ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT PROGRAMS OF THE REPUBLIC OF
KARACHAI-CIRCASSIAN
Текеева Халимат Эльмурзаевна, к.э.н., доцент
ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО
СКГА), г.Черкесск
Узденова Фатима Магамедовна
ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск
Tekeeva Halimat Elmurzayeva
FSBOU TO North Caucasus State Academy (FSBOU TO SKGA), K.E., Associate Professor of Accounting Department, Cherssk, Uzdenova Fatima Magamedna
FSBOU TO North Caucasus State Academy (FSBOU TO SKGA), K.E., Associate Professor of Accounting Department, Cherssk
УДК 33
D01:10.24411/2588-0209-2019-10063
Аннотация: В статье рассматривается оценка эффективности реализации государственных программ в условиях отдельно взятого региона. Метод или методология проведение работы. Особую актуальность в условиях с систематическим проявлением кризисных явлений приобретает повышение эффективности бюджетных расходов и оценка эффективности реализации государственных программ регионов. Проведена оценка эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики по источникам финансирования. Выявлены причины неудовлетворительного уровня реализации отдельных программ. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании результатов реализации государственных программ развития субъекта Российской Федерации. Выработаны мероприятия по повышению эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики.
Предлагается проанализировать и взаимоувязать задачи, сроки осуществления и финансовые ресурсы с показателями эффективности реализации программных мероприятий.
Summary: The article considers the assessment of the effectiveness of the implementation of state programs in the conditions of a particular region. Method or methodology for carrying out the work. The improvement of the efficiency of budget expenditures and the evaluation of the effectiveness of the implementation of State programmes of the regions is particularly relevant in the context of the systematic manifestation of crisis phenomena. The article assessed the effectiveness of the implementation of the state programs of the Republic of Caracas-Cherssa by sources of funding. The reasons for the unsatisfactory level of implementation of individual programs have been identified. The results of the study can be used in the analysis and forecasting of the results of the implementation of state development programs of the subject of the Russian
Federation. Measures have been taken to increase the efficiency of the implementation of the State programmes of the Republic of Caracas-Cherssa. It is proposed to analyse and link the objectives, time frames and financial resources with the performance indicators of programme activities.
Ключевые слова: реализация государственной программы, исполнители, расходы, эффективность, план, управление, республиканский бюджет, кассовые расходы
Keywords: implementation of the state program, performers, expenses, efficiency, plan, management, national budget, cash expenses
Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из важнейших задач, стоящих перед органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. Решение этой задачи призван обеспечить программно-целевой метод управления в виде государственных программ развития республики.
В целях эффективного управления реализацией государственной программы развития Карачаево-Черкесской Республики переработан и утвержден план социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы и его реализации на очередной финансовый год. Детализированный, по мероприятиям, план реализации призван способствовать более эффективному исполнению государственной программы. Для этого необходимо выбрать по каждому мероприятию отдельных исполнителей с определением конкретных сроков реализации соответствующей программы и возможных результатов от реализации.
Основные направления реализации государственных программ в 2018 году соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства Российской Федерации.
В течение 2018 года ответственными исполнителями вносились изменения в программы, связанные, в основном, с приведением объемов их финансирования в соответствие с законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на 2018 год. За отчетный период на экспертизу в Минэкономразвития Карачаево-Черкесской Республики представлен 1 проект государственной программы и 26 проектов постановлений о внесении изменений в государственные программы.
Оценка эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики за 2018 год проведена по итогам реализации в отчетном году действующих государственных программ, и окончательной информации о кассовом исполнении республиканского бюджета за отчетный год, представленной Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики.
В 2018 году в Карачаево-Черкесской Республике были реализованы 21 государственных программ. Реализация программ осуществлялась за счет различных источников финансирования - бюджетных средств (федерального, республиканского и местных бюджетов) и внебюджетных источников.
Основная доля финансовых средств, предусмотренных на реализацию государственных программ на 2018 год, приходилась на бюджетные средства 85,0 % от всех источников финансирования, из которых средства республиканского бюджета составили 58,3 % (на уровне 2017 года), федерального бюджета - 26,6 % (на 1,6 % меньше, чем в 2017 году).
За 2018 год кассовые расходы на 1 января 2019 г. согласно данным по основным мероприятиям программ составили 25,3 млрд. рублей (98,8 % от предусмотренного программами), в том числе средства федерального бюджета - 6,8 млрд. рублей (99,7 % от предусмотренного программами), республиканского бюджета - 14,2 млрд. рублей (95,1 % от предусмотренного программами). Расходы иных источников составили - 2,3 млрд. рублей (151,0 %), бюджеты муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики - 0,0025 млрд. рублей (100,0 %), средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики - 1,97 млрд. рублей (85,0 %).
14945,4
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
14213
План Факт
^ 4?
Рисунок 1 - Финансирование государственных программ По итогам 2018 года проведена оценка эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики на основе достижения показателей (индикаторов) государственных программ и степени соответствия затрат на их реализацию запланированному уровню.
