педагогические науки
Кора Наталия Алексеевна, Еремеева Татьяна Сергеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ...
УДК 378.17
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
© 2017
Кора Наталия Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Еремеева Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы
Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: определить роль психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи в условиях экстремизма и терроризма. Методы: деятельностно-смысловой подход в плане трансформационной онтологии личности, в основе которого лежат идеи культурно-исторической конструктивной работы личности в процессе жизнедеятельности, выявление условий присвоения культурно-исторического опыта бытия (собственного и несобственного); теоретические подходы к индивидуальной картине мира, как содержательного свойства сознания, которая играет фундаментальную роль в жизни человека (определяя качество его жизни), направляет, организует (ограничивает) восприятие и формирует комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе. Результаты: на основе теоретического анализа выявлено проблемное поле личностной безопасности студенческой молодежи в условиях угрозы терроризма и экстремизма. Анализ результатов проведенного социологического исследования позволяет выявить отношение современных студентов вуза к терроризму и экстремизму. Полученные данные позволили разработать комплексную программу по профилактике и противодействию терроризму и идеологии экстремизма в студенческой среде. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности личностной безопасности студентов и ее психолого-педагогического обеспечения.
Ключевые слова: личностная безопасность, психолого-педагогическое обеспечение, студенческая молодежь, угрозы, опасность, теракты, экстремизм, жизнестойкость, психологическое благополучие.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PERSONAL SECURITY OF STUDENT YOUTH IN THE CONDITIONS OF TERRORISM AND EXTREMISM
© 2017
Kora Natalia Alekseevna, Ph.D.In Psychology, docent of department Psychology and pedagogy Eremeeva Tatiana Sergeevna, Ph.D.In Pedagogy, docent of department Social work
Amur State University (675027, Russiа, Blagoveshchensk, Ignatievskoe shosse, 21, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to determine the role of psychological and pedagogical support for the personal safety of student youth in conditions of extremism and terrorism. Methods: an activity-semantic approach in terms of transformational ontology of personality, which is based on the ideas of the cultural and historical constructive work of the individual in the process of life activity, the identification of the conditions for appropriating the cultural-historical experience of being (own and nonpersonal); Theoretical approaches to the individual picture of the world as a substantial property of consciousness, which plays a fundamental role in the life of a person (determining the quality of his life), directs, organizes (limits) perception and forms a complex of ideas and concepts through which a person understands society, social order and Himself in this society. Results: on the basis of theoretical analysis, a problem field for the personal safety of student youth was revealed in the face of the threat of terrorism and extremism. Analysis of the results of the conducted sociological research allows to reveal the attitude of modern university students to terrorism and extremism. The obtained data allowed to develop a comprehensive program for the prevention and counteraction to terrorism and the ideology of extremism in the student environment. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering questions about the essence of the personal safety of students and its psychological and pedagogical support.
Keywords: personal security, psychological and pedagogical support, student youth, threats, danger, terrorist attacks, extremism, vitality, psychological well-being.
В настоящее время целевым ориентиром в деятельности образовательных учреждений, показателем достижения ими не только современного качества образования, но и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса становится забота о личностной безопасности и психологическом здоровье обучающихся в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования. Одной из существенных угроз для формирования личностной безопасности подрастающего поколения является терроризм во всех его проявлениях. Практика показывает, что в современных обстоятельствах терроризм выходит за рамки национальной проблемы отдельного государства и приобретает международные масштабы. Основания данного явления разнообразны и многоаспектны, как всевозможные оценки и подходы к его осмыслению. В современных условиях терроризм постоянно эволюционирует, приобретает новые формы и методы [1]. Некоторые националистические, культовые, политические объединения радикально-экстремисткой направленности не только полагают возможным применение насильственных методов для достижения своих целей, но и активно проводят пропаганду по вовлечению в свои ряды студенческой молодежи. Поэтому осмысление
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
природы терроризма, средств, методов противодействия становится важной и неотложной проблемой не только на государственном уровне, но и каждой личностью.
Известно, что угрозы терроризма и экстремизма негативно сказываются на социальном развитии общества: повышается уровень тревожности (личностной и ситуативной), социальной напряженности, ухудшается социальное и эмоциональное благополучие, разрушаются те моральные принципы, которые являются основанием бытия человека. В процессе профессионального образования обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи является существенным и необходимым условием полноценного духовного развития будущего потенциала страны для сохранения и упрочения базовых нравственных ценностей, формирования представлений о перспективах развития своей страны и чувства сопричастности, ответственности за будущее своего народа.
