Научная статья на тему 'Обеспечение криминологической безопасности личности'

Обеспечение криминологической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1124
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / SECURITY / PERSONALITY / CRIMINALITY / POLICE / PUBLIC OPINION / PROVISION OF PERSONAL SECURITY / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревягин Александр Валерьевич, Бойко Ольга Альбертовна, Жайворонок Артем Викторович, Теохаров Александр Константинович

В статье анализируется современное состояние криминологической безопасности граждан Российской Федерации. Рассмотрены актуальные аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ревягин Александр Валерьевич, Бойко Ольга Альбертовна, Жайворонок Артем Викторович, Теохаров Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protecting a Person from Criminal Threat

Current state of protecting Russian citizens from criminal threat is under study. The researchers deal with vital aspects of Internal Affairs agencies’ provision of citizen’s personal security.

Текст научной работы на тему «Обеспечение криминологической безопасности личности»

УДК 349.9

I ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ | БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

А. В. Ревягин, О. А. Бойко, А. В. Жайворонок, А. К. Теохаров

В статье анализируется современное состояние криминологической безопасности граждан Российской Федерации. Рассмотрены актуальные аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан.

Ключевые слова: безопасность, личность, преступность, полиция, общественное мнение, обеспечение безопасности личности, предупреждение.

В настоящее время приходится констатировать, что, невзирая на относительную социальную стабильность в обществе, значительное количество граждан Российской Федерации по-прежнему обеспокоены состоянием личной безопасности. Принятые государственные меры нормативно-правового и организационного характера способствовали лишь незначительному снижению уровня преступности. Преступность является одной из главных причин, которые дестабилизируют ситуацию в стране, что, несомненно, влияет на степень защищенности граждан. В этих условиях формируется отрицательное отношение населения к правоохранительным органам, что, соответственно, подрывает авторитет всей государственной власти.

Право личности на безопасность необходимо рассматривать как одно из основных фундаментальных прав человека и гражданина. Оно выполняет в ряду конституционных прав роль «сквозного» права-гарантии, поскольку пронизывает все основные (конституционные) права, защищает безопасность человека и гражданина, тем самым создавая необходимые условия для реализации остальных прав '.

В научной литературе нередко приводится суждение о том, что безопасность — это состояние, являющееся необходимым условием жизнедеятельности общества, его структур и институтов, которое обеспечивает сохранность их качественной определенности и свободное функционирование. В связи с этим Г. А. Атаманов считает, что безопасности как таковой «не может быть вообще», «...может быть только безопасность кого-либо или чего-либо. И этот объект (предмет, система), безопасность которого исследуется, должен быть обязательно вычленен из окружающей среды (строго кодифицирован) и однозначно обозначен в языке. конкретный объект (с его индивидуальными характеристиками), находящийся в конкретной обстановке» 2.

А. А. Тер-Акопов, рассуждая о значении понятия «безопасность», подчеркивает его неразрывную связь с социальными условиями. Безопасность личности — категория, которая отражает сложное социальное явление, характеризующееся постоянной взаимосвязью человека и общества. В случае возникновения ситуации, представляющей опасность для человека, социальный фактор имеет определяющее значение. Человек — существо социальное, поэтому все его жизненно важные ин-

тересы и условия жизнедеятельности, «в связи с которыми он оказывается в опасной ситуации, социально обусловлены». Следует добавить, что и угрозы, являющиеся источниками опасности, также характеризуются социальной природой. Очевидно, что общество несет ответственность за жизнь человека, который подчас оказывается в опасной ситуации, а сам человек имеет право на личную безопасность. Таким образом, безопасность представляет собой «систему отношений между человеком, оказавшимся в опасном состоянии, и обществом в лице государства и его органов. обеспечение безопасности требует властных полномочий, поэтому отношения безопасности должны иметь правовое выражение и закрепление» 3.

На практике существует несколько уровней защищенности человека, среди которых выделяют абсолютный, высокий, социально терпимый, а также низкий уровни. В связи с этим возникает вопрос: какую степень защищенности могут гарантировать государственные структуры своим гражданам, и на какой степень защищенности личных прав они должны рассчитывать?

Проведенное нами эмпирическое исследование общественного мнения (в ходе исследования были проанкетированы 567 граждан г. Омска) об уровне безопасности личности и эффективности деятельности органов внутренних дел позволило сделать вывод, что большинство респондентов считают небезопасным проживание в нашей стране (33% опрошенных указали, что жизнь в последние годы стала, скорее, опаснее; 28 — скорее, безопаснее; 21 — опаснее; 7 — безопаснее; 11% опрошенных затруднились ответить). Современное состояние криминологической безопасности личности можно охарактеризовать словами Н. А. Бердяева: «В иррациональном, безумном мире нет ни материальной, ни духовной безопасности жизни, нет больше ни для кого никаких гарантий. Человек угрожаем со всех сторон, и не знает, что будет завтра» 4.

