Научная статья на тему 'Использование инновационного подхода в формировании системы менеджмента качества Орловского государственного университета на основе стандартов ИСО 9000'

Использование инновационного подхода в формировании системы менеджмента качества Орловского государственного университета на основе стандартов ИСО 9000 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СЕРИИ ИСО 9000 / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / INNOVATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / THE INTERNATIONAL STANDARDS ISO 9000 / QUALITY MANAGEMENT PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Н. А., Опрятова О. В., Кузнецова Е. В.

В статье рассмотрены проблемы внедрения инноваций в деятельность вуза для совершенствования качества предоставляемых образовательных услуг и обеспечения непрерывного развития вуза. Систему менеджмента качества следует рассматривать в качестве инновационной структуры, построенной в соответствии с принципами, заложенными в международных стандартах серии ИСО 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Н. А., Опрятова О. В., Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF AN INNOVATIVE APPROACH IN FORMATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY ON THE BASIS OF ISO 9000 STANDARDS

The article is devoted to the problems of introduction of innovations in higher education institution activity to improve the quality of provided educational services and ensuring continuous development of higher education institution. The quality management system should be considered as the innovative structure constructed according to principles laid down in the international standards ISO 9000.

Текст научной работы на тему «Использование инновационного подхода в формировании системы менеджмента качества Орловского государственного университета на основе стандартов ИСО 9000»

Шэй

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Н.А. ИЛЬИНА

кандидат педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Орловского государственного университета E-mail: CMKOGU@mail.ru Тел. (4862)74 09 36

О.В. ОПРЯТОВА

директор Центра менеджмента качества, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета E-mail: CMKOGU@mail.ru Тел. (4862)74 09 36

Е.В. КУЗНЕЦОВА

зам. директора Центра менеджмента качества, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета

E-mail: CMKOGU@mail.ru Тел. (4862)74 09 36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ИСО 9000*

В статье рассмотрены проблемы внедрения инноваций в деятельность вуза для совершенствования качества предоставляемых образовательных услуг и обеспечения непрерывного развития вуза. Систему менеджмента качества следует рассматривать в качестве инновационной структуры, построенной в соответствии с принципами, заложенными в международных стандартах серии ИСО 9000.

Ключевые слова: инновация, система менеджмента качества, международные стандарты серии ИСО 9000, принципы менеджмента качества.

Современные условия развития экономики страны диктуют новые требования к высшим учебным заведениям. Помимо основной функции по подготовке высококвалифицированных специалистов на рынке труда, вузы обязаны формировать и совершенствовать инновационные структуры, способные обеспечить высокое качество предоставляемых образовательных услуг. К таковым структурам относится и система менеджмента качества, призванная обеспечить непрерывное развитие вуза на основе обеспечения гарантий качества предлагаемого образования и внедрения в существующую традиционную систему образования наиболее перспективных форм и методов обучения.

Система менеджмента качества вуза строится в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 [1]. Среди основных требований стандарта ИСО 9001:2000 выделяется «постоянное улучшение качества продукции», подразумевающее, что вуз должен отслеживать качество своей продукции и своевременно вносить

в него нововведения, способствующие его усовершенствованию [2].

В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 утверждается, что высшее руководство должно определить и обеспечивать наличие ресурсов и механизмов, содействующих инновационным постоянным улучшениям [3].

Итак, стандарты качества серии ИСО 9000 определяют необходимость внедрения постоянных инноваций в деятельность вуза для совершенствования качества предоставляемых образовательных услуг.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [4].

* Работа выполнена в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», прикладные научные исследования, №8.4136.2011

© Н.А. Ильина, О.В. Опрятова, Е.В. Кузнецова

Внедряя инновационную составляющую, позволяющую адаптироваться к рыночным условиям, ведущие университеты России на основе положений стандарта ИСО 9001:2000 стремятся развивать внутривузовскую систему менеджмента качества, сохраняя при этом традиционные академические ценности. В российской практике образования применительно к инновационным образовательным учреждениям высшего профессионального образования появился новый термин — «академический инновационный университет».

