Научная статья на тему 'Моделирование системы менеджмента качества в вузе'

Моделирование системы менеджмента качества в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы менеджмента качества в вузе»

УДК 378

JI. М. Струминская

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

Сегодня во всем мире управление качеством является главным фактором, обеспечивающим преимущество любой системы, в том числе и системы образования. В высшей школе на первый план вышла проблема управления качеством подготовки специалистов, что является одновременно проявлением общей тенденции создания систем обеспечения качества во всех отраслях народного хозяйства. Среди причин сложившейся ситуации существенную роль играет недостаточная разработанность в науке теоретических основ управления качеством подготовки специалистов в период вузовского обучения [6, с. 5]. Анализ существующих подходов к управлению вузами свидетельствует, что, как правило, по содержанию управление качеством в вузах преимущественно нормативно-правовое, стиль управления - оперативный, т. е. управление осуществляется по принципу выявления отклонений от нормального функционирования и проведения мероприятий по устранению недостатков. Согласно общей теории управления, это жесткое управление. Фиксируя только текущее состояние, оно, по сути, является управлением «по хвостам». Механизмы развития, нововведений и непредвиденных изменений не учитываются. Обеспечивается только запаздывающая реакция на обострение ситуации, когда не принимать решения нельзя. Управление фактически становится догоняющим.

Подобное управление ориентировано на поддержание функционирования существующей образовательной системы и в малой степени - на ее развитие. При этом известно, что оптимальный вид организация принимает, если в ее структуре достигнуто равновесие двух основных процессов -функционирования и развития. Создание эффективно функционирующей организации, способной не только выживать, но и развиваться в условиях рыночной экономики, решать задачи, которые ставит общество и потребитель, возможно только при использовании организацией современных технологий менеджмента.

Сегодня вуз должен осознать свое положение как субъекта рынка и, следовательно, признать, что все закономерности рыночной экономики, закономерности борьбы за выживание и «естественный отбор» действуют и на рынке образовательных услуг. Современный арсенал инструментов совершенствования бизнеса достаточно велик и продолжает пополняться все новыми подходами: 6-Сигма, стандарты ИСО серии 9000, сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), структурирование функций

качества (Quality Function Deployment), анализ характера и последствий отказов (Failure Mode and Effect Analysis), модели самооценки организации Т. Конти, Дж. Далгаарда, Д. Клеммера, бенчмаркинг и др. Подавляющее большинство названных подходов основаны на принципах всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM). Хотя прямой перенос моделей бизнеса в образование невозможен и не нужен, тем не менее перед высшей школой сегодня стоит тот же вопрос, что и перед коммерческими организациями: каким образом вузы могут работать эффективнее, экономичнее, выпуская «продукцию» более высокого качества.

Можно выделить следующие вехи в развитии подходов к управлению качеством образования в исторической ретроспективе. Впервые теории научного управления образованием появились в 20-х гг. в США. Они в основном опирались на классическую теорию управления и теории человеческих отношений. В 50-60-х гг. начинается разработка теорий на основе концепций социальных наук, а также концепций целевого управления в образовании. В 70-х гг. М. Джонсоном впервые была предложена модель системного управления образованием, в основе которой лежит принцип взаимодействия и взаимозависимости всех компонентов образовательной организации. Период 80-х гг. характеризуется активными реформами в системе образования: децентрализация управления образованием, повышение самостоятельности образовательных учреждений, разработка новых принципов управления ими. Тенденции предоставления большей независимости образовательным учреждениям во многих странах связываются с развитием внутренних систем оценивания качества (самооценивание).

В 90-х гг. управление образованием обратилось к теории комплексного управления качеством, использованию принципов TQM и международных стандартов ИСО серии 9000. Первые попытки внедрения TQM в университетах США начались в 1985 г., движение быстро распространялось, и уже в 1996 г. принципы совершенствования качества использовались в 252 университетах. Общим фактором, подталкивающим вузы США к внедрению TQM, по мнению Н. Ховарда, являлось ограничение финансовых ресурсов, включая государственные фонды [6].