Научная актуальность проблемы личностной безопасности студенческой молодежи и ее обеспечения определена вытекающими обстоятельствами. Во-первых, глубоким теоретико-методологическим осмыслением сущности личностной безопасности как глобальной ценности современного общества, основным субъектом которого является личность, ее духовный,
153
Кора Наталия Алексеевна, Еремеева Татьяна Сергеевна педагогические
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ... науки
интеллектуальный, нравственно-этический потенциал (А.Г. Асмолов) [2]. Чрезвычайно важным в данной связи становится всестороннее исследование личностной безопасности студенческой молодежи, которая является интеллектуальным, социально-экономическим, творческим потенциалом общества, от которого зависит его жизнеспособность. Каждое государство заинтересовано в воспитании благополучного юного поколения, в удовлетворении потребности здорового чувства безопасности, приемлемых благ и интересов юношей и девушек. В неустойчивое состояние общество неминуемо приводится посредством неудовлетворения личных интересов молодежи, что в свою очередь обусловливает такие общественные явления, как деформация нравственных ценностей, отрицание моральных устоев и принципов, которые являются основой социальной жизни человека, а также повышение криминальности (в том числе наркотизация молодежи), общественные протесты, проявление неуважения к государству (Д.А. Борисов) [3], (Т.М. Краснянская) [4]. Поэтому проблема образования сравнительно стабильного общества связана с обеспечением личностной безопасности студенческой молодежи, с истинными возможностями поддержания и упрочения их нравственного, социального, физического здоровья.
Во-вторых, в условиях потенциального риска террористической атаки и экстремистских проявлений реально существуют угрозы духовному формированию студенческой молодежи, а значит и их личностной безопасности. Необходимость усовершенствования государственной образовательной системы, которая была бы способна предотвращать эти угрозы, препятствовать их возникновению, и соответственно, предупреждать разрушение духовного здоровья молодежи, которое является составляющей (высшим уровнем) здоровья в целом и интегрирующей его силой (Г.В. Залевский) [5]. В результате этого на протяжении всех лет обучения возникает необходимость психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи, а также формирование духовной стойкости, сплоченности и укрепление ее здоровья с акцентом на духовное здоровье.
В-третьих, недостаточностью изучения потенциалов активизации личности в студенческом возрасте, направленных на обеспечение личностной безопасности и осознания ими смысложизненных ценностей в собственной жизни. В настоящее время отмечается активное вовлечение высокообразованной молодежи в различные религиозные организации, неформальные объединения, военизированные сообщества, которые характеризуются искажением осознания потребности в безопасности, что приводит к понижению удовлетворенности настоящим и возникновению неуверенности в будущем, к разрушению ценностно-смысловой сферы личности, искажению базовых убеждений, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям [6]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость целенаправленного психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи в условиях разнообразных угроз безопасности общества (терроризм и экстремизм, наркотизация, алкоголизация и др.).
Личностная безопасность студенческой молодежи в условиях угрозы стабильности и общественной безопасности, на наш взгляд, проявляется в самоорганизации человека как открытой многоуровневой самоорганизующейся функциональной психологической системы, способной к самодвижению, самодетерминации. Являясь личностным образованием, личностная безопасность представляет собой многоуровневую, динамическую, интегрирующая взаимодействие следующих структурных компонентов: 1) мотивационного, включающего смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы; 2) эмоционально-волевого, стержнем которого является эмоциональная устойчивость; 3) когнитивного, основу которого составляет социально-психологическая компе-154
тентность в области безопасности; 4) деятельностного, включающего способности планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения безопасности, а также поведенческие реакции на опасность [7]. Любой из перечисленных структурных компонентов характеризуется особенностями, которые более совершенно обнаруживаются при взаимодействии между собой через потребности и потенциалы личности, через ее становление и развитие.
Процесс развития личностной безопасности студенческой молодежи связан с конструированием индивидуальной модели мира, который может варьироваться в зависимости от содержания ее структурных компонентов, определением ценностных и смысложизненных ориентаций, мотивационно-смысловой сферы личности, социально-психологической компетентности, проявляющейся в готовности к определенному образу жизни и безопасному взаимодействию с окружающими в условиях различных угроз обществу. Эффективность развития личностной безопасности студенческой молодежи в образовательном учреждении зависит от уровня ее психолого-педагогического обеспечения, в котором мы выделяем два взаимосвязанных блока - целенаправленный и содержательный. В процессе психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студентов самый существенный упор сделан на субъектно-субъект-ных отношениях участников образовательного процесса [8]. Важным показателем психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения является физическое и духовное здоровье всех участников образовательного процесса.
Географическое положение приграничного города Благовещенска обуславливает основную направленность активного международного сотрудничества региона и Амурского государственного университета (АмГУ) - это тесные связи с Китайской Народной Республикой (КНР). Китайскими партнерами Амурского государственного университета являются Пекинский технологический университет, Харбинский политехнический университет, Хэйлунцзянская академия общественных наук, Харбинский научно-технический университет, Дунбэйский финансово-экономический университет и др. Развитие международной деятельности осуществляется в рамках утвержденной приказом ректора программы международной деятельности Амурского государственного университета (обмен студентами, научные конференции, проведение международных фестивалей, конкурсов, соревнований и т.п.), реализуются совместные образовательные программы [9].