Рассмотрим систему менеджмента качества образовательных услуг на основе требований международного стандарта ИСО 9001:2000 применительно к ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Система менеджмента качества ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством образования в университете.

Методологической основой для построения и улучшения системы менеджмента качества в Орловском государственном университете являются восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; эффективные решения, основанные на анализе данных и информации; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Функционирование и развитие образовательного учреждения высшего профессионального образования, согласно первому принципу, зависит от потребителей, поэтому вуз должен понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

В качестве потребителей образовательных услуг выступают, в первую очередь, абитуриенты и их родители, а также студенты, обучающиеся в Орловском государственном университете. С целью удовлетворения возникающих потребностей в новых направлениях подготовки в университете выбрана политика расширения спектра специальностей, отвечающих потребностям рынка, современным тенденциям развития образования, инновационным народосберегающим технологиям. В университете реализуется более 100 основных образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования. К инновационным образовательным программам относятся программы двухступенчатой подготовки

кадров через систему бакалавриата и магистратуры.

С целью внедрения новшеств в образовательный процесс в университете осуществляется постоянное взаимодействие с потребителями образовательных услуг. В том числе, проводится периодическое исследование предпочтений абитуриентов, осуществление консультационной работы, совершенствование и создание новых форм допрофессиональной подготовки, рекламно-информационное взаимодействие со школами, лицеями, гимназиями, средними профессиональными учебными заведениями и другими учреждениями г. Орла, Орловской, Белгородской, Брянской, Курской и других областей.

Сложившаяся в Орловском государственном университете система допрофессиональной подготовки старшеклассников и выпускников школ представляет большие возможности для выбора траекторий довузовской подготовки в зависимости от успешности обучения в образовательном учреждении, помогает сделать мотивированный выбор будущей профессии, а вузу позволяет найти и подготовить «своего» абитуриента в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Большое внимание уделяется личности обучаемого. Студент воспринимается не просто как продукт образовательной деятельности вуза, но и как главное лицо в выборе, предпочтении новых направлений, специальностей, дисциплин университета. В этих целях в Орловском государственном университете внедряется кредитно-модульная технология организации учебного процесса, предполагающая выбор индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося.

Другими потребителями образовательных услуг являются предприятия, которые выступают в качестве промежуточных потребителей образовательных услуг. При внедрении инноваций именно их мнение учитывается в первую очередь, поскольку они формируют организованный спрос на услуги и предъявляют его на рынке.

Важнейшим потребителем продукции Орловского государственного университета являются предприятия малого предпринимательства, образовательные учреждения начального и среднего образования, медицинские учреждения, государственные бюджетные и внебюджетные учреждения и организации. Перечень специальностей и направлений подготовки, на которые университет объявляет набор студентов, согласовывается с администрацией области (Управлением общего и профессионального образования), Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области.

Эффективное удовлетворение потребностей в

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

образовательных услугах со стороны данных потребителей является целевым ориентиром и главным критерием эффективности внедрения инноваций в систему менеджмента качества университета [5].

Второй принцип менеджмента качества - лидерство руководства - предполагает, что руководители высшего звена вуза (ректор, проректоры) своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству.

Действительно, успех вуза зависит от того, насколько эффективно действует его руководство, грамотно определяет стратегические цели развития и мотивирует персонал на их достижение.

В Орловском государственном университете ректор осуществляет руководство деятельностью университета и несет ответственность за функционирование и совершенствование системы менеджмента качества.

Представитель руководства по качеству и уполномоченные по качеству в структурных подразделениях (проректор по учебной работе, деканы факультетов, директора институтов) организуют доведение Политики в области качества до каждого работающего; осуществляют разработку планов и программ по системе качества, контролируют устранение выявленных несоответствий, дают указания и распоряжения всему персоналу по вопросам обеспечения качества, поддерживают связи с внешними организациями по вопросам обеспечения качества, контролируют сроки разработки и внедрения документов по системе менеджмента качества и корректирующих мероприятий.

