УДК 159.923 : 316.6(15.41.25)
Кора Наталия Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета
Селезнева Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Благовещенского государственного педагогического университета, директор центра организации внеучебной деятельности
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Kora Natalia Alekseevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Psychology and Education Science Department, Amur State University
Selezneva Olga Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Director at the Extracurricular Activities Centre
PERSONAL SECURITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF
EDUCATION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы психологопедагогического обеспечения личностной безопасности как необходимое условие свободного развития студенческой молодежи. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в научных исследованиях, предлагаются направления деятельности по обеспечению личностной безопасности студентов в условиях вуза. Работа в данных направлениях позволит снизить негативные последствия социальных угроз и повысить качество жизни всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова:
психолого-педагогическое обеспечение, образовательная среда, личностная безопасность, субъектные отношения, диалог, направления деятельности.
Summary:
The article discusses the educational psychological support of personal security as a necessary condition for the free development of students. On the basis of analysis and generalization of the data, obtained by the researches, the authors suggest the directions for maintenance of students’ personal safety under the conditions of a university. The work in these directions will allow to reduce the negative consequences of social threats and to improve the quality of life of all participants of the educational process.
Keywords:
psychological and educational support, educational environment, personal security, subject relations, dialogue, areas of activities.
Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения, которое непосредственно связано с личностной безопасностью. В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях нашей страны отмечается низкий уровень психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности учащихся и студенческой молодежи [1].
Одной из причин такого положения, по мнению исследователей (Ю.П. Зинченко, 2009; Е.Ю. Григоренко, 2009; Е.Б. Перелыгина, 2009; П.А. Кисляков, 2011 и др.), является то, что персонал общеобразовательных учреждений обладает недостаточно высоким уровнем профессиональной компетентности в обеспечении личностной безопасности студенческой молодежи. А ведь грамотно организованное психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности обучающихся позволит снизить негативные последствия различных угроз (социальных, психологических, информационных и т. д.) и тем самым повысить не только уровень образованности, но и качество жизни всех субъектов, включенных в образовательный процесс [2]. Такой подход обеспечения личностной безопасности прямо отвечает требованиям, вытекающим из положения Национального проекта в сфере образования, проводимого по инициативе президента Российской Федерации.
Психолого-педагогические технологии по формированию личностных качеств студенческой молодежи, сохранению и укреплению их здоровья могут служить моделью реализации пси-холого-педагогического обеспечения личностной безопасности студентов, реализуемой в профессиональной подготовке в условиях конкретного вуза во взаимосвязи с освоением студентами будущей профессии.
Психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности рассматривается нами как целенаправленный процесс создания благоприятных социально-психологических условий
для свободного развития личности и реализации ее прав и возможностей участвовать в общественной жизни, не ограничивая других. Процесс формирования и развития личностной безопасности студенческой молодежи предполагает развитие способности отражать молодым человеком внешние условия в виде некоторой субъективной модели, которая служит основой для предварительного психологического программирования действий, для их регуляции в какой-либо деятельности [3]. Следует заметить, что устойчивость и оптимальное функционирование личности во взаимодействии со средой (как макро-, так и микросредой) зависит от уровня развития социально-психологической осведомленности в области безопасности, а также от владения личностью необходимыми знаниями, умениями и навыками не только определять степень угрозы (опасности), но и противостоять ситуациям угрозы.
Главная цель психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения - создание наиболее благоприятных условий для развития психологического благополучия всех участников образовательного процесса, а также для вхождения в процесс образования студенческой молодежи. Однако образовательное учреждение - это открытая система, подверженная действию различных факторов, в том числе и негативных (стрессы, наркотизация, алкоголизация общества и др.). Поэтому одним из приоритетных направлений развития психолого-педа-гогического обеспечения деятельности образовательного учреждения является обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды, которое рассматривается нами как система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды (в том числе психологического насилия) на развитие личности обучающихся; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого [4].
Основной акцент в психолого-педагогическом обеспечении личностной безопасности студенческой молодежи - субъектно-субъектные отношения участников образовательного процесса. Субъектность рассматривается в научной литературе как способность человека представлять себя в качестве субъекта деятельности, социальной жизни и самоопределения, коммуникации [5]. Однако субъектность определяется не чувством самого себя, имеющимся у каждого человека, а как психическое единство, трансцендентное по отношению к полученному опыту, объединяемое этим единством и обеспечивающее постоянство сознания. Усвоенный опыт взаимоотношений функционирует как система ценностных ориентаций человека и социальных установок. Это психическое единство подразумевает уникальность опыта, чувств, ощущений, мыслей, распоряжаться которыми умеет и имеет право лишь сам субъект. Субъектность предполагает, таким образом, что только сам человек принимает решения на основе и по поводу того, что составляет его субъектность.