В связи с тем, что в АмГУ обучается значительное количество иностранных студентов (большинство из них - китайцы), ежегодно социологическим центром университета проводится опрос студенческой молодежи 1-4 курсов с целью выявления уровня их толерантности, представлений о терроризме и отношения к экстремист-кой деятельности. Так, в марте 2017 года было опрошено 267 респондентов (статистическая погрешность не превышает 5,7 %). По мнению большинства опрошенных студентов, в целом для России проблема экстремизма весьма актуальна (48 %), для нашего же региона актуальна в гораздо меньшей степени (5 %), а для города Благовещенска - и вовсе не актуальна (3 %) (таблица 1).
Таблица 1 - Насколько актуальной, по вашему мнению, является проблема экстремизма? (в %)
Варианты ответа лля России б целом для Амурской области для г. Благовещенска
Актуальна 48 5 3
Скорее актуальна 37 32 21
Скорее НЕ актуальна 10 43 41
НЕ актуальна 0 11 20
Затрудняюсь ответить 5 9 15
Невысокую оценку актуальности проблемы экстремизма в нашем регионе и в нашем городе можно объяснить тем, что постоянное взаимодействие на бытовом и образовательном уровнях с представителями приграничных городов КНР и других государств (Корея, Япония), Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
педагогические науки
Кора Наталия Алексеевна, Еремеева Татьяна Сергеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ...
способствует формированию у студентов стремления к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении к окружающей действительности, имеют иное мировоззрение. Эта толерантность и составляет существенную предпосылку к снижению уровня напряженности и тревожности. Кроме того, респонденты полагают, что данная проблема больше относится к крупным городам, а для небольших провинциальных городов проявления экстремизма не характерны и маловероятны.
Анализ результатов опроса так же показал, что 41 % респондентов связывают экстремизм с ростом уровня преступности среди молодежи; 29 % опрошенных полагают, что разжигание межнациональной, межрелигиозной и иной розни происходит путем пропаганды и совершения незаконных действий. Небольшая часть опрошенных (15 %) связывают проявление экстремизма с появлением групп, общностей, пропагандирующих экстремизм. Такое же количество респондентов уверены в том, что распространение националистических, шовинистических, расистских и фашистских взглядов также содействует проявлению экстремизма.
В настоящий момент у респондентов отсутствует жесткое межэтническое и межрелигиозное противостояние. Уровень этнической и религиозной толерантности достаточно высок. Это можно объяснить постоянным соседством с иноэтнической общностью - китайцами (формируется толерантность на фоне постоянных межэтнических взаимовыгодных контактов). На вопрос «Чувствуете ли вы себя в безопасности?» были получены следующие ответы (рисунок 1).
1 2
3
4
5
Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Чувствуете ли вы себя в безопасности?» (1- «Да»; 2 - «Скорее да»; 3 - «Скорее нет»; 4 - «Нет»; 5 - «Затрудняюсь ответить»)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балуев Д. Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности: Монография. Нижний Новгород, 2002.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, Изд. центр «Академия», 2007. 620 с.
3. Борисов Д. А. Безопасность человека в современной теории и практике международных отношений // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 343 (февраль). С. 79-82. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.tsu.ru (29.05.2017).
4. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. 280 с.
5. Залевский Г. В. От «демонической» до «биопси-хосоционоэтической» модели психического расстройства // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С.57-64.
6. Кора Н.А. Модель личностной безопасности студенческой молодежи в условиях угрозы наркотизации социальной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5. С. 155-161.
7. Кора Н.А., Селезнева О.В. Обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи в процессе образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С.50-52.
8. Леонов А. Отношение студентов АмГУ к терроризму и экстремизму // Амурский университет. 2017. № 152. С.5.
Статья поступила в редакцию 08.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.
Большинство (76 %) студентов чувствует себя в безопасности (чаще юноши). Однако 45 % респондентов обеспокоены тем, что близкие им люди могут стать жертвами терактов. Почти три четверти опрошенных студентов испытывают эмоциональное беспокойствие при получении информации о терактах на территории России. Как видим, в сознании респондентов потенциально существует страх терроризма (чаще у девушек), но он не выражен в форме истерических настроений. Следует заметить, что, по мнению опрошенных студентов, в городе Благовещенске вероятность теракта низкая и практически невозможная.
На основе полученных результатов руководству Управления собственной безопасности и Управления воспитательной и внеучебной работы был предложен ряд рекомендаций по профилактике и противодействию терроризму и идеологии экстремизма в студенческой среде, а также по оптимизации правового и патриотического воспитания в университете.
Несомненно, данное направление в психолого-педагогическом обеспечении личностной безопасности студенческой молодежи должно включать коррекцион-но-развивающую работу по самопознанию и самосовершенствованию личностных ресурсов всех субъектов образовательного процесса, которые способствуют укреплению духовной стойкости, психологического благополучия и жизнестойкости._
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19) 155