Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ» ПРИОБРЕТЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ—ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ» ПРИОБРЕТЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ—ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
криминалистика / криминалистические знания / преемственность обучения / прокурор / средства решения дидактических задач / forensics / forensic knowledge / continuity of training / prosecutor / means of solving didactic problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Владимировна Елагина

В статье обращается внимание на отдельные средства обеспечения изучения учебной дисциплины «Криминалистика», аргументируется взаимосвязь приобретения криминалистических знаний в процессе получения высшего образования, уточнения их при осуществлении правоприменительной деятельности, корректировки и совершенствования в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Сделан акцент на значении криминалистических знаний в деятельности прокурора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE «CONTINUITY» OF THE ACQUISITION AND IMROVEMENT OF FORENSIC KNOWLEDGE: HIGHER EDUCATION—PRACTICAL ACTIVITY—PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article draws attention to certain means of faciltating the study of the discipline «Criminalistics», arguments being put forward for the correlation between obtaining forensic knowledge in the process of pursuing University degree, then specificating this knowledge when practicing law enforcement, and, finally, rectifying and improving it in the course of professional retraining and advanced training. The emphasis is made on the importance of forensic knowledge in the activities of the public procurator.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ» ПРИОБРЕТЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ—ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2022. № 1 (38). С. 150-156 • CRIMINALIST. 2022. № 1 (38). P. 150-156

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 34

ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТИ» ПРИОБРЕТЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Елена Владимировна ЕЛАГИНА

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, yelagina@bk.ru

Аннотация. В статье обращается внимание на отдельные средства обеспечения изучения учебной дисциплины «Криминалистика», аргументируется взаимосвязь приобретения криминалистических знаний в процессе получения высшего образования, уточнения их при осуществлении правоприменительной деятельности, корректировки и совершенствования в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Сделан акцент на значении криминалистических знаний в деятельности прокурора.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистические знания, преемственность обучения, прокурор, средства решения дидактических задач

Для цитирования: Елагина Е. В. Обеспечение «преемственности» приобретения и совершенствования криминалистических знаний: высшее образование — практическая деятельность — повышение квалификации // Криминалистъ. 2022. № 1 (38). С. 150—156.

ENSURING THE «CONTINUITY» OF THE ACQUISITION AND IMROVEMENT OF FORENSIC KNOWLEDGE: HIGHER EDUCATION-PRACTICAL ACTIVITY-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Elena V. ELAGINA

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, yelagina@bk.ru

Abstract. The article draws attention to certain means of faciltating the study of the discipline

«Criminalistics», arguments being put forward for the correlation between obtaining forensic knowledge in the process of pursuing University degree, then specificating this knowledge when practicing law enforcement, and, finally, rectifying and improving it in the course of professional retraining and advanced training. The emphasis is made on the importance of forensic knowledge in the activities of the public procurator.

© Елагина Е. В., 2022

Keywords: forensics, forensic knowledge, continuity of training, prosecutor, means of solving didactic problems

For citation: Elagina E. V. Ensuring the «continuity» of the acquisition and improvement of forensic knowledge: higher education — practical activity — professional development // Criminalist. 2022;1(38): 150-156. (In Russ.).

Одной из значимых потребностей современного общества является создание условий для развития человека в личном, общественном и профессиональном плане. Очевидно, что профессиональное развитие наиболее эффективно обеспечивается непрерывностью образования. Именно поэтому многие высшие учебные заведения стремятся к реализации многоуровневой профессиональной подготовки, поскольку этим достигаются такие цели, как дифференциация образования, преемственность и интеграция приобретаемых знаний на соответствующих уровнях обучения.

Качественное профессиональное образование предполагает сочетание непрерывности получения знаний и их преемственности. При этом под непрерывностью подразумевается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении обучения, дополняющих друг друга и создающих возможности для постоянного объективного и субъективного продвижения обучающихся на каждом из временных отрезков, а под преемственностью — развитие и конкретизация приобретенных знаний на последующих этапах обучения.

