Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНО / ЭКСПОРТ / НЕСЫРЬЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GRAIN / EXPORT / NON-RAW MATERIALS PRODUCTS / INNOVATIONS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каращук Оксана Сергеевна

Актуальность статьи определяется наличием в России нереализованных возможностей для дальнейшего увеличения объемов производства и продажи зерновой продукции. Благоприятная для нашей страны конъюнктура мирового рынка зерна создает хорошие условия для увеличения доли России в мировых продажах. Преодоление в отечественной практике экстенсивного производства и выход на инновационный путь развития, а также изменение состава экспорта в пользу продукции переработки зерна может стать основой для развития торговли России зерновыми товарами на внутреннем и внешнем рынках. Для опережающего роста российской торговли зерновой продукцией в работе предлагается обеспечить комплексную государственную поддержку производителям и продавцам зерновой продукции, которые: наращивают выпуск и реализацию пшеницы, кукурузы и ячменя твердых сортов и ценных видов; ориентируются на интенсивное развитие производственной и торговой деятельности; формируют комплексное предложение для импортеров, в том числе на основе продукции переработки зерна и новых нетрадиционных для России видов зерновых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing the advanced development of grain products trade in Russia

The relevance of the article is determined by the presence in Russia of unrealized opportunities for further increase in production and sale of grain products. Favorable conditions for our country's world grain market creates good conditions for increasing Russia's share in world sales of these products. Overcoming in domestic practice of extensive production and access to an innovative way of development, as well as a change in the composition of exports in favor of grain processing products can become the basis for the development of trade in Russian grain products in the domestic and foreign markets. For the advanced growth of the Russian trade in grain products, it is proposed to provide comprehensive state support to producers and sellers of grain products, which: increase the production and sale of wheat, corn and barley of hard varieties and valuable species; focus on the intensive development of production and trade activities; form a comprehensive proposal for importers, including on the basis of products of grain processing and new non-traditional for Russia types of grain.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

обеспечение опережающего развития торговли России зерновой продукцией

Каращук О.С.1

1 Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность статьи определяется наличием в России нереализованных возможностей для дальнейшего увеличения объемов производства и продажи зерновой продукции. Благоприятная для нашей страны конъюнктура мирового рынка зерна создает хорошие условия для увеличения доли России в мировых продажах. Преодоление в отечественной практике экстенсивного производства и выход на инновационный путь развития, а также изменение состава экспорта в пользу продукции переработки зерна может стать основой для развития торговли России зерновыми товарами на внутреннем и внешнем рынках. Для опережающего роста российской торговли зерновой продукцией в работе предлагается обеспечить комплексную государственную поддержку производителям и продавцам зерновой продукции, которые: наращивают выпуск и реализацию пшеницы, кукурузы и ячменя твердых сортов и ценных видов; ориентируются на интенсивное развитие производственной и торговой деятельности; формируют комплексное предложение для импортеров, в том числе на основе продукции переработки зерна и новых нетрадиционных для России видов зерновых.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: зерно, экспорт, несырьевая продукция, инновации, государственная поддержка.

providing the advanced development of grain products trade in Russia

Karashchuk O.S.1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Сначала XX века Россия являлась ведущей мировой аграрной страной, с долей в мировом экспорте зерна 26% [1] (Стыгйеу, Сепета1оу, 2017). После перехода к рыночной модели развития за почти 30-летний период трансформации аграрная экономика России коренным образом перестроилась, интегрировавшись в мировое хозяйство.

Сегодня наша страна также является лидером мирового аграрного сектора, экспортирует зерновые в 50 стран мира и включена в топ-5 крупнейших экспортеров зерна, куда также входят Канада, США, Австралия и Франция [2] (Bаgаliy, Dzhamirzova, 2017). В настоящее время России принадлежит одна восьмая мирового экспорта зерновых, что достаточно близко к рыночным долям других стран ведущей пятерки, а в общей иерархии объемов экспорта Россия уступает только Канаде [1].

