DOI 10.24412/2541-9056-2024-130-59-77 УДК 377.8
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Н.А. Степанова
Статья поступила в редакцию 10 января 2024 г.
Актуальность исследования объясняется интенсивным развитием цифрового пространства, при взаимодействии с которым дети сталкиваются с различными вызовами и опасностями. Исследование в этой области поможет разработать эффективные меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей. Предметом исследования являются способы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей в цифровом пространстве. Объектом исследования является информационная безопасность несовершеннолетних детей. Методами исследования стали анализ нормативно-правовой и психолого-педагогической литературы, анкетирование, анализ полученных статистических данных по проблеме информационной безопасности в сети Интернет. Научная новизна заключается в разработке педагогической технологии, включающей в себя анализ нормативно-правовой базы в вопросе информационной безопасности несовершеннолетних, диагностику уровня развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и педагогов в вопросах безопасности в сети Интернет, выявление способов и проблем защиты детей и подростков в условиях цифровых технологий, а также разработку рекомендаций по повышению эффективности обеспечения безопасности несовершеннолетних детей в цифровом пространстве.
Ключевые слова: несовершеннолетние дети, информационно-коммуникативная компетентность, информационная безопасность, кибербуллинг, цифровое пространство.
ENSURING THE INFORMATION SECURITY OF CHILDREN IN THE DIGITAL SPACE
N.A. Stepanova
The relevance of the study is explained by the intensive development of the digital space, in which children face various challenges and dangers when interacting with it. Research in this area will help to develop effective measures to ensure the information security of underage children. The subject of the study is the ways to ensure the information security of underage children in the digital space. The object of the study is the information security of underage children. The research methods are the analysis of normative-legal and psychological-pedagogical literature, questionnaire survey, analysis of the obtained statistical data on the problem of information security on the Internet. Scientific novelty lies in the development of pedagogical technology, including: the analysis of the regulatory and legal framework in the issue of information security of minors, diagnostics of the level of development of information and communication competence of students and teachers in the issues of safety on the Internet, identification of ways and problems of protection of children and adolescents in the conditions of digital technologies, as well as the development of recommendations to improve the effectiveness of ensuring the safety of underage children in the digital space.
Key words: minor children, information and communication competence, information security, cyberbully-ing, digital space.
Актуальность исследования объясняется интенсивным развитием цифрового пространства, при взаимодействии с которым дети сталкиваются с новыми вызовами и опасностями, такими как кибербуллинг, недопустимый контент, нарушения конфиденциальности и т.д. Исследование в этой области поможет разрабо-
тать эффективные меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей.
Целью работы является разработка педагогической технологии, включающей в себя анализ нормативно-правовой базы в вопросе информационной безопасности несовершеннолетних, диагностику уровня
развития информационно-
коммуникативной компетентности обучающихся и педагогов в вопросах безопасности в сети Интернет, выявление способов и проблем защиты детей и подростков в условиях цифровых технологий, а также разработку рекомендаций по повышению эффективности обеспечения безопасности несовершеннолетних детей в цифровом пространстве. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовое регулирование обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних;
- разработать и провести опросник по проблеме защиты прав несовершеннолетнего в условиях цифровых технологий;
- выявить основные способы и проблемы защиты детей и подростков в условиях цифровых технологий;
- разработать рекомендации по защите прав несовершеннолетних в цифровом пространстве.
Методами нашего исследования являются: анализ нормативно-правовой и психолого-педагогической литературы, анкетирование, анализ полученных статистических данных.
Современная информация постоянно совершенствуется, меняются и взгляды на информационные процессы. Это как источник права, который, по существу, требует ответа со стороны закона. Система нормативного обеспечения постоянно совершенствуется, принимаются новые нормативные акты, поскольку действующие общие нормативные акты не могут обеспечить регулирование правоотношений в этой сфере, особенно в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних [4].
Информационная безопасность детей в цифровом пространстве - это обеспече-
ние защиты детей от негативных воздействий и угроз, которые могут возникнуть в Интернете и других цифровых средах. Включает в себя защиту личных данных, предотвращение доступа к нежелательному контенту, обучение правилам безопасного поведения в сети и многое другое. Это важный аспект современного воспитания и обучения детей в информационном обществе [2].