В Великобритании распространение методологии TQM произошло несколько позже. Причем, если инициатива применения TQM в США исходила от самих университетов, то в Великобритании первоначальный импульс был задан правительством. Сравнивая вузы США и Англии, эксперты отмечают, что практика всеобщего управления качеством применяется в США более интенсивно и широко, причиной этого является приватизированная и сильно ориентированная на рынок природа высшего образования США. Почти все случаи применения TQM в Англии приходятся на университеты, которые были политехническими институтами и в большей степени были подвержены влиянию рыночных факторов, чем традиционные классичес-

кие университеты, которые обычно полагаются на свою национальную и международную репутацию [1, с. 5-22].

Методология TQM в настоящее время довольно успешно применяется в университетах Канады, Норвегии, Германии, Нидерландов, Японии, Финляндии и других странах. Специалисты отмечают, что при внедрении TQM уменьшается отсев студентов, отмечается прогресс в сфере разработки учебных программ, увеличивается скорость решения оперативных задач управления, повышается степень участия профессорско-преподавательского состава в вопросах повышения качества обучения, улучшаются коммуникации между функциональными отделами, повышается востребованность выпускников.

В высших учебных заведениях России разработка и внедрение систем менеджмента качества постепенно набирает темпы. Этому способствуют установки Минобрнауки РФ и усиливающаяся конкуренция на рынке образовательных услуг. Поэтому большинство вузов приступили к построению собственных систем управления качеством на основе идеологии TQM. Для того чтобы решить задачу повышения качества образования в вузе, необходимо это качество спланировать, обеспечить в образовательном процессе, подтвердить.

Приступая к разработке системы менеджмента качества (СМК), вуз должен определить модель, в соответствии с которой она должна будет строиться. Традиционная модель обеспечения качества высшего профессионального образования базируется на показателях, применяемых во время комплексной оценки деятельности вузов: лицензирования, государственной аккредитации и аттестационной экспертизы, т. е. любой вуз имеет некоторую независимую систему качества, и это подтверждается следующими положениями. Минобрнауки РФ в лице Федерального агентства по образованию (одна из заинтересованных сторон), выдвигает определенные требования к качеству подготовки специалистов и контролирует их выполнение в период комплексной проверки деятельности вуза. Эти требования изложены в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и практически сводятся к выработке у студентов знаний, умений, навыков в определенной профессиональной сфере. Контрольные мероприятия (текущий, промежуточный контроль, итоговая государственная аттестация), подтверждающие освоение студентами образовательной программы, могут незначительно отличаться в различных вузах, но в целом также определяются требованиями ГОС ВПО. Таким образом, при выполнении вузом ГОС ВПО, требований аттестационных и аккредитационных показателей, наличии основных документов, регламентирующих деятельность подразделений, любой вуз обладает независимой системой качества.

Анализ отечественной и зарубежной литературы в области построения

СМК в вузах позволил выявить 9 основных моделей. Наиболее полно специфика качества в высшем образовании отражена в бельгийско-нидерландской модели, основанной на модели Европейского фонда по менеджменту качества (ЕРС>М), на основе которой строится модель конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» [5]. Большинство моделей управления качеством образования в зарубежных и российских вузах построено на основе оценочного метода, предполагающего статистическую обработку достигнутых результатов. Однако мировой тенденцией является переход на модели, соответствующие концепции всеобщего менеджмента качества и требованиям международного стандарта ИСО 9001 версии 2000 г. [1]. К тому же, если среди требований вуз включает необходимость сертификации СМК в российской или международной системах сертификации, то он вынужден использовать модель, в основу которой положены требования и рекомендации указанного стандарта и принципы всеобщего менеджмента качества. Выбор названной модели вызван также тем, что, присоединившись к Болонскому процессу (для большинства вузов это не является собственным выбором), Россия официально стала членом Европейской зоны высшего образования и должна обеспечивать сопоставимое качество образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий проверки.

Проведенный анализ литературы позволил сформулировать основные требования к разработке модели СМК подготовки специалистов в вузе:

1. Хорошо спроектированная и работающая СМК должна стать естественной составляющей общего управления вузом (а не параллельно функционирующей) и рассматриваться как основа всей системы внутриоргани-зационного управления, функционирование которой направлено на повышение качества образовательного процесса и всей деятельности вуза в целом.