За последние годы возможности развития зернового экспорта России существенно возросли по причине значительного снижения стоимости рубля по отношению к доллару. Падение российской валюты активизировало экспортные продажи российской зерновой продукции, цена на которую сейчас ниже по сравнению с зерном из США на 10-15% [2]. С учетом того, что на мировом рынке уже достаточно длительное время происходит снижение цен на зерно и на транспортную логистику, поставщики из России имеют хорошие ценовые преимущества при осуществлении поставок за рубеж.

Целью написания данной статьи является определение ключевых условий дальнейшего роста торговли зерновой продукцией и усиления позиций России на мировом зерновом рынке.

Ввоз и вывоз

В России поставлена амбициозная государственная задача обеспечения развития сельского хозяйства с ориентацией на внешнюю торговлю; реализуется приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», направленный на активизацию экспорта, в первую очередь сельскохозяйственных товаров на период до 2020 года. Проект направлен на увеличение количества экспортеров среди сельскохозяйственных предприятий и рост объемов экспортных продаж до 21,4 млрд долл. в 2020 году.

Особое внимание в проекте занимает продовольственная безопасность, которую должны обеспечить государственные органы на основе диагностических исследований

ABSTRACT:_

The relevance of the article is determined by the presence in Russia of unrealized opportunities for further increase in production and sale of grain products. Favorable conditions for our country's world grain market creates good conditions for increasing Russia's share in world sales of these products. Overcoming in domestic practice of extensive production and access to an innovative way of development, as well as a change in the composition of exports in favor of grain processing products can become the basis for the development of trade in Russian grain products in the domestic and foreign markets. For the advanced growth of the Russian trade in grain products, it is proposed to provide comprehensive state support to producers and sellers of grain products, which: increase the production and sale of wheat, corn and barley of hard varieties and valuable species; focus on the intensive development of production and trade activities; form a comprehensive proposal for importers, including on the basis of products of grain processing and new non-traditional for Russia types of grain.

KEYWORDS: grain, export, non-raw materials products, innovations, state support

JEL Classification: 024, Q17, Q18 Received: 10.11.2018 / Published: 30.11.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Karashchuk O.S. (kseniak720mail.ru)

CITATION:_

Karashchuk O.S. (2018) Obespechenie operezhayuschego razvitiya torgovli Rossii zernovoy produktsiey [Providing the advanced development of grain products trade in Russia]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (11). - 3547-3560. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39584

совместно с международными организациями, чтобы обеспечить доверие к качеству российских сельскохозяйственных товаров и завоевание потребителей на внешних рынках. Исследования по вопросам продовольственной безопасности и импортозаме-щения в России достаточно активно осуществляются и их роль для выработки эффективных государственных решений является очень важной [3, 4, 5] (Kurenkova, 2015; Paramonova, Uryaseva, Ramazanov, 2016; Kamanina, Belova, 2012).

В настоящее время в России официальная статистическая информация формирует основную базу достоверных сведений об отечественной практике производства и продажи различных видов продукции и является источником для обоснования выводов и предложений относительно дальнейших возможностей развития торговли товарами.

Баланс ресурсов производства и потребления зерна представляет собой важнейший источник данных, который позволяет определить объемы выпуска зерновых товаров в стране, соотношение внутренней и внешней торговли России зерном, узнать объемы нереализованных остатков зерновой продукции. Как показывает изучение, вывоз российского зерна за рубеж значительно превышает объемы его ввоза, что хорошо иллюстрируют данные таблица 1.

По данным таблицы 1, экспорт зерна из России в 62 раза превышает его импорт. При этом по отношению к объему произведенных зерновых экспорт 2017 г. составил около 30% при тенденции к увеличению данного показателя в динамике. Таким образом, отечественные производители зерновых наращивают год от года выпуск своей продукции и увеличивают в ней долю поставок за рубеж.

В общем балансе использования зерновых ресурсов России наибольшую долю занимают нереализованные остатки зерна, которые ежегодно составляют около 40% (42% в 2017 г.), что необходимо для обеспечения семенного фонда и торгового запаса на будущее.

