Научная статья на тему 'Обеспечение качества образования в классическом университете'

Обеспечение качества образования в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества образования в классическом университете»

направлен на сочетание качества университетского образования и динамичного реагирования на потребности регионального рынка труда. У нас реализуются программы дополнительных квалификаций, такие как «Преподаватель», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Системный инженер», «Мастер делового администрирования (МВА)»; дополнительные образовательные программы для школьников, дополнительные образовательные программы в Центре современных европейских языков и перевода, Региональном центре французского языка и культуры, Центре немецкого языка, Центре коммуникативных исследований.

В университете представлен также широкий спектр программ профессиональной переподготовки. ИПК ВГУ по заданию Рос-

образования проводит повышение квалификации научно-педагогических работников вузов России по программам «Болон-ский процесс в российских вузах: технологии и реализация », «Гуманитаризация компонентов образовательного процесса в высшей школе», «Многоуровневое образование», «Проблемы качества образования », «Гуманитарные проблемы современности », «Коммуникативная компетенция преподавателя» и др.

Подводя итоги, можно сказать, что у нас представлены и динамично развиваются все модули современной системы образования. Воронежский государственный университет открыт инновациям, уверенно смотрит в будущее и активно заявляет о себе в международном образовательном пространстве.

Е. чупандина, доцент, Обеспечение качества

начальник управления образования В

качества образования

классическом университете

Существенные изменения, произошедшие на рынке образовательных услуг, поставили перед высшей школой проблему кардинального изменения модели управления вузом с акцентом на управление качеством образовательного процесса и качеством выпускников.

Как ответил ВГУ на новые вызовы? С какими проблемами он столкнулся, реализуя классическое университетское образование?

В 2005 г. по итогам исследования рынка образовательных услуг были сформулированы миссия и политика университета в области качества. Воронежский государственный университет должен стать одним из ведущих классических вузов в области предоставления лицензированных образовательных услуг по подготовке выпускников с высшим образованием и ученой степенью, проведения научных исследований

и разработок, консультаций и мероприятий по повышению квалификации и переподготовки на регионально-федеральном уровне. Для реализации заявленной миссии и политики была разработана Концепция развития университета. Среди приоритетных направлений этого документа следует выделить:

• формирование качества и повышение привлекательности классического университетского образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, государства, общества;

• улучшение коммуникаций между университетом и европейским образовательным сообществом;

• создание эффективной модели менеджмента предоставления образовательных услуг;

• привлечение дополнительных финансовых источников для реализации об-разовательныхуслуг и проведения научных исследований.

Структуризация основных направлений сквозь призму принципов Болонского процесса была осуществлена в стратегическом плане развития университета на период до 2010 г., утвержденном на Ученом совете в 2005 г.

Реализация первых двух направлений предусматривает решение комплекса задач, среди которых следует выделить следующие:

■ реальное и эффективное развитие двухступенчатой системы высшего профессионального образования;

■ изучение и внедрение системы зачетных единиц (ECTS);

■ повышение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев его оценки;

■ обеспечение подвижности и гибкости учебных планов, их ориентация на рынок труда;

■ расширение доступа к высшему образованию за счет разнообразия учебных образовательных программ;

■ реализация совместных программ университета с зарубежными вузами;

■ расширение международного сотрудничества.

Одним из действенных инструментов сохранения существующихи приобретения новых конкурентных преимуществ на внутреннем рынке образовательных услуг, а также интеграции университета в европейское образовательное пространство является создание системы управления, основанной на прозрачных и понятных принципах. Из практики известно несколько моделей управления, использование которых позволяет обеспечить соответствие университетского менеджмента международным правилам по общепринятым критериям. Воронежский государственный университет остановился на модели управления качеством, основанной на международных стандартах ISO серии 9000. Определяющи-

ми причинами при выборе этой модели послужили такие факторы, как:

• ее доступность и понятность реальному сектору экономики не только российского, но и зарубежного бизнес-сообщества, который является основным потребителем выпускников вуза;

• объективность внешнего контроля;

• эффективный внутривузовский контроль.

