УДК 338.439
Экономические науки
Кормишкин Евгений Данилович, доктор экономических наук профессор кафедры экономической теории Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Блинов Дмитрий Сергеевич, доктор медицинских наук заведующий кафедрой общественного здоровья, организации здравоохранения
и фармации с курсом гигиены Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Саушева Оксана Сергеевна, кандидат экономических наук доцент кафедры экономической теории Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИЩЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ ЕС
Аннотация. В статье изложены основные принципы пищевой безопасности как важнейшей составляющей продовольственной безопасности. Рассмотрен опыт обеспечения пищевой безопасности в Европейском Союзе.
Ключевые слова. Европейский Союз, продовольственная безопасность, пищевая безопасность, качество, кодекс Алиментариус.
Abstract. The article describes the basic principles of food safety as an essential component of food security. The article is about the problem of ensuring food security experience in the European Union.
Keywords. European Union, food safety, quality, Codex Alimentarius.
Проблема продовольственной безопасности продолжает оставаться одной из важнейших глобальных проблем человечества, затрагивающей не только развивающие, но и наиболее развитые страны.
В настоящее время в странах ЕС насчитывается около 50 миллионов нуждающихся человек и 16 миллионов человек, которые получили помощь в
сфере питания. Серьезной остается проблема пищевых отходов: 90 млн. тонн продовольствия в ЕС каждый год отправляется в отходы; это 189 кг на душу населения [1]. Остается актуальной и проблема безопасности продуктов питания.
Основополагающим документом Европейского союза в области безопасности пищевой продукции является регламент № 178/2002 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 28 января 2002 года. Данный регламент призван установить общие принципы и требования в продовольственном праве, общие понятия пищевого законодательства на уровне ЕС, а также обеспечить последовательный подход в развитии национального пищевого законодательства стран, входящих в ЕС. регламентом также учреждается Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (ЕЕЗА) [4].
Согласно нормам регламента № 178/2002 пищевые продукты - это все вещества или продукция, которые предназначены для употребления человеком в пищу в переработанном, частично переработанном или непереработанном виде. К пищевым продуктам относятся, в том числе, напитки, жевательная резинка, а также все вещества, включая воду, которые добавляют в пищевые продукты при их изготовлении, переработке или обработке.
К пищевым продуктам не относятся:
• кормовые средства;
• живые животные, если они не приготовлены для потребления человеком в пищу;
• растения до сбора урожая;
• лекарственные средства в значении Директив 65/65/ЕЭС и 92/73/ЕЭС Совета;
• косметические средства в значении Директивы 76/768/ЕЭС Совета;
• табак и табачные изделия в значении Директивы 89/622/ЕЭС Совета;
• наркотические и психотропные вещества в значении Конвенции ООН о наркотических веществах и Конвенции ООН о психотропных веществах;
• отходы и загрязняющие примеси.
Регламент № 178/2002 вводит понятие «продовольственное право» (англ. food law), к которому относит систему норм о безопасности, распространяющих свое действие как на пищевые продукты, так и на кормовые средства. К последним относят вещества, продукты или добавки переработанные, частично переработанные или непереработанные, которые предназначены для скармливания животным.
Регламент № 178/2002 применяется ко всем стадиям производства, переработки и реализации пищевых продуктов и кормов, за исключением тех, что предназначены для домашнего потребления. Его основная цель -обеспечить свободный оборот безопасных пищевых продуктов и кормов в ЕС, здоровье и благополучие граждан. При этом в регламенте идет речь именно о безопасности пищевой продукции (safety), а не ее качестве (quality).
С точки зрения терминологии, безопасность можно определить как состояние, при котором вещь/продукт не представляет опасности для жизни и здоровья человека, а качество — как степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой эта вещь должна быть. Таким образом, применительно к пищевой продукции понятие безопасности образует минимально допустимые требования, которые гарантируют пригодность и безвредность этой продукции для человека [3].
