Научная статья на тему 'Хлебозапасная система в дореволюционной России: формирование и совершенствование'

Хлебозапасная система в дореволюционной России: формирование и совершенствование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОД / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ХЛЕБОЗАПАСНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Просеков Александр Юрьевич

Идея создания страховых хлебных запасов на случай голода возникла еще в XVIII веке, наиболее полно она была описана князем М.М. Щербатовым. Первые хлебные склады были основаны на удельных землях по указу Павла I. В дальнейшем система создания страховых хлебных запасов постоянно совершенствовалась, в частности указ Александра I подробно регламентировал количество и качество хлебных запасов, регулировал процесс их пополнения, обновления и расходования. Положение, разработанное при Николае I, фиксировало необходимость иметь в губернии не только хлебные, но и денежные запасы, устраивать в помещичьих имениях хлебные магазины независимо от воли помещиков, и четко регламентировало размер крестьянских взносов и случаи и размеры выдачи продовольственных ссуд. После земской реформы Александра II часть функций по продовольственному страхованию населения была передана им, а вступившие в силу в 1901 году «Временные Правила по обеспечению продовольственной потребности сельских обывателей», напротив, ограничивали возможности земской власти. Хлебозапасная система имела ряд недостатков. В случае сильного недорода страховых запасов не хватало, приходилось прибегать к дополнительному государственному финансированию. Крестьяне, получившие хлебные или денежные ссуды, не могли вернуть их в течение многих лет, об этом свидетельствует Высочайший манифест, изданный в 1894 г., которым повелевалось списать все долги по ссудам, выданным еще до 1866 года. Прецедент списания долгов привел крестьян к убеждению, что хлебные ссуды возвращать необязательно, также в связи с неурожаями 1905-1908 гг. распространилось убеждение, что ссуду могут получить все желающие. Безоговорочная финансовая помощь правительства помогла избежать тяжелых последствий голода, однако были нарушены социальные и экономические отношения внутри деревни, у многих крестьян исчез стимул к труду, его заменила надежда на государственные пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grain stocks system in pre-revolutionary Russia: its formation and development

The idea of creation of insurance grain stocks for case of famine arose in the eighteenth century, it was most completely described by prince M. M. Shcherbatov. The first grain stocks were based on tsar family’s lands under the order of Pavel I. In the future, the system of creation of insurance grain stocks has been continuously improved, in particular by the decree of Alexander I regulating in detail the quantity and quality of grain stocks, the process of their recruitment, renewal and spending. The ordinance worked out when Nicholas I contained the need to have not only bread but also cash reserves in every province, to arrange in the estates grain stocks regardless of the will of the landlords, and clearly regulated the amount of peasant dues and the cases and the dimensions of the food issue loans. After zemstvo reforms of Alexander II the part of the functions of food insurance of the population was given to provincial governments, but «Temporary Rules to ensure food needs of rural inhabitants» entered into force in 1901, by contrast, limited the provincial government. Grain stock system had several disadvantages. In the case of severe crop failure the insurance reserves were not enough, additional state funding had been to resort to. Farmers who received grain or cash loans, could not regain them for many years, that is shown by the Highest Manifesto, published in 1894 and ordered to write off all debts for loans issued before 1866. The precedents of debt relief has led the peasants to believe that grain loans are optional to return, because the crop failure of 1905 1908 the belief that the loan can get everyone was widespread. Unconditional financial dotation of the government helped to avoid the worst effects of the famine, however, social and economic relations within the village were disrupted, many farmers have lost the incentive to work, it was replaced by the hope of government subsidies.

Текст научной работы на тему «Хлебозапасная система в дореволюционной России: формирование и совершенствование»

ПРОДУКТЫ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

I ТЕМА НОМЕРА Ш

УДК 94(47):338.439.02

Хлебозапасная система в дореволюционной России:

формирование и совершенствование

А.Ю. Просеков, д-р техн. наук, профессор РАН Кемеровский государственный университет