Подготовка высококвалифицированных прокурорских кадров начинается с качественного высшего юридического образования, в процессе получения которого закладывается фундамент успешной профессиональной деятельности. Дальнейшее совершенствование образования осуществляется в ходе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Высокий уровень профессиональной подготовки прокурорских работников является не только залогом рациональной организации деятельности всей системы органов прокуратуры, но и выступает одним из основных инструментов результативности ее функционирования. Это связано с тем, что обязательным элементом и условием слу-

жебного роста прокурорских работников является профессиональная подготовка, которая во многом обусловливается повышением квалификации, осуществляемым как самостоятельно, так и при прохождении соответствующего обучения, в первую очередь в учебных заведениях Университета прокуратуры Российской Федерации.

Непрерывное профессиональное образование предполагает преемственность на всех уровнях обучения, характеризуемую как последовательное приобретение обучающимися соответствующего достаточного объема теоретических знаний, практических умений, выработка навыков применения приобретенных знаний и умений в практической деятельности. Реализуемый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) детерминирует компетентност-но-ориентированный подход к обучению в высшем учебном заведении, посредством чего решается магистральная задача — формирование корпуса квалифицированных конкурентоспособных специалистов.

В Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации обеспечение непрерывности профессиональной подготовки и преемственности знаний осуществляется путем реализации разноуровневых основных образовательных программ (далее — ООП): ООП специалитета 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (специализация «Прокурорская деятельность»); ООП магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (профиль подготовки «Прокурорская деятельность»); ООП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 40.06.01 Юриспруденция (по направленностям (профилям): «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность»; «Уго-

ловное право и криминология; уголовно-исполнительное право»; «Уголовный процесс»; «Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность»), программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки практических работников. Обучение практических работников, прокуроров, осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования в соответствии с программами, разработанными с учетом их специализации. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет разрешать организационные, методические и иные проблемы непрерывного профессионального образования.

Образовательные задачи варьируются и корректируются в зависимости не только от уровня, но и этапа (курса) обучения. Очевидно, что уже в начале обучения на юридическом факультете наряду с приобретением знаний по соответствующим дисциплинам происходит адаптация студентов к новой форме получения знаний (в сравнении с довузовским): разделение аудиторных занятий на лекции и семинары, использование интерактивных методов обучения, существенное увеличение объема самостоятельной работы, необходимость изучения колоссального объема не только теоретических, но и нормативных источников, а также ознакомление с правоприменительной практикой.

К моменту освоения учебной дисциплины «Криминалистика» студенты уже в достаточной степени подготовлены для восприятия новых теоретических знаний, но нельзя игнорировать то, что данная дисциплина имеет свою специфику как в структурировании, так и в содержании материала, составляющего ее предмет.

Криминалистика относится к основным дисциплинам основной образовательной программы соответствующей ступени высшего образования (бакалавриат, специали-тет, магистратура1). Криминалистические знания являются непременной составляющей знаний, применяемых в большинстве направлений профессиональной деятель-

1 В ООП магистратуры название учебной дисциплины варьируется в зависимости от ориентированности образовательной организации.

ности юристов. Бытующее представление о том, что криминалистические знания необходимы исключительно в сфере уголовного судопроизводства, является ошибочным. В определенной степени это справедливо в отношении четвертого раздела криминалистики «Методики расследования преступлений», а знание содержания ее других разделов (общая теория криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика), пусть и не в полном объеме, но в значительной мере, не окажется лишним для любого квалифицированного юриста. В качестве безусловного аргумента можно указать на бесспорное преимущество юриста, владеющего приемами криминалистического исследования документов или хотя бы помнящего его основы, поскольку эти знания окажутся неоценимыми при выявлении признаков интеллектуального подлога документа, в ряде случаев — признаков подделки, оценке результатов деятельности сведущих лиц (в случае их привлечения), да и просто при изучении содержания документа.

Небезынтересной представляется позиция А. А. Эксархопуло, изложенная в монографии «Прикладная криминалистика»: «Сферы деятельности, выходящие за пределы исторически сформировавшегося предмета криминалистики, в их числе адвокатская деятельность, деятельность участников гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, и вообще всей правоприменительной практики сегодня действительно нуждаются, причем не меньше, чем уголовно-процессуальная деятельность, в тактико-техническом и методическом обеспечении» [1, с. 7].