Информационно-коммуникативная компетентность обучающихся и педагогов в вопросах безопасности в сети Интернет - это способность эффективно использовать информационные технологии и электронные коммуникационные средства, а также обладать достаточными знаниями, навыками и умениями для безопасного и ответственного поведения в сети Интернет [8].
Данная компетентность включает в себя следующие аспекты:
1. Знание основных принципов безопасности в сети Интернет, таких как использование надежных паролей, защита личной информации, осознание рисков и угроз в сети.
2. Умение оценивать и выбирать надежные и безопасные веб-ресурсы, приложения и программное обеспечение.
3. Навык критического мышления и анализа информации, получаемой из сети Интернет, для определения ее достоверности и проверки наличия вирусов или вредоносного кода.
4. Умение эффективно и безопасно использовать электронную почту, социальные сети, мессенджеры и другие коммуникационные средства в сети Интернет.
5. Знание и понимание правил этики и норм поведения в сети Интернет, включая уважение к чужой частной жизни, запрет на кибербуллинг и нежелательное контактирование с незнакомцами.
Обучение и развитие информационно-коммуникативной компетенции в вопросах безопасности в сети Интернет является важной задачей современного образования для подготовки обучающихся и педагогов к безопасному и ответственному использованию интернет-ресурсов [3, с. 211; 5, с. 36; 9, с. 99].
Значительное количество интернет-ресурсов, посвященных суициду, доступно в любое время: это признают даже современные законодатели, отмечающие данную проблему в законодательных актах. Исследователи рассматривают проблему соединения виртуального мира с реальностью, обращая внимание на то, что такое действие затрудняет развитие чувства реальности у человека и усложняет восприятие окружающего мира, его образов и событий [1, с. 113].
Законодательство и регулирование государственного аппарата в сфере цифровых технологий, согласно действующей редакции ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривает в качестве самостоятельной позиции обеспечение информационной безопасности детей [11].
Тем не менее, Федеральным законом, который остается в силе и в какой-то степени способен обеспечить безопасность детей в сфере информации, является Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [13].
Однако, несмотря на недостатки положений «О защите детей...», есть заранее определенное объяснение: безопасность детей в информационной сфере является условием неприкосновенности несовершеннолетних, при котором отсутствует риск возникновения опасности, связанной с материалами, причинившими вред их
здоровью, и (или) телесными последствиями, умственным развитием и т.п. [13].
Результатом законотворческой работы стала принятая Руководством Российской Федерации Система медиа-
кибербезопасности несовершеннолетних, в задачи которой входит модернизация общего правового регулирования. Однако данная система не является нормативным актом, необходимым для применения. Как и другие значимые государственные правовые акты, она носит внешний характер и содержит общеправовые принципы и важные задачи государственной политики по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних [6].
Важным в обеспечении информационной безопасности являются организационные и административные меры по соблюдению законодательства в области защиты персональных данных. Внутренняя политика обработки персональных данных в образовательной организации должна соответствовать требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в том числе ограничение доступа к информации, содержащей персональные данные [12].
К основным используемым в образовательной организации программно-техническим мерам относятся следующие:
- создание локальной сети и ограничение доступа в сеть в зависимости от выполняемой задачи (например, с помощью паролей);
- установка систем контентной фильтрации на персональные компьютеры, используемые в учебном процессе, либо на сервер;
- настройка и обновление установок контент-фильтра, блокирующего выход к интернет-ресурсам, причиняющим вред здоровью и развитию детей;
- установка и обновление антивирусного программного обеспечения;
- осуществление педагогами визуального контроля работы детей в сети «Интернет»;
- техническая организация ограничения выхода в сеть Интернет с личных мобильных устройств учащихся (отсутствие доступа по Wi-Fi).
Особое внимание уделено соблюдению требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в школьных библио-теках-медиатеках [13].
Современные школьные библиотеки являются не только книгохранилищами, но и информационными центрами, в которых помимо работы с книгами учащиеся работают на персональном компьютере с электронными образовательными ресурсами и осуществляют поиск информации в сети Интернет, обеспечивая тем самым безопасность информации в школе, библиотеке. Деятельность библиотек должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, включая принятие организационных и технических мер по ограничению доступа детей к информации, вредной для их здоровья и развития.
В соответствии с Федеральным законом № 114 от 25.06.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» в библиотеках проводятся мероприятия по выявлению запрещенных экстремистских материалов и своевременное удаление их из фондов [10].