Таблица 1- Эффективность государственных программ Карачаево-Черкесской Республики в 2018 году
№ п/п Наименование государственной программы Значение оценки эффективности реализации государственной программы Эффективность реализации государственной программы
1 Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы 1,8 высокая
2 Противодействие коррупции и профилактика правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы 1,32 высокая
3 «Доступная среда» в Карачаево-Черкесской Республике на 2016-2020 1,0 высокая
4 Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы 1,0 высокая
5 Развитие здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы 1 высокая
6 Формирование современной городской среды в Карачаево-Черкесской Республике на 2018-2022 годы 1 высокая
7 Развитие строительства, архитектуры, 0,99 высокая
градостроительства, жилищно-
коммунального хозяйства и дорожного хозяйства в Карачаево-Черкесской
Республике на 2017-2020 годы
8 Развитие образования в Карачаево-
Черкесской Республике на 2014-2025 0,97 высокая
годы
9 Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2017-2020 годы 0,97 высокая
10 Развитие водохозяйственного комплекса
и охрана окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике до 2020 года 0,95 высокая
11 Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2022 годы 0,92 высокая
12 Обеспечение мероприятий гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности 0,91 высокая
людей на водных объектах Карачаево-
Черкесской Республики на 2014-2019
годы
13 Содействие занятости населения
Карачаево-Черкесской Республики на 0,9 высокая
2014-2020 годы
14 Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года 0,9 высокая
15 Стимулирование экономического
развития Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2020 годы 0,9 высокая
16 Управление государственными
финансами и государственным имуществом Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы 0,82 средняя
17 Животный мир Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2020 годы 0,81 средняя
18 Развитие промышленности, торговли,
энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики на 2018-2020 0,72 удовлетворительная
годы
19 Социальная защита населения в
Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы 0,7 удовлетворительная
20 Развитие муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2019 годы 0,37 неудовлетворительная
21 Развитие туризма, курортов и
молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы * отчет не представлен
Из 21 государственной программы Карачаево-Черкесской Республики (таблица
1):
- 15 программ имеют высокий уровень эффективности (71 %);
- 2 программы имеют средний уровень эффективности (9,5 %);
- 2 программы имеют удовлетворительный уровень эффективности (9,5 %);
- 1 программа имеет неудовлетворительный уровень эффективности (5 %);
- 1 программа - оценка эффективности не представлена (5 %).
высокий уровень эффективности н средний уровень
эффективности н удовлетворительный
уровень эффективности н неудовлетворительный уровень эффективности и не представлена оценка эффективности
Рисунок 2-Уровни эффективности государственных программ за 2018 год Из 15 программ, имеющих высокий уровень эффективности, лучшие результаты достигнуты при исполнении следующих программ: «Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы», реализуемой Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики, «Противодействие коррупции и профилактика правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы», реализуемой Администрацией Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
К программам с удовлетворительным уровнем эффективности реализации отнесены:
«Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики на 2018-2020 годы», реализуемая Министерством промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики.
«Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2020 годы», реализуемая Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
Основной причиной неудовлетворительного уровня реализации программы «Развитие муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2019
годы» является то, что в результате реализации мероприятия «Организация получения муниципальными служащими дополнительного профессионального образования за счет средств республиканского бюджета» был проведен открытый конкурс на оказание услуг по повышению квалификации муниципальных служащих Карачаево-Черкесской Республики по программе: «Противодействие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления».
При рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе, было выявлено несоответствие заявок условиям допуска, применяемые к участникам конкурса и требованиям конкурсной документации, в связи с чем комиссией принято единогласное решение отклонить заявки и признать открытый конкурс - несостоявшимся.
В целях повышения эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики ответственным исполнителям предлагается:
Проанализировать и взаимоувязать задачи, сроки осуществления и финансовые ресурсы с показателями эффективности реализации программных мероприятий и учесть при внесении изменений в программы, а так же при реализации мероприятий программ в 2019 году в соответствии с требованиями постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 февраля 2013 г. № 61 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики».
Продолжить совершенствование системы целевых индикаторов и показателей программ, поскольку не все действующие целевые индикаторы и показатели отражают цели и направлены на достижение результатов программ, провести взаимоувязку целевых показателей и индикаторов с документами стратегического планирования Российской Федерации.
Минимизировать количество корректировок плановых значений целевых индикаторов и показателей в течение текущего года, за исключением случаев приведения их в соответствие целевым индикаторам, установленным для достижения целей документами стратегического планирования Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
Оптимизировать количество основных мероприятий программ, одновременно исключить возможность финансирования нескольких бюджетополучателей в рамках одного основного мероприятия, поскольку это ведет, в том числе, к размыванию ответственности за выполнение основного мероприятия и достижения показателей программ.
Сократить число вносимых изменений в программы в течение финансового года до уровня, не превышающего количество законов о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики и внесений изменений в него.
Использованная литература
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции от 10 января 2019 года 2.Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2018г. и плановый период 2019 и 2020гг.», от 15 декабря 2017 года
З.Постановление Правительства КЧР от 28.02.2013г. №61 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ КЧР».
Ispol'zovannaya literatura
1.Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii v redakcii ot 10 yanvarya 2019 goda
2.Zakon KCHR «O respublikanskom byudzhete Karachaevo-CHerkesskoj respubliki na 2018g. i planovyj period 2019 i 2020gg.», ot 15 dekabrya 2017 goda
3.Postanovlenie Pravitel'stva KCHR ot 28.02.2013g. №61 «Ob utverzhdenii poryadka razrabotki, realizacii i ocenki effektivnosti gosudarstvennyh programm KCHR».