Традиционно внутренними угрозами личной и общественной безопасности считаются общеуголовная преступность и иные противоправные проявления. Вместе с тем в последнее время спектр угроз расширяется за счет актов терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных препаратов, неконтролируемого оборота огнестрельного оружия. Особое место в этом перечне отведено коррупции, которая представляет собой угрозу национальной безопасности и целостности России.

Для нашего государства главным фактором, способствующим дестабилизации общественных отношений, является угроза террористических актов, которая оказывает постоянное отрицательное воздействие на безопасность общества и международные отношения. Непредсказуемость терроризма вызывает у граждан экзистенциальный страх. События последнего времени (террористические акты в Волгограде) еще раз продемонстрировали существенные сложности противодействия терроризму в условиях процессов глобализации. Очевидно, что Российское государство, имеющее в своем распоряжении многочисленные специальные служ-

бы и правоохранительные органы, не в состоянии защитить граждан от постоянно возникающих угроз, исходящих от террористических организаций. По итогам опросов в 2010 г., 70% граждан Российской Федерации опасались стать жертвой террористического акта (максимальный показатель с 2002 г.) 5.

Как известно, под страхом возможных террористических актов «ощущение доверительности и защищенности человека в его мире рушится. мир является человеку в совершенно неведомой доселе тревожности и чуждости, угрозе и опасности, которые на него набрасываются и которые ему необходимо выдержать» 6. Большинство опрошенных граждан не рассчитывают на поддержку правоохранительных органов в обеспечении их личной безопасности, 74% респондентов надеются только на самих себя, членов семьи и родственников.

В деятельности правоохранительных органов одной из приоритетных задач по обеспечению безопасности граждан является защита прав потерпевших. К сожалению, проведенный анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что статус потерпевшего ставится в неравное положение с подозреваемым и обвиняемым. Вывод основывается на том факте, что отнюдь не каждое лицо, пострадавшее от преступных посягательств, приобретает статус потерпевшего. В соответствии с установленным уголовно-процессуальным порядком такой статус он получает только после вынесения соответствующего постановления или определения. Сложившаяся ситуация способствует нарушению принципов состязательности и равенства сторон в уголовном судопроизводстве.

В настоящее время уровень защищенности лиц, пострадавших от преступных посягательств, неизменно снижается. Причиной тому является противодействие расследованию со стороны криминальных структур, выражающееся в воздействии на потерпевших и свидетелей, создании сложностей в процессе собирания доказательств. Все это способствует снижению уровня раскрываемости уголовных дел, в результате чего значительное количество преступников уходят от уголовной ответственности. Так, согласно данным отдельных исследований, почти 90% опрошенных потерпевших и свидетелей ответили, что в случае возникновения угрозы их жизни или здоровью и при отсутствии надлежащей защиты со стороны правоохранительных органов они будут вынуждены отказаться от дачи показаний или дадут ложные показания. В ходе опроса 95% судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов подтвердили, что в процессе осуществления своей служебной деятельности приходилось сталкиваться с изменением показаний потерпевших и свидетелей. Следует отметить, что лишь 0,2% опрошенных признали эффективными меры по обеспечению безопасности, предусмотренные современным законодательством 7.

Актуальными остаются вопросы обеспечения общественного порядка в период проведения массовых мероприятий. Главным образом это касается международных спортивных соревнований. Правоохранительные органы продолжают применять экстенсив-

ный подход, т. е. при проведении подобных мероприятий безопасность обеспечивается за счет увеличения количества сотрудников. Сложившуюся практику вряд ли можно признать соответствующей современному спортивному бизнесу. Футбольные и хоккейные матчи, другие соревнования приносят огромные доходы, поэтому владельцы команд в первую очередь должны быть заинтересованы в обеспечении общественного порядка на стадионах. Например, в большинстве зарубежных стран на протяжении долгого времени вопросы, связанные с обеспечением безопасности при проведении футбольных и хоккейных матчей, отнесены к компетенции самих команд, которые решают их за счет привлечения общественности.

Рассуждая о проблемах обеспечения безопасности граждан, нельзя не отметить тот факт, что в последние годы возникла значительная разница в степени защищенности социальных слоев общества. Развитие в стране политической структуры, предпринимательства и сферы шоубизнеса породило немалое количество знаменитостей, так называемых VIP-персон, которые стараются максимально обеспечить собственную безопасность, в том числе и за государственный счет. Так, согласно данным международных правозащитных организаций в Российской Федерации количество лиц, пользующихся охранными услугами, почти в 20 раз превышает аналогичные показатели европейских государств. Стало обычным привлечение сотрудников прав о охранит ель -ных органов чиновниками различных рангов для обеспечения собственной безопасности. Подобные обстоятельства не могут не волновать население и вызывают обоснованное возмущение.

