Обеспечение правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании
через принцип гласности
Ensuring the criminal initiative of citizens in municipal education through the principle of
glasness
Батырова В.А
Студентка 2 курс, БашГУ, Институт права, юридический факультет Россия, г. Уфа [email protected]
Batirova V.A
Student
2 year, BashSU, Institute of Law Russia, Ufa [email protected]
Аннотация.
В статье поднимается вопрос об обеспечении правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании, рассмотрены цель и суть данного процесса, а также показаны основные проблемы участия граждан в решении местных вопросов, реализация главных конституционных прав, гласность и прямое взаимодействие граждан с органами местного самоуправления.
Annotation.
The article raises the question of ensuring the law-making initiative of citizens in the municipality, considers the purpose and essence of this process, and shows the main problems of citizens' participation in solving local issues, the implementation of the main constitutional rights, transparency and direct interaction of citizens with local authorities.
Ключевые слова: муниципалитет, федеральный закон, инициатива граждан, правотворчество, местное самоуправление, избирательное право, гласность, принцип, проект.
Key words: municipality, federal law, citizens' initiative, law-making, local government, suffrage, publicity, principle, project
Согласно статье Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ c правотворческой инициативой может выступать группа граждан, обладающая избирательным правом, в порядке, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования [5].
Это же право закреплено в главном законе нашей страны, в Конституции Российской Федерации, провозглашающая, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления, находящиеся в его муниципалитете [1].
Местное самоуправление, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, гарантируется на всей территории страны и на него имеет право каждый гражданин, возникает лишь несколько вопросов: заинтересован ли он сам в этом праве и имеет ли хоть какое-то желание принимать участие в разрешении местных проблем и решении основных задач, да и предоставлены ли все возможности в полной мере для реализации данного права?
Интересным представляется правотворческая инициатива, ведь не все про нее знают в полной мере, поэтому закрепляется мнение, что это функции государства и лишь государство имеет полное право на данную деятельность. А правотворческая деятельность граждан является лишь отдаленным отголоском демократии и в практике ее не существует. Из-за данных стереотипов возникают такие проблемы, как непросвещенность
населения и отсутствие инициативы в малейшем принятии участия населения в решении немаловажных вопросов, отстранение и недоверие к органам власти в целом, недовольство со стороны граждан, возникновении многих спорных вопросов и моментов. Хотя это совсем не так. Статья 26 названного выше федерального закона гласит, что малейшая численность активной группы населения определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа населения муниципального образования, обладающего избирательным правом [5]. Если нет четко поставленного и конструктивного инструмента посредством которого осуществляется реализация правотворческой деятельности граждан, то это будет низким показателем развития структуры местного самоуправления и будут актуальны лишь вопросы, ограниченные проблемами местного самоуправления, не затрагивая местное население.
Проект, предоставленный инициативной группой, который внесен в порядке реализации правотворческой инициативы населения, должен быть обязательно рассмотрен и проверен органом местного самоуправления или же должностным лицом местного самоуправления, если в их обязанности непосредственно входит принятие и рассмотрение данных актов, в срок до 3 месяцев со дня его предоставления. Но, если, в связи с проблемой правовой просвещенности граждан, проект был внесен в органы, к которым не входит в компетенцию рассмотрения и принятие данных актов, то срок 3 месяца кажется слишком долгим, для того, чтобы потом обратно были возвращены все документы инициативной группы и указание на то, что орган некомпетентен в решении данного вопроса. Необходимо внести некоторые уточнения в статью, а именно сократить срок проверки и, если органы некомпетентны в данном вопросе, направить проект и всю необходимую документацию должностному лицу органов самоуправления или самим органам местного самоуправления, в деятельность которых входит проверка и принятие актов. Это поможет устранить пробелы во взаимосвязи граждан и местного самоуправления, приведет к большему пониманию и исключит возможность «потери» проекта.
Представителям активной группы граждан должна быть предоставлена, а позже и реализована, возможность выражения своего мнения и позиции при рассмотрении данного проекта. Проект обязаны рассмотреть в открытом заседании при том, что реализация правового акта, предоставленного проекта в соответствии функционирования правотворческой инициативы граждан, будет отнесен к функциям коллегиального органа местного самоуправления [4].
Возникает важный вопрос о том, как в данном случае обеспечивается гласность, взаимодействие всех граждан и муниципального образования? Стоит внести изменения и уточнения в данную статью, хотелось бы изложить ее следующим образом:
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта перед всем населением муниципального образования путем следующих форм:
1. публичного выступления на собрании активной группы с проектом;
2. телевизионная трансляция;
3. голосование за проект на сайте муниципального образования с полным изложением самого
законопроекта.