Неурожайные годы, периодически случавшиеся в черноземной части России, издавна приучили население создавать хлебные запасы на случай засухи и неурожая. Когда забота о предотвращении массового голода перешла к государству, создание хлебных запасов было одной из наиболее ранних мер. По свидетельству историка С.М. Соловьева, Петр I приказал учредить должность генерального эконома, который был призван заботиться о хлебных запасах, однако фактически этот приказ исполнен не был. Во времена Екатерины II князь М.М. Щербатов в статье «Рассуждение о нынешнем в 1787 г. почти повсеместном голоде в России, о способах оному помочь и впредь предупредить подобное же несчастье» среди ряда мер предлагал учредить Приказ земледелия и домоводства, который должен «иметь попечение о хлебородии, обиль-стве и благосостоянии государства»1. Среди множества функций Приказа Щербатов называет и учреждение «магазейнов», то есть хле-бозапасных складов. Поставки зерна в государственные «магазейны» должны были быть добровольными, М.М. Щербатов даже предлагал за крупные поставки разночинцев и купцов награждать чинами, а дворян -орденами. Содействие в предотвращении голода приравнивалось М.М. Щербатовым к значительной заслуге перед Отечеством.

Идея хлебозапасных складов была реализована через 10 лет, в 1797 г., когда император Павел I в одном из своих первых законодательных актов «Учреждение об Императорской Фамилии» постановил учредить хлебные магазины (склады) в каждой удельной волости, то есть на земле, принадлежащей императорской се-

мье. В соответствии с данным документом, запасные хлебные магазины располагались на некотором расстоянии от селения в целях защиты от пожара и находились в ведении органов крестьянского самоуправления (сельских приказов). Для наполнения складов Павел I ввел обязательный ежегодный хлебный сбор для крестьян, размер сбора напрямую зависел от размера земельного надела, в частности предполагалось получить «с каждой десятины озимой по полпуда ржи, а с яровой десятины по десяти фунтов овса и такое же число гречи»2.

Хлебный сбор должен был происходить ежегодно, независимо от количества хлеба, уже хранящегося в магазине. Но чтобы «от долгого его [хлеба] лежания в амбарах не могло выйти ему порчи, или ущербу, а больше всего для того, чтобы не обратился он к посеву полей неспособный: тому хлебу, который в амбарах два года пролежал, при начале осени делать продажу, и на деньги, за него вырученные, покупать такое же или большее количество нового хлеба...»3 Сведения об обмене хлеба прежних лет на новый урожай, равно как и сведения о количестве собранного, хранящегося и розданного крестьянам взаймы хлеба, должны были строго контролироваться сельскими приказами. Сначала данное постановление касалось только крестьян удельных селений, но в течение года его действие было распространено и на государственных крестьян,

1 Щербатов М. М. Рассуждение о нынешнем в 1787 году почти повсеместном голоде в России, о способах оному помочь и впредь предупредить подобное же несчастье / М. М. Щербатов // Избранные труды. М., 2010. - С. 500.

2 Полное собрание законов Российской империи (ПсзРи). Собрание I: (1649 -1825). Том 24: (6 ноября 1796 - 1797). Законы: (17530 - 18301). № 17906. С. 568 // Электронная библиотека РНБ / URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 06. 05. 2017).

3 Полное собрание законов Российской империи (ПсзРи). Собрание I: (1649 -1825). Том 24: (6 ноября 1796 - 1797). Законы: (17530 - 18301). № 17906. С. 568 // Электронная библиотека РНБ / URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 06. 05. 2017).

проживавших в казенных селениях. Устраивать хлебозапасные магазины рекомендовалось и помещикам, чтобы защитить от голода помещичьих крестьян.

В 1822 г. императором Александром I был подписан указ «Об учреждении в каждой губернии комиссии для продовольствия в неурожайные годы жителей хлебом и денежным пособием». Комиссия под председательством губернатора должна была определять, «в каких случаях и какие меры, судя по состоянию продовольствия в неурожайные годы, должны быть приемлемы»4. Документ подробно регламентировал количество и качество хлебных запасов, регулировал процесс их пополнения, обновления и расходования. Оговаривалось, что хлебные запасы могли заменяться запасными денежными капиталами, а губернаторам дозволялось испрашивать правительственные ссуды для решения проблемы. Однако и этот указ не стал эффективной мерой предотвращения продовольственных кризисов: достаточно скоро выяснилось, что имеющихся хлебных и денежных губернских запасов не хватало для полноценного пропитания населения в кризисных условиях. В результате правительством для предотвращения очередного голода (1832 г.) была выделена сумма в размере 30 млн руб. Однако это не помогло полностью нейтрализовать последствия неурожая, потому что, как отмечал историк Н.М. Дружинин, «организация этой помощи была недостаточной, сильно запаздывала и осложнялась крупными хищениями местной администрации»5.

