«зелено!» економ^ в Украш / £. Мшенш, I. Коблянська // Ekohomíct - №1 - 2012 - с.8-12
7. Пальчик I. М. Лопстичне управлiння тдприемством - теоретико-методичний аспект / I. М. Пальчик // Ефективна економша - № 10 - 2014. [Електронний ресурс] - режим доступу: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=3442
8. Украина станет первой страной, добровольно отказавшейся от промышленности. Деиндустриализация в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nk.org.ua/ekonomika/ukraina-stanet-pervoy-stranoy-dobшvolno-otkazavsheysya-ot-pшmyisЫen-nosti-deindustrializatsiya-v-tsifrah-i-faktah-62904
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Минеева В.М.
к.э.н., доцент Сырлыбаева В.Р.
Студентка группы СЭБ-17
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ)
ENSURING CORPORATE RESPONSIBILITY IN THE DIGITAL ECONOMY
Mineeva V.
k.e.s., associate Professor Syrlybaeva V. Student
Of the "Ufa state oil technical University" (Ufa state petroleum technological University)
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается обеспечение корпоративной ответственности в условиях цифровой экономики, в частности ее новые условия в работе, новые формы бизнеса и изменения в конкурентной борьбе. ABSTRACT
The article discusses ensuring corporate responsibility in the digital economy, in particular, its new working conditions, new forms of business and changes in the competitive struggle.
Ключевые слова: экономика, цифровизация, управление, бизнес, общество. Keywords: economy, digitalization, management, business, society.
Цифровая экономика давно вошла в повседневную жизнь человека, а также заполонила все сферы производства и услуг. В связи с этим в последнее время общественность проявляет повышенное внимание к проблематике социальной ответственности. Выдвигаются новые требования в этой области в связи с активным распространением новых технологий.
Концепция термина корпоративной социальной ответственности крайне неоднозначна и вызывает многочисленные споры в отношении трактовки термина, а также и в отношении решения важнейших задач бизнеса в этой сфере.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - выполнение организациями социальных обязательств, подписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы.
Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.
В крупных компаниях и корпорациях в России бизнес строиться по определенным внутренним правилам - это называется корпоративное управление.
Корпоративное управление - система взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности ее деятельности и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.
Большинство предприятий в двухтысячных годах приняли решение начать следовать кодексам корпоративного управления. Для компаний было крайне важно стремится к соблюдению международных стандартов. Они делали все возможное для привлечения иностранных инвесторов, защищая их права. Постепенно этот вопрос перестал быть актуальным. Не все компании смогли поддерживать необходимость ведения бизнеса прозрачными методами.
Спустя время тема корпоративного управления снова начала набирать обороты в новой форме. Компании начали серьезно пересматривать структуру ведения бизнеса. Рынок растет и меняется, конкуренция становится все больше и больше, а компании стоят на месте. Экономика не должна стоять на месте, а для этого организациям нужно активно вливаться в современные тенденции развития человечества. В таком случае мы сразу подразумеваем цифровую экономику, которая начинала менять наше сознание в 90 - х годах. Она создавала инструменты для эффективного ведения бизнеса, а
также влияла на различные аспекты человеческой жизни.
Некая цифровизация оказала колоссальное влияние на определенные сферы:
• стратегии и способы организации ведения бизнеса, его стратегии по маркетингу;
• ресурсное обеспечение бизнеса;
• все издержки организации;
• сетевой эффект.
Цифровизация повлекла за собой ряд изменений в работе организаций и предприятий.
Отношения с клиентами, способы и стратегии. Цифровые технологии и искусственный интеллект позволяют компании углублять их отношения с клиентами, позволяют лучше понимать их желания и проблемы.
Проблемы, которые волнуют клиента, становятся главным источником прибыли компании. Цифровая экономика способствует налаживанию индивидуального общения с клиентом. В практику вводятся такие понятия как вовлеченность, задачи и сопереживание клиенту. Ценность клиентского опыта возрастает, что тоже приносит часть прибыли компании.
Новые условия в работе с покупателями. Масштабные результаты в науке и в экономике дают широкое применение искусственного интеллекта: от программного обеспечения для открытия новых лекарственных средств до алгоритмов, выявляющих наши культурные интересы и прогнозирующих наше поведение. Многие подобные схемы строятся на основе информационных следов, которые покупатели оставляют в цифровом поле, например, находясь в социальных сетях, просматривая сайты компаний или иную информацию.
