Научная статья на тему 'Обеспечение инвестиционной безопасности как автономный фактор повышения инвестиционной привлекательности'

Обеспечение инвестиционной безопасности как автономный фактор повышения инвестиционной привлекательности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционная привлекательность / экономическая безопасность / инвестиционная безопасность / экономика / инвестор / риск / investment / investment attractiveness / economic security / investment security / economy / investor / risk

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.К. Акрамова

В статье раскрывается содержание понятий инвестиционной безопасности и инвестиционной привлекательности, их актуальность для государства. Исследуется влияние инвестиционной безопасности на инвестиционную привлекательность государства. Также рассмотрены угрозы и риски инвестиционной безопасности, требования и принципы обеспечения стабильности экономических и правовых гарантий для инвестора, основные принципы обеспечения климата для капиталовложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О.К. Акрамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring investment security as an autonomous factor of increasing investment attractiveness

The article explains the content of the concepts of investment security and investment attractiveness, their relevance for the state. The threats and risks of investment security, the requirements and principles of ensuring the stability of economic and legal guarantees for the investor, the basic principles of ensuring a climate for investment are also considered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение инвестиционной безопасности как автономный фактор повышения инвестиционной привлекательности»

УДК: 332.12 EDN: KXDBKM

DOI: https://doi.org/10.47813/2782-5280-2022-1-2-0208-0216

Обеспечение инвестиционной безопасности как автономный фактор повышения инвестиционной

привлекательности

О.К. Акрамова

Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Узбекистан

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятий инвестиционной безопасности и инвестиционной привлекательности, их актуальность для государства. Исследуется влияние инвестиционной безопасности на инвестиционную привлекательность государства. Также рассмотрены угрозы и риски инвестиционной безопасности, требования и принципы обеспечения стабильности экономических и правовых гарантий для инвестора, основные принципы обеспечения климата для капиталовложений.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономическая безопасность, инвестиционная безопасность, экономика, инвестор, риск.

Для цитирования: Акрамова, О. К. (2022). Обеспечение инвестиционной безопасности как автономный фактор повышения инвестиционной привлекательности. Информатика. Экономика. Управление - Informatics. Economics. Management, 1(2), 0208-0216. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2022-1-2-0208-0216

Ensuring investment security as an autonomous factor of increasing investment attractiveness

O.K. Akramova

Bukhara Engineering Technology Institute, Bukhara, Uzbekistan

Abstract. The article explains the content of the concepts of investment security and investment attractiveness, their relevance for the state. The threats and risks of investment security, the requirements and principles of ensuring the stability of economic and legal guarantees for the investor, the basic principles of ensuring a climate for investment are also considered.

Keywords: investment, investment attractiveness, economic security, investment security, economy, investor, risk.

© О.К. Акрамова, 2022

0208

For citation: Akramova O. K. (2022). Ensuring investment security as an autonomous factor of increasing investment attractiveness. Informatics. Economics. Management, 1(2), 0208-0216. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2022-1-2-0208-0216

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная безопасность является одной из главных составляющих экономической безопасности территории любого типа. Понятие инвестиционной безопасности является относительно новым, в связи с чем на сегодняшний день отсутствует единый подход к определению этого понятия. Одним из первых эту категорию рассмотрел в своей работе В.К. Сенчагов. В работе В.К. Сенчагова инвестиционная безопасность государства рассматривается в качестве подсистемы экономической безопасности. В его трактовке она обеспечивает экономически безопасное обновление и воспроизводство основного капитала и интеллектуального человеческого капитала с ориентацией на рост экономических результатов, на повышение эффективности производства, качества выпускаемых товаров и услуг, уровня жизни населения [1].

В работе И.Е. Иляковой инвестиционная безопасность определяется как «такое состояние всех институтов инвестиционной системы, при котором обеспечивается гарантированная защита и социально ориентированное устойчивое развитие экономической системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в стране» [2].

М.В. Аликаева предлагает рассматривать инвестиционную безопасность региона, как состояние инвестиционной сферы, при котором обеспечивается сохранение и поддержание уровня инвестиционных ресурсов, необходимого для устойчивого экономического развития региона в условиях действия внешних и внутренних угроз [3,4].