По горячим следам голода 1832 г. императором Николаем I был учрежден специальный комитет, задачей которого стал поиск новых и более совершенных путей предотвращения продовольственных кризисов. Члены николаевского продовольственного комитета тщательно изучили причины неэффективности продовольственного закона 1822 г. И пришли к следующим выводам: «причины эти заключаются в недостаточном надзоре за сельскими хлебозапасными магазинами, в неопределенности постановлений, касающихся отчетности по хлебным операциям сих магазинов, в

4 Полное собрание законов Российской империи (ПсзРи). Собрание I: (1649 -1825). Т. 38: (1822 - 1823). З.: (28858 -29724). № 29000. С. 146 - 153 // Электронная библиотека РНБ / URL: http://www. nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 06. 05. 2017).

5 Дружинин, Н.М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. II: Реализация и последствия реформы/ Н.М. Дружинин. - М.-Л., 1958. - С. 198.

пробелах правил об ответственности за упущения в деле их содержания»6. Практическим результатом деятельности комитета стала разработка «Положения о запасах для пособия в продовольствии», утвержденного в 1834 г.

Исходя из накопленного практического опыта применения закона 1822 г., Положение дополнительно регламентировало, уточняло и дополняло отдельные нормы предшествующего документа, а также устраняло ряд его недостатков. Во-первых, комитет пришел к следующему заключению: либо хлебные, либо денежные запасы не могут гарантированно защитить население от голода во время неурожаев, но «для прочного обеспечения народного продовольствия необходимо по всем губерниям ввести в действие обе системы, чтобы невыгоды одной из них покрывались преимуществами другой». Во-вторых, комитет признал необходимым, «чтобы в помещичьих имениях хлебные магазины были устраиваемы обязательно и независимо от воли помещиков». В-третьих, «комитет признал возможным и справедливым, дабы не отягощать крестьян чрезмерными взносами, уменьшить их норму», но в то же самое время четко регламентировать случаи и размеры выдачи продовольственных ссуд7.

После введения в действие нового Положения последовал выход еще целого ряда правительственных распоряжений, касающихся единообразного порядка устройства магазинов, хранения в них хлеба, освежения хлебных запасов, контроля и надзора за магазинами. В 1835 г. были приняты дополнительные меры по обеспечению хлебных запасов. В селениях государственных крестьян было рекомендовано «заводить общественные запашки в удобных местах, однако не иначе как с согласия самих крестьян, склоняя к тому все сельские общества без принуждения»8. Работа на общественной запашке была обязательной для всех крестьян, а собранный с запашки урожай сохранялся как хлебный запас.

6 Ермолов, А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. II: Итоги прошлого и задачи будущего / А.С. Ермолов. -СПб., 1909. - С. 48.

7 ПсзРи. Соб. II: (1825 - 1881). Т. 9: (1834). Ч. I. З.: (6685 - 7379). № 7253. С. 691 - 705 //

ЭБ РНБ / URL: http://www.nlr.ru/e-res/

law_r/search.php (дата обращения: 06. 05.

2017).

8 Ермолов, А.С. Наши неурожаи и про-

довольственный вопрос. Ч. II: Итоги про-

шлого и задачи будущего / А.С. Ермолов. -

СПб., 1909. - С. 50 - 53.

Для проведения целенаправленной продовольственной политики в 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с П.Д. Киселевым. С момента своего создания Министерство государственных имуществ пристально следило за размерами хлебных посевов, состоянием всходов и урожайностью в государственной деревне и т. п. Губернские подразделения (палаты) Министерства обязаны были систематически предоставлять точные сведения о размерах посевной площади, количестве высеянного зерна, воздействии погодных условий, об итогах сенокоса, жатвы, сроках уборки овощей и злаковых культур и пр.

