Научная статья на тему 'Защита информации в образовательных учреждениях'

Защита информации в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
221
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION SPACE COMPONENTS / SECURITY METHODS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ходжаева Дамира Фарходовна, Омонов Алишер Ахмадович, Курбанова Шахноза Мавляновна

Важным фактором развития современного общества нашего столетия является масштабное формирование информационных технологий. Учащиеся образовательных учреждений в первую очередь обучаются работе с огромным количеством информации, к оцениванию, обработке и методу поиска, усовершенствуя навыки анализа с разных точек зрения, сотрудничеству и командной работе, искусному использованию приобретённых знаний в повседневной жизни. Существенную значимость представляет концепция обучения и общественного контроля систем информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ходжаева Дамира Фарходовна, Омонов Алишер Ахмадович, Курбанова Шахноза Мавляновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

An important factor in the development of modern society of our century is the large-scale formation of information technology. Students of educational institutions are primarily trained to work with a huge amount of information, to evaluate, process and search methods, improving analysis skills from different points of view, cooperation and teamwork, skillful use of acquired knowledge in everyday life. The concept of learning and public control of information technology systems is of significant importance.

Текст научной работы на тему «Защита информации в образовательных учреждениях»

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

12 3

Ходжаева Д.Ф. , Омонов А.А. , Курбанова Ш.М. Email: Khodzhaeva686@scientifictext.ru

1Ходжаева Дамира Фарходовна - ассистент;

2Омонов Алишер Ахмадович - ассистент; 3Курбанова Шахноза Мавляновна - ассистент,

кафедра методов оптимального управления, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: важным фактором развития современного общества нашего столетия является масштабное формирование информационных технологий. Учащиеся образовательных учреждений в первую очередь обучаются работе с огромным количеством информации, к оцениванию, обработке и методу поиска, усовершенствуя навыки анализа с разных точек зрения, сотрудничеству и командной работе, искусному использованию приобретённых знаний в повседневной жизни. Существенную значимость представляет концепция обучения и общественного контроля систем информационных технологий.

Ключевые слова: информационная безопасность, компоненты информационного пространства, методы защиты.

INFORMATION SECURITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Khodzhaeva D.F.1, Omonov Л.А.2, Kurbanova Sh.М.3

1Khodzhaeva Damira Farhodovna - Assistant;

2Omonov Alisher Akhmadovich - Assistant; 3Kurbanova Shakhnoza Mavlyanovna - Assistant, DEPARTMENT OF OPTIMAL MANAGEMENT METHODS, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: an important factor in the development of modern society of our century is the large-scale formation of information technology. Students of educational institutions are primarily trained to work with a huge amount of information, to evaluate, process and search methods, improving analysis skills from different points of view, cooperation and teamwork, skillful use of acquired knowledge in everyday life. The concept of learning and public control of information technology systems is of significant importance. Keywords: information security, information space components, security methods.

УДК 681.3:378.1

Учащиеся образовательных учреждений наименее защищены от социальной пропаганды. Следовательно, информационная безопасность учебных заведений должна гарантировать защиту информации и конфиденциальных сведений учащихся от незаконной пропаганды и воздействия на сознание [1].

Совокупность информационных ресурсов на дисках хранения данных, обработка, хранение, поиск и распространение информации, доступ к данным на основе информационных технологий создаёт особое информационное пространство, которое работает на учебный процесс и учащегося.

В учебном заведении это пространство формируется для того, чтобы учащийся во время обучения имел возможность извлекать прогрессивные и актуальные знания, умения интенсивного использования их, обучился свободно размышлять, приспосабливаться стремительно развивающемуся обществу. В ВУЗе учащийся не

прекращает увеличивать собственные знания и навыки, приобретает высококвалифицированные понятия согласно выбранной профессии.

