Научная статья на тему 'automation, algorithm, anaerobic digestion, biomass, bioreactor, sensors, livestock effluents, team, microcontrollers, sewage sludge, technological processes'

automation, algorithm, anaerobic digestion, biomass, bioreactor, sensors, livestock effluents, team, microcontrollers, sewage sludge, technological processes Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
вывозная пошлина / государственное регулирование / демпфер / пшеница / рынок зерна / субсидия / экспортная квота / damper / wheat / grain market / state regulation / subsidy / export duty / export quota

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каращук О. С., Больдясов А. И.

Введение. Зерновой демпфер, введенный в России с середины 2021 года, является достаточно новым и малоизученным инструментом обеспечения долгосрочного государственного регулирования рынка зерна. Его использование в российских условиях оценивается отдельными исследователями неоднозначно, что вызывает необходимость проведения дополнительного изучения. Важность исследования зернового демпфера объясняется высокой значимостью зерновой продукции для внутреннего производства ряда социально значимых потребительских товаров, а также большим вкладом экспорта зерна в обеспечение положительного внешнеторгового баланса нашей страны. Материалы и методы. Для проведения исследования в работе применялись методы: корреляционного анализа, оценки вариации, графического анализа динамики средних величин. Результаты. Проведенное исследование показало, что первоначально применение механизма демпфера оказалось крайне неэффективным, так как расчет вывозных пошлин происходил на основе базовых цен, рассчитанных в долларах, в результате чего выросла изменчивость внутренних и экспортных цен на российское зерно и усилилась зависимость этих цен от цен на мировом рынке. Переход к расчету вывозных пошлин по отношению к базовым ценам в рублях позволил снизить волатильность цен и их зависимость от мировых. Обсуждение. Субсидирование производителей зерна за счет средств, полученных от вывозных пошлин при осуществлении зернового демпфера, вызывает множество споров, так как механизм определения величины выплачиваемых субсидий остается необоснованным. В 2021 и 2022 гг. величина выплаченных субсидий оказалась соответственно в 7 и 9 раз меньше, чем размер уплаченных пошлин. По мнению экспертов отрасли, другие виды сельскохозяйственной деятельности государство финансирует за счет средств, полученных от экспорта зерна, при этом сама зерновая отрасль не получает необходимой поддержки для своего инновационного развития. Заключение. Применение зернового демпфера с целью государственного регулирование рынка зерна необходимо, но нуждается в дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the grain damper as an instrument of state regulation of the grain market in Russia

Introduction. The grain damper, introduced in Russia since mid-2021, is a fairly new and little-studied tool for ensuring long-term state regulation of the grain market. Its use in Russian conditions is evaluated by individual researchers differently, which necessitates additional study. The importance of grain damper research is explained by the high importance of grain products for the domestic production of a number of socially significant consumer goods, as well as the large contribution of grain exports to ensuring a positive foreign trade balance of our country. Materials and methods. To conduct the research, the following methods were used: correlation analysis, estimation of variation, graphical analysis of the dynamics of average values. Results. The conducted research showed that initially the use of the damper mechanism turned out to be extremely inefficient, since the calculation of export duties took place on the basis of base prices calculated in dollars, as a result of which the variability of domestic and export prices for Russian grain increased and the dependence of these prices on prices on the world market increased. The transition to the calculation of export duties in relation to the base prices in rubles has reduced the volatility of prices and their dependence on the world. Discussion. Subsidizing grain producers at the expense of funds received from export duties during the implementation of a grain damper causes a lot of controversy, since the mechanism for determining the amount of subsidies paid remains unreasonable. In 2021 and 2022, the amount of subsidies paid was 7 and 9 times less, respectively, than the amount of duties paid. According to industry experts, the state finances other types of agricultural activities at the expense of funds received from grain exports, while the grain industry itself does not receive the necessary support for its innovative development. Conclusion. The use of a grain damper for the purpose of state regulation of the grain market is necessary, but needs further improvement.

Текст научной работы на тему «automation, algorithm, anaerobic digestion, biomass, bioreactor, sensors, livestock effluents, team, microcontrollers, sewage sludge, technological processes»

Вестник НГИЭИ. 2022. № 12 (139). C. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 12 (139). P. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print)

WW^WW^V РРГМПНД ПКИА Í7 И OTP А Г fTFRA Í7 Я КП11П M ПК А

РЕ1 И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕРАЯ экипимикА

_ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА_

Научная статья УДК 332.025.12

DOI: 10.24412/2227-9407-2022-12-78-88

Оценка зернового демпфера как инструмента государственного регулирования рынка зерна в России

Оксана Сергеевна Каращук113, Алексей Ильич Больдясов2

12 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия 1 [email protected]://orcid.org/0000-0003-2212-5034 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7307-900X

Аннотация

Введение. Зерновой демпфер, введенный в России с середины 2021 года, является достаточно новым и малоизученным инструментом обеспечения долгосрочного государственного регулирования рынка зерна. Его использование в российских условиях оценивается отдельными исследователями неоднозначно, что вызывает необходимость проведения дополнительного изучения. Важность исследования зернового демпфера объясняется высокой значимостью зерновой продукции для внутреннего производства ряда социально значимых потребительских товаров, а также большим вкладом экспорта зерна в обеспечение положительного внешнеторгового баланса нашей страны.

Материалы и методы. Для проведения исследования в работе применялись методы: корреляционного анализа, оценки вариации, графического анализа динамики средних величин.