Подлинными источниками и движущей силой развития субъектности студентов выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение обучающихся в образовательном пространстве, приобщение их к культуре, через преобразование своих поступков и деяний, мира, других людей и себя, за счет которого идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества.
Согласно субъектно-деятельностному подходу, развитие личности студента происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком (преподавателем, сокурсником и др.). Ведущими факторами, влияющими на процесс формирования субъект-субъектных отношений в учебновоспитательном процессе вуза, являются личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие, развитая субъектная позиция студенческой молодежи, диалогический стиль общения преподавателя и студентов. Формирование субъект-субъектных отношений преподавателя и студентов рассматривается нами как одна из специфических задач учебно-воспитательного процесса, нуждающаяся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении. Источником развития субъектности личности студентов является деятельностное образовательное пространство вуза.
В последние годы воспитательный компонент вузовского образования несколько утратил свою значимость, и система воспитания будущих специалистов во многих вузах не функционировала. Высшее образование было целеориентировано на задачи профессионально-деятельностного формирования специалиста вместо комплексного развития его личности. По мнению специалистов (В.С. Кагерманьян, Л.И. Коханович и др.), в настоящее время система воспитания студенческой молодежи не стала приоритетным компонентом образования, необходимой составной частью педагогической деятельности.
Эффективность воспитательной работы в высших учебных заведениях в значительной степени зависит от того, насколько обеспечивается органическое единство учебного и воспита-
тельного процессов. Необходимым условием общей и профессиональной воспитанности будущих специалистов является переориентация учебного процесса вуза на решение интегративных нравственно-познавательных задач, на придание ему последовательного культурологического характера. Такая методологическая позиция является предпосылкой трактовки образования как неразрывного единства воспитания и обучения во благо личности, общества. Необходимость нравственной ориентации образования в той или иной области человеческого знания очевидна. Всё это позволяет считать образование XXI века ориентированным на культуру. Оно должно стать фактором становления и развития личности.
Содержание личностной безопасности субъекта проявляется в совокупности его смысловых отношений и установок относительно данного аспекта своей жизнедеятельности. Поэтому очень важно включить в содержательный блок психолого-педагогического обеспечения те виды деятельности, которые будут способствовать развитию здорового чувства безопасности и жизнестойкости студенческой молодежи, формированию культуры личной безопасности.
1. Информационно-воспитательная работа способствует развитию социальной активности студентов, является своеобразной психологической поддержкой и помощью в самоопределении, самореализации, творчестве, стремлении к независимости, самостоятельному повышению личной ответственности (за свое психологическое здоровье, образование, профессиональное становление) и в свою очередь облегчает вопросы организации различных сторон воспитательной деятельности в формировании культуры личной безопасности субъектов образовательного процесса.
2. Социально-педагогическая работа в образовательном учреждении направлена на обеспечение и защиту прав студентов, а также оказание им помощи в процессе их социализации, освоения ими социокультурного опыта и на создание условий для их самореализации в обществе.
3. Спортивно-оздоровительная деятельность в вузе является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогическом обеспечении личностной безопасности всех участников образовательного процесса. В условиях угрозы наркотизации общества высшее учебное заведение должно стать центром формирования у студенческой молодежи здорового образа жизни, способствовать выработке у молодежи здорового стиля жизни.
4. Основной целью культурно-досуговой работы является раскрытие и поддержка творческого потенциала учащейся молодежи, а также содействие развитию у молодежи способности выражать себя в культурной сфере.
5. Психолого-педагогическая профилактика в вузе направлена на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии студенческой молодежи, на создание психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития. Гармонично развитая, законопослушная, зрелая личность с мотивацией на успех и здоровый образ жизни - вот фактор противодействия наркомании и употреблению психоактивных веществ. Счастливый, здоровый, успешный человек вполне удовлетворяет свои социальные потребности, и ему не нужно искать для них каких-либо заменителей.
Таким образом, психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи способствует созданию максимально благоприятных социально-психологических условий для свободного развития личности студента и реализации ее прав и возможностей участвовать в общественной жизни общества, не ограничивая других. Развитие личности студента происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком (преподавателем, сокурсником и др.). Предложенные направления психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи, на наш взгляд, снизят негативные последствия различных угроз (социальных, психологических, информационных и т. д.) и тем самым повысят не только уровень образованности, но и качество жизни всех субъектов, включенных в образовательный процесс.
Ссылки:
1. Г ераськина М. Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2007. 21 с.
2. Трегубова Т. М. Социальная работа со студентами в XXI веке - новые обязательства, поликультурный анализ [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/tre/ (дата обращения: 16.11.20l3).
3. Кора Н.А. Модель психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студентов вуза // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С.146-150.
4. Кора Н.А. Развитие личностной безопасности студенческой молодежи в вузе // Вектор науки ТГУ. 2013. № 3 (14). С. 115-119.
5. Еремеева О.А., Котельникова И.М. Источники и условия развития субъектности личности // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 79-80.