Научная статья на тему 'Обеспечение национальной безопасности в противодействии экстремистской и террористической угрозе: уголовно-правовой и административный аспекты'

Обеспечение национальной безопасности в противодействии экстремистской и террористической угрозе: уголовно-правовой и административный аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / правовые основы / правоохранительные органы и силовые структуры / уголовно-исполнительная система / МВД / ФСИН / extremism / terrorism / legal framework / law enforcement agencies and law enforcement agencies / penitentiary system / Ministry of Internal Affairs / Federal Penitentiary Service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Викторович Румянцев

Статья посвящена вопросам обеспечения национальной безопасности при противодействии правоохранительных органов и силовых структур экстремистской и террористической деятельности, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Анализируются и детально разбираются: деятельность организаций, признанных на территории нашей страны экстремистскими и террористическими, проблемные вопросы, возникающие при применении правовых норм в ходе производства уголовных и административных дел террористического характера и экстремистской направленности; проблемы квалификации деятельности организаций, пропагандирующих экстремизм и терроризм. Уделено особое внимание мероприятиям комплексного характера, требующим обоснованного документирования противоправных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николай Викторович Румянцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring national security in counteracting extremist and terrorist threats: criminal law and administrative aspects

The article is devoted to the issues of ensuring national security in countering extremist and terrorist activities by law enforcement agencies and law enforcement agencies, including in the institutions of the penitentiary system. Analyzed and analyzed in detail: the activities of organizations recognized on the territory of the Russian Federation as extremist and terrorist, problematic issues that arise in the application of legal norms in the course of criminal and administrative cases of a terrorist nature and extremist orientation; problems of qualifying the activities of organizations promoting extremism and terrorism. Particular attention is paid to complex measures that require reasonable documentation of illegal acts.

Текст научной работы на тему «Обеспечение национальной безопасности в противодействии экстремистской и террористической угрозе: уголовно-правовой и административный аспекты»

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-144-148 EDN: https://elibrary.ru/anzywg NIION: 2015-0066-6/23-868 MOSURED: 77/27-011-2023-06-067

Обеспечение национальной безопасности в противодействии экстремистской и террористической угрозе: уголовно-правовой и административный аспекты

Николай Викторович Румянцев1,2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, rumyantsevn.v@ya.ru

2 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации,

Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения национальной безопасности при противодействии правоохранительных органов и силовых структур экстремистской и террористической деятельности, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Анализируются и детально разбираются: деятельность организаций, признанных на территории нашей страны экстремистскими и террористическими, проблемные вопросы, возникающие при применении правовых норм в ходе производства уголовных и административных дел террористического характера и экстремистской направленности; проблемы квалификации деятельности организаций, пропагандирующих экстремизм и терроризм. Уделено особое внимание мероприятиям комплексного характера, требующим обоснованного документирования противоправных деяний.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, правовые основы, правоохранительные органы и силовые структуры, уголовно-исполнительная система, МВД, ФСИН

Для цитирования: Румянцев Н. В. Обеспечение национальной безопасности в противодействии экстремистской и террористической угрозе: уголовно-правовой и административный аспекты II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 144-148. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-144-148. EDN: ANZYWG.

Original article

Ensuring national security in counteracting extremist and terrorist threats: criminal law and administrative aspects

Nikolai V. Rumyantsev

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

rumyantsevn.v@ya.ru

2 Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the issues of ensuring national security in countering extremist and terrorist activities by law enforcement agencies and law enforcement agencies, including in the institutions of the penitentiary system. Analyzed and analyzed in detail: the activities of organizations recognized on the territory of the Russian Federation as extremist and terrorist, problematic issues that arise in the application of legal norms in the course of criminal and administrative cases of a terrorist nature and extremist orientation; problems of qualifying the activities of organizations promoting extremism and terrorism. Particular attention is paid to complex measures that require reasonable documentation of illegal acts.

Keywords: extremism, terrorism, legal framework, law enforcement agencies and law enforcement agencies, penitentiary system, Ministry of Internal Affairs, Federal Penitentiary Service

For citation: Rumyantsev N. V. Ensuring national security in counteracting extremist and terrorist threats: criminal law and administrative aspects. Bulletin of economic security. 2023;(6):144-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-144-148. EDN: ANZYWG.

Приоритетной задачей любого государства безусловно является обеспечение национальной безопасности, которая способствует сохранению системы по© Румянцев Н. В., 2023

литических, правовых, экономических, социальных и культурных ценностей. Активизация террористической и экстремистской деятельности на территории нашей

JURISPRUDENCE

страны создает реальную опасность для всего нашего общества, так как посягает на основы безопасности государства [1], представляя серьезные проблемы его федеративного устройства и провоцируя возникновение конфликтов. Противодействие экстремистской деятельности и ее составной насильственной террористической части, является ключевым направлением в деятельности правоохранительных органов и силовых структур, федеральных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, общественных организаций и религиозных конфессий, призванных обеспечивать государственную и общественную безопасность.