Результаты. Проведенное исследование показало, что первоначально применение механизма демпфера оказалось крайне неэффективным, так как расчет вывозных пошлин происходил на основе базовых цен, рассчитанных в долларах, в результате чего выросла изменчивость внутренних и экспортных цен на российское зерно и усилилась зависимость этих цен от цен на мировом рынке. Переход к расчету вывозных пошлин по отношению к базовым ценам в рублях позволил снизить волатильность цен и их зависимость от мировых. Обсуждение. Субсидирование производителей зерна за счет средств, полученных от вывозных пошлин при осуществлении зернового демпфера, вызывает множество споров, так как механизм определения величины выплачиваемых субсидий остается необоснованным. В 2021 и 2022 гг. величина выплаченных субсидий оказалась соответственно в 7 и 9 раз меньше, чем размер уплаченных пошлин. По мнению экспертов отрасли, другие виды сельскохозяйственной деятельности государство финансирует за счет средств, полученных от экспорта зерна, при этом сама зерновая отрасль не получает необходимой поддержки для своего инновационного развития. Заключение. Применение зернового демпфера с целью государственного регулирование рынка зерна необходимо, но нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: вывозная пошлина, государственное регулирование, демпфер, пшеница, рынок зерна, субсидия, экспортная квота

Благодарности: Авторы выражают благодарность работникам сайта Zerno.ru за предоставление доступа к данным архива цен.

Для цитирования: Каращук О. С., Больдясов А. И. Оценка зернового демпфера как инструмента государственного регулирования рынка зерна в России // Вестник НГИЭИ. 2022. № 12 (139). С. 78-88. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-12-78-88

© Каращук О. С., Больдясов А. И., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2022. № 12 (139). C. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 12 (139). P. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрдгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕРАЯ ЭКОПОМИКА

Evaluation of the grain damper as an instrument of state regulation of the grain market in Russia

Oksana S. KarashchukAlexey I. Boldiasov2

12 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia 1 [email protected]://orcid.org/0000-0003-2212-5034 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7307-900X

Abstract

Introduction. The grain damper, introduced in Russia since mid-2021, is a fairly new and little-studied tool for ensuring long-term state regulation of the grain market. Its use in Russian conditions is evaluated by individual researchers differently, which necessitates additional study. The importance of grain damper research is explained by the high importance of grain products for the domestic production of a number of socially significant consumer goods, as well as the large contribution of grain exports to ensuring a positive foreign trade balance of our country. Materials and methods. To conduct the research, the following methods were used: correlation analysis, estimation of variation, graphical analysis of the dynamics of average values.

Results. The conducted research showed that initially the use of the damper mechanism turned out to be extremely inefficient, since the calculation of export duties took place on the basis of base prices calculated in dollars, as a result of which the variability of domestic and export prices for Russian grain increased and the dependence of these prices on prices on the world market increased. The transition to the calculation of export duties in relation to the base prices in rubles has reduced the volatility of prices and their dependence on the world.

Discussion. Subsidizing grain producers at the expense of funds received from export duties during the implementation of a grain damper causes a lot of controversy, since the mechanism for determining the amount of subsidies paid remains unreasonable. In 2021 and 2022, the amount of subsidies paid was 7 and 9 times less, respectively, than the amount of duties paid. According to industry experts, the state finances other types of agricultural activities at the expense of funds received from grain exports, while the grain industry itself does not receive the necessary support for its innovative development.

Conclusion. The use of a grain damper for the purpose of state regulation of the grain market is necessary, but needs further improvement.

Keywords: damper, wheat, grain market, state regulation, subsidy, export duty, export quota

Acknowledgments: The authors express their gratitude to the employees of the site Zerno.ru for providing access to the price archive data.

For citation: Karashchuk O. S., Boldiasov A. I. Evaluation of the grain damper as an instrument of state regulation of the grain market in Russia // Bulletin NGIEI. 2022. № 12 (139). P. 78-88. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1278-88

Введение

Рынок зерна является важнейшей частью общего российского рынка. Его значимость для хозяйственной системы РФ определяется многими составляющими.

Зерновые сельскохозяйственные культуры являются сырьём для животноводства и пищевой промышленности. Например, пшеница выступает ключевым видом сырья для производства некоторых социально значимых продовольственных товаров, что выражается в однонаправленном измене-

нии цен на пшеницу и на такие товары [1]. Коэффициент корреляции стоимости пшеницы с розничными ценами на хлеб составляет 0,92, на муку - 0,83, на макароны - 0,79, на вермишель - 0,76:' 2.

Кроме того, зерно и зернобобовые культуры представляют важность для российской экономики в качестве экспортного товара. Так, по данным Рос-стата, последние несколько лет из страны вывозится более 30 % всей массы собранного зерна и зернобо-бовых3. Россия является одним из крупнейших поставщиков пшеницы на мировом рынке. Заметна

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

роль РФ и в поставках других зерновых культур: Россия входит в пятёрку крупнейших экспортёров ячменя и в десятку - кукурузы.

Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью рынка зерна с точки зрения обеспечения сырьём многих отраслей экономики России, а также высокой значимостью этого рынка для обеспечения положительного внешнеторгового сальдо России на мировом рынке [2; 3].

Значительная экспортная составляющая на рынке зерна России ставит перед государством непростые задачи, связанные с поддержанием баланса сбора зерна и его экспорта, обеспечения стабильности цен на внутреннем российском и на мировом рынке. Решение этих задач возможно при проведении грамотной, научно обоснованной государственной политики на рынке зерна, позволяющей реализовать экспортный потенциал агропромышленного комплекса, а также обеспечить при этом сбалансированное развитие внутреннего рынка, это отмечают ряд исследователей, занимавшихся поиском решения указанных проблем [4; 5]. Кроме того, при использовании инструментов государственного регулирования зернового рынка необходима переориентация на современные модели осуществления такого регулирования, основанные на цифровиза-ции бизнес-процессов, в первую очередь на использовании цифровых средств информационной поддержки принятия решений [6; 7].

