Научная статья на тему 'Функциональная модель системы менеджмента качества в ссузах (на примере ГБОУ СПО (ссуз) «Южноуральский энергетический техникум»)'

Функциональная модель системы менеджмента качества в ссузах (на примере ГБОУ СПО (ссуз) «Южноуральский энергетический техникум») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВА / ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ / МАТРИЦА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY STRATEGY / QUALITY POLICY / MONITORING AND CONTROL MATRIX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулатаева А.А.

В статье рассмотрено функционирование системы менеджмента качества в Южноуральском энергетическом техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель системы менеджмента качества в ссузах (на примере ГБОУ СПО (ссуз) «Южноуральский энергетический техникум»)»

4) функционирование внутрисетевой «Школы методического мастерства» как формы целенаправленной подготовки педагогов

Библиографический список

в рамках образовательной сети, нацеленной на развитие профессионализма кадровых ресурсов.

1. Латышина, Д. И. История педагогики [Текст] : учеб. пособие / Д. И. Латышина. — М. : Гардарики, 2003. — 603 с.

2. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение : Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. — 320 с.

3. Асмолов, А. Г. Мир образования [Текст] / А. Г. Асмолов // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1999. — 424 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2005. — 304 с.

5. Калугина, М. А. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / М. А. Калугина // Вестник ЮУрГУ. — Челябинск, 2010. — № 23. — С. 112-116.

УДК 377+65.0 А. А. Кулатаева, преп., руководитель службы

СМК Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: acula25@list.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ССУЗАХ (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум»)

В статье рассмотрено функционирование системы менеджмента качества в Южноуральском энергетическом техникуме.

Ключевые слова: система менеджмента качества, стратегия качества, политика качества, мониторинг и контроль, матрица.

Система управления качеством профессионального образования в вузах и ССУЗах Российской Федерации имеет двухуровневую структуру [1], представленную на рисунке 1.

Важной составной частью национальной системы менеджмента качеством (СМК) образования является национальная система оценки качества образования, обеспечивающая обратную связь в управлении качеством. В ее состав входят лицензирующие и аккредитующие органы.

Второй уровень управления качеством образования включает в себя системы качества, внедряемые в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. На рисунке 2 приведена модель функциональной структуры системы качества образовательного учреждения (СК ОУ) [2]. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и директивам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества высшего обра-

зования), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандарте ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008).

Модель включает следующие блоки.

1. Формирование стратегии, политики и целей в области качества ОУ (стандарт ENQA, п. 1.1. Политика и процедуры оценки качества) — разработка целей качества образования, конкретизирующих доктрину образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверка актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ (стандарт ENQA, п. 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций).

2. Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ, обеспечивающей планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение (стандарт ENQA, п. 1.1. Политика и процедуры оценки качества).

Верхний уровень -

национальная

система

управления

качеством

Минобрнауки

Компетентностные модели специалистов

Рособрнадзор

Цел^и политика качества образования в РФ Совет по

качеству

Учебно-методические объединения

Методическое обеспечение образовательной деятельности (ОД)

Органы по \ лицензированию \ образовательных I учреждений у

Установление соответствия (верификация) и мониторинг ОД

Отчетность

Национальное аккредитационное агентство

Общественно-профессиональная

аккредитация образовательных программ

Подтверждение соответствия (валидация) ОД

ЛЕ

Отчетность

Рис. 1. Структура системы управления качеством профессионального образования в Российской Федерации

3. Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов, — обеспечение процессов жизненного цикла ОУ всеми видами ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и информационных (стандарты БНрЛ, п. 1.4. Гарантия качества преподавательского состава; п. 1.5. Ресурсы обучения и поддержка студентов; п. 1.6. Информационные системы).

4. Управление процессами и процедурами — управление основными (обучение, научная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.) процессами ОУ (все стандарты Б^Л).

