Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Николаенко Ольга Васильевна

В статье рассматривается нормативно-правовой аспект понятий «образовательная услуга», «дополнительная образовательная услуга». Отмечается отсутствие данных понятий в законодательстве сферы образования РФ, что приводит к проблемам в практике управления образованием в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также к проблемам, связанным с пониманием смысла данного термина «образовательная услуга» у разных субъектов образования. Также в статье поднимается вопрос качества образовательной услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Николаенко Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF QUALITY OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES IN STATE AND MUNICIPAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: NORMATIVE AND LEGAL ASPECTS

The article deals with the normative and legal aspect of the concepts "educational service", "additional educational service". The absence of these concepts in the legislation of the RF education sphere is noted, which leads to problems in the practice of education management in state and municipal educational organizations, as well as to problems related to understanding the meaning of the term "educational service" in different subjects of education. The article also raises the issue of the quality of educational services.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 37.005.5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

магистрант Николаенко Ольга Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. В связи с постоянными политическими и экономическими изменениями, которые происходят на сегодняшний день в российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы, которые так или иначе связаны с нормативно-правовым регулированием деятельности людей. Важнейшая сфера деятельности, которая нуждающейся в данном регулировании, является организация дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Но, несмотря на то, что организация таких услуг является неотъемлемой составляющей осуществления социального заказа современного общества, а также же результатом выполнения федеральных и региональных задач в образовательной сфере, мы можем говорить том, что дополнительные образовательные услуги и качество их реализации остаются открытым вопросом и содержит в себе проблемы, в первую очередь связанные с нормативно-правовым аппаратом.

Изложение основного материала исследования. Обратимся к анализу основного термина «образовательная услуга». При анализе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года и других нормативных документов, регулирующих на современном этапе организацию образовательной деятельности, официального определения «образовательная услуга» мы не нашли. Общее понятие «услуги» содержится в части первой ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ. В данном документе услугами называется деятельность, итог которой не содержит в себе материального выражения. Услуги реализуются и потребляются в процессе выполнения той или иной деятельности [2].

А.М. Кац, Л.П. Зеленова относят образовательные услуги к так называемым «чистым» услугам. Особенностью таких услуг является то, что их выполнение совмещается по пространству их использованием. То есть образовательная услуга, которая производится в школе или детском саду, потребляется детьми (родителями) в момент ее производства. Поэтому потребитель услуги, направленной на изменение свойств человека, обращает внимание и на условия, в которых эта услуга предоставляется, а не только на ее результат [13].

И.А. Донина отмечает еще одну особенность, и в то же время проблему образовательных услуг, которая связана со структурой потребителей. Потребителями образовательной услуги являются сразу государство, родители, учащиеся. И их интересы зачастую могут расходиться. Как отмечает автор статьи, сложно внедрять на рынок услугу, которая вызывает противоречивые требования со стороны основных потребителей [5; 6; 7; 8; 9].

Определение «образовательных услуг» мы можем найти, обратившись к проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ред. на 1 декабря 2010 года), который дает следующую трактовку понятия «образовательная услуга». Образовательная услуга - это услуга, которая организует и осуществляет образовательный процесс для освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, которые не заканчиваются выдачей документа, дающего права на дальнейшее получение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельности, другие услуги, связанные с обучением [11].

На сегодняшний день, несмотря на то, что Закон 273-ФЗ не устанавливает значение термина «образовательная услуга», в данном документе, когда речь идет об оказании гражданам РФ бесплатного образования, используется словосочетание «государственные и муниципальные услуги в сфере образования». Этот термин относится к сфере управления государством. Это говорит о том, что государственные и муниципальные органы управления принимают участие в оказании услуг в области образования. Из этого следует вывод, что государственные и муниципальные образовательные организации оказывают населению услуги, в соответствии с государственным и муниципальным заказом. Данные услуги относятся к бесплатным образовательным услугам. Они оказываются образовательной организацией в пределах основной образовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта, и финансируются за счет бюджетных средств. Так же они не регулируются договором между исполнителем и потребителем этих услуг [3]. Нормы гражданского законодательства не применяются к правоотношениям, возникающим при оказании и потреблении бесплатных образовательных услуг, в том числе и Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Данного рода правоотношения регулируются законодательством РФ в сфере образования.

Стоит отметить о том, что в статье 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» настоящего закона «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о предоставлении бесплатного образования для граждан, услуги не называются образовательными, а только «услугами в сфере образования» [3].

