Научная статья на тему 'Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне'

Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
угрозы / безопасность / несовершеннолетние / законодательство / история / преступления / политика / threats / security / minors / legislation / history / crimes / politics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

Рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне, а также анализа нормативного правового регулирования защиты прав детей. Отдельное внимание обращено на формулирование понятийного аппарата международно-правовой защиты несовершеннолетних. Предлагается введение в научный оборот авторского понятия международно-правовой защиты несовершеннолетних, под которой следует понимать систему нормативных правовых актов, закрепляющих права и свободы детей, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного несовершеннолетнего. Исследуется исторический аспект международно-правовой защиты прав несовершеннолетних. Отмечается, что международным сообществом принят целый ряд нормативных актов по проблемам обеспечения прав ребенка, предупреждения преступности несовершеннолетних, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями, организации правосудия. В частности, когда речь идет о несовершеннолетних правонарушителях, нормы международного права фактически формируют политику обращения с такими детьми. При этом ключевой идеей всех международных правовых актов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних является признание приоритетности профилактических мер над карательными. Обращается внимание на то, что в условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с преступностью, для этого необходимы согласованные действия всего международного сообщества. Вместе с тем не меньший интерес должен вызывать правоприменительный опыт зарубежных стран в сфере защиты детей, который в целом положителен. Представляется, что Россия также должна продолжать движение по пути сокращения числа мер уголовного наказания, связанных с реальным лишением свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring Criminological Security to Minors on the International Level

The paper deals with diverse theoretical understanding of ensuring the criminological security of minors on the international level, and analyzes the regulation of the protection of children's rights. The paper focuses on formulating the conceptual framework of international legal protection of minors. It is proposed to introduce the author's concept of international legal protection of minors. The international legal protection of minors should be understood as a system of normative acts that entrench the rights and freedoms of children, the obligations of the states to exercise these rights and freedoms; as well as international mechanisms for monitoring the fulfillment by the states of their international obligations and protection of the violated rights of each particular minor. The study explores the history of the international legal protection of the rights of minors. It is noted that the international community has adopted a number of normative acts to ensure children’s rights, to prevent juvenile delinquency, the treatment of juvenile offenders, exercising justice. In particular, when it comes to juvenile offenders, the norms of international law are actually the policy of treating such children. At the same time, the key idea of all international legal acts in combating juvenile delinquency is recognizing the priority of preventive measures over punitive ones. Attention is drawn to the fact that due to globalization, no country will be able to fight crime effectively on its own, coordinated efforts of the entire international community are needed. At the same time, the useful law enforcement practices of foreign countries with regard to child protection should be of no less interest. It seems that the Russian Federation should attempt to decrease the level of punishment and incarceration.

Текст научной работы на тему «Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне»

УДК 343.9:341

DOI: 10.19073/2658-7602-2024-21-1-75-92 EDN: FBMRJL

Оригинальная научная статья

Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне

А. И. Савельев ©

Омская гуманитарная академия, Омск, Российская Федерация

И savelevandrey80@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне, а также анализа нормативного правового регулирования защиты прав детей. Отдельное внимание обращено на формулирование понятийного аппарата международно-правовой защиты несовершеннолетних. Предлагается введение в научный оборот авторского понятия международно-правовой защиты несовершеннолетних, под которой следует понимать систему нормативных правовых актов, закрепляющих права и свободы детей, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного несовершеннолетнего. Исследуется исторический аспект международно-правовой защиты прав несовершеннолетних. Отмечается, что международным сообществом принят целый ряд нормативных актов по проблемам обеспечения прав ребенка, предупреждения преступности несовершеннолетних, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями, организации правосудия. В частности, когда речь идет о несовершеннолетних правонарушителях, нормы международного права фактически формируют политику обращения с такими детьми. При этом ключевой идеей всех международных правовых актов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних является признание приоритетности профилактических мер над карательными. Обращается внимание на то, что в условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с преступностью, для этого необходимы согласованные действия всего международного сообщества. Вместе с тем не меньший интерес должен вызывать правоприменительный опыт зарубежных стран в сфере защиты детей, который в целом положителен. Представляется, что Россия также должна продолжать движение по пути сокращения числа мер уголовного наказания, связанных с реальным лишением свободы.

Ключевые слова: угрозы, безопасность, несовершеннолетние, законодательство, история, преступления, политика

Для цитирования: Савельев А. И. Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне // Сибирское юридическое обозрение. 2024. Т. 21, № 1. С. 75-92. DOI: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2024-21-1-75-92. EDN: https://eHbrary. гаЛЪтд!

© Савельев А. И., 2024

Original scientific article

Ensuring Criminological Security to Minors on the International Level

A. I. Savelev

Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

И savelevandrey80@mail.ru

Abstract. The paper deals with diverse theoretical understanding of ensuring the criminological security of minors on the international level, and analyzes the regulation of the protection of children's rights. The paper focuses on formulating the conceptual framework of international legal protection of minors. It is proposed to introduce the author's concept of international legal protection of minors. The international legal protection of minors should be understood as a system of normative acts that entrench the rights and freedoms of children, the obligations of the states to exercise these rights and freedoms; as well as international mechanisms for monitoring the fulfillment by the states of their international obligations and protection of the violated rights of each particular minor. The study explores the history of the international legal protection of the rights of minors. It is noted that the international community has adopted a number of normative acts to ensure children's rights, to prevent juvenile delinquency, the treatment of juvenile offenders, exercising justice. In particular, when it comes to juvenile offenders, the norms of international law are actually the policy of treating such children. At the same time, the key idea of all international legal acts in combating juvenile delinquency is recognizing the priority of preventive measures over punitive ones. Attention is drawn to the fact that due to globalization, no country will be able to fight crime effectively on its own, coordinated efforts of the entire international community are needed. At the same time, the useful law enforcement practices of foreign countries with regard to child protection should be of no less interest. It seems that the Russian Federation should attempt to decrease the level of punishment and incarceration. Keywords: threats, security, minors, legislation, history, crimes, politics

For citation: Savelev A. I. Ensuring Criminological Security to Minors on the International Level. Siberian Law Review. 2024;21(1):75-92. DOI: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2024-21-1-75-92. EDN: https://elibrary.ru/fbmrjl (In Russ.).

Введение

Современный век глобализации сопровождается стремительным научно-техническим прогрессом, что добавляет человечеству гораздо больше потенциальных угроз, нежели предыдущие этапы общественного развития. В связи с этим проблема криминологической безопасности, в каких бы формах она ни выражалась, всегда была и остается приоритетной, поскольку от ее решения зависит судьба каждого человека. При этом защита прав детей является важнейшей проблемой, в решении кото-

рой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.

