4) функционирование внутрисетевой «Школы методического мастерства» как формы целенаправленной подготовки педагогов
Библиографический список
в рамках образовательной сети, нацеленной на развитие профессионализма кадровых ресурсов.
1. Латышина, Д. И. История педагогики [Текст] : учеб. пособие / Д. И. Латышина. — М. : Гардарики, 2003. — 603 с.
2. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение : Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. — 320 с.
3. Асмолов, А. Г. Мир образования [Текст] / А. Г. Асмолов // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1999. — 424 с.
4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2005. — 304 с.
5. Калугина, М. А. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / М. А. Калугина // Вестник ЮУрГУ. — Челябинск, 2010. — № 23. — С. 112-116.
УДК 377+65.0 А. А. Кулатаева, преп., руководитель службы
СМК Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ССУЗАХ (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум»)
В статье рассмотрено функционирование системы менеджмента качества в Южноуральском энергетическом техникуме.
Ключевые слова: система менеджмента качества, стратегия качества, политика качества, мониторинг и контроль, матрица.
Система управления качеством профессионального образования в вузах и ССУЗах Российской Федерации имеет двухуровневую структуру [1], представленную на рисунке 1.
Важной составной частью национальной системы менеджмента качеством (СМК) образования является национальная система оценки качества образования, обеспечивающая обратную связь в управлении качеством. В ее состав входят лицензирующие и аккредитующие органы.
Второй уровень управления качеством образования включает в себя системы качества, внедряемые в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. На рисунке 2 приведена модель функциональной структуры системы качества образовательного учреждения (СК ОУ) [2]. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и директивам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества высшего обра-
зования), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандарте ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008).
Модель включает следующие блоки.
1. Формирование стратегии, политики и целей в области качества ОУ (стандарт ENQA, п. 1.1. Политика и процедуры оценки качества) — разработка целей качества образования, конкретизирующих доктрину образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверка актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ (стандарт ENQA, п. 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций).
2. Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ, обеспечивающей планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение (стандарт ENQA, п. 1.1. Политика и процедуры оценки качества).
Верхний уровень -
национальная
система
управления
качеством
Минобрнауки
Компетентностные модели специалистов
Рособрнадзор
Цел^и политика качества образования в РФ Совет по
качеству
Учебно-методические объединения
Методическое обеспечение образовательной деятельности (ОД)
Органы по \ лицензированию \ образовательных I учреждений у
Установление соответствия (верификация) и мониторинг ОД
Отчетность
Национальное аккредитационное агентство
Общественно-профессиональная
аккредитация образовательных программ
Подтверждение соответствия (валидация) ОД
ЛЕ
Отчетность
Рис. 1. Структура системы управления качеством профессионального образования в Российской Федерации
3. Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов, — обеспечение процессов жизненного цикла ОУ всеми видами ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и информационных (стандарты БНрЛ, п. 1.4. Гарантия качества преподавательского состава; п. 1.5. Ресурсы обучения и поддержка студентов; п. 1.6. Информационные системы).
4. Управление процессами и процедурами — управление основными (обучение, научная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.) процессами ОУ (все стандарты Б^Л).
5. Мониторинг и контроль (измерения) — измерение и оценка параметров и характеристик
Внешние регуляторы
Планирование и постоянное улучшение процессов и процедур
Улучшение
Менеджмент ресурсов
Оценка
Управление
Улучшение
РЕСУРСЫ
Обеспечение
Мониторинг, контроль, измерения и анализ
Менеджмент процессов
Отчеты
2
Управление
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОУ
Абитуриент
ПОТРЕБИТЕЛИ (требования, ожидания)
ПОТРЕБИТЕЛИ (удовлетворенность)
Внешняя конкурентная среда
Рис. 2. Функциональная структура системы качества образовательного учреждения
рабочих процессов и анализ их результатов (стандарты ENQA, п. 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций; п. 1.3. Оценка студентов; п. 1.4. Гарантия качества преподавательского состава; п. 1.7. Общественная информация), включая:
- оценку достигнутого студентами прогресса посредством определения уровня их знаний и навыков;
- проведение измерений основных показателей деятельности ОУ;
- проведение маркетинговых и социологических исследований;
- обработку и анализ результатов измерений и исследований;
- оценку качества результатов образовательной деятельности (ОД) и отдельных процессов ОУ;
- определение конкурентных позиций ОУ.
Представим в сжатом виде реализацию данной функциональной модели на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум».
Первым этапом внедрения СМК в образовательном учреждении стал анализ состояния учреждения и оценка сильных и слабых сторон организации, учет основных проблем функционирования учебного заведения и разработка политики в данной области с учетом перспективного плана развития техникума.
Политика в области качества представляет собой основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные управленческим составом организации.
Такая политика формируется с целью охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив ССУЗа на достижение поставленных целей. При отсутствии четкой и документально оформленной политики деятельность ССУЗа в области качества неопределенна и случайна. Документально оформленная политика в области качества дает возможность сотрудникам, а также потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей ОУ к качеству производимой «продукции» — выпуску квалифицированных кадров.
Политика в области качества ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» опирается на следующие базовые положения:
- качество образования руководством техникума считается приоритетной и стратегической целью;
- запросы потребителей образовательных услуг изучаются систематически и всесторонне;
- постоянный анализ мнений внутренних и внешних потребителей в отношении оказываемых услуг;
- постоянное расширение и совершенствование структуры оказываемых услуг;
- укрепление имиджа и престижа учреждения как надежного и компетентного партнера;
- стремление в максимальной степени удовлетворить существующие и перспективные потребности обучающихся в их желании получить качественное и востребованное обществом образование, способное обеспечить им успешную деловую карьеру;
- каждый сотрудник техникума постоянно участвует в совершенствовании деятельности учреждения;
- гарантией соответствия качества предоставляемых образовательных услуг госу-
дарственным стандартам является регулярная аккредитация техникума и лицензирование образовательных программ;
- совершенствование и развитие СМК в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум», повышение ее результативности и полная адаптация требований ИСО 9001:2008 к современным реалиям среднего профессионального образования.
В ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» осуществляется менеджмент процессов, необходимых для реализации образовательных услуг, на основе принципов менеджмента качества. Между процессами установлены взаимосвязи и взаимодействие; они задокументированы в «Книге процессов».
Главный процесс системы менеджмента качества ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» — «Подготовка специалистов».
Главный процесс состоит из следующих основных процессов жизненного цикла услуги: «Анализ требований потребителей», «Проектирование и разработка образовательных программ», «Прием обучающихся», «Образовательная деятельность», «Воспитательная и внеучебная работа», «Анализ удовлетворенности потребителей».
Процесс «Образовательная деятельность» состоит из таких подпроцессов, как «Подготовка специалистов», «Дополнительное образование», «Содействие трудоустройству студентов и выпускников».
Цель процесса «Образовательная деятельность» — удовлетворение потребностей потребителей в образовательных услугах. Контекстная диаграмма основного процесса жизненного цикла услуги приведена на рисунке 3.
Основные процессы сопровождаются управляющими и поддерживающими процессами.
К управляющим процессам относятся процессы «Стратегическое планирование», «Управление документацией», «Управление записями», «Внутренние аудиты», «Управление несоответствиями», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Мониторинг и измерение процессов и образовательных услуг», «Анализ СМК со стороны руководства».
К поддерживающим процессам относятся «Управление персоналом», «Управление производственной средой», «Информационное обеспечение», «Финансово-экономическое обеспечение», «Библиотечное обслуживание», «Методическая поддержка образовательного процесса и обучение ПС».
Рис. 3. Декомпозиция процесса «Образовательная деятельность»
Для каждого процесса СМК разрабатывается и регулярно обновляется информационная карта процесса, в которой отражаются:
- сведения о потребителях процесса и документально оформленные требования потребителей к результатам процесса;
- сведения о входах процесса и документально оформленные требования к входам процесса;
- управляющая документация процесса;
- взаимосвязь процесса с другими процессами СМК ОУ и взаимосвязь различных видов деятельности внутри процесса;
- цели процесса и показатели, характеризующие достижение этих целей;
- измеряемые значения, а также достигну -тые и установленные целевые значения установленных показателей, характеризующие достижение целей;
- используемые методы измерений и анализа показателей качества процессов;
- планируемые на установленный период мероприятия по улучшению (устранению несоответствий) процессов.
Документированные значения целевых показателей имеют статус «Требования к процессу».
Обеспечение качества процесса осуществляется в соответствии с требованиями к процес-
су, содержащимися в информационной карте процесса.
Оценка качества процесса осуществляется в виде различных форм подтверждения выполнения требований к процессу (самооценка, внешняя оценка, оценка в процессе внутренних аудитов).
Основой постоянного улучшения всех процессов и подпроцессов образовательной деятельности является мониторинг удовлетворенности потребителей и оценка функционирования СМК. Оценка системы менеджмента качества различается в зависимости от вида деятельности: внутренние аудиты, анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.
Например, самооценка осуществляется по квалиметрическим шкалам уровней развития. В основу модели самоооценки положены бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособр-надзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», дополненные стандартами и директивами ENQA.
На рисунке 4 отражены результаты предварительной самооценки ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский энергетический техникум».
Рис. 4. Матрица оценки состояния ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский энергетический техникум» (данные за 2012 г.)
Результатом самооценки является не простое фиксирование данных, а разработка корректирующих и предупреждающих действий по отношению ко всем видам несоответствий процессов и/или продукции ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум».
Устранение причин выявленных несоответствий проводится с целью предупреждения их повторного появления. А решения о запуске корректирующих действий принимает руководитель соответствующего процесса.
После проведения корректирующих мероприятий проводится анализ их эффективности, информация о котором доводится до руководства ОУ и заинтересованных лиц.
Устранение причин потенциальных несоответствий проводится с целью предупреждения возникновения несоответствий в образовательном процессе.
Возможность появления несоответствий (т. е. признание наличия потенциального несоответствия) выявляется:
Библиографический список
- по результатам анализа данных о процессах и продукции, а также по выявленным тенденциям этих данных;
- по результатам внешних и внутренних аудитов системы;
- по рекламациям от заинтересованных лиц;
- по результатам оценки удовлетворенности заинтересованных сторон.
Условия запуска предупреждающих действий задаются параметрами и характеристиками процессов и продукции, установленными в спецификации каждого процесса.
Таким образом, в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» реализуется система менеджмента качества, базирующаяся на восьми принципах TQM: 1) ориентация на потребителя; 2) лидерство руководства; 3) вовлечение сотрудников; 4) процессно-ориентированный подход; 5) системный подход к менеджменту; 6) постоянное улучшение; 7) принятие решений, основанное на фактах и данных; 8) взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками).
1. Степанов, С. А. Методические рекомендации для вузов и ССУЗов по проектированию и внедрению систем менеджмента качества образовательных учреждений [Текст] / С. А. Степанов. — СПб., 2006.
2. Прянишева, Н. А. Разработка системы документационного обеспечения управления качеством подготовки специалистов : метод. руководство [Текст] / Н. А. Прянишева. — Кемерово : Изд-во КемГППК, 2008. — 46 с.