Изучение статистических данных по видам зерна, реализуемого за рубеж, позволяет увидеть доминирующую роль продаж пшеницы в экспортных операциях, что отражено в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, в структуре экспорта 2016 г. в натуральных единицах вывоз пшеницы занимал 74,8%. Значительно меньшую долю экспорта обеспечивали кукуруза (15,8%) и ячмень (8,5%). Оставшиеся 0,9% приходились на все остальные экспортируемые злаки. Таким образом, три товарные позиции: пшеница, кукуруза и ячмень являются основными видами экспортозначимой зерновой продукции России.

ОБ АВТОРЕ:_

Каращук Оксана Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры торговой политики (kseniak720mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Каращук О.С. Обеспечение опережающего развития торговли России зерновой продукцией // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С. 3547-3560. сЫ: 10.18334/гр.19.1 1.39584

Таблица 1

Ресурсы и использование зерна в России за период 2015-2017гг. (млн т)

Показатели 2015 2016 2017

Ресурсы

Запасы на начало года 60,2 64,8 77,2

Производство (валовой сбор в весе после доработки) 104,8 120,7 135,4

Импорт 0,8 1,0 0,7

Итого ресурсов 165,8 186,5 213,3

Использование

Производственное потребление 20,9 22,4 23,5

в том числе:

на семена 10,7 11,3 11,4

на корм скоту и птице 10,2 11,1 12,1

Переработано на муку, крупу, комбикорма и другие цели 48,2 51,7 56,5

Потери 1,1 1,2 1,2

Экспорт 30,7 33,9 43,3

Личное потребление 0,1 0,1 0,1

Запасы на конец года 64,8 77,2 88,7

Источник: составлено автором на основе официальных статистических данных (Основные показатели сельского хозяйства в России в 2017 году / Росстат. - М., 2018).

Таблица 2

Экспорт и импорт россии по продаже зерновой продукции в 2016 г.

Зерновые Количество экспорта количество импорта Экспорт, млн долл. США Импорт, млн долл. США

Всего

Злаки, тыс. т 33891 1049 5608 350

из них:

пшеница и меслин 25328 593 4216 91,5

ячмень 2863 159 424 20,4

кукуруза 5333 41,1 861 141

Страны дальнего зарубежья

Злаки, тыс. т 32323 275 5313 236

из них:

пшеница и меслин 23943 4,5 3980 1,4

ячмень 2848 40,7 421 8,3

кукуруза 5238 40,6 841 140

Страны СНГ

Злаки, тыс. т 1568 774 295 114

из них:

пшеница и меслин 1385 588 236 90,1

ячмень 14,9 118 3,4 12,1

кукуруза 95,3 0,5 20,2 0,9

Источник: составлено автором на основе официальных статистических данных (Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. - М., 2017).

В составе прочих зерновых культур, экспортируемых Россией, горох, нут, рис, рожь, сорго, просо, овес, гречиха, чечевица и фасоль [6] (Raevskaya, Kashirina, 2017).

Традиционно основные покупатели зерна по экспорту расположены в странах Центральной Америки (объем рынка 30-35 млн т), Южной Америки (объем рынка 20-25 млн т), в Японии (объем рынка 24-26 млн т), Южной Корее (объем рынка 14-18 млн т), Египте (объем рынка 18-21 млн т) и некоторых других [7] (Kovaleva, Kupina, Iskandaryan, 2017). Сложившиеся хозяйственные связи по экспорту зерновых распределяются следующим образом: страны Европейского региона поставляют продукцию на Ближний Восток и в Северную Африку; США и Канада реализуют в Латинскую Америку; Австралия торгует с Азией [2].

Следует отметить, что Россия также приобретает по импорту семена зерновых, однако такая покупка предназначена для формирования фонда посевных для улучшения качества производимой продукции.

Большая часть экспорта России приходится на страны дальнего зарубежья: из общего объема вывоза зерновых они занимают более 95%.

Изучение динамики экспортных цен России показывает, что в целом, начиная с 2015 г, цены продажи зерновых за рубеж значительно снизились (табл. 3).