Следует особо отметить следующие компоненты информационного пространства:

- «неэлектронный» - формирование классов информационных технологий, специализированных лабораторий, медиатек, медиа центров, телестудий, а также радиоканалов и других;

- «электронный» - использование современных гаджетов, программного обеспечения, научно методической помощи, веб технологий и сети интернет между учащимися внутри образовательного процесса;

Психологический компонент принимает во внимание вид, специфику, а также интенсивность общения между учителями и учащимися, стремление студентов ВУЗа к использованию современных технологий, эмоциональное стремление для изменения научно методических методов и обучения;

Интеллектуальный компонент принимает во внимание цели и приоритеты учебного процесса, профессиональный уровень преподавателей, стремления к совершенству в повышении потенциала педагога, а также формирование информационного пространства вузов.

Понятие информационной безопасности учебных заведений включает в себя систему мер, направленных на защиту данных учащихся от какой-либо кибератаки. Ещё один аспект защиты образовательного процесса - это пропаганда любых сведений, запрещённых законом.

Три категории данных образовательных учреждений защищены на законодательном уровне: личные данные учащихся и преподавателей, цифровые архивы; интеллектуальная собственность каждого звена учебных заведений; электронные библиотеки содержащие данные об учебном процессе, базы данных и специальные программные средства для получения знаний.

Эти данные могут быть украдены или испорчены проникновением в цифровые носители или сервер данных учебного заведения. Но при этом эти данные должны быть доступны для авторизованных пользователей в любой момент обращения к ним, должны быть защищены от любого несанкционированного воздействия и должны быть конфиденциальны от чужих лиц.

Угрозой безопасности информации является хищение и повреждение данных разными хакерскими группами или самими учащимися имеющих злой умысел, которые могут повредить само техническое устройство или запустить в него компьютерный вирус. Следующие объекты могут пострадать от информационных атак: компьютер и другие технические средства, которые имеют все шансы быть испорченными вследствие механического воздействия, вирусных атак или других обстоятельств; программные средства, применяемые с целью обеспечения эффективности системы или в учебном процессе, имеющие шансы пострадать от компьютерных вирусов или хакерских атак; база данных хранящаяся на отдельных дисках или на hdd дисках; штат служащих отвечающих за информационную безопасность и техническую поддержку информационных систем; сами учащиеся подвластные агрессивному фактору влияния. В последнее время подобные ситуации участились в современном мире, что говорит о целенаправленной психологической атаке на сознание. Существуют и другие виды угроз, не зависящих ни от кого: аварийные ситуации; ошибка персонала; проблемы в работе программ; выход техники из строя; проблемы в работе систем связи. Эти угрозы имеют временный характер, предугадываемые и с легкостью устраняемые сотрудниками или специальными службами.

Методы защиты. Имеется серия методов, дающих возможность выстроить защиту учебного заведения на нужном уровне. В Узбекистане принят закон «О персональных данных», защищающий сохранность данных каждого субъекта вне зависимости от социального статуса, определяющий степень угроз и меры защиты их безопасности [2]. Этот способ защиты является нормативно-правовым. Защита безопасности баз

данных основывается на функционирующих законах, характеризующих определенные массивы защиты, выделяя только те данные, которые не должны быть доступны третьим лицам (конфиденциальная информация, персональные данные, коммерческая, служебная, профессиональная или государственная тайна). Основываясь на морально-этических средствах защиты информации можно создать меры, защищающие учащихся от разной пропаганды на законном уровне, создавая список документов, программ и других источников которые могли бы травмировать психику детей, не позволяющие проникать на территорию образовательных структур. Административно-организационные меры построены на основе должностных инструкций, списке данных не разрешающий обмен определённой информации и позволяющий доступ только к разрешенным ресурсам интернет. Физические меры включают в себя систему пропусков в помещения, где хранится информация, позволяя доступ только определенному списку персонала и копирование данных, чтобы обеспечить их сохранность. Технические меры включают в себя программные средства, выявляющие угрозы безопасности.

Список литературы /References

1. Минин А.Я. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2016. 148 с.

2. Закон республики Узбекистан 02.07.2019 г. N зру-547 «О персональных данных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.