Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности предприятий ресторанного рынка на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности'

Обеспечение конкурентоспособности предприятий ресторанного рынка на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова С. Ю.

В статье приводится авторское обоснование актуальности подхода к коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (ОИС) на основе рыночного метода их оценки. При этом коммерциализация ОИС рассматривается в качестве значимого фактора обеспечения конкурентоспособности предприятий, реализующих свою хозяйственную и коммерческую деятельность на ресторанном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности предприятий ресторанного рынка на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности»

и Стэнфордского - свыше 10 миллиардов каждый. «Национальный фонд искусств», выросший из эндаумента, фактически выполняет функции отсутствующего в США Министерства культуры.

Сегодня в нашей стране, существующие эндаумент-фонды, также, как правило, связаны с образованием (первым проектом является Фонд развития МГИМО, созданный в 2008 г.), но перспективность их применения в других отраслях социальной сферы (например, сферы здравоохранения, физической культуры и т.д.) неоспорима.

Такие фонды должны наполняться преимущественно за счет социальных инвестиций и благотворительных пожертвований. Через него бизнес может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако он обязан направлять весь полученный доход в пользу тех социальных объектов, для развития и поддержки которых он был создан.

В заключение отметим, что социальные инвестиции, как и производственные, должны быть эффективны и направлены на достижение результатов, что невозможно без использования современных прогрессивных инновационных механизмов.

Список литературы:

1. Федеральный Закон № 275-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

2. Федеральный Закон № 135 от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Бочаров М.П. История паблик рилейшнз. - М., 2000.

4. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н.Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасности. - СПб.: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006.

5. Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. - М., 1995.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО РЫНКА НА ОСНОВЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

© Кожевникова С.Ю.*

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье приводится авторское обоснование актуальности подхода к коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (ОИС)

* Доцент кафедры Коммерческой деятельности и предпринимательства, кандидат экономических наук, доцент, докторант.

на основе рыночного метода их оценки. При этом коммерциализация ОИС рассматривается в качестве значимого фактора обеспечения конкурентоспособности предприятий, реализующих свою хозяйственную и коммерческую деятельность на ресторанном рынке.

В настоящее время проблема коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является одной из центральных в рамках национальных инновационных систем ведущих с социально-экономической точки зрения стран мира, так как ее решение непосредственно отражается на международной конкуренции национальной продукции (услуг). Под инновационной системой будем понимать совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний (в том числе технологического характера), направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в целом и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в том числе и на международном уровне.

Вопросам формирования и развития инновационных систем посвящены исследования целого ряда зарубежных и отечественных исследователей, в т.ч. Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Д. Нортона, К. Фримэна, Р. Нельсона, Дж. Вейта, С.В. Валдайцева, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели и др.

Одной из центральных задач формирования национальных инновационных систем является разработка схем коммерциализации результатов инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и институциональных структур, являющихся интеллектуальным продуктом деятельности их кадрового состава. Под коммерциализацией будем понимать подчинение деятельности коммерческой организации (предприятия) зафиксированным в соответствующих учредительных документах целям систематического извлечения прибыли посредством использования всех своих имущественных составляющих: как материальных (в первую очередь, имущества в виде производимой товарной продукции, работ и услуг), так и нематериальных (в виде интеллектуальных продуктов).

В самом общем виде понятие «интеллектуальные продукты», действительно, связывают с результатами интеллектуальной деятельности и относят к ним: объекты промышленной собственности и авторского права. При этом права на результаты интеллектуальной деятельности в любой сфере человеческих знаний определяются как «интеллектуальную собственность». Следовательно, интеллектуальные продукты являются объектами прав интеллектуальной собственности. Устойчивое использование этого термина в сфере правового регулирования экономики, растущая необходимость защиты и коммерциализации интеллектуальных продуктов деятельности рыночных субъектов, очевидно, стали причинами распространения термина «интеллектуальная собственность» на всю совокупность нематериальных элементов бизнес-процесса фирмы.

Необходимо отметить, что процессы коммерциализации и включения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот напрямую связаны с конкурентной способностью продукции (услуг) на мировых и национальных рынках. При этом надо учесть, что стоимостная доля объектов интеллектуальной собственности во многих промышленных фирмах и корпорациях составляет более половины всего их капитала. Объекты интеллектуальной собственности стали не просто товаром в коммерческих сделках купли-продажи или предметом лицензионных сделок, но активно сдаются во многих странах в лизинг, залог, вносятся в качестве пая в уставный фонд и т.д., тем самым усиливая конкурентный потенциал владельцев этих нематериальных активов.

