Научная статья на тему 'Инновационные технологии в системе менеджмента качества вуза'

Инновационные технологии в системе менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА / INNOVATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Н. А., Опрятова О. В., Кузнецова Е. В.

В статье рассмотрены проблемы использования инновационных образовательных технологий в системе менеджмента качества вуза с точки зрения процессного подхода. Инновационные технологии позволяют повысить эффективность функционирования системы менеджмента качества вуза за счет оптимизации структуры всех основных и вспомогательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Н. А., Опрятова О. В., Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY

The article considers the problems of using innovative educational technologies in the Quality management system of the University in terms of the process approach. Innovative technologies can improve the effectiveness of the quality management system in the university by optimizing the structure of primary and secondary processes.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в системе менеджмента качества вуза»

УДК 378.14.013 Н.А. ИЛЬИНА

кандидат педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Орловского государственного университета

E-mail: CMKOGU@mail.ru О.В. ОПРЯТОВА

кандидат социологических наук,доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета E-mail: CMKOGU@mail.ru Е.В. КУЗНЕЦОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета E-mail: CMKOGU@mail.ru

UDC 378.14.013 N.A. ILYINA

Candidate of pedagogical sciences, professor, vice Rector for Educational Work Orel state university E-mail: CMKOGU@mail.ru O.V. OPRYATOVA

Candidate of Sociological Sciences Associate Professor of Management and Marketing Orel State University E-mail: CMKOGU@mail.ru E.V. KUZNETSOVA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Orel State University E-mail: E-mail: CMKOGU@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА* INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY

В статье рассмотрены проблемы использования инновационных образовательных технологий в системе менеджмента качества вуза с точки зрения процессного подхода. Инновационные технологии позволяют повысить эффективность функционирования системы менеджмента качества вуза за счет оптимизации структуры всех основных и вспомогательных процессов.

Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, инновационные образовательные технологии, система менеджмента качества вуза.

The article considers the problems of using innovative educational technologies in the Quality management system of the University in terms of the process approach. Innovative technologies can improve the effectiveness of the quality management system in the university by optimizing the structure of primary and secondary processes.

Keywords: innovation, innovative technologies, innovative educational technologies, quality management system of the University.

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют внедрения инновационных технологий в систему менеджмента качества учреждения высшего профессионального образования. Это обусловлено рядом обстоятельств: постоянно возрастающими требованиями общества к качеству предоставляемых образовательных услуг; интеграцией вузовского образования в мировое образовательное пространство; жесткой конкурентной борьбой между вузами на рынке образовательных услуг; необходимостью ориентации вузов на потребности рынка труда.

Дальнейшее развитие учреждений высшего профессионального образования невозможно без внедрения инновационных технологий как в сам образовательный процесс, так и в систему управления его качеством, то есть в систему менеджмента качества вуза (СМК).

Стандарты серии ИСО 9000, в соответствии с которыми строится система менеджмента качества вуза, среди основных требований к СМК выдвигают «посто-

янное улучшение качества продукции», подразумевающее, что вуз должен не только отслеживать качество своей продукции и своевременно вносить в него нововведения, способствующие его усовершенствованию [7], но и высшее руководство должно определить и обеспечивать наличие ресурсов и механизмов, содействующих инновационным постоянным улучшениям [5].

В научной литературе существует большое количество определений терминов «инновация» и «инновационные технологии».

В русском языке эквивалентом, наиболее полно отражающим суть понятия «инновация», является термин «нововведение». Так, например, в определении понятия, предложенном А.В. Суриным и О.П. Молчановой, «инновация (нововведение)», - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности» [11].

* Работа выполнена в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», прикладные научные исследования, №8.4136.2011

© H.A. Ильина, О.В. Опрятова, Е.В. Кузнецова © N.A. Ilyina, O.V. Opryatova, E.V. Kuznetsova

Однако ряд исследователей (в частности, Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин) рассматривают инновацию как нововведение, которое связано с осуществлением неких перемен, производством новой продукции, применением новой технологи [1].

Например, в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года инновация определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [9].

Исследователи (Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин) выделили три основных подхода к толкованию термина «инновация».

В первом случае инновация - это процесс, комплекс мероприятий, связанных с выпуском и реализацией новой продукции (работ, услуг, оборудования и т.п.).

С точки зрения второго подхода инновации - это результат некоего процесса. В этом случае инновация сходно с понятием «новшество».

Третий подход рассматривает термин «инновация» как интегрирующее понятие, включающее как сам процесс, так и результат этого процесса [1].

Анализ данных подходов позволяет рассматривать инновацию как совокупность, включающую в себя как инновационные продукты, так инновационные технологии [4, с.4].

