Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

3580
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательные услуги / закон / платные услуги / дополнительные услуги / образовательное учреждение / возмездность / блага / образовательная деятельность. / education / educational services / law / paid services / additional services / educational institution / remuneration / benefits / educational activities.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусов Азамат Георгиевич, Дудаева Лана Руслановна, Лолаева Альбина Славовна

Авторами данной статьи раскрыто понятие «образовательных услуг», а также представлена классификация основных услуг, которые предоставляются в сфере образования. Также рассмотрены виды и значение современных образовательных услуг. Авторы не обошли стороной возмездность образовательных услуг и подробно рассмотрели платность современных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT, TYPES AND MEANING OF EDUCATIONAL SERVICES

The authors of this article reveal the concept of "educational services", as well as the classification of the main services that are provided in the field of education. The types and significance of modern educational services are also considered. The authors did not ignore the cost of educational services and considered in detail the density of modern educational services.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

XVI Международная научно-практическая конференция

УДК 342.8

Кусов Азамат Георгиевич, Kusov Azamat Georgievich, Дудаева Лана Руслановна, Dudaeva Lana Ruslanovna ,

студенты 3 курса юридического Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna,

научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО Северо-кавказский горно-металлургический институт (Государственно технологический университет) North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ THE CONCEPT, TYPES AND MEANING OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация. Авторами данной статьи раскрыто понятие «образовательных услуг», а также представлена классификация основных услуг, которые предоставляются в сфере образования. Также рассмотрены виды и значение современных образовательных услуг. Авторы не обошли стороной возмездность образовательных услуг и подробно рассмотрели платность современных образовательных услуг.

Ключевые слова: образование, образовательные услуги, закон, платные услуги, дополнительные услуги, образовательное учреждение, возмездность, блага, образовательная деятельность.

Abstract: The authors of this article reveal the concept of "educational services", as well as the classification of the main services that are provided in the field of education. The types and significance of modern educational services are also considered. The authors did not ignore the cost of educational services and considered in detail the density of modern educational services.

Key words: education, educational services, law, paid services, additional services, educational institution, remuneration, benefits, educational activities.

В современном мире принято рассматривать национальную систему образования как важнейшую сферу общественного бытия. Система образования выполняет целый ряд функций, необходимых для успешного функционирования любого государства: выступает в качестве гарантии самостоятельности страны,

«Научные междисциплинарные исследования» её международной конкурентоспособности, интеллектуального потенциала и дальнейшего развития. Образование переопределяет будущее современных стран, их безопасность и процветание.

Точность юридической терминологии имеет большое значение при правовом регулировании общественных отношений. Недостаточная развитость и противоречивость используемого понятийного аппарата традиционно принято считать проблемой законодательства в области образования.

В преамбуле к Закону РФ «Об образовании» [1] под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. В ходе образование достигаются определенные образовательные уровни, установленные государством. Образовательная деятельность при этом разделяется законодателем на два типа:

1) деятельность, которая осуществляется в соответствии с образовательными стандартами (на основании общеобразовательных программ);

2) дополнительные образовательные услуги (объём и содержание которых не регулируются посредством государственных стандартов).

Статья 45 данного закона гласит, что «государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона».

В правовой литературе есть точка зрения, сводящая образовательную деятельность к оказанию услуги. При таком подходе образовательную деятельность рассматривают «через призму гражданско-правовых отношений по

XVI Международная научно-практическая конференция оказанию образовательных услуг». В.С. Потапенко выделяла в качестве признаков образование следующие:

1) это процесс образовательной деятельности;

2) данный процесс является организованным логически;

3) в его результате обучаемый усваивает знания, умения и навыки;

4) данные знания, умения и навыки необходимы для общества;

5) образование опосредуются через услуги [1, с. 139].

Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ. Согласно ему, услугами признается деятельность, обладающая рядом признаков: отсутствием вещественной формы и материального выражения результатов, их употреблением в ходе данной деятельности, а также тем, что они содержат полезный эффект сами в себе.

Услуги порождают нематериальные блага. На эти блага не распространяется право собственности: итогом оказания образовательных услуг является получение определенного уровня образования.

