Научная статья на тему 'Механизмы государственного архитектурно-строительного контроля: Международный опыт'

Механизмы государственного архитектурно-строительного контроля: Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
999
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ / THE MECHANISMS OF STATE ARCHITECTURAL AND BUILDING CONTROL / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / BUILDING SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрченко Евгений Александрович

Изучение и применение зарубежного опыта, адаптация эффективных и результативных достижений осуществляется всеми развитыми государствами. Следовательно, решение проблем строительной отрасли экономики и государственного архитектурно-строительного контроля как элемента системы строительной отрасли может быть выработано на основе изучения зарубежного опыта. По результатам исследования обобщены механизмы архитектурно-строительного контроля Российской Федерации, Австралии, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Португалии. Основными инструментами государственного архитектурно-строительного контроля в этих государствах являются организационные и правовые механизмы, которые осуществляются в практических мероприятиях. Установлено, что основной составляющей механизмов государственного строительного контроля являются мероприятия по осуществлению инспекционных проверок. По результатам обобщения определены основные отличительные черты механизмов архитектурно-строительного контроля за рубежом, намечены направления применения зарубежного опыта, которые должны способствовать развитию механизмов архитектурно-строительного контроля на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation over building industry world experience

Study and application of foreign experience, efficient and effective adaptation of the achievements are made by all developed countries. And solutions of problem areas of the construction industry within architectural and building control, as part of the construction industry in Ukraine, can be invented through study of foreign experience. The study summarizes the mechanisms of architectural and building control in Russian Federation, Australia, the United States, the United Kingdom and Portugal. The main mechanisms of state architectural-building control in these countries, as in Ukraine are the institutional and legal mechanisms that are implemented in the form of practical application. The main component of the mechanisms of state control is the building up of the implementation of inspections. According to the results of generalization identified the main characteristics of the mechanisms architectural and building control abroad, worked out basic ways of using foreign experience that will contribute to the development of mechanisms architectural control in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственного архитектурно-строительного контроля: Международный опыт»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 3

Е.А. Юрченко

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Изучение и применение зарубежного опыта, адаптация эффективных и результативных достижений осуществляется всеми развитыми государствами. Следовательно, решение проблем строительной отрасли экономики и государственного архитектурно-строительного контроля как элемента системы строительной отрасли может быть выработано на осно -ве изучения зарубежного опыта.

По результатам исследования обобщены механизмы архитектурно-строительного контроля Российской Федерации, Австралии, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Португалии. Основными инструментами государственного архитектурно-строительного контроля в этих государствах являются организационные и правовые механизмы, которые осуществляются в практических мероприятиях.

Установлено, что основной составляющей механизмов государственного строительного контроля являются мероприятия по осуществлению инспекционных проверок. По результатам обобщения определены основные отличительные черты механизмов архитектурно-строительного контроля за рубежом, намечены направления применения зарубежного опыта, которые должны способствовать развитию механизмов архитектурно-строительного контроля на Украине.

Ключевые слова. Строительная сфера, механизмы государственного архитектурно-строительного контроля, зарубежный опыт.

Study and application of foreign experience, efficient and effective adaptation of the achievements are made by all developed countries.

Aid solutions of problem areas of the construction industry within architectural and building control, as part of the construction industry in Ukraine, can be invented through study of foreign experience.

The study summarizes the mechanisms of architectural and building control in Russian Federation, Australia, the United States, the United Kingdom and Portugal.

The main mechanisms of state architectural-building control in these countries, as in Ukraine are the institutional and legal mechanisms that are implemented in the form of practical application. The main component of

Юрченко Евгений Александрович — аспирант кафедры экономической политики Харьковского регионального института государственного управления НАГУ при президенте Украины; е-таИ: [email protected]

the mechanisms of state control is the building up of the implementation of inspections. According to the results of generalization identified the main characteristics of the mechanisms architectural and building control abroad, worked out basic ways of using foreign experience that will contribute to the development of mechanisms architectural control in Ukraine.

Key words. Building sphere, the mechanisms of state architectural and building control, foreign experience.