Инновационные продукты - это результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенные для рыночной реализации. Для вуза инновационные продукты - это научно-практические разработки, отвечающие современным требованиям, направленные на новые достижения в отрасли, а также выпускники, обладающие определенным набором компетенций, обучающиеся на основе этих разработок.

Под инновационными технологиями понимают процессуально структурированную совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [12].

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением наибольшего объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений [6].

По мнению Бондаренко О.В, в состав инновационной образовательной технологии необходимо включать три основных взаимосвязанных элемента:

- современное содержание образования, которое в настоящее время предполагает не столько освоение

предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных требованиям современного рынка труда;

- современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;

- современную инфраструктуру обучения - условия, обеспечивающие реализацию инновационных технологий образования - включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [2].

В целом, все инновационные технологии в вузе можно классифицировать следующим образом:

- методические, направленные на обновление содержания образования и повышение его качества,

- организационные, связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности,

- управленческие [8].

Первые две группы инновационных технологий предполагают использование различных средств и приемов формирования профессионального сознания и системы компетенций в образовании и включают в себя:

- технологии организации образовательного процесса: к ним относят в первую очередь разноуровневое обучение и проблемно-модульное обучение;

- технологии проведения занятий (преподавания) делятся на три большие группы: обучение в сотрудничестве (метод проектов, проблемный метод), игровые технологии (обучающие, творческие, коммуникативные, воспитательные) и интерактивные технологии (дискуссии, дебаты);

- технологии контроля качества знаний связаны с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов;

- технологии самообразования: в первую очередь, включают дистанционное образование, полностью основанное на самостоятельной работе обучающегося [3].

Инновационные технологии в сфере управления качеством подготовки обучающихся в высшем учебном заведении связаны с процессами развития деятельности в области менеджмента качества: разработкой, внедрением и мониторингом эффективности образовательных технологий. Именно они помогают поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов и их реализацией в учебном процессе, развитием среды обучения; а также скоординировать деятельность различных подразделений и отдельных лиц для достижения всего комплекса задач на различных уровнях управления вузом - от ректора до конкретного преподавателя [3].

Поскольку система менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000 основывается на процессном подходе, то все управленческие инновационные технологии должны непосредственно включаться в состав двух блоков процессов «Деятельность руководства по управлению качеством образования» и «Деятельность в рамках процессов по

измерению, анализу и улучшению» и, кроме того, пронизывать все типовые и вспомогательные процессы образовательного учреждения.

В ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» инновационные технологии в системе менеджмента качества реализуются в следующих процессах:

1. Стратегическое планирование.

Реализация данного процесса определяет деятельность Орловского государственного университета в целом. Стратегическое планирование включает в себя следующие управленческие технологии:

- составление Программы развития университета;

- планирование целей в области качества;

- планы разработки, пересмотра, изменения документов СМК Орловского государственного университета и др. документов.

2. Планирование и развитие системы менеджмента качества (далее -СМК) в ОГУ.

Данный процесс включает в себя управленческие технологии:

- составление планов работы университета, Центра менеджмента качества и Совета по качеству на год;

- планирование качества процессов выполнения образовательных услуг;

- планирование обучения персонала;

- планирование закупок.

3. Распределение ответственности и полномочий.

Ответственность, права и обязанности персонала Орловского государственного университета определены в положениях о подразделениях, должностных инструкциях, документированных процедурах и иных документах, включенных в документацию системы менеджмента качества Орловского государственного университета.

В соответствии с локальными документами, ректор университета направляет, координирует действия руководителей структурных подразделений по обеспечению качества оказываемых образовательных услуг, осуществляет руководство деятельностью университета и несет ответственность за функционирование и совершенствование системы менеджмента качества.

Основной целью представителя руководства по качеству является обеспечение условий для разработки, внедрения и улучшения СМК в университете. Представитель руководства по качеству: организует доведение «Политики в области качества» до каждого работающего, осуществляет разработку планов и программ по системе качества, оказывает содействие в реализации этих планов и программ, контролирует сроки проведения внутренних проверок СМК и др.

Центр менеджмента качества подчиняется непосредственно представителю руководства по качеству. Сотрудники центра занимаются разработкой и внедрением системы менеджмента качества в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», организацией управления документацией СМК в структурных подразделениях университета, проведением

внутренних аудитов СМК, организацией и контролем выполнения корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам внутренних и внешних аудитов, организацией управления несоответствующей продукцией.

Уполномоченные по качеству в структурных подразделениях обеспечивают планирование и организацию мероприятий подразделения в области СМК, организуют деятельность подразделения по созданию и использованию механизмов: измерения качества продукции, управления несоответствиями, корректирующих и предупреждающих действий, оказывают помощь в проведении внутреннего и внешнего аудита представителю руководства по качеству и ЦМК.