Необходимость разработки эффективных мер по предотвращению противоправной деятельности экстремистской направленности и террористического характера является важнейшей задачей на государственном уровне. Известно, что наряду с многими принятыми документами (законодательного и нормативно-правового характера), основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму сформированы в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [2], направленной на консолидацию усилий всех органов государственной власти и создание атмосферы нетерпимости к экстремистской угрозе.

На расширенных заседаниях коллегий ФСБ и МВД России по итогам их деятельности за 2022 год, Президент России обратил внимание на принятие своевременных мер по противодействию экстремистским и террористическим проявлениям, заявив о жестком их пресечении, необходимости быстрого реагирования и принятия решений по ним. Также было уделено внимание на предотвращение попыток радикалов и экстремистов использовать свою деятельность для разжигания межнациональной, религиозной и социальной вражды.

Разнообразность форм проявления экстремизма и терроризма расширяется и безусловно требует анализа причин этих явлений, правовой оценки и определения форм и методов, направленных на их противодействие [4]. Следует отметить усиливающуюся активность осуществления пропагандистской работы, создания на территории страны экстремистских и террористических ячеек, вовлечения в противоправную деятельность наших граждан и прежде всего молодежи. Обладая высокой мобильностью, технической оснащенностью и вооруженностью экстремистские и террористические преступные группы создают проблемы с уголовной и административно-правовой квалификацией.

И чтобы противостоять экстремистской и террористической угрозам, необходимы надежные способы защиты от данной агрессии, обеспечивающие безопасность и включающие в себя правовые и организационные мероприятия, направленные на выявление и противодействие им, а также грамотные и профессиональные действия личного состава по профилактике экстремистской идеологии и ее негативных последствий.

В последнее время криминальная обстановка по линии уголовных преступлений и административных правонарушений со стороны формирований и лиц экстремистского и террористического характера, имеет тенденцию на активизацию, в связи с чем вопросы противодействия экстремистской и террористической угрозы должны постоянно находиться в центре внимания государственных институтов и формирований, сотрудников силовых и правоохранительных органов, а также ученых и общественных организаций.

В 2022 году зарегистрировано 2 233 преступлений террористического характера и 1 566 (увеличение почти на половину по сравнению с 2021 годом) экстремистской направленности. Только в январе 2023 года количество преступлений террористического характера составило 157 (по сравнению с 2022 годом рост составил 12,1 %), а преступлений экстремистской направленности 134 (увеличение на 157,7 %).

В целях достижения целей по осуществлению противодействия экстремистскому движению, правонарушениям и преступлениям экстремистской направленности, а также пресечению вовлечения в преступную деятельность граждан и лиц, отбывающих наказание, правоохранительными органами и силовыми структурами используются различные меры профилактического, а также уголовного и административного характера.

Невозможно достичь поставленных целей по пресечению преступлений экстремистского и террористического характера, при отсутствии научного обеспечения и теоретически обоснованной организации проведения различных мероприятий, способных придать деятельности мощный импульс по реализации стоящих задач.

Высокое качество деятельности служб и подразделений правоохранительных органов и силовых структур органов по своевременному выявлению и нейтрализации лиц, организованных преступных групп и сообществ, установлению их участников, обеспечению раскрытия и расследования совершаемых ими преступлений и правонарушений - это объективная необходимость в выполнении важнейшей задачи по противодействию экстремистской и террористической угрозы.

Количество организаций, запрещенных к деятельности и признанных экстремистскими, причем не только Верховным судом Российской Федерации, но и органами правосудия местных и региональных субъектов страны, неуклонно растет и на фоне их активного распространения, вызывает реальную опасность., так как в программах и действиях этих организаций усматриваются противоправные деяния, направленные на открытую пропаганду нацистской идеологии, возбуждение национальной, расовой ненависти и вражды, нарушение общественного порядка и безопасности страны.

Из многочисленного количества экстремистских и террористических организаций, следует отметить некоторые из них, которые в настоящее время наиболее активны в осуществлении своих противоправных действий: экстремистская группировка МКУ - «Маньяки:

культ убийства», деятельность которой нацелена на насильственные акции и массовые убийства, радикальное террористическое движение «Колумбайн», отмечено шокирующими фактами жестокости нападения на школы, гибель детей и культивацией агрессии в молодежной среде (трагедия в Ижевской школе, унесшая жизни 17 чел.), экстремистское молодежное криминальное движение «А.УЕ.», свидетельствующее о вопиющих фактах вовлечения в деструктивную деятельность подростков и молодежь; преступные группировки «Артподготовка», отмечена поджогами военкоматов и «Атеш», склонная к диверсионно-подрывной деятельности.