Не является дискуссионным, что для того, чтобы применять в практической деятельности теоретические знания, изначально надо их приобрести. Именно поэтому преподаванию криминалистики в последние десятилетия уделяется немалое внимание в научных публикациях. Не имея возможности и не ставя задачи охарактеризовать все имеющиеся соответствующие исследования, назовем лишь некоторые из них: Ионова Е. В., Савельева М. В., Смушкин А. Б. «Отдельные аспекты методики преподавания дисци-

плин криминалистического цикла»1, Корма В. Д. «О преподавании криминалистики в современных условиях»2, Кошелева И. С. «О преподавании криминалистики»3, Лавру-хин С. В., Комягина Ю. С. «Проблемы оптимизации преподавания криминалистики»4, Токарева Е. В., Сафонов А. Ю. «Проблемы изучения курса криминалистики в условиях компетентностного подхода»5. Даже этот более чем минимальный список позволяет констатировать, что можно говорить о взаимообусловленности преподавания и изучения криминалистики.

За редким исключением обучающихся можно заинтересовать криминалистическими знаниями, поскольку прилагательное «прикладная», применительно к характеристике науки криминалистика, не является уничижительным. Криминалистические знания не нуждаются в зазубривании, от обучающегося требуется, в первую очередь, понимание. Даже если студент не осознает, например, как именно законы диалектики реализуются в практической деятельности, есть много способов объяснить это применительно к версионной деятельности, динамичности следственной ситуации, тактике производства отдельных следственных действий и т. п. Аналогичная ситуация складывается и с осознанием понятия, сущности, видов и направленности тактических приемов. Примеры можно было бы продолжить, но в этом случае объем статьи превысил бы разумные пределы, поэтому проиллюстрирую сказанное выше конспективным, очень условным пояснением содержания разделов криминалистики, используемым в самом начале чтения курса студентам: методика дает представление о том, что должно быть сделано («что?»), тактика — каким образом («как?»), техника — при помощи чего («чем?»).

1 Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 2. С. 247—257.

2 Юридическое образование и наука. 2014. № 1. С. 12—13.

3 Проблемы уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы. 2019. № 2 (14). С. 40—43.

4 Право и образование. 2013. № 10. С. 23 — 37.

5 Современное право. 2015. № 10. С. 79 — 82.

Неотвратимость внедрения достижений технического прогресса в процесс обучения является фактором, повышающим эффективность преподавания криминалистики, позволяющим решать конкретные дидактические задачи. Демонстрация учебных видеофильмов, виртуальные экскурсии по ведомственным музеям криминалистки, использование виртуальных полигонов не исключают практических занятий, в ходе которых студенты сами выполняют задания. Эффективным помощником преподавателя является программное обеспечение. «Специальные программы, установленные в криминалистическом компьютерном классе («Виртуальный осмотр места происшествия» и иные ситуационные конструкторы)... являются инструментом для создания интерактивных 3D-сцен, имитирующих различные места происшествий или обыска. Сцены полностью интерактивны, они позволяют исследовать территорию и объекты в режиме реального времени и перемещаться по ней, просматривая любые ракурсы. Обучаемые не только пассивно наблюдают за виртуальным пространством, но и участвуют, действуют в заданной ситуации, выполняя задания, получают и совершенствуют навыки работы с криминалистической техникой и инструментами, выдвигают версии, осуществляют протоколирование, прикрепляют дополнительный контент (фото-, видео-, аудиоматериалы)» [2, с. 253 — 254].

Одновременно с приобретением криминалистических знаний у обучающихся формируются определенные навыки, реализуемые впоследствии в практической деятельности, поэтому нельзя переоценить значение интерактивных методов обучения, используемых в образовательном процессе.

Уделим некоторое внимание специфике подготовки будущих прокурорских работников. Интерактивное обучение является необходимым условием становления и совершенствования компетенций посредством включения участников образовательного процесса в осмысленное, мотивированное осуществление индивидуальной и коллективной деятельности в процессе обучения. Именно участие в деловых играх, коллективных дискуссиях, мозговых штурмах позво-

ляет приобрести навыки анализа и оценки информации, оперативности принятия решений, взаимодействия с широким кругом лиц, навыки публичных выступлений и иные, столь необходимые прокурорскому работнику.