А.А. Куклин дает следующее определение: инвестиционная безопасность региона - это «обеспечение такого состояния инвестиционной сферы, при котором экономики региона способна сохранять и поддерживать необходимый уровень инвестиционных ресурсов в условиях действия угроз для обеспечения устойчивого развития и социально-экономической стабильности региона, а также сохранение потенциальных возможностей и целостности инвестиционной инфраструктуры» [5].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обеспечение экономической безопасности имеет первостепенное значение для любого независимого государства. Цель государственной политики в области экономической безопасности состоит в том, чтобы гарантировать обеспечение устойчивого развития и роста. Экономическая безопасность означает соответствие независимым условиям жизни государства, стабильно высокий уровень жизни населения территории. В связи с этим необходимо снизить содержание в регионе сырьевого экспорта, повысить инновационную активность, обеспечить развитие ресурсосберегающих технологий. Например, в то время как цены на хлопок в мире растут рекордно высокими темпами, Узбекистан медленно сокращает экспорт, объемы хлопковых полей и сырья. В советское время хлопок был одной из основных отраслей республиканского сельского хозяйства: в СССР было собрано 5-6 миллионов тонн "белого золота". В настоящее время объем производства растениеводческой продукции почти удвоился за счет сокращения посевных площадей и диверсификации сельского хозяйства (рисунок 1).

Экспорт хлопка ( млн.долл.США)

600,0 < 500,0

э

и 400,0

I 300,0 et

х 200,0 ^ 100,0 0,0

477,1

281,6

222,1 146,9 136,6

2017

2018

2019

2020

2021

Рисунок 1. Экспорт Узбекистана по годам [7].

Из приведенной выше рисунка 1 видно, что Узбекистан добился снижения экспорта хлопкового сырья. Снижение экспорта узбекского хлопкового сырья можно объяснить не только снижением его производства в пользу других культур, но и тем, что Узбекистан сегодня уделяет больше внимания глубокой переработке.

В последние годы Узбекистане произошли изменения в этой сфере, и появились кластеры - эта система используется не только в хлопководстве. Вертикально интегрированная структура, включающая в себя добычу и переработку

сельскохозяйственного сырья, логистику и производство готовой продукции, гораздо прибыльнее отдельных компаний. В 2017 году существовал только один хлопково-текстильной кластер, сегодня их число достигло 73. Кластерная система обеспечивает здоровую конкуренцию внутри отрасли, что позволяет всем предприятиям гармонично работать и выживать.

Кроме того, два года назад был отменен госзаказ на хлопок, что позволило усилить конкуренцию в отрасли.

Сегодня основная масса хлопкового сырья, производимого в Узбекистане, перерабатывается на местных предприятиях. В прошлом году около 60% хлопкового сырья было переработано на 500 текстильных предприятиях.

Перед страной стоит задача увеличения внутренней переработки хлопка на 7073% и увеличения экспорта пряжи, текстиля, масел. Это достигается за счет увеличения мощности существующих фабрик и заводов.

Кроме того, для Республики очень важно повысить уровень механизации уборки и переработки, а также таких стран, как мировые лидеры - Китай, США и другие.

При формировании региональной экономической политики желательно учитывать особенности региона. Региональная экономика включает в себя множество видов деятельности и секторов. Поэтому экономическую безопасность региона следует рассматривать, как совокупность следующих составляющих: финансовой, энергетической, инвестиционной, производственной, научно-технической, внешнеэкономической, продовольственной безопасности. Столь разнообразные компоненты экономической безопасности можно объяснить тем фактом, что управлять ее отдельными направлениями проще и эффективнее.

Изучение сущности инвестиционной безопасности позволяет определить ее наиболее важные характеристики. Странам необходимо понимать ситуацию в инвестиционном секторе, которая предусматривает полное эффективное использование внутренних и иностранных инвестиций, защиту от влияния иностранного капитала секторов экономики, связанных с реализацией национальных интересов.

Инвестиционный климат считается общим критерием размещения и эффективного использования инвестиционных ресурсов в условиях рыночной экономики. Благоприятный инвестиционный климат позволяет эффективно и целенаправленно использовать инвестиции. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует импорт капитала в страну, повышает активность инвесторов. Если в

государстве не формируется благоприятный инвестиционный климат, повышается уровень инвестиционного риска, капитал уходит, и в результате инвестиционная активность начинает замедляться.