Налаженная и работоспособная система технического регулирования является фундаментом культуры строительства. Она устанавливает минимальные требования ко всем объектам и субъектам строительной деятельности, задействует механизмы контроля соблюдения этих требований и оценки нормативного соответствия объектов и субъектов строительной отрасли. Механизмы государственного контроля в сфере строительства реализуют общественные цели. Государственный архитектурно-строительный контроль позволяет удовлетворять ожидания общества от продуктов строительной деятельности, зданий и сооружений, применяемых при их возведении строительных материалов и изделий в отношении их физической, санитарной и экологической безопасности. Именно поэтому важной функцией государственного регулирования в сфере строительства становится функция контроля.

Особенно актуальной является адаптация и приближение к единому порядку управления экономическими процессами в условиях глобализации, поскольку схожая по своей сути нормативно-правовая база, установленный государственной властью порядок регулирования экономических процессов способствуют интеграции иностранных инвесторов во внутреннюю экономику страны.

Следовательно, решение проблем строительной отрасли экономики и государственного архитектурно-строительного контроля как элемента системы строительной отрасли на Украине может быть найдено при изучении зарубежного опыта. За рубежом уделяется большое внимание безопасности граждан, зданий и сооружений. В связи с этим во всех развитых странах мира функционируют системы государственного контроля (надзора) за строительством.

Исследованию управления в строительной отрасли за рубежом уделяли внимание Я.А. Рекитар, Ю.М. Казанский, А.М. Нем-чин, С.Н. Никешин, Е. Кнехтель, В.В. Чубинский, В.И. Морозов,

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Шр://Ьа5е.5ртГогт.ги/5Ьош_с1ос.Г\¥х?К§п=1404

В.В. Волошин, Л.И. Мещанинова, Ю.В. Егоров, В.Р. Чаплинская, Ю.М. Полохало и др.

Однако именно механизмы государственного архитектурно-строительного контроля за границей мало исследованы как отечественными, так и зарубежными учеными. Поэтому необходимо обобщить опыт ведущих стран мира в сфере государственного архитектурно-строительного контроля и определить основные механизмы государственного архитектурно-строительного контроля за рубежом, предложить по результатам обобщения практические рекомендации по их развитию на Украине.

В Российской Федерации уполномоченным органом федерального правительства в сфере государственного регулирования строительной отрасли является Министерство регионального развития РФ (Минрегион РФ). На указанный орган возложена ответственность за установление порядка по осуществлению государственного строительного надзора и организацию его научно-методического обеспечения . Минрегион РФ выполняет функцию главного наблюдательно-контрольного органа за соблюдением градостроительного законодательства органами государственной и местной власти. Минрегиону РФ предоставлено право на осуществление проверок органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. По результатам проверок Минрегион РФ имеет право издавать обязательные к исполнению предписания, привлекать к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, передавать материалы в органы прокуратуры.

Органы государственной власти субъектов РФ наделены делегированными полномочиями по исполнению строительного законодательства на местах. В отличие от большинства экономически развитых стран мира, где местные органы власти обеспечивают всю полноту власти в сфере государственного архитектурно-строительного контроля, в России надзорные и контрольные функции органов местной власти в области строительства значительно ограничены.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного строительного контроля является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор), которая входит в состав Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Рос-

1 Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон

Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. http://base.spinform.ru/ 51Ю\¥_С1ос.Г\¥Х?К§П=7632

технадзор является многопрофильным органом государственной власти в сфере надзора и контроля. Ростехнадзор также осуществляет функции по надзору и контролю за выполнением законодательства в сфере охраны труда и техники безопасности при выполнении строительных работ. Ростехнадзор выполняет свои функции через территориальные органы в субъектах федерации, которые на местах осуществляют инспекционные проверки зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. Руководство деятельностью территориальных органов осуществляет управление строительного и общепромышленного надзора Ростехнадзора.

Деятельность уполномоченных органов государственного строительного контроля регламентируется федеральным законодательством — Градостроительным кодексом Российской Федерации3, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях4, техническими регламентами и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденным постановлением правительства № 54 от 01.02.20065. Кроме федерального законодательства существенное влияние на деятельность контролирующих органов субъектов федерации осуществляет местное законодательство.