Современные стандарты образования предполагают включенность в образовательный процесс «представителя работодателя», что применительно к специфике Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации реализуется путем привлечения к процессу обучения будущих прокуроров действующих прокурорских работников.

Сформировалась устойчивая практика организации встреч студентов с прокурорскими работниками, проходящими обучение на факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в ходе которых студенты не только получают представление об особенностях службы в органах прокуратуры Российской Федерации, но и, как правило, мотивируются приводимыми практическими примерами на осознанное изучение дисциплин уголовно-правовой направленности, в частности криминалистики.

Крайне интересной и положительной с точки зрения обеспечения преемственности знаний являлось вовлечение студентов СПб ЮИ (ф) УП РФ в деловую игру «Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела с присяжными заседателями». Интерактивная форма такого занятия обеспечивала включенность в процесс не только слушателей, выступающих в «ролях» участников судебного разбирательства, но и студентов, которые выступают на первом этапе в качестве кандидатов при формировании коллегии присяжных, а после формирования коллегии — в качестве присяжных заседателей. Такие занятия позволяли не только воспроизвести отдельные части судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, включающие процедуру формирования коллегии присяжных заседателей, судебное следствие и прения, постановку вопросов присяжным, вынесение вердикта присяжных и обсуждение его последствий, но достичь и

иных положительных результатов: студенты получали представление не только о процессуальных особенностях данного процесса, но и фактически присутствовали на своеобразном мастер-классе по использованию криминалистических знаний в ходе судебного следствия, что является непременным условием поддержания государственного обвинения. Прокуроры, осуществляющие в процессе деловой игры функции защиты и обвинения, в свою очередь, оттачивали профессиональные навыки представления доказательств и производства отдельных судебных действий, а в завершение занятия имели возможность получить независимую оценку своей деятельности. Нельзя переоценить значение происходящего в ходе деловой игры взаимодействия студентов и прокуроров, поскольку таким образом студенты получают представление о своей будущей деятельности из первоисточника, кроме того из первых уст узнают, как реализуются получаемые ими знания на практике. Еще одним бесспорным плюсом такого взаимодействия является приобретаемый студентами опыт общения с будущими коллегами.

Рассматривая вопросы преемственности знаний, нельзя обойти вниманием процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников, значимости которого было уделено внимание в начале публикации.

Почти тридцатилетний опыт работы в Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации позволяет утверждать, что, к большому сожалению, нередко приходится сталкиваться с недостаточностью определенных знаний у прокуроров. Это обусловлено рядом факторов, в основном субъективного характера: качеством базового образования, недостаточным вниманием к обновлению базы нормативных источников, формированием неверных представлений о содержании и применении отдельных норм под влиянием правоприменительной практики, сложившейся в конкретном регионе, и т. п. Нужно учитывать и то, что все прокуроры когда-то были студентами и не осознавали в полной мере значимости приобретаемых знаний. Соот-

ветственно, по ряду учебных дисциплин формировались не столько знания, сколько представления.

Выделение Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельную структуру повлекло определенное дистанцирование прокуроров от практики расследования преступлений, что, с одной стороны, отрицательно сказалось на качестве прокурорского надзора за следствием и дознанием, а с другой — явилось своеобразным положительным фактором, поскольку прокуроры, не имеющие опыта следственной работы, свободны от «навыка» типичных нарушений, допускаемых следователями, соответственно, осуществляя функцию надзора, способны выявлять такие нарушения, распознавать их и реагировать должным образом.

Знания, недостаток которых выявляется у прокуроров, могут быть дифференцированы: теоретические знания, знания в части нормативных источников, знания в сфере правоприменительной деятельности. Говоря о недостаточности знаний теоретического характера, необходимо вернуться к вопросу формирования базовых знаний в процессе получения высшего образования. Именно на этом этапе студенты еще не в полной мере осознают, как приобретаемые знания будут реализовываться в практической деятельности. Это в полной мере относится как к общеобразовательным, так и к специальным учебным дисциплинам. Позволим себе утверждение, что у большинства студентов формируются представления, но не возникает осознанного понимания. В качестве частного примера обратимся к дисциплине «Криминалистика»: изучение теории криминалистической идентификации и диагностики воспринимается студентами как вынужденная необходимость, и только возникновение в ходе практической деятельности проблем при анализе и оценке результатов реализации специальных знаний при осуществлении уголовного судопроизводства приводит прокурора к выводу о недостаточности собственных знаний. Безупречное с процессуальной точки зрения заключение эксперта может оказаться бесполезным с точки зрения использования в

