Научная статья на тему 'Обеспечение качества жизни населения при строительстве в нормах муниципального права Великобритании (Вестминстерский кодекс строительной практики)'

Обеспечение качества жизни населения при строительстве в нормах муниципального права Великобритании (Вестминстерский кодекс строительной практики) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
343
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВЕСТМИНСТЕР / КОДЕКС СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ / BUILDING ACTIVITY / ENVIRONMENT / STATE REGULATION / LOCAL GOVERNMENT / THE MUNICIPAL LEGISLATION / FAVORABLE CONDITIONS OF ABILITY TO LIVE / GREAT BRITAIN / WESTMINSTER / THE CODE OF BUILDING PRACTICE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Темников М. В.

Государственное регулирование градостроительной деятельности призвано минимизировать негативные последствия строительной деятельности. При этом нормативное регулирование, обеспечивающее предотвращение таких негативных воздействий должно относиться к полномочиям органов местного самоуправления. В городе Вестминстер (Великобритания) действует Кодекс строительной практики. В нем установлены стандарты и процедуры для предупреждения экологического воздействия при строительстве крупных проектов, которые обязательны для соблюдения разработчиком или подрядчиком при проведении ими строительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Темников М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of quality of life of the population at building in norms of the municipal right of Great Britain (the Westminster code Building practice)

State regulation of town-planning activity urged to minimize negative consequences of building activity. Thus the standard regulation providing prevention of such negative influences should concern powers of local governments. In the city of Westminster (Great Britain) operates the Code of building practice. In it standards and procedures for the prevention of ecological influence are established at building of large-scale projects which are obligatory for observance by the developer or the contractor at carrying out of civil work by them

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества жизни населения при строительстве в нормах муниципального права Великобритании (Вестминстерский кодекс строительной практики)»

I. ПРАВО

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

1.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В НОРМАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ (ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ)

Темников М.В., кандидат юридических наук, вице-президент компании «MIRAX GROUP»

Аннотация. Государственное регулирование градостроительной деятельности призвано минимизировать негативные последствия строительной деятельности. При этом нормативное регулирование, обеспечивающее предотвращение таких негативных воздействий должно относиться к полномочиям органов местного самоуправления. В городе Вестминстер (Великобритания) действует Кодекс строительной практики. В нем установлены стандарты и процедуры для предупреждения экологического воздействия при строительстве крупных проектов, которые обязательны для соблюдения разработчиком или подрядчиком при проведении ими строительных работ.

Ключевые слова: строительная деятельность, окружающая среда, государственное регулирование, местное самоуправление, муниципальное законодательство, благоприятные условия жизнедеятельности, Великобритания, Вестминстер, кодекс строительной практики

MAINTENANCE OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION AT BUILDING IN NORMS OF THE MUNICIPAL RIGHT OF GREAT BRITAIN (THE WESTMINSTER CODE BUILDING PRACTICE)

Temnikov M.V., The candidate of jurisprudence, the vicepresident of the company «MIRAX GROUP»

Annotation: State regulation of town-planning activity urged to minimize negative consequences of building activity. Thus the standard regulation providing prevention of such negative influences should concern powers of local governments. In the city of Westminster (Great Britain) operates the Code of building practice. In it standards and procedures for the prevention of ecological influence are established at building of large-scale projects which are obligatory for observance by the developer or the contractor at carrying out of civil work by them.

