Научная статья на тему 'Обеспечение прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела'

Обеспечение прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ЛИЦА И ОРГАНИЗАЦИИ / ПОТЕРПЕВШИЕ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРАВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ / CRIMINAL CASE / STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE / PERSONS AND ORGANIZATIONS AS VICTIMS OF CRIMES / RIGHT / ENSURING RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенцов Владимир Александрович

Обосновывается, что процессуальное положение лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела значительно уступает их статусу на последующих этапах судопроизводства, не обеспечивая эффективную защиту прав, включая доступ к правосудию. Предлагается предусмотреть возможность отражения в протоколе не только процессуального (при наличии), но и фактического положения участвующего лица, а также предоставить лицам и организациям, потерпевшим от преступлений, права, закрепленные в пп. 4-11 ч. 2 ст. 42 УПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенцов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the rights of persons and organizations as victims of crime at the stage of initiation of criminal proceedings

It is proved that the procedural position of persons and organizations as victims of crimes at the stage of initiation of criminal proceedings is significantly inferior to the status of this participant at the subsequent stages of judicial proceedings, without providing effective protection of his rights, including access to justice. It is proposed to provide for the possibility of reflecting in the protocol not only the procedural (if any), but the actual position of the person involved, as well as to provide persons and organizations suffering from crimes, the rights enshrined in paragraphs 4-11 of part 2 of article 42 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела»

Семенцов Владимир Александрович

Обеспечение прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела

Обосновывается, что процессуальное положение лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела значительно уступает их статусу на последующих этапах судопроизводства, не обеспечивая эффективную защиту прав, включая доступ к правосудию. Предлагается предусмотреть возможность отражения в протоколе не только процессуального (при наличии), но и фактического положения участвующего лица, а также предоставить лицам и организациям, потерпевшим от преступлений, права, закрепленные в пп. 4-11 ч. 2 ст. 42 УПК РФ.

Ключевые слова: уголовное дело, стадия возбуждения уголовного дела, лица и организации, потерпевшие от преступлений, право, обеспечение прав.

Ensuring the rights of persons and organizations as victims of crime at the stage of initiation of criminal proceedings

It is proved that the procedural position of persons and organizations as victims of crimes at the stage of initiation of criminal proceedings is significantly inferior to the status of this participant at the subsequent stages of judicial proceedings, without providing effective protection of his rights, including access to justice. It is proposed to provide for the possibility of reflecting in the protocol not only the procedural (if any), but the actual position of the person involved, as well as to provide persons and organizations suffering from crimes, the rights enshrined in paragraphs 4-11 of part 2 of article 42 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.

Key words: criminal case, stage of initiation of criminal case, persons and organizations as victims of crimes, right, ensuring rights.

В современной отечественной науке уголовного процесса активно исследуется вопрос о совершенствовании механизма обеспечения прав участников в стадии возбуждения уголовного дела с закреплением в законе приоритета защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Обусловлено это тем, что согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ закреплена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать условия для их реализации и механизмы защиты [1].

Однако, несмотря на предписания Основного закона, процессуальное положение лица, потерпевшего от преступления, в стадии возбуждения уголовного дела значительно уступает статусу этого участника на последующих этапах уголовного судопроизводства, не обеспечивая эффективную защиту его прав при

подаче заявления, его проверке и принятии по итогам процессуального решения, которое должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

Значимость вопроса обеспечения прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений, привела к разработке проекта специального закона о потерпевших от преступлений, который был опубликован 24 февраля 2012 г. на интернет-портале «Российской газеты» и в котором определены принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших от преступлений, их правовой и социальной защиты, установлены государственные гарантии денежных компенсаций за вред, причиненный преступлением [2]. Вместе с тем отсутствие объективных предпосылок к принятию специального закона о потерпевших от преступлений привело к тому, что совершенствование правового статуса этого участника уголовного судопроизводства осуществляется посредством корректировки действующего уголовно-процессуального закона.

10 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. [3], цель при-

62

нятия которого - расширение общих процессуальных прав потерпевших с акцентом на правах несовершеннолетних потерпевших и гарантиях возмещения вреда, причиненного преступлениями. Кроме того, скорректированы меры государственной защиты потерпевших, положения об информировании потерпевших о перемещениях осужденного и ряд других. Отдельные положения названного закона действуют с 1 января 2015 г. (в основном это нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних потерпевших).

