УДК 349.9
I ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ | БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
А. В. Ревягин, О. А. Бойко, А. В. Жайворонок, А. К. Теохаров
В статье анализируется современное состояние криминологической безопасности граждан Российской Федерации. Рассмотрены актуальные аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан.
Ключевые слова: безопасность, личность, преступность, полиция, общественное мнение, обеспечение безопасности личности, предупреждение.
В настоящее время приходится констатировать, что, невзирая на относительную социальную стабильность в обществе, значительное количество граждан Российской Федерации по-прежнему обеспокоены состоянием личной безопасности. Принятые государственные меры нормативно-правового и организационного характера способствовали лишь незначительному снижению уровня преступности. Преступность является одной из главных причин, которые дестабилизируют ситуацию в стране, что, несомненно, влияет на степень защищенности граждан. В этих условиях формируется отрицательное отношение населения к правоохранительным органам, что, соответственно, подрывает авторитет всей государственной власти.
Право личности на безопасность необходимо рассматривать как одно из основных фундаментальных прав человека и гражданина. Оно выполняет в ряду конституционных прав роль «сквозного» права-гарантии, поскольку пронизывает все основные (конституционные) права, защищает безопасность человека и гражданина, тем самым создавая необходимые условия для реализации остальных прав '.
В научной литературе нередко приводится суждение о том, что безопасность — это состояние, являющееся необходимым условием жизнедеятельности общества, его структур и институтов, которое обеспечивает сохранность их качественной определенности и свободное функционирование. В связи с этим Г. А. Атаманов считает, что безопасности как таковой «не может быть вообще», «...может быть только безопасность кого-либо или чего-либо. И этот объект (предмет, система), безопасность которого исследуется, должен быть обязательно вычленен из окружающей среды (строго кодифицирован) и однозначно обозначен в языке. конкретный объект (с его индивидуальными характеристиками), находящийся в конкретной обстановке» 2.
А. А. Тер-Акопов, рассуждая о значении понятия «безопасность», подчеркивает его неразрывную связь с социальными условиями. Безопасность личности — категория, которая отражает сложное социальное явление, характеризующееся постоянной взаимосвязью человека и общества. В случае возникновения ситуации, представляющей опасность для человека, социальный фактор имеет определяющее значение. Человек — существо социальное, поэтому все его жизненно важные ин-
тересы и условия жизнедеятельности, «в связи с которыми он оказывается в опасной ситуации, социально обусловлены». Следует добавить, что и угрозы, являющиеся источниками опасности, также характеризуются социальной природой. Очевидно, что общество несет ответственность за жизнь человека, который подчас оказывается в опасной ситуации, а сам человек имеет право на личную безопасность. Таким образом, безопасность представляет собой «систему отношений между человеком, оказавшимся в опасном состоянии, и обществом в лице государства и его органов. обеспечение безопасности требует властных полномочий, поэтому отношения безопасности должны иметь правовое выражение и закрепление» 3.
На практике существует несколько уровней защищенности человека, среди которых выделяют абсолютный, высокий, социально терпимый, а также низкий уровни. В связи с этим возникает вопрос: какую степень защищенности могут гарантировать государственные структуры своим гражданам, и на какой степень защищенности личных прав они должны рассчитывать?
Проведенное нами эмпирическое исследование общественного мнения (в ходе исследования были проанкетированы 567 граждан г. Омска) об уровне безопасности личности и эффективности деятельности органов внутренних дел позволило сделать вывод, что большинство респондентов считают небезопасным проживание в нашей стране (33% опрошенных указали, что жизнь в последние годы стала, скорее, опаснее; 28 — скорее, безопаснее; 21 — опаснее; 7 — безопаснее; 11% опрошенных затруднились ответить). Современное состояние криминологической безопасности личности можно охарактеризовать словами Н. А. Бердяева: «В иррациональном, безумном мире нет ни материальной, ни духовной безопасности жизни, нет больше ни для кого никаких гарантий. Человек угрожаем со всех сторон, и не знает, что будет завтра» 4.
Традиционно внутренними угрозами личной и общественной безопасности считаются общеуголовная преступность и иные противоправные проявления. Вместе с тем в последнее время спектр угроз расширяется за счет актов терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных препаратов, неконтролируемого оборота огнестрельного оружия. Особое место в этом перечне отведено коррупции, которая представляет собой угрозу национальной безопасности и целостности России.