Основной составляющей механизмов государственного строительного контроля в России являются инспекционные проверки. Проверки проводятся согласно программе проверок, как правило, после осуществления каждого из периодов строительства в соответствии с календарным графиком работ. По завершению строительства проводится итоговая проверка, которая предшествует разрешению на ввод объекта в эксплуатацию.

Российское законодательство предусматривает ответственность за нарушение градостроительного законодательства, а это административные меры, штрафные санкции и административное приостановление деятельности субъекта нарушения на определенный период времени.

В России система лицензирования профессиональной деятельности в строительной отрасли отменена. Отказ государства от механизмов лицензирования обусловлен системными недо-

3Там же.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ 11Ир://Ьа5е.5ртГогт.ги/51юш_ёос.Г\¥х?К§п=1404

5 О государственном строительном надзоре в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54. http://base.spinform.ru/show_doc. Г\¥х?К§п=22527

статками в практике лицензирования. Получение лицензий осуществлялось как формальность, что привело к доступу на строительный рынок недоброкачественных субъектов строительной отрасли. Указанные действия подорвали доверие к лицензированию как одному из элементов государственного регулирования строительной отрасли. Вместо устранения недостатков системы лицензирования российская власть отменила лицензирование в строительной отрасли в целом. С 1 января 2010 г. в качестве инструмента допуска специалистов на российский рынок профессиональных услуг в строительной отрасли введена система допусков, которые выдаются некоммерческими саморегулирующимися организациями (далее — СРО). Создание и порядок деятельности СРО регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О саморегулирующихся организациях» № 315-Ф3 от 01.12.20076. Порядок деятельности саморегулирующихся организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительного подряда устанавливается Градостроительным кодексом РФ.

Стоит отметить, что российские саморегулирующиеся организации в строительной отрасли не являются по своему содержанию, цели, назначению и другим характеристикам аналогом широко распространенного за рубежом института саморегулируемых профессиональных организаций изыскателей, проектировщиков и строителей. Например, японский Закон о Кеншикуши7, как и российский закон, предусматривает создание региональных ассоциаций архитекторов и инженеров строительных специальностей. Однако функции японских профессиональных организаций ограничиваются информационно-методической поддержкой своих членов, в то время как российские СРО являются по своей природе инструментом обязательного обеспечения коллективной имущественной ответственности членов организаций за профессиональные ошибки членов своих организаций.

В Австралии существует двухуровневая система органов государственного контроля в сфере строительства. Центральным органом власти в этой сфере является Австралийский комиссариат по делам строительства. Указанный орган осуществляет

"О саморегулируемых организацияхФедеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЭ. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? Rgn=20168

7 The Kenchikushi Law for Architects & Building Engineers (Law N 202) /Japan Architectural and Educational Information Center (JAEIC). Tokyo: JAEIC, 1950.

s Техническое регулирование в строительстве. Аналитический обзор мирового опыта // Snip Innovative Technologies / Рук. А.Р. Серых. Чикаго: SNIP, 2010. С. 889.

контроль за соблюдением градостроительного кодекса в регионах. Комиссар Австралии по делам строительства назначает инспекторов Австралии по делам строительства, которые непосредственно выполняют наблюдательно-контролирующую функцию за соблюдением градостроительного законодательства, государственных строительных норм и правил, инспекторы в рамках своей деятельности имеют право осуществлять выборочные проверки. На региональном уровне функции государственного архитектурно-строительного контроля делегированы местным органам власти. Государственный контроль в сфере градостроительства на местном уровне осуществляют местные уполномоченные органы или аккредитованные строительные инспекторы, в каждом штате применяются собственные тарифы и уровень строительного сбора .

Основной составляющей механизмов государственного контроля в сфере строительства в Австралии, как и в Российской Федерации, является механизм инспекционных проверок, которые осуществляются на стадии строительства при выполнении каждого технологического цикла строительных работ. Количество запланированных проверок указывается в разрешении на строительство, застройщик заранее информирует строительного инспектора о необходимости осуществления проверки, которые выполняются после завершения строительных работ каждого цикла строительства.