При этом в гражданском законодательстве (Глава 39 ГК РФ) подразумевается возмездный характер услуг. Возмездный характер услуг подразумевает, что отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Исполнение услуг осуществляется определенную плату. При этом образовательный процесс в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов обладает своими признаками.

1) Он является бесплатным.

2) Реализация обучения и воспитания в данном процессе не является тождественным процессу оказания образовательных услуг.

3) Для реализации данных процессов не требуется договор об оказании образовательных услуг.

В действующем Гражданском кодексе РФ услуги относятся к числу объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Согласно Гражданскому кодексу,

«Научные междисциплинарные исследования» товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на территории Российской Федерации, Ограничения на перемещение товаров и услуг могут вводиться в случае необходимости в соответствии с федеральным законом. К другим объектам гражданских прав относятся «вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Тем не менее, в юридической практике существует определенная сложность с употреблением и пониманием понятия «услуги». Известно, что объект обязательства может выступать в активной и пассивной форме, чему соответствуют действие и воздержание от действия. Соответственно, в качестве предмета обязательства услуга проявляется в действии.

Понятие «образовательная услуга» достаточно длительный период времени вызывало многочисленные дискуссии, поскольку в законодательстве отсутствовало его определение. В энциклопедии профессионального образования образовательная услуга понимается как «комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей». Таким образом, подобные услуги представляют собой деятельность по передаче знаний, умений, а также деятельность по формированию определенных навыков и воспитанию [3, с. 48].

Часто возникает ситуация, при которой образовательная услуга отождествляется с услугами средств передачи знаний. Собственно, средствами передачи знаний являются методические материалы (программы, учебники, учебные пособия). Потребители выбирают учебные заведения, которые находятся в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. В таком случае образовательный процесс является содержанием образовательной услуги.

XVI Международная научно-практическая конференция В ходе образовательного процесса преподаватели организуют и представляют новый теоретический материал обучающимся.

Понятия «образовательные услуги» следует отличать от понятия «услуги в сфере образования». Услуги в сфере образования обеспечивают образовательные процессы, не являясь их содержательной частью. К числу такого рода услуг относятся консультационные услуги, коммунальные услуги и так далее [4, с. 224].

В экономической теории выделяют два признака общественного блага: неконкурентность и неисключаемость. Образовательные услуги не соответствуют второму из этих признаков, поскольку исключить субъекта их из потребления достаточно легко, например, с помощью конкурсного отбора или введения и назначения платы за обучение. Как уже рассматривалось выше, первый признак общественного блага тоже не соответствует образовательным услугам, так как при их потреблении наблюдается конкуренция.

Экономическая теории, таким образом, относит образовательные услуги к числу чистых частных благ. Значительный положительный внешний эффект образовательных услуг позволяет также относить их к социально значимым частным благам.

Деятельность, которую осуществляет образовательное учреждение, предоставляющее платные образовательные услуги, как отмечается, не отвечает всем признакам предпринимательства. Оказание образовательных услуг осуществляет особым субъект учреждением, при этом субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несёт его учредитель -собственник.

В качестве важнейшего критерия непосредственно образовательной услуги часто рассматривалась возмездность. Отношения по обучению и воспитанию, возникающие на возмездной и бюджетной основе, регулируются нормами различных отраслей права, поскольку имеют различную правовую природу. По мнению ряда исследователей, в сфере платного образования происходит достаточно интересное явление. Понятие «образовательные услуги»

«Научные междисциплинарные исследования» вытесняет понятие «образование», поскольку позволяет более точно определить и отразить саму сущность возникающих в этой сфере отношений [5, с. 334].

В современной юридической науке образовательные услуги иногда разделяются на рыночные (платные) и нерыночные (бесплатные). При этом бесплатные для потребителя образовательные услуги также в конечном итоге являются разновидностью рыночными, поскольку затраты на их оказание возмещаются в любом случае. То, что кажется бесплатным с точки зрения потребителя, компенсируется в финансовом плане за счет государственного бюджета.

