Научная статья на тему 'Роль специализированных структурных подразделений в обеспечении качества высшего образования'

Роль специализированных структурных подразделений в обеспечении качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / UNIVERSITY / QUALITY / FORMATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелудько Юрий Григорьевич

Статья написана на основе изучения новейшего российского опыта. В статье рассматриваются методологические основы деятельности специализированных структурных подразделений, отвечающих за ориентацию на клиента системы менеджмента качества вуза, вопросы организации научных изысканий с учетом интересов клиентов вузов. Обозначены проблемы эффективного взаимодействия отдельных структур высших учебных заведений с предприятиями, работодателями для выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелудько Юрий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is written on the basis of studying of the newest Russian experience. In article methodological bases of activity of the structural special divisions that are responsible for orientation to the client of system of a quality management of high school, questions of the organization of scientific researches taking into account interests of clients of high schools are considered. Problems of effective interaction of separate structures of higher educational institutions with the enterprises, employers for graduates are opened.

Текст научной работы на тему «Роль специализированных структурных подразделений в обеспечении качества высшего образования»

Ю.Г. Шелудько

РОЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация

Статья написана на основе изучения новейшего российского опыта. В статье рассматриваются методологические основы деятельности специализированных структурных подразделений, отвечающих за ориентацию на клиента системы менеджмента качества вуза, вопросы организации научных изысканий с учетом интересов клиентов вузов. Обозначены проблемы эффективного взаимодействия отдельных структур высших учебных заведений с предприятиями, работодателями для выпускников.

Annotation

Article is written on the basis of studying of the newest Russian experience. In article methodological bases of activity of the structural special divisions that are responsible for orientation to the client of system of a quality management of high school, questions of the organization of scientific researches taking into account interests of clients of high schools are considered. Problems of effective interaction of separate structures of higher educational institutions with the enterprises, employers for graduates are opened.

Ключевые слова

Университет, качество, образование, система менеджмента качества.

Keywords

University, quality, formation, quality management system.

В настоящее время, в условиях усложняющейся финансово-экономи-

ческой ситуации, особенно обостряется конкурентная борьба во всех сферах. И сфера высшего профессионального образования не является исключением. В данных условиях особую роль играет способность высшего образовательного учреждения улавливать потребности клиентов и максимально полно их удовлетворять. Для решения данных задач вузам необходимо создавать специализированные подразделения,

отвечающие за координацию работы с клиентами вузов (студентами,

абитуриентами и предприятиями-

работодателями). От деятельности

данных подразделений, в конечном итоге, будет зависеть будущее как самого высшего учебного заведения, так и его клиентов, в том числе в условиях экономического кризиса, что

обусловливает актуальность и

значимость данной статьи.

Целью настоящей работы стало изучение возможностей и перспектив новых структурных подразделений,

отвечающих за управление и мониторинг качеством.

2009 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Для достижения

поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать значимость введения информатиза-ционного подразделения и его взаимодействия с центром, отвечающим за мониторинг качества, при работе с различными клиентами высшего учебного заведения.

Специализированные структурные подразделения - это штатные подразделения высших учебных заведений, специализирующиеся на мониторинге качества образования и информационном обеспечении данного мониторинга.

Введение нового структурного подразделения, отвечающего за мониторинг качества образования, является основой формирования клиентоориентированной системы

менеджмента качества образования. Такое подразделение будет учитывать интересы внешних потребителей для их отражения в учебных программах и ценовых политиках высших учебных заведений.

Использование центром

мониторинга качества образования новейших программных и аппаратных средств будет способствовать лучшей ориентации на клиента, которая заключается в том, чтобы выбрать подходящих специалистов на каждый конкретный участок работы, дать ему соответствующие знания и умения [1, с.59.] Данные процедуры

осуществляются на входе, на начальном этапе процесса подготовки специалиста и продолжаются на протяжении всего процесса подготовки специалиста. Данные центра мониторинга качества разносятся по всем подразделениям университета, задействованным в подготовке будущего узкого

специалиста (учебно-методические управления, планово-финансовые,

соответствующие кафедры и

факультеты), которые под конкретного

специалиста должны подбирать соответствующие учебные программы и обеспечить мероприятия, направленные на качественную подготовку специалиста под каждый конкретный участок работы.