Таким образом, существует ряд обязательных мер по обеспечению информационной безопасности, выполнение которых контролируется и отслеживается учредителем (муниципальными органами управления образованием, региональным
органом власти в сфере образования), органами прокуратуры, органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования, иными органами.
С целью изучения уровня развития информативности населения в сфере кибер-безопасности нами был разработан тест-опросник. Он включает в себя 12 вопросов с вариантами ответов. Каждый опрошенный должен указать субъективное решение заданного вопроса. Варианты ответов предлагаются в более расширенном виде.
Опросник создан на платформе Оnlinetestpad [7]. На данной платформе можно без труда составить любой опросник, тест, кроссворд, тренажёрный диалог, уроки и многое другое. После завершения прохождения теста-опросника можно увидеть результаты с диаграммами, показывающими, сколько человек ответили на тот или иной вопрос. Ссылка на опрос была отправлена педагогам, студентам и родителям обучающихся. В опросе приняли участие 14 преподавателей и 42 студента Лысьвенского филиала ФГАОУ ВО "ПНИПУ".
Результаты проведенного исследования были обобщены также с помощью платформы Оnlinetestpad [7]. Каждый ответ можно посмотреть в статистике после прохождения теста, где указывается процент и число ответивших на один из вопросов. Анализируя данные опроса, можно отметить, что большинство из опрошенных знают, что такое киберпреступления, информационная безопасность.
Рассмотрим более развернутую характеристику ответов каждого вопроса разработанного опросника:
Анализируя 1 вопрос, можно сказать, что опрос прошли больше женщин - 43 человека (74,14 %), чем мужчин - 15 (25,86%) (см: рисунок 1).
Рисунок 1 - Ваш пол?
Возрастные категории опрашиваемых: от 19-25 лет - 26 человек (44,07%), более 25 лет - 24 (40,68%), от 15-18 лет - 9 (15,25%) (см: рисунок 2).
Рисунок 2 - Сколько вам лет?
Анализируя 3 вопрос «Кем вы являетесь?», мы видим, что прошли исследование большее количество студентов - 41 человек (74,55%), чем остальных участников, преподавателей - 14 человек (25,45%) (см: рисунок 3).
50
I
студент
Кол-но ответов
Вариант ответа Кол-во ответов Процент
преподаватель 14 25%
школьник 0 0%
студент 42 75%
Рисунок 3 - Кем вы являетесь?
Можно сделать вывод, что большинство опрошенных не следят за временем, проведенным в сети Интернет - 35 человек (59,32%), до 5 часов в день пребывают в сети -11 человек (18,33%), до 3 часов в день - 10 человек (16,67%), до 1 часа в день - 3 человека (5%) (см: рисунок 4).
40
30
™ 20
I
О ,--
преподаватель школьник
1
До часов в день До 3 часов б день До 1 часа в день Кол-во ответов Не слежу за ереме нем • Кол-во ответов: 36
Вариант ответа Кол-во ответов Процент
До 5 часов в день 11 18.33%
До 3 часов в день 10 16.67%
До 1 часа в день 3 5%
Не слежу за временем 36 60%
Рисунок 4 - Как много времени Вы проводите в сети Интернет?
На 5 вопрос «Каким способом Вы стараетесь ограничить себя от агрессии и травли в Интернете?» ответили 46 человек. Ответы на этот вопрос выделены следующим образом: «не обращаю внимания»; «не реагирую и не участвую в публичных обсуждениях»; «конфиденциальность»; «не читаю то, что не нужно»; «не встречаюсь с агрессией и травлей в Интернете»; «никак»; «не пишу комментарии в соцсетях»; «смотрю исключительно важную информацию»; «не вхожу на сомнительные сайты», «не выкладываю в сеть личную информацию», «не отвечаю на провокационные вопросы»; «не вступаю в подозрительные чаты, в обсуждение спорных вопросов»; «не играю в сетевые игры», «не посещаю подозрительные сайты». С остальными ответами на этот вопрос можно ознакомиться на рисунке 5.