Регламент № 178/2002 определяет 4 общих принципа продовольственного права ЕС, на которых должны основываться нормативные документы (регламенты, директивы и др.) пищевого законодательства ЕС:
Принцип 1. Анализ риска.
Принцип 2. Меры предосторожности.
Принцип 3. Защита интересов потребителей.
Принцип 4. Принцип прозрачности.
Принцип 1. «Анализ риска».
Под анализом риска понимают процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов:
- оценки рисков;
- управления рисками;
- информирования о рисках.
Риск - вероятность отрицательного влияния на здоровье.
Оценка рисков - научный процесс, который охватывает выявление опасностей и их характеристику.
Управление рисками - выбор необходимых предупредительных и контрольных мер с учётов данных полученных при оценке рисков.
Информирование о рисках - обмен информацией о рисках между субъектами, ответственными за оценку и управление рисками, потребителями, предприятиями пищевой промышленности, научными кругами и другими заинтересованными сторонами.
Принцип 2. «Меры предосторожности».
Означает, что в отдельных случаях, когда установлена возможность вредного воздействия продукта на здоровье, но научными данными это еще не подтверждено, могут быть предприняты временные меры предосторожности.
Однако эти меры должны быть соразмерными и не ограничивать торговлю больше, чем это объективно необходимо. При получении научных данных данные меры подлежат корректировке.
Принцип 3 «Защита интересов потребителей» означает то, что пищевое законодательство ЕС должно быть направлено на защиту интересов потребителей и на предоставление им возможности делать обоснованный выбор в отношении потребляемых пищевых продуктов.
При этом недопустима обманная практика, способная ввести потребителя в заблуждение.
Принцип 4. «Принцип прозрачности».
В соответствии с принципом прозрачности регламентом № 178 установлено, что при разработке, оценке и пересмотре нормативных актов должны проводиться открытые консультации с общественностью, за исключением случаев, когда неотложность вопроса не позволяет сделать это.
Кроме того, если существуют достаточные основания подозревать, что пищевой продукт или корм может представлять риск для здоровья, государственные органы должны об этом проинформировать население и этом дать как можно более полное описание продукта, риска, и мер, которые принимаются для устранения риска. Ст. 14 Регламента № 178/2002 гласит: «Введение в оборот опасных пищевых продуктов запрещено».
Кроме того, продовольственное право ЕС запрещает кормление животных опасными кормами и реализацию опасных кормов.
Регламент № 178/2002 обязывает операторов пищевого бизнеса отследить безопасность на всех стадиях производства, переработки и сбыта пищевых продуктов и кормов. Установлено, что операторы пищевого бизнеса должны быть способны предоставить компетентным органам информацию о каждом лице, от которого они получили продукт, а также о каждом лице, кому они произвели поставку (шаг назад, шаг вперед).
Также предусмотрено, что пищевые продукты или корма, находящиеся в обороте, должны быть обозначены или маркированы с помощью необходимой информации для облегчения прослеживаемости.
Ответственность за безопасность пищевой продукции в ЕС возлагается на операторов пищевого бизнеса, которые её произвели или ввезли и поставили на рынок ЕС. Например, если оператор пищевого бизнеса установил что ввезенный, произведенный или проданный им товар не соответствует требованиям безопасности, он незамедлительно должен начать процесс по его отзыву с рынка.
Об отзыве продукции в обязательном порядке должны быть проинформированы компетентные органы, которые, в свою очередь, исходя из уровня угрозы, могут уведомить другие страны ЕС о возникшем риске через Систему быстрого предупреждения ЕС (RASFF).
С января 2010 года в ЕС была введена директива, которая устанавливает контроль всех этапов производства пищевой продукции. Данная директива распределяет ответственность за качество и безопасность товара на всех
участников торговой и пищевой цепочки: предприятия изготовителя сырья и готовой продукции, импортера и дистрибьютора.
В числе последних законодательных нововведений находится обязательная для всех пищевых предприятий система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критических контрольных точек), для разработки и внедрения которой предприятие должно проанализировать все этапы производства продукции начиная от приемки и подготовки сырья до конечного этапа производства и транспортировки.