Теперь решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если же на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице (ч. 1 ст. 42 УПК РФ). Что характерно, еще в 1994 г. в проекте УПК РФ, разработанном Государственно-правовым управлением Президента РФ, содержалась ст. 73: «В случае, если в момент возбуждения уголовного дела основания для признания потерпевшим отсутствуют, указанное решение принимается незамедлительно по установлении таких оснований» [4], но эта формулировка не получила своего закрепления в первоначальной редакции УПК РФ 2001 г.

Несмотря на законодательные новеллы последних лет, существенно изменившие порядок процессуальной деятельности, адаптированные к условиям и складывающимся особенностям производства в первоначальной стадии, эффективность обеспечения прав лица, в отношении которого совершено преступление, включая доступ к правосудию, остается на низком уровне, что обусловливает необходимость разработки мер по решению названной задачи. Об актуальности проблемы обеспечения прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений, свидетельствует состоявшийся 6 декабря 2018 г. в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству круглый стол «Гарантии реализации права потерпевшего на доступ к правосудию при принятии решения о возбуждении уголовного дела», а также 7-8 декабря 2018 г. VIII Международный конгресс «Сравнительное правоведение в поисках конституционного идеала» в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве

РФ с обсуждением, в числе других, процессуального положения потерпевшего.

По нашему мнению, затрудняющими доступ граждан к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела можно назвать действия (бездействие) либо решения должностных лиц досудебного производства, которые ограничивают права граждан, препятствуют их обращению за судебной защитой: отказ в приеме заявления о преступлении, бездействие при проверке таких сообщений, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела и др.

Особенно остро встает вопрос обеспечения права лица, потерпевшего от преступления, на доступ к правосудию при отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку ежегодно происходит рост количества указанных процессуальных решений, о чем свидетельствуют статистические данные. Например, в 2017 г. количество «отказных» материалов (без повторных) составило 6,3 млн и их удельный вес к возбужденным уголовным делам составил 354% [5, с. 22]. В том же 2017 г. прокурорами отменено 2381432 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела [6], а в 2018 г. - 2225641 постановление [7].

Согласно ч. 4 ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется заявителю с разъяснением ему права и порядка обжалования, но праву обжалования не корреспондирует обязанность следователя или дознавателя предоставить для ознакомления материалы проверки сообщения о преступлении, без чего проблематично определить предмет обжалования, а это, несомненно, является препятствием к реализации конституционного права потерпевшего на доступ к правосудию. Дело в том, что ч. 2 ст. 24 Конституции РФ гарантирует право на информацию, согласно которому органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

К негативным моментам в части гарантиро-ванности прав участников стадии возбуждения уголовного дела можно отнести решение законодателя о расширении перечня следственных и иных процессуальных действий, допустимых к производству при проверке сообщения о преступлении, поскольку это объективно повлекло за собой увеличение ее сроков, о чем косвенно свидетельствуют предписания ч. 3 ст. 144 УПК РФ, предусматривающие продление срока такой проверки при необходимости производства

63

документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Причем не учитывается исключительный характер производимых в стадии возбуждения уголовного дела следственных и иных процессуальных действий. Только по отношению к освидетельствованию имеется прямое указание о возможности его производства до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). Для других следственных и иных процессуальных действий, допустимых к производству при проверке сообщения о преступлении, условие исключительности отсутствует, и они проводятся без каких-либо ограничений, что влечет за собой снижение гарантированности прав участников. По-прежнему остается неурегулированной процессуальная деятельность по получению объяснений, истребованию и изъятию документов и предметов.

Более того, при проверке сообщения о преступлении может преобладать непроцессуальная деятельность, подтверждением чему служит право следователя давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий с возможностью использования полученных достаточных данных, указывающих на признаки преступления, как основания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Причем выбор средств, методов, тактических приемов осуществления оперативно-розыскных мероприятий относится к исключительной компетенции оперативного подразделения, исполняющего поручение следователя.

Кроме того, возросла интенсивность вовлечения в проверку сообщений о преступлениях граждан, потенциальных участников следственных и иных процессуальных действий, чей процессуальный статус здесь не всегда определен, следствием чего выступает недостаточность, а подчас и полное отсутствие механизмов обеспечения прав. Принимая во внимание эту особенность процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, следовало бы предусмотреть в законе возможность отражения в протоколе не только процессуального (при наличии), но и фактического положения лица, принимающего участие в следственном действии (например, заявитель, очевидец).