Архитектурно-строительный контроль в США осуществляется органами муниципальной власти округов и муниципальных объединений. Органы местного самоуправления создают соответствующие учреждения. Как правило, таким учреждением является департамент по делам строительства, которой осуществляет государственный архитектурно-строительный контроль и обеспечивает соблюдение градостроительного законодательства субъектами градостроительной отрасли. Однако существуют исключения в муниципалитетах с небольшим количеством населения — функциями строительного контроля могут быть наделены пожарный департамент или даже отдел здравоохранения. Департамент по делам строительства осуществляет проверку проектных решений на соответствие требованиям строительных норм и правил, выдает разрешения на строительство, осуществляет инспекционные проверки, вводит в установленном порядке объекты в эксплуатацию. Такой государственный архитектурно-строительный контроль касается только негосударственного сектора.

9 Там же.

Основные права и обязанности органов надзора и контроля урегулированы строительными кодексами, которые законодательно закрепляют за должностными лицами органа контроля правоохранительные функции в области строительства. Главной целью деятельности департамента является защита жизни и здоровья, обеспечения безопасности населения на подведомственной территории. Эффективность работы зависит от того, насколько руководство и сотрудники департамента способны сбалансировать интересы по обеспечению безопасности продуктов строительной деятельности с экономической свободой. Общие административные обязанности и ответственность строительного департамента урегулированы в строительном кодексе ICC 200910.

Помимо государственного архитектурно-строительного контроля, который осуществляется строительными инспекторами окружных строительных департаментов и департаментов строительства муниципалитетов, в частной сфере он производится также частными строительными инспекторами .

Строительные инспектора осуществляют проверки за соблюдением градостроительного законодательства, при проведении проверок используются технические средства контроля. Строительный инспектор проверяет объект строительства на соответствие проектной документации, строительным нормам и правилам, результаты проверок оформляются в электронном и бумажном виде. Существует четыре типа инспекционных проверок: строительные проверки, проверки по жалобам, надзорные и специализированные проверки. Строительные проверки осуществляются на всех стадиях выполнения строительных работ от начала выполнения строительных работ (предварительная) до их завершения (итоговая проверка). Проверки по жалобам осуществляются в случае поступления жалоб в орган контроля, при выявлении нарушений инспектор выдает предписание об их устранении, после чего осуществляется проверка выполнения требований предписания, если предписание не выполняется, дело передается в суд. Надзорные проверки распределяются на выборочные и периодические. Выборочные осуществляются для проверки зданий и сооружений в определенном округе или квартале, проводятся без предупреждения, их целью является выявление фактов самовольного строительства и выявление сооружений, которые

10 International Building Code / International Code Council. Country Club Hills, ICC, 2009.

11 Construction and Building Inspectors. Bureau of Labor Statistics Occupational Outlook Handbook, 2010—2011 Edition — Access mode, www.bls.gov/oco/ ocos004.htm - 71k

не используются, могут быть опасными в связи с повреждением несущих конструкций. Периодические проверки осуществляются при проверке объектов по классам сооружений (школы, многоэтажные здания и др.), если они периодически в них нуждаются по решению властей штата. Специализированные проверки осуществляются для подтверждения соответствия сложных объектов независимыми аккредитованными инспекторами2.

Стоит отметить, что разрешение на строительство в США является платным и включает в себя расходы на проведение проверок. Это не касается выборочных надзорных проверок и проверок по жалобам. Указанные проверки осуществляются бесплатно, в случае недопущения инспектора к проверкам владельцем объекта, строительный инспектор обращается в суд за получением ордера на обыск, на основании которого осуществляется последовательная проверка.

