Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в построении системы менеджмента качества в Орловском государственном университете'

Использование инновационных технологий в построении системы менеджмента качества в Орловском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / АУДИТ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / INNOVATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / AUDIT / MARK AND RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Н. А., Опрятова О. В., Кузнецова Е. В.

В статье рассмотрено содержание инновационных технологий, используемых в Орловском государственном университете при построении системы менеджмента качества, показаны результаты их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Н. А., Опрятова О. В., Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN CREATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN ORYOL STATE UNIVERSITY

The article contents the composition of innovative technologies used at the Oryol state university during construction of the quality management system, the results of their use are shown.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в построении системы менеджмента качества в Орловском государственном университете»

Н.А. ИЛЬИНА

кандидат педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. (4862)74 09 36

О.В. ОПРЯТОВА

директор Центра менеджмента качества, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. (4862)74 09 36

Е.В. КУЗНЕЦОВА

зам. директора Центра менеджмента качества, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета

E-mail: [email protected] Тел. (4862)74 09 36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ*

В статье рассмотрено содержание инновационных технологий, используемых в Орловском государственном университете при построении системы менеджмента качества, показаны результаты их использования.

Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, система менеджмента качества, аудит, балльно-рейтинговая система.

Реализация стратегических задач в развитии образования привнесла большие изменения в систему образования и способствовала принятию единого для всех уровней Закона об образовании, предусматривающего: демократический характер управления образованием и расширение полномочий образовательных учреждений; развитие национальной модели, обеспечивающей равный доступ к качественному образованию на всех уровнях; использование новых технологий и создание эффективной системы мониторинга и оценки.

Современное российское образование построено на принципе вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать образовательный процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет работа по формированию системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении. На сегодняшний день любой вуз имеет возможность выбора модели СМК от типовой до разработанной непосредственно в вузе, работающем в инновационном режиме.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

Термины «инновация», «инновационные технологии» широко используются во всех сферах жизни общества. Однако анализ литературы показал, что отсутствует единая трактовка этих понятий.

Рассматривая термин «инновация», А.М. Муха-медьяров обращает внимание, что его можно трактовать двояко. Как материальный продукт «инновации (нововведения) отождествляются с новшествами (новыми изделиями, материалами, процессами, методами и т. д.)», а как процесс они рассматриваются, как «изменения, направленные на разработку, освоение, распространение и использование новшеств». Во втором значении «новшества трактуются как результат процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имеющего четко выраженные стадии и этапы».

В понимании Азгальдова Г.Г., Костина А.В., инновация - это нововведение в области техники,

* Работа выполнена в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», прикладные научные исследования, №8.4136.2011

© Н.А. Ильина, О.В. Опрятова, Е.В. Кузнецова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

В определении понятия, предложенном А.В. Суриным и О.П. Молчановой, «инновация (нововведение)» - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности».

По мнению С.Д. Ильенковой, «инновацию нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализация».

Из вышесказанного следует, что новшество будет признано инновацией, если оно обладает определенными признаками:

- является конечным результатом научной и научно-технической деятельности людей;

- основывается на созданных в процессе научной и научно-технической деятельности объектах интеллектуальной собственности;

- представляется в виде дошедшего до потребителя нового или усовершенствованного продукта, услуги, технологии или организационноэкономической формы;

- удовлетворяет рыночному спросу;

- приносит социально-экономический эффект организации-инноватору, потребителю и обществу в целом (возможно создание внешнего мультипликативного эффекта).

Мотивационным механизмом развития образовательного учреждения по инновационному типу, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка вузы поставлены в жесткие условия, связанные с набором качественного контингента будущих студентов. Поэтому вузы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Среди основных побудительных причин внедрения инноваций можно выделить:

- повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;

- повышение имиджа вуза;

- привлечение хорошо подготовленных абитуриентов.

Конкурентоспособность вуза означает способность его в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка, прежде всего это связано с удовлетворенностью родителей,

студентов, работодателей качеством знаний и умений выпускников.

Внедрение инноваций в управлении Орловским государственным университетом (ОГУ) вызывает много трудностей, среди них:

- наблюдается устаревание нормативной, организационно-распорядительной документации в вузе;

- осуществляется постоянное обновление, совершенствование информационных систем;

- информационные системы не приводят к желаемому результату;

- заметно снижается мотивация как у студентов, так и преподавательского состава;

- неэффективна система контроля знаний студентов;

- формируется конкурентная среда на рынке образовательных услуг.

