Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым: проблемы и перспективы'

Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
601
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Святохо Наталья Валентиновна

Общемировые тенденции, связанные с увеличением численности населения планеты, сокращением площади земель, пригодных для земледелия, снижение их продуктивности, неравномерность экономического развития стран и регионов привели к крайнему обострению продовольственной проблемы. Как ни парадоксально, но XXI век не только не решил вопрос обеспечения человечества доступными, качественными и безопасными продуктами питания, но и выдвинул ранее неизвестные угрозы, такие, как, например, генномодифицированные организмы, воздействие которых на геном человека через поколения еще недостаточно изучено. В сложившихся условиях важнейшей задачей любого государства является обеспечение своих граждан достаточным количеством высококачественной и безопасной пищи, соответствующей физиологическим нормам, как при нормальных, так и чрезвычайных условиях, что есть ни что иное, как обеспечение продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность является одной из главных элементов национальной безопасности страны и основой социальной стабильности в обществе. В соответствии с системным подходом общий уровень продовольственной безопасности государства формируется на основе ее региональных уровней. Учитывая, что государство представляет собой сложную систему, состоящую из элементов регионов, то его основной задачей является осуществление политики, направленной на реализацию критериев продовольственной безопасности региона и включающей комплекс мер по поддержке агропромышленного комплекса, особенно сельского хозяйства, пищевой промышленности, обеспечению высокого уровня жизни населения, а также качества и безопасности продовольствия. Но разработка действенных мер по обеспечению продовольственной безопасности региона невозможна без оценки ее текущего уровня, вследствие чего тема представленного исследования является крайне актуальной. Проведенный в статье анализ текущего положения сельскохозяйственного производства в Республике Крым как основы обеспечения продовольственной безопасности региона имеет комплексный характер, основан на исследовании динамики важнейших показателей с привлечением широкого массива статистической информации. Особый интерес представляет модель обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым, включающая конкретные меры по достижению высоких уровней важнейших ее критериев физической и экономической доступности продуктов питания, а также их качества и безопасности. В исследовании отмечается, что процесс обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым должен предусматривать тесную взаимосвязь между агропромышленной, сельскохозяйственной, продовольственной, внешнеэкономической политикой, деятельностью по обеспечению качества и безопасности продовольствия и рационального питания населения. Реализация комплекса мер, предложенных в рамках вышеуказанной модели, позволит достичь оптимального соотношения спроса и предложения на продовольствие в регионе, что будет способствовать повышению не только уровня его продовольственной безопасности, но и экономической безопасности в целом, а также росту благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым: проблемы и перспективы»

УДК 338.2

Святохо Наталья Валентиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Svyatokho Natalya,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE FOOD SECURITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Общемировые тенденции, связанные с увеличением численности населения планеты, сокращением площади земель, пригодных для земледелия, снижение их продуктивности, неравномерность экономического развития стран и регионов привели к крайнему обострению продовольственной проблемы. Как ни парадоксально, но XXI век не только не решил вопрос обеспечения человечества доступными, качественными и безопасными продуктами питания, но и выдвинул ранее неизвестные угрозы, такие, как, например, генномодифицированные организмы, воздействие которых на геном человека через поколения еще недостаточно изучено. В сложившихся условиях важнейшей задачей любого государства является обеспечение своих граждан достаточным количеством высококачественной и безопасной пищи, соответствующей физиологическим нормам, как при нормальных, так и чрезвычайных условиях, что есть ни что иное, как обеспечение продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность является одной из главных элементов национальной безопасности страны и основой социальной стабильности в обществе. В соответствии с системным подходом общий уровень продовольственной безопасности государства формируется на основе ее региональных уровней. Учитывая, что государство представляет собой сложную систему, состоящую из элементов — регионов, то его основной задачей является осуществление политики, направленной на реализацию критериев продовольственной безопасности региона и включающей комплекс мер по поддержке агропромышленного комплекса, особенно сельского хозяйства, пищевой промышленности, обеспечению высокого уровня жизни населения, а также качества и безопасности продовольствия. Но разработка действенных мер по обеспечению продовольственной безопасности региона невозможна без оценки ее текущего уровня, вследствие чего тема представленного исследования является крайне актуальной. Проведенный в статье анализ текущего положения сельскохозяйственного производства в Республике Крым как основы обеспечения продовольственной безопасности региона имеет комплексный характер, основан на исследовании динамики важнейших показателей с привлечением широкого массива статистической информации. Особый интерес представляет модель обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым, включающая конкретные меры по достижению высоких уровней важнейших ее критериев — физической и экономической доступности продуктов питания, а также их качества и безопасности. В исследовании отмечается, что процесс обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым должен предусматривать тесную взаимосвязь между агропромышленной, сельскохозяйственной, продовольственной, внешнеэкономической политикой, деятельностью по обеспечению качества и безопасности продовольствия и рационального питания населения. Реализация комплекса мер, предложенных в рамках вышеуказанной модели, позволит достичь оптимального соотношения спроса и предложения на продовольствие в регионе, что будет способствовать повышению не только уровня его продовольственной безопасности, но и экономической безопасности в целом, а также росту благосостояния населения.