Подобная ситуация наблюдалась в СССР, когда платный характер образовательных услуг отвергался по идеологическим соображениям. Тем не менее, образовательные организации в процессе осуществления своей деятельности несли материальные затраты на зарплаты, стипендии, покупку учебного оборудования. Поскольку в нерыночной экономике рынок представляет собой квазирынок, возмещение всех этих затрат шло на счёт государства. В современной России бесплатные образовательные услуги -оказываемые конечным потребителям без компенсации с их стороны - являются важной и обширной частью общего рынка образовательных услуг. При этом характерной чертой этого рынка является рост сектора рынка платных образовательных услуг.

Платность как главный признак образовательных услуг приводит к тому, что сам данный термин используется в очень узком значении. Образовательные услуги являются видом социально-экономических благ. Под ними понимается деятельность, которая:

1) носит дополнительный характер в непрофильном образовательном учреждении;

2) превышает государственный образовательный стандарт;

3) затраты, необходимые для производства и потребления подобной деятельности, требуют адекватного возмещения.

XVI Международная научно-практическая конференция

Сама образовательная услуга с точки зрения экономической теории представляет собой процесс предоставления образования. Она является результатом труда преподавателей, появляется в его процессе, а ее результат призван удовлетворять потребности субъектов. Следовательно, к образовательным услугам нельзя, отнести, например, самообразование.

Возможно увеличения предложения образовательных услуг. Для этого необходимо предпринимать дополнительные меры, к числу которых относятся, например, подбор квалифицированных преподавателей, расширение аудиторного фонда, дополнительное финансирование.

Важной особенностью образовательных услуг является то, что они представляют собой смешанное благо, которое отвечает разным потребностям. Среди них можно выделит личные потребности (конечный потребитель); групповые потребности (предприятия-работодатели); общественные потребности [6, с. 28].

Знания, умения, навыки, а также специальности, получаемые в ходе оказания образовательных услуг, с одной стороны, являются мотивом для потребителя, когда он выходит на рынок образовательных услуг. Индивид стремится с помощь образовательных услуг получить возможность выбрать наиболее подходящую для него нишу на рынке труда. При этом в условиях конкуренции между учебными заведениями он имеет возможность выбирать, ориентируясь на различные факторы. По содержанию образовательные услуги характеризуются теми знаниями, умениями и навыками, которые приобретает потребитель образовательных услуг, а также той специальностью, которую он получает в конечном результате.

К числу факторов, влияющих на мотивацию потребителя при выборе образовательных услуг, можно отнести как основные, так и дополнительные преимущества образовательной организации. Важную роль для потребителя играют сроки, вид и форма обучения, уровень квалификации преподавателей учебного учреждения, материальная база образовательной организации (аудитории, в которых проходят занятия, их оснащенность современными

«Научные междисциплинарные исследования» средствами обучения). В свою очередь, для привлечения возможных

потребителей образовательных услуг применяются такие преимущества, как

различные дополнительные курсы повышения квалификации или

переподготовки, дипломы, сертификаты, бесплатное консультирование,

определенные льготы при повторном обучении, возможная помощь в

трудоустройстве. Таким образом, с точки зрения экономики для привлечения

потребителей употребляются такие понятия, как «расширенный продукт» и

«потенциальный товар».

Желание потребителя получать знания, умения и навыки, которые помогут ему получить преимущества на рынке труда, определяет и другую характерную черту образовательных услуг. Это взаимная активность поставщика подобной услуги, а также ее получателя. Данная особенность отличает образовательные услуг от остальных, в большинстве которых клиент остается пассивной стороной.

Предыдущий Закон Российской Федерации «Об образовании» понимал образовательные услуги в узком смысле. В качестве главного критерия образовательной услуги выделялась ее платность. Статье 45 рассматривала порядок оказания платных дополнительные образовательных услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, при этом закреплялись различные формы предоставления подобных услуг.

Образовательные услуги могли оказываться населению, предприятиям, учреждениям и организациям любыми государственным или муниципальным образовательным учреждениям. Возможность получения профессионального образования на платной основе предусматривалась в пределах содержания государственных образовательных стандартов, а также за пределами содержания государственных образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ. Доход от данной деятельности должен быть использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями государственных или муниципальных образовательных учреждений.