Для нашего государства главным фактором, способствующим дестабилизации общественных отношений, является угроза террористических актов, которая оказывает постоянное отрицательное воздействие на безопасность общества и международные отношения. Непредсказуемость терроризма вызывает у граждан экзистенциальный страх. События последнего времени (террористические акты в Волгограде) еще раз продемонстрировали существенные сложности противодействия терроризму в условиях процессов глобализации. Очевидно, что Российское государство, имеющее в своем распоряжении многочисленные специальные служ-
бы и правоохранительные органы, не в состоянии защитить граждан от постоянно возникающих угроз, исходящих от террористических организаций. По итогам опросов в 2010 г., 70% граждан Российской Федерации опасались стать жертвой террористического акта (максимальный показатель с 2002 г.) 5.
Как известно, под страхом возможных террористических актов «ощущение доверительности и защищенности человека в его мире рушится. мир является человеку в совершенно неведомой доселе тревожности и чуждости, угрозе и опасности, которые на него набрасываются и которые ему необходимо выдержать» 6. Большинство опрошенных граждан не рассчитывают на поддержку правоохранительных органов в обеспечении их личной безопасности, 74% респондентов надеются только на самих себя, членов семьи и родственников.
В деятельности правоохранительных органов одной из приоритетных задач по обеспечению безопасности граждан является защита прав потерпевших. К сожалению, проведенный анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что статус потерпевшего ставится в неравное положение с подозреваемым и обвиняемым. Вывод основывается на том факте, что отнюдь не каждое лицо, пострадавшее от преступных посягательств, приобретает статус потерпевшего. В соответствии с установленным уголовно-процессуальным порядком такой статус он получает только после вынесения соответствующего постановления или определения. Сложившаяся ситуация способствует нарушению принципов состязательности и равенства сторон в уголовном судопроизводстве.
В настоящее время уровень защищенности лиц, пострадавших от преступных посягательств, неизменно снижается. Причиной тому является противодействие расследованию со стороны криминальных структур, выражающееся в воздействии на потерпевших и свидетелей, создании сложностей в процессе собирания доказательств. Все это способствует снижению уровня раскрываемости уголовных дел, в результате чего значительное количество преступников уходят от уголовной ответственности. Так, согласно данным отдельных исследований, почти 90% опрошенных потерпевших и свидетелей ответили, что в случае возникновения угрозы их жизни или здоровью и при отсутствии надлежащей защиты со стороны правоохранительных органов они будут вынуждены отказаться от дачи показаний или дадут ложные показания. В ходе опроса 95% судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов подтвердили, что в процессе осуществления своей служебной деятельности приходилось сталкиваться с изменением показаний потерпевших и свидетелей. Следует отметить, что лишь 0,2% опрошенных признали эффективными меры по обеспечению безопасности, предусмотренные современным законодательством 7.
Актуальными остаются вопросы обеспечения общественного порядка в период проведения массовых мероприятий. Главным образом это касается международных спортивных соревнований. Правоохранительные органы продолжают применять экстенсив-
ный подход, т. е. при проведении подобных мероприятий безопасность обеспечивается за счет увеличения количества сотрудников. Сложившуюся практику вряд ли можно признать соответствующей современному спортивному бизнесу. Футбольные и хоккейные матчи, другие соревнования приносят огромные доходы, поэтому владельцы команд в первую очередь должны быть заинтересованы в обеспечении общественного порядка на стадионах. Например, в большинстве зарубежных стран на протяжении долгого времени вопросы, связанные с обеспечением безопасности при проведении футбольных и хоккейных матчей, отнесены к компетенции самих команд, которые решают их за счет привлечения общественности.
Рассуждая о проблемах обеспечения безопасности граждан, нельзя не отметить тот факт, что в последние годы возникла значительная разница в степени защищенности социальных слоев общества. Развитие в стране политической структуры, предпринимательства и сферы шоубизнеса породило немалое количество знаменитостей, так называемых VIP-персон, которые стараются максимально обеспечить собственную безопасность, в том числе и за государственный счет. Так, согласно данным международных правозащитных организаций в Российской Федерации количество лиц, пользующихся охранными услугами, почти в 20 раз превышает аналогичные показатели европейских государств. Стало обычным привлечение сотрудников прав о охранит ель -ных органов чиновниками различных рангов для обеспечения собственной безопасности. Подобные обстоятельства не могут не волновать население и вызывают обоснованное возмущение.
Таким образом, в условиях трансформации общественных отношений в нашей стране по-прежнему сохраняются угрозы безопасности граждан, а также ряд нерешенных правовых и организационных вопросов в данной сфере. Сложившееся положение отрицательно воздействует не только на население, но и на государство в целом. Отсутствие должного уровня защищенности ведет к всесторонней деградации человека и общества, способствует утрате его инициативы и творчества, которые, как известно, являются основными движущими силами прогресса.