Ключевые слова: регион, продовольственная безопасность, обеспечение продовольственной безопасности, агропромышленный комплекс, пищевая промышленность.

Global trends associated with the increase in the world's population, the reduction of the area of land suitable for agriculture, the decline in their productivity, the uneven economic development of countries and regions have led to an extreme aggravation of the food problem. Paradoxically, the XXI century has not solved the problem of providing humanity with affordable, quality and safe food, but also put forward previously unknown threats, such as, for example, genetically modified organisms, the impact of which on the human genome through generations has not yet been sufficiently studied. Under the current conditions, the most important task of any state is to provide its citizens with a sufficient amount of high-quality and safe food that meets physiological standards, both under normal and emergency conditions, which is nothing but ensuring food security. Food security is one of the main elements of national security of the country and the basis of social stability in society. In accordance with the system approach, the overall level of food security of the state is formed on the basis of its regional levels. Given that the state is a complex system consisting of elements-regions, its main task is to implement a policy aimed at implementing the criteria of food

193

security in the region and includes a set of measures to support the agro-industrial complex, especially agriculture, food industry, ensuring a high standard of living, as well as the quality and safety of food. But the development of effective measures to ensure food security in the region is impossible without assessing its current level, so the topic of the study is extremely relevant. The analysis of the current situation of agricultural production in the Republic of Crimea as a basis for ensuring food security of the region is complex, based on the study of the dynamics of the most important indicators with the involvement of a wide array of statistical information. Particular interest is the model of food security of the Republic of Crimea, which includes specific measures to achieve high levels of its most important criteria-physical and economic accessibility of food, as well as their quality and safety. The study notes that the process of ensuring food security of the Republic of Crimea should provide for a close relationship between agro-industrial, agricultural, food, foreign economic policy, activities to ensure the quality and safety of food and nutrition of the population. Implementation of measures proposed in the framework of the above models, will allow to achieve a balance of supply and demand for food in the region, which will enhance not only the level of food security, but economic security in General, and the welfare of the population.

Keywords, region, food security, ensuring food security, agro-industrial complex, food industry.

ВВЕДЕНИЕ

Продовольственная безопасность является основой национальной безопасности любого государства и ее обеспечение является одной из главных его задач. От уровня продовольственной безопасности зависят многие макроэкономические показатели, здоровье нации и будущих поколений, гармоничное развитие личности и общества, социальная стабильность, обороноспособность государства и др. Следовательно, государство обязано проводить политику, направленную на обеспечение населения необходимыми продуктами питания в ассортименте и качестве, которые бы способствовали поддержанию функционирования человеческого организма и давали возможность для его полноценного развития, являясь одновременно безопасными для будущих поколений. Немаловажным является тот факт, что, наряду с физическим наличием качественного и безопасного продовольствия, государство должно обеспечить всем категориям населения возможность их приобретения в необходимом количестве в любых условиях.

Учитывая, что национальная экономика — это сложная система, состоящая из экономик регионов, в свою очередь включающих в себя совокупность субъектов хозяйствования, государственная политика в сфере продовольственной безопасности должна учитывать специфику и потребности конкретного региона с целью формирования действенной системы продовольственной безопасности, способной выполнять свои функции даже в чрезвычайных ситуациях. Исходя из особенностей государственного устройства Российской Федерации, основополагающую роль в обеспечении продовольственной безопасности ее регионов играет государство, которое посредством делегирования определенных полномочий предоставляет им право реализации определенных направлений обеспечения продовольственной безопасности, оставляя за собой основные инструменты политики в данной сфере. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является анализ существующих проблем в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым, а также формулировка комплексных предложений по повышению ее текущего уровня. РЕЗУЛЬТАТЫ

В основополагающем документе Российской Федерации в сфере продовольственной безопасности — «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации» — четко указано, что она развивает положения Стратегии национальной безопасности страны и является важнейшим ее элементом. Стратегическая цель продовольственной безопасности — обеспечение населения безопасным продовольствием за счет стабильности внутреннего производства и наличия резервов и запасов необходимого уровня.

Доктрина отмечает, что ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское хозяйство, рыбное хозяйство и пищевая промышленность, тем самым выделяя основные сферы приложения усилий государства по ее обеспечению.

Республика Крым, с 2014 года являясь полноправным субъектом Российской Федерации, представляет собой важный элемент продовольственной безопасности страны, внося определенный вклад в ее обеспечение.