5. Мониторинг и контроль (измерения) — измерение и оценка параметров и характеристик

Внешние регуляторы

Планирование и постоянное улучшение процессов и процедур

Улучшение

Менеджмент ресурсов

Оценка

Управление

Улучшение

РЕСУРСЫ

Обеспечение

Мониторинг, контроль, измерения и анализ

Менеджмент процессов

Отчеты

2

Управление

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОУ

Абитуриент

ПОТРЕБИТЕЛИ (требования, ожидания)

ПОТРЕБИТЕЛИ (удовлетворенность)

Внешняя конкурентная среда

Рис. 2. Функциональная структура системы качества образовательного учреждения

рабочих процессов и анализ их результатов (стандарты ENQA, п. 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций; п. 1.3. Оценка студентов; п. 1.4. Гарантия качества преподавательского состава; п. 1.7. Общественная информация), включая:

- оценку достигнутого студентами прогресса посредством определения уровня их знаний и навыков;

- проведение измерений основных показателей деятельности ОУ;

- проведение маркетинговых и социологических исследований;

- обработку и анализ результатов измерений и исследований;

- оценку качества результатов образовательной деятельности (ОД) и отдельных процессов ОУ;

- определение конкурентных позиций ОУ.

Представим в сжатом виде реализацию данной функциональной модели на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум».

Первым этапом внедрения СМК в образовательном учреждении стал анализ состояния учреждения и оценка сильных и слабых сторон организации, учет основных проблем функционирования учебного заведения и разработка политики в данной области с учетом перспективного плана развития техникума.

Политика в области качества представляет собой основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные управленческим составом организации.

Такая политика формируется с целью охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив ССУЗа на достижение поставленных целей. При отсутствии четкой и документально оформленной политики деятельность ССУЗа в области качества неопределенна и случайна. Документально оформленная политика в области качества дает возможность сотрудникам, а также потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей ОУ к качеству производимой «продукции» — выпуску квалифицированных кадров.

Политика в области качества ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» опирается на следующие базовые положения:

- качество образования руководством техникума считается приоритетной и стратегической целью;

- запросы потребителей образовательных услуг изучаются систематически и всесторонне;

- постоянный анализ мнений внутренних и внешних потребителей в отношении оказываемых услуг;

- постоянное расширение и совершенствование структуры оказываемых услуг;

- укрепление имиджа и престижа учреждения как надежного и компетентного партнера;

- стремление в максимальной степени удовлетворить существующие и перспективные потребности обучающихся в их желании получить качественное и востребованное обществом образование, способное обеспечить им успешную деловую карьеру;

- каждый сотрудник техникума постоянно участвует в совершенствовании деятельности учреждения;

- гарантией соответствия качества предоставляемых образовательных услуг госу-

дарственным стандартам является регулярная аккредитация техникума и лицензирование образовательных программ;

- совершенствование и развитие СМК в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум», повышение ее результативности и полная адаптация требований ИСО 9001:2008 к современным реалиям среднего профессионального образования.

В ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» осуществляется менеджмент процессов, необходимых для реализации образовательных услуг, на основе принципов менеджмента качества. Между процессами установлены взаимосвязи и взаимодействие; они задокументированы в «Книге процессов».

Главный процесс системы менеджмента качества ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» — «Подготовка специалистов».

Главный процесс состоит из следующих основных процессов жизненного цикла услуги: «Анализ требований потребителей», «Проектирование и разработка образовательных программ», «Прием обучающихся», «Образовательная деятельность», «Воспитательная и внеучебная работа», «Анализ удовлетворенности потребителей».

Процесс «Образовательная деятельность» состоит из таких подпроцессов, как «Подготовка специалистов», «Дополнительное образование», «Содействие трудоустройству студентов и выпускников».

Цель процесса «Образовательная деятельность» — удовлетворение потребностей потребителей в образовательных услугах. Контекстная диаграмма основного процесса жизненного цикла услуги приведена на рисунке 3.

Основные процессы сопровождаются управляющими и поддерживающими процессами.

К управляющим процессам относятся процессы «Стратегическое планирование», «Управление документацией», «Управление записями», «Внутренние аудиты», «Управление несоответствиями», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Мониторинг и измерение процессов и образовательных услуг», «Анализ СМК со стороны руководства».