Последующие недороды обнаружили новые недостатки в системе продовольственного страхования населения. Дело в том, что крестьяне брали ссуды в неурожайные годы, когда стояла высокая цена на хлеб, а отдавали в хлебородные, когда его стоимость снижалась. Только в 1844 г. вышло правительственное распоряжение, в соответствии с которым продовольственные ссуды, взятые крестьянами из центральных магазинов, возвращались по той же цене, по которой и приобретались.

После земской реформы Александра II часть функций по продовольственному страхованию населения была передана им. Так, закон от 21 мая 1874 г. «Об изменении некоторых правил о народном продовольствии в губерниях, где введены земские учреждения» определял обязанности земских управ по надзору за состоянием хлебных магазинов и выдачей хлебных ссуд. В частности, нововведением стала обязанность уездных управ при получении от сельских обществ просьб о зерновой или денежной ссуде производить детальное дознание имущественного положения просителей. Это было необходимо для того, чтобы продовольственная помощь была адресной и достаточной для всех действительно нуждающихся. Однако законодательное совершенствование хлебозапасной системы не отменяло ни злоупотреблений чиновников, ни того факта, что после крупных неурожаев восполнение продовольственных и денежных запасов во многом происходило за счет казны. Крестьяне, получившие хлебные или денежные ссуды, не могли вернуть их в течение многих лет, об этом красноречиво свидетельствует Высочайший манифест, изданный в 1894 г. по случаю бракосочетания Николая II. Этим манифестом повелевалось списать все долги, причитавшиеся в казну и в общий продовольственный

капитал по ссудам, выданным до 1866 г. По ссудам, выданным после 1866 года, в частности «вследствие неурожаев 1891 и 1892 гг., из казны, из общего по Империи капитала, а равно из губернских и общественных продовольственных капиталов сложить также половину долгов»9. Общая сумма списанных долгов составила порядка 50 млн руб., и объясняется это решение сугубо практической необходимостью. Целый ряд губерний и так был в той или иной мере недоимочным, а «несчастные 1891 и 1892 гг. еще более увеличили эту недоимочность, прибавив к ней еще огромные долги по продовольственным ссудам. Безнадежность этих недоимок и долгов поставили правительство в необходимость приступить, под тем или иным предлогом, к их постепенному сложению, так как они, бесцельно обременяя счетоводство казначеев, вместе с тем препятствовали своевременному получению с недоимщиков текущих платежей»10.

Одним из результатов антиголодной кампании 1891-1892 гг. стало создание в рамках Министерства внутренних дел специальной Комиссии под председательством В.К. Плеве. «Временные Правила по обеспечению продовольственной потребности сельских обывателей», разработанные Комиссией, предусматривали постепенную передачу контроля за продовольственными делами от земских управ и комиссий народного продовольствия уездным и губернским крестьянским учреждениям. Каждое сельское общество (в большинстве случаев оно соответствовало отдельно взятому населенному пункту - деревне или селу) было обязано на сельском сходе договориться о способе формирования страхового продовольственного фонда. Их было три возможных: во-первых, натуральный, создававшийся посредством «засыпки зерна в магазины»; во-вторых, капитализированный, составлявшийся за счет денежных отчислений; наконец, комбинированный. Основным новшеством Временных правил было то, что все некрестьянское население, постоянно проживавшее в сельской

9 Ермолов, А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. II: Итоги прошлого и задачи будущего / А.С. Ермолов. -СПб., 1909. - С. 142 - 143.

10 Смирнов, М.Б. Недостатки нашей продовольственной системы и меры их устранения / М.Б. Смирнов, Н.Д. Чер-ницын, П.А. Кожевников // Труды Императорского вольного экономического общества (ИВЭО). - 1898. Т. I. К. III. - СПб., 1898. - С. 251.

ПРОДУКТЫ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

I ТЕМА НОМЕРА M

местности (мещане, посадские, ремесленники, цеховые) могло пользоваться страховыми запасами и капиталами на равных с крестьянами правах. Если крестьяне в основной массе предпочитали делать натуральные запасы, то все остальные осуществляли денежные взносы. Каждая волость составляла отдельный продучасток, в границах которого общее заведование продовольственным делом было обязанностью волостного старшины.