качестве доказательства, поскольку инициирующий его следователь неправильно сформулировал вопросы, не обеспечил качество предоставляемых на исследование материальных объектов и т. п. Очевидно, что если прокурор обладает достаточными криминалистическими знаниями, то он будет в состоянии на досудебных стадиях уголовного судопроизводства принять правильное решение, а на судебных стадиях компенсировать выявленные недочеты. Аналогичные примеры можно привести и применительно к тактике производства следственных действий.

Проблемой восполнения недостатка знаний или корректировки, например, неправильных представлений о применении отдельных норм уголовно-процессуального законодательства, является то, что определенная часть слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации не осознает наличия таких «дефектов» собственных знаний, и только использование соответствующих методов позволяет преподавателям достигать требуемого результата. Вместе с тем необходимо отметить, что значительная часть прокуроров в полной мере осознает наличие определенных пробелов в знаниях и стремится к их эффективному восполнению.

Совершенствование форм учебных занятий, использование современных методов обучения и соответствующих психологических приемов, реализуемых при работе со слушателями факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации, позволяют обеспечить эффективность обучения, восполнить недостающие знания, в частности криминалистические, и скорректировать имеющиеся. Как отмечала Н. А. Данилова, «государственные обвинители и прокуроры, осуществляющие надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, остро нуждаются в методических разработках, посвященных криминалистическим аспектам деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве» [3, с. 152].

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации распо-

лагает уникальным ресурсом — профессорско-преподавательским коллективом, обладающим совокупностью теоретических и практических знаний в соответствующих отраслях права. Кроме того, руководство Института, обеспечивая качество образования (не только на факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации, но и на юридическом факультете), привлекает к учебному процессу наиболее опытных и квалифицированных прокурорских работников. Однако даже такой ресурс будет не в состоянии обеспечить эффективность обучения без наличия как у студентов, так и у слушателей соответствующей мотивации приобретения и совершенствования знаний.

Таким образом, представляется допустимым говорить о сформировавшейся трехуровневой системе обеспечения преемственности знаний: приобретение знаний в

процессе получения высшего юридического образования (специалитет, магистратура) — практическая деятельность — восполнение, корректировка, приобретение знаний при прохождении повышения квалификации.

В заключение необходимо подчеркнуть, что постулирование необходимости использования в правоприменительной деятельности криминалистических знаний не может вызвать сомнения ни у теоретиков, ни у практиков. Исходя из этого обоснованным представляется следующий вывод: «в настоящее время именно криминалистика является той отраслью науки, объект и предмет которой позволяют проводить исследование проблем повышения эффективности различных аспектов противодействия преступности. В свою очередь, именно криминалистические знания позволяют правоприменителю в полном объеме реализовывать свои функции» [4, с. 95].

Список источников

1. Эксархопуло А. А. Прикладная криминалистика : монография. Уфа : Башкир. гос. ун-т, 2018. 200, [2] с.

2. Ионова Е. В., Савельева М. В., Смушкин А. Б. Отдельные аспекты методики преподавания дисциплин криминалистического цикла // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 2. С. 247-257.

3. Данилова Н. А. Нужен ли прокурор науке криминалистике? // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2017. № 3 (17). С. 150 — 154.

4. Данилова Н. А., Елагина Е. В. Криминалистика в деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве // Криминалистика — наука без границ: традиции и новации : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 1 ноября 2019 года / Санкт-Петербургский университет МВД России ; сост. А. В. Бачиева, Э. В. Лантух, О. С. Лейнова. Санкт-Петербург : С.-Петерб. ун-т МВД России, 2020. ISBN 978-5-91837-371-2. С. 91—95.

Информация об авторе Е. В. Елагина - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

E. V. Elagina - Candidate of Science (Law), Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.