К поддерживающим процессам относятся «Управление персоналом», «Управление производственной средой», «Информационное обеспечение», «Финансово-экономическое обеспечение», «Библиотечное обслуживание», «Методическая поддержка образовательного процесса и обучение ПС».

Рис. 3. Декомпозиция процесса «Образовательная деятельность»

Для каждого процесса СМК разрабатывается и регулярно обновляется информационная карта процесса, в которой отражаются:

- сведения о потребителях процесса и документально оформленные требования потребителей к результатам процесса;

- сведения о входах процесса и документально оформленные требования к входам процесса;

- управляющая документация процесса;

- взаимосвязь процесса с другими процессами СМК ОУ и взаимосвязь различных видов деятельности внутри процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цели процесса и показатели, характеризующие достижение этих целей;

- измеряемые значения, а также достигну -тые и установленные целевые значения установленных показателей, характеризующие достижение целей;

- используемые методы измерений и анализа показателей качества процессов;

- планируемые на установленный период мероприятия по улучшению (устранению несоответствий) процессов.

Документированные значения целевых показателей имеют статус «Требования к процессу».

Обеспечение качества процесса осуществляется в соответствии с требованиями к процес-

су, содержащимися в информационной карте процесса.

Оценка качества процесса осуществляется в виде различных форм подтверждения выполнения требований к процессу (самооценка, внешняя оценка, оценка в процессе внутренних аудитов).

Основой постоянного улучшения всех процессов и подпроцессов образовательной деятельности является мониторинг удовлетворенности потребителей и оценка функционирования СМК. Оценка системы менеджмента качества различается в зависимости от вида деятельности: внутренние аудиты, анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.

Например, самооценка осуществляется по квалиметрическим шкалам уровней развития. В основу модели самоооценки положены бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособр-надзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», дополненные стандартами и директивами ENQA.

На рисунке 4 отражены результаты предварительной самооценки ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский энергетический техникум».

Рис. 4. Матрица оценки состояния ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский энергетический техникум» (данные за 2012 г.)

Результатом самооценки является не простое фиксирование данных, а разработка корректирующих и предупреждающих действий по отношению ко всем видам несоответствий процессов и/или продукции ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум».

Устранение причин выявленных несоответствий проводится с целью предупреждения их повторного появления. А решения о запуске корректирующих действий принимает руководитель соответствующего процесса.

После проведения корректирующих мероприятий проводится анализ их эффективности, информация о котором доводится до руководства ОУ и заинтересованных лиц.

Устранение причин потенциальных несоответствий проводится с целью предупреждения возникновения несоответствий в образовательном процессе.

Возможность появления несоответствий (т. е. признание наличия потенциального несоответствия) выявляется:

Библиографический список

- по результатам анализа данных о процессах и продукции, а также по выявленным тенденциям этих данных;

- по результатам внешних и внутренних аудитов системы;

- по рекламациям от заинтересованных лиц;

- по результатам оценки удовлетворенности заинтересованных сторон.

Условия запуска предупреждающих действий задаются параметрами и характеристиками процессов и продукции, установленными в спецификации каждого процесса.

Таким образом, в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» реализуется система менеджмента качества, базирующаяся на восьми принципах TQM: 1) ориентация на потребителя; 2) лидерство руководства; 3) вовлечение сотрудников; 4) процессно-ориентированный подход; 5) системный подход к менеджменту; 6) постоянное улучшение; 7) принятие решений, основанное на фактах и данных; 8) взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками).

1. Степанов, С. А. Методические рекомендации для вузов и ССУЗов по проектированию и внедрению систем менеджмента качества образовательных учреждений [Текст] / С. А. Степанов. — СПб., 2006.

2. Прянишева, Н. А. Разработка системы документационного обеспечения управления качеством подготовки специалистов : метод. руководство [Текст] / Н. А. Прянишева. — Кемерово : Изд-во КемГППК, 2008. — 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.