На первый взгляд система НАССР может показаться сложной, но на самом деле при правильном подходе к построению системы на производстве, все внедренные процедуры будут работать на обеспечение более эффективной работы предприятия снижая финансовые убытки и трудозатраты. В связи с чем система НАССР может расцениваться не только как способ обеспечения пищевой безопасности, но и как конкурентное преимущество. Именно НАССР лег в основу всех остальных всемирно признанных стандартов пищевой безопасности. Перечень стандартов достаточно большой.
На сегодняшний день одним из основных международных знаков качества является ISO (Международная организация по стандартизации, которая и определяет соответствие данным требованиям). С 2005 года Россия является членом Совета ISO.
На многих предприятиях уже внедрены различные стандарты этой серии. И системы, соответствующие этим стандартам, постоянно динамично развиваются, чтобы охватить как можно больше аспектов, влияющих на безопасность пищевой продукции. В частности, на базе стандарта ISO 22000:2005 разработан стандарт FSSC, который является одним из GFSI одобренных стандартов наряду с так же широко распространенными стандартами пищевой безопасности BRC и IFS.
Многие предприятия, которые являются поставщиками крупных федеральных сетей или международных производственных холдингов, уже давно имеют сертифицированную международную систему в соответствии с
тем или иным стандартом. Это является неотъемлемой частью перечня требований, выдвигаемых к поставщикам. Причем это требование выдвигается не на местном, а на международном уровне и является единым для всех поставщиков не зависимо от того, в каком государстве они находятся.
С целью обеспечения пищевой безопасности Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) учредили специальный орган -Кодекс Алиментариус. Более 170 государств, а также Европейская комиссия в качестве представителя ЕС работают здесь в 30 различных комитетах над разработкой стандартов, руководящих принципов или кодексов отраслевой практики по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов. Это, например, стандарты по пищевым добавкам, вредным веществам или определенным группам товаров, таким как фрукты и овощи. Разработано множество таких положений Кодекса Алиментариус. Стандарты не являются императивными нормами национального законодательства, а действуют как рекомендации для государств, являющихся странами-членами организации Кодекс Алиментариус. В случае возникновения торговых споров Всемирная торговая организация (ВТО) применяет их в качестве референтных стандартов для определения, соответствует ли продукция требованиям ВТО [2].
К основным принципам построения системы стандартов Кодекс Алиментариус относятся следующие:
- минимальность требований к безопасности, которую могут поддерживать даже бедные страны;
- построение по группам продуктов в соответствии с практикой и особенностями мировой торговли конкретными товарами - принцип опоры на вертикальные стандарты;
- единство требований к построению стандартов (единство формы);
- единство правил разработки стандартов (управление из одного центра);
- четкое разделение требований по безопасности и по качеству.
Кодекс Алиментариус является конкретно-ориентированным, в связи с чем в структуре документов Кодекса преобладает «вертикальный» подход. Тем не менее, в нем можно выделить явно выраженные «горизонтальные» группы документов, прежде всего:
1. Базовые принципы;
2. Маркировка пищевой продукции;
3. Пищевые добавки и контаминанты;
4. Пищевая гигиена;
5. Остаточные количества пестицидов;
6. Остаточные количества ветеринарных препаратов в пище;
7. Методы анализа и отбора образцов;
8. Инспекция и системы контроля продуктов при импорте и экспорте;
9. Продукты специального назначения;
10. Продукты быстрой заморозки.
Структура «вертикальных» документов тоже является достаточно четкой:
1. Фруктовые соки;
2. Мясные продукты и продукты из птицы;
3. Жиры и масла;
4. Растительные белки;
5. Мясо;
6. Сахара;
7. Обработанные фрукты и овощи;
8. Свежие тропические фрукты и овощи;
9. Продукты, содержащие какао, и шоколад;
10. Молоко и молочные продукты;
11. Натуральные минеральные воды;
12. Супы и бульоны;
13. Злаки, бобовые и овощи;
14. Рыба и рыбные продукты.