Республика Крым представляет собой регион с диверсифицированной экономикой преимущественной индустриального характера в отличие от иных российских монорегионов, имеющих узкую специализацию. Помимо этого, полуостров имеет выгодное географическое положение и значительный природно-климатические ресурсы, что представляет собой определяющие факторы экономического развития.

На долю сельского хозяйства приходится порядка 10% валового регионального продукта (ВРП) республики. Экономика Крыма, преодолев кризис 2008-2009 гг., в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

194

Агропромышленный комплекс и его базовый сектор — сельское хозяйство — являются системообразующими сферами экономики региона, формируя агропродовольственный рынок региона, его экономическую и продовольственную безопасность, а также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Но АПК Крыма является скорее депрессивным видом экономической деятельности, так как в течение более 20 лет нахождения полуострова в составе Украины в результате бессистемных реформ площадь виноградников сократилась в 2,2 раза, садов — более чем в 5 раз, посевы подсолнечника — в 2 раза. Производство зерновых и овощей достигло до перестроечных показателей, также почти в 2 раза вырос посев картофеля.

В украинский период были уничтожены все селекционные центры, из-за чего крымские аграрии вынуждены завозить импортные саженцы, которые нередко гибнут, так как не приспособлены к крымским условиям. В последнее время данная ситуация осложнилась введением экономических санкций в отношении Республики Крым.

Достаточно сложной является ситуация в животноводстве: производство молока сократилось в 2 раза, мясо и яиц — примерно в 1,5. Сельское хозяйство стало более примитивным, приобрело фактически приусадебный характер.

Часть зерна и картофеля идет на экспорт, регион полностью обеспечивает себя продовольствием за исключением молочной продукции. Удельный вес сельского хозяйства продолжает снижаться, а его место занимает торговля и сфера услуг.

Традиционными секторами сельского хозяйства Крыма являются растениеводство (выращивание пшеницы, ячменя, подсолнечника, овощей, картофеля, кукурузы), садоводство, виноградарство, возделывание эфиромасличных культур (лаванды, шалфея, розы), животноводство (выращивание крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство).

Несмотря на то, что Крым относится к рискованной зоне земледелия, в течение последних 5 лет в структуре производимой сельскохозяйственной продукции республики преобладает продукция растениеводства.

Особенность сельскохозяйственного производства Крыма является то, что более 50% продукции производится в личных хозяйствах населения. Так, из общего объема производства зерновых культур 74 % производится сельскохозяйственными предприятиями, из общего объема производства картофеля и овощей более 90% производятся домашними хозяйствами населения.

Аграриями республики активно внедряются энергосберегающие технологии прямого посева и минимальной обработки почвы, которая имеет тенденцию к ежегодному увеличению. В 2013 году на орошении сельскохозяйственные культуры возделывались на площади 136,1 тыс. га. Впервые в Крыму реализован проект выращивания кукурузы на капельном орошении на площади 1201 га в Сакском и Красногвардейском районах.

Индексы производства продукции сельского хозяйства составили (по отношению к предыдущему году): в 2017 г. — 96,4 %, в 2018 г. — 88,9 %. Следует отметить, что вследствие сезонности, присущей сельхозпроизводству, индексы производства продукции колебались от 111 % в январе 2018 г. до 83,8 % в январе-сентябре 2018 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.) (рис. 1).

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей за 2018 г. в действующих ценах составил 44870,51 млн. руб., что на 2419,09 млн. руб. (5,1 %) меньше, чем в 2017 г. В структуре продукции в 2017 г. доля продукции растениеводства составила 61,2% (28944 млн. руб.), животноводства — 38,8 % (18345,5 млн. руб.). Следует отметить, что основная масса продукции производится в сельхозорганизациях, наименьшая доля приходится на хозяйства населения: так, в 2017 году удельный вес продукции, производимой сельскохозяйственными организациями, составил 66,4 %, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 28,7 %, хозяйствами населения — 4,9 %.

В целом продукция сельского хозяйства Республики Крым — и растениеводства, и животноводства — за период 2014-2017 гг. являлась рентабельной, однако данный показатель практически постоянно снижался: так, темп снижения рентабельности растениеводства в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составил 19,32 %, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. — 65,73 %. Аналогичная ситуация наблюдалась и в животноводстве: снижение показателя рентабельности в 2015 г. по отношению к 2014 г. составило 17,91 %, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. — 49,09 %, в 2017 г. по отношению к 2016 г. — 58,93 % (табл. 1).

