peculiarities of implementing the reform in districts of the Kazan province. It was concluded that the local authorities showed positive attitude to monetization of the system of providing the population with grain in case of a crop failure. However, there were volosts that did not welcome this process as they had already built qualitative granaries before the reform. The provincial authority perceived the regarded reform as a primary goal of their activity.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности в Казанской губернии на основе реформы 1900 года»

УДК 94(470.41)"1900/1917":338.439.02-027.45 ББК Т3(2Рос-8К23)531-232

Д.А. ЯЛТАЕВ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ОСНОВЕ РЕФОРМЫ 1900 ГОДА*

Ключевые слова: хлебные запасы, продовольственный капитал, Казанская губерния, уездный съезд, волость.

В статье проанализированы причины и положения реформы 1900 г. по введению в действие Правил по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей. Определены направления реформы: разделение хлебных магазинов и продовольственных капиталов, передача контроля от земских органов местного самоуправления к государственным учреждениям. Изучены особенности проведения реформы в уездах Казанской губернии. Сделаны выводы о том, что местные власти положительно относились к монетизации системы обеспечения населения зерном в случае неурожая. Исключение составляли волости, где уже до реформы были построены качественные зернохранилища. Губернская власть воспринимала изученную реформу в качестве одной из наиболее приоритетных задач своей деятельности.

В России вследствие ее сложного климата постоянной проблемой остается вопрос об обеспечении населения доступным продовольствием. По прогнозам специалистов аграрного сектора, в условиях санкций и инфляции расходы населения на еду могут достичь 30-40% от общего дохода среднестатистической семьи. Сегодня все чаще поднимается вопрос о продовольственной безопасности России. К примеру, в 2014 г. было объявлено о выделении 20 млрд руб. из государственного бюджета на поддержание программ по им-портозамещению в данной сфере.

В царской России с учетом состояния технологий того времени неурожайные годы случались крайне часто. На территории Чувашии даже в соседних волостях в один и тот же год урожаи могли крайне различаться. Поэтому власти периодически обращали внимание на проблемы народного продовольствия. Во всех отчетах полиции, земских начальников и податных инспекторов вопросы сбора урожая, состояния продовольственных запасов ставились на первое место. Ежегодно губернаторы отчитывались перед императором о результативности деятельности губернских, уездных и земских органов по обеспечению продовольственной безопасности, делали свои предложения по улучшению эффективности сельского хозяйства на территории губернии.

Проекты создания хлебных запасов предлагались еще со времен Петра I, когда в момент неурожая 1722 г. он хотел создать их в нескольких центральных городах. В дальнейшем власти стали создавать зерновые хранилища. Система «хлебных магазинов» второй половины XIX в. утверждалась «Положением о запасах для пособия в продовольствии» от 5 июля 1834 г. [5], а также «Положением об обеспечении продовольствия государственных крестьян» от 16 марта 1842 г. [6] В ходе великих реформ 60-х гг. XIX в. заведование вопросами продовольственного обеспечения было передано созданным земствам. Помимо общих законов, указанная проблема регулировалась «Временными правилами для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении» от 1 января 1864 г. [1]. Однако опыт показал, что, во-первых, это привело к чрезвычайному многообразию

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-11-21003.

способов и мер, которыми обеспечивалась продовольственная стабильность, во-вторых, создавало неудобства как для государства, не имеющего средств к централизованному распределению ресурсов, так и для самих земств. К тому же на части территорий власть и население считали более удобным создавать не зерновые, а денежные запасы, которые можно использовать для закупки продовольствия и семян в неурожайные годы.

В итоге 12 июня 1900 г. Николай II утвердил «Правила по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей» [8]. Они распространялись только на 46 губерний, поскольку разрабатывавшая их ранее комиссия под руководством В.К. Плеве высказывалась за разнообразие мер, применяемых в разных областях, исходя из их экономических и исторических особенностей. В центральных губерниях России и, в частности, в Казанской губернии данный закон был реализован очень оперативно. Уже 21 августа 1900 г. состоялись уездные и губернское продовольственные совещания, на которых обсуждались детали предстоящих преобразований [4. С. 38].

24-26 февраля 1901 г. при Казанском губернском присутствии состоялось совещание земских начальников и податных инспекторов Казанской губернии, на котором коллегиально обсуждались проблемы реализации реформы. Вопросы, поднимавшиеся на нем, связывались также с обсуждением способов применения на местах установленных законом от 23 июня 1899 г. правил о взимании окладных сборов с надельных крестьянских земель. Важность данного совещания легко понять из того факта, что предыдущая подобная коллегия собиралась за десять лет до этого, во время голода 1891-1892 гг. [4. С. 5]. Внушителен состав участников: губернатор П.А. Полторацкий, все губернское начальство, 53 участковых земских начальника, 5 податных инспекторов.