Свою противоправную деятельность продемонстрировало в настоящее время и вновь образовавшееся молодежное движение ЧВК Рёдан (массовые драки и иные нарушения общественного порядка).

Участники этих организаций и им подобные лица, являются не только ближайшими клиентами, но уже и «сидельцами» учреждений уголовно-исполнительной системы, а с учетом того, что за преступления экстремистского и террористического характера в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание свыше 2,5 тыс. обвиняемых и осужденных [3]. службам и подразделениям правоохранительных органов предстоит серьезная предупредительно-профилактическая работа по пресечению с их стороны противоправных деяний.

Службами и подразделениями ФСИН России в настоящее время совместно с другими правоохранительными органами разрабатываются и реализуются комплексные мероприятия по предупреждению преступлений и административных правонарушений террористической и экстремистской направленности.

На научных форумах сотрудников образовательных и научных учреждений ФСИН России, с участием представителей практических сотрудников различных служб детально обсуждаются формы и методы профилактики преступлений и правонарушений террористического и экстремистского характера, а также пути их решения, несмотря на все характерные сложности работы с этой категорией осужденных. Безусловно, весь комплекс правовых, оперативно-розыскных, режимных, воспитательных и иных мер, проводимый всеми сотрудниками УИС представляет собой механизм противодействия деятельности экстремистской направленности. Особого внимания среди многочисленного количества проявлений экстремистского характера заслуживает проблема проникновения и распространения религиозных экстремистских идей в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ее радикальной, наиболее опасной формы экстремистской и террористической деятельности. Не секрет, практика противодействия ей в учреждениях УИС сталкивается с теоретическими и правовыми проблемами, существенно затрудняющими эффективную борьбу с ней, особенно оперативными подразделениями УИС. И проводимые в настоящее время исследования учеными НИИ совместно с сотрудни-

ками оперативных и других служб, выработанные ими рекомендации и предложения в результате изучения социально-психологической природы личности, приверженцев радикальной идеологии, содержащихся в местах лишения свободы, несомненно приведут к наиболее эффективному и более грамотному осуществлению оперативно-розыскного противодействия в результате изучаемого преступного явления. Также проводятся исследования совместно и во взаимодействии с учеными образовательных и научных организаций правоохранительных органов, по результатам которых оказывается необходимая помощь в иных вопросах противодействия экстремистской деятельности, требующих особого внимания и научного подхода.

В практике повседневной деятельности сотрудниками подразделений УИС широко используются меры административно-правового характера и профилактического воздействия, направленные на пресечение противоправных проявлений со стороны обвиняемых и осужденных, такие как: официальные предостережения о недопустимости правонарушений и преступлений, меры воспитательного характера и воздействия, а также привлечение виновных к административной или уголовной ответственности. В ходе указанных мероприятий активно нарабатывается и практика привлечения членов движения экстремистских организаций к административной ответственности [5]. О проведении мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений, а также документировании противоправной деятельности спецконтингента, привлечении его к ответственности, свидетельствуют положительные результаты работы отдельных подразделений УФСИН России во взаимодействии с коллегами силовых и правоохранительных органов.

Вот только некоторые из них.

Оперативным управлением ГУФСИН совместно с сотрудниками УФСБ России по Пермскому краю задокументирована противоправная деятельность, отбывающего наказание в одной из исправительных колоний, осужденного «Г», который призывал к осуществлению террористической деятельности. По данному факту следственным отделом Пермского УФСБ Росси возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ. В мае 2022 года отбывающий наказание «Г» Центральным окружным военным судом осужден к 5 годам лишения свободы.

Сотрудниками оперативного управления УФСИН совместно с сотрудниками Центра «Э» ГУ МВД и УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области при проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий в отношении подследственного «Н» установили его причастность к созданию ячейки экстремистского движения «АУЕ» на территории одного из СИЗО территориального органа и осуществлению подстрекательства спецконтингента на совершение демонстративно-шантажных действий с целью послабления режима содержания в учреждении. Данный фигурант

JURISPRUDENCE

привлечен к уголовной ответственности по ст. 282.2 УКРФ.

Сотрудниками оперативного отдела одного из СИЗО УФСИН России по Самарской области во взаимодействии с сотрудниками УФСБ России задокументировали преступную деятельность со стороны подследственного «Н», осуществляющего попытки вербовки лиц из числа спецконтингента и участию их в деятельности террористической организации. По данному факту в ноябре 2022 года возбуждено уголовное дело по ст. 205.2 ч. 1 УКРФ.

В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УФСИН по Оренбургской области совместно с ЦПЭ УМВД России в период с ноября 2018 г. по декабрь 2022 г. гражданин «П», находясь на свободе, а затем под стражей в камере СИЗО по подозрению в совершении преступления, неоднократно своим обнаженным торсом демонстрировал гражданам и спецконтингенту символику запрещенной экстремистской организации, за что неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ. В марте 2023 года «П» привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282.4 УК РФ.