Еемл 1 2*
Не обращаю внимании 1 2%
Не обращать внимания 1 2%
Не реагирую икгвствую в _ ^ П)-Сгмчми» обсуждению
Я не овршца» ка это ыжиамм 1 2%
актиммость 1 2%
«снфашендольностъ 1 2%
VI» нет 1 2%
Не читать то что не иркно 1 2*
Я не естераюсь с агрессия» и ^ ^ травле* в Нигерией
Не смотрю юкиемтарий 1 2%
Гнаться своим хобби 1 2%
Спам бгошроыа 1 2%
Несиогрю 1 2%
Не общаюсь с позы«« «вторые ^ ^^ йогVI прооаит» агрессию
просто пролистываю подобное 1 2%
не отвечаю мапо маижыи _
2%
пщцяи
Рисунок 5 - Каким способом Вы стараетесь ограничить себя от агрессии и травли в Интернете?
Анализируя 6 вопрос «Пользуетесь ли Вы социальными сетями в качестве коммуникации?», мы видим, что большинство опрошенных часто пользуются соц. сетями в качестве средства коммуникации - 51 человек (86,44%), остальные пользуются редко - 8 человек (13,56%) (см: рисунок 6).
Рисунок 6 - Пользуетесь ли Вы социальными сетями в качестве коммуникации?
Как показывает диаграмма ответов на 7 вопрос «Знаете ли Вы, что такое «киберпре-ступление»?», большинство опрошенных знают - 52 человека (88,14%). Мало кто знает о таком виде преступлений - 5 человек (8,47%). Есть и такие, кто не слышал об этом - 2 человека (3,39%) (см: рисунок 7).
Рисунок 7 - Знаете ли Вы что такое «Киберпреступление»?
Ответы на 8 вопрос «Согласны ли вы, что компьютерные вирусы нарушают безопасность в сети Интернет?» приводят к выводу, что большинство согласны с тем, что вирусы нарушают безопасность в сети Интернет - 53 человека (89,83%) (см: рисунок 8).
Рисунок 8 - Согласны ли Вы, что компьютерные вирусы нарушают безопасность
в сети Интернет?
Ответ «В целях контроля времени нахождения в сети и посещаемых сайтов» выбрали большинство опрошенных - 52 человека (88,14%) на 9 вопрос «Для чего необходима функция "Родительский контроль" на гаджетах с доступом к сети Интернет?» (см: рисунок 9).
Рисунок 9 - Для чего необходима функция «Родительский контроль» на гаджетах с доступом к сети Интернет?
Анализируя 10 вопрос, мы видим, что большинство опрошенных согласны, что нужно установить возраст ограничения в программе «Родительский контроль» - 40 человек (67,8%) (см: рисунок 10).
Рисунок 10 - Должны ли функции программы «Родительский контроль» соответствовать возрасту?
Ответы на 11 вопрос «Посещаете ли Вы такие сайты как «Синий кит», «Беги или умри» и др.?» позволяют сделать вывод, что большинство опрошенных не посещали такие сайты - 48 человек (81,36%), но есть и такие участники опроса, кто посещал, -всего 1 человек (1,69%), те, кто не слышал о таком сайте, - 10 человек (16,95%) (см: рисунок 11).
60 50 40
X
® 30
X
гп
20 10
о -
осень 1
Кол-во ответов
Вариант ответа Кол-во Процент
ответов
посещал 1 1.67%
не посещал 49 61.67%
не слышал о таком 10 16.67%
Рисунок 11 - Посещаете ли Вы такие сайты как «Синий кит», «Беги или умри»?
На 12 вопрос «Ваши предложения по обеспечению безопасности в сети Интернет несовершеннолетних детей и подростков» ответили 34 опрошенных, предлагая следующие варианты: «регистрация в соцсетях только через родителей», «родительский контроль»; «научить кибербезопасности»; «тотальный родительский контроль»; «блокировать сомнительные сайты специалистами по кибербезопасности»; «паспортный контроль»; «проводить время с детьми»; «интернет-информация, которая в нём распространяется, должна быть под "колпаком" государства, как в Китае, например»; «обучение детей основам компьютерной безопасности в основных образовательных организациях»; «использование на домашних компьютерах фильтров, программ "Родительский контроль"»; «заполнить свободное время ребёнка интересными секциями и другими полезными увлечениями, желательно совместно с родителями». С остальными ответами можно ознакомиться на рисунке 12.