Размер хлебных запасов во Временных Правилах определялся общей численностью населения сельского общества, и хотя несколько разнился по губерниям, в целом не должен был превышать 4 пудов (65,62 кг) на одного человека. Страховой хлебный сбор взимался ежегодно после жатвы и посева озимых в размере не более полупуда (8,19 кг) с человека. Средства «для обеспечения сельским обывателям помощи в продовольствии и по обсеменению полей» заключались, во-первых, «в общественных хлебных запасах, хранимых в запасных магазинах», во-вторых, «в денежных продовольственных капиталах: общественных, частных, губернских и общем по Империи». Страховые запасы и капиталы расходовались при случае необходимости в виде ссудных выдач. Закон определял, что «ссуды на посев и продовольствие могут быть трех родов: частные - выдаваемые из местных запасных магазинов и на счет общественных и частных продовольственных капиталов; губернские -выдаваемые из губернских продовольственных капиталов, и чрезвычайные - выдаваемые из общего по Империи продовольственного капитала» 11. Нормативный акт предполагал три возможных условия ссудных выдач: произошедший вследствие неурожая или других неблагоприятных для сельского хозяйства явлений недостаток в средствах пропитания и семенах для посева; отсутствие такого имущества, продажа которого, без существенного расстройства хозяйства могла бы доставить средства к пропитанию и посеву; неимение заработков или отсутствие в семье лиц, способных к работе» 12.

11 Полное собрание законов Российской империи (ПсзРи). Собрание III: (1881 - 1913). Т. 20: (1900). Ч. I. З.: (17968 -19504). № 18855. С. 764 - 767 // ЭБ РНБ / URL: http: //www.nlr. ru/e-res/law_r/search. php (дата обращения: 06. 07. 2017).

12 Полноесобрание законов Российской империи (ПсзРи). Собрание III: (1881 -1913). Т. 20: (1900). Ч. I. № 18855. С. 774 // ЭБ РНБ / URL: http://www.nlr.ru/e-res/ law_r/search.php (дата обращения: 06. 07. 2017).

Перманентный мониторинг уровня урожайности возлагался на уездные съезды, губернские присутствия и лично на губернаторов. Им вменялось в обязанность выявление предпосылок к значительному недороду хлебов, превосходящему объемы местных запасов и своевременное реагирование путем ссудных выдач из губернских и, в случае необходимости, общеимперских продовольственных капиталов13. Таким образом, Временные Правила распределяли ответственность за продовольственное обеспечение населения между органами местного самоуправления и властными структурами регионов и центра.

К 1 января 1901 г., когда вступили в действие Временные Правила, наличность общеимперского капитала составляла 1,6 млн руб., губернского - 11,6 млн руб., общественного -27,7 млн руб. Размер натуральных запасов равнялся 110,6 млн пудов хлеба. Таким образом, в первый год действия нового продовольственного закона общий денежный продовольственный фонд составлял 40 млн руб., натуральный (в переводе на деньги) - 66 млн руб. Итого более 100 млн руб. состояло в ведении государства для предотвращения очередного продовольственного кризиса. В то же самое время порядка 50 млн руб., выданных населению в качестве ссуд в 1890-е гг., значилось в долгах. В случае, когда страховых запасов не хватало, правительство оказывало дополнительную финансовую помощь. Так, в 19051906 гг. из средств государственного казначейства было израсходовано 77,77 млн руб. на закупку семенного и продовольственного хлеба ля выдачи ссуд. При этом продовольственный кризис 1905-1908 гг. открыл неожиданные недостатки системы продовольственных ссуд.

В этот период среди крестьян распространилось ложное убеждение, что хлеб могут получить безвозмездно все желающие. Крестьяне, которым ссуда не было положена вследствие их относительного материального благополучия, объясняли отказ самоуправством местных властей и не только подавали многочисленные жалобы и прошения, но и бурно выражали свой протест, в том числе грозя физической расправой над чиновниками. Местные власти с трудом сдерживали напор и во

13 Полное собрание законов Российской империи (ПсзРи). Собрание III: (1881 -1913). Т. 20: (1900). Ч. I. № 18855. С. 777. // ЭБ РНБ / URL: http://www.nlr.ru/e-res/ law_r/search.php (дата обращения: 06. 07. 2017).