На сегодняшний день ведется немало споров о правомерности отождествления организации образовательного процесса с оказанием услуг. Например, педагоги испытывают недовольство, что понятие «услуга» уподобляется их образовательной деятельности. Они считают, что их высокая миссия, -воспитывать и обучать детей, с введением понятия «образовательная услуга» приравнивается к работам, которые выполняют работники салона красоты.

Родителей же, наоборот, устраивает, что образовательная деятельность - это оказание услуг. Это дало им право требовать от педагогов того, чтобы те учили их детей так, как этого хотят они (родители).

Анализируя нормативно-правовые документы в сфере образования, мы пришли к выводу, что платным образовательным услугам уделено больше внимания с точки зрения законодательной базы РФ. Платные услуги - это такие услуги, которые предоставляются для того, чтобы всесторонне удовлетворить образовательные потребности граждан. Они могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет привлечения средств из соответствующего бюджета. Предоставление таких услуг осуществляется на договорной основе и только по желанию обучающихся и их родителей [4].

Отношение родителей к платным образовательным услугам можно назвать неоднозначным. С одной стороны, они готовы платить любую сумму с целью обеспечить ребенку успешное развитие и дать достойное образование, а с другой - родители считают, что их потребности в образовании должны быть удовлетворены безвозмездно на основании статьи 43 Конституции РФ, которая говорит о гарантиях государства в отношении бесплатности и доступности образования, а также в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» [12].

Государственные и муниципальные образовательные организации имеют право предоставлять платные образовательные услуги, выходящие за пределы основных образовательных программам и государственных образовательных стандартов, используя внебюджетные средства. Фактически это означает, что государственные и муниципальные организации имеют право оказывать платные дополнительные образовательные услуги.

До сих пор у общества сложилось мнение, что предоставление дополнительных образовательных услуг может быть только платным. К тому, же именно платным дополнительным образовательным услугам на сегодняшний день уделено больше внимания со стороны законодательной базы Российской Федерации.

Понятие «бесплатная дополнительная образовательная услуга» и в предыдущем и в ныне действующем Законе об образовании отсутствует. Данное понятие используется образовательными организациями самостоятельно для того, чтобы разграничить экономический характер дополнительных образовательных услуг, предоставляемых на платной или бесплатной основе.

Так же в Законе 273-Ф3 не содержится определения понятия «качество образовательной услуги». Кроме того, глава 39 Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, которая посвящена регулированию отношений в сфере оказанию услуг, не устанавливает требований к качеству услуг [1].

Выводы. Подводя итог вышеизложенному, мы можем говорить о том, что на текущий момент, отсутствие в законе «Об образовании в Российской Федерации» в других подзаконных документах определения термина «образовательная услуга», приводят к некоторым противоречиям в практике управления образованием.

Термин «образовательная услуга» требует более серьезной трактовки со стороны законодательной базы нашего государства. Так же анализ основополагающих положений нормативно-правовой базы Российской Федерации показывает, что она требует немало доработок, которые заслуживают внимания нормативно-правовых решений, значительно расширивших бы наши представления о системе дополнительных образовательных услуг, предоставляемых в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также об обеспечении их качества.

Аннотация. В статье рассматривается нормативно-правовой аспект понятий «образовательная услуга», «дополнительная образовательная услуга». Отмечается отсутствие данных понятий в законодательстве сферы образования РФ, что приводит к проблемам в практике управления образованием в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также к проблемам, связанным с пониманием смысла данного термина «образовательная услуга» у разных субъектов образования. Также в статье поднимается вопрос качества образовательной услуги.

Ключевые слова: образование, образовательная услуга, качество образовательных услуг, дополнительная образовательная услуга.

AnMtation. The article deals with the normative and legal aspect of the concepts "educational service", "additional educational service". The absence of these concepts in the legislation of the RF education sphere is noted, which leads to problems in the practice of education management in state and municipal educational organizations, as well as to problems related to understanding the meaning of the term "educational service" in different subjects of education. The article also raises the issue of the quality of educational services.

Keywords: education, educational service, quality of educational services, additional educational service.

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Котлер Филип Основы маркетинга: краткий курс — М.: Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с.

3. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования: учебное пособие — М.: Университетская книга, 2006. — 215 с.

4. Кац А.М. Экономический и юридический смысл понятия «образовательные услуги» Текст] / А.М. Кац, Л.П. Зеленова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. — №4. - С. 8 - 15.

5. Донина И.А. Маркетинговая деятельность образовательных учреждений как организационно-управленческая проблема // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

2012. № 70. С. 24-27.

6. Донина И.А. Продуктивность взаимодействия образовательного учреждения и общественности как показатель маркетинговой компетентности его руководителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 102-105.

7. Донина И.А. Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации как его профессионально-личностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 164.