паспортный контроль
хз
Блокировка сайтов Ограничение
проводить время с детьми Не знаю
Родительский контроль
Заниматься своим ребёнком
Интернет, информация, которая в нём распространяется должны быть под "колпаком" государства, как в Китае например
Обучение детей основам компьютерной безопасности в основных обраэоват. организациях, использование на домаш. компьютерах фильтров, программ "Родительский контроль", наполнить свободное время ребенка интересными секциями и другими полезными увлечениями, желательно совместно с родителями
Рассказывать не базовые меры предосторожности а настоящие схемы того как себя обезопасить
Фильтрация контента в зависимости от возраста
Использовать функции программы "Родительского контроля"
Прежде всего разъяснить детям все возможные последствия влияния
Регистрация строго с 16 лет, на каких либо сайтах. Потвердеть с помощью родительской помощи
Программное обеспечение родительского контроля
Тема безопасности в интернете должна освещаться в образовательных учреждениях. Например, на уроках" разговоры
3% 3% 3% 3% 3% 3% 3% 3%
3%
3%
3%
3%
3%
3%
3%
3%
3%
Рисунок 12 - Ваши предложения по обеспечению безопасности сети Интернет несовершеннолетних детей и подростков?
Таким образом, на основании проведенного опроса можно сделать выводы о том, что набольший интерес к вопросам безопасности в Интернете проявляют женщины и молодые люди. Большинство опрошенных осознают угрозы, которые могут возникнуть в онлайн-среде, и при-
нимают меры для защиты своей онлайн-безопасности. Однако некоторые аспекты безопасности в Интернете, такие как ки-берпреступления все еще не до конца известны населению. В целом, проведенный опрос помогает более глубоко понять отношение людей к безопасности в сети Ин-
тернет и выявить важные аспекты этой проблемы.
Рассмотрим существующие проблемы взаимодействия несовершеннолетних детей с цифровым пространством:
1. Доступ к нежелательному или вредоносному контенту, который может нанести вред психическому и эмоциональному здоровью детей.
2. Кибербуллинг и онлайн-травля, что может привести к психологическим проблемам и негативному воздействию на самооценку.
3. Недостаточная осведомленность детей о цифровой безопасности и отсутствие навыков защиты личной информации в Интернете.
4. Риск попадания детей в сети контактов с недобросовестными людьми или мошенниками.
5. Зависимость детей и подростков от цифровых устройств и социальных сетей, что может негативно сказываться на психическом и физическом здоровье.
6. Недостаточный контроль со стороны родителей и взрослых над активностью детей в Интернете.
Данные проблемы нацеливают на поиск способов информационной защиты детей и подростков в условиях применения цифровых технологий, которыми выступают:
1. Внедрение родительского контроля на устройствах и приложениях с целью ограничения доступа к нежелательному контенту.
2. Обучение детей основам цифровой грамотности и безопасности в Интернете.
3. Проведение регулярных бесед и обсуждений с детьми о правилах безопасного поведения в онлайн-среде.
4. Поддержка и поощрение детей к обращению за помощью взрослых в случае возникновения проблем в Интернете.
5. Создание безопасных онлайн-сред для детей и подростков, где они могут общаться и учиться, не подвергая себя риску.
6. Сотрудничество с организациями и экспертами по цифровой безопасности
для разработки эффективных методов защиты детей и подростков в цифровой среде [14].
Вышерассмотренные проблемы и способы защиты детей и подростков в условиях цифрового пространства позволили нам сформулировать следующие рекомендации по повышению эффективности обеспечения безопасности для несовершеннолетних, родителей и педагогов в сфере цифровых технологий:
1. Обучение родителей и учителей: проведение обучающих программ, курсов повышения квалификации для родителей и учителей по безопасному использованию цифровых технологий поможет им лучше понимать риски и принимать соответствующие меры для защиты детей.
2. Проведение образовательных программ: введение в школьные программы обучение по безопасности в сфере цифровых технологий, включая курсы по основам кибербезопасности, защите конфиденциальности данных и сетевой безопасности, что поможет детям быть более осведомленными и сознательными пользователями. Учебные заведения могут включить в свои учебные планы уроки по безопасности в Интернете. Такие уроки могут содержать информацию о том, как защищать свои личные данные, обнаружить онлайн-угрозы и правильно вести себя в сети.
3. Создание безопасной интернет-среды: сотрудничество с компаниями и операторами связи для предоставления безопасного Интернета, включая фильтры для блокировки нежелательного контента и приложений для родительского контроля поможет родителям контролировать доступ детей к опасным или неподходящим сайтам. Многие провайдеры интернет-услуг предлагают дополнительные инструменты для защиты детей от нежелательного контента. Родители могут установить фильтры на устройствах своих детей или использовать специальные программы для родительского контроля.