многих случаях соглашались выполнить требования крестьян. Благодаря подобным прецедентам крестьяне только убеждались в правоте своих домогательств. При этом о возвращении полученных ссуд никто не думал. Примеры списания долгов привели к формированию убеждения, «что продовольственная помощь оказывается им совершенно безвозмездно, что хлеб отпускается не в ссуду, а безвозвратно, что уплаты зачисленных за ними долгов не потребуют и недоимки по ним рано или поздно сложат, то есть простят»14. Продовольственная кампания 1906-1907 гг. составила более 180 млн руб., эти деньги «тушили пожар народного гнева» и фактически были направлены не столько на предотвращение голода, сколько на усмирение бунтующего населения.

Исследователь проблемы голода А.С. Ермолов отмечал, что ни совершенствование хлебозапасной системы, ни финансовая помощь правительства не способны решить проблему голода: «Меры необходимы другие, надо так сделать, чтобы крестьянин после всякого недорода не переходил сразу на положение нищего, только и могущего пробиться насчет вспомоществований [...] продовольственной системой, какую ее ни придумывай, сколько ее не видоизменяй, беде не пособишь и многого не достигнешь, разве только временную невзгоду устранишь»15. Среди альтернативных мер помощи населению А.С. Ермолов в своем исследовании называет организацию общественных работ, которые дают возможность заработать в голодный год на строительстве дорог и ирригационных сооружений. В аграрной реформе П.А. Столыпина формирование хлебных запасов уже не занимает центрального места, преобразования нацелены на внедрение агрономических улучшений и модернизацию сельскохозяйственной отрасли в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербатов, М.М. Избранные труды / М.М. Щербатов. - М.: РОССПЭН, 2010. -634 с.

2. Полное собрание законов Российской империи (ПсзРи) // Электронная библиотека РНБ. URL: http://www.nLr. ru/e-res/Law_r/search.php (дата обращения: 06.05.2017).

14 Ермолов, А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. 1: Продовольственное дело в прошлом и настоящем / А.С. Ермолов. - СПб., 1909. - С. 278.

15 Ермолов, А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. 1: Продовольственное дело в прошлом и настоящем / А.С. Ермолов. - СПб., 1909. - С. 82.

3. Дружинин, Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. Т. II: Реализация и последствия реформы / Н.М. Дружинин. - М.-Л., 1958. - 620 с.

4. Ермолов, А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. 1: Продовольственное дело в прошлом и настоящем / А.С. Ермолов. - СПб., 1909. -599 с.

5. Ермолов, А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. II: Итоги прошлого и задачи будущего / А.С. Ермолов. - СПб., 1909. - 145 с.

6. Смирнов, М.Б. Недостатки нашей продовольственной системы и меры их устранения / М.Б. Смирнов, Н.Д. Чер-ницын, П.А. Кожевников // Труды Императорского вольного экономического общества (ИВЭО). - 1898. Т. I. К. III. -СПб., 1898. - С. 250-254.

REFERENCES

1. Shherbatov, M.M. Izbrannye Trudy [Selected works] / M.M. Shherbatov// -Moscow, 2010. - 634 p.

2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [Complete collection of laws of Russian Empire]. Jelektronnaja biblioteka RNB / URL: http://www.n1r.ru/e-res/ law_r/search.php

3. Druzhinin, N.M. Gosudarstvennye krestjane i reforma P. D. Kiseleva. T. II: Realizacija i posledstvija reform [State peasants and reform of P. D. Kiselev. T. II: Implementation and implications of reform] / N.M. Druzhinin// - Moscow -Leningrad, 1958. - 620 p.

4. Ermolov A.S. Nashi neurozhai i prodovol'stvennyj vopros. Ch. 1: Prodovol'stvennoe delo v proshlom i

nastojashhem [Our crop failures and food question. Part 1: Food business in the past and present] / A.S. Ermolov. - SPb., 1909. - 599 p.

5. Ermolov, A.S. Nashi neurozhai i prodovol'stvennyj vopros. Ch. II: Itogi proshlogo i zadachi budushhego [Our crop failures and food question. Part II: the results of the past and challenges of the future] / A.S. Ermolov. - SPb., 1909. -145 s.