Согласно новому закону документация, связанная с обеспечением продовольственных запасов, передавалась от губернских земских управ и комиссий народного продовольствия в губернские крестьянские учреждения, а от уездных земских управ и уездных предводителей дворянства - в уездные крестьянские учреждения, соответственно. С этого момента средства для обеспечения сельским жителям помощи в продовольствии и обсеменении полей составляли: 1) общественные хлебные запасы, складировавшиеся в запасных магазинах; 2) денежные продовольственные капиталы (соответственно, частные, общественные, губернские, а также общие по империи) [8. Ст. 2].

Каждое сельское общество обязывалось составлять приговор об избрании способа обеспечения общественных потребностей: засыпкой зерна в магазины (сбор на образование общественных запасов); уплатой денежного продовольственного сбора; частью зерном, частью деньгами.

При этом обратный переход от одного способа к другому допускался лишь с особого разрешения.

С самого начала реформы представители уездной государственной власти Козьмодемьянского уезда высказали пожелание о сохранении во всем уезде существовавшей до того системы обеспечения продовольствия посредством засыпки хлеба в магазины, объясняя это тем, что в данном уезде имелись хорошо устроенные, обширные и дорогостоящие здания магазинов [4. С. 8].

Каждая волость составляла продовольственный участок, в котором в качестве попечителя обязанности заведования возлагались на волостного старшину либо местного приходского священника, или на «заслуживающих доверия» местных жителей. Общий надзор осуществлял министр внутренних дел. Надзор на местах возлагался на: генерал-губернаторов либо губернато-

ров, а также на губернские присутствия, уездные съезды и состоящих в их составе земских начальников, волостных и сельских выборных лиц, попечителей продовольственных участков. Операции с запасами денег и продовольствия были достаточно затруднены, носили централизованный характер. Так, глава МВД мог запрашивать через Комитет министров высочайшего соизволения на «позаимствование» в пределах губернии общественных продовольственных капиталов ненуждающихся сельских обществ, а также хлеба из запасных магазинов местностей, не пострадавших от неурожая, для его передвижения в местности той же или другой губернии, население которых нуждалось в помощи на продовольствие и обсеменение полей [8. Ст. 6-9].

Основным органом по организации действий с зерновыми и денежными запасами являлся уездный съезд, созданный вместе с введением института земских участковых начальников. Съезды заменили существовавшие до того момента уездные по крестьянским делам присутствия. В отличие от предыдущих учреждений они получили в свое распоряжение судебную власть съездов мировых судей. К компетенции уездных съездов относилось:

- заведование общественными, частными и специальными продовольственными капиталами (таких в Казанской губернии не было), счетоводство и отчетность по ним, а также приобретение хлеба за счет данных капиталов;

- разделение волостей на продовольственные участки;

- наблюдение за исправностью запасных магазинов и своевременным их пополнением, а также утверждение предложений земских начальников об освежении запасов;

- утверждение списков населения, подлежащего продовольственным сборам хлебом и деньгами;

- установление размера ежегодного сбора на составление общественных хлебных запасов, а также общественных и частных продовольственных капиталов.

На земских начальников при содействии волостных и сельских начальств возлагались следующие обязанности:

- надзор за исправным состоянием волостных и участковых сельских магазинов и находящихся в них запасов;

- определение правильности составления списков лиц, подлежащих продовольственным сборам и, помимо этого, нуждающихся в выдаче пособий форме семян или продовольствия;

- принятие и формирование первоначальных расчетов о конкретных размерах необходимой населению определенного участка помощи.

Волостные правления осуществляли счетоводство и отчетность по взиманию продовольственных сборов и выдаче ссуд крестьянам.

Согласно закону 1900 г. хлебные продовольственные запасы должны были содержаться по каждому сельскому обществу отдельно (либо по нескольким крупным селениям, входящим в одно общество). Вместо отдельных магазинов в каждом сельском обществе допускалось устройство одного магазина для нескольких обществ или для всей волости, на постройку которого можно было получить ссуду из губернского продовольственного капитала (по разрешению губернского присутствия).

Хлебные запасы формировались по числу душ обоих полов и всех возрастов. Размер определялся в каждой губернии самостоятельно, но не более четырех пудов на одного человека.