Третий принцип менеджмента качества - вовлечение сотрудников - означает, что работники всех уровней составляют основу вуза, и их полное вовлечение дает возможность вузу с выгодой использовать их способности.

Персонал Орловского государственного университета несет ответственность за качество услуг в соответствии с должностными инструкциями, положениями, документами системы менеджмента качества, соблюдение обязательств в области качества и требований системы менеджмента качества.

В университете создана структура уполномоченных по качеству - работников университета, на которых возложены обязанности по организации функционирования и улучшения системы менеджмента качества в подразделениях. С целью вовлечения сотрудников университета в процесс внедрения инноваций в систему менеджмента качества уполномоченные по качеству проводят обсуждение и выработку сотрудниками подразделения целей подразделения в области качества, измерение качества продукции, анализ деятельности подраз-

деления и поиск мер по ее улучшению.

Профессорско-преподавательский состав вуза стремится максимально использовать в образовательном процессе современные методы и технологии проблемного обучения, направленные на развитие творческого мышления обучаемых, формирование навыков самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

Важнейший принцип построения системы менеджмента качества в университете - процессный подход - гласит, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это означает, что вся деятельность университета может быть рассмотрена как система основных и вспомогательных процессов, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.

В Орловском государственном университете система процессов представлена в виде карты процессов и имеет следующий вид (рисунок 1).

Центром менеджмента качества совместно со структурными подразделениями осуществляется описание основных и вспомогательных процессов в виде документационных процедур. Предстоит большая работа по дальнейшему их описанию, апробированию и внедрению в систему менеджмента качества университета.

Системный подход - следующий принцип менеджмента качества - непосредственно связан с процессным подходом и является его логическим продолжением. Он гласит, что выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности вуза при достижении его целей. В системном подходе основополагающим понятием является понятие системы как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение единой цели.

Основным целевым ориентиром системы менеджмента качества является миссия высшего учебного заведения. Миссия представляет собой заявление университета о своем предназначении, роли и ответственности перед личностью, обществом и государством. Миссия Орловского государственного университета - удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства в качественном высшем и послевузовском профессиональном образовании на базе традиций отечественной высшей школы, инноваций в сфере науки и высшего образования, единства научной, учебной и воспитательной деятельности.

Рис. 1. Карта процессов Орловского государственного университета.

Исходя из миссии университета формируются его главные стратегические направления. Главная стратегическая цель Орловского государственного университета в области качества - создание системы качества образования и управления университетом на основе принципов Всеобщего менеджмента качества и типовой модели системы качества образовательного учреждения Российской Федерации.

Стратегические задачи обозначены в Политике в области качества. Для решения этих задач в университете создана эффективная система управления, базирующаяся на принципах стратегического менеджмента и менеджмента качества, охватывающая процессы образовательной, научной, инновационной, финансово-экономической и социально-хозяйственной деятельности, опирающаяся на широкое использование информационных технологий.

Одним из основополагающих документов системы качества Орловского государственного университета является «Руководство по качеству».

«Руководство по качеству» содержит описание системы менеджмента качества Орловского государственного университета, ее структуры и процедур, устанавливает требования, Политику и цели в области качества, документацию с целью демонстрации возможностей предоставлять образовательные услуги, достижения удовлетворенности потребителей выполнением их требований посредством применения системы, ее непрерывного улучшения и предотвращения несоответствий.

Реализация документов высших уровней осуществляется в документированных процедурах, положениях, инструкциях.

В целом, иерархию документации системы менеджмента качества университета можно представить в виде пяти уровней (рисунок 2).

Цель функционирования системы менеджмента качества, провозглашенная в Политике в области качества, едина для всего персонала Орловского государственного университета.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1-й уровень

Политик», и цели в /области качества 4

2-й уровень

Руководство по качеству

3-й уровень

Документированные процедуры, документация подразделений (должностные инструкции, положения о подразделениях и др.)