Напряженная социальная ситуация, наблюдаемая в последние годы, посредством политических, экономических и общественных преобразований в стране спровоцировала рост криминальных проявлений. Данное обстоятельство вызывает особую обеспокоенность, так как отсутствует единая стратегия по противодействию преступности.
В связи с этим заслуживает внимания решение, принятое на Десятом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в котором было отмечено: «Деятельность по предупреждению преступности и обеспечению безопасности должна строиться с учетом демократических ценностей и процессов. Для того чтобы правоохранительные и публичные административные органы пользовались доверием со стороны обще-
ства, получали от него поддержку и встречали сотрудничество в деле обеспечения эффективного предупреждения преступности, необходимо искоренить коррупционные и антидемократические элементы в деятельности таких органов» 8.
Очевидно, что среди всех правоохранительных органов полицейским подразделениям отводится главная роль в деятельности по предупреждению преступности. Так, согласно Европейскому кодексу полицейской этики к основным целям полиции в современном демократическом государстве относятся:
1) обеспечение общественного спокойствия, соблюдение закона и порядка в обществе;
2) защита и соблюдение основных прав и свобод человека;
3) предупреждение преступности и борьба с ней;
4) оказание помощи и услуг населению 9.
Нельзя не отметить, что в последние годы система учета и регистрации статистических данных, а также существующие критерии оценки (так называемые «палки») не отражают качественные показатели преступности, в связи с чем вряд ли можно признать деятельность полицейских подразделений удовлетворяющей потребности общества. Сотрудники нацелены работать на показатели, которые в зависимости от решений их руководителей должны отражать либо увеличение либо уменьшение количественных величин. Сложившаяся порочная практика приводит к существенным искажениям реальной криминальной ситуации в стране, а также влечет постоянные нарушения сотрудниками учетнорегистрационной дисциплины.
Деятельность органов внутренних дел, как и любого другого органа государственной власти, подвержена влиянию различных социальных и психологических факторов, среди которых особое место занимает общественное мнение. Особенность влияния общественного мнения состоит в том, что оно отражается на всей деятельности полиции, способствуя повышению либо снижению ее эффективности.
Проведенное нами исследование общественного мнения позволяет сделать вывод, что отношение к органам внутренних дел у большинства респондентов в той или иной мере положительное (41% опрошенных граждан, скорее, доверяют органам внутренних дел; 32% их — скорее, относятся с недоверием; 12% — определенно доверяют; 10% — определенно относятся с недоверием; 5% их затруднились ответить).
Следует отметить, что негативное отношение населения к сотрудникам полиции формируется по причине существования вопросов, касающихся повседневной деятельности органов внутренних дел и не решенных на протяжении уже многих лет. Речь идет о коррупционной преступности, превышении полномочий, а также злоупотреблении служебным положением. Необходимо упомянуть и низкий культурный уровень отдельных сотрудников полиции, проявляющийся в агрессивном поведении по отношению к гражданам.
Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, большинство респондентов считают, что сотруд-
ники полиции способны защитить граждан и их семьи от преступных посягательств (46% опрошенных утверждают, что, скорее, способны; 27% — скорее, не способны; 12% — определенно способны; 5% - определенно не способны; 10% их затруднились ответить).
Очевидно, что реальное обеспечение личной безопасности граждан в значительной степени зависит от профессионализма и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. Иными словами, мы имеем дело с трансформацией требования обеспечения безопасности в такую характеристику, как эффективность деятельности полиции. В рамках реформирования милиции были сформулированы правила, в соответствии с которыми органы внутренних дел должны освободиться от дискредитировавших себя сотрудников, по морально-нравственным, профессиональным и иным личным качествам не способных реализовать правоохранительные функции. Между тем статистика показывает, что количество прошедших аттестацию сотрудников полиции, привлеченных к различным видам ответственности за четыре месяца, значительно превысило аналогичные показатели предыдущего года 10. В этой связи возникает вопрос о качественной составляющей проведенного отбора кадрового персонала для службы в полиции. Фактически не реализуется на практике идея о необходимости общественного контроля за деятельностью полицейских подразделений.
В соответствии с собранными статистическими данными сотрудники полиции, по мнению населения, вызывают: уважение (23%), доверие (16%), симпатию (14%), антипатию (12%), возмущение и негодование (11%), опасение и страх (4%). Следует отметить, что 20% опрошенных граждан затруднились ответить на данный вопрос.
