Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МИРОВОГО ОПЫТА В РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МИРОВОГО ОПЫТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсаханова З.А.

Результативность экономических изменений в значительной мере зависит от состояния развития образования, ведь образование - это социальный институт общества, связан в своей деятельности с другими социальными институтами, благодаря чему человечество в нынешний период накопило знаний в 33 раза больше, чем за все предыдущие тысячелетия доисторического и исторического развития. Научно-техническая революция как результат образовательного развития сформировала новый тип общества - информационное, для успешного функционирования которого образование призвано подготовить новое поколение специалистов, способных не только работать в условиях рыночной экономики, но и экономики знаний. Образование, как утверждают результаты анализа многих исследователей, является рентабельной отраслью, хотя, разумеется, это достигается опосредованно. По оценкам экспертов, 56% валового внутреннего продукта в среднем создается работниками, имеющими высшее образование. Растет роль образования в обеспечении социально-экономического развития страны в целом. Это достигается прежде всего благодаря подготовке высококвалифицированных специалистов, нужных экономике и обществу России. Последние во время производства должны проявлять творческие силы, инициативу, применять полученные знания на практике. А это значит, что растет потребность в качественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING HIGH-QUALITY ECONOMIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF WORLD EXPERIENCE IN RUSSIA

The effectiveness of economic changes largely depends on the state of education development, because education is a social institution of society, connected in its activities with other social institutions, thanks to which humanity has accumulated 33 times more knowledge in the current period than in all previous millennia of prehistoric and historical development. The scientific and technological revolution as a result of educational development has formed a new type of society - informational, for the successful functioning of which education is designed to prepare a new generation of specialists who are able not only to work in a market economy, but also the knowledge economy. Education, according to the results of the analysis of many researchers, is a profitable industry, although, of course, this is achieved indirectly. According to experts, 56% of the gross domestic product on average is created by employees with higher education. The role of education in ensuring the socio-economic development of the country as a whole is growing. This is achieved primarily through the training of highly qualified specialists needed by the Russian economy and society. The latter should show creative forces, initiative, and apply the acquired knowledge in practice during production. This means that there is a growing need for quality education.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МИРОВОГО ОПЫТА В РОССИИ»

Обеспечение качественного экономического образования в контексте имплементации мирового

опыта в России

Зина Абдуловна Арсаханова

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования Чеченский государственный университет имени А-Х.Кадырова Грозный, Россия mguspaeva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 16.04.2022 Принята 19.05.2022 Опубликована 15.06.2022

С> 10.25726/ш5387-6625-3472-с1

Аннотация

Результативность экономических изменений в значительной мере зависит от состояния развития образования, ведь образование - это социальный институт общества, связан в своей деятельности с другими социальными институтами, благодаря чему человечество в нынешний период накопило знаний в 33 раза больше, чем за все предыдущие тысячелетия доисторического и исторического развития. Научно-техническая революция как результат образовательного развития сформировала новый тип общества - информационное, для успешного функционирования которого образование призвано подготовить новое поколение специалистов, способных не только работать в условиях рыночной экономики, но и экономики знаний. Образование, как утверждают результаты анализа многих исследователей, является рентабельной отраслью, хотя, разумеется, это достигается опосредованно. По оценкам экспертов, 56% валового внутреннего продукта в среднем создается работниками, имеющими высшее образование. Растет роль образования в обеспечении социально-экономического развития страны в целом. Это достигается прежде всего благодаря подготовке высококвалифицированных специалистов, нужных экономике и обществу России. Последние во время производства должны проявлять творческие силы, инициативу, применять полученные знания на практике. А это значит, что растет потребность в качественном образовании.

Ключевые слова

экономика, образование, экономические процессы, общество.

Введение

ЕША, как известно, была основана в 2000 г. а в следующем году на встрече европейских министров высшего образования в Праге ее пригласили к сотрудничеству по определению единых критериев и стандартов гарантии качества. Берлинское же коммюнике подтвердило основным направлением деятельности ЕША сотрудничестве с Европейской ассоциацией университетов, Европейской ассоциацией высших учебных заведений и Национальным союзом студентов в Европе по разработке общих стандартов, процедур и направлений достижения высокого качества высшего образования.

На обеспечение этого и направлены соответствующие государственные документы, принятые в России, в частности Федеральный Закон «О высшем образовании» (редакция 2014 г.); происходит формирование и дальнейшее развитие государственной образовательной политики (Бабич, 2018).