Международно-правовые гарантии обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних занимают одно из важнейших мест в системе криминологического законодательства. В свою очередь последнее, являясь системой международных, федеральных и региональных нормативных правовых актов криминологического содержания [1], сегодня активно развивается.

Данная система законодательства представляет собой совокупность находящихся

© Savelev А. I., 2024

во взаимосвязи законов и других нормативных правовых актов международного, федерального и регионального уровней, регулирующих отношения по предупреждению преступлений, направленных на борьбу с преступностью, выявление и раскрытие преступлений, минимизацию и (или) нейтрализацию последствий преступлений.

Вместе с тем под международно-правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, закрепляющих права и свободы детей, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного несовершеннолетнего1.

Международные правовые акты в области защиты прав детей Следует отметить, что международным сообществом принят целый ряд нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод несовершеннолетних, в том числе предупреждения преступности несовершеннолетних. При этом основным «стержнем» всех норм международного права в сфере противодействия преступности несовершеннолетних является акцент на профилактические меры. Тем самым подобные нормативные правовые акты образуют международные правовые стандарты по защите прав детей.

Важнейшее внимание в отношении правового статуса детей определила Де-

кларация прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.2 Эта Декларация содержит наиболее важные правила, которые носят принципиальный характер. Среди них выделяются равенство прав всех без исключения детей, без какой-либо дискриминации3 по самым разнообразным основаниям

Защита прав несовершеннолетних имеет очень давнюю историю. Еще в античные времена действовал принцип прощения, который мог быть оправдан возрастом несовершеннолетия. Так, в Законе XII таблиц речь шла о неназначении несовершеннолетним наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт4 не был доведен до конца.

В различные исторические периоды отношение к правам детей существенно различалось. Так, для периода Средних веков было свойственно игнорирование детства [2]. Иногда это проявлялось в жестокости по отношению к детям. При совершении ими правонарушений могли применяться пытки, тюремное заключение и даже смертная казнь.

Вплоть до создания в 1899 г. в США первых ювенальных судов, несовершеннолетние рассматривались судом наравне со взрослыми. Несколько позднее подобные суды появились и в других странах - Великобритании (1908), России (1910), Франции и Бельгии (1912) и др. К началу 1930-х гг. данные суды существовали уже в нескольких десятках стран.

После Первой мировой войны защита прав и свобод несовершеннолетних стала оцениваться в основном

1 Малышева Ю. В. Реализация в уголовном процессе Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 179 с.

2 Декларация прав ребенка : принята 20 нояб. 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленар. заседании Генер. Ассамблеи ООН // Междунар. защита прав и свобод человека : сб. документов. М. : Юрид. лит., 1990. С. 385-388.

3 Лисукова К. В. Международно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 199 с.

4 КлейбергЮ. А., ОрловаЕ. А., ОрловаЮ. Л. Ювенальная юридическая психология : учеб. М. : Юстиция, 2017. 263 с.

как противодействие эксплуатации детского труда, детской проституции, а также торговли детьми. Данные угрозы в отношении несовершеннолетних по-прежнему актуальны. Дети по-прежнему в полной мере не защищены от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, от похищений и торговли. Решение этих проблем требует актуализации международного взаимодействия и сотрудничества в современной криминологической политике.

Основополагающим органом, деятельность которого ориентирована на противодействие преступности, является Организация Объединенных Наций (ООН). В рамках деятельности этой организации были приняты единые стандарты и нормы в отношениях с правонарушителями5.

Необходимо отметить, что решением вопросов, связанных с международным сотрудничеством в борьбе с преступностью связана деятельность одного из главных органов ООН: Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС). В структуре данного органа функционирует Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (КПП). Одной из ведущих задач этой комиссии является представление ЭКОСОС рекомендаций и предложений, ориентированных на совершенствование эффективности в борьбе с преступностью, а также гуманное обращение с правонарушителями. Начиная

с 1955 г. КПП осуществляет подготовку и проведение один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями6.

Анализируя эффективность работы соответствующих конгрессов, особо следует выделить шестой и последующие. Так, на шестом Конгрессе7 (1980) было принято около 20 резолюций и других решений, касающихся стратегий предупреждения преступности, предупреждения злоупотребления властью, минимальных стандартов справедливости и правосудия в отношении несовершеннолетних, руководящих принципов обеспечения независимости судей, правовой информированности и распространения правовых знаний8.

На седьмом конгрессе9 (1985) было принято свыше 25 резолюций, в том числе стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних10 («Пекинские правила»). В принятых документах правительствам рекомендовалось придать первостепенное значение предупреждению преступности, активизировать сотрудничество между собой как на двусторонней, так и многосторонней основе, уделять особое внимание борьбе с терроризмом, наркобизнесом.

В рамках деятельности Восьмого конгресса11 (1990) были проработаны механизмы унификации мер по обращению

5 Клеймёнов М. П. Криминология : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция», специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2012. 431 с.

6 Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии : учеб. : в 2 т. М. : Юрайт, 2011. Т. 1. 1002 с.

7 Доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракасская Декларация) : резолюция Генер. Ассамблеи ООН от 15 дек. 1980 г. № 35/171. URL: https://docs.cntd.ru/document/901747215 (дата обращения: 26.01.2024).

8 Клеймёнов М. П. Указ. соч.

9 Принятие Миланского плана действий : резолюция Генер. Ассамблеи ООН от 6 сент. 1985 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901809390 (дата обращения: 26.01.2024).

10 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)» : резолюция Генер. Ассамблеи ООН от 14 дек. 1990 г. № 45/112. Доступ из СПС «Гарант».

11 Международное право : учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М. : Междунар. отношения, 2000.

с несовершеннолетними осужденными. На конгрессе особое внимание было уделено предупреждению преступности и уголовному правосудию; предупреждению преступности среди молодежи; правосудию в отношении несовершеннолетних и защите молодежи [3]. Этот конгресс можно считать рекордсменом по количеству принятых резолюций - 35. Среди них необходимо выделить руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних12 («Эр-Риядские принципы»); предупреждение преступности в городской среде; предупреждение организованной преступно-сти13 и др.

На Девятом конгрессе14 (1995) было принято 11 решений, в том числе: Рекомендации15 по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, результаты обсуждения проекта конвенции по борьбе сорганизованной преступностью, а также о детях как жертвах и исполнителях преступлений16.