В последние годы значение имиджа сотрудников полиции резко возросло. Известно, что позитивный облик полицейского способствует формированию у граждан психологической установки на конструктивное взаимодействие с представителями органов внутренних дел. Так, большинство респондентов (84%) считают, что граждане должны помогать органам внутренних дел в противодействии преступности.
Население нашей страны в проводимых реформах системы МВД России видит не только смену названий «милиция» на «полицию», но и изменение отношения полицейских всех рангов к основным нуждам и проблемам людей в области задач, входящих в компетенцию органов внутренних дел: охрана и защита прав и свобод человека от правонарушений; охрана общественного порядка и основных устоев морали и нравственности российского общества, а также интересов граждан от чиновничьего и иного произвола; полная и объективная регистрация жалоб, заявлений и сообщений граждан в органы внутренних дел, рассмотрение их в установленные сроки и разрешение в соответствии с законодательством России (в случаях, когда жалобы находятся вне пределов компетенции полиции, направлять их в обязательном порядке в государственные и иные органы, организации, предприятия и учреждения в соот-
ветствии с их правовой природой); учет и контроль регистрационной дисциплины, а также мер по реализации вышеперечисленного информационного поля; вежливые, культурные взаимоотношения с людьми; борьба с детской безнадзорностью, преступностью и иными негативными явлениями, провоцируемыми, в первую очередь, взрослыми; оказание конкретной, адресной, в пределах компетенции, социальной помощи по принципу: «сотрудник полиции и в быту остается субъектом обеспечения безопасности»; обязательный отчет полиции перед населением 11.
Указанные обстоятельства находят свое подтверждение и в проведенном нами исследовании. Так, среди приоритетных задач, которые нужно было решить в ходе реформирования органов внутренних дел, респонденты выделили: 46% — искоренить вымогательство и взяточничество в полиции; 21% — добиться, чтобы полиция оперативно реагировала на обращения граждан; 16% — необходимо, чтобы сотрудники полиции уделяли одинаковое внимание проблемам всех граждан, независимо от их пола, возраста, рода занятий, национальности и уровня благосостояния; 13% — требуется повысить уровень профессионализма полицейских.
Таким образом, право личности на безопасность является основным фундаментальным правом человека, которое обеспечивает его защищенность и создает необходимые условия для реализации остальных конституционных прав. Криминологическая безопасность личности представляет собой систему общественных отношений, которые существуют между государством и гражданином, находящимся в состоянии опасности. Основной задачей полиции как органа исполнительной власти является повышение ее социальной миссии посредством удовлетворения потребностей граждан в обеспечении защищенности их жизни и здоровья перед криминальными угрозами. Наглядным примером социальной направленности работы полицейских подразделений и ориентации на социально-обслуживающую функцию населения является опыт, накопленный полицией зарубежных стран.
В связи с этим необходимо продолжить реформирование органов внутренних дел и издание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
полиции, сосредоточив основное внимание на задаче противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. В деятельности полиции необходимо исключить избыточные и несвойственные ей функции. Среди первоочередных задач, которые стоят перед полицейскими подразделениями, следует отметить: 1) восстановление доверия граждан; 2) ориентацию на социально-обслуживающую функцию; 3) установление системного взаимодействия с общественностью;
4) организацию профилактической и информационнопропагандистской деятельности.
1 Крысин Б. В. Безопасность личности в Стратегии национальной безопасности до 2020 года // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2 (11). С. 16.
2 Атаманов Г. А. Методология безопасности. [Электронный ресурс] URL: http://www.naukaxxi.ru/materials/302/ (дата обращения: 04.01.2014).
3 Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005. С. 21.
4 Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 323.
5 Россия: итоги года — год 2010. URL: http://interfax.ru/txt. asp?sec=1497&id=170799 (дата обращения: 02.01.2014).
6 Больное О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.
С. 59.
7 Исаев М., Яковлев О. Уровень безопасности личности и оценка деятельности органов внутренних дел // Профессионал. Популярно-правовой альманах МВД России. 2010. № 1. С. 43.
8 Десятый конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: сборник документов / сост. А. Г. Волеводз. М., 2001. С. 390.
9 Европейский кодекс полицейской этики. URL: http: www. legis-lationline.org/ documents/action/popup/id8117 (дата обращения: 04.01.2014).
10 Алиуллов Р. Р. О некоторых аспектах обеспечения личной и общественной безопасности полицией // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 4 (10). С. 83.
11 Новичков В. Е. Реформировать российскую полицию и изменить качество ее работы в лучшую сторону можно! // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1. С. 100.