Научная статья на тему 'Вопросы гласности при реализации правотворческой инициативы граждан'

Вопросы гласности при реализации правотворческой инициативы граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГЛАСНОСТЬ / ГРАЖДАНЕ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеев Денис Степанович

В статье рассматривается одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления правотворческая инициатива граждан. Автор утверждает, что ключевым принципом ее реализации выступает гласность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS of PUBLICITY AT REALIZATION OF THE LAW-MAKING INITIATIVE OF CITIZENS

In the article one of forms of participation of the population in implementation of local government a law-making initiative of citizens is considered. The author claims that the key principle of its realization is publicity.

Текст научной работы на тему «Вопросы гласности при реализации правотворческой инициативы граждан»

Михеев Д. С.

m

7. Постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2014 г. № 82-п «Об утверждении Положения о Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minkpo.permkrai.ru/ content/polozhenie

УДК

Вопросы активности граждан в делах местного сообщества продолжают оставаться актуальными. Учеными отмечается поддержка государством гражданских инициатив в муниципальной сфере, консультации власти с территориальными коллективами, предшествующие принятию важных решений, что характерно для ряда зарубежных государств [1, с. 23]. Интерес жителей российских муниципалитетов к решению вопросов местного значения также становится более заметным. Не случайно даже глава государства В. В. Путин отметил это в одном из последних По-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01364.

S. http://www.minkavkaz.gov.ru/

9. http://minvostokrazvitia.ru/

10. http://www.minkpo.permkrai.ru/

K. V. Cherkasov

сланий Федеральному Собранию: «Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, понимают, что от их малых усилий многое зависит» [2].

При этом большая роль отводится гласности происходящих на муниципальном уровне процессов, принимаемых решений. Отсутствие гласности, по мнению Т. Н. Михеевой, становится причиной недоверия, формирования у жителей представлений о неэффективности, безответственности и коррупционности местной власти [3, с. 145]. Хотя общие задачи развития муниципальных территорий, обеспечения их жизнедеятельности, комфортного проживания жителей выступают важным условием для сближения ин-

MINISTRY OF REGIONAL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA: SOME ASPECTS OF THE LEGAL STATUS

Article is devoted to the research of legal status of the Ministry of the Russian Federation on development of the Far East, the Ministry of the Russian Federation for the North Caucasus, the Ministry of affairs of Komi-Permyak Autonomous Area of Perm Krai. The main characteristics of data of bodies - structure and powers are analyzed. The attention to the available duplication of functions of government institutions in the sphere of administration of the territory of the Far East and the North Caucasus is paid; the generalizing conclusions on a research subject are formulated.

Keywords: The Ministry of the Russian Federation of development of the Far East, the Ministry of the Russian Federation for the North Caucasus, the Ministry of affairs of Komi-Permyak Autonomous Area of Perm Krai, the Ministry of territorial development, the federal district, the plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the federal district.

CHERKASOVKonstantin V. - Doctor of Law, associate professor, professor of the Department of the Constitutional law, Administrative law and legal provision of public service of the Vyatka State University; Head of Department of Administrative, Financial and Information lawof the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Nizhny Novgorod Institute of Management), Nizhny Novgorod.

E-mail: CherkasovKV1978@yandex.ru

342.55

ВОПРОСЫ ГЛАСНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН'

Михеев Денис Степанович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. Е-та11:М1кЬее¥_03@та11.ги

В статье рассматривается одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления -правотворческая инициатива граждан. Автор утверждает, что ключевым принципом ее реализации выступает гласность.

Ключевые слова: местное самоуправление, гласность, граждане, правотворческая инициатива.

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

тересов органов местного самоуправления с гражданами и общественными структурами [4, с. 94].

В системе местного самоуправления имеется достаточное количество специфических форм, позволяющих населению, гражданам, общественным структурам непосредственно участвовать в решении вопросов местной жизни, высказывать собственные позиции, влиять на принятие решений местных органов, к числу которых следует отнести правотворческую инициативу граждан. Рассмотрим проявления гласности при осуществлении этой формы муниципальной демократии.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года [5] не дал определения правотворческой инициативе граждан, однако достаточно полно урегулировал муниципальные правоотношения по ее реализации. Дальнейшее развитие данной формы прямой демократии нашло отражение в муниципальных правовых актах, например, в Положении о правотворческой инициативе граждан в городском округе «Город Йошкар-Ола» от 23 ноября 2006 года, которое определило правотворческую инициативу как право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц городского округа проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения [6]. Субъектом правотворческой инициативы выступает инициативная группа граждан муниципального образования численностью не более трех процентов от количества жителей, обладающих избирательным правом.

Однако, говоря о реализации принципа гласности в местном самоуправлении, следует задаться вопросом: а почему бы не расширить субъектный состав, включив в него местные общественные объединения? Ведь, по большому счету, члены этих объединений являются представителями населения муниципального образования, местного сообщества. Они аккумулируют в своих рядах наиболее активных граждан, не остающихся равнодушными к решению вопросов местного значения, в том числе заинтересованных в принятии недостающих, по их мнению, муниципальных правовых актов.