За последнее десятилетие производители зерна в России могли беспрепятственно вывозить продукцию на внешние рынки за исключением отдельных лет, когда государством вводились вывозные пошлины и экспортные квоты на зерно. В том числе вывозная пошлина на пшеницу действовала с февраля 2015 года по сентябрь 2016 года. Её размер несколько раз пересматривался государством и составлял: с февраля по июнь 2015 года - 15 % от стоимости зерна плюс 7,5 евро за тонну; с июля 2015 года - 50 % от стоимости зерна за вычетом 5,5 тыс. руб. за тонну, а затем 50 % от стоимости зерна за вычетом 6,5 тыс. руб. за тонну. Затем в 2020 году с апреля по июнь была введена экспортная квота на зерно в размере 7 млн т., которая была полностью выбрана уже к 26 апреля того же года. Вывозные пошлины вводились также в 2021 году, причём регулированию была подвержена не только пшеница, но также ячмень и кукуруза. Ставка пошлины менялась со временем и составляла для пшеницы: с 15 февраля по 1 марта - 25 евро за тонну; с 1 марта по май - 50 евро за тонну. Вывоз яч-

меня и кукурузы с 15 марта по май облагался пошлиной в размере 10 и 25 евро соответственно. Также в 2021 году с 15 февраля по 30 июня вводилась квота на экспорт зерна в объёме 17,5 млн т. В 2022 году на период с 15 февраля по 30 июня была установлена квота на экспорт зерна в размере 11 млн т. (в том числе 8 млн т пшеницы).

Как видно из приведенной выше информации, государственное регулирование рынка зерна в России представляло собой вмешательство государства в рыночные процессы в форме ограничительных мер краткосрочного характера, вводимые эпизодически, и представляющих собой установление вывозных пошлин и экспортных квот.

Однако Постановлением Правительства РФ № 117 от 06.02.2021 со 2 июня 2021 года был введен новый для российской экономики инструмент государственного регулирования рынка зерна - зерновой демпфер. Этот инструмент государственного регулирования стал первой попыткой государства осуществлять внешнеторговое регулирование рынка зерна системно в долгосрочной перспективе.

Согласно нормативно-правовым документам, в соответствии с которыми был введен зерновой демпфер, основные цели введения данного инструмента государственного регулирования были следующие: стабилизация цен на внутреннем рынке, минимизация переноса колебаний мировых цен на внутренний рынок, создание условий для осуществления планирования затрат производителями зерна, установление единых правил осуществления деятельности на рынке, обеспечение понимания мер государственного регулирования со стороны участ-

4

ников рынка .

Материалы и методы

Изучение показателей, используемых для осуществления зернового демпфера, осуществлялось на основе официальных данных Росстата, ЕМИСС, Министерства сельского хозяйства РФ, Центробанка РФ, Федеральной таможенной службы России, а также с использованием данных официальных сайтов исследовательских организаций, изучающих состояние рынка зерна в России и за рубежом.

Для исследования влияния зернового демпфера на внутрироссийские и экспортные цены на зерно в работе был использован метод анализа корреляционной зависимости внутренних и экспортных цен на пшеницу в зависимости от цен на ключевых международных товарных биржах. Для определения корреляционной зависимости указанных показателей предварительно рассчитывались средние цены

VWWWWW рргипнд пкнля u птрд г /ifra я ч кп нп м и к л VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИипАЛРпАЯ И о 1 ГАСЛЕРАЯ жипимпкА

на пшеницу. Также с целью исследования вола-тильности внутренних и экспортных цен применялся расчет коэффициентов вариации этих цен. Изучение изменения цен во времени осуществлялось на основе графического анализа их динамики.

Результаты

Зерновой демпфер, введенный в России, представляет собой установление плавающих, постоянно изменяющихся вывозных пошлин на три зерновые культуры - пшеницу, ячмень и кукурузу. Для расчёта вывозной пошлины первоначально государством были установлены базовые цены в долларах на каждую из культур, а затем на основе наблюдения ценовых индикаторов, выраженных в долларах США за тонну и рассчитанных на базисе поставки FOB порт Новороссийск, определялись индикативные цены, отражающие фактические экспортные цены на каждую из культур. Размер вывозной пошлины составлял 70 % от разницы между индикативной и базовой ценами, если последняя оказывалась меньше. Если же базовая цена превышала индикативную, то вывозная пошлина признавалась нулевой. Размер указанной пошлины пересматривался еженедельно, на основе данных за предыдущую неделю. Министерство сельского хозяйства РФ рассчитывало индикативную цену и вывозную пошлину, которые затем доводились до сведения участников рынка.

Однако после своего введения порядок формирования вывозной пошлины был несколько раз изменён. Постановлением Правительства РФ № 2595 от 31.12.2021 для каждой зерновой культуры были введены ещё две базовых цены, которые значительно выше первой, изначально установленной. При превышении индикативной ценой величины каждой из двух других базовых цен повышалась ставка вывозной пошлины. Кроме того, в таком случае вывоз облагался дополнительной пошлиной, рассчитанной как процент от разницы базовых цен. Это было сделано с целью сдерживания экспорта в случае возможного повышения цен на мировом рынке сверх определённых целевых значений.

Затем Постановлением Правительства № 1179 от 30.06.2022 были внесены новые изменения в методику расчёта, которые актуальны на настоящий момент. Пошлина, согласно данному документу, рассчитывается в рублях. Величина первой базовой цены установлена также в рублях. Все показатели, номинированные в долларах, переводятся в рубли согласно среднему значению официального курса доллара Центробанка РФ за последние пять дней. В остальном порядок расчёта остался неизменным.

Использование государством средств, полученных в результате использования зернового демпфера на основе установления вывозной пошлины, предусматривало, что средства, поступающие в бюджет, должны быть возвращены обратно на рынок в виде субсидий производителям зерна. То есть данная мера не преследовала фискальных целей.