4. Разработка политики безопасности: разработка и внедрение строгой политики безопасности в школах, детских садах и других образовательных учреждениях помогут обеспечить безопасную среду для использования цифровых технологий. Эти меры могут включать ограничение доступа к определенным сайтам и приложениям, использование значимых паролей и установку антивирусного программного обеспечения. Учебные заведения могут разработать и внедрить строгие правила использования цифровых технологий в своих структурах. Эти правила могут включать ограничение доступа к определенным сайтам, обязательное использование паролей и другие меры безопасности.
5. Сотрудничество с правоохранительными органами и организациями по защите детей: установление партнерства с правоохранительными органами и организациями, занимающимися защитой детей в Интернете, поможет разработать эффективные методы борьбы с онлайн-жестокостью, кибербуллингом и другими угрозами, с которыми могут столкнуться дети. Учебные заведения могут сотрудничать с местными правоохранительными органами для предотвращения онлайн-угроз и расследования случаев кибербул-линга. Это позволит обеспечить безопасность детей в цифровом пространстве.
6. Развитие медиаграмотности: предоставление возможности детям развивать критическое мышление, оценивать достоверность информации в Интернете и различать реальные и фейковые новости. Университеты могут включить в свои учебные планы дисциплины по развитию критического мышления и развитию навыков работы с информацией.
7. Развитие технологических решений: разработка и использование инновационных технологий, таких как искусственный интеллект и анализ данных помогут обнаруживать и предотвращать угрозы в он-лайн-среде, а также предоставлять родителям инструменты для отслеживания ак-
тивности своих детей в цифровой среде. Разработчики могут создавать специальные приложения и программы для мониторинга интернет-активности детей и предотвращения угроз в сети. Такие инновационные технологии помогут родителям быть в курсе того, что делают их дети в цифровой среде.
8. Важная роль средств массовой информации в формировании поведения детей: было бы целесообразно со стороны государства больше внимания уделять социальной рекламе, в которой формируются модели желаемого поведения в цифровом пространстве.
9. Рассказывать взрослым и детям о мошенничестве, киберпреступлениях в сети Интернет: родителям время от времени проверять, какими сайтами пользуются их дети. Также доносить информацию на классных часах в «Разговорах о важном»: о мошенничествах в Интернете, о том, что не нужно переходить на подозрительные сайты [14].
Важно отметить, что эти рекомендации должны быть адаптированы к региональным условиям и законодательству, а также постоянно обновляться в соответствии с развитием цифровых технологий и новыми угрозами.
Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних детей в условиях цифровых технологий является актуальной и важной задачей современного общества. В современном цифровом мире подростки сталкиваются с различными опасностями и рисками, связанными с использованием Интернета, социальных сетей, мобильных устройств и других цифровых технологий.
Подводя итог вышесказанному, необходимо выделить самую важную и перво-определяющую роль в формировании сознания подростков и восприятия ими информации именно родителей и педагогов. Ведь они и объясняют детям, «что такое хорошо и что такое плохо», учат правильно воспринимать информацию, в том
числе и негативную, которая ежедневно поступает в неокрепшее сознание детей, стараются их оградить от такого рода информации.
Поэтому одним из главных аспектов технологии защиты прав подростков является обучение и осведомленность родителей и педагогов. Родители и педагоги должны быть компетентными в вопросах, связанных с использованием цифровых технологий, а также уметь контролировать и ограничивать доступ своих детей к опасному контенту, включать в образова-
тельный процесс вопросы безопасного использования цифровых технологий.
Задача обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей в условиях цифровых технологий должна быть комплексной и многоуровневой, с включением технических решений, обучением и поддержкой родителей, педагогов и подростков, а также с тесным сотрудничеством с правоохранительными органами и другими заинтересованными сторонами.
Список литературы
1. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Влияние технологий виртуальной реальности на развитие образования в 2000-х гг. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2023. - № 2. - С. 107-119.
2. Документы - Правительство России [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru>docs/48416/ (дата обращения 10.12.2023).
3. Карпова Е.М., Вагин В.В., Куприянов Б.В. Культурный трансфер школьного партисипаторного бюджетирования и советская традиция воспитания // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13. - № 6. - С. 209-232.