XVI Международная научно-практическая конференция

Негосударственные образовательные учреждения также получили право

взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований (Статья 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения). Отношения, возникающие в процессе оказания подобных услуг, должны были регулироваться договором. При этом подобная платная образовательная деятельность не рассматривалась как предпринимательская.

Исследователи образовательного законодательства выделяют как положительные, так и отрицательные стороны введения в нормативно-правовые акты понятия «образовательные услуги». В качестве положительных сторон принято выделять следующие аспекты.

1) Введение этого понятия узаконило платные формы образования.

2) Использование понятия «образовательные услуги» в образовательном законодательстве позволяет использовать гражданско-правовые формы регулирования общественных отношений в сфере образования.

3) Введение этого понятия содействовало развитию конкуренции на рынке образовательных услуг.

4) Платные образовательные услуги позволили найти дополнительные негосударственные источники финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В целом, услуги, основанные на договорных отношениях, имеющие возмездный характер, создали больше возможностей для обучающихся. Лица, стремящиеся получить образование, могут подбирать наиболее подходящие их запросам, мотивам и целям формы обучения. Конкуренция на рынке образовательных услуг и расширение выбора призваны, в конечном итоге, повысить качество образования в целом.

Противоположная точка зрения отрицает возмездность как главный признак образовательных услуг. Формой отношений по их реализации в данном случае являются гражданско-правовые обязательства. При таком подходе вся

«Научные междисциплинарные исследования» деятельность образовательной организации рассматривается как совокупность образовательных услуг. Если сторонники платного характера образовательных услуг берут этот термин в узком смысле, то сторонники бесплатного характера образовательных услуг расширяют данное понятие. В этом случае образовательные услуги характеризуют различные отношения, возникающие в образовательной сфере в процессе приобретения гражданами необходимых им знаний, умений, навыков и специальностей. То, как оказываются данные услуги - за счет государства на бюджетной основе, или другим способом - не имеет принципиального значения. Понятие «образовательный процесс» в этом случае отождествляется с понятием «образовательные услуги», которые финансируются следующими способами:

1) за счет государства;

2) за счёт потребителей образовательных услуг;

3) третьими лицами.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» призванный заменить два действующих на тот момент базовых закона - «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В новом федеральном законе были отражены изменения в экономической жизни страны, а именно то, что в условиях современной рыночной экономики в РФ в образовании важную роль играют не только гражданско-правовых отношения, но и частноправовые элементы.

Обычно принятие новых законов призвано решить проблемы, которые накопились в регулируемой сфере общественных отношений за время, прошедшее с принятия старых нормативно-правовых актов. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» стал итогом длительных обсуждений, обобщил итоги реформирования образования в РФ и должен способствовать решению проблем современного российского образования - как в его отдельных элементах, так и в целом. Одной из ключевых функций нового Закона является

XVI Международная научно-практическая конференция правовое определение и регулирование социальных, экономических и

финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли.

В новом Законе уделяется внимание понятийному аппарату, в частности, ст.1-3 Главы 1 определяют «в соответствии с установившейся в отечественной правовой системе традицией основные понятия, используемые в данном Законе» [7, с. 29].

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о существовании базового документа, призванного регулировать осуществление образовательной деятельности в России. В Законе содержится определение понятию «образовательная деятельность», под которой понимается деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ. Кроме того, в нем регулируется оказание платных образовательных услуг. Данная деятельность может осуществляться по договорам об оказании платных образовательных услуг за счёт средств физических и юридических лиц. Доход от оказания платных образовательных услуг используется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с уставными целями [8, с. 20].