Таким образом, демпферный механизм должен был стать комплексным инструментом государственного регулирования рынка зерна и включать, с одной стороны, системное внешнеторговое регулирование на основе вывозных пошлин, а с другой - использование полученных вывозных пошлин для субсидирования производителей зерна.

В настоящее время инструмент государственного регулирования - зерновой демпфер - недостаточно оценен в научной литературе. Заслуживает внимания статья С. К. Сеитова, где автор на основе экономико-математического моделирования даёт оценку влияния экспортных пошлин на рынок зерна в РФ. Указанный автор считает, что экспортные пошлины неэффективны и их следует упразднить, а внимание государства должно быть направлено на развитие инфраструктуры рынка [8]. Однако данная работа недостаточно полно рассматривает влияние пошлин непосредственно на ценовую ситуацию на рынке зерна. Также в работе не учтены изменения, произошедшие в методике расчёта вывозных пошлин со стороны органов государственного регулирования. Также представляет интерес статья О. В. Пет-рушиной и Д. И. Жилякова. Авторы делают неоднозначный вывод об эффективности механизма демпфера, выделяя как его преимущества при регулировании рынка в краткосрочной перспективе, так и недостатки в долгосрочном периоде. В целом данная статья направлена на поиск путей совершенствования демпфера, при этом статья недостаточно отражает результативность данного инструмента и не учитывает всех изменений зернового демпфера [9].

Анализ инструментов зернового демпфера, проведенный в данной работе, был направлен на изучение таких вопросов: как демпфер повлиял на стабильность внутренних и экспортных цен; позволил ли демпфер снизить влияние мировых цен на внутрироссийский рынок; обеспечило ли субсидирование зернового рынка из средств вывозных пошлин его развитие.

В данном исследовании нами более подробно изучена одна из трёх культур, на которые распространяется действие демпфера, - пшеница, на которую в последние годы приходится более 60 % вало-

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

вого сбора3 и от 75 до 80 % экспорта всех зернобобовых культур . На начальном этапе исследования изучение предусматривало сравнение направленности динамики внутрироссийских, экспортных и мировых цен на пшеницу за период с января 2017 по октябрь 2022 года. При этом внутренние цены были взяты в размере средней цены пшеницы, безотносительно её принадлежности к определенному классу. Мировые цены отслеживались на основе данных крупнейших площадок, осуществляющих биржевую торговлю зерном. Для исследования использовались цены Чикагской торговой палаты (СВОТ), где торгуются фьючерсы и опционы на мягкую озимую краснозёрную пшеницу ^Я'); цены на срочной товарной бирже в Канзасе (КСВТ), на которой осуществляется торговля твёрдой озимой краснозёрной пшеницей (НЯ'); цены на зерновой бирже Миннеаполиса (МОЕХ), где торгуется твёрдая яровая краснозёрная пшеница (НЯ5). Для исследования были посчитаны средние цены закрытия за каждый месяц. Цены изначально были представлены в цен-

тах за бушели и были пересчитаны в доллары США за тонны из расчёта, что обычный биржевой контракт составляет 5000 бушелей пшеницы, что примерно равно 136 метрическим тоннам.

Особую значимость представляют цены Чикагской торговой палаты, так как сорт торгуемой там пшеницы наиболее близок по своим характеристикам к российской пшенице. Однако все описанные показатели так или иначе отражают потребность в пшенице в целом в мире, определяя тем самым ценовую конъюнктуру и возможности экспорта зерна из России [10].

Также в анализ были включены средние экспортные цены на пшеницу, рассчитанные на основе индикативных цен Министерства сельского хозяйства РФ. Средние экспортные цены, согласно указанным выше постановлениям Правительства РФ, были рассчитаны на основе ценовых индикаторов FOB с базисом поставки Новороссийск (Wheat FOB).

Динамика описанных выше показателей представлена на рис. 1.

500,00 450,00 400,00 350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00

Л

а

а

<D <D

Л

&

« и

a

<D

m

л a

a

a

ft

ЧЭ «

P о

x x

о

<D <D

<D <D

D S

m TU

л ¡a

Hi P о x X

о

У

03

<D <D

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<D

m

л a

a

a

<D <D

ЧЭ Hi

P О

и X

о

IS

a

<D

m

л a

чэ Hi

P о

и x

о

a

a

ft

<D

p

<4

<D

a §

D S m TU

л ¡a

Hi P о И X

о

<D <D

н ¡р

<D

О £

J

„ Л

Hi

P о И X

о

a

<D

m

л a

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Цены на внутреннем рынке России, долл. США за т / Prices on the domestic market of Russia, USD per ton

Цены на Чикагской торговой палате (CBOT), долл. США за т / Prices at the Chicago Board of Trade (CBOT), USD per ton

Цены на срочной товарной бирже в Канзасе (KCBT), долл. США за т / Prices on the Kansas Futures Commodity Exchange (KCBT), USD per ton

Цены на зерновой бирже Миннеаполиса(МвЕХ), долл. США за т / Prices on the Minneapolis Grain Exchange (MGEX), USD per ton

■Экспортные цены, долл. США за т / Export prices, US dollars per ton

Рис. 1. Динамика внутрироссийских, мировых и экспортных цен на пшеницу в 2017-2022 гг. Fig. 1. Dynamics of domestic, world and export wheat prices in 2017-2022 Источник: составлено на основе данных ЕМИСС1, Investing .com6 и Zerno.ru7

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Как видно из рис. 1, связь между рассматриваемыми ценами очевидна, изучаемые цены имеют схожую динамику. Однако, чтобы определить степень зависимости внутрироссийских и экспортных цен от мировых, необходима оценка силы такой связи с применением количественных методов анализа. Для этого в работе была определена степень влияния мировых цен на внутрироссийские и на экспортные на основе расчета коэффициентов корреляции. И также была оценена стабильность внутренних и экспортных цен на основе расчета коэффициентов вариации.