Расчеты показывают, что в 2015 г. по отношению к 2014 г. общее снижение средних экспортных цен зерновых составило 24%, а в 2016 г. по отношению к 2015 г. эти цены снизились еще на 10%. Таким образом, общее снижение цен по экспорту составило 34%.

Цены по импорту также значительно уменьшились. За соответствующий период 2015-2016 гг. по отношению к 2014 г. снижение импортных цен на зерновые составило 41%.

Однако импортные цены на кукурузу изменялись в динамике не соответствующим образом, так как по сравнению с 2005 г. в 2016 г. они выше в 19 раз в твердой валюте (долларах США), и в последние неблагоприятные с точки зрения цен годы падения

Таблица 3

Средние цены экспортеров россии на зерновые (долл. США за т)

зерновые 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Злаки 112 170 174 522 235 563 184 440 165 334

из них:

пшеница и меслин 110 117 5 160 245 244 186 183 166 154

ячмень 115 170 128 309 196 239 8 128 148 128

кукуруза 1 183 1696 4199 3348 3436

Источник: составлено автором на основе официальных статистических данных. (Данные по экспортным ценам отсутствуют (Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. - М., 2017).

цен на этот вид зерновых практически не наблюдалось (снижение было отмечено только единожды в 2015 г., на 20% по сравнению с 2014 г.).

Экспорт российского зерна на международный рынок осуществляют 13 основных компаний, доля которых находится в диапазоне от 9% до 3% в общем экспорте данной продукции [1, 8, 9] (Silaeva, Kondrashova, Mikhalkina, 2015; Shatalov, 2017). Таким образом, ни одна из российских компаний, реализующих зерно на экспорт, не имеет доминирующего положения на рынке. Стать участником экспорта зерновых вполне возможно при наличии потенциальных зарубежных покупателей, обеспечении хорошего качества продукции и низких цен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время, как отмечают эксперты, завоевать нишу на мировом зерновом рынке легче, чем ее удержать, учитывая нестабильное производство зерна в стране, ограниченность государственной поддержки отрасли, слабый уровень государственного регулирования и неустойчивый тренд развития [10] (Altukhov, 2017). Негативными факторами, которые определяют угрозы для экспорта зерновых из России, являются: расширяющееся влияние международных продавцов зерна; усиление присутствия крупных зарубежных продавцов на внешнем рынке; инфраструктурные проблемы (недостаток специализированных железнодорожных вагонов, автомобилей, элеваторов, терминалов); неразвитость инфраструктуры логистики, имидж страны как ненадежного торгового партнера; сравнительно невысокое качество зерна (малая доля пшеницы твердых сортов и зерновых ценных видов) [11, 12, 13] (Seyfullaeva, Panasenko, Shirochenskaya, 2018; Nikishin, 2010; Leonova, Yazykov, 2018).

В то же время имеются благоприятные факторы, обусловливающие возможности дальнейшего наращивания экспортных поставок зерна из России: хорошая землео-беспеченность; благоприятные почвенно-климатические условия для производства; достаточность производственных ресурсов; близость зернопроизводящих регионов к крупным транспортным магистралям; значительное количество крупных зернопро-изводителей.

Основные покупатели российского зерна за рубежом представлены следующими странами, по данным за 2016г. [1, 6]:

• в Азии - Турция (14,6%), Бангладеш (6,7%), Иран (4,5%), Азербайджан (3,8%), Саудовская Аравия (3,7%), Ливан (3,6%), Йемен (2,5%), Республика Корея (2,1%), Израиль (1,8%), Грузия (1,5%) и др.;

• в Африке - Египет (13,6%), Нигерия (3,1%), Марокко (2,8%), Судан (2,1%) и пр.;

• в Европе - Латвия (3,2%) и др.

Положительно следует оценить то, что номенклатура стран-импортеров российского зерна увеличивается. В последние 2 года начал осуществляться российский экспорт в такие страны, как Палестина, Буркина-Фасо, Бенин, Ботсвана, Гамбия, Куба, Кабо-Верде, Маврикий, Мали, Непал, Кот-Д'Ивуар [6].