Здесь уместно будет напомнить правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в ряде его решений, согласно ко-

торой «правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения: он лишь процессуально оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора и суда о признании потерпевшим, но не формируется им» [8]. Пониманию потерпевшего в юридическом и фактическом смыслах придается значение в судебной практике, о чем свидетельствует постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» [9].

Тем самым подчеркивается, что, несмотря на отсутствие возможности вынесения постановления о признании потерпевшим до момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, исходя из гарантированности конституционных прав и свобод человека и гражданина, следователь (дознаватель) уже на первоначальном этапе уголовного судопроизводства обязан обеспечить возможность реализации лицу, потерпевшему от преступления, принадлежащих ему прав. Тем более, что статус заявителя недостаточен для обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого совершено преступление, поскольку имеет локальный и кратковременный характер.

Однако уточним, что фактическое положение лица как потерпевшего в стадии возбуждения уголовного дела с учетом решаемых здесь задач не означает приобретение им того же статуса, который ему предоставлен на последующих этапах уголовного судопроизводства. В результате указанной неопределенности не ясен перечень прав и обязанностей, подлежащих разъяснению лицу, потерпевшему от преступления, которое может либо иметь статус заявителя, либо нет.

Если это заявитель, то совсем не обязательно, чтобы ему был причинен вред совершенным преступлением, но это будет означать, что в последующем не будет оснований для признания его потерпевшим. А если вред причинен заявителю, например, по уголовному делу частно-публичного обвинения, то в стадии возбуждения уголовного дела он еще не является потерпевшим в значении ч. 1 ст. 42 УПК РФ, хотя затруднений в определении его фактического процессуального положения не возникает. Одновременно следует помнить, что при отсутствии процессуального повода к возбуждению уголовного дела в форме заявления в числе участников проверки иного повода вполне может быть лицо, пострадавшее от преступления.

64

При осуществлении наиболее активной части стадии возбуждения уголовного дела -проверки сообщения о преступлении лицо, в отношении которого совершено преступление, может привлекаться для участия в производстве процессуальных действий по правилам ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, приобретая права, отвечающие содержанию производимых действий: 1) не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников, круг которых определен пп. 4 ст. 5 УПК РФ; 2) пользоваться услугами адвоката; 3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ; 4) ходатайствовать о применении мер безопасности.

Думается, что лицу, потерпевшему от преступления, в стадии возбуждения уголовного дела должна обеспечиваться реализация не только тех прав, которые предусмотрены в ст. 144 УПК РФ, но и других, закрепленных в п. 4-11 ч. 2 ст. 42 УПК РФ (например, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта).

Одновременно требует корректировки право иметь адвоката-представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ), поскольку сравнительный анализ процессуального статуса лица, потерпевшего от преступления, и лица, его совершившего, убеждает в различии подходов законодателя по обеспечению конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи: если первому (потерпевшему от преступления) возмещаются расходы на представителя (ч. 3 ст. 42, п. 1.1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ), то второму (совершившему преступление) предоставляется по его просьбе защитник с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ), участие которого обеспечивается дознавателем или следователем (ч. 2 ст. 50 УПК РФ).

Изложенное означает, что потерпевший от преступления для получения квалифицированной юридической помощи должен оплатить услуги адвоката-представителя независимо от наличия такой возможности, а возмещение расходов будет производиться уже в суде при разрешении уголовного дела по существу. Вместе с тем из содержания ст. 21 Конституции РФ следует, что государство обязано гарантировать защиту прав потерпевших от преступлений, в том числе путем обеспечения им

адекватных возможностей отстаивать свои интересы. В связи с этим предлагаем дополнить п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ словами «и пользоваться его помощью бесплатно».

Подтверждением нашей позиции о предоставлении лицу, потерпевшему от преступления, права пользоваться помощью представителя бесплатно служат предписания ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ, где закреплено, что участие адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, обеспечивается дознавателем, следователем, а расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Дополнение 28 декабря 2013 г. ст. 45 УПК РФ частью 2.1 можно рассматривать как первый шаг по уравниванию права лица, потерпевшего от преступления (пока еще не каждого), и лица, его совершившего, на бесплатное получение квалифицированной юридической помощи, без чего невозможно обеспечение потерпевшему доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

В ч. 3 ст. 42 УПК РФ предусматривается обеспечение потерпевшему возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием, включая расходы на представителя, но эти требования закона не распространяются на стадию возбуждения уголовного дела, что требует разрешения этой проблемы. Особенно остро встает вопрос о компенсации вреда, причиненного преступлением, в ситуациях, когда жертвами преступления стали несовершеннолетние, инвалиды, пенсионеры или престарелые граждане, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку.