В каждом вузе, в том числе и в ОГУ, существуют конфликты между текущими задачами и задачами стратегическими. Эти конфликты порождают барьеры на пути внедрения инноваций. К примеру, в настоящее время отмечается проблема недостаточного информирования и ограниченного применения инновационных технологий в формировании, внедрении и управлении СМК.

Кроме того, в ОГУ существуют определенные проблемы восприятия нововведений персоналом:

- наличие внутренних барьеров между подразделениями, отсутствие понимания общих целей организации, разрыв доверия между разными уровнями персонала;

- дисбаланс ответственности и полномочий;

- качество понимается только как качество организации учебного процесса и качество знаний студентов и не принимается во внимание качество ресурсов, управленческих решений;

- система управления документами при внедрении инноваций приводит к увеличению времени на написание, согласование, оформление документов;

- отсутствие мотивации персонала к внедрению инноваций;

- нежелание выявлять и показывать проблемы;

- проблемы обучения персонала принципам внедрения инноваций.

Радикальный путь решения проблем внедрения новшеств - разработка и реализации в вузе так называемой «инновационной политики» в области качества. Под этим термином понимается совокупность целей, принципов, правил, задач, реализация которых позволяет получить искомый результат организационного развития ОГУ. Реализовать инновационную политику в области качества позволят

инновационные технологии.

Остановимся на трактовке понятия «инновационная технология».

Инновационные технологии - технологии, в которых используются новаторские идеи в науке, промышленности, искусстве или образовании.

Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Под инновационными технологиями также понимают процессуально структурированную совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационная технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Перечислим основные из них.

Концептуальность. Каждая образовательная технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социальнопедагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Инновационная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, цело стно стью.

Управляемость. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования СМК (системы менеджмента качества), поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные инновационные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) инновационной технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Результативно сть. Инновационная технология должна давать более высокий качественный результат в сравнение с традиционными технологиями.

В нашем вузе используются следующие инновационные технологии в области качества:

- балльно-рейтинговая система;

- тренинги (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);

- аудит;

- «мозговой штурм»;

- конференции;

- дискуссии.

Кратко остановимся на их описании. Рейтинг (rating) - дословно с английского - оценка, определение класса или разряда, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия; «накопленная оценка», «оценка, учитывающая предысторию».

В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения. В нашем вузе балльно-рейтинговая в качестве эксперимента была внедрена в 2009 году, сейчас по ней занимаются студенты с 1 по 4 курс включительно.

На сегодняшний день мы наблюдаем следующие положительные результаты от ее внедрения:

- повысилась заинтересованность студентов в получении знаний в течение всего учебного семестра;

- значительно активизируется самостоятельная работа студентов (за счет учета текущей успеваемости), тем самым, способствуя качеству усвоения знаний;

- рейтинговая система несет воспитательный момент, способствуя развитию инициативы студента, самостоятельности, соревновательности в получении знаний;

- чтобы набрать достаточное количество баллов студенты стараются выполнить более сложные учебные задания, за которые выставляется максимальное количество баллов;

- повысилась заинтересованность в научной работе, за которую студенты имеют возможность получить бонусные баллы.

Еще одна инновационная технология, которая широко используется в нашем вузе, - это аудит. Слово аудит само по себе означает проверку, ревизию. Проверка означает, что существует некий эталон, по отношению к которому осуществляется проверка. Обычно таким эталоном для СМК служат международные стандарты серии ИСО 9000.

Внутренние аудиты (проверки) являются высшей формой контроля руководством системы менеджмента качества деятельности университета. Они проводятся для того, чтобы определить соответствие деятельности и результатов в области

Шэй

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

качества тому, что было запланировано, заявлено требованиями ИСО 9001:2000. Результаты внутренних проверок служат основой входных данных для анализа со стороны руководства и позволяют университету декларировать свое соответствие ИСО 9000.