Таким образом, образовательная деятельность в России на сегодня подразделяется на два вида: носящую платный характер («платные» образовательные услуги, которые также называются «дополнительные»), и носящие услуги, оказываемые на бесплатной основе (за счёт государства). При этом для бюджетных образовательных организаций и негосударственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подход к услугам будет отличаться, так как они носят принципиально разный характер. При регламентации деятельности бюджетных образовательных организаций термин «платные (платные дополнительные) образовательные услуги» используется для того, чтобы отличить данные услуги от тех, которые оказываются в рамках общеобязательных программ и финансируются за счет бюджета. Данный термин практически не используется при регламентации деятельности негосударственных организаций, осуществляющих

«Научные междисциплинарные исследования» образовательную деятельность. Это вызвано тем, что платными являются

практически все услуги, предоставляемые образовательными учреждениями [9,

с. 18].

Услуги, которые оказываются в системе образования, закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению. Данная классификация услуг включает услуги в системе дошкольного воспитания; услуги в системе среднего образования; услуги в системе высшего образования; услуги в системе технической подготовки кадров; обучение населения на курсах; прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги делятся на основные и дополнительные. Основные образовательные услуги предоставляются по основным образовательным программам, обязательный минимум содержания которых определяются Государственными образовательными стандартами. Данные стандарты определяются федеральными органами государственной власти и управления и могут устанавливаться также по отдельным дополнительным образовательным программам.

Услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируются государством из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). Правоотношения, возникающие в процессе оказания данных услуг, регулируются законодательством РФ об образовании и к ним не применяются нормы гражданского законодательств.

Дополнительными образовательными услугами считаются услуги, которые оказываются за счет внебюджетных средств, и которые выходят за пределы основных образовательных программ и осуществляются по дополнительным образовательным программам. Эти программы, не предусмотренные государственными образовательными стандартами,

XVI Международная научно-практическая конференция реализуются в образовательных учреждениях дополнительного образования. Перечень данных платных образовательных услуг в обязательном порядке закреплен в уставах или положениях образовательных учреждений и организаций.

Таким образом, анализ существующих точек зрения на услуги позволяет сделать вывод, что данное понятие неоднократно рассматривалось в различных отраслях права (гражданское, налоговое), а также в экономическом учении.

В образовательном праве достаточно распространенным была точка зрения, при которой образовательная деятельность рассматривалась в контексте образовательных услуг, педагогической деятельности и предпринимательской деятельности. На определенном этапе, предшествующем принятию нового закона об образовании, теория права стала рассматривать термины «образовательная деятельность» и «образовательная услуга» как тождественные. Такой подход призван был упростить и облегчить правоприменительную практику, связанную с разрешением спорных вопросов при регулировании общественных отношений в сфере образования.

На сегодняшний день можно говорить о существовании в образовательном законодательстве РФ легальных определений базовых понятий. Под образовательные деятельности в юридической науке в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» понимается деятельность по реализации образовательных программ. В Постановлении Правительства от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» говорится, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ.

Тем не менее, официального правового определения образовательных услуг до сих пор нет. Понятие «услуги» отсутствует как в списке основных понятий, используемых в Федеральном законе «Об образовании», так в других нормативных правовых актах, призванных регулировать образовательную деятельность в Российской Федерации.

«Научные междисциплинарные исследования» Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 11.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.

2. Потапенко B.C. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3. С. 139145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лолаева А.С. Цифровые права в структуре объектов гражданских прав // Аграрное и земельное право. 2019. № 6. С. 47-49.

4. Лолаева А.С., Лолаева Д.Т. Цифровая трансформация образования: правовой и философский подходы // Образование и право. 2021. №2 2. С. 223-230.

5. Погосян К.К., Царгасов А.Г., Лолаева А.С. Вопросы совершенствования законодательства, регулирующего оказание образовательных услуг // Научные междисциплинарные исследования. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. С. 334-348.

6. Лолаева А.С. Имущественный оборот цифровых данных // Аграрное и земельное право. 2019. № 7. С. 27-29.

7. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Под ред. В.Е. Усанова. - М.: ЮРКОМПАНИ. 2013.

8. Лолаева А.С. Джикаева Ф.З. Цифровые права как новый вид обязательств // Аграрное и земельное право. 2020. № 8. С. 19-21.

9. Лолаева А.С. Джикаева Ф.З. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности // Аграрное и земельное право. 2020. № 9. С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.