При изучении учитывалось, что методика расчёта пошлин менялась, что, несомненно, отражалось на рыночной ситуации. В связи с тем, что Постановлениями Правительства РФ вносились из-

менения в размер и порядок расчета вывозных пошлин и экспортных квот на зерно в определенные периоды времени, целесообразно проанализировать цены за соответствующие периоды: январь 2017 -май 2021 года; январь 2017 - декабрь 2021 года; январь 2017 - июнь 2022 года; январь 2017 - октябрь 2022 года. Такой подход к анализу позволит оценить влияние введения каждого последующего используемого инструмента государственного регулирования рынка зерна на цены. Внутренние цены измерялись в рублях за тонну, чтобы значения расчётов не искажались под влиянием волатильности валютных курсов. Экспортные цены были взяты в долларах США. Результаты расчетов коэффициентов корреляции и коэффициентов вариации цен представлены в таблице ниже (табл. 1).

Таблица 1. Корреляция внутрироссийских и экспортных цен на пшеницу с мировыми ценами в 2017-2022 гг.

Table 1. Correlation of domestic and export wheat prices with world prices in 2017-2022

Коэффициент линейной корреляции /

Linear correlation coefficient Коэффи-

Период / Period Показатель / Indicator Цены на Чикагской торговой палате / Prices at the Chicago Board of Trade Цены на срочной товарной бирже Канзаса / Prices Цены на зерновой бирже Миннеаполиса / Prices on the циент вариации / Coefficient

on the Kansas Futures Minneapolis Grain of variation

Commodity Exchange Exchange

Внутренние цены / Domestic prices

Январь 2017 - май 2021 / January 2017 - May 2021 0,7868 0,5385 -0,1857 23,98

Январь 2017 - декабрь 2021 / January 2017 - December 2021 0,8224 0,6710 0,3449 24,87

Январь 2017 - июнь 2022 / January 2017 - June 2022 0,7977 0,7191 0,5915 26,34

Январь 2017 - октябрь 2022 / January 2017 - October 2022 0,7681 0,6799 0,5814 25,74

Экспортные цены / Export prices

Январь 2017 - май 2021 / January 2017 - May 2021 0,7891 0,6584 0,0203 12,10

Январь 2017 - декабрь 2021 / January 2017 - December 2021 0,8971 0,8634 0,6907 17,08

Январь 2017 - июнь 2022 / January 2017 - June 2022 0,9273 0,9226 0,8586 24,22

Январь 2017 - октябрь 2022 / January 2017 - October 2022 0,9176 0,9224 0,8594 25,93

Источник: составлено авторами

Из таблицы видно, что введение зернового так и экспортных цен возросла по сравнению с пе-

демпфера не решило поставленные задачи и содей- риодом, когда данный механизм ещё не действовал.

ствовало усугублению проблем, существующих на Также и экспортные, и внутренние цены стали в

зерновом рынке. Волатильность как внутренних,

большей степени зависеть от цен пшеницы на ми-

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

jjfyify^^^^ REGlONAL AND SECT ORAL ECONOMlCS_

ровом рынке. Исключение составляют цены Чикагской торговой палаты, где коэффициент корреляции снизился незначительно. Несомненно, снижение стабильности цен негативно отражается на возможностях производителей зерна эффективно продавать и правильно планировать свои расходы.

Оценим влияние зернового демпфера на ценовую ситуацию после каждого уточнения методики расчёта пошлин. Введение демпферного механизма в изначальном варианте повлияло на рынок однозначно негативно, усилились зависимость от мировых цен и волатильность цен, о чём свидетельствует повышение показателей коэффициента корреляции и коэффициента вариации. Введение дополнительных базовых цен как средства сдерживание экспорта на фоне высоких мировых цен также отрицательно сказалось на рассматриваемых показателях. А переход на расчёт вывозной пошлины в рублях позволил компенсировать часть негативного эффекта демпфера, что подтверждается снижением волатильности внутренних цен на пшеницу и незначительным снижением тесноты связи с мировыми ценами.

Из расчётов в таблице видно, как последние изменения методики расчёта пошлин поспособствовали некоторому снижению коэффициента вариации и коэффициентов корреляции для внутренних цен. Это объясняется тем, что расчёт пошлины в рублях позволяет исключить неопределённость, связанную с курсом доллара непосредственно при уплате экспортной пошлины. То есть до данного изменения экспортёры знали размер пошлины на следующую неделю в долларах, но точно не могли оценить, во сколько пошлина им обойдётся в национальной валюте.

Также стоит отметить, что с момента введения зернового демпфера цены на внутреннем рынке на пшеницу росли вплоть до мая 2022 года. Из логики экономического анализа рынка следует обратное. На фоне появления барьеров для экспорта на внутреннем рынке остаётся больше товара, что приводит к увеличению предложения и смещению рыночного равновесия в сторону снижения цен. Однако этого не произошло, что позволяет предположить, что экспортёры зерна в условиях снижения рентабельности внешних поставок решили поддерживать привычную для них норму прибыли за счёт удорожания продукции для внутренних потребителей.

Последующее снижение цен на внутреннем рынке России происходило на фоне снижения мировых, а значит и экспортных цен. В такой ситуации государством начали проводиться закупочные

интервенции на рынке зерна, однако это не остановило дальнейшее падение цен, которое началось с августа 2022 года. То есть ситуация на мировом рынке оказалась по-прежнему определяющей для динамики всех видов цен, в том числе на внутреннем рынке России. В итоге по состоянию на конец октября 2022 года в интервенционный фонд России было закуплено более 1,2 млн т пшеницы, что, как показывает практика проведения интервенций на рынке зерна, является довольно значимой величиной [11]8. Однако внутренние цены на зерно продолжили падать вслед за снижением цен на мировом рынке. Такую непреодолимую зависимость внутренних цен от мировых подтверждают также другие исследователи, изучающие динамику цен на зерно и факторы влияния на эти цены [12]. Безусловно, что проводимые закупочные интервенции также нуждаются в своем усовершенствовании с учетом имеющегося мирового опыта, что отмечают в своих работах отдельные авторы [13], однако они должны исследоваться как самостоятельный инструмент государственного регулирования.