Однако качество образования в России требует дальнейшего совершенствования, в том числе за счет изучения и учета опыта других стран. Поэтому нашей целью является повышение качества

образования, используя для этого не только новейшие технологии, но и опыт других стран, которые достигли значительных положительных результатов в реформировании образовательной сферы.

Материалы и методы исследования

Мировая практика свидетельствует, что человечество в XXI в. переходит к конкуренции в сфере знаний, поэтому все, особенно высокоразвитые, страны большое внимание уделяют проблеме качества образования. Это присуще и России. Общеизвестно, что образование - это рентабельная отрасль, которой принадлежит важная роль в обеспечении социально-экономического развития страны. Это достигается прежде всего благодаря подготовке высококвалифицированных специалистов, нужных экономике России, то есть таких кадров, которые во время производственной деятельности проявляют свои творческие силы, инициативу, применяя полученные знания на практике.

Иными словами, возрастает потребность в качественном образовании, в высокообразованных и квалифицированных специалистах.

Кстати, Федеральной доктриной развития образования в России в XXI в. подчеркнута необходимость адаптации образования к социально-экономическим, технологическим и культурным изменениям, которые постоянно происходят в обществе. Развитие же образования в нашей стране, как свидетельствуют результаты наших исследований, характеризуется:

- непрерывностью;

- личной направленностью на самосовершенствование;

- адаптацией образовательной сферы к требованиям времени;

- выработкой новых ориентиров, критериев качественных образовательных услуг;

- ужесточением требований к педагогическим работникам, преподавателям, знания которых, в свою очередь, характеризуются гибкостью, альтернативностью, креативностью, способностью находить разнообразные варианты решения конкретных педагогических проблем;

- поиском оптимальных путей решения противоречий или конфликтов, которые могут встречаться в учебно-познавательной деятельности, и тому подобное.

Особое внимание обеспечению качества образования в России, удовлетворению образовательных потребностей человека уделяется в Федеральной программе «Образование» (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, 2015).

Как отмечается в Энциклопедии образования, качество образования - это комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых системой образования в соответствии с интересами каждого человека и общества и государства в целом. Такое образование должно предоставляться каждому индивиду.

То есть каждый ученик, студент, слушатель должен иметь возможность получать полноценное, непрерывное образование соответствующего уровня во всех его формах (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, 2020).

Качество образования как объект управления выступает одним из важнейших показателей, по которым в международной практике принято определять результативность функционирования системы образования любого государства и эффективность управления ею.

Результаты и обсуждение

Правда, качество образования чрезвычайно трудно формализуется. В то же время можно проанализировать показатели, характеризующие реализацию основных функций образовательной сферы, ведь современное образование, прежде всего высшее, утратило свою функциональную позицию.

По классической модели А. Спенса показателем, сигнализирующим о способностях индивида, могут служить годы, потраченные на получение соответствующего образования (Прядко, 2015).

В последнее время, как свидетельствует статистика, в мире наблюдается интенсивное развитие образовательной сферы вследствие углубления мировых процессов глобализации, модернизации, интеграции и формирования новой парадигмы образования через взаимодействие внешних условий

мирового развития с внутренними особенностями и логикой развития, присущими национальным системам.

Повышение качества образования обеспечивается за счет формирования единого образовательного пространства, активного использования опыта других стран.

Россия стремится обеспечить приближение качества образования мировому уровню. Это требует постоянного контроля, оценки внедренных новаций, смены внедрение опыта европейских стран. Изучение зарубежного опыта является крайне важным и актуальным, учитывая такие факторы, как:

- возрастание роли образования в общественном развитии;

- отставание развития образования от потребностей и запросов общества;

- нехватка системных аналитических исследований проблем развития образования;

- необходимость изучения опыта развития образования в развитых демократических, правовых странах;

- целесообразность интеграции системы образования в мировое образовательное пространство и тому подобное (Полякова, 2015).

Вызывает интерес сравнительный обзор системы оценки высшего образования в странах Восточной Европы и СНГ.

Качество образования, скажем, в Чешской Республике контролирует агентство по аккредитации - Аккредитационная комиссия Чешской Республики, которая занимается аккредитацией и регулярной оценкой системы высшего образования. Однако в Чехии школы высшего профессионального образования контролируются и оцениваются инспекцией школ. По собственной инициативе высших учебных заведений они могут быть оценены и независимыми экспертами.