Изменения в конкурентной борьбе. При переходе к цифровой экономике происходят изменения в условиях конкуренции. Например, конкуренты могут стать партнерами, объединяясь на базе цифровых платформ и совместного использования. В то же время появляется противоположное явление - конкурентный подрыв. Это неожиданное появление конкурентных преимуществ у новичка, например, за счет стартапа или доступа к глобальным цифровым платформам для проведения исследований, развития, маркетинга, быстрых продаж и дистрибуции. Такие компании обгоняют авторитетных старожилов по скорости, стоимости и качеству доставки товара или услуги. Еще один источник конкурентного подрыва, который дают цифровые технологии, - способность пересекать границы отраслей. Это дает возможность на межотраслевом уровне использовать клиентские базы, инфраструктуру и технологии. Можно представить, как повышается эффективность компании, как резко сокращаются издержки. Примером может служить внедрение телекоммуникационных компаний в отрасли транспорта и здравоохранения. Размер компании также может стать конкурентным преимуществом при условии эффективности. Все это - сдвиги со стороны предложения. На подрыв конкурентов в бизнесе также могут влиять изменения со стороны рыночного спроса. Цифровые технологии создают прозрачность, новые модели потребительского поведения на основе доступа к мобильным сетям и
данным. В ответ компании адаптируют методы разработки, маркетинга и поставки, вынуждены создавать новые продукты и услуги.
После четвертой промышленной революции произошел сдвиг от простого распространения информационной технологии к более сложной инновации на основе сочетания различных технологий новыми способами. В результате компании меняют формы и методы бизнеса, получая возможность создавать стоимость в новых сегментах рынка либо находить новые центры создания стоимости в своих прежних отраслях. Таким образом, конкурентный подрыв как со стороны спроса, так и со стороны предложения заставляет компании постоянно быть инновационными, т.е. постоянно перестраиваться и меняться.
Новые условия в работе с покупателями. Прорывные результаты в науке и в экономике дает широкое применение искусственного интеллекта: от программного обеспечения для открытия новых лекарственных средств до алгоритмов, выявляющих наши культурные интересы и прогнозирующих наше поведение. Многие подобные схемы строятся на основе информационных следов, которые покупатели оставляют в цифровом поле, например, находясь в социальных сетях, просматривая сайты компаний или иную информацию. В частности, уже используются, такие приложения, как, например, Siri (от компании Apple) к мощной подсистеме искусственного интеллекта (AI Field). Обрабатывая индивидуальную информацию о пользователях сайтов, они выполняют роль интеллектуальных консультантов, формируя «окружающий разум». Это интеллектуальная цифровая интерактивная среда, которая окружает пользователя автоматизированными личными консультантами. Электронные устройства изучают и прогнозируют потребности, помогают сделать выбор и реализовать его, формируя личную экосистему человека.
Новые формы бизнеса. Новая форма сотрудничества бизнеса в цифровой экономике - коллабора-тивные инновации. Ее возникновение связано с быстрым появлением инноваций и их дизруптив-ным воздействием. Например, компании может не хватать финансов и знаний различных тонкостей ведений бизнеса. Все уто имеет другая компания, но в свою очередь этой компании не хватает цифровой грамотности и новыков в работе с клиентами. Тогда предприятия объединяют свои ресурсы, совместно реализуя инновационные проекты. Интеграция возможностей способствует созданию новой ценности. Яркий пример - сотрудничество промышленного гиганта Siemens, который ежегодно вкладывает в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по четыре миллиарда американских долларов, и молодой инновационной компании Ayasdi. Профиль последней - самообучающиеся машины, фирма создана в Стэндфорде в 2008 г. В итоге Siemen получил возможность генерировать идеи на основе обработки больших данных, а Ayasdi - тестировать их на практике и одновременно присутствовать на рынке, используя возможности маститого партнера. Производными от такого сотрудничества являются новые формы бизнеса на основе совместного пользования, совместного хранения и т.д. Например, объединения для совместного использования автотранспорта города.