Обсуждение Важным аспектом функционирования зернового рынка является обеспечение возврата средств, полученных в результате уплаты пошлины, в виде субсидий производителям, как части мер зернового демпфера зерна. По состоянию на 27 октября 2022 года известно, что с начала действия демпферного механизма бюджет получил дополнительные доходы от уплаты пошлин на одну только пшеницу за 2021 год - 71,6 млрд руб., за 2022 год - 87,4 млрд руб. . Так как демпфер распространяется также на ячмень и кукурузу, то общая величина дополнительных поступлений была ещё больше. Субсидии производителям зерна выплачивались в октябре 2021 года и в октябре 2022 года, оба раза размер выплат составлял 10 млрд руб. 10. То есть величина субсидий оказалась во много раз меньше средств, полученных в результате уплаты пошлин.

В экспертном сообществе большинство специалистов отрасли негативно оценивают характер поддержки, оказываемой рынку зерна со стороны государства. Недостаточность величины субсидий в условиях постоянного роста себестоимости продукции, в частности, отмечал генеральный директор Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР). Эксперт также справедливо заметил, что рынок обеспокоен отсутствием точной информации об использовании средств, полученных от уплаты по-11

шлин .

VWWWWW рргипнд пкнля и птрдг/ifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, РЕ1 ИОПАЛ ID ПАЯ И ОМРАСЛЕРАП ЭКОНОМИКА

Кроме того, по официальным заявлениям лиц, представляющих государственные органы власти, становится ясно, что доходы от пошлин государство направляет на поддержку и других отраслей агропромышленного комплекса. Фактически это означает, что производители и экспортёры зерна финансируют расходы государственного бюджета на осуществление политики в сфере сельского хозяйства, однако снижаются размеры поддержки рынка зерна, который является источником получения этих средств. При этом актуальной задачей для России является развитие зерновых производств на высокотехнологической основе, так как в настоящее время рост производства зерна в стране происходит за счет интенсивного фактора увеличения посевных площадей в условиях низкой урожайности по сравнению с другими странами-экспортерами зерна [14; 15; 16]. Также исследователи отмечают, что в отрасли производства зерна актуальными проблемами остаются снижение качества зерна, нехватка сельскохозяйственной техники, низкая прибыльность и убыточность производства, ухудшение состояния почв [17; 18; 19].

В то же время отдельные исследователи считают правильным перераспределение средств, полученных от вывозных пошлин, в пользу других участников производства сельскохозяйственной продукции, чтобы снизить финансовые преимущества сильных игроков отрасли, имеющих доступ ко внешним рынкам с более высокими мировыми ценами и более высоким уровнем прибыли от продаж [20].

С последней указанной позицией сложно согласиться, так как поддержка сильных производств позволяет сохранить и упрочить уже имеющиеся позиции внутри страны и за ее пределами, а вложения в пока не оправдавшие себя виды деятельности несут большие риски.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Действенность зернового демпфера с точки зрения задач, которые он должен решать, остаётся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

недостаточной. Введение демпферного механизма повысило волатильность экспортных и внутрироссийских цен на пшеницу, усугубило зависимость от цен, продиктованных конъюнктурой на мировом рынке. Часть негативного эффекта от введения демпфера была компенсирована после изменений методики расчёта пошлин и перехода к определению базовых цен и вывозных пошлин в рублях. Кроме указанных недостатков остается недостаточно обоснованным механизм возврата пошлин производителям, выплачиваемых в виде субсидий.

Как отмечают специалисты отрасли, действие зернового демпфера в существующем виде в долгосрочной перспективе может повлечь снижение инвестиций в производство сельскохозяйственных культур, на которые он распространяется, что приведёт к снижению сбора и качества продукции и росту цен на нее. В конечном счете, это может подорвать конкурентоспособность российского рынка зерна в долгосрочной перспективе и поспособствует утрате части экспортного потенциала России. Поэтому представляется актуальным усовершенствовать действующий механизм демпфера.

В первую очередь, необходимо продолжить практику установления базовых цен в рублях и рассчитывать вывозные пошлины на их основе. И также следует чётко регламентировать, какую долю от уплаченных вывозных пошлин и в какой срок могут получить участники рынка в форме субсидий. Также имеет смысл определить более широкий состав мер государственной поддержки в ситуациях нестабильного рынка зерна.

Таким образом, формирование экономически обоснованного и понятного механизма зернового демпфера позволит повысить результативность государственного вмешательства в экономику и обеспечит достижение целей государственного регулирования рынка зерна. Государственная поддержка рынка зерна, своевременная и соразмерная вкладу в развитие национальной экономики, позволит эффективно использовать демпфер в качестве инструмента государственного регулирования.

Примечания:

1 Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями с 2017 г. Официальный сайт ЕМИСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57693 (дата обращения: 15.11.2022).

2 Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. Официальный сайт ЕМИСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31448 (дата обращения: 18.11.2022).

3 Сельское хозяйство. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения:01.12.2022).

4 Правительство вводит бессрочный демпфер для экспорта зерна. Официальный сайт Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/749481 (дата обращения: 12.11.2022).

85

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUnUMlLb_

5 Документы таможенной статистики внешней торговли. Официальный сайт ФТС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.customs.gov.ru/documents (дата обращения: 25.11.2022).