На основании изложенного сформулируем краткие выводы.

1. Несмотря на законодательные новеллы последних лет процессуальное положение лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела значительно уступает их статусу на последующих этапах уголовного судопроизводства, не обеспечивая эффективную защиту их прав, включая доступ к правосудию.

2. В результате расширения перечня следственных и иных процессуальных действий, предназначенных для проверки сообщения о преступлении, возросла интенсивность вовлечения граждан в их производство, однако механизм обеспечения их прав урегулиро-

65

ван недостаточно, в связи с чем предлагается предусмотреть в законе возможность отражения в протоколе не только процессуального (при наличии), но и фактического положения участвующего лица.

3. Лицам и организациям, потерпевшим от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела должна обеспечиваться реализация не только прав, предусмотренных ст. 144 УПК РФ, но и других, закрепленных в пп. 4-11 ч. 2 ст. 42 УПК РФ.

4. Требует корректировки право иметь адвоката-представителя, поскольку сравнитель-

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек.

1993 г. (с изм. и доп. от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.

2. Проект Федерального закона «О потерпевших от преступлений» // Рос. газ. 2012. 24 февр.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 432-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52, ч. I. Ст. 6997.

4. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации обеспечить направление проекта Общей части Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подготовленного Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 7 июня

1994 г. № 282-рп, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, высшим судебным органам Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, а также соответствующим министерствам и ведомствам Российской Федерации: распоряжение Президента РФ от 15 сент. 1994 г. № 475-рп. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Гаврилов Б.Я. Роль института возбуждения уголовного дела в обеспечении прав потерпевших на их доступ к правосудию // Вестн. Сибир. юрид. ин-та МВД России. 2018. № 2(31).

6. Основные результаты прокурорской деятельности в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

ный анализ процессуального статуса лица, потерпевшего от преступления, и лица, его совершившего, убеждает в различии подходов законодателя по обеспечению им конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

5. Право несовершеннолетнего потерпевшего на бесплатное получение квалифицированной юридической помощи следует рассматривать как первый шаг для обеспечения потерпевшему доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

1. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12, 1993 (as amended on Dec. 30, 2008 № 6-FCL, Dec. 30, 2008 № 7-FCL, Febr. 5, 2014 № 2-FCL, July 21, 2014 № 11-FCL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 15. Art. 1691.

2. Draft Federal Law «On Victims of Crime» // Russian newsp. 2012. Febr. 24.

3. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation for the purpose of improving the rights of victims in criminal proceedings: fed. law d.d. Dec. 28 2013 № 432-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2013. № 52, pt. I. Art. 6997.

4. To the Head of Administration of the President of the Russian Federation to provide the direction of the draft General part of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation prepared by the State Legal Department of the President of the Russian Federation in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation d.d. June 7, 1994. № 282-RP, the Executive authorities of the subjects of the Russian Federation, the Supreme judicial bodies of the Russian Federation, the Prosecutor General's office of the Russian Federation, as well as the relevant ministries and departments of the Russian Federation: order of the President of the Russian Federation d.d. Sept. 15, 1994 № 475-RP. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

5. Gavrilov B.Ya. Role of the institution of criminal proceedings in upholding the rights of victims to access to justice // Bull. of the Siberian law institute of Russian MIA. 2018. № 2(31).

6. The main results of the Prosecutor's activities in the Russian Federation for January - December of 2017. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

7. The main results of the Prosecutor's activities in the Russian Federation for January - December of 2018. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

66

7. Основные результаты прокурорской деятельности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

8. По запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части восьмой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 18 янв. 2005 г. № 131-О // Собр. законодательства РФ. 2005. № 24. Ст. 2424.

9. О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 (в ред. от 16 мая 2017 г. № 17) // Бюл. Верховного Суда РФ. 2010. № 9.

8. At the request of the Volgograd garrison military court about the verification of constitutionality of part eight of article 42 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation: determination of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. Jan. 18, 2005 № 131-O // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2005. № 24. Art. 2424.

9. On the practice of application by courts of the norms regulating participation of the victim in criminal proceedings: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. June 29, 2010 № 17 (as amended on May, 16 2017 № 17) // Bull. of the Supreme Court of the Russian Federation. 2010. № 9.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Семенцов Владимир Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета; e-mail: crimpro@ yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

V.A. Sementsov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Criminal Procedure of the Kuban State University; e-mail: crimpro@yandex.ru

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.