4-й уровень

Положения, записи, результаты аудита, решения Ученого Совета и др. документы

Базовый уровень/ Внутренние и внешние нормативные документы (Устав ОГУ, Законы РФ, Постановления Правительства, ФГОС ВПО, ГОСТ, ГОСТ Р)

Рис. 2. Иерархия документации системы менеджмента качества Орловского государственного университета [6]

Следующий принцип менеджмента качества -постоянное улучшение - следует рассматривать как неизменную цель, которую должен ставить перед собой любой вуз. Этот принцип непосредственно связан с внедрением инноваций в деятельность вуза и, в том числе, в систему менеджмента качества.

Важнейшим улучшением внутривузовской системы качества Орловского государственного университета можно назвать процесс перехода от внешнего контроля к внутреннему на всех уровнях:

- от контроля преподавателя к самоконтролю студентов;

- от внешнего контроля кафедры к самоконтролю и самооценке преподавателями процесса и результата своей деятельности;

- от внешнего контроля ректората за деятельностью факультета к внутреннему контролю и оценке своей деятельности и ее результатов педагогическим коллективом факультета.

Основная задача в работе со студентами - создание условий для воспитания у студентов ответственности за процесс и результат своего учебного труда, за высокий уровень качества своего образования через включение студентов в деятельность по самооценке уровня своей подготовки, анализ качества педагогического процесса, выработку и реализацию программ улучшений качества подготовки специалиста в вузе.

Важнейшая задача в работе с преподавателями по совершенствованию образовательного процесса

- стимулирование преподавателей к систематическому научно обоснованному самоанализу процесса и результата своей деятельности, сотрудничество со студентами в вопросах выработки мер по повышению качества педагогического процесса, стимулирование преподавателей к внедрению инноваций в учебный процесс.

Самоанализ деятельности кафедр и факультетов

на основе критериев качества, выявление проблем и выработка управленческих решений по повышению качества всего образовательного процесса или его компонентов - стратегическая задача в работе заведующих кафедрами, деканатов и ректората.

Сочетание оценки, внутренней и внешней, самоконтроля и контроля, самоуправления и управления - основной принцип совершенствования системы качества подготовки специалистов в Орловском государственном университете.

Реализация принципа принятия решений, основанного на фактах и данных, требует, прежде всего, измерения и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. В Орловском государственном университете база данных вну-тривузовской системы качества строится на объективных и субъективных источниках и показателях:

К объективным можно отнести:

- результаты вступительных испытаний, промежуточной и итоговой аттестации студентов;

- отчеты председателей Государственной аттестационной комиссии;

- результаты текущего контроля за учебной и самостоятельной работой студентов;

- результаты экзаменационных сессий;

- показатели трудоустройства выпускников;

- результаты анализа тематики и уровня выполнения курсовых работ;

- уровень практической подготовки студентов (по результатам практик) и др.

К субъективным:

- результаты социологических опросов (например: «Педагогический процесс в вузе глазами студентов», «Преподаватель глазами студентов», «Качество учебного процесса глазами преподавателя», «Самооценка студентами уровня своей теоретической и практической подготовки» и т.д.);

- результаты психологических обследований абитуриентов, студентов и выпускников;

- самооценку студентами и преподавателями уровня своей учебной и профессиональной компетенции и др.

Важнейшей задачей вуза в деле обеспечения качества подготовки специалистов является постоянный мониторинг процессов, происходящих в вузе. Для выполнения этой задачи в университете созданы и функционируют общественные организации по контролю качества образования: экспертный совет по вопросам качества содержания образования в ОГУ, комиссии по циклам дисциплин ГСЭ, ЕН, психолого-педагогической подготовке, комиссия по контролю качества организации учебного процесса, комиссия Ученого совета по качеству подготовки специалистов и др.