Таким образом, в условиях трансформации общественных отношений в нашей стране по-прежнему сохраняются угрозы безопасности граждан, а также ряд нерешенных правовых и организационных вопросов в данной сфере. Сложившееся положение отрицательно воздействует не только на население, но и на государство в целом. Отсутствие должного уровня защищенности ведет к всесторонней деградации человека и общества, способствует утрате его инициативы и творчества, которые, как известно, являются основными движущими силами прогресса.

Напряженная социальная ситуация, наблюдаемая в последние годы, посредством политических, экономических и общественных преобразований в стране спровоцировала рост криминальных проявлений. Данное обстоятельство вызывает особую обеспокоенность, так как отсутствует единая стратегия по противодействию преступности.

В связи с этим заслуживает внимания решение, принятое на Десятом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в котором было отмечено: «Деятельность по предупреждению преступности и обеспечению безопасности должна строиться с учетом демократических ценностей и процессов. Для того чтобы правоохранительные и публичные административные органы пользовались доверием со стороны обще-

ства, получали от него поддержку и встречали сотрудничество в деле обеспечения эффективного предупреждения преступности, необходимо искоренить коррупционные и антидемократические элементы в деятельности таких органов» 8.

Очевидно, что среди всех правоохранительных органов полицейским подразделениям отводится главная роль в деятельности по предупреждению преступности. Так, согласно Европейскому кодексу полицейской этики к основным целям полиции в современном демократическом государстве относятся:

1) обеспечение общественного спокойствия, соблюдение закона и порядка в обществе;

2) защита и соблюдение основных прав и свобод человека;

3) предупреждение преступности и борьба с ней;

4) оказание помощи и услуг населению 9.

Нельзя не отметить, что в последние годы система учета и регистрации статистических данных, а также существующие критерии оценки (так называемые «палки») не отражают качественные показатели преступности, в связи с чем вряд ли можно признать деятельность полицейских подразделений удовлетворяющей потребности общества. Сотрудники нацелены работать на показатели, которые в зависимости от решений их руководителей должны отражать либо увеличение либо уменьшение количественных величин. Сложившаяся порочная практика приводит к существенным искажениям реальной криминальной ситуации в стране, а также влечет постоянные нарушения сотрудниками учетнорегистрационной дисциплины.

Деятельность органов внутренних дел, как и любого другого органа государственной власти, подвержена влиянию различных социальных и психологических факторов, среди которых особое место занимает общественное мнение. Особенность влияния общественного мнения состоит в том, что оно отражается на всей деятельности полиции, способствуя повышению либо снижению ее эффективности.

Проведенное нами исследование общественного мнения позволяет сделать вывод, что отношение к органам внутренних дел у большинства респондентов в той или иной мере положительное (41% опрошенных граждан, скорее, доверяют органам внутренних дел; 32% их — скорее, относятся с недоверием; 12% — определенно доверяют; 10% — определенно относятся с недоверием; 5% их затруднились ответить).

Следует отметить, что негативное отношение населения к сотрудникам полиции формируется по причине существования вопросов, касающихся повседневной деятельности органов внутренних дел и не решенных на протяжении уже многих лет. Речь идет о коррупционной преступности, превышении полномочий, а также злоупотреблении служебным положением. Необходимо упомянуть и низкий культурный уровень отдельных сотрудников полиции, проявляющийся в агрессивном поведении по отношению к гражданам.

Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, большинство респондентов считают, что сотруд-

ники полиции способны защитить граждан и их семьи от преступных посягательств (46% опрошенных утверждают, что, скорее, способны; 27% — скорее, не способны; 12% — определенно способны; 5% - определенно не способны; 10% их затруднились ответить).

Очевидно, что реальное обеспечение личной безопасности граждан в значительной степени зависит от профессионализма и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. Иными словами, мы имеем дело с трансформацией требования обеспечения безопасности в такую характеристику, как эффективность деятельности полиции. В рамках реформирования милиции были сформулированы правила, в соответствии с которыми органы внутренних дел должны освободиться от дискредитировавших себя сотрудников, по морально-нравственным, профессиональным и иным личным качествам не способных реализовать правоохранительные функции. Между тем статистика показывает, что количество прошедших аттестацию сотрудников полиции, привлеченных к различным видам ответственности за четыре месяца, значительно превысило аналогичные показатели предыдущего года 10. В этой связи возникает вопрос о качественной составляющей проведенного отбора кадрового персонала для службы в полиции. Фактически не реализуется на практике идея о необходимости общественного контроля за деятельностью полицейских подразделений.