6 Индекс Wheat Fob Black Sea Index (WHFOB). Официальный сайт Investing.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.investing.com/indices/wheat-fob-black-sea-index (дата обращения: 03.12.2022).

7 Архив раздела «Биржи». Официальный сайт Zerno.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zerno.ru/ (дата обращения: 11.11.2022).

8 Приобретение сельскохозяйственной продукции (закупочные интервенции). Официальный сайт Национальной товарной биржи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.namex.org/ru/investment/ZI2022/realtime2022 (дата обращения: 25.11.2022).

9 Минэкономразвития предложило стимул для экспорта продукции АПК через биржу за рубли. Официальный сайт Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/874000 (дата обращения: 01.12.2022).

10 Министерствам поручили отчитаться о возврате аграриям доходов от пошлин. Официальный сайт RBC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/17/02/2022/620cb0a09a7947dfd6d39cf2?from=artide_body (дата обращения: 18.11.2022).

11 Эксперт спрогнозировал рост затрат аграриев РФ на производство пшеницы на 18-25 %. Официальный сайт Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/821556 (дата обращения: 27.11.2022).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Майорова Е. А. Анализ динамики и прогнозирование потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 270-272.

2. Красильникова Е. А., Никишин А. Ф. Тенденции двузначных приростов экспорта: оздоровление структуры или задачи сохранения положительного сальдо // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С.3525-3536.

3. Шабашева Ю. Е. Перспективы развития аграрного сектора России в обеспечении продовольственной безопасности страны // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 4. С. 1499-1516.

4. Аварский Н. Д., Быков Г. Е., Федюшин Д. Ю. Конъюнктура мирового рынка зерна и аспекты его регулирования // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 8. С. 70-75.

5. Филимонова Н. Г., Озерова М. Г. Продовольственная безопасность в период пандемии COVID-19 // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 2 (24). С. 73-88.

6. Кравченко Е. С. Стратегические альтернативы цифровой трансформации бизнес-моделей предприятий сферы услуг // Обеспечение экономической безопасности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Монография. Под общей редакцией В. В. Красновой. Донецк, 2021. С. 254-273.

7. Козлов В. Д., Продан Т. С. Трансформация государственной поддержки развития агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2022. № 4 (131). С. 114-121.

8. Петрушина О. В., Жиляков Д. И. Направления оптимизации государственного регулирования цен и поддержки зернового производства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2021. № 3 (31). С. 149-156.

9. Сеитов С. К. Влияние экспортных пошлин на российский рынок пшеницы // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2022. № 23 (1). С. 126-137.

10. Каращук О. С., Майорова Е. А., Никишин А. Ф. Анализ динамики и прогнозирование цен на зерновые культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 113-115.

11. Светлов Н. М. Параметры политики интервенций на рынке пшеницы // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2022. № 3. С. 113-128.

12. Рязанов В. А. Влияние мирового рынка на внутренние цены на зерно в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 4. С. 50-59.

13. Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Государственная закупка сельскохозяйственной продукции: опыт зарубежных стран и России // Аграрный вестник Урала. 2019. № 5 (184). С. 77-81.

14. Савенкова И. В., Матвеева О. П. Реализация экспортного потенциала Российской Федерации на мировом рынке пшеницы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 5 (90). С. 47-57.

15. Panasenko S. V., Ramazanov I. A., Karashchuk O. S., Mayorova E. A., Nikishin A. F. An Investigation into Russia's Current Level of Self-Sufficiency in Grain // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 2019. Т. 19. № 1. С. 339-348.

Вестник НГИЭИ. 2022. № 12 (139). C. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 12 (139). P. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнд пкнля и птрдг/ifra я жпнпмнк'л VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИОПАЛЬНАЯ И УМГЛСЛЕВАП жипимпкА

16. Хейфец Б. А., Чернова В. Ю. Влияние регулирования экспорта на продовольственную безопасность (на примере рынка зерновых в России) // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2 (191). С. 131-141.

17. Шейхова М. С., Орлова Е. П. Рынок зерна в России: анализ и перспективы развития // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2021. № 3 (41). С. 137-144.

18. Эркинхожиев И. И. У. Современные проблемы развития зернопродуктового подкомплекса // Агро-форсайт. 2020. № 3 (27). С. 6.

19. Сукманов Э. В., Мартюшова Л. А. Состояние и современные проблемы развития национального рынка зерна // Вектор экономики. 2019. № 12 (42). С. 131.

20. Меделяева З. П., Жарковская И. Г. Механизм «зернового демпфера» как фактор поддержки сельхозпроизводителей // Теория и практика инновационных технологий в АПК. Воронеж, 2022. С. 25-30.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 24.10.2022;

принята к публикации 26.10.2022.

Информация об авторах: О. С. Каращук - к.э.н., доцент, Spin-код: 4087-4006;

А. И. Больдясов - студент, Высшая школа экономики и бизнеса, Spin-код: 4391-2115.

Заявленный вклад авторов: Каращук О. С. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Больдясов А. И. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Mayorova E. A. Analiz dinamiki i prognozirovanie potrebitel'skih cen na hleb i hlebobulochnye izdeliya [Analysis of the Dynamics and Forecasting of Consumer Prices for Bread and Bakery Products], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration], 2019, Vol. 8, No. 4 (29), pp. 270-272.

2. Krasilnikova E. A., Nikishin A. F. Tendencii dvuznachnyh prirostov eksporta: ozdorovlenie struktury ili zadachi sohraneniya polozhitel'nogo sal'do [Trends of Exports Double-Digit Growth: Improvement of the Structure or Tasks of Maintaining Positive Balance], Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2018, Vol. 19, No. 11, pp. 3525-3536.