Подобная оценка осуществляется и в Польше. Главным инструментом по обеспечению качества образования в Словакии является государственная система лицензирования и аккредитации высших учебных заведений и деятельность рейтинговых агентств по оценке качества образования в вузах страны. Опыт Словакии созвучен с польским и чешским.

В Словении агентство по обеспечению качества высшего образования формирует реестр местных экспертов, организует периодические тренинги и конференции для них, сотрудничает с иностранными агентствами по обеспечению качества образования.

Литва, Латвия и Эстония создали систему обеспечения и контроля качества высшего образования, реализовали механизм обязательного участия студентов в оценке качества высших учебных заведений, переходят к системе БОТЭ.

Для обеспечения качества образования в Болгарии создано Национальное агентство по оценке и аккредитации, в Румынии - Румынское агентство по обеспечению качества в высшем образовании, в Венгрии - Венгерская аккредитационная комиссия высшего образования (Об образовании в Российской Федерации, 2020).

В целом в мире важнейшими и наиболее распространенными показателями по качеству образования являются:

- образовательные индикаторы Совета по образованию Европейского Союза;

- образовательные индикаторы по образованию Международного консультативного форума по образованию для всех;

- образовательные индикаторы ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества) и др.

Европейская система обеспечения качества образования, как свидетельствуют результаты нашего анализа, базируется на европейских стандартах и рекомендациях (БЭС), что основывается на таких принципах:

- обеспеченность студентов и работодателей, общества в целом образовательными услугами высокого качества;

- ключевая важность автономии заведений и учреждений, сбалансированная осознанием того, что она несет с собой серьезную ответственность;

- система внешнего обеспечения качества должна соответствовать своей цели и не усложнять работу учебных заведений больше, чем это необходимо для выполнения этой системой своих задач.

Общеизвестно, что качество образования зависит от многих факторов, важное место среди которых занимает ресурсное обеспечение учебного процесса, в том числе финансового обеспечения.

Несмотря на то, что финансовое обеспечение образовательной отрасли постоянно растет, оно не удовлетворяет реальные потребности, в частности в контексте обеспечения при этом потребностей населения качественными образовательными услугами.

Необходимым является не только увеличение объемов соответствующих услуг, но и совершенствование методических, организационных и правовых положений и мероприятий, которые определяют функционирование финансов в экономке страны, их эффективное использование для достижения определенных соответствующими программами целей и задач по повышению качества образования и подготовки кадров (Ермако, 2010).

При этом важно использовать положительный опыт.

Скажем, в Чехии центральным органом исполнительной власти устанавливаются обще определенные принципы финансирования образования. В сфере школьного образования Министерством образования, молодежи и спорта устанавливаются общегосударственные нормы финансирования школ, обязывающие стандарты, согласно которым краевые (областные) отделы образования распределяют средства государственного бюджета, а городские отделы образования с расширенными полномочиями предлагают варианты распределения бюджетных средств; осуществляются проверки деятельности органов образования, учебных заведений на предмет выполнения программ развития, результатов образования и ее качества; обеспечивается финансирование мероприятий по проверкам деятельности учебных заведений, контролируется эффективность использования средств, предоставленных Министерством образования, молодежи и спорта (Захарова, 2015).

То есть в этой стране городские, районные управления образования обеспечивают финансирование учреждений образования (разрабатывают проекты распределения средств государственного бюджета на финансирование учреждений образования, передают их в областные управления).

Для России этот опыт является важным потому, что в нашей стране осуществляется процесс децентрализации и финансовое обеспечение образовательной сферы на региональном и локальном уровнях и на уровне территориальных общин.

От финансового обеспечения зависит не только состояние инфраструктуры образовательной сферы, но и качество знаний, которые получают ученики, студенты в соответствующих учебных заведениях.

К сожалению, выпускники высших учебных заведений России нередко не выдерживают конкуренции с выпускниками вузов западных стран.

Зарубежные вузы конкурируют с российскими за более способную молодежь, а подготовка молодежи за рубежом способствует оттоку из России мозгов.

О низком качестве подготовки кадров свидетельствует официальная статистика: значительная часть выпускников высших учебных заведений России, в частности гуманитарных и социально-экономических специальностей, являются невостребованными.