По прогнозам австралийских аналитиков AEGIC, экспорт зерна из России увеличится на 60% за период с 2015 по 2060 годы [14] (Smirnov, 2017).

При определении экспортных возможностей конкретного участника внешнеторговых операций необходимо принимать во внимание следующие факторы, существенные для внешнеэкономических сделок по продаже зерновой продукции [15] (Nikitina, 2013):

• географические (удаленность рынков);

• внешнеполитические (торговые эмбарго, военные конфликты);

• природные (площади посева, урожайность, качество продукта);

• инфраструктурные (возможности заключения сделки, обеспечения транспортировки и сохранности);

• экономические (объемы сделки, экспортные и импортные пошлины, транзитные тарифы);

• национальные (традиции потребления).

много не всегда результативно

Урожайность сельскохозяйственных культур играет основополагающее значение в формировании экспортных возможностей страны-производителя. Изучение показывает, что Россия отстает по данному показателю от большинства стран, входящих в пятерку основных экспортеров зерна, что требует большого внимания к решению данной проблемы (табл. 4).

Как видно из таблицы 4, в отличие от США, Франции и Канады, Россия обеспечивает себе место лидера среди экспортеров за счет экстенсивного фактора (больших

Таблица4

Урожайность сельскохозяйственных культур ведущей пятерки стран-экспортеров зерновых в 2010-2016 гг. (центнеров с га)

страна 2010 2014 2015 2016

Зерновые и зернобововые культуры

США 68,7 75,2

Франция 66,0 57,8

Канада 31,8 33,9

Россия 18,3 24,1 23,7 26,2

Австралия 16,7 20,6

Пшеница

Франция 64,4 73,6

США 31,2 29,4

Канада 28,0 30,9

Россия 19,1 25,0 23,9 26,8

Австралия 16,4 20,1

Источник: составлено автором на основе официальных статистических данных (Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. - М., 2017).

Таблица 5

Площадь зерновых и зернобобовых культур ведущей пятерки экспортеров

зерновых в 2015 г.

Страна Всего в том числе по видам культур

пшеница рожь рис ячмень овес кукуруза

млн га

США 59,2 18,8 0,1 1,2 1,0 0,4 33,6

Россия 46,6 26,8 1,3 0,2 О со 3,0 2,8

Австралия 20,2 12,6 0,1 0,1 3,8 0,7 0,1

Канада 16,9 9,5 0,1 0,0 2,1 0,9 1,2

Франция 9,9 5,3 0,0 0,0 1,8 0,1 1,8

% в общем объеме

США 100,00 31,76 0,17 2,03 1,69 0,68 56,76

Россия 100,00 57,51 2,79 0,43 19,10 6,44 6,01

Австралия 100,00 62,38 0,50 0,50 18,81 3,47 0,50

Канада 100,00 56,21 0,59 0,00 12,43 5,33 7,10

Франция 100,00 53,54 0,00 0,00 18,18 1,01 18,18

Источник: составлено автором на основе официальных статистических данных (Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. - М., 2017).

площадей посевных культур), в то время как урожайность, являющаяся интенсивным фактором, в нашей стране пока использована недостаточно. Урожайность зерновых российских производителей почти в 4 раза ниже, чем в США, в 3,6 раза меньше, чем во Франции, и почти в 2 раза хуже, чем в Канаде.

То, что экспортный потенциал наших производителей определяют в основном экстенсивные факторы (площадь посевных), наглядно иллюстрирует таблица 5.

Как видно из таблицы 5, Россия является второй после США страной по величине площадей, отведенных под посев зерна.

Изучение структуры посевных площадей в таблице позволяет выявить диспропорции между структурой экспорта и структурой назначения площадей для посева.

Данные показывают, что под пшеницу в России отведено около 58% посевных площадей, под кукурузу 6%, а под ячмень 19%. В то же время в структуре экспорта в натуральном измерении пшеница составляет 75%, кукуруза занимает около 16%, а ячмень порядка 9%. Такая диспропорция объясняется наличием значительных объемов внутреннего потребления продукции зерновых в России. Но в перспективе целесообразно увеличивать площади посева пшеницы и кукурузы для целей развития экспортного потенциала.

