ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Е.В. Неретин, студент Воронежский государственный технический университет
В настоящее время Россия является представителем группы развивающихся стран, состояние которых характеризуется повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. В связи с этим особенно важным вопросом в отношении экономического развития страны является повышение степени конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Актуальность данного вопроса подкрепляется тем, что Россия по синтетическому показателю, который разработан Мировым экономическим форумом и представляемый в докладах совместно с Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна), занимает 65-е место в сфере развития бизнеса и 70-е по общей конкурентоспособности среди 102 стран мира. Следует отметить, что рейтинг по этому комплексному показателю продолжает снижаться. Основываясь на факторах, составляющих данный показатель, можно выделить наиболее важные области, обеспечивающие развитие конкурентоспособности страны: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовую систему, инфраструктуру, систему управления, научно -технический потенциал, трудовые ресурсы.
Весьма важным является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности продукции в текущих условиях российской экономики, которая делает свои первые шаги в данной области. Многими экономистами было доказано, что конкуренция является основной движущей силой не только развития общества, но и главным инструментом экономии ресурсов, а также повышения качества товаров и уровня жизни населения. Для сравнения, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России.
Развитие процесса глобализации также накладывает отпечаток на процесс обеспечения преимущественного положения России в международных экономических отношениях. Необходимо создание конкурентных преимуществ российской продукции для способности не только активно взаимодействовать с другими странами, но и также занимать лидирующее место.
Раскрывая сущность понятия «конкурентоспособность продукции», прежде всего, следует обозначить базовые дефиниции понятий «конкуренция» и «продукт».
Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Продукт — результат деятельности (включая работы и услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Конкурентоспособность товара — степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными товарами на данном рынке.
Конкурентоспособность может быть стратегической или фактической, на внешнем или внутреннем рынке. При прогнозировании параметров стратегической конкурентоспособности товаров обязательно должны быть выполнены все работы по стратегическому маркетингу: комплексная диагностика изготовителя, его товаров и основных конкурентов, стратегическая макро- и микросегментация рынка, прогнозирование ценностей, потребностей, факторов стратегической конкурентоспособности, разработка нормативов конкурентоспособности товаров для конкретной группы потребителей и организации. На основе результатов работ по стратегическому маркетингу разрабатываются стратегии повышения конкурентоспособности организации /1, с. 93/.
Конкурентоспособность товара является главным исходным фактором увеличения доли рынка и роста прибыли от его продажи, улучшения экономического положения организации и других показателей /1, с. 96/.
Способность организации создавать конкурентные преимущества продукции, а именно искать новые пути повышения её качества, снижения цены, улучшение сервиса будет обеспечивать высокие конечные финансовые результаты.
В управлении конкурентоспособностью любого предприятия обычно различают его внешние и внутренние конкурентные преимущества в сравнении с другими предприятиями в рассматриваемой нише рынка. Конкурентное преимущество является «внутренним», если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создаёт «ценность для изготовителя», позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Внутреннее конку-
рентное преимущество - следствие более высокой «производительности», которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемую рынком или конкуренцией. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе — стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы.
При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка. Для того чтобы продукция была пригодна для удовлетворения потребностей и представляла интерес для покупателя, она должна быть набором соответствующих параметров. Совпадение технических параметров продукции с условными характеристиками прогнозируемой потребности как можно точнее, для того чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной.
Конкурентоспособность интегрирует все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей /2, с.59/.
Проблемами конкуренции занимается множество экономистов, каждый из них вносит свой вклад в понимание «конкурентоспособности». Тем не менее доводы авторов между собой не противоречат, а наоборот дополняют друг друга. Анализируя базовые труды по конкуренции и конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы:
М. Портер в своей теории вводит понятие «конкурентоспособности страны». В книге «Международная конкуренция» автор отмечает, что конкуренция — это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты /3, с.24/. Портер также показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий. Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет как некий набор детерминантов, «национальный ромб». Он включает в себя четыре компонента /4, с.121/:
■ Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
■ Родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных и
поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
■ Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
■ Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
Г.Л. Азоев и П.С. Завьялов определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей /5, с. 130; 6, с. 143/. То есть авторы говорили о соперничестве на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.