Объединяются предприятия из различных отраслей промышленности для совместного обслуживания клиентов (интегрированного обслуживания). Такие ассоциации через многостороннее сотрудничество интегрируют мир офиса и мир онлайн-бизнеса. Для получения прибыли от применения цифровых технологий компаниям приходится кардинально менять свои операционные модели, быть весьма мобильными. Новой операционной моделью, практикующей совместное использование, является платформа. Платформенный метод начал применяться во время третьей промышленной революции. Он основан на сетевом эффекте при переходе в цифровое пространство. С началом четвертой промышленной революции появились глобальные платформы, тесно связанные с физическим миром. Стратегии платформ одновременно и дизруптивны, и экономически эффективны. Исследования Масса-чусетского университета показали, что из 30 мировых брендов с наибольшей суммарной рыночной стоимостью в 14 самых крупных применяли платформенные стратегии. Хорошим примером сочетания платформы и маркетинговой стратегии высокой ориентации на клиента является Amazon, превратившаяся из книжного магазина в розничный конгломерат, ежегодно приносящий 100 млрд. долл. прибыли. Фирма активно использует сетевые эффекты, обеспечивая через цифровые магазины доступ к миллионам различных книг и музыкальных произведений. Глубокое понимание клиентских предпочтений и достижение высокой лояльности клиентов позволяет работать одновременно в нескольких секторах. В получении доходов акцент смещается с продажи продукта на продажу услуги с его использованием и доступ к потребителям практически в глобальном масштабе.
Деловая среда в цифровом сообществе. В цифровой экономике развивается новая организационная структура бизнеса - система цепочки блоков (блокчейн). Сильная ее сторона - децентрализован-ность, благодаря которой платежи перемещаются в глобальном пространстве мгновенно и прозрачно. Поэтому не нужно открывать множество офисов и создавать юридические лица со всеми присущими им административными издержками. Блокчейн позволяет строить дешевую бизнес-структуру с небольшим количеством внутренних специалистов. Остальных может быть десятки тысяч, рассредоточенных по всему миру. Например, в глобальном агентстве IMG - 60 сотрудников и немного людей, продающих рекламу. За Россию отвечает всего один человек, и этого достаточно. Принцип глобальной децентрализации ускоряет стирание границ между странами, и с распространением блок-чейна прогнозируется появление большого количества мультинациональных компаний. Такова новая организационная структура бизнеса, присущая цифровой экономике. В последней деловая среда меняется во многом благодаря блокчейну, уходя в цифровые коды и облачные вычисления. Помимо подмены функции банков и традиционных финансовых организаций, освобождая проекты от привязки к ставке рефинансирования, блокчейн в будущем сможет заменить суды, юристов, вместо договоров реализуя трудовое право.
Иными словами, децентрализованная глобальная компания существует вне страновой юрисдикции. Для бизнеса это большая экономия на внутрифирменных трансакциях, зато для государства -проблема с налогообложением и регулированием. Впрочем, правовое регулирование осуществляет сам блокчейн. Смарт-контракт и стоит на страже порядка. Помимо этого возможно существование облачного арбитража: программа сама выбирает присяжных заседателей из блокчейн-сообщества. Они изучают документацию и содержание конфликта. Заблокированная спорная сумма в зависимости от вердикта либо остается на счету компании, либо переводится на счет сотрудника. Таким образом, переходя в цифровое пространство, многие учреждения, в том числе и суды, меняют свою организационную форму. Проблемы разрешаются быстро и на высоком экспертном уровне. Электронный код не подвержен ни взяточничеству, ни лоббированию. Режим прав собственности становится прозрачным и гарантированным при прочих равных условиях. Специалисты совершенствуют защиту от киберпреступности. Однако эта задача сейчас стоит перед государствами всего мира и должна решаться на глобальном уровне. Блокчейн поможет и в этой области. Итак, деловая среда будет совершенствоваться при переходе компаний на цифровые технологии ведения бизнеса и соединении их с производством. Их использование и распространение облегчает работу, прежде всего снижая тран-сакционные издержки. А значит, создаются дополнительные источники прибыли и конкурентные преимущества.
Литература
1. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев; Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: БИНОМ. ЛЗ, 2018.
2. Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие / Д.В. Доценко // Аудит и финансовый анализ. - 2011. -№4.
3. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Е.И. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ, 2017.
4. Минеева В.М., Орлова Н.В., Галиуллина Г.Ф., Султанова Л.М. Теоретический аспект моделирования и развития предпринимательской деятельности среднего и малого бизнеса в условиях цифровой экономики. В сборнике: Европейский научный форум студентов и учащихся. сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 18-27.
5. Минеева В.М., Рахматуллина Д.Р. Оценка предпринимательского риска в условиях электронной экономики. В сборнике: Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 141-143.
6. Минеева В.М., Кусмаева А.М. Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность предпринимательских структур в среде электронной экономики. В сборнике: Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 146-148.