В США деятельность местных органов строительного надзора и контроля организована в рамках правовой концепции разрешения на строительство. Жизненный цикл разрешения на строительство включает предварительную консультацию и инспекционную проверку, прием и рассмотрение заявления застройщика, проверку (экспертизу) строительной документации, выдачу разрешения или аргументированного отказа в разрешении на строительство и выдаче сертификата о пригодности к эксплуатации. В США функции должностных лиц, которые проверяют строительную документацию и осуществляющих инспекционные проверки, разграничены. Указанный подход базируется на том, что для выполнения этих типов работ нужна разная квалификация, навыки и личные качества служащих. К мерам административного воздействия по предотвращению нарушений и их прекращению принадлежат предупреждения, предписания о приостановлении строительства или отзыв разрешения на строительство, отмена регистрации лицензий на право осуществлять градостроительную деятельность, административные штрафы, признание недвижимого имущества опасным, что может повлечь за собой арест и снос объекта.

В Европейском Союзе вопросы осуществления государственного архитектурно-строительного контроля находятся вне компетенции ЕС. Эта деятельность является прерогативой стран — участников ЕС.

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. 11Ир://Ьа5е.5ртГогт.ги/51юш_ёос.Г\¥х?К§п=1404

В Великобритании принята двухъярусная структура наблюдательно-контролирующих органов. Указанная структура действует в каждом субъекте Объединенного Королевства.

В верхнем ярусе центральный исполнительный орган издает строительный регламент, устанавливает процедуру его осуществления, интерпретирует положения регламента. Целью этого является оказание помощи местным органам строительного надзора и контроля (в принятии решений) в рамках выполнения ими должностных обязанностей. Также центральный орган дает разрешение на упрощение норм нормативных требований для отдельных проектов, осуществляет надзор за программами по сертификации, ведет реестры аккредитованных органов, выполняет функцию высшей апелляционной инстанции и другие функции, которые касаются управления техническим регулированием на территории данного субъекта Объединенного Королевства. Центральный исполнительный орган не осуществляет государственный архитектурно-строительный контроль непосредственно, это прерогатива местных органов власти.

В нижнем ярусе наблюдательно-контролирующей системы применения строительного законодательства (выдача разрешений на выполнение строительных работ, осуществление инспекционных проверок, оценка соответствия строительных объектов, выдача сертификатов готовности законченных строительством объектов к эксплуатации, оценка энергоэффективности зданий и сооружений) осуществляется уполномоченными органами государственного архитектурно-строительного контроля на уровне округов и крупных муниципалитетов.

Для примера рассмотрим систему государственного архитектурно-строительного контроля субъектов Соединенного Королевства Англии и Уэльса.

Англия и Уэльс находятся под прямым управлением центрального правительства Великобритании, функции центрального государственного органа в области технического регулирования строительства возложены на Государственного секретаря по делам поселений и местного самоуправления, члена кабинета министров Великобритании. На уровне округов и муниципалитетов функции строительного надзора и контроля осуществляют органы строительного контроля, которые могут иметь одну из двух форм: местный орган государственного строительного контроля или одобренный инспектор. Местный орган государственного строительного контроля является учреждением местного органа власти, в то время как одобренный инспектор является частным юридическим или физическим лицом, имеющим соответствующую аккредитацию Совета строительной отрасли.

Государственные и частные органы строительного контроля преследуют одинаковые цели (обеспечение строительства безопасных, устойчивых и доступных для потребителей зданий и сооружений), в своей работе руководствуются одинаковыми принципами и правилами. Сотрудники органов государственного строительного контроля и одобренные инспектора имеют свои саморегулируемые профессиональные ассоциации, в рамках которых специалисты делятся опытом и координируют свою деятельность на региональном и национальном уровнях. В должностные обязанности сотрудников местных органов строительного контроля входит консультирование застройщиков по вопросам применения строительного законодательства, экспертная проверка строительной документации, выдача разрешений на строительство, проведение инспекционных проверок строительных объектов, выдача сертификата о пригодности объекта к эксплуатации.

Отдельные строительные объекты могут проходить процедуру самосертификации, которая заключается в инспектировании объекта силами подрядчика, имеющего аккредитацию специальной программы самосертификации.