B.П. Грошев отмечает, что конкурентоспособность продукции — это комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию.
П.В. Забелин и Н.К. Моисеева указывают на преимущественно экономический характер термина «конкурентоспособность продукции» — способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса /7, с.82/.
Г.Я. Киперман понимает конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия сбыта.
Р.А. Фатхутдинов использует два понятия /8, с. 533/:
а) управление конкурентоспособностью — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях;
б) конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
C.И. Воронин выделяет три категории, обеспечивающие конкурентоспособность продукции:
■ технические — параметры назначения (габариты, вес, мощность, дизайн, ремонтопригодность и др.);
■ экономические — цена приобретения, эксплуатационные издержки;
■ организационные — комплексность и условия поставок, условия платежа, система скидок, сервис и др. /9, с. 58/.
Исследовав трактовки различных авторов, следует обозначить некоторые моменты касательно содержания.
М. Портер показывает, что государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности и выделяет общие рекомендации: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций. Совершенно правомерно было указано, что именно национальная конкурентоспособность определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Весьма точное определение дает В.П. Грошев, но не оговаривает продавцом или потребителем оценивается конкурентоспособность продукции, не учитывает разную степень конкурентоспособности на рынках.
Для повышения уровня устойчивости и конкурентоспособности предприятия Г.Я. Киперман указывает на значимость перехода к стратегическому управлению вместо тактического руководства.
Наиболее точно и полно термин «конкурентоспособность производства» определил Р.А. Фатхутдинов, то есть: способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы выпускать конкурентоспособную продукцию, иметь коммерческий успех в условиях конкуренции, необходимый для дальнейшего развития и функционирования. Автор также отметил важные аспекты роста: использование прогрессивных технологий, современных методов менеджмента; своевременное обновление основных фондов; обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов.
Методы, применяемые для оценки конкурентоспособности товара, обозначил С.И. Воронин: метод балльной оценки — когда эксперты (технические специалисты, торговые работники, покупатели) проставляют баллы по выбранным параметрам по каждому из сравниваемых изделий и метод определения интегрального (обобщающего) показателя /9, с. 58/.
Конкурентоспособность товара является своеобразным критерием целесообразности выхода фирмы на товарный рынок, в то же время относительным понятием, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других.
Для обеспечения наивысшей степени конкурентоспособности своей продукции, предприятие приме-
няет различные методы, при этом учитывая не только рыночную ситуацию, но и достоинства и недостатки различных стратегий, а также собственные производственные мощности. То есть организация обеспечивает соответствие своей продукции требованиям времени на определённом рынке по экономическим, техническим, коммерческим и другим характеристикам.
Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценой. Кроме того, влияние оказывает мода, продажный и послепродажный сервис.
Ведение предприятием конкурентной стратегии, а именно создание условий, содействующих повышению качества, снижению издержек, дифференциации продукции, проникновению на новые рынки с целью получения конкурентных преимуществ, приведет к оптимальному соотношению издержек к результату. Здесь также необходимо отметить важность обеспечения роста производительности, то есть повышение концентрации производства, квалификации персонала и т.д.
Суммировав все ключевые аспекты исследованных трактовок, приведём вариант собственного определения, обобщающего сказанное выше:
обеспечение конкурентоспособности продукции создание определённых условий на предприятии для обеспечения необходимого качества выпускаемой продукции в текущих условиях рыночных отношений, а также придание ей способности быть проданной на конкретном рынке в максимально возможном объёме при минимальных издержках предприятия.
Литература
1. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004.
— 554 с.
2. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик J1.H. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2004. — 400 с.
3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
4. Портер М. Конкуренция. - М.: ИНФРА-М, 2000,—495 с.
5. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. -М: ИНФРА-М, 2000. —256 с.
6. Завьялов П. С. Конкуренция — неотъемлемое свойство развития рынка. - М.: Маркетинг, 1997.
7. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 195 с.
8. Фатхутдинов P.A. Организация производства.
- М.: ИНФРА-М, 2003. — 672 с.
9. Воронин С.И. Маркетинг. - Воронеж: ВГТУ, 2004. —154 с.