Десятый (2000) был посвящен вопросам международного сотрудничества государств по противодействию транснациональной организованной преступности17. Кроме того, на Конгрессе были озвучены проблемы борьбы с коррупцией, преступности в сфере высоких технологий, борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности [3].

На одиннадцатом конгрессе [3] (2005) были рассмотрены проблемы борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью. Много внимания было уделено вопросам принятия мер по борьбе с преступлениями в экономической сфере, а также торговле людьми, незаконного оборота наркотических средств и культурных ценностей и др.

Двенадцатый (2010) Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию был посвящен вопросам предупреждения преступности, терроризма, детской и молодежной преступности, киберпреступности, международного сотрудничества в борьбе с преступностью, насилия в отношении мигрантов и их семей18.

В рамках работы тринадцатого (2015) Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию19 наиболее важные акценты были сосредоточены на проблемах противодействия преступности, насилию, коррупции и терроризму, торговле людьми в целях эксплуатации, киберпреступ-ности, проблеме наркотиков. Также было признана важность защиты детей от всех форм насилия, эксплуатации и надругательства, защиты женщин и девочек от всех актов насилия, в том числе от гендерно мотивированных убийств женщин и девочек.

12 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) ...

13 Лунеев В. В. Указ. соч.

14 Ninth UN Congress on the Prevention of Crime and Treatment of Offenders "Crime". Cairo, Egypt 28 April -5 May 1995. URL: https://www.unodc.org/congress/en/previous/previous-09.html (дата обращения: 26.01.2024).

15 Бычков В. В. Противодействие организованной преступности: нормативная база : хрестоматия. М. : Юрлитинформ, 2014. 427 с. ; Клеймёнов И. М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации : дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2015. 486 с.

16 Лунеев В. В. Указ. соч.

17 О Х Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/crime/deyatelnost_rossii_po_protivodeystviyu_ mezhdunarodnoy_prestupnosti/1686248 (дата обращения: 26.01.2024).

18 Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. URL: https://www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/ (дата обращения: 26.01.2024).

19 Thirteenth United Nations Congress on Crime Prevention and Criminal Justice. URL: https://www.unodc.org/ congress/en/previous/previous-13.html (дата обращения: 26.01.2024).

Международные правовые акты в области борьбы с преступностью несовершеннолетних

Весьма важную роль в противодействии преступности играют институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также региональные институты. Так, деятельность межрегионального научно-исследовательского института ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) ориентирована на поддержку проведению исследований совместно с заинтересованными странами в целях создания надежной базы знаний и информации по организованной преступности и, в частности, по борьбе против торговли людьми, коррупции и терроризма20.

Азиатский и дальневосточный институт по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (ЮНАФЕИ) в последнее время занимается вопросами противодействия торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов, обращению с несовершеннолетними правонарушителями.

Европейский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней (ХЕЮНИ) проводит исследования, касающиеся проблем виктимизации в Европе, нелегальных миграционных потоков, насилия в семье, насилия в отношении женщин [3].

Африканский институт по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (ЮНАФРИ) осуществил ряд программ, которые способствовали росту числа скоординированных мер

по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, экологическими преступлениями, терроризмом, торговлей людьми, отмыванием денег, киберпреступностью и распространением огнестрельного оружия21.

Среди наиболее актуальных проблем, которые в последнее время находятся на первом плане, необходимо отметить организованную преступность, торговлю людьми, терроризм, насилие в отношении женщин и детей, преступность несовершеннолетних и др. Именно этим угрозам должно быть уделено внимание всего мирового сообщества. Вместе с тем любые нормативные правовые акты по противодействию вышеназванным угрозам приобретают более значимый международно-правовой характер только тогда, когда они разрабатываются и принимаются руководящими структурами ООН и Генеральной Ассамблеей.

Особое место в системе международных документов занимают международные конвенции:

1. Международные конвенции ООН и Совета Европы:

1.1. Международная Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.22, Конвенция о правах ребенка23, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.24 и др.25

20 Бычков В. В. Указ. соч. ; Клеймёнов И. М. Указ. соч.

21 United Nations African Institute for the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders (UNAFRI). URL: https://www.unodc.org/unodc/en/commissions/CCPCJ/PNI/institutes-UNAFRI.html (дата обращения: 26.01.2024).

22 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ : заключена в г. Вене 20 дек. 1988 г. ; ратифицирована постановлением Верхов. Совета СССР 9 окт. 1990 г. № 1711-1. Доступ из СПС «Гарант».

23 Конвенция о правах ребенка : одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. // Вед. Съезда нар. депутатов СССР и Верхов. Совета СССР. 1990. № 45, ст. 955. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

24 Конвенция против транснациональной организованной преступности : принята в г. Нью-Йорке 15 нояб. 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленар. заседании 55-ой сессии Генер. Ассамблеи ООН. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40, ст. 3882. Для РФ данный документ вступил в силу с 25 июня 2004 г.

25 Пихов А. Х. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности : дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2017. 488 с.

Необходимо отметить, что в связи с глубокой озабоченностью масштабами и тенденцией роста незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия всех людей, в 1988 г. в рамках деятельности ООН была принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, целью которой является содействие сотрудничеству между государствами в решении проблем незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющих международный характер.

При этом Конвенция 1988 г. разработана и направлена в числе прочего и на защиту детей, которые используются в качестве потребителей наркотических средств и психотропных веществ и эксплуатируются при их незаконном обороте, что представляет собой большую опасность26. Наше государство ратифицировало данную Конвенцию и в силу международных обязательств стало создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ27.

Вместе с тем на сегодняшний день проблема немедицинского использования рецептурных препаратов по-прежнему представляет угрозу для здоровья населения во всех без исключения странах мира. Так, согласно данным, представленным во Всемирном докладе о наркотиках 2020 г., потребление наркотиков во всем

мире растет с точки зрения как общей численности, так и доли населения мира, употребляющего наркотики. При этом употребление наркотиков возросло гораздо быстрее в развивающихся странах, чем в развитых странах28.

В 1989 г. в рамках работы Комиссии ООН по правам человека29 был разработан текст документа, в котором в максимальной степени были учтены положения, касающиеся защищенности детей в современном мире. Этим документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. [4], которая закрепляет равные права детей на жизнь и развитие, спокойное детство и защиту от насилия, право быть уважаемыми за свой образ мыслей.

Кроме того, каждый ребенок в стране, участвующей в Конвенции, имеет право на защиту от эксплуатации труда детей, если он мешает их развитию и образованию; применения или распространения наркотиков30; сексуальной эксплуатации; похищения и торговли детьми; пыток и лишения свободы; информации, наносящей вред развитию ребенка и др.

