Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ АВТОМАТИКА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Соколов Сергей Викторович, Федоров Андрей Владимирович, Костюченко Денис Владимирович

В статье представлены результаты исследований основных пожарных рисков в многоквартирных жилых домах в Российской Федерации. Предложена и обоснована концепция по реализации мероприятий, направленных на снижение значений пожарных рисков в жилом секторе за счёт установки средств пожарной автоматики при капитальном ремонте жилых домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE SAFETY PROVISION BY MEANS OF FIRE AUTOMATION FACILITIES IN BLOCKS OF FLATS FOR REGIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION ON CAPITAL REPAIR

PURPOSE. Main fire risk values in a public sector in Russia is among the highest in the world. The highest fire risk values are related to residence buildings, particularly with a long life. Residence building equipment provided with fire automation facilities allows to decrease fire risk values to a great extent. METHODS. Measures on available fire risk values reducing were developed using a systematic approach to the problem of safety provision in a public sector of Russia, a regulatory basis analysis and a statistical analysis method. FINDINGS. Risk values for a man to be caught and killed in a fire in blocks of flats in different regions of Russia were examined. The concept of activity implementation aimed at fire automation installation in blocks of flats at capital repair was offered and proved. RESEARCH APPLICATION FIELD. The investigation results are of importance for implementation of regional program on capital repair of long life blocks of flats. CONCLUSIONS. The proposed efforts allow to significantly reduce fire damage in a public sector.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ»

Соколов С. В., Фёдоров А. В., Костюченко Д. В.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ

В статье представлены результаты исследований основных пожарных рисков в многоквартирных жилых домах в Российской Федерации. Предложена и обоснована концепция по реализации мероприятий, направленных на снижение значений пожарных рисков в жилом секторе за счёт установки средств пожарной автоматики при капитальном ремонте жилых домов.

Ключевые слова: пожарная автоматика, пожарная безопасность, многоквартирный жилой дом, капитальный ремонт.

Жилищный фонд Российской Федерации характеризуется достаточно длительными сроками эксплуатации и повышенным износом. Согласно статистике, на 2009 год доля многоквартирных жилых домов в Российской Федерации со сроком эксплуатации свыше 25 лет составила более 75 %, при этом доля зданий, построенных до 1995 года, в 43 регионах России превышает 90 %, во многих из этих регионов преобладают жилые дома, построенные до 1970 года. При этом объёмы жилого фонда со сроками эксплуатации свыше 25 и 40 лет будут систематически расти, а средний срок их эксплуатации увеличится до 50 лет к 2035 году [1].

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ-384), с 2010 года утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил, регламентирующих минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений. Необходимо отметить, что требования, предъявляемые

к объектам защиты, введённым в эксплуатацию до вступления в силу указанного документа, к ним не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта (ст. 42 ФЗ-384).

Таким образом, в отношении более чем 75 %, а в некоторых субъектах Российской Федерации и в отношении более чем 90 % жилых многоквартирных домов отсутствуют законные основания для применения современных нормативных требований в области обеспечения минимально необходимого уровня пожарной безопасности, что может являться одной из причин крайне тяжёлых последствий пожаров в жилом секторе [2].

В настоящее время значения величин риска гибели людей на пожарах в РФ являются одними из самых высоких в мире: в 9-10 раз выше, чем в большинстве экономически развитых стран. Эти значения связаны, в первую очередь, с гибелью людей на объектах жилого сектора (рис. 1). Риск погибнуть в жилом доме в 4-5 раз выше, чем на всех других объектах РФ вместе взятых [3].

Для исследования возможности влияния сроков эксплуатации жилых домов на средние значения рисков столкновения с пожаром и гибели при нём были проанализированы основные показатели обстановки с пожарами исключительно в многоквартирных жилых домах населённых пунктов городского типа в РФ за период с 2005 по 201 3 гг. Полученные средние значения были проранжированы в зависимости от роста удельного веса жилых домов с сроками эксплуатации более 40 лет

1,2

1-

0,8-

0,6

0,4-

0,2

20

з5 е/

о о о

40

60

80

Удельный вес многоквартирных жилых домов со сроками эксплуатации более 40 лет, %

0 0

ее

е р

а ж

14

12

10

20

40

60

80

Удельный вес многоквартирных жилых домов со сроками эксплуатации более 40 лет, %

Рисунок 1. Средние значения рисков Г3 в разных субъектах РФ в зависимости от роста удельного веса жилых домов со сроками эксплуатации более 40 лет: а - риск человека столкнуться с пожаром И1; б - риск человека погибнуть при пожаре Г3

8

6

4

2

0

0

з

а

в соответствующих субъектах РФ. В итоге было установлено, что с ростом удельного веса жилых домов с длительными сроками эксплуатации возрастают и средние риски для человека столкнуться с пожаром в течение года. Аналогичная ситуация прослеживается и с риском для человека погибнуть при пожаре: минимальное среднее значение которого составило 3 погибших на 100 тыс. населения при удельном весе многоквартирных жилых домов со сроками эксплуатации более 40 лет в размере 25 %, а максимальное среднее значение достигает 12 погибших на 100 тыс. жителей при удельном весе многоквартирных жилых домов со сроками эксплуатации более 40 лет в размере 75 % [2].