В соответствии с собранными статистическими данными сотрудники полиции, по мнению населения, вызывают: уважение (23%), доверие (16%), симпатию (14%), антипатию (12%), возмущение и негодование (11%), опасение и страх (4%). Следует отметить, что 20% опрошенных граждан затруднились ответить на данный вопрос.

В последние годы значение имиджа сотрудников полиции резко возросло. Известно, что позитивный облик полицейского способствует формированию у граждан психологической установки на конструктивное взаимодействие с представителями органов внутренних дел. Так, большинство респондентов (84%) считают, что граждане должны помогать органам внутренних дел в противодействии преступности.

Население нашей страны в проводимых реформах системы МВД России видит не только смену названий «милиция» на «полицию», но и изменение отношения полицейских всех рангов к основным нуждам и проблемам людей в области задач, входящих в компетенцию органов внутренних дел: охрана и защита прав и свобод человека от правонарушений; охрана общественного порядка и основных устоев морали и нравственности российского общества, а также интересов граждан от чиновничьего и иного произвола; полная и объективная регистрация жалоб, заявлений и сообщений граждан в органы внутренних дел, рассмотрение их в установленные сроки и разрешение в соответствии с законодательством России (в случаях, когда жалобы находятся вне пределов компетенции полиции, направлять их в обязательном порядке в государственные и иные органы, организации, предприятия и учреждения в соот-

ветствии с их правовой природой); учет и контроль регистрационной дисциплины, а также мер по реализации вышеперечисленного информационного поля; вежливые, культурные взаимоотношения с людьми; борьба с детской безнадзорностью, преступностью и иными негативными явлениями, провоцируемыми, в первую очередь, взрослыми; оказание конкретной, адресной, в пределах компетенции, социальной помощи по принципу: «сотрудник полиции и в быту остается субъектом обеспечения безопасности»; обязательный отчет полиции перед населением 11.

Указанные обстоятельства находят свое подтверждение и в проведенном нами исследовании. Так, среди приоритетных задач, которые нужно было решить в ходе реформирования органов внутренних дел, респонденты выделили: 46% — искоренить вымогательство и взяточничество в полиции; 21% — добиться, чтобы полиция оперативно реагировала на обращения граждан; 16% — необходимо, чтобы сотрудники полиции уделяли одинаковое внимание проблемам всех граждан, независимо от их пола, возраста, рода занятий, национальности и уровня благосостояния; 13% — требуется повысить уровень профессионализма полицейских.

Таким образом, право личности на безопасность является основным фундаментальным правом человека, которое обеспечивает его защищенность и создает необходимые условия для реализации остальных конституционных прав. Криминологическая безопасность личности представляет собой систему общественных отношений, которые существуют между государством и гражданином, находящимся в состоянии опасности. Основной задачей полиции как органа исполнительной власти является повышение ее социальной миссии посредством удовлетворения потребностей граждан в обеспечении защищенности их жизни и здоровья перед криминальными угрозами. Наглядным примером социальной направленности работы полицейских подразделений и ориентации на социально-обслуживающую функцию населения является опыт, накопленный полицией зарубежных стран.

В связи с этим необходимо продолжить реформирование органов внутренних дел и издание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность

полиции, сосредоточив основное внимание на задаче противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. В деятельности полиции необходимо исключить избыточные и несвойственные ей функции. Среди первоочередных задач, которые стоят перед полицейскими подразделениями, следует отметить: 1) восстановление доверия граждан; 2) ориентацию на социально-обслуживающую функцию; 3) установление системного взаимодействия с общественностью;

4) организацию профилактической и информационнопропагандистской деятельности.

1 Крысин Б. В. Безопасность личности в Стратегии национальной безопасности до 2020 года // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2 (11). С. 16.

2 Атаманов Г. А. Методология безопасности. [Электронный ресурс] URL: http://www.naukaxxi.ru/materials/302/ (дата обращения: 04.01.2014).

3 Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005. С. 21.

4 Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 323.

5 Россия: итоги года — год 2010. URL: http://interfax.ru/txt. asp?sec=1497&id=170799 (дата обращения: 02.01.2014).

6 Больное О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

С. 59.

7 Исаев М., Яковлев О. Уровень безопасности личности и оценка деятельности органов внутренних дел // Профессионал. Популярно-правовой альманах МВД России. 2010. № 1. С. 43.

8 Десятый конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: сборник документов / сост. А. Г. Волеводз. М., 2001. С. 390.

9 Европейский кодекс полицейской этики. URL: http: www. legis-lationline.org/ documents/action/popup/id8117 (дата обращения: 04.01.2014).

10 Алиуллов Р. Р. О некоторых аспектах обеспечения личной и общественной безопасности полицией // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 4 (10). С. 83.

11 Новичков В. Е. Реформировать российскую полицию и изменить качество ее работы в лучшую сторону можно! // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.