В 2018 г. всеми категориями хозяйств зерновых и зернобобовых культур (включая кукурузу) в весе после доработки собрано 761,5 тыс. тонн, что на 43,9 % меньше, чем в 2017 г. Производство подсолнечника на зерно (в весе после доработки) против уровня 2017 г. уменьшилось на 62,0 % и составило 46,1 тыс. тонн. Валовой сбор картофеля уменьшился на 11,1 % и составил 74,5 тыс. тонн. Овощей открытого и закрытого грунта собрано 157,2 тыс. тонн (90,9% соответствующего уровня прошлого года). В 2018 г. производство плодов и ягод против уровня 2017 г. увеличилось на 49,3 %, винограда

195

70 -

60 т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

январь январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь-февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Рис. 1. Индексы производства продукции сельского хозяйства Республики Крым в 2018 г. (Составлено по материалам [7])

Таблица 1. Динамика показателей рентабельности продукции сельского хозяйства Республики Крым в 2014-2017 гг. *

Год Рентабельность производства сельхозпродукции, % Темп прироста (снижения), % по отношению к предыдущему году

Растениеводство

2014 3,5 —

2015 26,4 +654,29

2016 21,3 -19,32

2017 7,3 -65,73

Животноводство

2014 26,8 —

2015 22,0 -17,91

2016 11,2 -49,09

2017 4,6 -58,93

* Составлено по материалам [7].

— на 13,2 % [8]. В 2017 году по валовому сбору зерна Республика Крым занимала 28 место в РФ, картофеля — 60 место, овощей — 19 место, плодов и ягод — 5 место.

Посевные площади сельхозкультур в хозяйствах всех категорий постоянно увеличивались: в 20142017 гг. темп прироста данного показателя составил 18,2 %; наибольшее увеличение наблюдалось в 2015-2016 гг. — на 53,9 тыс. га (или 8,3 %).

Посевные площади зерновых и зернобобовых культур за 2014-2017 гг. увеличились на 32,7 тыс. га, или 7,3 %; картофеля — в 2015-2017 гг. уменьшились на 1,6 тыс. га (25,8 %); овощей — в 2014-2017 гг. уменьшилась 0,1 тыс. га (1,4 %).

Валовой сбор зерна (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий в 2017 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 382,6 тыс. т (или +39,3 %). В 2016 г. по отношению к 2015 г. данный показатель уменьшился на 8,2 тыс. т. (-0,7 %). Динамика валового сбора зерна в Республике Крым за 2014-2017 гг. представлена на рисунке 2.

Что касается других круп, то в 2014 году урожай риса в Крыму погиб из-за недостатка воды вследствие прекращения Украиной поставок воды через Северо-Крымский канал. Рис на территорию рес-

196

1163,4

974,6

1357,2

1155,2

800 "

700 -

600 Л-1-1-1-1

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Ш. 2. Динамика валового сбора зерна в Республике Крым за 2014-2017 гг., тыс. т. (Составлено по материалам [7]).

публики начали поставлять фермерские хозяйства Краснодарского края, выращивающие ежегодно свыше миллиона тонн риса, тогда как на полуострове собирали порядка 100 тыс. тонн.

В 2017 г. по сравнению с 2014 г. валовые сборы картофеля, овощей, плодов и ягод уменьшились: на 72,5 тыс. т (-46,4 %), 12,1 тыс. т (-6,5 %) и 7,3 тыс. т (-6,9 %) соответственно. Динамика валового сбора вышеперечисленных сельхозкультур за 2014-2017 гг. представлена на рисунке 3.

Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в 2014-2017 гг. составила 25,3 ц/га, картофеля — 200,8 ц/га, овощей — 253,3 ц/га.

200 -180 -160 -140 -120 -100 -80 -

60

185,1

156,3

105,1

189,9

97,8 83,8

2014 год -^—Картофель

2015 год

2016 год

Овощи

2017 год ■Плоды и ягоды

Рис. 3. Динамика валового сбора картофеля, овощей, плодов и ягод в Республике Крым за 20142017 гг., тыс. т. (Составлено по материалам [7]).

197

По расчетам, на конец декабря 2018 г. в хозяйствах всех категорий содержалось 104,6 тыс. голов крупного рогатого скота, что на 6,6 % больше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года, из него коров — 53,0 тыс. голов (на 4,4 % больше); свиней — 128,1 тыс. голов (на 2,5 % меньше), овец и коз — 183,6 тыс. голов (на 0,3 % меньше), птицы всех видов — 5437,9 тыс. голов (на 7,4 % меньше) [9].

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 66,0 % поголовья крупного рогатого скота, 39,1 % — свиней, 70,8 % — овец и коз, птицы — 27,1 % (на конец декабря 2017 г. соответственно 68,3 %, 39,7 %, 67,9 %, 25,1 %). В сельскохозяйственных организациях на конец декабря 2018 г. по сравнению с соответствующей датой 2017 г. поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 7,5 %, коров — на 8,1 %, свиней — осталось на уровне прошлого года, овец и коз — уменьшилось на 7,7 %, птицы всех видов — на 9,9 %. По расчетным данным, в январе-декабре 2018 г. хозяйствами всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 141,9 тыс. тонн, молока — 213,1 тыс. тонн, яиц — 310,0 млн. штук [9].