Все в мире имеет свойство изменяться и устаревать, в том числе и система менеджмента качества (СМК) университета. Для того чтобы поддерживать СМК в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность ее функционирования ,проводятся внутренние проверки (далее - проверки). Организация, координация, руководство системой проверок возложено на представителя руководства по качеству университета (проректора по учебной работе), директора центра менеджмента качества и уполномоченных по качеству в структурных подразделениях (деканов факультета, директоров институтов). В структуру СМК университета входит также группа внутреннего аудита, основной целью которой является проведение на плановой основе периодических внутренних проверок соответствия системы СМК ОГУ требованиям стандарта ИСО 9001.

Внутренние проверки на факультете (институте) проводятся со следующими целями:

- оценка эффективности функционирования СМК подразделения и определение возможностей и путей ее улучшения;

- выявление несоответствий в СМК (процедурах, процессах, продукции) установленным требованиям;

- определение всех причин выявленных несоответствий (основных, дополнительных, сопутствующих);

- проверка и оценка эффективности корректирующих мероприятий по результатам предыдущих проверок.

Аудит на факультете (институте) осуществляется Комиссией по контролю качества в структурном подразделении на основании документированной процедуры СМК - ДСМК ОГУ 1.07.01-2007 «Внутренние аудиты (проверки) СМК» и Положения «О комиссии по качеству в структурных подразделениях» - П ОГУ 1.03.04-2011.

Проведение внутренних аудитов дало следующие положительные результаты:

- проблемы отслеживаются раньше, чем они внесут серьезные негативные последствия для жизнедеятельности данного структурного подразделения вуза;

- руководитель структурного подразделения получает полную картину организации учебновоспитательного процесса, в том числе узкие места;

- обеспечивается обратная связь для корректирующих действий и совершенствования системы управления качеством в вузе;

- аудиты легче переносятся сотрудниками, так как их проверяют коллеги по работе, а не вышестоящие органы.

При обсуждении вопросов формирования и внедрения СМК в вузе широко используется дискуссия - один из методов проблемного обучения. Необходимость в ней возникает тогда, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. Например, ее использовали при разработке положения о балльно-рейтинговой системе, где предлагались различные варианты системы оценивания студентов.

Один из вариантов технологии использования дискуссии:

- постановка проблемы;

- формирование микрогрупп по 5-7 человек из числа руководителей структурных подразделений (факультетов, институтов, кафедр), а также опытных преподавателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода -абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток. Этот метод используется, когда необходимо ответить на сложный вопрос, требующий нестандартного решения. Например, этот метод был использован при поиске наиболее эффективных форм организации самостоятельной работы со студентами.

Тренинг как инновационная технология используется в системе повышения квалификации, а также при организации бизнес-инкубаторов.

«В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг - это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего

опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации»

Одной из форм проведения тренинга в ОГУ является бизнес-инкубатор.

По российскому законодательству, бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

В нашем университете бизнес-инкубатор позволяет не только привлечь студентов, желающих заняться предпринимательской деятельностью, но

и разрешить противоречия, касающиеся формирования и отработки умений и навыков будущих специалистов.

Таким образом, целенаправленное использование инновационных технологий в ОГУ способствует: повышению эффективности обучения студентов за счет изменения уровня их индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов; организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности преподавателя и студента; повышению уровня активности как преподавателей, так и студентов, развитию способности альтернативного мышления, формированию умения разрабатывать стратегию поиска решений образовательных задач; возможности прогнозирования результатов реализации принятых решений; повышению результативности деятельности органов управления вуза, преподавателей и студентов.

Библиографический список

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. К вопросу о термине инновация. Original article: http://www.labrate.ru/articles/ azgaldov-kostin_doklad_2009-2_about-innovation.htm

2. ДСМК ОГУ 1.07.01-2007 «Внутренние аудиты (проверки) СМК»

3. Инновационный менеджмент. Под ред. С. Д. Ильенковой/ М.: Юнити, 1997. 311 с.

4. ИСО 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

5. ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.

6. ИСО 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования; ИСО 9004:2000. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества

7. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Издательство: Инфра-М. 2010. 176 с.

8. Положения «О комиссии по качеству в структурных подразделениях». П ОГУ 1.03.04-2011.

9. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Издательство: Инфра-М, 2008. 368 с.

N.A. ILYINA, O.V. OPRYATOVA, E.V. KUZNETSOVA

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN CREATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN ORYOL STATE UNIVERSITY

The article contents the composition of innovative technologies used at the Oryol state university during construction of the quality management system, the results of their use are shown.

Key words: innovation, innovative technologies, quality management system, audit, mark and rating system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.