Представляется, что все вышеперечисленное, а также механизм контроля за соблюдением положений Конвенции делают этот документ исключительным инструментом защиты прав ребенка. Подписав Конвенцию ООН 1989 г. «О правах ребенка», наше государство начало приводить свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного права. Параллельно с этим процессом формируются механизмы защиты прав

26 О присоединении Республики Казахстан к Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ : закон Респ. Казахстан от 29 июня 1998 г. № 246 // ИПС «Эдшет». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z980000246_ (дата обращения: 26.01.2024).

27 Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» / О. Р. Афанасьева, Э. Ю. Бадальянц, В. С. Болотин, Е. В. Грибанов, В. И. Шиян, А. Д. Щербаков, М. А. Беляев, А. А. Вяземская. Доступ из СПС «Гарант».

28 Всемирный доклад о наркотиках 2020 года. URL: https://vngoc.org/wp-content/uploads/2020/08/ WDR_2020_Presentatoin_Booklet_1.pdf (дата обращения: 26.01.2024).

29 ХолостоваЕ. И., ДашкинаА. Н., МалофеевИ. В. Зарубежный опыт социальной работы : учеб. пособие. М. : Дашков и К, 2019. 365 с.

30 Там же.

детей, основанные на нормах различных отраслей российского права. В настоящее время документ ратифицировали 193 государства. Конвенция накладывает обязанность на государства, которые ее ратифицировали, в максимальной степени защищать права несовершеннолетних в деятельности со стороны всех органов государственной власти и негосударственных структур.

Вместе с тем США не ратифицировали данную Конвенцию, поэтому в стране отсутствует единая национальная политика в отношении детей. Этим во многом объясняется особый характер защиты детства в США31, там преобладает волонтерский подход над государственным. В свою очередь в 2000 г. был подписан факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порногра-фии32, который был ратифицирован РФ в 2013 г.33 Исходя из этого, мировое сообщество данным Протоколом высказало крайнюю обеспокоенность значительными и растущими масштабами торговли детьми, детской проституции и детской порнографии34; а также предложило рекомендации правового и организационного характера по предупреждению подобных явлений.

Следует признать, что адекватным ответом на процессы криминализации в мире стала принятая 15 ноября 2000 г. «Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной

преступности»35, открывшая новые возможности борьбы с международными формами преступной деятельности. Данный документ акцентирует внимание на введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег и коррупцию [5].

Неудивительно, что коррупции посвящена отдельная статья Конвенции, так как именно коррупция направлена на создание условий, благоприятствующих безнаказанности криминальных организаций при реализации ими своих операций. Коррупция может иметь самые пагубные последствия для сферы политики и социальной структуры общества [6]. При этом коррупция государственных должностных лиц всегда является одним из предпочтительных средств организованных преступных сообществ [6]. Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, в своем уголовном законодательстве также предусматривает ответственность за коррупционные преступления.

Необходимо отметить, что наряду с вышеназванными угрозами не меньшего внимания заслуживает актуальная по сей день проблема преступности несовершеннолетних. Так, определенный интерес вызывают Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде36) от 14 декабря 1990 г. В аспекте ювенальной юстиции

31 Волгушева А. А. Зарубежный опыт социальной защиты детства. URL: https://center-yf.ru/data/stat/ zarubezhnyy-opyt-socialnoy-zashchity-detstva.php (дата обращения: 26.01.2024).

32 О Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы : решение Совета глав гос-в Содружества Независимых Гос-в от 28 нояб. 2006 г. // ИПС «Эдшет». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H060000338_ (дата обращения: 26.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии : федер. закон от 7 мая 2013 г. № 75-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 7, ст. 632.

34 Пихов А. Х. Указ. соч.

35 Конвенция против транснациональной организованной преступности ...

36 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) .

важнейшими задачами международного правотворчества является формирование стандартов гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, что способствует развитию соответствующей уголовно-правовой политики. Для международного сообщества предупреждение правонарушений несовершеннолетних преломляется через комплексную социальную политику, в которой меры по предотвращению правонарушений должны быть [7] ориентированы на всех несовершеннолетних. Статьей 10 Руководящих принципов ООН закреплено, что «следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации»37.

1.2. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г., Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений 2007 г., Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами 2015 г. и др.

В рамках Совета Европы также был принят ряд важнейших основополагающих Конвенций. К актуальным документам, направленным на защиту населения, в том числе детей, следует отнести Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. В данном международном документе, помимо принципа поддержания мира и безопасности, признается важность активизации сотрудничества с другими государствами, так как только

совместными усилиями можно добиться эффективного предупреждения терроризма и борьбы с ним. Кроме того, террористические преступления и преступления, предусмотренные настоящей Конвенцией, не могут быть оправданы вообще, а физические и юридические лица, виновные в совершении таких деяний и (или) причастные к их совершению, должны быть привлечены к ответственности. Необходимо отметить, что с принятием Федерального закона «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы»38 и прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы некоторые международные договоры в отношении Российской Федерации прекратили действие.

В любом случае Российская Федерация занимает активную позицию в общемировой борьбе с преступлением международного терроризма, осознавая, что терроризм во всех своих проявлениях остается опаснейшей угрозой обеспечению мира и безопасности на земле.

Учитывая опасность преступлений террористической направленности, представляется, что нормы о терроризме, предусмотренные в международных документах, должны быть наиболее полно отражены в действующем уголовном законодательстве РФ. При этом возможно объединение их с преступлениями экстремистской направленности в отдельную главу уголовного законодательства.

Кроме того, Совет Европы также обращается к проблеме торговли людьми, пытаясь привлечь внимание правительств, неправительственных организаций и гражданского общества ко всей глубине данной проблемы. Прибыль от торговли людьми подпитывают другие виды преступной деятельности. По данным Федерального

37 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) ...

38 О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы : федер. закон от 28 февр. 2023 г. № 43-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 10, ст. 1566.

бюро расследований США, торговля людьми ежегодно приносит доход в размере примерно 9,5 млрд долларов. При этом она тесно связана с отмыванием денег, наркобизнесом, подделкой документов и контрабандой людей [8]. В 2005 г. была принята Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми. Заключенная в рамках Совета Европы Конвенция по вопросам торговли людьми была призвана обеспечить лучшую защиту жертв и развивать международное сотрудничество по борьбе с этим тяжким преступлением, а также способствовать продвижению идеи принятия на национальном уровне законодательств по противодействию торговле людьми39.