Keywords: building activity, environment, state regulation, local government, the municipal legislation, fa-

vorable conditions of ability to live, Great Britain, Westminster, the code of building practice

По своей специфике строительная деятельность актуальна для всех уровней организации публичной власти в любой стране мира: федеральной, региональной и муниципальной, что требует их совместной деятельности для ее осуществления. Для обеспечения благоприятной обстановки в рассматриваемой области каждый из указанных уровней организации власти, помимо общих, имеет также и свои специфические задачи. Так, задачи федеральной и региональной властей связаны преимущественно с осуществлением регулятивной и контрольной деятельности в области государственной политики в градостроительстве, а органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную градостроительную деятельность на своей территории.1

При очевидных положительных сторонах строительной деятельности необходимо учитывать возможное негативное воздействие на природные объекты, экосистему региона и территории застройки и нарушение благоприятной среды жизнедеятельности человека. Исключить или, по крайней мере, минимизировать перечисленные негативные последствия строительной деятельности призвано государственное регулирование градостроительной деятельности. Сущность государственного управления градостроительной деятельностью состоит в упорядочивании общественных отношений в рассматриваемой области с целью создания благоприятных условий для проживания населения, развития производства, сохранения культурного и природного наследия.

Поскольку непосредственно градостроительная деятельность осуществляется местной публичной властью, а неблагоприятные последствия, связанные со строительством, проявляются на конкретной территории муниципального образования, постольку и нормативное регулирование, обеспечивающее предотвращение таких негативных воздействий должно относиться к полномочиям органов местного самоуправления.

На период строительства жители испытывают большие неудобства из-за шума, грязи, уменьшения территориального пространства, используемого при проживании в данной местности, и так далее. Жизненное пространство временно уменьшается, потому что площадь земельного участка, необходимая для организации строительной площадки, значительно больше площади, необходимой для использования построенного здания или сооружения в соответствии со строительными нормативами. Эти временные проблемы могут быть предметом детального обсуждения населения с застройщиками и органами местного самоуправления. В результате на договорной основе компенсация жи-

1 Помещикова С.А. Полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере: правовое регулирование и практика реализации : дис. ... канд. юрид. наук - М., 2008.

Темников ВЕСТМИНСТЕРСКИМ КОДЕКС СТРОИТЕЛЬНОМ ПРАКТИКИ М.В.

телям за неудобства на период строительства объекта может быть возмещена обустройством придомовой территории, ландшафтными проектами, озеленением, ремонтом или созданием детских и спортивных площадок, внутриквартальных и дворовых проездов, рациональным размещением автотранспорта на дворовых территориях, внедрением малых архитектурных форм, созданием новых пространств для отдыха населения.

В этой связи теоретически интересным и практически полезным может быть опыт развитых стран относительно местного регулирования градостроительной деятельности с целью минимизации неблагоприятных воздействий строительной деятельности на население территориального образования и окружающую среду.

Например, в Великобритании действует Строительный Закон Великобритании от 31 октября 1984 г. (The Building Act 1984), который представляет собой результат кодификационной работы в отношении большинства законов (актов Парламента) по вопросам строительства. Рассматриваемый документ состоит из двух глав, первая из которых содержит общие предписания о порядке осуществления строительной деятельности. Вторая глава регламентирует правовой статус сертификации, а третья глава включает остальные нормы, касающиеся строительства, в т.ч. регулирующие устройство водопроводных сетей, монтаж са-нитарно - технического оборудования, а также устанавливающие полномочия местных властей в отношении ветхих и аварийных зданий.

Министром по охране окружающей среды в пределах полномочий, делегированных ему Строительным Законом 1984 г., издаются акты строительного законодательства, объектом регулирования которых является порядок проектирования и строительства, а также монтажа и эксплуатации инженерного оборудования2. На основании указанных актов издаются стандарты выполнения отдельных видов строительных работ3.

Конкретизация положений Строительного закона 1984 г. осуществляется на уровне местного нормотворчества. Например, в городе Вестминстер действует Кодекс строительной практики, разработанный

2 Рассматриваемые полномочия предоставлены Министру в целью защиту здоровья, безопасности и благополучия населения, находящегося в помещениях зданий или рядом с ними, а также экономия энергоресурсов и предотвращение чрезмерного потребления воды // Там же.