Производство «штучного»

специалиста - вот в чем заключается залог будущего процветания высших учебных заведений [2, с. 121.] Поэтому данные центра мониторинга на входе процесса самым тщательным образом исследуются соответствующими

подразделениями, и им задается импульс, чтобы через 4-5-6 лет

получить высококлассного специалиста, но не просто профессионала, а патриота и гражданина своей страны. Высшее учебное заведение тратит на это соответствующие ресурсы: челове-

ческие, финансовые и материальные, предприятие за целевую подготовку возмещает университетам их затраты с определенной рентабельностью. Но не только экономической, но и

организационно-имиджевой, что будет являться залогом готовности

предприятий пользоваться услугами университета благодаря ориентированности на клиента, в чем главную роль будет играть центр мониторинга качества образования. С подобных центров также не складываются

полномочия и ответственность по поводу ориентации на клиента всей деятельности университетов с момента принятия будущих специалистов и

проверки их исходных данных, а также их ориентирования на подготовку к тем или иным узким участкам работы. Центр будет в течение всего срока обучения выступать гарантом ответственности высшего учебного заведения перед клиентами за подготовку будущих узких

специалистов, осуществляя текущий контроль знаний и умений студентов, обучающихся по заказу клиентов-работодателей университета. Каждый

предмет и каждое требуемое знание будут проверяться с помощью новейших компьютерных программ и тестов, и ежеквартально предоставляться отчеты в предприятие -заказчик услуг университета.

Данные тесты и программы будут согласовываться с интересами заказчика их представителями, и утверждаться специальными актами и соглашениями сторон, а также оплачиваться за счет клиентов, будущих работодателей для студентов. Таким образом, центр мониторинга качества образования становится неотъемлемой и системообразующей единицей в клиентоориентированности менеджмента качества высшего учебного заведения. Процесс контроля качества подготовки становится непрерывным с момента принятия на обучение будущего специалиста, во время его обучения и финишного контроля знаний. Уровень знаний специалиста оценивается также и работодателем, после чего подписывается соглашение об отсутствии претензий с обеих сторон. Раз в семестр будет осуществляться аттестация по промежуточным итогам полученых знаний и навыков, данные будут представляться всем заинтересованным подразделениям как университетов, так и работодателям - предприятиям. По результатам промежуточных данных будет приниматься решение по поводу допуска студента к финишному семестровому контролю знаний, а также предложения будущим работодателям по поводу дополнительного

премирования студентов из фонда заработной платы предприятий.

Предприятиям, клиентам

университета не нужны специалисты с условными способностями и условными умениями, им нужны люди на конкретные участки работы со специфическими данными [3, с.190.] Но так как во время учебы задействовать их

в решении реальных проблем с полной отдачей не представляется возможным, то можно смоделировать эти процессы и в виде тестов и программ для применения центрами мониторинга качества образования в процессе подготовки, промежуточного и итогового тестирования и отчитываться перед работодателями по их результатам.

Каждое подразделение высшего учебного заведения имеет у себя предписания и схему действия в условиях подготовки «штучных» специалистов для отраслей народного хозяйства. Эти предписания отражают внутренний документооборот, систему работы с внешними контрагентами и описываются в заверенных

руководством инструкциям по качеству [4, с. 44.] Но не только деятельность центров мониторинга качества образования является направленной на обеспечение клиентоориенти-

рованности. Также каждая кафедра и факультет ведут работу, направленную на развитие у студентов профессиональных знаний и навыков. Обладая данными знаниями и навыками, выпускник сможет быть конкурентоспособным на рынке труда.