Законодательство Англии, Уэльса и Шотландии предусматривает, что органом строительного контроля может быть любое лицо (государственное учреждение, частное предприятие или физическое лицо), которое удовлетворяет квалификационным требованиям. В настоящее время практика привлечения частных лиц в качестве строительных инспекторов существует только в Англии и Уэльсе, где претендент должен пройти регистрацию в Совете строительной отрасли — негосударственной, некоммерческой членской организации, уполномоченной государством регистрировать одобренных инспекторов. Соискатель должен продемонстрировать знание и практический опыт применения строительного законодательства и инженерно-технические знания в области строительных технологий и материалов, противопожарной безопасности, фундаментов и несущих конструкций, инженерно-технических систем зданий и сооружений, инженерных природоохранных мероприятий.

После успешного прохождения квалификационной проверки, собеседования и уплаты регистрационного сбора в размере 3,5 тыс. британских фунтов соискателю выдается регистрационный сертификат одобрения инспектора. За перерегистрацию взимается сбор в размере 0,8% от выручки инспектора в предыдущем году. Одобренный инспектор обязан приобрести полис по страхованию профессиональной ответственности. Совет строи-

тельной отрасли выполняет роль регистратора, надзорного органа и высшей апелляционной инстанции в области регистрации строительных инспекторов .

Необходимо подчеркнуть, что в Великобритании правительство обеспокоено выбросами углерода в атмосферу и обеспечением надлежащего уровня энергосбережения4; таким образом, для выполнения указанных задач изменяются нормативно-правовые акты, в которых определены минимальные требования по ресурсосбережению и энергосбережению, соблюдение этих норм жестко контролируется государством. Указанная практика применяется повсеместно в государствах Европейского Союза.

В Португалии власть отошла от осуществления государственного строительного контроля и передала эту функцию частному сектору экономики, внедрив институт аккредитованных инспекторов. Система строительного контроля функционирует по разрешительной процедуре, разрешение на выполнение строительных работ должно постоянно находиться на строительной площадке. Контроль качества выполняемых строительных работ осуществляет строительный инспектор, который выбран разработчиком проекта и контролирует соответствие выполненных работ проекта, и технический директор проекта, который является сотрудником фирмы подрядчика. Соответствие выполненных строительных работ проверяются аккредитованными строительными инспекторами. Строительный контроль осуществляется на всем этапе строительства. По завершению выполнения строительных работ муниципалитет в установленном порядке выдает сертификат соответствия. Разрешение на строительство и сертификат являются платными, стоимость определяется в зависимости от площади объекта, его назначения и места расположения. В случае выявления муниципалитетами нарушений они сообщают в строительные ассоциации, которые должны применить санкции к нарушителям, в случае выявления существенных нарушений муниципалитет может запретить работать нарушителю на своей территории сроком до четырех лет .

Итак, система государственного архитектурно-строительного контроля является одним из основных элементов государственного регулирования строительной отрасли в России, Австралии,

]3 Техническое регулирование в строительстве. Аналитический обзор мирового опыта // Snip Innovative Technologies / Рук. А.Р. Серых. Чикаго: SNIP, 2010.

14 Government The Future of Building Control. Department for Communities and Local. L„ 2008. P. 87.

15 Pedro J. The Portuguese building regulation system: a critical review scientific article, www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid= 1798883

США, Великобритании, Португалии. Механизмы осуществления государственного архитектурно-строительного контроля на Украине и в мировой практике применяются идентичные, однако есть и определенные различия в зависимости от национальных особенностей и законодательных норм. Основной составляющей механизмов государственного строительного контроля в России, Австралии, США, Великобритании и Португалии являются мероприятия по осуществлению инспекционных проверок. Проверки осуществляются преимущественно по программе после выполнения таких строительных работ, как устройство строительной площадки (подготовительные работы), устройство фундаментов, возведение каркаса, устройство водопровода, канализации, вентиляции, газоснабжения (специальные работы), проверка перед отделочными работами, итоговая проверка по завершению всех запланированных проектом работ, в том числе благоустройства прилегающей территории. В России существует механизм проверок федеральной властью соблюдения градостроительного законодательства властями регионов и органами местного самоуправления. В США государственный архитектурно-строительный контроль распространяется на частный сектор, а контроль над строительством муниципальных и государственных объектов осуществляют муниципальные и государственные органы власти, которые являются заказчиками указанных работ. Стоит отметить, что одной из основных особенностей в США, которая требует внимания, является то, что изменение целевого назначения объекта архитектуры является правонарушением. В случае изменения целевого назначения выдается предписание о приведении здания в соответствие с целевым назначением, предусмотренным сертификатом соответствия. В случае неприведения в соответствие сертификат соответствия отзывается, что является фактическим запретом эксплуатации.