3 Стандарты разработаны для выполнения строительных работ

по: 1) определению пригодности конструкций и их соответствия установленным требованиям; 2) разработке способов эвакуации при пожаре и иных чрезвычайных ситуаций; 3) подготовке земельного участка под строительство; 4) установлении

концентрации токсических веществ в пустотелых стенах и их воздействия на окружающую среду; 5) применению способов звукоизоляции при возведении стен и устройстве полов; 6) использованию механизмов кондиционирования и вентиляции, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения; 7) применению ресурсосберегающих технологий; 8) обеспечению инвалидов доступом к зданиям, сооружениям, объектам транспорта. При этом, использование методов и механизмов, указанных в стандартах не является обязательным, если при строительстве используются иные технологии, позволяющие достичь необходимый уровень безопасности возводимых зданий и сооружений // Там же.

городским советом для мониторинга, контроля, управления и обеспечения нормативных установок для инфраструктурных проектов.

Признавая значимость устойчивого развития строительной деятельности по обновлению и модернизации новых построек и стимулируя новое строительство, городской совет отмечает необходимость достижения баланса для обеспечения качества жизни жителей, предприятий и гостей города во время строительных работ. Именно по этой причине городской совет разработал Кодекс строительной практики (КСП).

КСП устанавливает стандарты и процедуры, которые обязательны для соблюдения разработчиком или подрядчиком при проведении ими строительных работ.

Названные стандарты и процедуры закрепляются в КСП для предупреждения экологического воздействия при строительстве крупных проектов. Кодекс охватывает регулированием вопросы окружающей среды, общественного здоровья и безопасности проекта, которые могут повлиять на интересы местных жителей, бизнес-структур, общественности окрестностей, расположенных в непосредственной близости от предполагаемого места строительства.

В КСП определяются основные обязанности разработчиков и подрядчиков при строительстве проектов. КСП также направлен на обеспечение безопасности жителей и других затрагиваемых сторон от воздействия на окружающую среду. Его основная цель - смягчение неудобств для общественности и защита окружающей среды при проведении строительных работ.

Содержание КСП

В Вестминстерском городском КСП закрепляются:

- общие принципы, которые должны применяться при строительстве и в рамках которых меры по смягчению последствий строительной деятельности будут работать и развиваться.

- общие положения о строительных участках.

- частные экологические вопросы, которые необходимо учитывать на протяжении всего периода строительства.

Ниже приводятся основные из установленных правил.

Информация о программе строительства должна быть доступна общественности. Основные работы на строительной площадке осуществляются с 08.00 до 18.00 в будние дни и с 08.00 до 13.00 в субботу. Строительная площадка должна соответствовать мерам безопасности с обязательным предотвращением несанкционированного доступа, особенно детям. Обеспечивается защита населения вокруг строительной площадки. Процедура вызова чрезвычайной помощи закреплена на площадке. При этом организация и обслуживание строительной площадки устроено таким образом, чтобы минимизировать воздействие на окружающих. Освещение не должно вызывать теней или бликов. Поставки материалов на площадку при помощи строительных кранов осуществляются безопасно. На месте соблюдаются меры пожарной безопасности и чрезвычайного доступа, обеспечивается борьба с вредителями (например, с грызунами), минимизированы энергетические затраты. Сохранение энергоресурсов на строительной площадке происходит благодаря правилам рационального природопользования. Место строительства регулярно инспектируется. После окончания строительных работ площадка восстанавливается и обеспечивается безопасная окружающая среда.

Работы на шоссе и дорогах осуществляются в режиме безопасности от диверсий или аналогичные ситуаций. Территория вокруг строительной площадки сохраняется в чистоте от строительного мусора и не создает преград движению. Объездные маршруты обозначаются специальными указателями. Во время строительных работ вес и размеры автомобилей, следующих в данном направлении, могут быть ограничены. Нарушения движения своевременно управляемы.

Громкость шума и вибрации не должны превышать принятые в Великобритании стандарты. При строительных работах используется шумоподавляющее оборудование, уже апробированное и употребляемое в строительной практике.

Выброс пыли находится под контролем и сведен к минимуму. Асбестосодержащие материалы утилизируются.