Вместе с тем в рамках Совета Европы особое внимание уделено проблеме защиты детей от сексуальной эксплуатации40, поскольку защита их прав и законных интересов от сексуальных посягательств также является одним из основных направлений государственной политики любого государства.

Согласно оценкам специалистов из-за процессов глобализации масштабы сексуальной эксплуатации детей значительно выросли. Так, центром детской проституции считается Юго-Восточная Азия. По оценкам ЮНИСЕФ, число детей, принуждаемых к занятию проституцией, составляет: в Тайланде 200 тыс., на Филиппинах свыше 650 тыс., в Индии 400 тыс. Латинская Америка и Африка также являются регионами, где в сексуальную индустрию довольно часто оказываются

вовлечены несовершеннолетние. По оценкам экспертов, до 40 тыс. детей вовлечено в проституцию в Венесуэле, приблизительно 25 тыс. - в Доминиканской Республике, около 500 тыс. - в Перу, 500 тыс. -в Бразилии41.

Следовательно, поиск эффективных путей предупреждения сексуальных преступлений против несовершеннолетних является актуальной задачей, при решении которой необходимо учитывать международный опыт, прежде всего положения Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, ратифицированной Россией 7 мая 2013 г.42 Согласно данному международному документу стороны Конвенции обязаны защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Однако у Конвенции имеется ряд недостатков. Так, статья 2 Конвенции, в частности, вводит запрет дискриминации по признаку «сексуальной ориентации». Как может показаться, данное положение проекта создает правовую основу для пропаганды гомосексуализма и других форм извращений среди несовершеннолетних.

В свою очередь, из положения ст. 6 Конвенции вытекает обязанность вводить в школах уроки сексуального просвещения детей. Но ведь необязательно содержание уроков полового воспитания должно быть развращающим. Данное воспитание может быть направлено на формирование представлений о важности целомудрия

39 Холостова Е. И., Дашкина А. Н., Малофеев И. В. Указ. соч.

40 О соблюдении, защите и осуществлении прав детей в цифровой среде : рекомендация N СМЖес(2018)7 Комитета министров Совета Европы. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

41 Набор методических материалов для учреждений социальной защиты населения «Оказание помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации»: Социальные аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации / А.-М. Л. Храмченкова, О. И. Колпакова, Е. В. Забадыкина, О. С. Левина, Н. Р. Шутер ; ред. О. С. Левина. СПб., 2011. С. 18-19.

42 Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» (CETS N 201) : заключена в г. Лансароте 25 окт. 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 7, ст. 632. Россия ратифицировала данный документ с оговорками (О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений : федер. закон от 7 мая 2013 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19, ст. 2303).

и обеспечение нравственности в отношениях между лицами разных полов.

Представляется, что Конвенция, даже при наличии определенных недостатков, является чрезвычайно важным документом, который существенно развивает правовые основы противодействия сексуальной эксплуатации детей и сексуальному насилию над ними. А вклад документа в борьбу с педофилией вовсе сложно переоценить.

Вместе с тем в настоящее время не менее актуальной угрозой криминологической безопасности детей является торговля человеческими органами. Так, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, каждый год нелегально проводятся около 10 тыс. пересадок орга-нов43. В Филиппинах, Пакистане, Индии, Китае процветает «трансплантационный туризм», когда в ряде клиник обеспеченные пациенты могут быстро получить необходимый им орган.

Многие государства, учитывая, что торговля человеческими органами является нарушением человеческого достоинства и права на жизнь и представляет собой серьезную угрозу для общественного здоровья, уделяют особое внимание деятельности по борьбе с данной угрозой, что, способствовало принятию ряда основополагающих документов в этой области. Одним из таких документов является Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами от 25 марта 2015 г.44 Достоинством документа является то, что Конвенция, во-первых, обязывает государства криминализировать не только незаконное извлечение органов, но и их использование для трансплантации и иных целей и действий. Во-вторых, предусмотрена ответственность юридиче-

ских лиц за преступные деяния, указанные в Конвенции. В-третьих, Конвенция включает раздел о мерах по защите потерпевших от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящим документом. В-четвертых, нормативный правовой акт содержит раздел о мерах профилактики.

Таким образом, Конвенция Совета Европы представляет собой качественно новый уровень развития международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом человеческих органов на региональном уровне, сочетая криминализацию и борьбу с преступными деяниями в данной области, а также принятие комплекса мер по защите прав потерпевших [9]. Вместе с тем необходимо отметить, что соглашения, регулирующие правомерность изъятия органов и тканей человека, несмотря на их тщательную проработанность, не привлекательны для подписания и ратификации для ряда стран, что препятствует развитию внутреннего законодательства в сфере трансплантации органов и тканей45, а также эффективному противодействию торговле человеческими органами. В свою очередь, учитывая высокую степень общественной опасности данного преступного посягательства, РФ подписала Конвенцию Совета Европы.

Необходимо отметить, что наряду с вышеприведенными конвенциями отдельно в контексте обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних необходимо назвать Руководящие принципы политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия 2009 г., которые призваны содействовать разработке и реализации всеобъемлющей национальной

43 Россия подписала Конвенцию Совета Европы против торговли человеческими органами // Независимая газета. URL: http://nvo.ng.ru/world/2015-09-25/8_rf.html (дата обращения: 26.01.2024).

44 Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами (CETS N 216) : заключена в г. Сантьяго-де-Компостела 25 марта 2015 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

45 Галеева Г. Р. Международно-правовое сотрудничество в сфере предупреждения и пресечения незаконного изъятия, оборота и трансплантации органов человеческого тела : дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2017. 205 с.

платформы по обеспечению гарантий прав ребенка и искоренению насилия в отношении детей46.

Таким образом, по справедливому мнению М. Ю. Шамрина, данным документом формулируются оперативные принципы, изучение которых необходимо для выработки мер, способствующих противодействию преступности в отношении детей [10].

2. Нормативные правовые акты, принятые в рамках Содружества Независимых Государств.

Не меньший интерес в плане криминологического законодательства представляют нормативные правовые акты, принятые в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). При этом почти треть данных документов посвящены сотрудничеству и взаимодействию в сфере борьбы с транснациональной преступностью [11]. К ним относятся следующие:

- Соглашение государств - участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 г.);

- Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (2005 г.);

- Соглашения государств - участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (2008 г.) и др.

Еще одним приоритетным направлением сотрудничества государств - участников СНГ является борьба с преступностью в сфере компьютерной информации.

В связи с этим были приняты:

- Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (2008 г.);

- Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий» (2013 г.).