Кстати в отношении лидеров и активных участников запрещенного молодежного экстремистского движения «АУЕ». только в 2021-2022 годах возбуждено 145 уголовных дел.

Следует отметить более активную и наступательную борьбу сотрудниками служб и подразделений УИС с правонарушениями, предусматривающую ответственность за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской символики или символики экстремистских организаций, а также за массовое распространение экстремистских материалов.

В настоящее время работа служб и подразделений УИС по пресечению противоправной деятельности продолжается, несмотря на то, что применяемые формы и методы в этой работе, не всегда достигают необходимой результативности и поставленных целей, в связи с чем необходимо активнее решать проблемы, возникающие при документировании и квалификации противоправных деяний.

Это связано с тем, что нередко возникают проблемы при документировании противоправной деятельности и привлечении к административной ответственности лиц, активных участников экстремистской деятельности и с отсутствием четкой правовой регламентации и, в какой-то мере, незначительным объемом судебной практики, имеющейся на сегодняшний день в данном направлении в отдельных регионах субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что по прежнему действенным решением этих проблем, на наш взгляд, является практика совместных действий органов внутренних дел, органов исполнения наказания, прокуратуры, следственных и судебных органов, в ходе которых должны детально обсуждаться вопросы квалификации и рассматриваться проблемы докумен-

тирования фактов противоправной деятельности, связанной с распространением экстремистской идеологии и прорабатываться единый алгоритм привлечения сторонников экстремистских движений к ответственности. Важным является и поиск путей решения возникающих проблем.

Несмотря на возникающие трудности и сложности (при оформлении, рассмотрении в судебных органах и т. п.), важным основанием фиксации фактов противоправной деятельности отдельных граждан при документировании о их причастности и принадлежности к деятельности экстремистской направленности становятся, проводимые по запросу правоохранительных органов, экспертные заключения которые активно содействуют в закреплении доказательств при производстве административных и уголовных дел.

Недавно состоялось совместное заседание коллегии МВД России и ФСИН России, которое положительно оценено как практическими сотрудниками наших органов, так и научным сообществом. На межведомственной конференции запланировано проведение научного обсуждения по дальнейшему совершенствовании взаимодействия подразделений, с привлечением иных субъектов ОРД по дальнейшему оперативно-розыскному сопровождению пресечения экстремистской и террористической деятельности.

Противодействие распространению экстремистской идеологии будет способствовать положительному результату по выполнению одной из важнейших приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности государства, лишь при взаимодействии, совместной, активной деятельности правоохранительных органов и силовых структур, государственных и общественных организаций [6].

Список источников

1. Тараканов И. Л. Борьба с экстремизмом в уголовно-исполнительной системе // Теоретические проблемы законодательного закрепления понятия «экстремизм». № 2. 2019. С. 1.

2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020).

3. Петрянин А. В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование, диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Н. Новгород, 2015.

4. Гробивкин М. Л. Организация работы в местах лишения свободы в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера // Материалы IX региональных экспертных консультаций представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Ош, 2019.

5. Административные преследования и демонстрирование символики А.УЕ. https://www.sova-center. ru/misuse/news/persekution/2020.

6. Казанцев С. А. Экстремизм, методы информационного противодействия, распространения экстремизма, выявление лиц, содержащихся в учреждениях УИС, склонных к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности // Сборник материалов Петербургские пенитенциарные конференции // 2021. Т. 2.

References

1. Tarakanov I. L. The fight against extremism in the penal system // Theoretical problems of legislative consolidation of the concept of «extremism». No. 2, 2019. P. 1.

2. Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on 28.11.2014 № Pr-2753) (ed. from 29.05.2020).

3. Petryanin A. V. Conceptual foundations of countering extremist crimes: theoretical and applied research, dissertation for the degree of Doctor of Law. N. Novgorod, 2015.

4. Grobivkin M. L. Organization of work in places of deprivation of liberty in relation to persons convicted of committing crimes of a terrorist and extremist nature// Materials of the IX regional expert consultations of representatives of security agencies, special services and law enforcement agencies of the CIS member States on combating terrorism and other violent manifestations of extremism. Osh, 2019.

5. Administrative harassment and demonstration of symbols of A.U.E. https://www.sova-center.ru/misuse/ news/persekution/2020.

6. Kazantsev S.A. Extremism, methods of information counteraction, spread of extremism, identification of persons held in penal institutions prone to commit crimes of extremist and terrorist orientation // Collection of materials of the St. Petersburg penitentiary conferences. 2021. Vol. 2.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

H. В. Румянцев - профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author

N. V. Rumyantsev - Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Chief Researcher of the Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Doctor ofLegal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 31.10.2023; acceptedforpublication 01.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.