Руководство университета,

осуществляя общее руководство, будет проводить заседания совместно с центрами, отвечающими за качество образования и информатизационными подразделениями, а также с

привлечением предприятий-клиентов и потенциальных клиентов с целью координации деятельности, выработки путей преодоления уже возникших проблем и недопущения возникновения новых. По возможности все требования, озвученные центрами мониторинга качества совместно с подразделениями информатизации и программного обеспечения, должны находить всесторонне понимание и поддержку в части их влияния на положение

университета на рынке образовательных услуг региона, привлечения новых клиентов, удержания уже имеющихся и тем самым обеспечения устойчивого развития высшего учебного заведения [5, 230.]

При реальных угрозах потери существующей клиентской базы университета в части подготовки специалистов по целевым направлениям организаций, переход на углубленное изучение проблем организаций и

подготовку узких специалистов под конкретные участки работы могли бы

иметь решающее значение для

сохранения и роста клиентской базы университета [6, с. 110.] Для решения данной задачи необходимо разъяснять студентам, что их деятельность будет замечена и по достоинству оценена как представителями университета, где он обучается, так и представителями

организации будущего работодателя.

Центр мониторинга качества

образования и кафедры определяют в студентах задатки к тем или иным участкам работы, отличающимся своей спецификой, и сопоставляют их с данными студента. Ежегодно

организуется производственная

практика студентов на будущих участках работы, где осуществляется апробация полученных теоретических и практических знаний. На основе

прохождения практики студенты сдают отчеты научным руководителям со своими предложениями в учебные программы [7, с.205.] Также для повышения качества подготовки

будущих специалистов необходимо создать научно-технический совет по отраслям деятельности тех

предприятий, для которых

осуществляется подготовка специалистов. Научные исследования должны проводиться по темам, напрямую связанным с основной деятельностью предприятий, и решать стоящие перед ними проблемы [8, с.170].

Разработанные при участии центра мониторинга качества образования методики определения профессиональной пригодности

школьников, будущих студентов применяются для выявления наиболее подходящих к каждому конкретному участку работы претендентов на его замещение. Такие методики создаются в виде тестов, ролевых и

психологических игр. Пройдя данные тесты, абитуриенты получают направления центра мониторинга качества для прохождения испытания на конкретную специальность,

подходящую данному абитуриенту по его личностным, деловым и

психологическим качествам [9, с.85.] С предприятиями будет проводиться соответствующая работа и совместно, с использованием новейших технологий в области тестирования, будут

подбираться места, соответствующие требованиям и способностям будущих специалистов [10, с.202.] В зависимости от будущего места работы и необходимости придания студенту

определенных знаний и навыков будет составляться индивидуальная смета на его обучение.

Отмечая значимость налажи-

вания и поддержания тесных взаимосвязей высших учебных

заведений с предприятиями для

обеспечения потребностей последних в высококвалифицированной рабочей силе и для налаживания эффективной обратной связи, необходимо отметить следующие виды взаимодействия высших учебных заведений и хозяйствующих субъектов:

1.По представлении центров

мониторинга качества образования хорошо и отлично успевающие студенты будут представляться к получению дополнительной стипендии от предприятий-работодателей.

2.Ежегодное прохождение производственной практики студентами на

З2В

предприятиях, будущих местах своей работы. Программы и методы контроля над результатами практики будут разрабатываться совместно центрами мониторинга качества и

соответствующими подразделениями предприятий.

3.Деятельность научных школ высших учебных заведений, исследования которых были бы полезны потенциальным работодателям, будет курироваться центром мониторинга качества образования. Данным центром будет осуществляться совместно с соответствующими подразделениями предприятий апробация, внедрение и использование результатов деятельности научных школ в технологических цепях предприятий.

О необходимости осуществления координационной деятельности

университетов с предприятиями можно судить по тому, насколько нестабильна финансовая независимость вузов сегодня. Бюджетного финансирования недостаточно, и для устойчивого развития и существования вузам приходится искать дополнительные источники финансирования.

Система взаимодействия центров мониторинга качества образования с внешней (предприятия, абитуриенты) и внутренней (студенты, другие структурные подразделения) средой является залогом устойчивого развития высших учебных заведений. Она способствует повышению их

финансовой независимости и самостоятельности. Только удовлетворение потребностей клиентов высших учебных заведений способствует востребованности предоставляемых ими услуг, что будет обеспечивать устойчивое развитие высших учебных заведений в перспективе.

