Научная статья на тему 'Роль технологии визуализации в учебной информации'

Роль технологии визуализации в учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1214
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ / ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ТАЙМЛАЙН / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / СКРАЙБИНГ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / VISUALIZATION / INFORMATION PERCEPTION / DATA REPRESENTATION / INFOGRAPHICS / INFORMATION VISUALIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS / TIMELINE / INTELLIGENCE MAP / SCRIBING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуфарова Анна Сергеевна

В современном образовательном процессе, тема обогащения учебного процесса и визуализация учебной информации актуальна на сегодняшний момент. Эти все процессы взаимосвязаны между собой. Из-за стремительного роста информационных технологий, стала эволюционировать не только цифровая техника, но и методы преподавания в Высшей школе. Актуальность исследования техники визуализации в учебном процессе, связано с бурным развитием информационных технологий. На данный момент образовательный процесс находится на этапе перехода от классического обучения к смешанному обучению, т.е. использует максимально цифровую информацию. В данной статье рассмотрена роль техники визуализации в учебном процессе. Приведены основные определения визуализации и дана краткая характеристики техники визуализации информации. Рассмотрены плюсы и минусы визуализации данных в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF VISUALIZATION TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL INFORMATION

In the modern educational process, the topic of enriching the educational process and visualization of educational information is relevant at the moment. All these processes are interconnected. Due to the rapid growth of information technology, not only digital technology has evolved, but also teaching methods in Higher education. The relevance of the study of visualization techniques in the educational process is associated with the rapid development of information technologies. At the moment, the educational process is at the stage of transition from classical to mixed learning, i.e. it uses the most digital information. This article discusses the role of visualization techniques in the educational process. The main definitions of visualization are given and a brief description of the information visualization technique is given. The pros and cons of data visualization in the educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Роль технологии визуализации в учебной информации»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Роль технологии визуализации в учебной информации

Зуфарова Анна Сергеевна,

старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: zoof_anna@mail.ru

В современном образовательном процессе, тема обогащения учебного процесса и визуализация учебной информации актуальна на сегодняшний момент. Эти все процессы взаимосвязаны между собой. Из-за стремительного роста информационных технологий, стала эволюционировать не только цифровая техника, но и методы преподавания в Высшей школе. Актуальность исследования техники визуализации в учебном процессе, связано с бурным развитием информационных технологий. На данный момент образовательный процесс находится на этапе перехода от классического обучения к смешанному обучению, т.е. использует максимально цифровую информацию. В данной статье рассмотрена роль техники визуализации в учебном процессе. Приведены основные определения визуализации и дана краткая характеристики техники визуализации информации. Рассмотрены плюсы и минусы визуализации данных в образовательном процессе.

Ключевые слова: визуализация, восприятие информации, представление данных, инфографика, визуализация информации в образовательном процессе, таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, учебный процесс.

Актуальность исследования техники визуализации в учебном процессе связана с бурным развитием современных информационно-коммуникационных технологий. Цифровая техника охватила все сферы жизнедеятельности общества, а компьютер превратился в мощное средство управления цифровой информацией. Модернизация образования и повышение требований к подготовке студентов привели к необходимости обновления системы образовательного процесса. Цифровая информация превратилась в мощное средство для помощи педагогов в образовательном процессе. Использование цифровых инструментов, на лекционных или семинарских занятиях, делает учебный процесс более наглядным и легким для восприятия. Сейчас образовательный процесс переходит от традиционных методов обучения к смешанному обучению. Преподаватели стали использовать в тандеме информационные технологии и цифровую информацию.

Визуализация связывает зрительную систему человека и полученную информацию в единое целое. Она способна обрабатывать разной сложности объекты. Графика, картинки, блок-схемы, диаграммы, анимация, фото, видео, звук, текст, таблицы в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой обучающийся обретает качественно новые возможности в учебном процессе.

Но не все преподаватели могут использовать визуализацию в правильном русле. Большинство попыток визуализации теоретического или практического материала отличаются явным непрофессионализмом и непонимании автором законов восприятия информации человеком. У педагогов отсутствует единое представление о качестве визуализации информации и о роли дизайна в этом процессе. Из-за этого учебный материал получается, перезагружен лишней информацией, искажен и труден для восприятия. Например, добавляются множество пестрый и не нужных картинок или наоборот используется один скучный текст.

Ученые изучающие проблемы в области техники визуализации: М.И. Махмутов В. Лаптева, Д. Желязны, С.Э. Никляев и другие, а в работах А.А. Вербицкого, С.В. Арановой были рассмотрены вопросы проектирование визуально-информационной модели. [1-5].

Обратимся к теоретическим основам в данной области знаний.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

«Визуализация информации» этот термин впервые был рассмотрен в работе «The cognitive coprocessor for interactive user interfaces» [6].

Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») -прием представление информации в виде удобном для зрительной системы и анализа информации мозгом [7].

Визуализация данных - это представление информации, которая обеспечивает наиболее эффективную работу мозга человека по их изучению [8].

Техника визуализации - это способность сосредотачивать и наглядно представлять информацию [9].

Рассмотрим различные техники визуализации в учебном процессе:

1. Инфографика - способ передачи информации использующий графические объекты: таблицы, диаграммы, графические элементы, схемы, блок-схемы. Главная особенность этой техник - содержательность и легкость восприятия информации [10].

2. Таймлайн (от англ. Timeline) - временной отрезок, который показывает хронологическую последовательность. Эту технику используют при работе с историческими процессами, биографией и представляют этапы проектирования. Благодаря этому у студента формируется системный взгляд на данный процесс.

3. Интелект-карта - графическое представления информации в виде карты состоящей из главных и второстепенных тем.

4. Скрайбинг (от англ. «scribe») - визуализация информации при помощи символов. Это популярная техника одновременно использует речь, фломастер и белую доску. Этот способ иллюстрируют самые ключевые моменты.

5. Интерактивный плакат - цифровой плакат с расположенными на нем интерактивными элементами (графика, звук, видео, аудио, текст).

6. Кроссенс - это техника помогает проводить ассоциацию между информацией и изображением. Этот прием способствует критическому мышлению, коммуникации и формирует креативность у студентов.

7. Кластер - это графическая форма представления информации, представлена в виде блок-схемы, где видны все связи взаимодействия. Этот прием охватывает большое количество учебной информации, систематизирует пройденный материал.

8. Облако слов - эта техника выделяет набор ключевых слов или словосочетаний. Выделяется с помощью размером, стилей или цветом шрифта. Благодаря этому у учащихся развивается пространственное критическое аналитическое мышления.

Главной техникой визуализации у педагога яв-5 ляется «информационная компетенция». Без нее о преподаватель не сможет правильно и развернуто

преподнести информацию для обучающихся. ° «Информационная компетенция» это способ-si ность педагога правильно находить, применять,

хранить и преобразовывать учебную информацию в образовательном процессе, а также уметь работать и применять информационно-коммутативные технологии в правильном русле.

Техника визуализация становиться самостоятельной дисциплиной в связи с развитием информационных технологий и компьютеризацией общества. Главной ее задачей является создание научных оснований для качественного и надежного создания образов информации. Так же задачей техники визуализации в образовательном процессе является поддержка обучающегося в понимание и осмысление информации, минимизирует затраты времени и энергии на освоение новых знаний, снижает информационную нагрузку. Техника визуализация позволяет представить информацию в удобной для восприятия форме - наглядности.

Преимущества ее в образовательном процессе:

• помогает быстро охватить большой объем информации;

• помогает учащимся анализировать и организовывать полученную информацию в виде таблиц, схематичных рисунков, схем;

• связывает в одно целое старую и полученную информации, т.е. систематизирует ее;

• развивает мышление и воображение;

• придает эстетику учебному материалу;

• учебный материал излагается в простой и понятной форме.

Чтобы правильно визуализировать информацию в образовательном процессе, нужно ответить на вопросы: Для кого и чего будет анализироваться данная информация? Какую часть информации нужно использовать для создания конспекта? Как будет отображаться главная информация для учащихся? Какие технологии визуализации будут использоваться?

Ответы на эти вопросы и дадут нам нужную стратегию проектирования в техники визуализации в учебном процессе.

Использование в тандеме различной техники визуализации, способствует быстрому осмыслению и запоминанию изучаемого материала.

Если допустить ошибки в технике визуализации такие как:

• низкая точность;

• недостоверная, дезинформирующая или слишком упрошенная визуализация;

• лишние графические элементы;

• перегрузка информацией и цветом.

Эти все факты плохо влияют на эмоциональное состояние студента и восприятия учебного материала.

Чтоб такого избежать, нужно ввести госты по оформлению теоретического или практического материала в учебном процессе.

Из выше сказано можно сделать вывод, что визуализация является мощным инструментом донесения мыслей и идей до учащихся в образовательном процессе. А также незаменимым помощником

для преподавателя в его профессиональной деятельности.

Благодаря технике визуализации у преподавателя и студента:

• совершенствуется навыки моделирования, структурирования, классификации;

• развивается творчество;

• развивается способность к самообразованию, самосовершенствованию.

Литература

1. Аранова С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.- 2011.- № 2. -С. 18-24.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.

3. Желязны Д. Говори на языке диаграмм. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.- 320 с.

4. Лаптев В. Изобразительная статистика. - М.: Эйдос, 2012.- 180 с.

5. Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. Е.Л. Вартановой. -М.: Медиа-Мир, 2008.- 248 с.

6. Robertson G.G., Card S.K., Mackinlay J.D. The cognitive coprocessor for interactive user interfaces // Proc. of UIST89, ACM Symp. on User Interface Software and Technology.- 1989. -P. 10-18

7. Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

8. Information visualization (INFOVIS) // IEEE Symposium. [Электронный ресурс]. - URL: http://ieeexplore.ieee.org/xpl/RecentIssue. jsp?nrf=true&punumber=1000371.- [Режим доступа свободный].

9. Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ви-зуализация_данных

10. Инфографика. Крупный план [Электронный ресурс] // Инфографика в примерах. URL: http:// infoanalyze.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html

ROLE OF VISUALIZATION TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL INFORMATION

Zufarova A.S.

Pacific state University

In the modern educational process, the topic of enriching the educational process and visualization of educational information is relevant at the moment. All these processes are interconnected. Due to the rapid growth of information technology, not only digital technology has evolved, but also teaching methods in Higher education. The relevance of the study of visualization techniques in the educational process is associated with the rapid development of information technologies. At the moment, the educational process is at the stage of transition from classical to mixed learning, i.e. it uses the most digital information. This article discusses the role of visualization techniques in the educational process. The main definitions of visualization are given and a brief description of the information visualization technique is given. The pros and cons of data visualization in the educational process are considered.

Keywords: visualization, information perception, data representation, infographics, information visualization in the educational process, timeline, intelligence map, scribing, educational process.

References

1. Aranova S.V. To the methodology of visualization of educational information. Integration of artistic and logical // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology.-2011.- № 2. - S.18-24.

2. Verbitsky A.A. Active learning in higher education: a contextual approach. - M.: Higher. shk., 1991.- 207 p.

3. Zelazny D. Speak in the language of diagrams. - M.: Mann, Iva-nov and Ferber, 2012.- 320 p.

4. Laptev V. Visual statistics. - M.: Eidos, 2012.- 180 p.

5. Nyaklyaev S.E. Infographics: Principles of Visual Journalism. Modern journalistic education: technologies and teaching features / ed. E.L. Vartanova. - M.: Media-Mir, 2008.- 248p.

6. Robertson G.G., Card S.K., Mackinlay J.D. The cognitive coprocessor for interactive user interfaces // Proc. of UIST89, ACM Symp. on User Interface Software and Technology.- 1989. -P. 10-18

7. Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

8. Information visualization (INFOVIS) // IEEE Symposium. [Electronic resource]. - URL: http://ieeexplore.ieee.org/xpl/RecentIs-sue.jsp?nrf=true&punumber=1000371.- [Access mode is free].

9. Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Data_Visualization

10. Infographics. Close-up [Electronic resource] // Infographics in examples. URL: http://infoanalyze.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.