Документы акцентируют внимание на том, что преступления, совершаемые с использованием информационных технологий, приобретают транснациональный характер и создают угрозу национальной безопасности государств - участников СНГ, происходит сращивание различных видов преступности, главным образом за счет использования средств компьютерной техники и информационных сетей47.

Кроме того, одной из современных тенденций развития государств -участников СНГ является формирование в рамках Содружества модельного законодательства и его влияние на национальные правовые системы. В контексте нашего исследования особый интерес вызывают следующие модельные законы СНГ:

- «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1998 г.);

- «О противодействии терроризму» (2009 г.);

- «О противодействии экстремизму» (2009 г.);

- «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2009 г.);

- «О безопасности дорожного движения» (2016 г.) и др.

46 Руководящие принципы политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия (Рекомендация CM/Rec(2009)10) // Офиц. сайт Совета Европы. URL: http://www.coe. int/t/dg3/children/news/guidelines/Recommendation%20CM%20protection%20of%20children%20_RUS_BD.pdf (дата обращения: 26.01.2024).

47 Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий от 25 октября 2013 г. Доступ из СПС «Гарант».

Следует отметить, что наряду с деятельностью по совершенствованию законодательства к основным тенденциям государственной политики стран СНГ в области защиты детства в современных условиях относятся:

- пропаганда и реализация программ здорового образа жизни подростков и молодежи;

- профилактика алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа и заболеваний, передающихся половым путем48;

- недопущение насилия в отношении детей и подростков;

- реабилитация и социализация детей-сирот и инвалидов;

- предупреждение преступности среди несовершеннолетних и защита прав детей и подростков, находящихся в заключении49 и др.

3. Нормативные правовые акты, принятые в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

В плане обеспечения безопасности на международном уровне представляет интерес деятельность стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, так как сегодня эти страны, ранее относимые к мировой периферии, стали обретать нехарактерную для них прежде экономическую мощь и геополитическое значение, в то время как традиционный центр глобализированной экономики (США, ЕС) начал медленно уступать свои позиции50.

В странах Восточной Азии ведется постоянный поиск механизмов обеспечения безопасности, при этом прослеживается определенная сдержанность относительно решения проблемных вопросов и стремление к укреплению взаимодействия го-

сударств на основе сбалансированности интересов. Среди международных организаций весьма активную роль в обеспечении безопасности Восточной Азии играют Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Вместе с тем в плане обеспечения безопасности населения Восточной Азии немаловажное значение имеет деятельность ШОС, главными задачами которой провозглашены укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом.

Наряду с этим не менее остро стоят вопросы защиты прав и свобод человека в АСЕАН. Наиболее значимыми целями АСЕАН являются установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН, ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и вза-имопомощи51. В связи с этим 18 ноября 2012 г. в столице Камбоджи г. Пномпене была принята Декларация прав человека АСЕАН. Значительная часть данной Декларации посвящена экономическим, социальным и культурным правам, в частности, праву на труд; свободе детей от экономической и социальной эксплуатации; праву на достойный уровень жизни для себя и своей семьи; праву на основные и доступные услуги здравоохранения; праву на социальную безопасность; праву на образование и др.

В ноябре 2015 г. был принят Региональный план действий АСЕАН по ликвидации насилия в отношении детей на период до 2030 года52. Этот план предусматривает конкретные меры, которые должны быть приняты в четко установленные сроки,

48 Волгушева А. А. Указ. соч.

49 Там же.

50 Фитуни Л. Военно-стратегическое значение Африки в постмонополярном мире // Оборона.Ру. URL: http:// www.oborona.ru/includes/periodics/geopolitics/2017/0227/210520646/detail.shtml (дата обращения: 26.01.2024).

51 URL: http://www.geopolitics.ru/2012/08/associaciya-gosudarstv-yugo-vostochnoj-azii/ (дата обращения: 26.01.2024).

52 Пихов А. Х. Указ. соч.

чтобы обеспечить предупреждение насилия и эффективную защиту детей53.

В свою очередь страны Латинской Америки и Карибского бассейна (далее -ЛАКБ) к наиболее серьезным и опасным вызовам и угрозам также относят сращивание наркобизнеса с терроризмом. Страны этого региона выступают за повышение эффективности международных усилий по противодействию данному процессу [12]. Учитывая вышеназванные угрозы, в 2008 г. была принята Панамская декларация (по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью), которая заявляет о самом решительном осуждении терроризма и организованной транснациональной преступности, особенно за присущие им насилие и коррупцию, которые серьезно подрывают процесс укрепления демократии, нарушают основные права и свободы, а также развитие человечества54.

Кроме того, Латинская Америка является самым жестоким регионом в мире: 28,7 % жертв убийств - это дети в возрасте от 10 до 19 лет; 6 млн детей подвергаются насилию, брошены на произвол судьбы и эксплуатируются55. Однако, несмотря на печальную статистику, Куба в последние годы добилась больших результатов в защите материнства и детства, и высокие показатели в этой сфере ставят остров на уровень страны с высоким качеством жизни для детей. Представитель

ЮНИСЕФ утверждает, что количественные и качественные показатели на Кубе говорят о том, что Конвенция о правах детей на острове выполняется, являясь примером для других стран Латинской Америки56.

Не меньшую озабоченность мирового сообщества вызывает обстановка в странах Африки. Здесь представлена практически вся палитра возможных угроз национальной безопасности, с которыми сталкивается человечество: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, голод и экономические проблемы, производство и вывоз наркотиков, потоки беженцев57 и др. В связи с этим 27 июня 1981 г была принята Африканская хартия прав человека и народов, которая вступила в силу 21 октября 1986 г. и стала стержнем африканской региональной правозащитной системы.

Кроме того, в связи с тем, что африканские страны являются одновременно и объектами террористических действий, и территориями распространения экстремизма, что создает угрозу обеспечения безопасности в странах региона, в 2006 г. была принята Мадридская декларация и План действий, касающиеся укрепления правового режима борьбы против терроризма в Западной и Центральной Афри-ке58. В 2007 г. - Декларация Уагадугу59, в которой решительно осуждается терроризм во всех его формах и проявлениях, независимо от того, кто, где и с какой целью совершает террористические акты,

53 URL: https://violenceagainstchildren.un.org/ru/content/east_asia_and_pacific/ (дата обращения: 26.01.2024).

54 Бычков В. В. Указ. соч.