2. Создание СМК образования - это не разработка чего-то необычного, а приведение в соответствие с международными стандартами ИСО серии 9000 уже существующих в вузе элементов системы качества подготовки специалистов. СМК не должна противоречить традиционной деятельности вуза и внешнему окружению.

3. СМК должна обеспечивать возможность измерения показателей качества образовательного процесса на любом этапе управленческого цикла.

4. СМК должна приносить практическую пользу вузу путем постоянного улучшения его деятельности и качества образования.

При построении модели нами учитывалось, что управление качеством подготовки специалистов должно быть основано на процессном подходе и описано с двух сторон - структурной и функциональной.

Структурная модель отражает основные показатели качества процесса и качества результата подготовки, а функциональная - характеристики решаемых управленческих задач.

Проектирование вузовской системы менеджмента качества основывается на утверждении, что качество является системообразующим фактором. Поэтому при разработке модели СМК необходимо использовать системный подход, позволяющий рассматривать деятельность вуза как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, направленных на повышение степени удовлетворенности всех категорий потребителей за счет обеспечения и постоянного улучшения качества «продукции» образовательной организации на всех стадиях ее жизненного цикла. Системный подход означает, что наиболее эффективное управление системой невозможно без обратных связей, без информации о текущем ее состоянии. А это невозможно без сбора и обработки этой информации, полученной в разных видах (статистическая, экспертная, измеренная в количественных и качественных показателях).

Анализ и адаптация требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 [2] применительно к специфике управления качеством образования позволили разработать структурную модель системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе. Движущей силой разработанной модели являются потребители, так как все действия в области качества начинаются с них и ими же заканчиваются.

Модель включает четыре группы процессов: процессы управления, обслуживающие процессы, процессы жизненного цикла продукции (в применении к вузу - эго осуществление процессов высшего профессионального образования), процессы измерения, анализа и улучшения. Названные процессы представлены в виде четырех блоков (рис.1):

- ответственность руководства (управленческая деятельность руководства);

- управление ресурсами;

- процессы жизненного цикла образовательной услуги;

- измерение, анализ, улучшение.

Основной блок «Процессы высшего профессионального образования» содержит совокупность элементов жизненного цикла образовательной услуги. Образовательный процесс начинается с момента, когда потребитель обращается за образовательной услугой, продолжается в течение всего образовательного периода (процесса оказания услуг) и заканчивается оценкой ее результата. На «входе» образовательного процесса находится уровень подготовленности абитуриентов. Однако в связи с переориентацией оценки результатов образования в современной педагогической науке [3] с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность», на входе системы находится уровень допрофесси-

Требования к СМК

Общие

К документации

Управление ресурсами

■і______(обеспечивающие процессы)

Персоналом, Янфрастру- Производствен студентами сгурой ной средой 1_____________________________

анализ соответствия

Абитуриент

Допрофессион» нал компетентне

Требования ГОС ВПО Требования работодателей Потребности личности

вход

Стратегическое планирование с целью постоянного улучшения СМК

Ответственность руководства за

разработку н внедрение политики в области качества; планирование, создание и развитие системы качества; распределение ответственности, обеспечение ресурсами; управление документаций, анализ системы качества.

Измерение, анализ, улучшение

(мониторинг образовательной среды)

Измерения,

Внутренний аудит __________

Процессы высшего профессионального образования

(процессы жизненного цикла образовательной услуги)

1. Маркетинг

2. Проектирование образовательного процесса

3. Формирование контингента Планирование образовательного процесса

5. Подготовка методического, материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса Осуществление образовательного процесса Содействие в трудоустройстве выпускников

Выпускники

Профессионал

выход

Рис.1. Структурная модель системы менеджмента качества подготовки

специалистов в вузе

ональной компетентности поступающих в студенты, достаточный для получения высшего профессионального обучения. Определяется этот уровень либо по итогам единого государственного экзамена, либо по критериям, разработанным вузом (так называемая «фильтрация» абитуриента). Конкурсный отбор при поступлении абитуриентов в вуз - необходимое условие достижения должного качества обучения.