Статьёй 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123) определены критерии соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Согласно этим критериям, пожарная безопасность объектов защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

1 ) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и пожарный риск не превышает установленных допустимых значений;

2) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Для выполнения первого условия необходимо, чтобы пожарный риск не превышал допустимых значений: это условие выполняется путём расчёта пожарного риска с учётом фактического состояния систем обеспечения безопасности в соответствии с утвержденными методиками.

Но в связи с тем, что жилые дома (классы функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4) исключены из методик по определению расчётных величин пожарного риска, для обоснования обеспечения пожарной безопасности в них следует руководствоваться вторым условием.

Одним из вариантов обеспечения пожарной безопасности для жилых домов

с длительными сроками эксплуатации авторы предлагают оснащение этих домов средствами пожарной автоматики в рамках осуществления капитальных ремонтов, проводимых при реализации региональных целевых программ.

В настоящее время Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее ФЗ-188) регламентирован порядок проведения и осуществления капитального ремонта в многоквартирных жилых домах. Также предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень работ по капитальному ремонту может быть дополнен и другими видами работ.

Значение термина «капитальный ремонт» в определённой степени раскрывается в п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ: это ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов.

В соответствии со ст. 166 ФЗ-188, к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся:

1 ) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыш;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

5) утепление и ремонт фасадов;

6) установка коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

7) ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В Федеральном законе от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее ФЗ-185) под капитальным ремонтом многоквартирного дома подразумевается проведение предусмотренных данным нормативным документом работ (указаны в ч. 3 ст. 15) по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Хотя данный закон и не регулирует отношения по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, его предметом является порядок софинанси-рования капитального ремонта тех домов, которые ремонтируются в рамках региональных и муниципальных программ, принимаемых в рамках этого закона. Тем не менее, согласно методическим рекомендациям, разработанным и утверждённым 15.02.20013 г. государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ», созданной в соответствии с ФЗ-185, приводится исчерпывающий перечень видов работ, которые могут осуществляться при ремонте внутридомовых систем электроснабжения (поз. 1 ч. 3 ст. 15 ФЗ-185, поз. 1 п. 1 ст. 166 ФЗ-188), к которым относятся также электрические установки систем дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации и внутреннего противопожарного водопровода.

Другой перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов содержится в приложении № 9 приказа Гос-комархитектуры от 23.11.1988 г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"» (вместе с ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы.

Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения). В нём также предусмотрено устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

Приведённый в приложении № 8 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, также включает устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации установлены СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Наряду с указанным сводом правил необходимо руководствоваться стандартами, предусмотренными Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности, предусмотренными ст. 4 Ф3-123.

С 20 июня 201 1 года были утверждены и введены в действие изменения к указанному своду правил, в соответствии с которыми жилые помещения квартир в жилых зданиях высотой в три и более этажей следует оборудовать автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями.

Схожее условие по оборудованию жилых помещений квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постироч-ных, саун) автономными дымовыми пожарными извещателями установлено п. 7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Но в связи с тем, что распоря-

жением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р, данный пункт СНиПа не был включён для обязательного применения, то как и в случае с СП 5.13130.2009, указанное требование СНиП 31-01-2003 является нормой пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, но только в том случае, когда объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, предусмотренным ст. 6 ФЗ-123.

В настоящее время в субъектах и муниципальных образованиях РФ в целях обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан разрабатываются и утверждаются программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

В результате анализа региональных программ по осуществлению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено, что в отдельных субъектах РФ предусматриваются работы по устройству систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

Так, законом Пермского края от 11 марта 2014 г. № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» п. 2 ст. 15 запланировано финансирование работ по устройству или ремонту систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

В большинстве же субъектов РФ региональные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов разрабатываются и утверждаются по шаблонному принципу - стандартному перечню работ (ст. 166 ФЗ-188), несмотря на полномочия субъектов определять и утверждать своими правами дополнительный перечень услуг и работ, в том числе и тех, которые позволили бы снизить риски гибели людей при пожарах в жилых домах.

Известно, что один из опасных факторов пожара - токсичные продукты горения - начинает действовать в помещении при пожаре уже в самом начале: на 3-4

минуте его развития [4]. Это является причиной гибели людей на пожарах более чем в 70 % случаев, а на пожарах в жилом секторе - более чем в 80 % [5].

Для снижения риска гибели людей при пожарах необходимо сократить время от момента возникновения пожара до сообщения о пожаре, а это возможно, по мнению авторов, только с помощью применения средств пожарной автоматики.

В результате проведённых исследований эффективности работы различных средств пожарной автоматики при пожарах в жилом секторе РФ и оценки их влияния на изменение средних значений риска для человека погибнуть при пожаре за период с 2005 по 2013 гг. было установлено, что средний риск гибели при пожарах в таких домах, в среднем более чем в 2 раза ниже средней величины риска гибели на пожарах в жилых домах Российской Федерации за исследуемый период [6].