55 Ежегодно насилие уносит 80 тыс. детских жизней в Латинской Америке. URL: https://www.katolik. ru/mir/112646-ezhegodno-nasilie-unosit-80-tys-detskikh-zhiznej-v-latinskoj-amerike.html (дата обращения: 26.01.2024).

56 Детский Фонд Организации Объединенных Наций: Куба - рай для детей в Латинской Америке. URL: http ://forum. lvivport. com/threads/detskij -fond-organizacii-obedinennyx-nacij -kuba-raj -dlja-detej -v-latinskoj-amerike.66530/ (дата обращения: 26.01.2024).

57 Лилеев И. Л. Национальные и региональные аспекты проблемы безопасности в Африке : дис. ... канд. полит. наук. М., 2000. 155 с.

58 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_terrorism.shtml (дата обращения: 26.01.2024).

59 Декларация Уагадугу : принята по итогам работы Четвертой Конф. министров юстиции франкоязыч. стран Африки (Уагадугу, Буркина-Фасо, 20-22 марта 2007 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/ouagadougou_declaration.shtml (дата обращения: 26.01.2024).

поскольку он представляет собой одну из самых серьезных угроз для международного мира и безопасности.

Вместе с тем Африка является страной, в которой большинство детей лишено нормального детства и будущего, потому что они растут во время войн, живут в нищете или подвергаются дискриминации. В связи с актуальностью данной проблемы был принят ряд важнейших документов, направленных на защиту детства. К ним следует отнести: Африканскую хартию прав и основ благосостояния ребенка 1990 г., а также Хартию Африканской молодежи, принятую в 2006 г.

Преамбула Африканской хартии прав и основ благосостояния ребенка гласит, что «ребенок занимает уникальное и привилегированное положение в африканском обществе» и требует правовой защиты, а также «особой заботы в отношении здоровья, физического, психического, нравственного и социального развития»60. Документ фиксирует принцип недопустимости дискриминации и наилучшего обеспечения интересов ребенка, а также предусматривает, что дети имеют неотъемлемое право на жизнь, защищаемое законом61. Представляется, что принятие подобных документов, безусловно, будет способствовать прогрессивному развитию международно-правовых основ африканской региональной системы защиты прав человека и народов и укреплению соответствующих региональных правозащитных механизмов. Однако пока ситуация в Африке остается сложной. Вероятно, основной причиной такой обстановки в африканских государствах является нерешенность социально-экономических проблем. Это объясняется последствиями экономического кризиса, в котором нахо-

дилось большинство африканских стран после приобретения независимости.

Анализ уровня преступности в мире

Признание социальной природы преступности указывает на то, что важнейшими факторами противодействия ей должны становиться меры, направленные на решение наиболее важных экономических и социальных проблем, ориентированные на повышение качества жизни, образования, культуры, здравоохранения, так как только в государствах с развитой экономикой, стабильной политической обстановкой в общественных местах безопасно. Так, по данным 2006-2023 гг. к странам с низким уровнем преступности относятся Палао, Монако, Гонконг, Исландия, Сингапур62.

Как видим, это государства с высоким ВВП, зарплатами, поэтому и обстановка в них безопасная, комфортная для жизни, а преступлений практически нет63. Таким образом, мы пришли к выводу, что количественные и качественные показатели защиты граждан в иностранных государствах в значительной степени определяются уровнем развития государства, стабильности во всех сферах жизни общества. В развитых странах основу государственной политики защиты населения составляет более совершенная законодательная база, направленная на обеспечение полноценной, достойной и безопасной жизни человека в обществе.

Вместе с тем анализ уровня преступности в мире показал, что по-прежнему есть такие страны, в которых каждый день совершаются преступления, связанные с продажей наркотических средств, похищением людей и даже с убийствами.

60 URL: http://www.africa-union.org/official_documents/Treaties_%20Conventions_%20Protocols/a.%20 C.%200N%20THE%20RIGHT%20AND%20WELF%200F%20CHILD.pdf (дата обращения: 26.01.2024).

61 Там же.

62 Уровень преступности в мире в 2023-2024 году. URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/prestupnost-v-mire (дата обращения: 10.02.2024).

63 Там же.

Анализируя опубликованные рейтинги международных правозащитных и общественных организаций, ООН, ОБСЕ, небезопасными странами, по-прежнему можно признать Сектор Газа, Судан, Сомали, Ирак, Колумбия. Эксперты нередко отмечают, что в этих странах небезопасно находиться, так как есть серьезные проблемы с работой правоохранительных органов. Как видим, в мире по-прежнему существуют страны, которые настолько слабы, что не могут противостоять таким серьезным угрозам, как терроризм и транснациональная организованная преступность64.

Таким образом, одного принятия Конвенций и иных нормативных правовых актов в борьбе с преступностью недостаточно. Международное сообщество не может в достаточной степени противостоять преступному миру, тем более, что реакция на эти явления как на международном, так и на национальном уровне, к сожалению, остается весьма неэффективной.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне, занимая одно из важнейших мест в системе криминологического законодательства, требует дальнейшего совершенствования механизмов как правового, так и организационного характера. В данном контексте государствами уже проделан большой объем работы, но останавливаться на достигнутом преждевременно.

Подводя определенные итоги, необходимо отметить следующее.

1. Современный век глобализации сопровождается стремительным научно-техническим прогрессом, добавляет человечеству гораздо больше потенциальных угроз, нежели предыдущие этапы общественного развития.

Защита детей от существующих и вновь появляющихся криминальных угроз явля-

ется важнейшей проблемой, в решении которой заинтересовано все мировое сообщество. Международно-правовые гарантии обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних занимают одно из важнейших мест в системе криминологического законодательства.

Международно-правовая защита несовершеннолетних - это система нормативных правовых актов, закрепляющих права и свободы детей, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного несовершеннолетнего.

2. Анализ докладов международных организаций, криминологических институтов позволяет сделать вывод, что в настоящее время к наиболее серьезным криминальным проблемам следует отнести организованную преступность, терроризм, наркотизм, торговлю людьми, насилие в отношении женщин и детей, преступность несовершеннолетних. Именно этим угрозам сегодня должно быть уделено внимание всего мирового сообщества.

3. Несмотря на то что международным сообществом принят целый ряд Конвенций и иных нормативных правовых актов по проблемам противодействия преступности, этого в борьбе с преступностью недостаточно, пока они являются непривлекательными для подписания и ратификации для некоторых стран мира. Государства с нестабильной ситуацией в экономической, политической и социальной сфере, криминальной экономикой, несовершенством правозащитных механизмов распространяют различного рода угрозы в международное пространство. В свою очередь международное сообщество не в состоянии эффективно противостоять данным угрозам, реакция на эти явления как на международном,

64 Бычков В. В. Указ. соч. ; Клеймёнов И. М. Указ. соч.