8. Донина И.А. Особенности управления развитием современного образовательного учреждения в условиях рынка // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 196.

9. Донина И.А. Маркетинг в школе: современный контекст проблемы // Фундаментальные исследования.

2013. № 10-9. С. 2040-2044.

10. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 1.12. 2010, // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: от 15.08.2013 N 706, // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

13. Донина И.А Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22

14. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]: от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017), // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

УДК:373.31

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЧКОВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент 3 курса факультета психологии и педагогики группы МНОЗ-16-1 Мирон Софья Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В настоящее время компьютерные технологии (КТ) все плотнее входят как в жизнь каждого человека, так и общества в целом. Стремительно развивающиеся КТ во всем мире уже могут сильно облегчить обиход любого из нас: у каждого сейчас есть компьютеры, сотовые телефоны, умные часы, и многое-многое другое, без чего современный человек уже не может обходиться. Вместе с развитием КТ развивается и подрастающее поколение, которое уже, кажется, невозможно удивить ничем, ведь с малых лет дети могут без труда обращаться с планшетом, компьютером, модернизировать информацию с помощью различных программ и систем.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделена одна из главных целей обучения детей в блоке Математика и информатика: «Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, развитие логического и алгоритмического мышления» [4, 16]. Формирование компьютерной грамотности невозможно без использования современных технических средств обучения. Целью нашей статьи является описание возможностей использования очков виртуальной реальности в образовательных целях на примере начальной школы, а также изучение отношения родителей учеников начальной школы к техническим новинкам.

Наиболее верное и, на наш взгляд, понятное определение очкам виртуальной реальности дает интернет-источник «Википедия»: «Очки виртуальной реальности (шлем виртуальной реальности) - это устройство, позволяющее частично погрузиться в мир виртуальной реальности, создающее зрительный и акустический эффект присутствия в заданном управляющим устройством (компьютером) пространстве. Представляет собой конструкцию, надеваемую на голову, снабженную видеоэкраном и акустической системой. Наголовный дисплей создаёт объёмную картинку, демонстрируя два изображения - по одному для каждого глаза. Кроме того, он может содержать гироскопический или инфракрасный датчик положения головы» [5]. Использование таких очков в образовании не только формирует познавательные мотивы каждого ученика, но и позволит более точно изучить ту или иную тему, исторического, краеведческого, лингвистического, естественнонаучного направления. Данный способ обучения еще только начинает внедряться, поэтому число разработанных «виртуальных уроков» постоянно растет, у преподавателя есть уникальная возможность выбрать из обилия уроков тот, который, на его взгляд, наиболее отвечает уровню развития класса.

Изложение основного материала исследования. Рассмотрим преимущества использования очков виртуальной реальности в образовательном процессе.

1. Наглядность. Надев очки виртуальной реальности можно увидеть тот или иной предмет изучения с любой степенью детализации. Так, например, можно не только путешествовать по странам мира, но и посещать известные музеи, внимательно рассматривать достопримечательности, видеть, как выглядела местность в далеком прошлом.

2. Безопасность. В очках виртуальной реальности можно погрузиться в любые обстоятельства без каких-либо угроз для жизни и здоровья. Так, например, пробовать управлять космическим кораблем в космосе, знакомиться с дикими животными, смотреть в кратер вулкана, изучать подводный мир.

3. Привлекательность. Очки виртуальной реальности позволяют погрузиться в нестандартные и даже нереальные для человека ситуации, например, путешествовать по человеческому организму, отправиться в прошлое или будущее, решать математические задачи в доступной для понимания форме.

4. Фокусировка. Надев очки, ребенок целиком погружается в изучение данного материала, он сам является частью виртуальной реальности и не отвлекается на внешние раздражители.

5. Новшество. Безусловно, очки виртуальной реальности в образовании на сегодняшний день - это нечто новое и интересное. Далеко не каждый может позволить себе иметь данное техническое средство обучения дома. Поэтому, современный ребенок будет заинтересован в получении знаний таким способом, тем самым повысится его мотивация к обучению.

6. Виртуальные уроки. Одна из главных особенностей виртуальной реальности - вид от первого лица и ощущение присутствия, что позволяет полностью проводить уроки в виртуальном мире.

Очки виртуальной реальности в учебном процессе можно использовать по-разному. В классическом варианте проведения урока - это 5-7 минут погружения, не отходя при этом от общепринятого формата обучения. Могут быть использованы различные сценарии, где погружение в виртуальную реальность будет поделено на несколько этапов и включаться в нужные моменты занятия. Таким образом, ученики с большим интересом вовлекаются в учебный процесс, и обучение становится более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.