На основании представлений уездных съездов губернские присутствия определяли род хлеба для ссыпки в запасные магазины. К примеру, земские

начальники Свияжского и Чебоксарского уездов указывали на возможность и желательность в их уездах замены овса пшеницей ввиду того, что здесь яровая пшеница засевалась в больших размерах и сохранение пшеницы в магазинах не встречало трудностей. [4. С. 8] Хотя, с другой стороны, обязательные натуральные запасы касались только продовольственной ржи. Определили, что семенной яровой хлеб быстро портится и утрачивает всхожесть -считали, что его запасать нежелательно [4. С. 39].

Списки лиц, подлежащих сбору на образование хлебных запасов, составляли сельские старосты с обозначением числа людей в каждом дворе. Эти списки проверялись волостным старшиной, а затем земским начальником и представлялись в уездный съезд. Сбор взимался ежегодно в пределах полупуда хлеба с каждого крестьянина-плательщика в течение 12 лет, до того момента, пока полный объем хлеба не поступит в магазин. Министр внутренних дел по соглашению с министром финансов в благоприятных в экономическом отношении областях мог сокращать срок формирования запасов до 8 лет. Для составления положенной суммы продовольственного капитала в денежном эквиваленте ежегодно взимался денежный сбор в размере одной двенадцатой доли.

Сборы взимались немедленно после окончания жатвы и посева озимых хлебов. Раскладка определялась «Положением о порядке взимания окладных сборов с надельных земель сельских обществ» от 23 июня 1899 г. [7]. При недостатке урожая в отдельные годы земский начальник мог внести на решение уездного съезда представление об отсрочке платежа.

В случае выхода члена общины из нее он лишался права на получение какой-либо части хлеба, засыпанного в магазин.

Обращение хлебных запасов в денежные капиталы допускалось по приговорам сельских обществ при условии, что деньги вносились по определяемой губернским присутствием усредненной справочной цене на хлеб за предшествовавшие десять лет [8. Ст. 38]. В южных губерниях цены на зерно регулировались портовыми ценами с надбавкой за перевозку [4. С. 38].

Согласно правилам об установлении местностей с обязательными натуральными хлебными запасами следовало к ним относить территории с преобладанием натурального хозяйства, где скорая доставка хлеба затруднительна. По решению уездных и губернских продовольственных совещаний 21 августа 1900 г. обязательные хлебные запасы формировались на нижеперечисленных территориях:

Чебоксарский уезд: Помьяльская и Помарская волости 5-го земского участка;

Козмодемьянский: Ардинская и Тойдаковская волости 1-го земского участка;

Тетюшский: Ново-Шимкусская, Больше-Тоябинская и Алькеевская 6-го земского участка; Средне-Балтаевская, Чирки-Кильдуразовская и Больше-Фроловская 5-го земского участка; Старо-Барышевская, Шамбулыхчинская и Ильинско-Шонгутская 4-го земского участка; Больше-Кляринская, Никифоров-ская и Больше-Шемякинская 2-го земского участка;

Казанский уезд: Студено-Ключинская 4-го земского участка; Кармышская 6-го земского участка; Мамсинская и Балатасинская 7-го земского участка;

Лаишевский уезд: Больше-Кибяк-Козинская, Ключищенская, Казыльская волости 4-го земского участка; Аркатовкая, Пановская и Селенгушская 3-го земского участка;

Царевококшайский уезд: Петриковская, Ронгинская, Себе-Усадская волости 2-го земского участка;

Мамадышский уезд: Кабык-Куперская 2-го земского участка; Абдинская 4-го земского участка; Старо-Юмьинская, Петропавловская 5-го земского участка; Ядыгерская, Ново-Чурилинская 6-го земского участка; Букмышевская, Са-тышевская, Елышевская 7-го земского участка [4. С. 37-39].

На губернском совещании 24-26 февраля 1901 г. решили оставить натуральные запасы только в тех местностях, где само население об этом заявит в виде приговоров сельских обществ, а в остальных - предпочесть денежные капиталы. Главная причина последнего - «много хлопот и затрат с хлебными магазинами» [4. С. 39-40].

Формирование и поддержание запасных магазинов в исправности являлись обязательной для всех членов сельских обществ повинностью, которую отбывали на основе приговоров этих обществ. Интересен тот факт, что еще со времен Н.Х. Бунге в России заявлялось об отказе от практики взимания повинностей, но законодательно продовольственная безопасность обеспечивалась в начале ХХ в. именно в форме очередной повинности, что в итоге вызывало протест крестьян.