Инвестиции в экономику определяют эффективность экономической безопасности. В настоящее время недостаточно внимания уделяется оценке влияния инвестиционных процессов на формирование экономической безопасности в регионе. Инвестиции служат важным фактором устойчивого развития экономики региона, обеспечивая устойчивый экономический рост. Активный инвестиционный процесс определит экономический потенциал региона и страны в целом, создаст возможность для повышения уровня жизни населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов будет во многом зависеть от размера и форм инвестиций. Например, объем инвестиций в основной капитал в Узбекистане в январе-июне 2022 года составил 121,8 трлн сумов. Об этом была опубликована информация Госкомстата. Отмечается, что этот показатель увеличился на 9,4% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года. Объем освоенных инвестиций в основной капитал в Узбекистане за последние 5 лет показан в таблице 1.

Таблица 1. Объем освоенных инвестиций в основной капитал в Узбекистане (млрд.сум) [6].

Регионы 2017 2018 2019 2020 2021

Узбекистан 72155,2 124231,3 195927,3 210195,1 239552,6

Республика Каракалпакстан 2822,0 6757,8 8750,6 7089,8 8110,7

Андижанская 2986,0 4711,9 7452,1 9622,6 11176,6

Бухарская 11613,4 9610,9 10366,6 12183,9 20528,3

Джизакская 1788,2 3606,3 7900,9 12545,4 9233,6

Кашкадарьинская 11175,3 16518,5 24462,5 20557,6 17359,1

Навоийская 3977,9 10579,5 17646,3 15688,4 15020,1

Наманганская 3586,7 8158,1 12084,9 12007,2 12982,0

Самаркандская 4384,2 7061,4 10266,7 14656,4 15641,6

Сурхандарьинская 3551,0 7240,6 11835,1 10068,2 12037,8

Сырдарьинская 1628,0 2699,3 5869,1 7191,9 8051,8

Ташкентская 5938,4 11226,9 20353,9 21148,6 28113,6

Ферганская 2954,5 5539,1 8685,4 11040,0 12625,2

Хорезмская 2175,9 3013,8 5032,0 5391,8 8292,0

г. Ташкент 13573,7 26435,7 42458,1 50371,3 58172,7

Освоение инвестиций в основной капитал

300000,0 250000,0 200000,0 150000,0 100000,0 50000,0 0,0

239552,6

195927,3

210195,1

72155,2

I

119,4 2017

124231,3

129,9 2018

I млрд.сум

138,1 2019 I темпы роста, в %

95,6 2020

102,9 2021

Рисунок 2. Освоение инвестиций в основной капитал [7].

Объем освоение инвестиций в основной капитал в экономику нашей страны в 2017-2021 годах можно увидеть из рисунок 2, который отражает, что объем инвестиций в основной капитал в Узбекистане за последние 5 лет растет из года в год. Инвестиции в основной капитал в 2017 году составили 72155,2 млрд. сумов или темп роста 119,4 процента, в 2018 году - 124231,3 млрд. сумов или темп роста 129,9 процента, в 2019 году - 195927,3 млрд.сумов или темп роста 138,1 процента, в 2020 году - 210195,1 млрд.сумов или темп роста 95,6 процента, а в 2021 году - 239552,6 млрд.сумов темп роста 102,9 процента.

Инвестиционная политика в Узбекистане осуществляется на основе принципов поэтапных реформ, в определенной степени учитывающих территориальные условия. Следует отметить, что в первые годы независимости иностранные инвестиции в регионы вообще не привлекались. Начиная с 1995 года в экономических связях большинства провинций стала ощущаться активность.

Существует прямая структурная взаимосвязь между инвестициями и экономической динамикой. К ним относится тот факт, что увеличение инвестиций в реальную экономическую деятельность способствует экономическому росту, и наоборот, снижение инвестиций может привести к экономической деградации. Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что экономическая безопасность во многом зависит от уровня инвестиционной безопасности [8].