Кодекс Алиментариус определяет требования касающиеся состава продуктов и сырья, продовольственной гигиены, добавок, остаточных пестицидов, загрязняющих веществ, упаковки, требований к этикеткам, дистрибуции, рекламе, методам анализа и взятию образцов и других на всех этапах пищевой цепочки «от фермы до вилки» для стран Европы и других стран принимающих требования Кодекса Алиментариус.
Стандарты Кодекс Алиментариус содержат требования, к продовольствию которые призваны обеспечить потребителя, полезным продовольственным продуктом, правильно представленным и защищенным от подделок.
На данный момент Кодекс Алиментариус полностью гармонизирован:
- с Соглашением ВТО, которое касается определения максимальных уровней загрязнения пищи, а также процедур и принципов их определения;
- с нормами OIE и IPPC, которые касаются здоровья животных и завода;
- с региональными стандартами UN-ECE, которые касаются описания качества фруктов и овощей;
- со стандартами ISO касающимися продовольственной технологии, сконцентрированными на аналитических методах;
-со стандартами GLP, GMP;
- ISO 22000, ГОСТ Р 51705.1-2001 (система ХАССП) а также проектами других региональных стандартов и руководств в различных странах.
1 июля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», предписывающий: «При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП». В европейских странах уже довольно давно каждое предприятие, работающее в сфере пищевой промышленности, для управления качеством выпускаемой продукции используют систему ХАССП (англ. HACC - Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические точки контроля). Система ХАССП
используется практически во всех цивилизованных странах мира. Принципы ХАССП применимы к предприятиям всех отраслей пищевой промышленности и производства напитков, независимо от размеров этих предприятий, однако на малых и средних предприятиях могут возникать проблемы технического и организационного характера. Так, небольшое предприятие может не располагать полным набором квалифицированных специалистов (микробиологов, химиков-пищевиков, технологов, экспертов по упаковке), готовых принять участие в создании и ведении системы ХАССП. В подобных случаях следует прибегать к помощи со стороны.
Европейским Союзом безопасности пищевых продуктов (система ХАССП) уделяется особое внимание. Требования к пищевым продуктам с 2000 года значительно ужесточены и введен новый подход к безопасности, который получил название «от фермы - до вилки».
Новый подход представляет собой интегрированную систему контроля качества пищевых продуктов и кормов, прослеживаемую на всех этапах производства и поставки пищевых продуктов, включая:
- производство (животноводство и растениеводство);
- производство кормов для животных;
- переработку сырья;
- изготовление пищевых продуктов;
- транспортировку и доставку;
- хранение;
- производство упаковочных материалов;
- производство химических добавок;
- предприятия общественного питания;
- оптовую и розничную торговлю.
Европейское законодательство поддерживает производство традиционных пищевых продуктов, изготовленных в отдельных регионах, таким способом защищая потребителя от приобретения подделок. Ключевым фактором в
обеспечении безопасности является оценка рисков и идентификация опасных факторов.
«Новый подход» подразумевает переход от регулирования по видам продукции («вертикальные» регламенты) к более широкому регулированию на основе небольшого количества обязательных документов (Директив), определяющих общие требования к целым отраслям и видам деятельности («горизонтальные» отраслевые регламенты).
Список использованных источников
1. Продовольственная безопасность остается ключевым вопросом для министров сельского хозяйства ЕС / Европейские новости сельского хозяйства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agriacta.com/agri-politic/2014-10-08
2. Официальный сайт Кодекс Алиментариус. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.codexalimentarius.org
3. ВОЗ. Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона и режима питания Электронный ресурс]. Режим доступа: www.euro.who.int/Document/E81281R.pdf
4. Регламент №178/2002 «Об установлении общих принципов и требований в продовольственном праве, о создании европейского органа по безопасности пищевых продуктов и об установлении процедуры обеспечения безопасности пищевых продуктов» (28 января 2002 г.)