так и на национальном уровне, к сожалению, остается малоэффективной.

4. В условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно противодействовать преступности, для этого необходимы согласованные действия всего международного сообщества. Только сотрудничество всех стран в сфере противодействия преступности обеспечит стабильность и безопасность общества, устойчивое развитие и правопорядок.

Целям дальнейшего укрепления международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью будет соответствовать совершенствование международной нормативной правовой базы, предусматривающей, в частности, разработку модельных законов, целевых программ и долгосроч-

ных планов по борьбе с отдельными наиболее опасными видами преступлений в государствах, подписавших Конвенции ООН.

5. Не меньший интерес вызывает правоприменительный опыт зарубежных стран в сфере защиты детей, который в целом является положительным. При этом ключевой идеей всех международных правовых актов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних является признание приоритетности профилактических и воспитательных мер над карательными. Представляется, что РФ также должна продолжать движение по пути сокращения наказания и увеличения частоты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Список литературы

1. Клеймёнов М. П. Криминологическое законодательство и криминологическое право в России // Lex Russica. 2018. № 2 (135). С. 148-159. DOI: https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.135.2.148-159

2. Терновая Л. О., Гольдин Г. Г. Защита прав, свобод и интересов человека в международном праве: история, направления, формы : моногр. М. : Этносоциум, 2015. 428 с.

3. Клеймёнов И. М. Понятие и предмет сравнительной криминологии // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2010. № 3 (24). С. 191-196.

4. Егорова О. А., Беспалов Ю. Ф. Нормы международного права в судебной практике : науч.-практ. издание / отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. Ф. Беспалов. М. : Проспект, 2016. 236 с.

5. Гаврилов А. М. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 1, № 2. С. 45-51.

6. Иванцов С. В. Международно-правовая основа противодействия коррупции // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции : сб. тр. по итогам всерос. науч. конф. / под ред. В. Н. Руденко. Екатеринбург : Ин-т философии и права УрО РАН, 2014. С. 335-342.

7. Папкова Т. П. Международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. 2004. № 10. С. 29-33.

8. Ахмедов Б. Б. Торговля людьми: проблемы противодействия // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2008. № 2 (15). С. 155-159.

9. Емельянович О. В. Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами 2015 г. как эффективный инструмент для борьбы с незаконным оборотом человеческих органов // Беларусь в современном мире : материалы XVI междунар. науч. конф., посвящ. 96-летию образования Белорус. гос. ун-та (Минск, 25 окт. 2017 г.). / редкол. : В. Г. Шадурский (пред.) [и др.]. Минск : Изд. центр БГУ, 2017. С. 93-95.

10. Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка: историко-теоретический аспект : моногр. Тула : Тульск. гос. ун-т, 2015. 596 с.

11. Буянова И. В., Калачёва Т. А. Международное сотрудничество по противодействию преступности в Республике Беларусь // Борьба с преступностью: теория и практика : тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Могилев, 25 марта 2016 г.) : в 2-х ч. / редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. Могилев : Могилев. ин-т МВД, 2016. Ч. 2. С. 271-273.

12. Мажуко В. С. Система международного права в области борьбы с терроризмом // Вестник магистратуры. 2018. № 12-1 (87). С. 146-152.

References

1. Kleymenov M. P. Criminological Legislation and Criminological Law in Russia. Lex Russica. 2018;2:148-159. DOI: https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.135.2.148-159 (In Russ.).

2. Ternovaya L. O., Gol'din G. G. Protection of Human Rights, Freedoms and Interests in International Law: History, Directions, Forms. Moscow: Etnosotsium Publ.; 2015. 428 p. (In Russ.).

3. Kleymyonov I. M. Concept and Subject of Comparative Criminology. Herald of Omsk University. Series Law. 2010;3:191-196. (In Russ.).

4. Egorova O. A., Bespalov Yu. F. Norms of International Law in Judicial Practice. Moscow: Prospekt Publ.; 2016. 236 p. (In Russ.).

5. Gavrilov A. M. International Cooperation in Fight Against a Transnational Organized Crime. Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2016;1(2):45-51. (In Russ.).

6. Ivantsov S. V. International Law Basis for Combating Corruption. In: Rudenko V. N. (Ed.). Actual Problems of Scientific Support of the State Policy of the Russian Federation in the Field of Combating Corruption. Yekaterinburg: Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Publ.; 2014. P. 335-342. (In Russ.).

7. Papkova T. P. International Standards and Norms of the United Nations in Juvenile Delinquency Prevention. Russian Investigator. 2004;10:29-33. (In Russ.).

8. Akhmedov B. B. Human Trafficking: Problems of Counteraction. Herald of Omsk University. Series Law. 2008;2:155-159. (In Russ.).

9. Emel'yanovich O. V. The 2015 Council of Europe Convention Against Trafficking in Human Organs as an Effective Tool to Combat Trafficking in Human Organs. In: Shadurskii V. G. (Ed.). Belarus in Modern World. Minsk: Belarus State University Publ. Centre, 2017. P. 93-95. (In Russ.).

10. Shamrin M. Yu. Administrative Law Status of the Ombudsman for Children: Historical and Theoretical Aspect. Tula: Tula State University Publ.; 2015. 596 p. (In Russ.).

11. Buyanova I. V., Kalacheva T. A. International Cooperation in Combating Crime in the Republic of Belarus. In: Shkaplerov Yu. P. (Ed.). Fighting Crime: Theory and Practice. Part 2. Mogilev: Mogilev Institute of the Ministry of Interior Affairs Publ.; 2016. P. 271-273. (In Russ.).

12. Mazhuko V. S. The System of International Law in Combating Terrorism. VestnikMagistratury. 2018;12-1:146-152. (In Russ.).

Информация об авторе Андрей Игоревич Савельев, доцент кафедры экономики и управления Омской гуманитарной академии (ул. 4-я Челюскинцев, 2а, Омск, 644105, Российская Федерация), кандидат юридических наук, доцент; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3736-2019; e-mail: savelevandrey80@ mail.ru

About the Author Andrei I. Savelev, Associate Professor of the Department of Economics and Management at the Omsk Humanitarian Academy (2a The 4th Chelyuskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor; ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-3736-2019; e-mail: savelevandrey80@mail.ru

Поступила I Received 10.07.2023

Поступила после рецензирования и доработки I Revised 13.09.2023

Принята к публикации I Accepted 16.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.