Персонал университета несет ответственность за качество услуг в соответствии с должностными инструкциями, положениями, документами СМК, соблюдение обязательств в области качества и требований СМК.

4. Анализ СМК со стороны высшего руководства.

С целью обеспечения постоянной актуальности СМК, ее адекватности и результативности, соответствия требованиям ИСО 9001 в университете регулярно осуществляется анализ деятельности СМК. Качество основного вида деятельности и оказываемых услуг учитывается на всех стадиях процессов работы, следовательно, процесс сбора, обработки и анализа данных присутствует во всех функциях и на всех рабочих местах Орловского государственного университета. Анализу подлежат:

- отчеты о выполнении плана работы на год (раздела, касающегося СМК);

- результаты внутренних проверок соответствия элементов СМК установленным требованиям;

- результаты анализа уровня удовлетворенности потребителей и других заинтересованных групп (общества, деловых партнеров) качеством выполняемых работ.

Анализ результатов внутренних проверок проводится представителем руководства по качеству по каждой конкретной проверке. Результаты анализа удовлетворенности потребителей и других заинтересованных групп качеством оказываемых услуг и выполняемых работ оцениваются на основе данных анкетирования, опросов, изучения внешней информации с оформлением соответствующих отчетов, предоставляемых руководству университета.

Систематический анализ данных позволяет выявить благоприятные возможности для улучшения СМК.

5. Процесс управления организационно-распорядительской документацией.

Основной задачей управления документацией является обеспечение подразделений всей необходимой и актуализированной документацией при решении стоящих перед ними функциональных задач.

Документация системы менеджмента качества университета включает пять уровней документов (рис. 1).

6. Лицензирование, аттестация и аккредитация.

Документированные процедуры, документация подразделений (должностные инструкции, положения о подразделениях, др.)

Положения, записи, результаты аудита, решения Ученого Совета и др. документы

Внутренние и внешние нормативные документы (Устав ОГУ, Законы РФ, Постановления Правительства, ГОС ВПО, ГОСТ, ГОСТ Р)

Рис. 1. Иерархия документации системы менеджмента качества университета.

К процессам, требующим лицензирования, аттестации и аккредитации, т.е. официального признания полномочным органом способности университета выполнять эти процессы, относятся: образовательная деятельность по программам высшего профессионального образования; образовательная деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

Процедура лицензирования подтверждается Лицензией, процедура аккредитации подтверждается Свидетельством о государственной аккредитации.

Работы по подготовке к аккредитации университета включаются в «План работы университета».

При подготовке к аккредитации определяются и оцениваются:

- состав и квалификация персонала;

- оснащение соответствующим оборудованием и ресурсами;

- образовательная среда, способствующая эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов к обучению в университете;

- качество подготовки студентов;

- наличие нормативной документации и процедур выполнения работ.

Ответственность за своевременную подготовку и проведение аккредитации несет ректор университета.

7. Процессы измерения, анализа и улучшения.

С целью доказательства соответствия оказываемых образовательных услуг и выполняемых работ установленным требованиям проводится анализ и контроль их качества руководителями соответствующих подразделений в порядке, предусмотренном документами системы менеджмента качества.

Планирование и внедрение процессов мониторинга, измерения, анализа и улучшения включает две фазы управления процессами системы менеджмента качества: контроль качества и улучшение качества.

Контроль качества процессов предоставления услуг потребителям включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение системы мониторинга и измерений;

- систематический анализ данных системы мониторинга и измерений;

- Орловским государственным университетом определена потребность в статистических методах, применяемых при изучении системы качества.

Для получения информации об эффективности работы системы менеджмента качества в университете, а также её соответствия требованиям ИСО серии 9001 в университете созданы комиссии по контролю качества образования (группа внутреннего аудита). Проверки проводятся ежегодно по утвержденному плану проведения проверок, чтобы обеспечить стабильность и эффективность системы менеджмента качества.

Планирует, организует и контролирует проведение внутреннего аудита представитель руководства по качеству Орловского государственного университета.

Программа аудита предусматривает изучение состояния всех элементов СМК с учетом важности процессов, критериев аудита, а также результатов предыдущих проверок.

Программа аудита планируется таким образом, чтобы аудиторы не являлись сотрудниками проверяемого подразделения, а также не были зависимы от влияния руководителя данного подразделения, с целью обеспечения объективности и беспристрастности процесса аудита. Кроме того, аудиторы должны отвечать установленным требованиям к образованию, стажу работы в университете, личным качествам в соответствии с П ОГУ 1.03.04-2007 «Положение о группе внутреннего аудита».

Внутренние проверки осуществляются в соответствии с графиком внутреннего аудита.