Другими словами, спектр коммерциализации объектов интеллектуальной собственности достаточно широк. При этом основным вопросом в грамотном построении схемы коммерциализации является выбор адекватного предметной (отраслевой) сфере деятельности коммерческого предприятия метода оценки его объектов интеллектуальной собственности (его нематериальных активов).

Вопросами изучения оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности занимались в своих трудах А.Н. Козырев, С.А. Смирнов, Ю.В. Рыбаков, Т.В. Петрова, Е.В. Савиковская, А.М. Пантюхина, С.В. Вал-дайцев, П.Н. Завлин, Л.Э. Миндели, А.В. Павлов и др. При этом в большинстве предлагаемых методических материалов по оценке - интеллектуальные продукты оцениваются как основа инновационных проектов.

На практике, оценка нематериальных активов требуется при решении некоторой конкретной задачи, связанной с использованием имущественных прав на данные нематериальные активы и обусловлена целью этого использования. В зависимости от целей оценки и особенностей каждого конкретного объекта интеллектуальной собственности (ОИС) методы определения его стоимости различны. Определение стоимости ОИС означает, по существу, оценку способности ОИС приносить дополнительную прибыль при использовании на индустриальной основе (т.е. широким кругом производителей). Таким образом, методы расчета стоимости ОИС выбираются, исходя из целей и условий их использования.

В практике оценки ОИС получили распространение следующие виды стоимости ОИС: балансовая, рыночная, расчетная, договорная, реализационная, ликвидационная, коммерческое предложение продавца и покупателя ОИС и некоторые другие. В зависимости от целей оценки ОИС используется затратный, доходный или рыночный методы оценки.

На основе исследования достоинств и недостатков названных методов, а также целесообразности их применения в разных отраслевых видах предпринимательской деятельности, - сделаем вывод о том, что в ресторанном бизнесе в качестве основного метода рекомендуется к применению рыноч-

ный метод оценки стоимости права на использование ОИС, в соответствии с которым оценка передаваемых прав на использование ОИС осуществляется на базе роялти. Роялти - это вознаграждение, выплачиваемое продавцу (лицензиару) в виде процентных отчислений или фиксированных сумм от стоимости (продажной цены) продукции, изготовленной по лицензии покупателем (лицензиатом). Речь, безусловно идет о франчайзинге (англ. franchise, «лицензия», «привилегия») как о развитой форме лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право за определенную плату (роялти) действовать от своего имени, используя товарные знаки и / или бренды франчайзера.

Размер роялти рассчитывается по формуле:

Л = (1)

Р

т.е. роялти представляет собой отношение выплачиваемой лицензиару части (Д1) прибыли (П) с единицы изготовленной по лицензии продукции к продажной цене этой продукции Р.

Таким образом, в роялти содержатся составляющие - дополнительная прибыль от использования прогрессивного ОИС и продажная цена, определение которых на практике с высокой точностью обычно бывает затруднительно. Поэтому в мировой практике торговли лицензиями размер роялти определяют не расчетным путем, а при помощи использования установленных для различных отраслей промышленности и сферы услуг усредненных, так называемых справедливых или стандартных роялти, которые представляют собой составленные на основе обработки многолетних статистических данных по ранее заключенным лицензионным договорам наиболее применимые размеры роялти. При оценке права на использование конкретного ОИС стандартное роялти подлежит уточнению с учётом его научно-технической, коммерческой и правовой значимости, а также анализа конкретных материалов по лицензиям-аналогам.

Стоимость права на использование результатов интеллектуальной деятельности, рассчитанная на основе рыночного метода (рыночная стоимость), равна:

t„

Срт =Z ViPiRiKii (2)

i=tH

где Pi - продажная цена единицы продукции, изготовленной (реализованной) на основе ОИС в i-ом году;

Ri - размер роялти в i-ом году расчетного периода Т = tK - tH (во многих случаях берется одно значение R в течение всего расчетного периода);

Vi - объем производства продукции в натуральном выражении, изготовленной (реализованной) на основе ОИС в i-ом году;

Кы - коэффициент дисконтирования в i-ом году.

В ресторанном бизнесе, активно развивающемся на принципах франчайзинга (франшизинга), эффективно используется данный способ коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Достоинством франчайзинга является возможность расширения бизнеса (торговых точек, оборота, привлечение новых покупателей) за счет вовлечения новых организаций, вкладывающих свои ресурсы в организацию хозяйственной и коммерческой деятельности под известной торговой маркой, повышение известности бренда за счет вхождения в регионы и ряд иных преимуществ.