Безусловно, граждане - члены местных общественных объединений - могут, не связывая себя с какой-либо общественной структурой, создать инициативную группу необходимой численностью и тем самым реализовать свое право на внесение проекта муниципального правового акта. Вместе с тем, полагаем, что законодатель должен быть более чутким и адекватно отвечать на вызовы времени, которое настоятельно диктует расширить субъектный состав правотворческой инициативы и включить в пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также и местные общественные объединения, выступившие с подобной инициативой,

оформленной протоколом соответствующего руководящего органа объединения (собрания, конференции и т. п.). По мнению Т. Н. Михеевой участие населения через созданные им общественные институты в решении местных проблем является объективно необходимым [7, с. 20].

По нашему мнению, высказанные предложения будут способствовать реализации общественных интересов и потребностей граждан муниципальных образований, наилучшему учету их мнения, что соотносится с элементами принципа гласности местного самоуправления.

Подлежат в этой связи существенной доработке и другие нормы упомянутой статьи Федерального закона от 6 октября 2003 года. В сегодняшней его редакции остается неурегулированным процесс реализации правотворческой инициативы в случае отсутствия в муниципальном образовании положения, регламентирующего эти вопросы, ведь отсылка к «настоящему Федеральному закону» не привносит ясности. Части 2 и 3 статьи 26 устанавливают обязанность органа или должностного лица, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, рассмотреть внесенный проект, обеспечив представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при его рассмотрении. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, должно быть доведено в письменной форме до сведения внесшей его инициативной группы.

Как быть, если инициативная группа, не очень разобравшись в компетенции муниципальных структур, внесла свой проект не в тот орган или не тому должностному лицу? Спокойно ожидать 3 месяца ответа, чтобы потом получить весь пакет документов со ссылкой на неуправомоченность данного органа? При подобном подходе можно в зародыше убить всякую творческую инициативу.

Полагаем, что подобная законодательная неопределенность должна быть устранена путем следующего дополнения: «В случае, если проект муниципального правового акта внесен в орган или должностному лицу местного самоуправления, в компетенцию которого не входит его принятие, орган (должностное лицо) обязаны в течение 5 дней со дня внесения проекта муниципального правового акта направить весь комплект документов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, в орган или должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего муниципального правового акта».

Также необходимо конкретизировать право представителей инициативной группы на участие в рассмотрении проекта, заменив расплывчатую формулировку о том, что им «должна быть обеспечена возможность», на более определенную юридическую норму: «Представители инициативной группы граж-

Михеев Д. С.

дан не позднее чем за 10 дней до дня рассмотрения внесенного проекта муниципального правового акта должны быть уведомлены в письменной форме о дате и времени его рассмотрения. Им должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта».

И, наконец, мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, не позднее 7 дней со дня вступления его в силу должно быть в письменной форме доведено до сведения представителей инициативной группы граждан и официально опубликовано в средствах массовой информации.

Инициатива граждан в общем ее понимании - это способность к самостоятельным активным действиям, направленным на необходимость разрешения какого-то конфликта, противоречия. Словарь иностранных слов определяет инициативу (от лат. шШаге - начинать) как почин, побуждение к началу какого-либо дела [8].

Правотворческая инициатива граждан в обсуждаемом контексте есть активные действия, направленные на урегулирование правовой неопределенности в какой-то сфере местной жизни. Отсутствие четкой правовой регламентации тормозит активность граждан, негативным образом влияет на реализацию принципа гласности, а в конечном счете, и на развитие всего муниципального образования.

Полагаем, что предложенная коррекция правовых алгоритмов самым непосредственным образом влияет на дальнейшую реализацию гласности на местном уровне, значительно расширяет ее горизонты, способствует более тесному взаимодействию населения и иных общественных институтов с органами местного самоуправления. Следует признать, что предоставленный уровень свободы в данном случае будет подкреплен адекватной охраной общественных отношений [9, с. 97].

Вместе с тем, следует заметить, что попытки населения выступить с правотворческой инициативой являются довольно редкими. В целом в российской муниципальной практике отмечаются единичные примеры осуществления гражданами муниципальных образований этой формы непосредственной демократии, что подчеркивает не только инертность, пассивность граждан, но и позитивные моменты, свидетельствующие о достаточности в целом муниципального правового регулирования. Поэтому для граждан поводом обратиться с проектом муниципального правового акта выступают достаточно специфические вопросы.

Например, в сентябре 2005 года инициативная группа жителей города Твери обратилась в Тверскую городскую Думу с проектом муниципального правового акта о возвращении исторических названий пяти улицам города, носящим имена «террористов». Речь шла об улицах А. Желябова, С. Перовской, З. Коноп-

лянниковой, А. Ульянова и С. Халтурина. Инициаторами этой акции выступили Тверской Союз православных мирян, Тверское региональное отделение Ассоциации работников правоохранительных органов РФ, Тверское региональное отделение Союза православных граждан и Тверской городской клуб краеведов. В поддержку правотворческой инициативы было собрано более тысячи подписей. Члены инициативной группы предлагали вернуть улицам их прежние наименования: Козьмодемьянская, 1-я Никольская, Воскресенская, 3-я Никитина, - а улицу С. Халтурина переименовать в улицу Святителя Арсения.