Многие вузы - как государственные, финансовое благополучие которых во многом зависит от количества студентов, обучающихся на коммерческой основе, так и негосударственные, финансируемые только за счет оплаты студентов за обучение, - в ущерб своему имиджу вынуждены снижать требования к абитуриентам на «входе». В основе этого лежит экономический интерес в привлечении большего числа студентов независимо от уровня готовности этих абитуриентов к получению высшего образования. При этом руководство вуза понимает, что оказание образовательных услуг сла-боиодготовленным студентам отрицательно влияет на имидж вуза. Но поскольку слабая подготовка выпускников школ достаточно распространена, «фильтровать» придется очень многих. К тому же, не поступившие в дан-

ный вуз абитуриенты окажутся в другом, менее престижном, в результате функция «фильтрации» в масштабе общества все равно не будет выполнена. А так как спрос на рынке образовательных услуг достиг своего предела, практически все, имеющие возможность оплатить обучение, поступают в вузы. При этом, как известно, «плохое» сырье дает и соответствующую продукцию на «выходе». Решение данной проблемы видится в государственном регулировании этого процесса. Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена позволит обеспечить объективность вступительных испытаний, а также осуществление государственного контроля качества образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников школ.

На «выходе» образовательного процесса - соответствие знаний, умений, навыков выпускника некоторой «модели», построенной в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности. «Фильтрация» выпускника осуществляется по критериям итоговой государственной аттестации. Поскольку квалификационная модель действующих государственных образовательных стандартов не в полной мере отвечает запросам работодателей, в последнее время наметился поворот к компетентностной модели специалиста, в которой на первый план выходят такие качества, как мобильность, умение принимать ответственные решения в ситуации выбора, умение адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям рынка труда. Поэтому на «выходе» должна быть обеспечена профессиональная компетентность будущего специалиста, включающая наряду с общетеоретическими и общепрофессиональными компетенциями социально-личностные, организационно-управленческие и специальные.

Создание «модели» специалиста необходимо по каждому направлению подготовки как внутреннего стандарта, опирающегося на государственные и региональные требования ГОС и базовых отраслей, при участии потребителей, и, прежде всего, организаций-работодателей.

Компетентность выпускника - будущего специалиста - является одним из важнейших критериев оценки деятельности вуза. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже невозможно делать ставку на усвоение определенной суммы фактов. Главным становится научить учиться, привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке стремительно изменяющейся информации. Таким образом, на «выходе» - подготовленный студент, добросовестный гражданин, хорошее трудоустройство, удовлетворение родителей студентов. Главными критериями результативности образовательного процесса являются образованность выпускников, их востребованность на рынке труда.

Блок «Ответственность руководства» включает обязанность руководства устанавливать политику, цели и задачи в области качества вуза. Из это-

го вытекает необходимость надлежащего проектирования и планирования, которые должны базироваться на требованиях потребителей и результатах измерений и мониторинга.

Анализ данных со стороны руководства, поступающих по каналам обратной связи, включает: данные о функционировании процессов, посредством которых предоставляется образовательная услуга; данные о соответствии образовательной услуги ожиданиям и требованиям потребителей.

Блок «Управление ресурсами» относится к обеспечивающим процессам СМК, которые предназначены для обеспечения ресурсами процесса высшего профессионального образования. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001, к ресурсам организации относятся: работники, инфраструктура, производственная среда, информация, поставщики и партнеры, природные и финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения качества подготовки специалистов, адекватных потребностям рынка труда.

Результаты анализа, подготовленные на основе данных блока «Измерение, анализ, улучшение» должны служить основой для разработки предложений по совершенствованию самой системы менеджмента качества и улучшению качества образовательной услуги. Система измерения и мониторинга предполагает непрерывное, целенаправленное, планомерное, независимое и объективное наблюдение, оценку, учет и анализ состояния управления процессом предоставления образовательных услуг с целью выявления его несоответствия требованиям всех категорий потребителей. Определение потребностей и ожиданий потребителей образовательной услуги и анализ уровня их удовлетворенности подробно описаны в статье «Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе» [4].