Из данных Международной ассоциации франчайзинга (The International Franchise Association), опубликованных в марте 2012 года о показателях роста мирового рынка франчайзинга за последние 10 лет, следует, что за это время он вырос до 107,7 % по сравнению с 2000 годом (учитывая его падение в кризисный период 2008-10 гг.). При этом за период 2011 года (по сравнению с 2010 г.) выросли и ключевые показатели рынка франчайзинга в разрезе отраслевой структуры (табл. 1) [1].

Таблица 1

Отраслевая структура мирового рынка франчайзинга по данным за 2011 г. в сопоставлении с данными за 2010 г.

Отрасль Кол-во предприятий, ед. Занятость населения, чел. Оборот, млрд. долл.

Величина Доля, % Прирост, % Величина Доля % Прирост % Величина Доля, % Прирост %

Рестораны быстрого обслуживания 151 347 20,2 2,6 3 009 265 37,1 2,0 201,16 25,7 4,4

Бытовые услуги 108 410 14,5 2,7 649 207 8,0 2,2 87,75 11,2 6,2

Непродовольственные ритейлеры 96 574 12,9 0,1 486 236 6,0 1,7 39,24 5,0 6,1

Деловые услуги 92 349 12,3 2,6 912 780 11,3 3,6 145,11 18,6 5,5

Недвижимость 86 631 11,6 1,9 299 384 3,7 2,5 47,00 6,0 5,8

Продовольственные ритейлеры 61 144 8,2 0,9 485 344 6,0 2,4 38,01 4,9 3,7

Коммерческие и коммунальные услуги 60 989 8,1 1,2 351 422 4,3 1,5 50,99 6,5 5,7

Рестораны 36 095 4,8 2,1 1 028 955 12,7 1,8 58,70 7,5 4,2

Автомобильная 30 376 4,1 1,4 182 099 2,2 2,6 38,23 4,9 3,9

Услуги по аренде 25 584 3,4 3,1 696 701 8,6 1,4 76,00 9,7 4,8

ИТОГО 749 499 100,0 1,9 8 101 393 100,0 2,1 782,19 100,0 5,0

Анализ состава и структуры рынка франчайзинга позволяет сделать вывод о наибольшей привлекательности на этом рынке - франшиз в сфере общественного питания, особенно в сегменте быстрого обслуживания, как по доле предприятий, выбравших этот способ ведения бизнеса, и доле занятого в них населения, так и по объему товарооборота.

Б России сегодня интерес к данному направлению развития бизнеса дополнительно подогревается фактом вступления России во Всемирную торговую организацию, в связи с чем возможности франшизного бизнеса расширяются. Таким образом, использование интеллектуального капитала предпринимательских структур посредством коммерциализации объектов их интеллектуальной собственности является одним из перспективнейших направлений развития разных отраслевых видов бизнес, в том числе и на ресторанном рынке.

Список литературы:

1. Экономический обзор рынка франчайзинга (Franchise Ешпотк Business Outlook - 2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fran-chise.orgIIndustrySecondary.aspx?id=10152 (дата обращения: 15.09.2012).

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

© Наумова Е.Н.*, Eфpeмoвa Л.И/

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Cаpанск

Огатья рассматривает возможность внедрения инноваций в строительную отрасль, нутем использования информационных технологий. Рассмотрены предпосылки внедрения строительных АЖ, задачи решаемые с их помощью. Приведены примеры используемых в строительстве информационных систем, таких как «^трой Консультант», «Малоэтажное строительство», «Умный дом» и т.д. Выявлены положительные результаты от внедрения AHC в строительную отрасль.

Темпы развития строительной отрасли - это достаточно точный показатель уровня жизни населения любой страны. Конечно, мода на инновации пришла и в эту сферу. И тут и там можно встретить заверения строительных компаний и предприятий-производителей о том, что в их работе используются инновационные технологии, инновационные материалы, инновационные способы ведения бизнеса и сервисного обслуживания. И практически все согласны с тем, что инноваций должно быть еще больше. «Внедрение инноваций в строительной отрасли является одним из приоритетных направлений в политике государства», - подчеркивает президент Ассоциации строителей

* Студент кафедры Финансов и кредита. Научный руководитель: Ефремова Л.И., доцент кафедры Информационных систем в экономике и управлении, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Информационных систем в экономике и управлении, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.