Для заведования запасными магазинами разрешалось избирать из среды крестьян смотрителей, утверждаемых земскими начальниками. Последними же не реже одного раза в год проводилась их ревизия. Разъезды требовали денежного обеспечения. В Вятской, Пермской и некоторых уездах Уфимской губерний для этого были увеличены канцелярские и разъездные средства земских начальников [4. С. 47].

Хлебные запасы периодически обновлялись, опять-таки, по представлениям земских начальников. Частные продовольственные капиталы формировались на основе списков, составлявшихся волостными правлениями и утверждавшихся уездными съездами.

В отношении денежных сборов, уездные съезды получили право обращать как общественные, так и частные продовольственные капиталы в государственные процентные бумаги или гарантированные правительством облигации. Другой вариант - вносили в государственные кредитные установления на текущий счет или срочные вклады. Ценные бумаги и документы о вкладах направлялись для хранения в казначейства. Управление губернскими продовольственными капиталами осуществляли губернские присутствия. Общие по империи - находились в ведении земского отдела Министерства внутренних дел.

Обращение к накопленным средствам и их использование (получение ссуд) были возможны при следующих условиях:

1) недостатке пропитания и запасов для посева в случае неурожая;

2) отсутствии имущества, которое можно было продать (без ущерба для хозяйства) для получения необходимых средств.

3) отсутствии заработков либо лиц в семье, которые могли бы работать.

Ссуды выдавались в размере одного пуда зерна в месяц на взрослого

человека и полупуда на детей до пяти лет. Для этого составлялись приговоры сельских обществ, где давалась оценка имущественного положения нуждающихся. Проверка осуществлялась волостными старшинами и земскими начальниками. Решение о выдаче принимались уездными съездами. При этом земские начальники в чрезвычайных случаях могли сами распорядиться о выдаче ссуд, а уже затем поставить в известность съезд. Если размер раздач превышал половину хлебных запасов или денежных капиталов, то требовалось разрешение губернского присутствия. Министерство внутренних дел вмешивалось при необходимости выдачи ссуд из запасов чужого уезда. Хотя

это действие вызывало протест крестьян, которые были убеждены, что каждый внесенный в хлебозапасный магазин пуд хлеба принадлежит лично внесшему. Ответственные чиновники старались избегать перемещений запасов, особенно из одной губернии в другую [4. С. 40].

Результаты денежных и зерновых сборов были довольно внушительными и признавались властями вполне удовлетворительными. На время с 1 июля по 1 января 1910 г. было назначено к взысканию продовольственных долгов 1 444 650 руб. 50 коп. По 1 декабря 1909 г. взыскано в имперский и губернский капиталы 1 208 049 руб. 93 коп., в общественный - 82 905 руб. 40 коп., всего -1 290 955 руб. 33 коп. В эти же сроки назначили взыскать хлеб в местные запасы: озимого - 822 102 пуда 38 фунтов, ярового - 269 419 пудов 30 фунтов. По 1 декабря взыскали озимого - 359 239 пудов 30 фунтов, и ярового хлеба -105 908 пудов 35 фунтов [3. Л. 265об.].

Реформа 1900 г. задумывалась в качестве начала составления продовольственного устава Российской империи, который вследствие бурного развития событий начала ХХ в. так до конца и не состоялся. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности из ведения местного самоуправления перевели в сферу ответственности государственных органов должностных лиц, назначавшихся государством. Это повысило степень организации мероприятий по заготовке зерна в общественные и государственные хранилища. Создавалась возможность замены зерновых запасов на денежные. Это не встретило положительного отклика во всех местностях. Хотя некоторые волости переходили к новой схеме, поскольку она упрощала схему продовольственного страхования. Крестьяне воспринимали реформу в качестве очередного налогового бремени и негативно относились к использованию своих хлебных магазинов для погашения потребностей других регионов, что мешало формированию полноценной общегосударственной модели гарантирования продовольственной безопасности в целом по стране.

Литература и источники

1. Временные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении от 1 января 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Собр. 2. Т. 39. Отд. 1. 40458.

2. Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории Чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 31-38.

3. Журнал Казанского губернского присутствия. Протокол заседания 29 декабря 1909 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 99. Оп. 1. Д. 103.

4. Заключения совещания земских начальников и податных инспекторов Казанской губернии, состоявшееся 24-26 февраля 1901 г. при Казанском губернском присутствии. Казань: Лито-типография. И.Н. Харитонова, 1901. 76 с.