Инвестиционная безопасность имеет относительный характер, поскольку в условиях развития экономической среды невозможно выявить все источники угроз и нейтрализовать возможные последствия существования дестабилизирующих факторов. Принимая это во внимание, факторы инвестиционной безопасности можно разделить на две группы. Это факторы стабилизации и дестабилизации экономической безопасности в инвестиционном секторе. Стабилизирующие факторы включают инвестиционный потенциал и инвестиционную привлекательность. Инвестиционный потенциал объекта определяет имеющиеся возможности для реализации инвестиционных целей (природные, финансовые, информационные ресурсы и т.д.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И обсуждение

Анализ показывает, что, хотя темпы роста инвестиций в основной капитал в республике находятся на вышеуказанном уровне, существует ряд проблем в привлечении инвестиций в регионы, важнейшей из которых является тот факт, что инвестиционная инфраструктура все еще недостаточно развита. Следует также сказать, что из результатов анализа видно, что территориально имеющиеся производственно-складские помещения влияют на распределение иностранных инвестиций по регионам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, такая ситуация, в свою очередь, может вызвать неравномерное развитие на республиканском уровне, но также повлиять на интенсификацию миграционного процесса населения. Поэтому целесообразно размещать инвестиции на территории республики и еще больше совершенствовать деятельность Свободных экономических зон. Мы считаем, что для устранения таких проблем и препятствий необходимо внедрить в нашей стране следующую систему мер:

• активизировать такие мероприятия, как широкое продвижение, анализ, оценка информации об инвестиционных возможностях ведущих отраслей

промышленности, компаний и организаций в нашей стране, а также предоставить отечественным и иностранным инвесторам необходимую статистическую информацию и условия, созданные для ведения бизнеса в интернете;

• внедрение в производство современных достижений науки, техники и организация хранения производственных запасов с использованием передовых методов управления;

• развитие сектора переработки отходов;

• усиление деятельности службы маркетинга в стране;

• устранение неполадок в инфраструктурном секторе (дороги, транспорт, информация, связь);

• улучшение условий, созданных для инвесторов на местах, и объявление о возможностях регионов;

• создание налоговых льгот для инвесторов;

• наладить сотрудничество с зарубежными странами, особенно разработать программу мер по доступу к морским путям, тем самым наладив экспортно-импортные грузоперевозки и т.д.

Эти меры обеспечат возможность для будущих инвестиционных успехов. С точки зрения инвестиционной безопасности Узбекистана, это служит изменению мнения иностранных инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Сенчагова В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник. М.: Дело; 2005. 896.

[2] Илякова И.Е. Институциональные условия инновационного развития экономики: региональный аспект. Регионология. 2014; 3: 55-63.

[3] Агрба З. Теоретические основы экономической безопасности государства в инвестиционной сфере. Государственная служба. 2015; 3(95): 104-107.

[4] Аликаева М.В. Инвестиционная политика отраслей промышленного комплекса: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Санкт-Петербург; 2003. 40.

[5] Куклин А.А. Методика диагностики инвестиционной безопасности региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН; 2000. 75.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[6] Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

[7] Акрамова О.К. Разработка автора на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. 2022.

[8] Бобоев А. Ч. Эффективность привлечения иностранных инвестиций в регионы. Интернаука. 2019; 9-2: 19-21.

REFERENCES

[1] Senchagova V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchij kurs: uchebnik. M.: Delo; 2005. 896.

[2] Ilyakova I.E. Institucional'nye usloviya innovacionnogo razvitiya ekonomiki: regional'nyj aspekt. Regionologiya. 2014; 3: 55-63.

[3] Agrba Z. Teoreticheskie osnovy ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva v investicionnoj sfere. Gosudarstvennaya sluzhba. 2015; 3(95): 104-107.

[4] Alikaeva M.V. Investicionnaya politika otraslej promyshlennogo kompleksa: teoriya i metodologiya: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Sankt-Peterburg; 2003. 40.

[5] Kuklin A.A. Metodika diagnostiki investicionnoj bezopasnosti regiona. Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN; 2000. 75.

[6] Dannye Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbekistan po statistike.

[7] Akramova O.K. Razrabotka avtora na osnove dannyh Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbekistan po statistike. 2022.

[8] Boboev A. CH. Effektivnost' privlecheniya inostrannyh investicij v regiony. Internauka. 2019; 9-2: 19-21.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Акрамова Обида Косимовна, докторант, Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Узбекистан e-mail: akramova3239@gmail.com

Obida Akramova, doctoral student, Bukhara Engineering and Technology institute, Bukhara, Uzbekistan e-mail: akramova3239@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.09.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята

к публикации 28.10.2022.

The article was submitted 23.09.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication

28.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.