Хранение материалов и захоронение мусора осуществляются в специальных устройствах, отвечающих всем законодательным требованиям. Загрязненные отходы безопасно утилизируются. По возможности строительные материалы используются повторно/ циклично. Принимаются соответствующие меры во избежание утечки загрязняющих веществ в водные каналы/ водоемы.

Природные ландшафты находятся под защитой. Во время строительных работ все деревья сохраняются, либо заменяются новыми посадками. Гарантируется защита всем найденным во время строительных работ артефактам.

Исполнение КСП

Городской совет ставит своей задачей навязать разработчикам или подрядчикам исполнение КСП как необходимости для достижения согласия в процессе планирования или предварительных переговоров.

Разработчики крупных проектов в Вестминстере должны соответствовать требованиям КСП, и должны обеспечить, чтобы их подрядчики и субподрядчики также соблюдали его.

Сразу после подписания контракта, Подрядчик должен будет представить экологические менеджмент-планы (ЭМП) строительной площадки на утверждение городского совета. В ЭМП будут изложены конкретные меры контроля, необходимые для достижения требований КСП.

Городской совет создал экологические инспекции. Инспекции отвечают за связь с Исполнителем на ежедневной основе, напоминая ему об экологической ответственности, а также занимаются согласованием ежедневных механизмов деятельности каждой строительной площадки в городе и обеспечивают соблюдение КСП.

Обязанности

Разработчик

Разработчик назначает старшего из персонала или консультанта для контроля деятельности на строительной площадке в любое время, когда на ней ведутся работы. Разработчик несет ответственность за обеспечение соблюдения КСП, а также проводит регулярные встречи с подрядчиками и экологической инспекцией. Разработчик несет полную ответственность в случае несоблюдения КСП во время строительства.

Подрядчики

Подрядчик, или назначенный агент, несет ответственность за установление и поддержание контактов с городским советом и местными жителями, информирует их о строительстве и о том, как оно может повли-

ять на них. Это может включать в себя регулярное и частое распространение информационных бюллетеней, участие в совещаниях по просьбе городского совета с представителями местных объединений жителей. Подрядчик и любые агенты или субподрядчики работают исключительно по договору в соответствии с КСП.

Процедура уведомления об инцидентах

Разработчик и/или Исполнитель должен сообщить в течение 24 часов о любых случаях несоблюдения с КСП. В противном случае строительные работы считаются городским советом опасными для здоровья и безопасности, и подрядчиком должны быть приняты незамедлительные меры по прекращению работ или предотвращению нарушений КСП.

Подрядчик обязан вести учет каких-либо инцидентов на строительной площадке и любых принятых мер. Эти записи передаются в городской совет на регулярной основе. Все отчеты, направленные в городской совет, полицию или другие учреждения, рассматриваются Исполнителем (в соответствующих случаях по инструкции о назначенных представителях разработчика) как можно скорее, желательно в течение одного часа, но максимум в течение 24 часов с момента получения любым Подрядчиком или Разработчиком. Разработчик осуществляет мониторинг и гарантирует, что Подрядчик принял соответствующие меры и что процедуры введения в действие мер обеспечения необходимой безопасности были приняты и реализованы во избежание повторения ситуации. В случае необходимости, меры по исправлению положения согласовываются с городским советом.

КСП требует от Исполнителя предоставить информацию и отчетность по телефону "горячей линии", которая работает в течение рабочего дня. Контактная информация о «горячей линии» должна быть на видном месте на щитах строительной площадки.

Список литературы:

1. Помещикова С.А. Полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере: правовое регулирование и практика реализации : дис. ... канд. юрид. наук - М., 2008.

2. The Building Act 1984.

3. Code of Construction Practice April 2008.

References:

1. Pomeshikova S.A. The power of local governments in town-planning sphere: legal regulation and realization practice: the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of jurisprudence - М, 2008.

2. The Building Act 1984.

3. Code of Construction Practice April 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.