В обеспечении развития экспорта зерновых России важное значение принадлежит государственной поддержке. Среди основных возможных видов государственной помощи в нашей стране можно выделить субсидии, возмещение затрат, инвестиции, льготы, сопровождение сделок, создание фондов, выставки.

На практике, из состава перечисленных мер, в России чаще всего реализуются следующие [16-19] (Mikhaylova N.S., 2017; Mayorova, Nikishin, Pankina., 2016; Shinkaryova, Mayorova, 2017; Karaschuk, Mayorova, Nikishin, 2018):

• обеспечение поддержки сделок на основе участия в проведении деловых переговоров с иностранными контрагентами, помощи в продвижении продукции посредством дипломатических представительств в зарубежных странах, сотрудничества в комиссиях и рабочих группах;

• инвестиции в привлечение зарубежных научно-технологических разработок, финансирование проектов по развитию экспорта, вложения в нематериальные активы;

• организация выставок (например, выставка-ярмарка «Сделано в России»).

Для поддержки развития экспорта в сфере сельскохозяйственного производства

государством в 2017 году было выделено 728,4 млн рублей. В то же время министерство сельского хозяйства США в соответствующем 2017 г. потратило на развитие экспортного партнерства 403,7 млрд долларов [16]. Таким образом, существует серьезная проблема недостаточного финансирования государственной поддержки развития отечественных экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Проблемой также является плохая кредитная поддержка отечественных сельскохозяйственных организаций, ибо банкам невыгодно с ними работать по причине высоких рисков невозврата долгов, а система экспортного кредитования четко не сформирована.

Кроме того, несовершенной является государственная информационная поддержка экспорта, так как нет четкой системы информирования субъектов о существующих возможностях государственной помощи.

заключение

По результатам исследования внешней торговли зерном России можно сделать следующие выводы и выдвинуть предложения.

1. В соответствии со спросом на международном рынке наиболее востребованной зерновой продукцией является пшеница и при выходе отечественных сельскохозяйственных производителей и продавцов на внешние рынки это нужно учитывать, так как наибольшие продажи дает именно данный товар.

2. Также довольно значимые объемы реализации за рубежом обеспечивают кукуруза и ячмень, поэтому данные злаковые тоже могут являться основой товарного предложения в зарубежных странах.

3. Основные объемы продаж российским торговцам обеспечивают страны дальнего зарубежья, поэтому в своей внешнеторговой деятельности следует ориентироваться на них.

4. При осуществлении продажи зерна за рубеж необходимо учитывать произошедшее значительное снижение мировых и экспортных российских цен и ориентироваться на них при подготовке товарных предложений.

5. Российский рынок продавцов зерна за рубеж является достаточно конкурентным и существуют хорошие возможности входа на него в качестве нового участника.

6. Целесообразно активизировать работу по поиску покупателей из стран, которые ранее не являлись торговыми партнерами России, а также из стран, которые являются существенными мировыми импортерами продукции и которые находятся в наибольшей близости к России. Для нашей страны достаточно перспективны Япония, Южная Корея, Китай, а также страны Южной Америки, куда наши продавцы поставляют зерновые, но в очень маленьком объеме, при том что эти страны являются основными мировыми импортерами зерна.

7. Необходимо обеспечить предложение на экспорт зерна более высокого качества (пшеницы твердых сортов, злаков ценных видов), а также формировать комплексное предложение, соответствующее потребностям каждой конкретной страны в импортной зерновой продукции. Кроме того, следует развивать производство и продажу продукции переработки зерна, что создает для нашей страны очень хорошие перспективы дальнейшего роста продаж зерновой продукции.

8. Вполне оправдано дальнейшее увеличение площади посевных культур, в том числе пшеницы, кукурузы, а также достаточно нетрадиционных для внешней торговли России видов злаков (овес, гречиха, сорго, горох и пр.).

