В.Б. Шабанов,
доктор юридических наук, профессор, Псковский государственный университет
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА
ENSURING THE RIGHTS AND LAWFUL INTERESTS OF INDIVIDUALS AT THE STAGE THE EXECUTION
OFTHESENTENCE
В статье раскрываются вопросы уголовно-процессуальных гарантий прав и свобод личности, в частности на стадии исполнения приговора, вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в части надлежащего обеспечения прав и законных интересов участников рассматриваемой стадии.
This article describes issues of criminal procedure guarantees the rights and freedoms of the individual, in particular, at the stage of enforcement, issues of improvement of criminal procedural legislation regarding the proper exercise of rights and legitimate interests ofparticipants in the present stage.
Основополагающим началом, на котором базируется национальное законодательство большинства демократических стран мира, является обеспечение и защита прав и основных свобод человека и гражданина, как того требуют международно-правовые документы [2. — С. 180]. Так, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека (1948) и закрепленный в Преамбуле Декларации о принципах международного права (1970) принцип уважения прав человека и основных свобод стал одним из основных международных принципов, призванных направить политику государств мирового сообщества, в том числе и России, на его осуществление в рамках внутригосударственного механизма, предполагающего правовое и организационное обеспечение реализации и непосредственную фактическую деятельность по достижению социально значимых результатов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере отправления правосудия по уголовным делам. При этом, конечно, основу реализации принципа уважения
прав человека и основных свобод должно составлять не только их признание, а, прежде всего, создание надежного уголовно-процессуального механизма, необходимого правового регулирования, порождающего гарантированность этих прав и свобод посредством их обеспечения и защиты со стороны субъектов уголовно-процессуальных отношений.
Естественный и универсальный характер прав и свобод человека был официально признан в 1993 году с принятием Конституции РФ, в которую вошел почти весь каталог прав и основных свобод человека, провозглашенный в Международном билле о правах человека (который обобщает Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека) [3. — С. 400]. После того как еще 22 ноября 1991 года с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР
провозгласила свою приверженность к естественно-правовой доктрине прав человека [3. — С. 287], она нашла свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, в которой провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Признав и зафиксировав международный принцип уважения прав и свобод человека в Основном законе страны, российское государство ориентировало все отрасли права на дальнейшее его закрепление в законодательстве и возложило на государственные органы и должностных лиц обязанность действенного осуществления этого принципа при условии неотчуждаемости прав и основных свобод человека, данных ему от рождения, за исключением законных оснований ограничений таких прав и свобод.
При этом в Конституции РФ уже содержатся нормы, прописывающие конкретный механизм реализации того или иного права, что является составляющей механизма реализации международных правозащитных принципов в российском законодательстве.
Вместе с тем изучение национального законодательства, в частности уголовно -процессуального закона, а также складывающейся правоприменительной практики производства по уголовным делам показывает что ряд международных и конституционных положений о правах личности в сфере уголовного судопроизводства остается без должных гарантий их обеспечения. Это касается, например, права на доступ к правосудию и на справедливое судебное разбирательство, в частности, на стадии исполнения приговора.
Так, по смыслу уголовно-процессуального закона гарантом соблюдения принципов уголовного процесса, в свою очередь составляющих содержание международного принципа уважения прав человека и основных свобод, является суд [6.
— С. 101].
Законодатель, закрепив ряд вопросов, разрешаемых на стадии исполнения приговора только судом, тем самым обязал выполнять требования международных стандартов на справедливое судебное разбирательство. Однако согласно Европейской Конвенции о правах человека право на справедливое судебное разбирательство в первую очередь обязывает предоставлять индивиду возможность добиться судебного разбирательства [4.
— С. 204], а на стадии исполнения приговора этого добиться достаточно сложно.
Так, несмотря на многочисленные изменения, внесенные законодателем в раздел УПК РФ «Исполнение приговора», большая часть проблем, касающихся обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов, вступающих в уголовно -процессуальные отношения на стадии исполнения приговора, остались неразрешенными. На это обращается внимание и на государственном уровне. В частности, Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р [1], требует создания надлежащих условий, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов лиц, осужденных за совершение преступлений, на различных этапах исполнения приговора.
Согласно статистическим данным, в качестве основного субъекта уголовно-процессуальных отношений на стадии исполнения приговора выступают уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) [5]. И в деятельности данных субъектов имеются существенные проблемы, касающиеся закрепления и обеспечения их прав и обязанностей при рассмотрении и разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.
Так, уголовно-процессуальное законодательство в случае отказа суда принять представление уголовно-исполнительных инспекций, например о замене части неотбытого наказания более мягким, не предусматривает порядок обжалования данного решения суда.
Таким образом, оставляя вопросы, связанные с исполнением приговора, на разрешение суда, законодатель, с одной стороны, тем самым имел цель обеспечить справедливое и беспристрастное рассмотрение данных вопросов. С другой стороны, законодательно не предусмотрен должный порядок обжалования решения суда в отказе приема представления уголовно-исполнительных инспекций. Это свидетельствует о том, что законодатель оставил без гарантии соблюдения возможность осужденного в ходе беспристрастного рассмотрения вопроса отстоять свои законные интересы. В таком случае уголовно-исполнительные инспекции, выступая за реализацию законных прав и интересов осужденных, к примеру, подавая представление о замене части неотбытого наказания более мягким, не могут гарантировать доступ осужденного к процедуре рассмотрения указанного вопроса по существу в суде.