В данном случае, при вышеописанном изложении будет гарантирована и реализована гласность граждан, непосредственная взаимосвязь, а также полное предоставление права участия в решении местных вопросов и задач совместно с органами местного самоуправления, что будет доказывать воплощение конституционного права граждан, да и всей страны в целом [5].
Ведь основной целью работы муниципальных органов является, в первую очередь, работа в интересах своего населения, а она будет воплощаться только при полном взаимодействии с гражданами, путем их заинтересованности в решении вопросов, непосредственной помощи и правотворческой инициативе.
По мнения Т.Н. Михеевой участие всего населения посредством специально созданных общественных институтов в решении вопросов местного значения является явно необходимом для лучше и эффективного функционирования муниципального образования, а также для стабилизации системы и структуры органов [2]. При заинтересованном участии местного населения в исполнении муниципальных вопросов сам муниципалитет будет становиться лучше, продуктивнее, обширнее таким, каким он будет устраивать народ и удовлетворять его потребности. Но и муниципалитету нужно сделать встречное предложение, то есть поддержать инициативу граждан, а не усугублять их мнение, что их инициатива является лишь фактической, а на практике не имеет никакого применения.
Взяв в пример правотворческую инициативу, которая относится к муниципальной демократии, мы можем увидеть явную тесную связь гласности с правом на осуществление местного самоуправления. Именно гласность позволяет гражданам быть осведомленными о деятельности по решению вопросов местного значения, устраняя какие-либо сомнения по поводу деятельности органов местного самоуправления, а также и самим включиться в эту деятельность в необходимых случаях и понимать в чем суть и структура данной деятельности
[5].
Затрагивая вопрос о реализации принципа гласности в местном самоуправлении, невольно возникает вопрос о необходимом расширении состава субъектов, но, при этом, дополняя его местными общественными объединениями. Ведь в состав данных объединений входят представители населения муниципального образования. Они образуют в своих рядах тех активных граждан, которые совершенно неравнодушны к решению вопросов местного значения и проявляют хоть какой-то интерес. Конечно же, граждане, а точнее участники местных общественных объединений, могут сами создать инициативную группу, не привязывая себя к какой-нибудь общественной структуре, и воплощать свое право на внесение проекта муниципального правового акта. В связи с этим законодатель должен учитывать этот момент и поспособствовать расширению субъектного состава правотворческой инициативы и внести в 1 пункт статьи 26 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также и местные общественные объединения, которые выступают с подобным волеизъявлением, оформленной протоколом руководящего органа объединения. Данные предложения должны поспособствовать воплощению общественных интересов и потребностей граждан муниципальных образований, что будет учитывать их мнение соотносится с элементами гласности местного самоуправления [3].
В связи со всем вышесказанным, можно прийти к выводу, что развитие и эффективность структуры органов местного самоуправления, а также их деятельности, зависит также и от активности, заинтересованности населения.
Конечно же, невозможно принудить граждан принимать участие в жизнедеятельности местного значения, но необходимо создать такие условия, которые поспособствуют заинтересовать их в этом, например ввести изменения и дополнения в Федеральный Закон №131, главу 5, чтобы упростить условия, провести правовую освещенность граждан, ведь многие даже не подразумевают, как могут поспособствовать органам местного самоуправления в своей же заинтересованности и в своих целях, для создания комфортных условий жизни. А именно уточнить, что граждане не только «могут», но и «должны» принимать участие и вносить свой вклад в жизнедеятельность муниципалитетов. Ведь органы местного самоуправления являются средством
решения проблем граждан, нужно понимать, что взаимодействия местного самоуправления и населения - это нормальное явление, которые поможет всем удовлетворить свои потребности и интересы. И не стоит бояться проявлять инициативу, это будет помощью в устойчивом системном значении и эффективной, продуктивной работе местных органов самоуправления.
«Для решения проблемы также необходимо установить прямую связь с департаментом образования, что увеличит вероятность правовой просвещенности граждан и поспособствует принятию участия населения в правотворчестве.
Также необходимо внести корректировки в Ф3-131 статью 26, которые связаны с возможностью рассмотрения населением органа представительной власти муниципалитета только проекты актов правового значения по вопросам и проблемам местного значения. Это поспособствует фактическому существованию прямой демократии в муниципальных образованиях и привлечению граждан к непосредственному принятию участия в решении важных задач и рассмотрении вопросов на местном уровне»
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) // Собрание законодательства. 2014, N 31, ст. 4398.
2. Михеева Т. Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 8. С. 93-96.
3. Постовой Н. В. Муниципальное право России. М., 2017.
4. Выдрин И. В. Муниципальное право России. М., 2015.
5. Краснов М. А. Проблемы ответственности в местном самоуправлении. М., 2017.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003, N 40, ст. 3822.