В Российской Федерации прекратил действие механизм государственного лицензирования субъектов строительной отрасли, вместо него введен негосударственный институт саморегулируемых организаций.

В субъектах Объединенного Королевства — Англии, Уэльсе и Шотландии существует как государственный, так и частный архитектурно-строительный контроль, органы контроля выполняют одинаковые функции. Для определенных объектов существует механизм самосертификации, т.е. ввод объектов в эксплуатацию строительными организациями, имеющими соответствующую квалификацию, без привлечения инспекторов государственного архитектурно-строительного контроля.

В некоторых странах мира, таких как США, Австралия, Великобритания и Португалия, государственный архитектурно-строительный контроль является платным.

Результаты обобщения иностранного опыта позволяют сформулировать предложения по его применению в развитии механизмов государственного архитектурно-строительного контроля на Украине.

Поскольку органы государственной власти и их должностные лица должны действовать только в пределах нормативно-правовых актов Украины, с целью улучшения эффективности органов государственного контроля в сфере строительства следует внести изменения в действующее законодательство Украины.

Необходимо ввести обязательные предварительные и заключительные проверки для всех категорий объектов строительства, ввести проведение проверок в основные этапы строительных работ. Целесообразно предусмотреть административную ответственность за изменение целевого назначения введенного в эксплуатацию объекта с запретом эксплуатации до устранения нарушений.

Учитывая, что основным должностным лицом органов контроля как за рубежом, так и на Украине является инспектор государственного архитектурно-строительного контроля, необходимо расширить круг полномочий главных государственных инспекторов Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины и ее территориальных органов. Расширение круга полномочий в первую очередь должно коснутся выдачи предписаний об устранении правонарушений в части приостановления строительных работ и запрета эксплуатации зданий и сооружений, которые эксплуатируются с нарушением градостроительного законодательства.

Также необходимо соотнести механизмы государственного архитектурно-строительного контроля посредством разработки и принятия регламентов действий должностных лиц соответствующих инспекций.

Внедрение института частных строительных инспекторов на Украине возможно рассматривать при условии существенного повышения темпов экономического развития и уровня благосостояния граждан.

Также развитию механизмов архитектурно-строительного контроля и строительной области экономики будет способствовать приведение нормативной базы Украины к европейской относительной аккредитации субъектов строительной отрасли и технических нормативно-правовых актов, в том числе относительно минимальных требований к ресурсо- и энергосбережению.

Список литературы

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N° 190-ФЗ. http:// base .spinfomi. ru / show^doc .fwx? Rgn=7632

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N° 195-ФЗ. http://base.spinfomi.ru/show_doc.fwx?Rgn=1404

О государственном строительном надзоре в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N° 54.http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=22527

О саморегулируемых организациях.Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N° 315-Ф3.http://base.spinfomi.ru/ show_doc.fwx?Rgn=20168

Техническое регулирование в строительстве. Аналитический обзор мирового опыта // Snip Innovative Technologies / Рук. А.Р. Серых. Чикаго: SNIP, 2010.

Construction and Building Inspectors // Bureau of Labor Statistics. Occupational Outlook Handbook, 2010—2011 Edition, www.bls.gov/ oco/ocos004.htm - 71k

Government The Future of Building Control. Department for Communities and Local. L., 2008.

International Building Code / International Code Council. Country Club Hills, ICC, 2009.

Pedro J. The Portuguese building regulation system: a critical review. www.emeraldinsight.com/jounials.htm?articleid=l 798883

The Kenchikushi Law for Architects & Building Engineers (Law N 202) / Japan Architectural and Educational Information Center (JAEIC). Tokyo: JAEIC, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.