Как представляется, сегодня необходимо создать и законодательно закрепить порядок принятия представления органов или учреждений
ФСИН судом в ходе предварительного разбирательства с возможностью участия в нем осужденного и органов прокуратуры.
Кроме того, органы прокуратуры должны заранее получать представления, подготовленные уголовно-исполнительными инспекциями для суда, чтобы иметь возможность оценить законность их деятельности и обязать устранить выявленные нарушения, чтобы, в частности, отказ суда в приеме представлений уголовно-исполнительных инспекций не происходил из-за ненадлежащего сбора и составления необходимых документов органами и учреждениями ФСИН России.
В целом же деятельность суда по соблюдению прав и законных интересов личности на стадии исполнении приговора является основополагающей, так как именно суд рассматривает и разрешает вопросы по исполнению наказаний в части замены наказания более строгим, замены части неотбытого наказания более мягким и др. в случаях, предусмотренных законом, что непосредственно затрагивает права и интересы осужденного. Исходя из этого, как представляется, именно суд должен разъяснять все права и обязанности осужденному. Например, суд в случае назначения условного наказания должен разъяснить осужденному значение испытательного срока и предупредить о последствиях совершения им в течение испытательного срока нового преступления или систематических нарушений общественного порядка. Это позволяет соблюсти права осужденного, так как с момента вынесения приговора до момента его постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции и, соответственно, его ознакомления с порядком отбывания наказания проходит промежуток времени, в течение которого осужденный вполне может совершить правонарушение, не будучи еще ознакомленным сотрудниками инспекции с порядком отбывания наказания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
14 октября 2010 года № 1772-р // Российская газета. — 2011. — 8 марта.
2. Антонов И. А. Уголовное судопроизводство: развитие нравственных начал уголовно-процессуальной деятельности и совершенствование нравственного содержания уголовно-процессуального закона // Общество и право. — 2015. — № 4 (54).
3. Глушкова С. И. Права человека в России : учебное пособие. — М. : Юристъ, 2005.
4. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия : право и практика. — М. : Изд-во МНИМП, 1998.
5. Оперативные статистические сведения о работе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. — URL: http : // www.cdep.ru/statistics.
6. Румянцев Н. В. Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2010.
REFERENCES
1. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14 oktyabrya 2010 goda # 1772-r // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 8 marta.
2. Antonov I. A. Ugolovnoe sudoproizvodstvo: razvitie nravstvennyih nachal ugolovno-protsessual-noy deyatelnosti i sovershenstvovanie nravstvennogo soderzhaniya ugolovno-protsessualnogo zakona // Obschestvo i pravo. — 2015. — # 4 (54).
3. Glushkova S. I. Prava cheloveka v Rossii : uchebnoe posobie. — M. : Yurist', 2005.
4. Gomen D., Harris D., Zvaak L. Evropeyskaya konventsiya o pravah cheloveka i Evropeyskaya sot-sialnaya hartiya : pravo i praktika. — M. : Izd-vo MNIMP, 1998.
5. Operativnyie statisticheskie svedeniya o rabote federalnyih sudov obschey yurisdiktsii i mirovyih sudey. — URL: http : // www.cdep.ru/statistics.
6. Rumyantsev N. V. Obespechenie prav i svo-bod cheloveka pravoohranitelnyimi organami Rossiyskoy Federatsii. — M. : Yuniti-Dana : Zakon i pravo, 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шабанов Вячеслав Борисович. Доктор юридических наук, профессор. Профессор кафедры правозащитной, правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса.
Псковский государственный университет.
Е-mail: [email protected].
Россия, 180760, Псков, пл. Ленина, 21.
Shabanov Vyacheslav Borisovich. Professor of the chair of Human Rights, Law Enforcement, Criminal Law and Process. Doctor of Law, Professor.
Pskov State University.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 180760, Pskov, Lenin square, 21.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство; уголовно-процессуальные гарантии; права и свободы личности; суд; прокурор; осужденный; уголовно-исполнительные инспекции; стадия исполнения приговора.
Key words: criminal procedure; criminal procedure guarantees the rights and freedoms of the individual; the court; the Prosecutor; the convicted criminal-Executive inspection; the stage of enforcement.
УДК 343.1
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОХРАННОГО МОНИТОРИНГА
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Воронеж 2017
Аппаратно-программные комплексы охранного мониторинга : учебное пособие / С.А. Винокуров [и др.]. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2017. — 240 с.
В учебном пособии рассматриваются понятие, назначение и решаемые задачи, состав, принципы построения и функционирования, технические характеристики систем централизованного наблюдения.
Пособие предназначено для слушателей и курсантов Воронежского института МВД России, обучающихся по специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» и профилю подготовки 11.03.01 «Радиотехника», а также для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации