Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АТАКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зуфарова Анна Сергеевна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием компьютерных технологий, образовательный процесс активно внедряет информационные технологии и переходит на смешанное обучение. Благодаря этому учащейся и педагоги активно применяют цифровые технологии, что способствует хранению, обработки, накоплению и передаче информации в электронном формате. В итоге большая часть информации циркулирует в обществе в электронном формате в цифровом пространстве. Участники образовательного процесса не только трудятся, но отдыхают виртуальной среде. Смешанное обучение - можно сказать, что это часть образовательного пространства, в котором происходить формирование навыков и качеств у учащихся в 21 веке. Но при использовании информационных технологий, выявляются недостатки в классических методах защиты информации: антивирусы, проверка доступа, защита ПО и другое. В настоящее время, огромную роль играет кибербезопасность, так как почти вся информация оцифрована и очень уязвима для мошенников.В связи с этими проблемами, необходима разработка новых моделей, методов и технологий защиты информации учащихся, использующих глобальную сеть интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INFORMATION SECURITY WHEN USING ELEMENTS OF DISTANCE EDUCATION

The relevance of this topic is due to the fact that with the development of computer technology, the educational process is actively introducing information technology and moving to blended learning. Thanks to this, students and teachers actively use digital technologies, which contributes to the storage, processing, accumulation and transmission of information in electronic format. As a result, most of the information circulates in society in electronic format in the digital space. Participants in the educational process not only work, but also relax in a virtual environment. Blended learning - we can say that this is part of the educational space in which the formation of skills and qualities of students in the 21st century takes place. But when using information technology, shortcomings are revealed in the classical methods of information protection: antiviruses, access checks, software protection, and more. Currently, cybersecurity plays a huge role, since almost all information is digitized and is very vulnerable to fraudsters.In connection with these problems, it is necessary to develop new models, methods and technologies for protecting the information of students using the global Internet.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обеспечение информационной безопасности при применении элементов дистанционного образования

Зуфарова Анна Сергеевна,

старший преподаватель кафедры «Информатика», Тихоокеанский государственный университет E-mail: 006694@pnu.edu.ru

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием компьютерных технологий, образовательный процесс активно внедряет информационные технологии и переходит на смешанное обучение. Благодаря этому учащейся и педагоги активно применяют цифровые технологии, что способствует хранению, обработки, накоплению и передаче информации в электронном формате. В итоге большая часть информации циркулирует в обществе в электронном формате в цифровом пространстве. Участники образовательного процесса не только трудятся, но отдыхают виртуальной среде. Смешанное обучение - можно сказать, что это часть образовательного пространства, в котором происходить формирование навыков и качеств у учащихся в 21 веке. Но при использовании информационных технологий, выявляются недостатки в классических методах защиты информации: антивирусы, проверка доступа, защита ПО и другое. В настоящее время, огромную роль играет кибербезо-пасность, так как почти вся информация оцифрована и очень уязвима для мошенников.

В связи с этими проблемами, необходима разработка новых моделей, методов и технологий защиты информации учащихся, использующих глобальную сеть интернет.

Ключевые слова: информационная безопасность, глобальная сеть интернет, кибербезопасность, смешанное обучение, атаки, образовательный процесс.

о с

U

см см о см

Актуальность данной темы обусловлена переменами в современной социальной, экономической и политической жизни общества.

Так же видна тенденция в современном образовательном процессе: происходит переход от классического образования к смешенному образованию [1]. Компьютерные технологии в образовательном процессе превратились в мощное средство для педагогов и учащихся.

Связи с этим стала доступна неконтролируемая информация в больший объемах для учащихся. Учащихся должны уметь фильтровать нужную им информацию и быть стойкими перед информационными атаками. В основном учащихся пользуются всемирной паутиной для поиска нужной им информации для учебы, не электронными библиотеками. А то, что быстро и просто. В итоге учащиеся получают дезинформированную информацию. В сети интернет много ложной и «фейковой» информации.

Так же видно, что с развитием информационных технологий, эволюционируют не только программное обеспечение, но и активизируется «воры» информации. Они осуществляют различные атаки на интересующих им информацию, например военные или коммерческие объекты, частную жизнь и другое. Эта информация становится доступна для мошенников. Но образовательный процесс более уязвим в нынешнее время. Дети и подростки менее защищены от пропаганды общества и других атак. В настоящее время осуществляются целенаправленные психологические атаки на сознание учащихся.

Информационная безопасность актуальна на протяжении многих лет, а особенно в настоящее время, занимает одно из важных мест в современном мире. Любое государство, компания или человек хочет защитить свою информацию (военную, коммерческую или личную), уменьшить угрозы атаки, удаления, подмены информации и другие действия. В 21 веке огромную роль играет кибербезопасность, так как почти вся информация оцифрована и очень уязвима для мошенников. Поэтому информационная безопасность в образовательном учреждении должна обеспечить сохранность не только персональных данных касающихся учащихся, преподавателей, архивов и другой информации, но и гарантировать не проникновения любой пропаганды воздействующую на сознание учащихся.

В настоящее время образовательный процесс переходит от ограниченного доступа к информации к неограниченному доступу информации.

Влияние компьютеризации на образовательный процесс были рассмотрены в работах. Г. Гейна, В.Н. Каптелинина, А.П. Ершова, А.Л. Семенова, А.А. Кузнецова, а так же проходят исследование проникновение информационных технологий по педагогическому осмыслению: В.Г. Парфенова, А.Г. Асмолова, Б.Б. Вендровской, А.А. Веряе-ва, М.Б. Игнатьева, А.А. Кузнецова, С.Н. Позднякова, А.Ю. Уварова [2].

Сейчас активно внедряется информационные технологии в образовательный процесс, с целью улучшить обучение учащихся. Так образовательный процесс направляет на творческое развитие и самостоятельную деятельность учащихся. Ребята используют всемирную паутину интернет для получения нужной информации.

Глобальную сеть интернет нельзя рассматривать как благополучную образовательную среду. К опасностям информационной безопасности учащихся следует отнести: доступность, неподконтрольность, неограниченный и недостоверный объем информации, воздействие на физиологические системы человека, содержание манипулиро-ванного характера, дезориентирующая информация.

Так же возможны, атаки с извлечением конфиденциальных данных из обученных моделей, неконтролируемое поведение дообучаемых чат-ботов, атаки уклонения системы детекции объектов и другое. Основная причина уязвимости информационных систем - это ошибки в программном обеспечении. Компьютерные атаки осуществляются путем эксплуатации дефектов, точнее в нахождении уязвимости, в программном обеспечение, в коде программы, аппаратуре.

Ведущие государственные или коммерческие организации активно вкладывают деньги в разработку безопасности и интегрируют программные продукты в свои отрасли, чтобы не быть уязвимыми для хакерский атак. Но даже на самую «передовую защиту» найдется хакер, который ее взломает. Поэтому исследование и внедрение новых алгоритмов в области кибербезопасности требует тщательного исследования и времени, которое позволит увидеть хотя бы намек на атаку из вне и обезвредить ее. Но эти передовые технологии не доходят до образовательных учреждений и простых пользователей. А нужно как-то защитить общество от агрессивных атак.

Рассмотрим основные угрозы информационной безопасности в образовательной среде:

1. Физическое воздействие на компьютерную и аппаратную технику.

2. Программное воздействие (хакерские атаки, вирусы)

3. Повреждение носителей информации (специально или случайно)

4. Сами учащиеся, которые подвержены внешнему агрессивному влиянию из вне (влияние соц-сетей, интернету и другое).

Методы и средства защиты информацию в каждую историческую эпоху тесно связаны с уров-

нем развития техники и науки. В 20-21 веках, техника и наука развивается стремительно. Поэтому информационная безопасность стала стремительно развиваться благодаря техническому прогрессу и необходимость хранения, обработки и передачи информации.

