ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩИХ УСЛОВИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ
ENSURING THE GENERAL OPERATING CONDITIONS OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY
DOI:10.24411/2588-0209-2020-10266 Текеев М-А.Э., д.с.-х.н., профессор, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск Алиев Д.Р., 4 курс, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск
Tekeev M-A.E, Doctor-Doctor, Professor, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk
Aliyev D.R., 4th year, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk
Аннотация: Отрасли сельского хозяйства, как базовой отрасли агропромышленного комплекса являются ведущими системообразующими сферами экономики Карачаево-Черкесской Республики. В статье рассматривается оценка эффективности реализации государственных программ функционирования сельскохозяйственной отрасли в условиях отдельно взятого региона. В условиях с систематическим проявлением кризисных явлений особую актуальность приобретает повышение эффективности реализации государственных программ развития регионов.
Abstract: The agricultural sectors, as the basic branch of the agro-industrial complex, are the leading systemically forming spheres of the economy of the Karachay-Cherkess Republic. The article considers the evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs for the functioning of the agricultural industry in a single region. In the context of a systematic manifestation of crisis phenomena, it becomes particularly important to increase the effectiveness of the implementation of state programs for the development of regions.
Ключевые слова: реализация государственной программы, расходы, эффективность, план, управление, кассовые расходы, задачи, программно-целевой метод управления.
Keywords: implementation of the state program, expenses, efficiency, plan, management, cash expenses, tasks, program-target method of management.
Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из важнейших задач, стоящих перед органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Решение этой задачи призван обеспечить программно-целевой метод управления -государственные программы[4].
В целях эффективного управления реализацией государственной программы ответственными исполнителями совместно с соисполнителями разрабатывался и утверждался план ее реализации на очередной финансовый год.
Детализированный, по мероприятиям, план реализации призван способствовать боле е эффективному исполнению государственной программы путем определения конкретных исполнителей, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий, установления контрольных сроков реализации мероприятий, а также ожидаемых результатов их реализации.
Основные направления реализации государственных программ в 2018 году соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства Российской Федерации. Программа Утверждена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 г. № 358 (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 августа 2018 г. № 211).
В целях реализации мероприятий программы республики между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Карачаево-
Черкесской Республики были заключены соглашения, в которых закреплены значения основных целевых индикаторов (показателей) реализации Программы. Предусмотренные соглашением целевые индикаторы (показатели) были положены в основу программы республики.
В рамках программы в 2018 году были реализованы следующие подпрограммы:
1. Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли;
2. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
3. Обеспечение реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года»;
4. Устойчивое развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года;
5. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года;
6. Развитие отраслей агропромышленного комплекса;
7. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.
В подпрограмме участвуют Государственная продовольственная инспекция Карачаево-Черкесской Республики и Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики.
В течение 2018 года Государственной продовольственной инспекцией Карачаево-Черкесской Республики проводился:
-мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие на рынок Карачаево-Черкесской Республики;
-мониторинг обеспечения равного доступа к мерам государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей независимо от форм собственности и места нахождения на территории республики;
-анализ и сопоставление пропорционального соотношения объемов направляемой государственной поддержки и динамики поголовья в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения.
Проводилось досудебное разрешение разногласий между
сельхозтоваропроизводителям и предприятиями перерабатывающей отрасли. Это привело к 100 % выполнению следующих показателей:
-доля объектов наблюдения, в которых осуществляется мониторинг цен на
сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие на
рынок Карачаево-Черкесской Республики;
-содействие обеспечению равного доступа к мерам государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей независимо от форм собственности и места нахождения на территории республики, формированию пропорционального соотношения объемов направляемой государственной поддержки и динамики поголовья в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения;
-досудебное разрешение разногласий между сельхозтоваропроизводителям и предприятиями перерабатывающей отрасли.
В рамках данной подпрограммы средства в 2018 году были предусмотрены на мероприятие: «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Карачаево-Черкесской Республики», на реализацию которого было предусмотрено 100542,9 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета. Кассовые расходы за 2018 год составили 93441,8 тыс. рублей (92,9 %). Управлением ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики в рамках реализации основных мероприятий «Проведение профилактических и
ликвидационных мероприятий по африканской чуме свиней на территории Карачаево-Черкесской Республики» и «Проведение противоэпизоотических мероприятий, осуществление ветеринарного обслуживания и контроля в Карачаево-
Черкесской Республике» были выполнены на 100 % следующие показатели:
-своевременность и полнота проведения противоэпизоотических мероприятий по недопущению распространения АЧС;
-выполнение объема показателей ветеринарного обслуживания. В связи с несвоевременной вакцинацией домашних животных показатель «Уровень снижения количества случаев профилактируемых инфекций среди домашних животных (голов)» выполнен на 472,3 % (план - 2230 голов, факт - 470 голов).