Вопрос о возвращении исторических названий улицам Твери, ныне носящим имена «террористов», поднимался общественностью города еще в 2002 году. Тогда было также собрано более тысячи подписей горожан под обращением и оформлено в качестве правотворческой инициативы граждан к депутатам Тверской городской Думы. Это предложение обсуждалось на заседании Тверской городской Думы 15 октября 2002 года. Тогда, кроме пяти депутатов, поддержавших это предложение горожан, остальные просто отказались принять участие в голосовании, в результате чего решение по данному вопросу вынесено не было. В качестве одного из главных аргументов некоторых депутатов звучали слова «еще не пришло время».

В процессе рассмотрения правотворческой инициативы граждан в марте 2005 года по решению постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и законности Тверской городской Думы была создана рабочая группа по возвращению исторических названий улицам города Твери. В результате голосования депутатов по проекту решения «О переименовании улиц А. Желябова, З. Коноплян-никовой, С. Перовской, А. Ульянова, С. Халтурина» с небольшим перевесом победили сторонники сохранения в названиях улиц имен «террористов» [10].

Анализируя данную ситуацию, необходимо отметить, что инициаторами выступили религиозные и общественные организации, было собрано достаточное количество подписей, необходимых для регистрации правотворческой инициативы, а также внесен конкретный проект правового акта, что свидетельствует о соблюдении необходимых процедурных вопросов для обращения с правотворческой инициативой. Пример сам по себе показателен еще и в том смысле, что он доказывает необходимую и достаточную правовую обеспеченность для реализации гражданами своего права на внесение проектов муниципальных правовых актов.

На примере одной из форм муниципальной демократии - правотворческой инициативы - отчетливо проявляется тесная взаимосвязь гласности с правом на осуществление местного самоуправления. Именно гласность позволяет гражданам быть осведомленными о деятельности по решению вопросов местного

т

Конституционное, муниципальное и административное право

значения, а также и самим включиться в эту деятельность в необходимых случаях.

Литература

1. Mikheev D. S., Mikheeva T. N., Mokoseeva M. A. (2015). On the experience of legal regulation of the principle of local authorities in German law // Review of European Studies. Vol. 7, No 8. P. 23-27; http//dx.doi.org/: 10.5539/res.v7n8p23

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 дек. 2014 г. // Российская газета. 2014. 5 дек.

3. Михеева Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 145-148.

4. Михеева Т. Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8. С. 93-96.

5. Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

6. Положение о правотворческой инициативе граждан в городском округе «Город Йошкар-Ола» от 23 нояб. 2006 г. // Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». 2007. № 6. С.188-193.

7. Михеева Т. Н., Яичникова Ю. С. О некоторых формах участия населения муниципального образования в контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 20-21.

8. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987. С. 200.

9. Михеева Т. Н. Значение и пределы государственного принуждения в условиях развития правового государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 97-99.

10. Улицам Твери - свои исторические названия! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/ 2005/09/07/ulicam_tveri_-_svoi_istoricheskie_nazvaniya.

D. S. Mikheev

QUESTIONS OF PUBLICITY AT REALIZATION OF THE LAW-MAKING INITIATIVE OF CITIZENS

In the article one of forms of participation of the population in implementation of local government - a law-making initiative of citizens is considered. The author claims that the key principle of its realization is publicity.

Keywords: local self-government, publicity, citizens, law-making initiative.

MIKHEEV Denis S. - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Сonstitutional and Administrative Law, The Mari State University, Yoshkar-Ola. e-mail: Mikheev_DS@mail.ru

УДК 342.5

К ВОПРОСУ О ПРЕДЕЛАХ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИЙ (УСТАВОВ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАКТИКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО (УСТАВНОГО) СУДА

Хабибуллина Гульнара Рушановна,

кандидат юридических наук, доцент

кафедры конституционного и административного

права Казанского (Приволжского) федерального

университета, г. Казань.

E-mail: Goulnara.Khabiboullina@ksu.ru

Статья посвящается анализу особенностей законодательного регулирования пределов толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Обосновывается ведущая роль принципов права в установлении пределов такого толкования и их отражение в итоговых решениях конституционных (уставных) судов.

Ключевые слова: конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, толкование, принципы права, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не содержит специальных правил о пределах толкования конституции (устава), ограничиваясь закреплением следующей общераспространенной юридической конструкции: право конституционного или уставного суда давать официальное толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации; круг уполномоченных субъектов

обращения с запросом о толковании конституции (устава) субъекта Российской Федерации; юридическая сила акта официального толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации региональный законодатель предусматривает законодательные положения о пределах толкования конституций (уставов), расширяя тем самым за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.