^^^¡;^ПедаГОГИКАИ.2СИХОЛОГИЯ1^^4^=

Реализация принципа «взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками)» требует четких и открытых связей и отношений, обмена информацией и планов на будущее между вузом и потребителем. Стандарт ИСО 9001 - 2000 определяет требования к системе менеджмента качества Орловского государственного университета, которая «должна обеспечить условия доказательства способности университета (поставщика) проектировать и поставлять продукцию, соответствующую требованиям потребителей».

Понятие «качество высшего профессионального образования» определить однозначно весьма сложно. Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия, на которых они будут работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как: «совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства» [7].

Основными критериями качества образования можно считать такие характеристики выпускника, ,как знания, умения, навыки, уровень общей культуры и компетенции, соответствующие требованиям:

1. системы образования (ФГОС ВПО, вузовских стандартов);

2. внешних пользователей (общество, профессиональные ассоциации, работодатели);

3. личности самого выпускника и его ближайшего окружения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель системы качества образования в университете определяет, каким должен быть результат качественного высшего профессионального образования и какие средства и приемы необходимы для его достижения.

Качественное высшее профессиональное образование позволяет выпускнику вуза быть востребованным со стороны работодателей и общества, конкурентоспособным и успешным в выбранной

сфере профессиональной деятельности. Другим элементом модели является определение подходов к приобретению выпускником заявленных характеристик.

Соблюдение рассмотренных выше принципов системы менеджмента качества осуществляется в Орловском государственном университете в результате разработки, внедрения, эффективного функционирования и эволюционного развития системы менеджмента, направленной на постоянное улучшение деятельности в целях удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон.

С целью реализации принципа непрерывного улучшения системы менеджмента качества в Орловском государственном университете осуществляется ряд мероприятий:

1. осуществлять постоянный мониторинг рынка образовательных услуг,

2. совершенствовать систему мониторинга качества подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов и других категорий обучающихся в Орловском государственном университете;

3. проводить соответствующий анализ и разрабатывать предложения по постоянному улучшению качества оказываемых образовательных услуг;

4. обеспечивать сотрудничество преподавателей, студентов и абитуриентов в образовательной сфере с целью совершенствования систем менеджмента качества;

5. повышать ответственность и мотивацию сотрудников университета на всех уровнях управления по управлению качеством образовательных услуг;

6. внедрять инновационные методы обучения в образовательный процесс, повышать степень самоконтроля в деятельности студентов;

7. совершенствовать материально-техническую базу предоставления образовательных услуг университета.

Реализация поставленных задач позволит эффективно внедрять инновации в систему менеджмента качества Орловского государственного университета, обеспечивать опережающее удовлетворение потребностей внешних и внутренних клиентов университета.

Библиографический список

1. ИСО 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь;

2. ИСО 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования; ИСО 9004:2000. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества

3. ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (постановление Госстандарта России от 15 авг. 2001 г. N° 334-ст, с изм. от 7 июля 2003 г.). М. : Госстандарт России, 2004. 46 с.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // (Проект). URL: http:// www.economy.gov.ru

6. Свирщевская Л.А. Опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества в Новосибирском кооперативном техникуме // http://safbd.ru/magazine/article/opyt-razrabotki-i-vnedreniya-sistemy-menedzhmenta-kachest-va-v-novosibirskom

7. ИСО_ТР 10013_2001 Рекомендации по документированию систем менеджмента качества

8. Багаутдинова Н.Г. Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации. Российское предпринимательство. 2004. №3 (51). с.25.

N.A. ILYINA, O.V. OPRYATOVA, E.V. KUZNETSOVA USING OF AN INNOVATIVE APPROACH IN FORMATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY ON THE BASIS OF ISO 9000 STANDARDS

The article is devoted to the problems of introduction of innovations in higher education institution activity to improve the quality of provided educational services and ensuring continuous development of higher education institution.

The quality management system should be considered as the innovative structure constructed according to principles laid down in the international standards ISO 9000.

Key words: innovation, quality management system, the international standards ISO 9000, quality management principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.