В сельскохозяйственных организациях в январе-декабре 2018 г. по сравнению с январем-декабрем 2017 г. производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 15,4 %, молока — на 18,6 %, производство яиц — уменьшилось на 12,6 %.

В 2017 г. Республика Крым по численности крупного рогатого скота занимала 58 места, свиней — 45 место, овец и коз — 24 место.

За 2014-2017 гг. количество крупного рогатого скота увеличилось на 2,4 тыс. голов (+2,5 %); овец и коз — на 19 тыс. голов (+11,5 %). За аналогичный период поголовье свиней, напротив, уменьшилось на 12,2 тыс. голов (-8,5 %). Динамика поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз за 20142017 гг. приведена на рисунке 4.

200 -180 " 160 -140 " 120 -100 -

80 -

60 -I-1-1-1-1

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

— — Крупный рогатый скот ^^^Свиньи А Овцы и козы

Рис. 4. Динамика поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз в Республике Крым за 2014-2017 гг., тыс. голов (Составлено по материалам [7]).

В 2017 г. по сравнению с 2014 гг. доля крупного рогатого скота, содержащегося в крестьянских (фермерских) хозяйствах значительно возросла — с 1,2 % до 16,1 %, в то время как доля хозяйств населения за данный период сократилась на 16,1 % — с 84,4 % до 68,3 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По состоянию на 2017 г. по производству скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий Республика Крым занимала 36 место в РФ. Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий за 2014-2017 гг. имело тенденцию к сокращению: в 2017 г. по сравнению с 2014 г. данный показатель сократился на 30,1 тыс. т (-23,7 %). Динамика данного показателя за 2014-2017 гг. приведена на рисунке 5.

По производству молока и яиц Республика Крым в 2017 г. занимала 44 и 37 место соответственно. Данные показатели за 2014-2017 гг. снизились: производство молока — на 41,5 тыс. т (-16,5 %),

198

179,1

184,1

131,4

95,7

93,8

96,8

- 98,1

140 п

127,1

101,!

96,6

-А 97

80 -

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Ш. 5. Динамика производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий Республики Крым за 2014-2017 гг., тыс. т. (Составлено по материалам [7]).

производство яиц — на 11,7 млн. шт. (-3,3 %). Динамика производства молока и яиц в Республике Крым за 2014-2017 гг. представлена на рисунке 6.

-+ —

334,3

251,2

207,8

336,4 —Н—

339,9

43—

212,2

- 209,7

150 -

100 Л-1-1-1-1

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

— —Производство молока, тыс. т —+— Производство яиц, млн шт.

Ш. 6. Динамика производства молока и яиц в Республике Крым за 2014-2017 гг. (Составлено по материалам [7]).

Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях за 2014-2017 гг. составил 5533 кг. Прирост надоя молока на одну корову в 2017 г. по сравнению с 2014 г. составил 3221 кг (+83,9 %). Динамика надоя молока на одну корову в сельхозорганизациях Республики Крым за 2014-2017 гг. представлена на рисунке 7.

199

-А 7060

4059.

8000 "

7500 - 7174

7000 -6500 -6000 -5500 -5000 -4500 -

4000 - 3839 __

3500 -

3000 -I-1-1-1-1

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Ркс. 7. Динамика надоя молока на одну корову в сельхозорганизациях Республики Крым за 2014— 2017 гг., кг. (Составлено по материалам [7]).

Среднегодовая яйценоскость кур-несушек в сельхозорганизациях за 2014-2017 гг. повысилась на 4 шт. (+1,3 %). Динамика данного показателя за вышеуказанный период представлена на рис. 8.

310 л

305 -

300 -

295 -

290 -

299

285 "

280 -I-1-1-1-1

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

IUc 8. Динамика среднегодовой яйценоскости кур-несушек в сельхозорганизациях Республики Крым за 2014-2017 гг., шт. (Составлено по материалам [7]).

Стоит отметить, что особое внимание уделяется развитию садоводства, виноградарства и возделыванию эфиромасличных культур (лаванды, розы, шалфея). По совокупному производству лавандового и розового масел Крым превышает половину всего производства данной продукции в СНГ.

По состоянию на 2016 г. общая площадь виноградников составляет 30,7 тыс. га, из них 16,3 тыс. га (53,1 %) плодоносящие; садов — 39,0 тыс. га, из них 10,3 тыс. га (26,4 %) плодоносящие.

200

Закладка новых садов и виноградников осуществляется с одновременным монтажом системы капельного орошения, что в значительной степени повышает надёжность возделывания плодовых культур и винограда. В общей сложности капельное орошение в настоящее время функционирует на площади 4 тыс. га.

Учитывая специализацию Крыма как курортного региона, серьёзное внимание в виноградарстве уделяется увеличению в структуре виноградников удельного веса столовых сортов до 25% от общего объёма посадок; в садоводстве — обеспечению производства фруктов с разными сроками созревания плодов, а также с учетом закладки их на длительное хранение.