Правда, этому способствует и структура подготовки кадров. В вузах России сейчас каждый третий студент - экономического профиля, а на технических направлениях учится только каждый пятый студент.

Нетипичной, по нашему мнению, является и ситуация, когда технические высшие учебные заведения выпускают социологов, психологов, специалистов по связям с общественностью, международным отношениям и тому подобное. То есть подготовка специалистов осуществляется по принципу «лишь бы платили», а основным «заказчиком» кадров выступают сами студенты и их родители.

Такая система подготовки кадров отрицательно сказывается не только на качестве интеллектуального потенциала страны, но и на социально-экономическом развитии страны в целом, ведь в мире образование определяется важным фактором экономического роста.

Так, за последние десятилетия большинство Нобелевских премий по экономике получено именно за разработки, посвященные проблемам влияния образования на экономический рост. А это значит, что дальнейший экономический рост России напрямую связан с модернизацией высшего образования, с качественными изменениями в подготовке рабочей силы.

Как уже отмечалось выше, в повышении качества образования в России важная роль отводится использованию опыта других стран путем выполнения совместных научно-исследовательских проектов в рамках выполнения международных соглашений о научно-техническом сотрудничестве, использование системы кооперации, обмен студентами для стажировки, интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, получение международной аккредитации, а также внедрение модульного развивающего обучения.

Европейская кооперация способствовала консолидации имеющихся компьютерных сетей, которые стали основой формирования новой образовательной системы.

То есть кооперирование в образовательной сфере позволяет активно использовать в учебном процессе новейшие технологии.

Практика показывает, что такой подход способствует становлению личности не только благодаря содержанию, методам, формам организации, но и через свою сущность, многомерность, логику бытия, учитывая специфическую форму роста индивидуальности.

Тем более что вопрос обеспечения высокого качества образования обостряется в связи с:

- переходом от индустриального общества к обществу знаний, экономика которого опирается на научные, высокотехнологичные достижения, а рынок труда нуждается в высокообразованных специалистов;

- всевозрастающей потребностью производства в высокообразованных специалистах;

- насыщением рынка труда специалистами с высшим образованием, не востребованных производством и работодателями;

- формированием международной конкуренции в сфере подготовки иностранных специалистов и мирового рынка образовательных услуг;

- мобильностью студентов и преподавателей (Полякова, 2015).

Последние должны быть грамотными, эрудированными, компетентными управленцами с инновационным мышлением, способными к ответственному принятия управленческого решения.

Новая философия обеспечения образования высококвалифицированными специалистами должна базироваться на принципах:

- профессионализма;

- порядочности ;

- преимущества «экономики знаний», когда интеллектуальные ресурсы обеспечивают большую прибыль, чем природные.

Заключение

Наши исследования дают основания утверждать, что качество образования будет повышаться. Этим занимаются не только ученые и практики, но и такие международные организации, как Европейский студенческий союз (European Students Union), Европейская ассоциация университетов (European University Association) Европейская ассоциация высших учебных заведений (European Association of Institutes on Higher Education), отдельные представители субрегиональных европейских агентств гарантии качества, студенты, учебные заведения и тому подобное. Все это позволяет увеличить прозрачность гарантии качества в сфере образования и тому подобное, в том числе реализация стандарта ISO 9001 - 2000 «Система менеджмента качества. Требования».

Следует отметить, что деятельность названных субъектов контроля над качеством образования направлена не только на повышение качества образования, но и на воплощение стратегий обучения на

протяжении всей жизни. А это весомый инструмент обеспечения гибкости в трудоустройстве выпускников учебных заведений, готовности каждой личности к общественным и профессиональным изменениям.

Особую ценность для исследования факторов повышения качества образования имеют ежегодные аналитические доклады ЮНЕСКО и ОЭРС, которые содержат сравнительную характеристику образовательных систем и выявляют тенденции развития образования в мире.

Кстати, в докладе «Взгляд на образование 2021: индикаторы ОЭСР» представлен сравнительный анализ основных показателей в сфере образования 42 стран, а также оценку рентабельности инвестиций в образовательной сфере. Россия, к сожалению, не включена в это сравнение.

Список литературы

1. Бабич Е.В., Мишустина С.Ю., Анастасьева А.А. Инновации в образовании или инновационное образование // Методы и механизмы реализации ком-петентностного подхода в психологии и педагогике: сб. статей междунар. науч. -практ. конф. М., 2018. С. 13-15.