Основными целями ВГУ в области управления качеством выступают:

■ повышение качества образовательных услуг и научных исследований за счет улучшения организации основных процессов и управления ими;

■ обеспечение международного признания качества основных образовательных программ, научных исследований за счет сертификации системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO серии 9000:2001.

Внедрение СМК прошло ряд этапов:

• 2003 г. - адаптация требований стандарта ISO серии 9001:2000 косновным процессам в вузе. Разработка миссии, политики в области качества и руководства по качеству;

♦ 2004-2005 гг. - создание и сертификация СМК в пяти подразделениях университета: на математическом, фармацевтическом, международном факультетах, факультете компьютерных наук и факультете философии и психологии;

♦ 2006 г. - создание и сертификация СМК в четырех подразделениях: на химическом, романо-германском факультетах, факультете прикладной математики и механики, в зональной научной библиотеке;

♦ 2007-2008 гг. - подготовка к международной сертификации биолого-почвенного, геологического, физического, филологического, экономического, юридического факультетов, факультетов журналистики и географии и геоэкологии.

Сертификация ВГУ осуществлена органом по сертификации NQA Global Assurance Limited (Великобритания) 13 марта 2006 г. на срок до 13 июня 2009 г.

Обеспечение качества образования, научно-исследовательской работы и сопоставимых методологий и критериев их оценки основано на комплексе методов мониторинга образовательного, научно-исследовательского и других процессов согласно разработанной «карте процессов » ВГУ.

Для мониторинга и измерения процессов системы менеджмента качества образования используются статистические методы. На каждом этапе деятельности проводится сравнительный анализ соответствия выполненных мероприятий запланированным, контроль за исполнением планов в рамках распределения обязанностей и полномочий, внутренний аудит подразделений и процессов системы менеджмента качества.

Показатели результативности образовательного, научного процессов разработаны с использованием критериев, применя-емыхпри проведении комплексной оценки деятельности вуза.

Результаты мониторинга и измерения процессов отражаются в годовых отчетах структурных подразделений и используются для поддержания и совершенствования

процессов системы менеджмента качества. В ВГУ осуществляется мониторинг и измерение характеристик знаний, умений и навыков, которые получают обучающиеся. Контроль полученных знаний, умений и навыков проводится систематически на всех этапах образовательного процесса. Он включает в себя:

■ входной контроль знаний, умений, навыков абитуриентов;

■ контроль правильности и объективности оценки знаний, умений и навыков студентов;

■ контроль знаний,умений, навыков студентов: текущий (межсессионный), промежуточный (сессионный), итоговый (итоговая аттестация);

■ контроль остаточных знаний студентов;

■ проверка качества полученных знаний, умений и навыков студентов другими способами;

■ рецензирование и оценка курсовых, дипломных и других выпускных работ;

■ итоговая аттестация: государственные экзамены, выпускные квалификационные работы;

■ контроль за документацией результатов проверки качества полученных знаний, умений и навыков студентов;

■ методические рекомендации по составлению и применению разных видов контроля.

Результаты проверки качества полученных знаний, умений и навыков студентов регистрируются и поддерживаются в рабочем состоянии в виде протоколов текущего контроля, аттестационных ведомостей, журналов, зачетных книжек, приложений к дипломам и т.д.

Целью системы контроля научно-исследовательской работы в вузе является соблюдение требований технических заданий, сроков выполнения НИР, качества научной продукции. Система контроля направлена на предупреждение, выявление и устранение недостатков, обобщение и распространение полученных результатов, поиск резервов для улучшения качества НИР. Сис-

тема контроля НИР включает в себя следующие элементы:

• утверждение технических заданий заказчиком;

• утверждение календарных планов и контроль их выполнения путем анализа промежуточных отчетов по этапам выполнения НИР;

• анализ своевременности финансовых поступлений по этапам выполнения НИР;

• анализ сроков сдачи отчетов по НИР и их утверждение заказчиком;

• утверждение актов приемки-сдачи заказчиком;

• контроль за количеством и качеством научных публикаций на основании годовых отчетов по НИР кафедр, факультетов, научных подразделений;

• анализ результатов рейтинга научных сотрудников;

• анализ успешности проведения научных конференций по отчетам организаторов, сборникам материалов конференций, научных трудов;

• анализ работы диссертационных советов.