4. Консультации по безопасности в Интернете от Федеральной службы безопасности (ФСБ) [Электронный ресурс]. - URL: https://fsb.ru/press-center/ security-issues/ children/(дата обращения 10.12.2023).
5. Лукьянова М.И., Тимошина И.Н. Интеграция общеобразовательной организации в международное пространство как способ развития инновационного потенциала педагогов и учащихся // Педагогический журнал Башкортостана. - 2023. - № 3. - С. 33-44
6. Министерство внутренних дел [Электронный ресурс]. - URL: https://мвд.рф/reports/item/41741442/(дата обращения 10.12.2023).
7. Платформа теста-опросника [Электронный ресурс]. - URL: https://onlinetestpad.com/jdvyab4g4skmy(дата обращения 10.12.2023).
8. Развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: https://урок.рф/library/razvitie_informatcionno kommunikatcionnoj_kompetentno_093653.html (дата обращения 10.12.2023).
9. Темирова А.Б., Садулаев С-М.Б. Концепция информационной модели IT-платформы для индивидуализированного компетентностноориентированного обучения магистров в области компьютерных наук // Педагогический журнал Башкортостана. - 2023. - № 1. - С. 97-109
10. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 10.12.2023).
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 10.12.2023).
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61801/. (дата обращения 10.12.2023).
13. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения 10.12.2023).
14. Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - URL: https://fom.ru/(дата обращения 10.12.2023).
References
1. Boguslavskij M.V., Neborskij E.V. Vliyanie texnologij virtualnoj realnosti na razvitie obrazovaniya v 2000-x gg. // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - 2023. - № 2. - S. 107-119.
2. Dokumenty' - PravitePstvo Rossii [Elektronnyj resurs]. - URL: http://government.ru>docs/48416/ (data obrashheniya 10.12.2023).
3. Karpova E.M., Vagin V.V., Kupriyanov B.V. Kulturnyj transfer shkolnogo partisipatornogo byudzhetiro-vaniya i sovetskaya tradiciya vospitaniya // Science for Education Today. - 2023. - T. 13. - № 6. - S. 209-232.
4. Konsul tacii po bezopasnosti v Internete ot Federalnoj sluzhby' bezopasnosti (FSB) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://fsb.ru/press-center/ security-issues/ children/(data obrashheniya 10.12.2023).
5. Luk yanova M.I., Timoshina I.N. Integraciya obshheobrazovatelnoj organizacii v mezhdunarodnoe pros-transtvo kak sposob razvitiya innovacionnogo potenciala pedagogov i uchashhixsya // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - 2023. - № 3. - S. 33-44
6. Ministerstvo vnutrennix del [Elektronnyj resurs]. - URL: https://mvd.rf/reports/item/41741442/(data obrashheniya 10.12.2023).
7. Platforma testa-oprosnika [Elektronnyj resurs]. - URL: https://onlinetestpad.com/jdvyab4g4skmy(data obrashheniya 10.12.2023).
8. Razvitie informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti obuchayushhixsya na urokax i vo vneurochnoj deyatelnosti [Elektronnyj resurs]. - URL: https://urok.rf/library/razvitie_informatcionno kommunikatcion-noj_kompetentno_093653.html (data obrashheniya 10.12.2023).
9. Temirova A.B., Sadulaev S-M.B. Koncepciya informacionnoj modeli IT-platformy' dlya individualizirovannogo kompetentnostnoorientirovannogo obucheniya magistrov v oblasti kompyuternyx nauk // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - 2023. - № 1. - S. 97-109
10. FederaTny'j zakon ot 25.07.2002 №114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatelnosti» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (data obrashheniya 10.12.2023).
11. FederaTny'j zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyx texnologiyax i o zashhite informacii» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (data obrashheniya 10.12.2023).
12. FederaTny'jzakon ot 27.07.2006 № 152-FZ «O personalnyx dannyx [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61801/. (data obrashheniya 10.12.2023).
13. FederaPny'j zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ «O zashhite detej ot informacii, prichinyayushhej vred ix zdo-rovyu i razvitiyu» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108808/ (data obrashheniya 10.12.2023).
14. Fond «Obshhestvennoe mnenie» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://fom.ru/(data obrashheniya 10.12.2023).
Для ссылки: Степанова Н.А. Обеспечение информационной безопасности детей в цифровом пространстве // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. -№1 (30). - С. 59-77.
DOI 10.24412/2541-9056-2024-130-59-77