На базе структурной модели для основного, образовательного процесса (ОП) разработана функциональная модель СМК подготовки специалистов (рис. 2), основанная на исполнении цикла Э. Деминга. Основными элементами традиционной функциональной модели управления качеством в вузе являются: планирование, реализация, контроль, совершенствование образовательного процесса.

Планирование качества ОП включает обоснование и выбор целей; формирование эталонов качества (модели специалиста по каждому направлению подготовки); определение методов и средств воздействия на условия и факторы, определяющее качество; доведение планов до исполнителей.

Планирование предполагает подробное описание путей и средств достижения целей, определенных в политике вуза в области качества.

Реализация ОП требует разработки средств обеспечения учебного процесса, организации образовательного процесса в соответствии со стандартной схемой. Реализация подразумевает координацию трудовых и других ресурсов для выполнения намеченных целей. В выполнении данной функ-

Политика, цели вуза в области качества

Рис. 2. Функциональная модель системы управления качеством образовательного процесса, основанная на исполнении цикла Э. Деминга РОСА (внутривузовский контур модели)

ции управления важная роль принадлежит руководству вуза, задачей которого является не «управление» преподавателями и сотрудниками, а создание среды, позволяющей сделать максимально производительными специфические знания и навыки каждого преподавателя и сотрудника.

В результате контроля обеспечивается необходимая для управления обратная связь. Если учесть специфику объекта - контроль качества образования, то контроль неизбежен, поскольку позволяет постоянно отслеживать результаты образования и проверку их соответствия промежуточным или конечным операционально поставленным целям. Особенностью контроля качества образования является то, что в ходе контроля оценивают проект, процесс, результат подготовки специалистов. При этом требуется обеспечение измерения показателей качества образовательного процесса. Критерием оценки проекта подготовки специалистов является образовательная программа (эталоном которой является ГОС ВПО). Критерием оценки качества процесса подготовки специалистов в вузе является уровень знаний, умений, навыков, оцениваемый по результатам контрольных работ, зачетов, экзаменов, защит курсовых работ, отчетов по производственным практикам. Критериями оценки качества результата подготовки специалистов являются требования ГОС ВПО к выпускным квалификационным работам, соответствие сформированных профессиональных и личностных качеств требованиям ГОС ВПО.

Анализ - определение соответствиея плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям. По мере получения, изучения, анализа результатов контроля вносятся коррективы в образовательный процесс и его проект, а иногда и в цели.

Совершенствование ОП-определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение в деятельности вуза. Корректировка процесса обучения дает импульс для оперативного, тактического или стратегического совершенствования образовательного процесса.

Объекты контроля внутривузовской системы качества, построенной на основе требований ИСО 9001, в отличие от традиционно применяемых вузами, более многообразны и включают [2, п. 8.2]:

- удовлетворенность потребителей, определяемая посредством анкетирования студентов, выпускников, работодателей, персонала и на основе рекламаций потребителей;

- СМК в целом, определяемая посредством проведения внутреннего аудита;

- процессы - процесс предоставления образовательной услуги;

- продукцию - знания, умения, навыки (ЗУН) студентов и выпускников, оцениваемые посредством текущего и промежуточного контроля, итоговой государственной аттестации выпускников.

При сравнении указанных объектов и применяемых при традиционном управлении выявляется отсутствие двух: удовлетворенности потребителей и оценки результативности системы управления в целом. Данное обстоятельство определяет необходимость получения информации об уровне удовлетворенности потребителей образовательными услугами, о том, что система поддерживается в рабочем состоянии и требует введения в функциональную модель блока «Мониторинг удовлетворенности потребителей».

Для обеспечения непрерывности и системности мониторинга необходимо определить его основные свойства и принципы, объекты, методы, средства и процедуры проведения, каналы распространения информации. Наличие системы потребительского мониторинга в управленческой деятельности вуза расширяет содержание всех функций управления. Так, планирование ОГ1 потребует определения потребителей продукции и услуг вуза, выяснения структуры их потребностей, удовлетворяемых через деятельность вуза. При этом особое внимание вузы вынуждены будут уделять требованиям организаций-работодателей. При реализации ОП руководство вуза должно будет обеспечить удовлетворенность главных участников оказания образовательных услуг - профессорско-преподавательского состава - своим трудом, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе и т. д. Совершенствование образовательного процесса будет максимально направлено на сближение показателей образовательного процесса с запросами потребностей.