Внеплановые аудиты проводятся в случаях снижения качества оказываемых услуг, получения рекламаций, отрицательных результатов внутренних и внешних проверок, необходимости совершенствования и внедрения новых процессов, новой документации, решений совета по качеству.

Результаты внутреннего аудита оформляются протоколом. Для устранения несоответствий и их причин руководитель проверяемого подразделения разрабатывает корректирующие действия. Выполнение данных мероприятий контролирует персонал СМК, соответствующая информация регистрируется в протоколах аудита, хранящихся в СМК и копии в аудитируемых подразделениях.

Результаты внутреннего аудита представляются для анализа высшему руководству с целью оценки соответствия СМК установленным требованиям и разработке мероприятий по ее улучшению.

Систематический анализ данных позволяет выявить благоприятные возможности для улучшения СМК. Орловский государственный университет постоянно повышает эффективность СМК путем:

- реализации политики и целей в области качества;

- использования результатов и рекомендаций проверок (как внутренних аудитов СМК, так и проверок инспектирующими организациями);

- проведения анализа данных при выполнении любых работ;

- разработки и выполнения корректирующих и предупреждающих мер;

- оценки эффективности СМК;

- разработки и исполнения плана по совершенствованию СМК;

- разработки и выполнения ежегодного плана работы университета, предусматривающего постоянное развитие университета, совершенствование всех видов деятельности;

- планирования приоритетных направлений и корректировки при необходимости стратегии развития университета.

Ответственность за координацию, регистрацию и контроль корректирующих и предупреждающих действий, относящихся к функционированию и внутренним проверкам СМК, несет представитель руководства по качеству.

Выделенные нами процессы по внедрению инновационных технологий в систему менеджмента качества вуза позволят повысить эффективность ее функционирования за счет оптимизации структуры всех основных и вспомогательных процессов Орловского государственного университета. а также включить все структурные подразделения и персонал вуза в систему управления вузом, что повысит их заинтересованность и ответственность за результаты, оценить свой вклад в достижение стратегических целей и показателей деятельности вуза.

Библиографический список

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. К вопросу о термине инновация. Original article http://www.labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_doklad_2009-2_about-innovation.htm

2. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании // Инновации: поиски и исследования. 2012. №16 (сентябрь) http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=200&ELEMENT_ID=1474

3. Ватолкина Н. Ш. Управление инновационными образовательными технологиями в системе менеджмента качества вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2. С. 23-28.

4. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012.

5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: (постановление Госстандарта России от 15 авг. 2001 г. № 334-ст, с изм. от 7 июля 2003 г.). М.: Госстандарт России, 2004.

6. ДемкинВ.П. Инновационные технологии в образовании http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdиc0 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2009.

7. Пацекина М.С. Инновационные технологии в образовании http://edu.inovat.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=34

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Проект) http:// www.economy.gov.ru

9. Судаков И А., Гречухина Т.И. Инновации в системе менеджмента качества классического университета http://ecsocman.hse.ru/

10. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. М.: Издательство: Инфра-М-2008.

11. Философский словарь http://enc-dic.com/philosophy/Innovacionnye-Socialnye-Tehnologii-3149.html

References

1. AzgaldovG.G., KostinA.V. To a question of the term innovation. Original article http://www.labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_ doklad_2009-2_about-innovation.htm

2. BondarenkoO.V. Modern innovative technologies in education//Innovations: searches and researches. 2012. No. 16 (September) http://www.erono.ru/art/?SECTI0N_ID=200&ELEMENT_ID=1474

3. Vatolkina N. Sh. Management of innovative educational technologies in quality management system of higher education institution//University management: practice and analysis. 2009 . No. 2. Рр. 23-28.

4. Vladimirov A.I. About innovative activity of higher education institution. M: JSC Publishing House Subsoil, 2012.

5. GOST R ISO 9004-2001. Quality management system. Recommendations about activity improvement: (the resolution of Gosstandart of Russia from 15 Aug. 2001 No. 334 of St, with amendment of July 7, 2003). M: Gosstandart of Russia, 2004.

6. Demkin V.P. Innovative technologies in education http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdfQuality management system ISO 9001:2008. Requirements. M: Standartinform, 2009.

7. PatsekinaM. S. Innovative technologies in education http://edu.inovat.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34

8. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020 (Project) http:// www.economy.gov.ru

9. Sudakov I.A. Grechukhina T.I. Innovations in quality management system of classical university http://ecsocman.hse.ru/

10. Surin A.V. Molchanov O. P. Innovative management. M: Publishing house: Infra-M-2008.

11. Philosophical dictionary http://enc-dic.com/philoso phy/Innovacionnye-Socialnye-Tehnologii-3149.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.