6. Smirnov, M.B. Nedostatki nashej prodovol'stvennoj sistemy i mery ih ustranenija [The shortcomings of our food system, and remedial measures] / M.B. Smirnov, N.D. Chernicyn, P.A. Kozhevnikov // Trudy Imperatorskogo vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva (IVJeO). 1898. T. I. B. III. - SPb., 1898. -P. 250 - 254.

Хлебозапасная система в дореволюционной России: формирование и совершенствование

Ключевые слова

голод; продовольственная безопасность; продовольственный кризис; продовольственная политика; хлебозапасная система

Реферат

Идея создания страховых хлебных запасов на случай голода возникла еще в XVIII веке, наиболее полно она была описана князем М.М. Щербатовым. Первые хлебные склады были основаны на удельных землях по указу Павла I. В дальнейшем система создания страховых хлебных запасов постоянно совершенствовалась, в частности указ Александра I подробно регламентировал количество и качество хлебных запасов, регулировал процесс их пополнения, обновления и расходования. Положение, разработанное при Николае I, фиксировало необходимость иметь в губернии не только хлебные, но и денежные запасы, устраивать в помещичьих имениях хлебные магазины независимо от воли помещиков, и четко регламентировало размер крестьянских взносов и случаи и размеры выдачи продовольственных ссуд. После земской реформы Александра II часть функций по продовольственному страхованию населения была передана им, а вступившие в силу в 1901 году «Временные Правила по обеспечению продовольственной потребности сельских обывателей», напротив, ограничивали возможности земской власти. Хлебозапасная система имела ряд недостатков. В случае сильного недорода страховых запасов не хватало, приходилось прибегать к дополнительному государственному финансированию. Крестьяне, получившие хлебные или денежные ссуды, не могли вернуть их в течение многих лет, об этом свидетельствует Высочайший манифест, изданный в 1894 г., которым повелевалось списать все долги по ссудам, выданным еще до 1866 года. Прецедент списания долгов привел крестьян к убеждению, что хлебные ссуды возвращать необязательно, также в связи с неурожаями 1905-1908 гг. распространилось убеждение, что ссуду могут получить все желающие. Безоговорочная финансовая помощь правительства помогла избежать тяжелых последствий голода, однако были нарушены социальные и экономические отношения внутри деревни, у многих крестьян исчез стимул к труду, его заменила надежда на государственные пособия.

Авторы

Просеков Александр Юрьевич, д-р техн. наук, профессор РАН Кемеровский государственный университет, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, aprosekov@rambler.ru

Grain stocks system in pre-revolutionary Russia: its formation and development

Key words

tarvation; food security; food crisis; food policy; grain stock system Abstracts

The idea of creation of insurance grain stocks for case of famine arose in the eighteenth century, it was most completely described by prince M. M. Shcherbatov. The first grain stocks were based on tsar family's lands under the order of Pavel I. In the future, the system of creation of insurance grain stocks has been continuously improved, in particular by the decree of Alexander I regulating in detail the quantity and quality of grain stocks, the process of their recruitment, renewal and spending. The ordinance worked out when Nicholas I contained the need to have not only bread but also cash reserves in every province, to arrange in the estates grain stocks regardless of the will of the landlords, and clearly regulated the amount of peasant dues and the cases and the dimensions of the food issue loans. After zemstvo reforms of Alexander II the part of the functions of food insurance of the population was given to provincial governments, but «Temporary Rules to ensure food needs of rural inhabitants» entered into force in 1901, by contrast, limited the provincial government. Grain stock system had several disadvantages. In the case of severe crop failure the insurance reserves were not enough, additional state funding had been to resort to. Farmers who received grain or cash loans, could not regain them for many years, that is shown by the Highest Manifesto, published in 1894 and ordered to write off all debts for loans issued before 1866. The precedents of debt relief has led the peasants to believe that grain loans are optional to return, because the crop failure of 1905 - 1908 the belief that the loan can get everyone was widespread. Unconditional financial dotation of the government helped to avoid the worst effects of the famine, however, social and economic relations within the village were disrupted, many farmers have lost the incentive to work, it was replaced by the hope of government subsidies.

Authors

Prosekov Alexandr Yurievitch, Doctor of Technical Sciences, Professor of RAS

Kemerovo State University, 650000, Kemerovo, Krasanaya str, 6., aprosekov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.