Главной задачей сектора остается обеспечение производства товарной продукции в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с потенциальными возможностями и потребностями внутреннего и внешнего рынка. В этой связи особое значение имеет восстановление утраченных мощностей по хранению фруктов и винограда.

На 2016 г. в семи регионах Республики Крым действуют 37 холодильников с общей мощностью хранения 43 тыс. тонн. С учётом перспективы производства плодово-ягодной продукции и винограда необходимо увеличение мощностей по хранению до 160 тыс. тонн. Для этого требуется построить еще 35 холодильников.

Несмотря на серьезные проблемы, сельское хозяйство региона имеет значительный потенциал развития, и при государственной поддержке оно может стать ведущим сектором экономики республики. В настоящий момент происходит структурная перестройка агропромышленного комплекса Крыма. Необходима переориентация сельскохозяйственного производства с влагозависимых зерновых на капельное орошение, бахчевые косточковые и эфиромасличные культуры. Кроме того, особое внимание должно уделяться развитию яичного птицеводства и молочного животноводства. В число приоритетов входит и свиноводство, учитывая, что Крым способен производить более миллиона тонн зерна и часть этого объема может идти на корм. В растениеводстве преимущество должно отдаваться садоводству, виноградарству и выращиванию эфиромасличных культур, так как для этого есть все необходимые условия (высокая солнечная активность, большое количество солнечных дней, длительный безморозный период). В этом направлении уже сделаны первые шаги: власти Крыма заявили о создании собственного государственного аграрного предприятия, которое будет обрабатывать около 50 тыс. га земель и заниматься животноводством и птицеводством. Кроме того, на территории региона активно развивается рыбоводство [10].

Основными проблемами сельского хозяйства Республики Крым являются:

• ухудшение материально-технического обеспечения сельского хозяйства, отсутствие современных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

• прекращение поставок воды с материковой Украины по Северо-Крымскому каналу;

• сокращение производства в виноградарстве, плодоводстве, овощеводстве, эфиромасличном производстве;

• значительная доля в производстве сельскохозяйственной продукции хозяйств населения;

• низкая энергетическая мощность крымского сельского хозяйства и существенно сократившееся количество тракторов на 1000 га пашни;

• низкий уровень развития селекции и семеноводства, что приводит к необходимости ввоза семенного материала из-за рубежа;

• сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства животноводческой продукции;

• неэффективное использование орошаемых земель вследствие изношенности основных мелиоративных фондов, сокращение парка оросительной техники, сокращение площадей орошаемых земель, снижение урожайности сельскохозяйственных культур;

• ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта;

• несовершенство кредитно-финансовой системы, выражающееся в значительных трудностях в привлечении денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителями [3].

Крымская пищевая промышленность является еще одним важнейшим элементом продовольственной безопасности региона. Она имеет ориентацию преимущественно на внутренний рынок и по состоянию на 2017 г. на сегодняшний день составляет 45,5% в структуре перерабатывающей промышленности Республики Крым, являясь ведущей промышленным сектором. Пищевая промышленность Крыма частично работала на экспорт, поставляя на внешние рынки продукцию консервных цехов и вина. В частности, 45 % экспорта отправлялось в страны СНГ, 29 % — в Россию, еще 23 % товаров экспортировалось в страны ЕС. Основную долю импорта составляли алкогольные напитки (преимущественно вино), поставлявшиеся в Россию, Белоруссию, Японию, Китай, Германию, США и прочие страны.

201

Пищевая промышленность республики представлена промышленностью безалкогольных напитков, винодельческой, кондитерской, консервной, молочной, мукомольно-крупяной, мясной, птицеводческой, плодоовощной, рыбной и алкогольной промышленностью.

Среди общих основных проблем пищевой промышленности Крыма можно выделить недостаток необходимого оборудования для переработки сырья, а также использование устаревших технологий производства.

Продовольственная безопасность Республики Крым должна обеспечиваться на государственном уровне путем поддержки развития сельского хозяйства, рыбоводства и пищевой промышленности посредством реализации комплексных мер, направленных на обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания, высокого уровня их качества и безопасности, сбалансированности питания с учетом медицинских норм, а также гарантирования устойчивости продовольственной системы в нормальных и чрезвычайных условиях [8].

На наш взгляд, главная цель достижения продовольственной безопасности региона состоит в гарантированных и устойчивых поставках сырья на перерабатывающие предприятия, в обеспечении населения продовольствием, не склонных к влиянию внутренних и внешних неблагоприятных условий. Они не должны быть уязвимыми даже в условиях негативных экономических изменений (роста цен, недостатка валюты, санкций и т. д.).