2. Ермаков В.И. Общий курс высшей математика для экономистов. Н., 2010.

3. Захарова Д.В., Егменова К.А. Дистанционное обучение как инновация в образовании // Традиции и инновации в образовательном пространстве России: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 37-39.

4. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учеб.-метод. пособие. Нижневартовск, 2014.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 № 1327.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»: Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 954.

8. Полякова А.Г. Инновации в образовании: дистанционное сопровождение учебного процесса студентов заочной формы обучения // Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 67-68.

9. Прядко И.А., Гладкова И.О. Инновации в образовании. Университетское образование // Современный взгляд на будущее науки: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 188-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сергеева С. А., Иванова Е.В., Удот Э.М. Чемпионат школы по финансовой грамотности // Концепция «общество знаний» как новая форма постиндустриального общества: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 265-267.

11. Shorahmetov SH., Naimjanov B. Iqtisodchilar uchun matematika. Т.: «Fan va texnologiya»,

2007.

12. State of university-employer interaction models in Russia / V. V. Lvov, Z. V. Smirnova, E. I. Artemova [et al.] // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No 4. P. 404.

Providing high-quality economic education in the context of the implementation of world experience in

Russia

Zina A. Arsakhanova

Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation Chechen State University named after A-X.Kadyrova Grozny, Russia mguspaeva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 16.04.2022 Accepted 19.05.2022 Published 15.06.2022

d 10.25726/w5387-6625-3472-d

Abstract

The effectiveness of economic changes largely depends on the state of education development, because education is a social institution of society, connected in its activities with other social institutions, thanks to which humanity has accumulated 33 times more knowledge in the current period than in all previous millennia of prehistoric and historical development. The scientific and technological revolution as a result of educational development has formed a new type of society - informational, for the successful functioning of which education is designed to prepare a new generation of specialists who are able not only to work in a market economy, but also the knowledge economy. Education, according to the results of the analysis of many researchers, is a profitable industry, although, of course, this is achieved indirectly. According to experts, 56% of the gross domestic product on average is created by employees with higher education. The role of education in ensuring the socio-economic development of the country as a whole is growing. This is achieved primarily through the training of highly qualified specialists needed by the Russian economy and society. The latter should show creative forces, initiative, and apply the acquired knowledge in practice during production. This means that there is a growing need for quality education.

Keywords

economics, education, economic processes, society.

References

1. Babich E.V., Mishustina S.Ju., Anastas'eva A.A. Innovacii v obrazovanii ili innovacionnoe obrazovanie // Metody i mehanizmy realizacii kom-petentnostnogo podhoda v psihologii i pedagogike: sb. statej mezhdunar. nauch. -prakt. konf. M., 2018. S. 13-15.

2. Ermakov V.I. Obshhij kurs vysshej matematika dlja jekonomistov. N., 2010.

3. Zaharova D.V., Egmenova K.A. Distancionnoe obuchenie kak innovacija v obrazovanii // Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom prostranstve Rossii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 37-39.

4. Istrofilova O.I. Innovacionnye processy v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie. Nizhnevartovsk,

2014.

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020).

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.01 «Jekonomika» (uroven' bakalavriata): Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 12.11.2015 № 1327.

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija — bakalavriat po napravleniju podgotovki 38.03.01 «Jekonomika»: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.08.2020 № 954.

8. Poljakova A.G. Innovacii v obrazovanii: distancionnoe soprovozhdenie uchebnogo processa studentov zaochnoj formy obuchenija // Aktual'nye zadachi sovremennoj nauki i obrazovanija: teoreticheskie i prikladnye aspekty: sb. nauch. trudov po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 67-68.

9. Prjadko I.A., Gladkova I.O. Innovacii v obrazovanii. Universitetskoe obrazovanie // Sovremennyj vzgljad na budushhee nauki: sb. statej mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 188-191.

10. Sergeeva S.A., Ivanova E.V., Udot Je.M. Chempionat shkoly po finansovoj gramotnosti // Koncepcija «obshhestvo znanij» kak novaja forma postindustrial'nogo obshhestva: sb. statej mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2020. S. 265-267.

11. Shorahmetov SH., Naimjanov B. Iqtisodchilar uchun matematika. T.: «Fan va texnologiya»,

2007.

12. State of university-employer interaction models in Russia / V. V. Lvov, Z. V. Smirnova, E. I. Artemova [et al.] // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No 4. P. 404.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.