Создание специализированных структурных подразделений, занимающихся адаптацией и

трудоустройством выпускников,

применяется в ряде отечественных высших учебных заведений. Например, такой центр существует в Южном федеральном университете. Однако деятельность его ограничена только поиском информации о предприятиях -работодателях и организацией встречи их представителей с выпускниками для проведения профессиональных

тестирований и собеседований.

Предлагаемая в настоящей статье концепция взаимодействия структурного подразделения качества с предприятиями - работодателями более глубокая и эффективная. Взаимодействие осуществляется на

протяжении всего периода обучения, корректировка и контроль знаний в интересах заказчика осуществляются непрерывно.

Проведенное исследование позволило сформулировать основные результаты в области организационного обеспечения управления качеством

образования вуза.

1.Под качеством образования в вузе понимается степень, с которой характеристики образовательной деятельности, соответствующие нормативным положениям государственных образовательных стандартов и образовательных программ, удовлетворяют требованиям потребителей образовательных услуг - студентов, молодых специалистов, с одной стороны, и предприятий, работодателей, с другой.

2.Для осуществления управления качеством образования в вузе возможным и целесообразным представляется формирование системы менеджмента качества вуза на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.В вузе должно быть создано

структурное подразделение, на которое необходимо возложить обязанности по созданию, внедрению и последующему функционированию СМК. Это

структурное подразделение должно находиться в подчинении Уполномоченного по качеству вуза (проректора по качеству).

Библиографический список

1. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / под ред. О.П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.

2. Галеев В.И. Конкурс-2003: достижения, проблемы и уроки на будущее // Сертификация. 2004. №1.

3. Дворук Т.Ю. Удовлетворенность потребителей российских организаций в зеркале экспертных оценок // Сертификация. 2001. №3.

4. Кондо Й. Управление качеством в

масштабах компании: становление и

этапы развития: пер. с англ. Н.

Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.

5. Лисицын А.И. Региональные формы и методы повышения качества // Стандарты и качество. 1998. №2.

6. Матвеева И.В. В поисках дороги к стабильности и процветанию // Стандарты и качество. 2000. №10.

7. Стивенсон В.Дж. Управление

производством: пер. с англ. М.:

БИНОМ: Лаборатория базовых знаний, 2002.

8. Цугель Т. М. Участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества - опыт эксперта // Сертификация. 2004. №1.

9. Шайнберг С. Крах «потемкинских

деревень»: история нескольких

российских организаций на пути к достижению мировых стандартов управления. Гетебург: Екпёеге, 2002.

10. Салимова Т.А. Управление

качеством: учеб. по специальности

«Менеджмент организации». М.: Омега-Л, 2008.

ВіЬІ^гарИіе list

1. General quality management: the

textbook for high schools / under the editorship of O.P.Gludkina. М: radio and communication, 1999.

2.Galeyev V. I. Конкурс-2003: achievements, problems and lessons on the future//Certification. 2004. №1.

3.Dvoruk T.U. Satisfaction of consumers of the Russian organisations in a mirror of expert estimations//Certification. 2001. №3.

4.Kondo Y. Quality management in

company scales: formation and

development stages: the lane from English N. Novgorod: center "Priority", 2002.

5.Lisitsyn A.I. Regional forms and

methods of improvement of

quality//Standards and quality. 1998. №2.

6.Matveeva I.V. In search of road to stability and prosperity//Standards and quality. 2000. №10.

7. Stevenson V. Dzh. Production management: the lane with English М: BIN: Laboratory of base knowledge, 2002.

8.Tsugel T.M. Participation in competition on competition of the Award of the Government of the Russian Federation in the field of quality - experience of the expert//Certification. 2004. №1.

9.Shainberg S. Collapse «Potiomkin’s villages»: history of the several Russian organizations on a way to achievement of the world standards of management. S-Petersburg: Elanders, 2002.

10.Salimova T.A. Quality management: studies. On a speciality «organization Management». М: Omega-L, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.