Формирование эффективной системы продовольственной безопасности страны и отдельных ее регионов требует объективной научной оценки меняющейся ситуации, разработки адекватной стратегии дальнейших экономических преобразований в аграрной сфере, совершенствования механизма управления.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация, когда Российская Федерация в целом и Республика Крым в частности существуют в условиях экономических санкций, главной задачей становится повышение уровня продовольственной независимости, причем важно отметить, что это не предполагает создание замкнутой экономики закрытого типа, ориентированной исключительно на собственные ресурсы, а нахождение оптимального баланса между возможностями собственного производства и внешними поставками из диверсифицированных источников.

Импортозамещение не подразумевает полного вытеснения иностранных товаропроизводителей с отечественного рынка. Оно предполагает создание для российских аграриев таких условий, при которых их продукция будет способна конкурировать с ввозимой из-за рубежа как по качеству, так и по цене.

Немаловажным в свете обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым и остальных российских регионов является повышение качества и уровня жизни населения, поддержка малообеспеченных слоев путем предоставления адресной помощи, повышение средней заработной платы по секторам национальной экономики, рост уровня ВВП на душу населения, снижение дифференциации населения по уровню доходов, регулирование уровня цен, контроль за наполняемостью бюджетов различных уровней и т.д. Кроме того, необходимо повышать престижность труда в сельском хозяйстве. Так, в 2018 году численность населения Республики Крым составила 1 912 775 чел., из них 974 835 чел. (50,96 %) составляет городское население, 937 940 чел. (49,04 %) — сельское население [8], причем наблюдается устойчивая тенденция оттока сельского населения в города вследствие неразвитости сельской инфраструктуры, низкой оплаты труда в сельском хозяйстве, недостаточной его механизации и т. д. Многие крымские села вымирают.

Данные негативные явления можно преодолеть путем реализации государственной политики по развитию села и сельского хозяйства. Определенные шаги в этом направлении осуществляются. Например, реализована «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы» [5], главной целью которой являлось развитие растениеводства и животноводства на территории Республики Крым; улучшение и стабилизация эпизоотической ситуации; устойчивое развитие сельских территорий; улучшение финансового состояния предприятий АПК; повышение конкурентоспособности крымской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства. Общий объем финансирования Государственной программы составил порядка 22 848,52 млн. рублей. Сейчас на территории Республики Крым принята к реализации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы» [6].

Для обеспечения физической доступности продуктов питания (наличия их и предложение в достаточном количестве) необходимо также развивать систему потребительской кооперации, которая способствует производству сельхозсырья, его переработке и реализации населению.

В сфере обеспечения качества и безопасности продовольствия необходимо использовать весь спектр рычагов и мер государственного регулирования, таких, как сертификация продукции, фитосанитарный, ветеринарный и санитарно-эпидемиологический контроль, а также финансовая поддержка производ-

202

ства экологичных продуктов питания (льготные кредиты, субсидии и др.), налоговые льготы для производителей такой продукции, внедрение штрафов за экологически опасную продукции и технологии.

«Основные усилия следует направить на упорядочение и сокращение ввоза традиционно производимых в стране продовольствия и сырья, а также на развитие экспортной базы, совершенствование структуры импорта продукции, упорядочение тарифного регулирования импортно-экспортных операций. Одновременно предстоит широко внедрять и использовать систему квотирования импорта продовольствия по тем его видам, которые производятся отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями в недостающих объемах (сахар, растительное масло), с применением льгот по таможенным пошлинам» [4].

Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым должно включать следующие мероприятия:

1. Обеспечение физической доступности продуктов питания:

• развитие АПК и перерабатывающей промышленности;

• осуществление политики государственного протекционизма в аграрной сфере;

• развитие пищевой промышленности;

• развитие мощностей хранения сельхозпродукции;

• развитие потребительской кооперации;

• повышение престижности труда в сельском хозяйстве;

• формирование запасов и резервов продовольствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Обеспечение экономической доступности продуктов питания:

• обеспечение высокого уровня доходов населения;

• предоставление адресной помощи малоимущим слоям населения;

• регулирование уровня цен;

• контроль за наполняемостью бюджетов различных уровней;

• организация здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы;

• обеспечение занятости населения;

• развитие всех секторов национальной экономики.

3. Обеспечение качества и безопасности продовольствия:

• сертификация и внедрение систем управления качеством (ХАССП, ИСО 9001-2001, IQNet, IFS);

• контроль качества сырья, технологий и продукции;

• поддержка производителей экологичной продукции;

• введение штрафов за экологически опасную продукцию и технологии;

• реализация образовательных программ по проблемам здорового питания с привлечением СМИ;

• развитие фундаментальных и прикладных исследований в области биотехнологий и медико-биологической оценки качества и безопасности продуктов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, процесс обеспечения продовольственной безопасности предусматривает тесную взаимосвязь между агропромышленной, сельскохозяйственной, продовольственной, внешнеэкономической политикой, деятельностью по обеспечению качества и безопасности продовольствия и рационального питания населения. Влияние на агропродовольственную сферу, которая формирует предложение на продовольствие, дополняется мероприятиями по стимулированию спроса на него путем реализации социальных программ, целью которых является обеспечение достаточного уровня питания всех категорий населения, эффективной занятости, демонополизация продовольственного рынка, осуществление ценовой политики по ограничению нормы прибыли, закладываемой производителями в отпускную цену продукции, и торговых наценок на базовые продукты питания до экономически обоснованного уровня. Все это будет способствовать повышению не только уровня продовольственной безопасности региона, но и его экономической безопасности, а также росту благосостояния населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/ (дата обращения: 13.10.2019).