Одной из основ устойчивого развития сельского хозяйства республики является ускоренное развитие животноводства.
На конец декабря 2018 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составило 153,6 тыс. голов, из него коров - 76,0 тыс. голов (увеличение на 1,6 %).
Численность овец и коз увеличилась на 0,6 % к предыдущему году и составила 1073,2 тыс. голов, свиней - 2,8 тыс. голов, птицы 608,0 тыс. голов.
Уменьшение поголовья обусловлено переходом на высокопродуктивный скот в сельхозорганизациях и в крестьянско- (фермерских) хозяйствах которое в свою очередь, задействовано в производстве молока.
В 2018 году в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 52,0 тыс. тонн, яиц - 82,6 тыс. штук, молока произведено 187 тыс. тонн.
На фоне тенденции сброса поголовья в сельхозорганизациях (на 2529,0 тыс. голов) и в отдельных крестьянско- (фермерских) хозяйствах (на 1600,0 тыс. голов), следует отметить, что в целом сохраняются тенденции роста объёма производства молока (185,3 тыс. тонн в 2017 году, 168,1 тыс. тонн в 2016 году, 169,9 тыс. тонн в 2015 году, 169,2 тыс. тонн в 2014 году) при росте продуктивности дойного стада.
С 2013 года ведется работа по восстановлению молочно-товарных ферм. Мерами государственной поддержки на реализованное товарное молоко и приобретение племенного молодняка молочного направления воспользовались многие сельскохозяйственные товаропроизводители агропромышленного комплекса[5].
За 2018 год средний надой молока на одну корову по предварительным данным составил 2900 килограммов, что на 79 килограмм больше чем за аналогичный период прошлого года.
В целях реализации молочного животноводства в 2018 году сельскохозяйственными товаропроизводителями республики при помощи мер государственной поддержки было приобретено из других регионов 711 голов племенного скота молочного направления на сумму более 80 млн. рублей.
Для восстановления племенных репродукторов молочного направления реализуется ряд инвестиционных проектов, направленных на увеличение продуктивности скота.
В 2018 году реализован инвестиционный проект ООО «Рея» «Строительство и реконструкция молочного комплекса на 900 фуражных коров со шлейфом».
Проект уникален тем, что входит в союз компаний, который будет обеспечивать полный цикл производства молочной продукции, начиная с кормовой базы (производство зерновых и масличных культур), заканчивая переработкой молока ООО ФХ Фирма «Сатурн».
Таким образом, реализация подпрограммы ведется активно товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, при поддержке Министерства сельского хозяйства республики.
Использованная литература
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции от 10 января 2019 года.
2.Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2018г. и плановый период 2019 и 2020гг.», от 15 декабря 2017 года.
3.Постановление Правительства КЧР от 28.02.2013г. №61 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ КЧР».
4.Текеева Х.Э., Узденова Ф.М. Оценка реализации программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики.
5.Узденова Ф.М., Текеева Х.Э. Приоритетные направления развития сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики.
Ispol'zovannaya literatura
1.Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii v redaktsii ot 10 yanvarya 2019 goda.
2.Zakon KCHR «O respublikanskom byudzhete Karachaevo-Cherkesskoi respubliki na 2018g. i planovyi period 2019 i 2020gg.», ot 15 dekabrya 2017 goda.
3.Postanovlenie Pravitel'stva KCHR ot 28.02.2013g. №61 «Ob utverzhdenii poryadka razrabotki, realizatsii i otsenki ehffektivnosti gosudarstvennykh programm KCHR».
4.Tekeeva KH.EH., Uzdenova F.M. Otsenka realizatsii programm sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Karachaevo-Cherkesskoi respubliki.
5.Uzdenova F.M., Tekeeva KH.EH. Prioritetnye napravleniya razvitiya sel'skogo khozyaistva Karachaevo-Cherkesskoi respubliki.