Таким образом, в разработанной функциональной модели более выпукло представлена взаимосвязь образовательных процессов и четче прослеживается место и роль мониторинга удовлетворенности потребителей в

системе управления качеством подготовки специалистов. Управление качеством осуществляется не только в виде планирования, организации и контроля качества, традиционно применяемыми вузами, но и на основе данных уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг, полученных в результате проведения потребительского мониторинга. Информация об удовлетворенности потребителей служит в качестве входных данных для анализа СМК со стороны руководства. Анализ результатов удовлетворенности потребителей ориентирует на поиск «слабых мест», выявление их причин и устранение недостатков в образовательном процессе с помощью корректирующих мероприятий. Таким образом, потребительский мониторинг направлен на улучшение качества образовательного процесса и является обязательной составляющей системы менеджмента качества.

Необходимо отметить, что потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг направлен на тактическое совершенствование качества образовательного процесса. Стратегическое же улучшение должно опираться на широкое исследование новых идей, на тенденции обновления высшей школы, которые должны стать основой для разработки стратегических планов развития вуза. Основной целью стратегического планирования является создание долгосрочного преимущества, а основным методом - постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде. Результатом стратегического планирования является разработка концепции развития вуза, определение миссии, видения, политики в области качества.

Далее процесс моделирования осуществляется по следующим направлениям:

- моделирование организационной структуры;

- моделирование процессов, входящих в область применения СМК;

- моделирование системы коммуникаций.

Ориентация вуза на потребителей и перенос «центра тяжести» на современные управленческие технологии невозможны без реформирования организационной структуры вуза. С точки зрения требований рынка, она должна быть дополнена подразделениями, осуществляющими функции взаимодействия и учета, управления стратегическим развитием и маркетинга, службой качества, координирующей деятельность уполномоченных по качеству в каждом структурном подразделении, а также должен быть создан институт социального партнерства (ассоциации выпускников и др.). Любые структурные изменения будут определяться особенностями вуза.

Система должна быть автоматизирована, поскольку внедрение и ведение СМК требует обработки больших объемов информации, что невозможно осуществить без специального программного обеспечения. Информационная модель системы менеджмента качества должна быть внедрена в корпоративную сеть вуза.

Формирование СМК в вузе, формирование идеологии приоритетности качества - это необходимая инновационная составляющая современного менеджмента высшей школы, это инновация прорывного характера, имеющая большое значение в долгосрочной перспективе. Услуги, которые предоставляет вуз, должны опережать своей новизной и практической апробацией индустрию производства и сферы услуг, в противном случае специалисты, которых выпускает вуз, останутся невостребованными.

Библиографический список

1. Адлер, Ю. П. Системы качества в образовании: сб. переводов с англ. / под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М.: МИСИС, 2000. - Вып. 1, ч. 1. - 144 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Система менеджмента качества. Требования. -М: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Капелюк, 3. А. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе / 3. А. Капелюк, С. С. Донецкая, JT. М. Струминс-кая // Стандарты и качество. - 2006. - № 1. - С. 62-66.

5. Сахарчук, Е. И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография / Е. И. Сахарчук. - Волгоград: Перемена, 2003. - 260 с.

6. Howard, N.L. Implementing TQM at Oregon State University moving into academic, in Chan J F / N. L. Howard, J. T. Rudolph // Quality and its Applications, Sundenand, 1993.

УДК 159.923 + 377

Е. С. Петенева

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ИЗУЧЕНИИ «Я-ОБРАЗА» ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА

К одной из актуальных проблем музыкально-психологической науки относится проблема развития личности молодого музыканта. Учитывая современные реалии, мы можем утверждать, что становление музыканта происходит в сложных и противоречивых условиях. Изменились представления о профессии музыканта в её высоком значении. Влияние шоу-бизнеса, законов коммерции ведёт к возрастанию роли музыки в развлекательном значении. Важно отметить, что исчезновение культурных, временных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.