Мониторинг качества образования среди структурных подразделений ВГУ осуществляется в соответствии с Положением о рейтингах направлений подготовки

(специальностей), кафедр, факультетов. Для ведения мониторинга качества образования и обработки данных функционирует база данных «Рейтинг ВГУ», заполнение которой осуществляют административные подразделения, обеспечивающие учет соответствующей категории данных, на основе отчетов, предоставляемых факультетами, кафедрами. Имеющиеся в базе данных показатели соотносятся с аккре-дитационными показателями для университетов, установленными Министерством образования и науки. Анализ данных проводится по 9 показателям, отражающим специфику деятельности университета как учреждения высшего профессионального образования, реализующего подготовку специалистов по многим направлениям подготовки и осуществляющего научные исследования.

База данных промежуточных и итоговых аттестаций студентов позволяет подводить итоги успеваемости студентов в целом по университету, по специальностям (направлениям) с учетом форм обучения и финансирования обучения.

В настоящий момент в ВГУ функционирует интерактивная система сбора информации: учитываются мнения всех участников образовательного процесса о качестве

образовательных услуг, предоставляемых ВГУ. В феврале - апреле 2005 г. эта система была апробирована на фармацевтическом факультете. Анкеты предоставлены лабораторией социологических исследований ВГУ. В опросе, проводимом сотрудниками лаборатории, принимали участие все участники образовательного процесса: студенты, профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал факультета.

Опрос выпускников ВГУ текущего года традиционно проводится сотрудниками факультетов с помощью анкеты, разработанной сотрудниками управления.

На сайте управления качества образования ВГУ в течение последних лет функционирует распределенная информационная система «Трудоустройство».Работода-тели имеют возможность разместить свою информацию об имеющихся вакансиях, просмотреть предлагаемые студентами и выпускниками резюме, а студенты и выпус-

кники - изучить имеющуюся информацию и оставить свое резюме.

Совместно с департаментом федеральной государственной службы занятости по Воронежской области дважды в год организуются ярмарки вакансий для студентов и выпускников ВГУ. Начиная с 2004-2005 учебного года департамент на основе договора о сотрудничестве с университетом проводит квалифицированные консультации выпускников и студентов по вопросам трудоустройства и предоставляет доступ к имеющимся в департаменте базам данных.

В соответствии с приказом Рособразо-вания последние годы у нас проводятся курсы повышения квалификация для профессорско-преподавательского состава высших и средних образовательных учреждений Центрального федерального округа. За период 2006-2007 гг. проведено обучение более 200 слушателей из 25 вузов и 9 ссузов по курсу «Управление качеством.

А. ХОВИВ, профессор, первый проректор

Г. ВАШАНОВ, заместитель первого проректора

Развитие общества, основанного на научных знаниях,предполагает инновационный характер построения экономики и развитие высокотехнологичного производства. В реализации этой задачи существенная роль принадлежит классическим университетам, которые ведут подготовку специалистов на основе интеграции научных исследований и обучения и осуществляют междисциплинарные исследования в контакте с академическими и отраслевыми институтами. К числу таких учебных заведений относится и один из старейших вузов страны - Воронежский государственный университет.

Университет - центр

фундаментальных

исследований

Важнейшей составляющей процесса обучения в ВГУ являются научные исследования, выступающие в данном случае не только способом получения новых знаний, но и методом подготовки специалистов, обладающих аналитическим мышлением, способныхрешать не только сиюминутные тактические задачи, но и определять стратегический вектор развития промышленности. Для этого у нас есть все возможности.

Университет - крупнейший в регионе центр в области фундаментальных естественно-научных и гуманитарных исследований. Научно-исследовательскую работу в университете ведут более 1400 препода-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.