9. Следует искать возможности инновационного развития производства продукции и ведения торговой деятельности, в том числе обеспечивающие повышение урожайности культур, ускорение логистических процессов, укрепление юридической защищенности сделок и пр.

10. Необходимо учитывать и использовать инструменты государственной поддержки отечественных предприятий, осуществляющих производство и экспорт зерновой продукции.

Использование предложенных рекомендаций позволит повысить подготовленность организации к выходу на зарубежные рынки в качестве внешнеторгового субъекта.

ИСТОЧНИКИ:

1. Груздев Г.В., Генералов И.Г. Исторические особенности российской внешней тор-

говли на мировом зерновом рынке // Вестник НГИЭИ, 2017. - № 8(75).

2. Багалий С.В., Джамирзова З.Н. Повышение возможностей внешней торговли зер-

ном // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам XI Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 80-летию со дня образования Краснодарского края. -Краснодар, 2017.

3. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство, 2015. - № 11. - ^к 10.18334/ rp.16.11.236.

4. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Рамазанов И.А. Продовольственная инфляция в

России и пути ее преодоления // Практический маркетинг, 2016. - № 6(232).

5. Каманина Р.В., Белова С.К. Интеграция предприятий в промышленности как ресурс

повышения социально-экономического потенциала города, региона // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы, 2012. - № 1.

6. Раевская А.В., Каширина Н.А. Российский экспорт зерна в современных услови-

ях // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 2017. -№ 3(61).

7. Ковалева М.Э., Купина Е.А., Искандарян Г.О. Характеристика внешней зерновой

торговли // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. - Краснодар, 2017.

8. Силаева Л.П., Кондрашова О.Н., Михалкина Е.Г. Эффективность производства и

реализации сельскохозяйственной продукции в стране // Научное обозрение, 2015. - № 10-1.

9. Шаталов М.А. Формирование кластерно-интеграционного потенциала АПК как

драйвера устойчивого развития региона // Экономика и управление: проблемы, решения, 2017. - № 8.

10. Алтухов А.И. Экспорт российского зерна: проблемы и пути их решения // Никоновские чтения, 2017. - №22.

11. Сейфуллаева М.Э., Панасенко С.В., Широченская И.П. Маркетинговые подходы к оценке влияния крупных международных организаций на экспорт сельхозпродукции из России // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 3. - с. 74-82.

12. Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса // Проблемы экономики, 2010. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Леонова Ю.Г., Языков Д.А. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российский экономический интернет-журнал, 2018. - № 2.

14. Смирнов В.В. Импортозамещение и повышение экспортного потенциала зернового сегмента АПК // Региональное развитие, 2017. - № 5.

15. Никитина А.О. Факторы и принципы формирования политики экспорта зерна // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ, 2013. - № 1(3).

16. Михайлова Н.С. Система государственной поддержки экспорта в АПК // Агропродовольственная политика России, 2017. - № 6(66).

17. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 1-1(66).

18. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа // Российское предпринимательство, 2017. - № 15. - 10.18334/ гр.18.15.38210.

19. Каращук О.С., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Анализ динамики и прогнозирование цен на зерновые культуры // Азимут научных исследований: экономика и

управление, 2018. - № 3(24).

REFERENCES:

Altukhov A.I. (2017). Eksport rossiyskogo zerna: problemy i puti ikh resheniya [Russian grain exports: problems and solutions]. Nikon readings. (22). (in Russian).

Bagaliy S.V., Dzhamirzova Z.N. (2017). Povyshenie vozmozhnostey vneshney torgovli zernom [Increasing opportunities for foreign grain trade] Scientific support of agro-industrial complex. (in Russian).

Gruzdev G.V., Generalov I.G. (2017). Istoricheskie osobennosti rossiyskoy vneshney torgovli na mirovom zernovom rynke [Historical features of the russian foreign trade in the world grain market]. Bulletin NGII. (8(75)). (in Russian).