5. Положение о запасах для пособия в продовольствии от 5 июля 1834 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. 9. Отд. 1. 7253.

6. Положение о обеспечении продовольствия государственных крестьян от 16 марта 1842 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. 17. Отд. 1. 15386.

7. Положение о порядке взимания окладных сборов с надельных земель сельских обществ от 23 июня 1899 г.// ПСЗ. Собр. 3. Т. 19. Отд. 1. 17286.

8. Правила по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей от 12 июня 1900 г. // ПСЗ. Собр. 3. Т. 20. Отд. 1. 18855.

ЯЛТАЕВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

D. YALTAEV

PROVIDING FOOD SECURITY IN KAZAN PROVINCE BASED ON 1900 REFORM

Key words: grain stocks, food capital, Kazan province, district congress, volost.

The article analyses the causes and the regulations of the 1900 reform on implementing the Procedures of ensuring food needs of rural inhabitants. There have been defined the goals of the reform: differentiation between food shops and food capital, delegation of control powers from territorial local governments to public institutions. The author also studied the peculiarities of implementing the reform in districts of the Kazan province. It was concluded that the local authorities showed positive attitude to monetization of the system of providing the population with grain in case of a crop failure. However, there were volosts that did not welcome this process as they had already built qualitative granaries before the reform. The provincial authority perceived the regarded reform as a primary goal of their activity.

References

1. Vremennye pravila dlya zemskikh uchrezhdenii po delam o zemskikh povinnostyakh, narod-nom prodovol'stvii i obshchestvennom prizrenii ot 1 yanvarya 1864 g. [Provisional rules for territorial institutions on territorial duties, national food supplies and public charities of January 1, 1864]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobr. 2. Otd. 1. T. 39. 40458 [The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2. Thom 39. Vol. 1. 40458].

2. Evdokimova A.N. Dukhovnaya konsistoriya, pravlenie i blagochinnye svyashchenniki v struk-ture upravleniya russkoi pravoslavnoi tserkvi na territorii Chuvashskogo kraya vXIX veke [Ecclesiastical consistory, board and rural deans in the system of Russian orthodox church management in Chuvash region in XIX century]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2015, no. 2, pp. 31-38.

3. Zhurnal Kazanskogo gubernskogo prisutstviya. Protokol zasedaniya 29 dekabrya 1909 g. [Magazine of the Kazan provincial office. Minutes of the session of December 29, 1909]. Natsionalnyi arkhiv Respubliki Tatarstan. 0. 99. On. 1. fl. 103 [National Archives of the Republic of Tatarstan. Archive 99. Anagraph 1. Document 103].

4. Zaklyucheniya soveshchaniya zemskikh nachalnikov i podatnykh inspektorov Kazanskoi gu-bernii, sostoyavsheesya 24-26 fevralya 1901 g. pri Kazanskom gubernskom prisutstvii [Resolutions of the meeting of territorial chiefs and tax inspectors of the Kazan province, held on February 24-26, 1901 at the Kazan provincial office]. Kazan, 1901, 76 p.

5. Polozhenie o zapasakh dlya posobiya v prodovolstvii ot 5 iyulya 1834 g. [Regulation on stocks for food subsidies of July 5, 1834]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobr. 2. T. 9. Otd. 1. 7253 [The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2. Vol. 9. P. 1. 7253].

6. Polozhenie o obespechenii prodovol'stviya gosudarstvennykh krest'yan ot 16 marta 1842 g. [Regulation on providing food for the state peasants of March 16, 1842]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobr. 2. T. 17. Otd. 1. 15386 [The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 2. Vol. 17. P. 1. 15386].

7. Polozhenie o poryadke vzimaniya okladnykh sborov s nadel'nykh zemel selskikh obshchestv ot 23 iyunya 1899 g. [Regulation on order of levying direct taxes on land allotments of rural societies of June 23, 1899]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobr. 3. T. 19. Otd. 1. 17286 [The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 3. Vol. 19. P. 1. 17286].

9. Pravila po obespecheniyu prodovolstvennykh potrebnostei selskikh obyvatelei ot 12 iyunya 1900 g. [Rules on ensuring food needs for rural inhabitants of June 12, 1900]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobr. 3. T. 20. Otd. 1. 18855 [The Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 3. Vol. 20. P. 1. 18855].

YALTAEV DMITRY - Candidate of Historical Sciences, Head of Russian History Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

Ссылка на статью: Ялтаев Д.А. Обеспечение продовольственной безопасности в Казанской губернии на основе реформы 1900 года // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 195-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.