2. Анализ экономического положения, угроз и перспектив развития Крыма после присоединения к России: информационно-аналитический доклад [Электронный ресурс] // Фонд «Национальная энергетическая безопасность». — Март, 2015 г. — Режим доступа: crimeagreeneconomy.rU/images/data/gallery/1_9014_Analiz_ekonomicheskogo_polozheniya _Krima.pdf (дата обращения: 13.10.2019).

3. Блажевич О.Г. Сельское хозяйство Республики Крым: современное состояние и перспективы развития / О.Г. Блажевич, И.С. Мосина // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. — 2019. — № 1. — С. 20-26.

4. Григорьева, М.А. Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России / М.А. Григорьева // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 113-116.

203

5. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы: Постановление Совета Министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/file/ pub_235009.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

6. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы: Постановление Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 г. № 423 (ред. от 04.12.2017). — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/file/ postSMRK29_10_2014.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 201В: Стат. сб. / Росстат. — М., 201В. — 1162 с.

В. Святохо, Н.В. Продовольственная безопасность как основа обеспечения национальной безопасности государства / Н.В. Святохо // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: коллективная монография [под ред. A.A. Сукиасян]. — Уфа: Аэтерна, 2016. — С. 167-1В3.

9. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru (дата обращения: 13.10.2019).

10. Vorobyov Yu. Agro-Industrial Complex: Specifics of Formation / Yu. Vorobyov, D. Burkaltseva, E. Vorobyova, O. Blazhevich, V. Shalneva, T. Bugaeva, E. Murashova, A. Karpova // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. — 2019. — Volume-В, Issue-9, July. — Рр. 27В6-2793.

SPISOK LITERATURY

1. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 g. № 120 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/ (data obrashcheniya: 13.10.2019).

2. Analiz ekonomicheskogo polozheniya, ugroz i perspektiv razvitiya Kryma posle prisoyedine-niya k Rossii: informatsionno-analiticheskiy doklad [Elektronnyy resurs] // Fond «Natsional'-naya energeticheskaya bezopasnost'». — Mart, 2015 g. — Rezhim dostupa: crimeagreeneconomy.ru/images/data/gallery/1_9014_Analiz_ekonomicheskogo_polozheniya_Krima.pdf (data obrashcheniya: 13.10.2019).

3. Blazhevich O.G. Sel'skoye khozyaystvo Respubliki Krym: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya / O.G. Blazhevich, I.S. Mosina // Nauchnyy vestnik Volgogradskogo filiala RANKhiGS. Seriya: Ekonomika. — 2019. — № 1. — S. 20-26.

4. Grigor'yeva, M.A. Sushchnost' i soderzhaniye protsessa obespecheniya prodovol'stvennoy bezo-pasnosti Rossii / M.A. Grigor'yeva // Molodoy uchenyy. — 2012. — №2. — S. 113-116.

5. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya Respubliki Krym na 2015-2017 gody: Postanovleniye Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 29 oktyabrya 2014 goda № 423 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: msh.rk.gov.ru/file/ pub_235009.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2019).

6. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr^a i prodovol'stviya Respubliki Krym na 2015-2020 gody: Postanovleniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 29.10.2014 g. № 423 (red. ot 04.12.2017). — Rezhim dostupa: msh.rk.gov.ru/file/ postSMRK29_10_2014.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2019).

7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 201В: Stat. sb. / Rosstat. — M., 201В. — 1162 s.

В. Svyatokho, N.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' kak osnova obespecheniya natsional'noy bezo-pasnosti gosudarstva / N.V. Svyatokho // Zakonomernosti i tendentsii formirovaniya sistemy fi-nansovo-kreditnykh otnosheniy: kollektivnaya monografiya [pod red. A.A. Sukiasyan]. — Ufa: Aeterna, 2016. — S. 167-1В3.

9. Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Se-vastopolyu: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru (data obra-shcheniya: 13.10.2019).

10. Vorobyov Yu. Agro-Industrial Complex: Specifics of Formation / Yu. Vorobyov, D. Burkaltseva, E. Vorobyova, O. Blazhevich, V. Shalneva, T. Bugaeva, E. Murashova, A. Karpova // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. — 2019. — Volume-В, Issue-9, July. — Рр. 27В6-2793.

Статья поступила в редакцию 05 ноября 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.