Kamanina R.V., Belova S.K. (2012). Integratsiya predpriyatiy v promyshlennosti kak resurs povysheniya sotsialno-ekonomicheskogo potentsiala goroda, regiona [Integration processes in industries as a source of enhancement of socioeconomic potential in cities and regions]. Scientific research and development. Economy of the company. 1 (1). (in Russian).

Karaschuk O.S., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2018). Analiz dinamiki i prognozirovanie tsen na zernovye kultury [Analysis of dynamics and forecasting of grain prices]. ASR: Economics and Management. 7(3(24)). (in Russian).

Kovaleva M.E., Kupina E.A., Iskandaryan G.O. (2017). Kharakteristika vneshney zernovoy torgovli [Characteristics of foreign grain trade] Scientific support of agro-industrial complex. (in Russian).

Kurenkova V.P. (2015). Torgovlya Rossii: regulirovanie i samoregulirovanie v usloviyakh rynka [Trade in Russia: regulation and self-regulation in the market conditions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16(11). (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.11.236.

Leonova Yu.G., Yazykov D.A. (2018). Osobennosti organizatsii dostavki tovarov v kommercheskoy deyatelnosti torgovyh predpriyatiy [Organizations features of goods delivery in commercial activities of trade enterprises]. Russian economic online journal. (2). 47. (in Russian).

Mayorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. (2016). Nematerialnye aktivy i ikh vliyanie na sotsialno-ekonomicheskuyu effektivnost torgovli [Intangible assets and their impact on the socio-economic efficiency of trade]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1-1(66)). (in Russian).

Mikhaylova N.S. (2017). Sistema gosudarstvennoy podderzhki eksporta v APK [The system of state support for exports in agricultural sector]. Agro-food policy of Russia. (6(66)). (in Russian).

Nikishin A.F. (2010). Puti uvelicheniya prodazh torgovogo predpriyatiya v usloviyakh krizisa [Ways to increase sales of commercial enterprises in the crisis]. The problems of Economy. (3). (in Russian).

Nikitina A.O. (2013). Faktory i printsipy formirovaniya politiki eksporta zerna [Factors and prinziples of developing grain export policy]. Byulleten nauchnyh rabot Bryanskogo filiala MIIT. (1(3)). 68-72. (in Russian).

Paramonova T.N., Uryaseva T.I., Ramazanov I.A. (2016). Prodovolstvennaya inflyatsiya v Rossii i puti ee preodoleniya [Food Inflation in Russia and the Ways to Overcome it]. Practical Marketing. (6(232)). (in Russian).

Raevskaya A.V., Kashirina N.A. (2017). Rossiyskiy eksport zerna v sovremennyh usloviyakh [Russian Grain Exports in Modern Conditions]. Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (3(61)). (in Russian).

Seyfullaeva M.E., Panasenko S.V., Shirochenskaya I.P. (2018). Marketingovye podkhody k otsenke vliyaniya krupnyh mezhdunarodnyh organizatsiy na eksport selkhozproduktsii iz Rossii [Marketing approaches to assessing the impact of large international organizations on agricultural exports from Russia]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (3). (in Russian).

Shatalov M.A. (2017). Formirovanie klasterno-integratsionnogo potentsiala APK kak drayvera ustoychivogo razvitiya regiona [Formation cluster-integration potential of the agro-industrial complex as a driver for sustainable development of the region]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (8). (in Russian).

Shinkaryova O.V., Mayorova E.A. (2017). Innovatsii v roznichnoy torgovle: rezultaty patentnogo analiza[Innovation in retail: the results of a patent analysis]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (15). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.15.38210.

Silaeva L.P., Kondrashova O.N., Mikhalkina E.G. (2015). Effektivnost proizvodstva i realizatsii selskokhozyaystvennoy produktsii v strane [The efficiency of production and sales of agricultural products in the country]. Science Review. (10-1). (in Russian).

Smirnov V.V. (2017). Importozameschenie i povyshenie eksportnogo potentsiala zernovogo segmenta APK [Import substitution and enhance export potential of the grain segment APK]. Regionalnoe razvitie. (5). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.