Значительное снижение риска гибели при пожарах в жилых домах, оборудованных средствами пожарной автоматики, в настоящее время наблюдается в жилом секторе в США. Согласно проведённым

ранее исследованиям было установлено, что при увеличении удельного веса жилых домов в США, оборудованных автономными дымовыми пожарными извещателями, наблюдается устойчивое снижение риска гибели при пожарах с его максимального значения в 4,1 погибших на 100 тыс. человек (при оснащении 10 % жилых домов автономными пожарными извещателями) до минимального - 0,9 погибших на 100 тыс. человек (при оснащении 96 % домов автономными дымовыми пожарными извеща-телями в 2009 г.) [3].

Положительная практика применения автономных дымовых пожарных изве-щателей отмечена и в Псковской области. В рамках областной долгосрочной программы «Пожарная безопасность на территории Псковской области на 2012-2015 годы», совместными усилиями Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и Главного управления МЧС России по Псковской области часть жилых домов муниципальных образований была оборудована автономными дымовыми пожарным из-вещателями. По итогам года эксплуатации

1975 1977 1979 1981 1983 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009

Годы

-10 -22 -41 -60 -70 -76 -82 -83 -86 -90 -92 -94 -95 -95 -95 -96 -96 -96 Процент оснащения жилых домов дымовыми извещателями, %

Рисунок 2. Фактические значения риска гибели при пожарах в жилых домах в США в зависимости от роста удельного веса жилых зданий, оборудованных автономными дымовыми извещателями

установлено, что риск гибели на пожарах в таких домах был значительно снижен [7].

Таким образом, результаты анализа нормативной и правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности, а также статистической информации дают

возможность авторам обосновать разработанную ими концепцию по реализации мероприятий, направленных на снижение современных значений пожарных рисков в многоквартирных жилых домах с длительными сроками эксплуатации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов С. В., Костюченко Д. В. Оценка влияния сроков эксплуатации зданий жилого назначения на последствия от пожара // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2014. - № 1. - С. 64-69.

2. Костюченко Д. В. Модели и алгоритмы управления пожарными рисками на объектах жилого сектора: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2015.

3. Кошмаров Ю. А. Прогнозирование опасных факторов пожаров в помещении. - М., 2000. - 118 с.

4. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Костюченко Д. В. Фактор времени // Пожарное дело. -2012. - № 4. - С. 26-29.

5. Соколов С. В., Костюченко Д. В. Эффективность средств пожарной автоматики на пожарах в жилых домах // Пожаровзрывобезопасность. -2014. - № 6. - С. 64-69.

6. Козина Т. А. Установка извещателей в жилом секторе // Пожарное дело. - 2014. - № 7. -С. 42-43.

Sokolov S., Fedorov A., Kostiuchenko D.

FIRE SAFETY PROVISION BY MEANS OF FIRE AUTOMATION FACILITIES IN BLOCKS OF FLATS FOR REGIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION ON CAPITAL REPAIR

ABSTRACT

Purpose. Main fire risk values in a public sector in Russia is among the highest in the world. The highest fire risk values are related to residence buildings, particularly with a long life. Residence building equipment provided with fire automation facilities allows to decrease fire risk values to a great extent.

Methods. Measures on available fire risk values reducing were developed using a systematic approach to the problem of safety provision in a public sector of Russia, a regulatory basis analysis and a statistical analysis method.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Findings. Risk values for a man to be caught and killed in a fire in blocks of flats in different regions

of Russia were examined. The concept of activity implementation aimed at fire automation installation in blocks of flats at capital repair was offered and proved.

Research application field. The investigation results are of importance for implementation of regional program on capital repair of long life blocks of flats.

Conclusions. The proposed efforts allow to significantly reduce fire damage in a public sector.

Key words: fire automation, fire safety, block of flats, capital repair.

REFERENCES

1. Sokolov S.V., Kostiuchenko D.V. Assessing the impact of residential buildings service life on the effects of fire. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2014, no. 1, pp. 64-69. (in Russ.)

2. Kostiuchenko D.V. Modeli i algoritmy upravleniia pozharnymi riskami na ob'ektakh zhilogo sektora [Models and algorithms for control of fire risks at facilities housing sector. Cand. techn. sci. diss. Synopsis]. Moscow, State Fire Acad. of EMERCOM of Russia Publ., 2015.

3. Koshmarov Yu.A. Prognozirovanie opasnykh faktorov pozharov vpomeshchenii [Forecasting fire hazard indoors]. Moscow, State Fire Acad. of the Russian Interior Ministry Publ., 2000. 118 p.

4. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Lupanov S.A., Kostiuchenko D.V. Time factor. Pozharnoe delo, 2012, no. 4, pp. 26-29. (in Russ.)

5. Sokolov S.V., Kostiuchenko D.V. Effectiveness of fire automatics on fires in residential buildings. Pozharovzryvobezopasnost', no. 6, pp. 64-69. (in Russ.)

6. Kozina T.A. Installation of detectors in the residential sector. Pozharnoe delo, no. 7, pp. 42-43. (in Russ.)

SERGEi SOKOLOV Andrei Fedorov DENis Kostiuchenko

Doctor of Technical Sciences, Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Doctor of Technical Sciences, Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.