3. Shabasheva Yu. E. Perspektivy razvitiya agrarnogo sektora Rossii v obespechenii prodovol'stvennoj be-zopasnosti strany [Prospects for the Development of Russia's Agricultural Sector in Ensuring the Country's Food Security], Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security], 2022, Vol. 5, No. 4, pp. 1499-1516.

4. Avarsky N., Bykov G., Fedyushin D. Kon"yunktura mirovogo rynka zerna i aspekty ego regulirovaniya [СощипСиге of the World Market of Grain and Aspects of Its Regulation], Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [The Economy of Agriculture in Russia], 2014, No. 8, pp. 70-75.

5. Filimonova N. G., Ozerova M. G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v period pandemii COVID-19 [Food Security During the Covid-19 Pandemic], Social'no-ekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal [Socio-Economic and Humanitarian Journal], 2022, No. 2 (24), pp. 73-88.

6. Kravchenko E. S. Strategicheskie al'ternativy cifrovoj transformacii biznes-modelej predpriyatij sfery uslug [Strategic alternatives to digital transformation of business models of service enterprises], Donetsk, 2021, pp. 254-273.

7. Kozlov V. D., Prodan T. S. Transformaciya gosudarstvennoj podderzhki razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Transformation of State Support for the Development of the Agro-Industrial Complex], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2022, No. 4 (131), pp. 114-121.

8. Petrushina O. V., Zhilyakov D. I. Napravleniya optimizacii gosudarstvennogo regulirovaniya cen i podderzhki zernovogo proizvodstva [Directions for Optimizing State Regulation of Prices and Support of Grain Production], Innovacii v APK: problemy i perspektivy [Innovations in Agriculture: Problems and Prospects], 2021, No. 3 (31). pp. 149-156.

Вестник НГИЭИ. 2022. № 12 (139). C. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 12 (139). P. 78-88. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

jjfyify^^^p^^ REGlONAL AND SECT ORAL ECONOMlCS_

9. Seitov S. K. Vliyanie eksportnyh poshlin na rossijskij rynok pshenicy [Impact of Export Duties on the Russian Wheat Market], Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka [Agricultural Science Euro-North-East], 2022, No. 23 (1), pp.126-137.

10. Karashchuk O. S., Mayorova E. A., Nikishin A. F. Analiz dinamiki i prognozirovanie cen na zernovye kul'tury [Analysis of Dynamics and Forecasting Prices for Grain Crops], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration], 2018, Vol. 7, No. 3 (24), pp. 113-115.

11. Svetlov N. M. Parametry politiki intervencij na rynke pshenicy [Parameters of the Intervention Policy in the Wheat Market], Izvestiya Timiryazevskoj sel'skohozyajstvennoj akademii [Izvestiya of Timiryazev Agricultural Academy], 2022, No. 3, pp. 113-128.

12. Ryazanov V.A. Vliyanie mirovogo rynka na vnutrennie ceny na zerno v Rossii [World Market Impact on Domestic Grain Prices in Russia], Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2022, No. 4, pp. 50-59.

13. Voronin B. A., Chupina I. P., Voronina Ya. V. Gosudarstvennaya zakupka sel'skohozyajstvennoj produk-cii: opyt zarubezhnyh stran i Rossii [State Procurement of Agricultural Products: Experience of Foreign Countries and Russia], Agrarnyj vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2019, No. 5 (184), pp. 77-81.

14. Savenkova I. V., Matveyeva O. P. Realizaciya eksportnogo potenciala Rossijskoj Federacii na mirovom rynke pshenicy [Realization of the Export Potential of the Russian Federation on the World Wheat Market], Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2021, No. 5 (90), pp. 47-57.

15. Panasenko S. V., Ramazanov I. A., Karashchuk O. S., Mayorova E. A., Nikishin A. F. An Investigation into Russia's Current Level of Self-Sufficiency in Grain, Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development, 2019, V. 19, No. 1, pp. 339-348.

16. Kheifets B. A., Chernova V. Y. Vliyanie regulirovaniya eksporta na prodovol'stvennuyu bezopasnost' (na primere rynka zernovyh v Rossii) [Effects of Export Control Policy on Food Security: The Case of the Grain Market in Russia], Problemyprognozirovaniya [Problemy Prognozirovaniya], 2022, No. 2 (191), pp. 131-141.

17. Sheikhova M. S., Orlova E. P. Rynok zerna v Rossii: analiz i perspektivy razvitiya [Grain Market in Russia: Analysis and Development Prospects], Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Don State Agrarian University], 2021, No. 3 (41), pp. 137-144.

18. Erkinbayev I. I. Sovremennye problemy razvitiya zernoproduktovogo podkompleksa [Modern Problems of Development of Grain Products Subcomplex], Agroforsajt [Agroforsayta], 2020, No. 3 (27), pp. 6.

19. Sukmanov E. V., Martyushova L. A. Sostoyanie i sovremennye problemy razvitiya nacional'nogo rynka zerna [State and Modern Problems of the National Grain Market Development], Vektor ekonomiki [Vector of Economics], 2019, No. 12 (42), pp. 131.

20. Medelyaeva Z. P., Zharkovskaya I. G. Mekhanizm «zernovogo dempfera» kak faktor podderzhki sel'hozproizvoditelej [The Mechanism of the «Grain Damper» as a Factor of Support for Agricultural Producers], Te-oriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK [Theory and practice of innovative technologies in agriculture], Voronezh, 2022, pp. 25-30.

The article was submitted to the editorial office on 20.09.2022; approved after reviewing 24.10.2022;

accepted for publication 26.10.2022.

Information about the authors: O. S. Karashchuk - Ph. D. (Economy), associate professor, Spin-code: 4087-4006; A. I. Boldiasov - student, Higher School of Economics and Business, Spin-code: 4391-2115.

Contribution of the authors: Karashchuk O. S. - managed the research project, analyzing and supplementing the text. Boldiasov A. I. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.