Рассмотрим способы защиты информационной безопасности образовательного учреждения:

1. Организационные меры

• Законодательные меры

• Морально-этнические меры

• Административные меры

• Организационно-технические меры

2. Программно-технические средства защиты информации

• Стенаграфические методы

• Криптографические методы

• Методы и средства технической защиты информации

Рассмотрев ключевые вопросы информационной безопасности. Что защищать? От кого защищать? Как и чем защищать? Понятно, что информацию можно защитить с помощью различного программного и технического обеспечения, специализированных программ и другого. Но как же защитить наших детей от психологического воздействия и от «зомбирования» из вне.

С начальной школы у всех детей есть гаджеты, подключенные к сети интернет. Дети сидят бесконечно в социальных сетях, информационных чатах, где могут находится злоумышленники. Понятно, что в 21 веке нельзя приставить себе жизнь без гаджетов, но отгородить учащихся от ненужной и агрессивной информации можем.

Проблема заключается в отсутствии единой модели защиты информационной безопасности в образовательном процессе, так же не хватает потенциальных возможностей в информатизации образования. Так же в отсутствие законодательных и нормативных-правовых документов, определяющих уровень нравственности информации циркулируем в глобальной сети интернет. Это все факты обостряют проблему воспитания учащихся (школьников, студентов).

Решить многие проблемы можно: использовать все меры защиты информации в комплексе. Так же привлечь родителей учащихся для разъяснения и ограничения информации на гаджетах, ноутбуках и компьютерах. Так же просматривать посещаемы страницы детей, но основании это можно вносить изменения в доступ к информации.

А также нужно ввести новый предмет «Основы информационной безопасности» в образовательных учреждениях: школах, техникумов, институтов.

Литература

1. Зуфарова А.С. Смешанное обучение как средство повышения качества образовательного процесса // В сборнике: Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Сборник научных статей. Москва, 2020. С. 3136.

2. Возможность развития информационно-образовательной среды ВУЗА. Зуфаро-ва А.С. Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 81-88.

3. Обеспечение безопасности в образовательных организациях: теория и практика: учебное пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутови-на, Л.Г. Пак и др. - Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс «Университет», 2019. - 199 с.

ENSURING INFORMATION SECURITY WHEN USING ELEMENTS OF DISTANCE EDUCATION

Zufarova A.S.

Pacific National University

The relevance of this topic is due to the fact that with the development of computer technology, the educational process is actively introducing information technology and moving to blended learning. Thanks to this, students and teachers actively use digital technologies, which contributes to the storage, processing, accumulation and transmission of information in electronic format. As a result, most of the information circulates in society in electronic format in

the digital space. Participants in the educational process not only work, but also relax in a virtual environment. Blended learning - we can say that this is part of the educational space in which the formation of skills and qualities of students in the 21 st century takes place. But when using information technology, shortcomings are revealed in the classical methods of information protection: antiviruses, access checks, software protection, and more. Currently, cybersecu-rity plays a huge role, since almost all information is digitized and is very vulnerable to fraudsters.

In connection with these problems, it is necessary to develop new models, methods and technologies for protecting the information of students using the global Internet.

Keywords: information security, global Internet, cybersecurity, blended learning, attacks, educational process.

References

1. Zufarova A.S. Blended learning as a means of improving the quality of the educational process // In the collection: Current trends and innovations in the development of Russian science. Collection of scientific articles. Moscow, 2020. S. 31-36.

2. The possibility of developing the information and educational environment of the university. Zufarova A.S. Education management: theory and practice. 2020. No. 3 (39). pp. 81-88.

3. Ensuring security in educational organizations: theory and practice: textbook / L.A. Akimova, E.E. Lutovina, L.G. Pak et al. -Orenburg: University Publishing and Printing Complex, 2019. -199 with.

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.